^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
< В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
PQ
(У Гармонников С.Н. Е
рС В статье рассматриваются концептуальные вопросы развития таможенного администрирования в Республике Казахстан на период до 2020 года
и Q
Ключевые слова: Республика Казахстан; Министерство финансов;
U Комитет таможенного контроля; таможенное администрирование;
^ концепцияразвития
2 Keywords: the Republic of Kazakhstan; the Ministry of Finance;
Q Customs Control Committee; customs administration; development concept
E
E В Республике Казахстан Комитет таможенного контроля (далее -
к^ КТК МФ Республики Казахстан) является подчиненным Министерству
О
H
Е Е
О Е
This article is dedicated to the conceptual issues of the development of customs administration in the Republic of Kazakhstan till 2020
финансов ведомством, осуществляющим в пределах установленной ком-^н петенции реализационные и контрольные функции в сфере таможенного дела, но не имеющим полномочий при осуществлении таможенного администрирования издавать нормативные правовые акты в указанной
Os сфере деятельности1.
Соответственно, КТК МФ Республики Казахстан вправе издавать толь-^ ко оформляемые приказами председателя правовые акты индивидуального С применения, которые не затрагивают права, обязанности и законные интере-® сы участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), т.е. не устанавливают нормы права по законодательству Республики Казахстан.
^ Участие в выработке предложений по основным направлениям госу-
^ дарственной политики в области таможенного дела и в её реализации возложены на Министерство финансов, функцией которого также является госу-Л дарственное регулирование и разработка и принятие нормативных правовых ^ актов в сфере таможенного дела в Республике Казахстан2.
С
о-
^ 1 Положение о Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, утв. приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 24.04.2008 № 200 // Информационная система «Юрист». - URL: http://online.zakon.kz.
2 Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан, утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 24.04.2008 № 387 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан» (в ред. от 13 марта 2013 г.) // Информационная система «Юрист». - URL: http://online.zakon.kz.
В Концепции развития таможенного администрирования от 4 февраля 2013 года, принятой в Республике Казахстан (далее - Концепция)3, не содержится определение понятия «таможенное администрирование», но изложенные в ней основные направления таможенного администрирования - внедрение электронной таможни, совершенствование системы управления рисками, повышение эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов, развитие посттаможенного контроля - подтверждают понимание в Республике Казахстан понятия таможенного администрирования как совокупности организационно-правовых и иных действий и мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан.
В соответствии с принятой Концепцией одним из основных принципов развития таможенного администрирования в Республике Казахстан будет являться переориентация деятельности таможенных органов Казахстана с фискальной функции на контрольно-содействующую.
Так, в п. 1 Концепции указано, что в настоящее время «ориентация таможенных органов на достижение основной цели пополнения сборов денежных средств в бюджет диктует характер мер таможенного администрирования. Они направлены не на упрощение или ускорение таможенного оформления, а на получение таможенных пошлин и налогов от участников внешнеэкономической деятельности путем корректировок таможенной стоимости, пересмотра классификационных решений и прочих мер».
Такой характер работы казахстанских таможенных органов на фоне унификации и повышения для Казахстана в рамках Таможенного союза ставок ввозных таможенных пошлин «воспринимается как ужесточение тарифного и нетарифного регулирования вследствие вступления Казахстана в Таможенный союз, что придает негативный оттенок происходящим интеграционным процессам в рамках Единого экономического пространства. Как результат, усложняется процесс осуществления внешнеэкономической деятельности, возникают дополнительные трудности для ведения бизнеса, что в конечном итоге влияет на темпы экономического роста и экономическую привлекательность Казахстана. В этой связи переориентация таможенных органов с фискальной на контрольно-содействующую функцию позволит обеспечить необходимый баланс между задачей таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и сбору таможенных платежей и налогов с задачей по стимулированию внешнеторгового оборота и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса».
3 Концепция развития таможенного администрирования, утв. приказом Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 04.02.2013 № 42 «Об утверждении Концепции развития таможенного администрирования» // Информационная система «Юрист». - URL: http://online.zakon.kz.
В Концепции также определены следующие принципы развития таможенного администрирования, нацеленные на улучшение его качества, снижение административной нагрузки на бизнес-сообщество и увеличение объемов внешнеторговых товаропотоков, в рамках которых до 2020 года будут сконцентрированы основные усилия и ресурсы таможенных органов Республики Казахстан:
- упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и таможенного контроля;
- профилактика и предупреждение преступлений и правонарушений в таможенной сфере;
- ориентация на получателя государственных услуг, оказываемых таможенными органами путем повышения их качества для участников ВЭД;
- развитие сотрудничества и партнерских отношений с участниками ВЭД.
В соответствии с принятой Концепцией основными направлениями развития таможенного администрирования в Республике Казахстан являются нижеперечисленные ключевые области:
1. Внедрение «электронной таможни». Основным инструментом, посредством которого в таможенных органах Республики Казахстан планируется реализовать электронное декларирование, является комплекс электронного декларирования <^еЬ-декларант». Данная система позволяет подавать декларацию на товары в электронном виде, формировать электронные копии таможенных деклараций на бесплатной основе и с помощью сети Интернет отправлять их на адрес любого таможенного органа, а также формировать таможенные документы и их электронные копии самостоятельно, без привлечения брокерских компаний.
В настоящее время процесс электронного декларирования, принятый в таможенных органах Республики Казахстан, заключается в проведении удаленной процедуры таможенного декларирования товаров, в ходе которой декларант и должностное лицо таможенного органа, находясь на удаленном расстоянии друг от друга, ведут работу с помощью сети Интернет. При этом документы на бумажном носителе декларант предоставляет в таможенный орган только в случаях, когда требуется проведение дополнительной проверки по результатам оценки системы управления рисками.
КТК МФ Республики Казахстан прорабатывается вопрос о внедрении новой технологии удаленного выпуска товаров, согласно которой декларация на товар в электронном формате подается во «внутренний» таможенный орган назначения на территории Республики Казахстан, при этом фактический таможенный контроль и выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществляется на таможенном посту, расположенном в пункте пропуска через таможенную границу Таможенного союза. Для этих целей в Республике Казахстан ведется работа по созданию в непосредственной близости от границы транспортно-логистических терминалов.
Внедрение электронного таможенного декларирования, согласно Концепции, должно быть обеспечено решением таких задач, как:
- внесение изменений и дополнений в таможенное законодательство с учетом перехода на электронное декларирование;
- стандартизация государственных услуг по безбумажному декларированию;
- оснащение таможенных постов необходимой интернет-инфраструктурой и связью;
- перевод всех разрешительных документов, требующихся в рамках осуществления внешнеторговой деятельности, в электронный формат4.
2. Совершенствование системы управления рисками. Концепция характеризует систему управления рисками в качестве основного инструмента, позволяющего в условиях постоянно растущего объема международной торговли применить принцип выборочности таможенного контроля и сосредоточить имеющиеся ресурсы казахстанской таможенной службы на объектах повышенного риска в целях обеспечения требуемого уровня эффективности таможенного контроля. Соответственно, совершенствование системы управления рисками (СУР) является одной из ключевых составляющих развития таможенного администрирования в Республике Казахстан.
С учетом того, что в Республике Казахстан система управления рисками применяется на практике менее трёх лет5, основными направлениями её развития обозначены:
- унификация национальных систем управления рисками таможенных служб государств - членов Таможенного союза;
- совершенствование методов и подходов при анализе и оценке рисков, организация эффективной системы мониторинга результативности СУР путем выстраивания системы непрерывного мониторинга результативности разрабатываемых профилей рисков;
- повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, непосредственно ответственных за сопровождение и эффективное функционирование системы управления рисками; обмен опытом с таможенными службами иностранных государств, имеющими положительный опыт работы по данному направлению;
4 Министерство финансов Республики Казахстан планирует с июля 2014 года перейти на электронное декларирование в отношении всех видов таможенных процедур, для чего в 2013 году Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан планирует перевод в электронный формат 41-го разрешительного документа, а в 2014 году - еще 11 документов. Соответственно, с января 2015 года при таможенном декларировании товаров разрешительные документы на бумажных носителях не будут запрашиваться у участников ВЭД, так как они должны будут содержаться в базе данных казахстанских таможенных органов в электронном формате.
5 Постановление Правительства Республики Казахстан от 03.11.2010 № 1149 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан» // Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан. - 2010. - № 59. - Ст. 567.
- доработка программных средств по оценке рисков с целью выстраивания комплексной системы управления рисками, способной отвечать требованиям постоянно изменяющейся внешней среды. С целью ускорения и повышения возможностей процесса оценки рисков необходимо в максимальной степени автоматизировать отдельные шаги в рамках данного процесса;
- обеспечение достаточной степени интеграции программных средств, используемых для оценки рисков, с базами данных других государственных органов, что позволит использовать максимально полный объем информации, необходимой для оценки рисков, и будет способствовать повышению эффективности и возможностей системы управления рисками в целом.
3. Повышение эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. В Концепции отражено, что в условиях вступления в Таможенный союз, либерализации внешнеторгового законодательства, ускорения совершения операций таможенного контроля и внедрения принципа выборочности при его осуществлении значительно повышаются требования к эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов.
Актуальность данного направления развития таможенного администрирования для Республики Казахстан обусловлена снижением в 2010-2012 годах отдельных показателей оперативно-служебной деятельности казахстанских таможенных органов, в том числе количества возбужденных административных и уголовных дел, что КТК МФ Республики Казахстан частично объясняет вступлением Республики Казахстан в Таможенный союз и исключением ответственности за незаконное перемещение товаров через казахстанско-рос-сийскую границу. В качестве других основных проблемных вопросов в правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Казахстан в Концепции указаны:
- отсутствие в территориальных таможенных органах Казахстана единообразной правоприменительной практики по вопросам привлечения лиц к уголовной и административной ответственности за совершённые преступления и правонарушения в области таможенного дела, поскольку действующая нормативно-правовая база Республики Казахстан в сфере уголовного и административного законодательства в настоящее время не соответствует активно изменяющемуся в рамках интеграционных процессов таможенному законодательству;
- недостатки существующей системы оценки эффективности правоохранительной деятельности, которая предполагает ежегодное увеличение показателей по выявленным правонарушениям в области таможенного дела, в связи с чем во главу угла ставится количественная динамика, а не реальная криминогенная обстановка в сфере таможенного дела;
- недостаточный уровень информационно-аналитического обеспечения правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, и низкая эффективность взаимодействия оперативных
подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами Республики Казахстан.
В целях повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Казахстан Концепцией предусмотрено осуществление следующих мероприятий:
- совершенствование законодательной базы в области правоохранительной деятельности с учетом изменений таможенного законодательства Таможенного союза6;
- разработка комплекса мер по борьбе с организованными формами контрабанды товаров;
- создание ведомственной информационной базы правонарушений в сфере таможенного дела с разными уровнями доступа, в которой будут содержаться сведения об основных признаках выявляемых правонарушений, рисковых направлениях, методах противодействия, а также ориентировки и иная вспомогательная информация, направленная на предупреждение и выявление фактов нарушения таможенного законодательства. Особая роль в повышении эффективности правоохранительной деятельности отводится техническому оснащению таможенных органов и проведению непрерывного мониторинга эффективности применения технических средств таможенного контроля при выявлении преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела;
- построение эффективной кадровой политики, снижение уровня коррупции среди должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан. Реализация принципа «персональной ответственности» первых руководителей за каждый факт коррупционного преступления со стороны подчиненных;
- создание специализированного учебного центра правоохранительного блока таможенных органов;
- развитие международного сотрудничества в правоохранительной сфере деятельности. Укрепление взаимодействия с зарубежными и международными органами в области борьбы с преступлениями в таможенной сфере рассматривается Концепцией в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Республики Казахстан. Значимая
6 В настоящее время в Республике Казахстан в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» проводится работа над законопроектами пяти кодексов в новой редакции: Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Кодекса об административных правонарушениях и Предпринимательского кодекса. В концепции нового Кодекса об административных правонарушениях планируется пересмотреть ряд норм, связанных с передачей таможенным органам дополнительных функций в области интегрированного контроля. Кроме того, КТК МФ Республики Казахстан считает необходимым привести национальное законодательство Казахстана к наиболее эффективным международным стандартам и правовым нормам в области правоохранительной деятельности, в том числе разработать новые правовые нормы в области обеспечения защиты интеллектуальной собственности, а также нормы, связанные с новыми концептуальными подходами к проведению таможенного контроля.
роль в данном вопросе отводится Региональному узлу связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ «RILO-Москва».
4. Развитие посттаможенного контроля. Согласно Концепции «посттаможенный контроль выступает в качестве инструмента, позволяющего, с одной стороны, ослабить контроль на этапе декларирования с целью ускорения товарооборота, с другой стороны, компенсировать данные послабления путем осуществления таможенного контроля после выпуска товара».
В настоящее время КТК МФ Республики Казахстан проводится работа по пересмотру подходов посттаможенного контроля с целью снижения административной нагрузки на бизнес-сообщество, упорядочения и сокращения проверок, проводимых в отношении участников ВЭД в сфере таможенного дела. К примеру, в целях обеспечения наименьшего вмешательства в деятельность участников ВЭД количество плановых таможенных проверок сокращено на 50 %, планирование выездных таможенных проверок производится с учетом категорирования участников ВЭД по лицам, включенным в Перечень налогоплательщиков постоянного мониторинга, производителям, получателям крупных сумм льгот и перечисления наибольших платежей в бюджет. КТК МФ Республики Казахстан инициировано рассмотрение вопросов о сокращении срока таможенного контроля после выпуска товаров и исковой давности по требованиям таможенных органов к плательщикам с пяти до трех лет, а также об отмене наказания или исключении пеней в случае, если нарушивший законодательство участник ВЭД исправил допущенные нарушения в добровольном порядке.
Концепцией также предложены следующие основные направления развития посттаможенного контроля:
- совершенствование законодательной и методической базы, в том числе по вопросу определения таможенной стоимости после выпуска товаров, с учетом переориентации деятельности таможенных органов с фискальной на контрольно-содействующую функцию;
- повышение результативности посттаможенных проверок путем применения автоматизированной системы управления рисками; осуществление постоянного мониторинга эффективности системы управления рисками и её непрерывное совершенствование;
- организация системы непрерывного повышения профессионального уровня работников посттаможенного контроля;
- организация системы обмена информацией с государственными органами Республики Казахстан, а также государственными органами иностранных государств; расширение доступа к базам данных других государственных органов.
В соответствии с Концепцией в деятельности таможенных органов Республики Казахстан на первый план выходит повышение уровня эффективной
идентификации лиц, нарушивших таможенное законодательство, и ужесточение контроля по отношению к таким лицам с целью создания условий, при которых незаконная деятельность для участников ВЭД будет сопряжена с высокими рисками или экономически нецелесообразна. В этой связи КТК МФ Республики Казахстан предлагает принять меры по повышению уровня ответственности лиц, допускающих повторные нарушения, на законодательном уровне, а также учесть необходимость повышенного внимания по отношению к таким лицам при осуществлении отбора участников ВЭД для проведения посттаможенных проверок.
В целом реализация заложенных в Концепции принципов и направлений развития таможенного администрирования в Республике Казахстан нацелена на обеспечение достижения таких результатов, как создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и расширения внешнеторговых связей; повышение дисциплины участников ВЭД и соблюдение норм таможенного законодательства; оптимизация ресурсов таможенных органов; обеспечение полноты взимания таможенных платежей.
Приказом КТК МФ Республики Казахстан от 04.02.2013 № 42 указанная Концепция определена основой для разработки программ и планов развития таможенного администрирования в Республике Казахстан.