Научная статья на тему 'Основные принципы и направления развития таможенного администрирования в Республике Казахстан'

Основные принципы и направления развития таможенного администрирования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / КОМИТЕТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / THE MINISTRY OF FINANCE / CUSTOMS CONTROL COMMITTEE / CUSTOMS ADMINISTRATION / DEVELOPMENT CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются концептуальные вопросы развития таможенного администрирования в Республике Казахстан на период до 2020 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES AND DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

This article is dedicated to the conceptual issues of the development of customs administration in the Republic of Kazakhstan till 2020

Текст научной работы на тему «Основные принципы и направления развития таможенного администрирования в Республике Казахстан»

^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

СО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

< В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

PQ

(У Гармонников С.Н. Е

рС В статье рассматриваются концептуальные вопросы развития таможенного администрирования в Республике Казахстан на период до 2020 года

и Q

Ключевые слова: Республика Казахстан; Министерство финансов;

U Комитет таможенного контроля; таможенное администрирование;

^ концепцияразвития

2 Keywords: the Republic of Kazakhstan; the Ministry of Finance;

Q Customs Control Committee; customs administration; development concept

E

E В Республике Казахстан Комитет таможенного контроля (далее -

к^ КТК МФ Республики Казахстан) является подчиненным Министерству

О

H

Е Е

О Е

This article is dedicated to the conceptual issues of the development of customs administration in the Republic of Kazakhstan till 2020

финансов ведомством, осуществляющим в пределах установленной ком-^н петенции реализационные и контрольные функции в сфере таможенного дела, но не имеющим полномочий при осуществлении таможенного администрирования издавать нормативные правовые акты в указанной

Os сфере деятельности1.

Соответственно, КТК МФ Республики Казахстан вправе издавать толь-^ ко оформляемые приказами председателя правовые акты индивидуального С применения, которые не затрагивают права, обязанности и законные интере-® сы участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), т.е. не устанавливают нормы права по законодательству Республики Казахстан.

^ Участие в выработке предложений по основным направлениям госу-

^ дарственной политики в области таможенного дела и в её реализации возложены на Министерство финансов, функцией которого также является госу-Л дарственное регулирование и разработка и принятие нормативных правовых ^ актов в сфере таможенного дела в Республике Казахстан2.

С

о-

^ 1 Положение о Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, утв. приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 24.04.2008 № 200 // Информационная система «Юрист». - URL: http://online.zakon.kz.

2 Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан, утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 24.04.2008 № 387 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан» (в ред. от 13 марта 2013 г.) // Информационная система «Юрист». - URL: http://online.zakon.kz.

В Концепции развития таможенного администрирования от 4 февраля 2013 года, принятой в Республике Казахстан (далее - Концепция)3, не содержится определение понятия «таможенное администрирование», но изложенные в ней основные направления таможенного администрирования - внедрение электронной таможни, совершенствование системы управления рисками, повышение эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов, развитие посттаможенного контроля - подтверждают понимание в Республике Казахстан понятия таможенного администрирования как совокупности организационно-правовых и иных действий и мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан.

В соответствии с принятой Концепцией одним из основных принципов развития таможенного администрирования в Республике Казахстан будет являться переориентация деятельности таможенных органов Казахстана с фискальной функции на контрольно-содействующую.

Так, в п. 1 Концепции указано, что в настоящее время «ориентация таможенных органов на достижение основной цели пополнения сборов денежных средств в бюджет диктует характер мер таможенного администрирования. Они направлены не на упрощение или ускорение таможенного оформления, а на получение таможенных пошлин и налогов от участников внешнеэкономической деятельности путем корректировок таможенной стоимости, пересмотра классификационных решений и прочих мер».

Такой характер работы казахстанских таможенных органов на фоне унификации и повышения для Казахстана в рамках Таможенного союза ставок ввозных таможенных пошлин «воспринимается как ужесточение тарифного и нетарифного регулирования вследствие вступления Казахстана в Таможенный союз, что придает негативный оттенок происходящим интеграционным процессам в рамках Единого экономического пространства. Как результат, усложняется процесс осуществления внешнеэкономической деятельности, возникают дополнительные трудности для ведения бизнеса, что в конечном итоге влияет на темпы экономического роста и экономическую привлекательность Казахстана. В этой связи переориентация таможенных органов с фискальной на контрольно-содействующую функцию позволит обеспечить необходимый баланс между задачей таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и сбору таможенных платежей и налогов с задачей по стимулированию внешнеторгового оборота и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса».

3 Концепция развития таможенного администрирования, утв. приказом Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 04.02.2013 № 42 «Об утверждении Концепции развития таможенного администрирования» // Информационная система «Юрист». - URL: http://online.zakon.kz.

В Концепции также определены следующие принципы развития таможенного администрирования, нацеленные на улучшение его качества, снижение административной нагрузки на бизнес-сообщество и увеличение объемов внешнеторговых товаропотоков, в рамках которых до 2020 года будут сконцентрированы основные усилия и ресурсы таможенных органов Республики Казахстан:

- упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и таможенного контроля;

- профилактика и предупреждение преступлений и правонарушений в таможенной сфере;

- ориентация на получателя государственных услуг, оказываемых таможенными органами путем повышения их качества для участников ВЭД;

- развитие сотрудничества и партнерских отношений с участниками ВЭД.

В соответствии с принятой Концепцией основными направлениями развития таможенного администрирования в Республике Казахстан являются нижеперечисленные ключевые области:

1. Внедрение «электронной таможни». Основным инструментом, посредством которого в таможенных органах Республики Казахстан планируется реализовать электронное декларирование, является комплекс электронного декларирования <^еЬ-декларант». Данная система позволяет подавать декларацию на товары в электронном виде, формировать электронные копии таможенных деклараций на бесплатной основе и с помощью сети Интернет отправлять их на адрес любого таможенного органа, а также формировать таможенные документы и их электронные копии самостоятельно, без привлечения брокерских компаний.

В настоящее время процесс электронного декларирования, принятый в таможенных органах Республики Казахстан, заключается в проведении удаленной процедуры таможенного декларирования товаров, в ходе которой декларант и должностное лицо таможенного органа, находясь на удаленном расстоянии друг от друга, ведут работу с помощью сети Интернет. При этом документы на бумажном носителе декларант предоставляет в таможенный орган только в случаях, когда требуется проведение дополнительной проверки по результатам оценки системы управления рисками.

КТК МФ Республики Казахстан прорабатывается вопрос о внедрении новой технологии удаленного выпуска товаров, согласно которой декларация на товар в электронном формате подается во «внутренний» таможенный орган назначения на территории Республики Казахстан, при этом фактический таможенный контроль и выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществляется на таможенном посту, расположенном в пункте пропуска через таможенную границу Таможенного союза. Для этих целей в Республике Казахстан ведется работа по созданию в непосредственной близости от границы транспортно-логистических терминалов.

Внедрение электронного таможенного декларирования, согласно Концепции, должно быть обеспечено решением таких задач, как:

- внесение изменений и дополнений в таможенное законодательство с учетом перехода на электронное декларирование;

- стандартизация государственных услуг по безбумажному декларированию;

- оснащение таможенных постов необходимой интернет-инфраструктурой и связью;

- перевод всех разрешительных документов, требующихся в рамках осуществления внешнеторговой деятельности, в электронный формат4.

2. Совершенствование системы управления рисками. Концепция характеризует систему управления рисками в качестве основного инструмента, позволяющего в условиях постоянно растущего объема международной торговли применить принцип выборочности таможенного контроля и сосредоточить имеющиеся ресурсы казахстанской таможенной службы на объектах повышенного риска в целях обеспечения требуемого уровня эффективности таможенного контроля. Соответственно, совершенствование системы управления рисками (СУР) является одной из ключевых составляющих развития таможенного администрирования в Республике Казахстан.

С учетом того, что в Республике Казахстан система управления рисками применяется на практике менее трёх лет5, основными направлениями её развития обозначены:

- унификация национальных систем управления рисками таможенных служб государств - членов Таможенного союза;

- совершенствование методов и подходов при анализе и оценке рисков, организация эффективной системы мониторинга результативности СУР путем выстраивания системы непрерывного мониторинга результативности разрабатываемых профилей рисков;

- повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, непосредственно ответственных за сопровождение и эффективное функционирование системы управления рисками; обмен опытом с таможенными службами иностранных государств, имеющими положительный опыт работы по данному направлению;

4 Министерство финансов Республики Казахстан планирует с июля 2014 года перейти на электронное декларирование в отношении всех видов таможенных процедур, для чего в 2013 году Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан планирует перевод в электронный формат 41-го разрешительного документа, а в 2014 году - еще 11 документов. Соответственно, с января 2015 года при таможенном декларировании товаров разрешительные документы на бумажных носителях не будут запрашиваться у участников ВЭД, так как они должны будут содержаться в базе данных казахстанских таможенных органов в электронном формате.

5 Постановление Правительства Республики Казахстан от 03.11.2010 № 1149 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан» // Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан. - 2010. - № 59. - Ст. 567.

- доработка программных средств по оценке рисков с целью выстраивания комплексной системы управления рисками, способной отвечать требованиям постоянно изменяющейся внешней среды. С целью ускорения и повышения возможностей процесса оценки рисков необходимо в максимальной степени автоматизировать отдельные шаги в рамках данного процесса;

- обеспечение достаточной степени интеграции программных средств, используемых для оценки рисков, с базами данных других государственных органов, что позволит использовать максимально полный объем информации, необходимой для оценки рисков, и будет способствовать повышению эффективности и возможностей системы управления рисками в целом.

3. Повышение эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. В Концепции отражено, что в условиях вступления в Таможенный союз, либерализации внешнеторгового законодательства, ускорения совершения операций таможенного контроля и внедрения принципа выборочности при его осуществлении значительно повышаются требования к эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов.

Актуальность данного направления развития таможенного администрирования для Республики Казахстан обусловлена снижением в 2010-2012 годах отдельных показателей оперативно-служебной деятельности казахстанских таможенных органов, в том числе количества возбужденных административных и уголовных дел, что КТК МФ Республики Казахстан частично объясняет вступлением Республики Казахстан в Таможенный союз и исключением ответственности за незаконное перемещение товаров через казахстанско-рос-сийскую границу. В качестве других основных проблемных вопросов в правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Казахстан в Концепции указаны:

- отсутствие в территориальных таможенных органах Казахстана единообразной правоприменительной практики по вопросам привлечения лиц к уголовной и административной ответственности за совершённые преступления и правонарушения в области таможенного дела, поскольку действующая нормативно-правовая база Республики Казахстан в сфере уголовного и административного законодательства в настоящее время не соответствует активно изменяющемуся в рамках интеграционных процессов таможенному законодательству;

- недостатки существующей системы оценки эффективности правоохранительной деятельности, которая предполагает ежегодное увеличение показателей по выявленным правонарушениям в области таможенного дела, в связи с чем во главу угла ставится количественная динамика, а не реальная криминогенная обстановка в сфере таможенного дела;

- недостаточный уровень информационно-аналитического обеспечения правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, и низкая эффективность взаимодействия оперативных

подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами Республики Казахстан.

В целях повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Казахстан Концепцией предусмотрено осуществление следующих мероприятий:

- совершенствование законодательной базы в области правоохранительной деятельности с учетом изменений таможенного законодательства Таможенного союза6;

- разработка комплекса мер по борьбе с организованными формами контрабанды товаров;

- создание ведомственной информационной базы правонарушений в сфере таможенного дела с разными уровнями доступа, в которой будут содержаться сведения об основных признаках выявляемых правонарушений, рисковых направлениях, методах противодействия, а также ориентировки и иная вспомогательная информация, направленная на предупреждение и выявление фактов нарушения таможенного законодательства. Особая роль в повышении эффективности правоохранительной деятельности отводится техническому оснащению таможенных органов и проведению непрерывного мониторинга эффективности применения технических средств таможенного контроля при выявлении преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела;

- построение эффективной кадровой политики, снижение уровня коррупции среди должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан. Реализация принципа «персональной ответственности» первых руководителей за каждый факт коррупционного преступления со стороны подчиненных;

- создание специализированного учебного центра правоохранительного блока таможенных органов;

- развитие международного сотрудничества в правоохранительной сфере деятельности. Укрепление взаимодействия с зарубежными и международными органами в области борьбы с преступлениями в таможенной сфере рассматривается Концепцией в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Республики Казахстан. Значимая

6 В настоящее время в Республике Казахстан в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» проводится работа над законопроектами пяти кодексов в новой редакции: Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Кодекса об административных правонарушениях и Предпринимательского кодекса. В концепции нового Кодекса об административных правонарушениях планируется пересмотреть ряд норм, связанных с передачей таможенным органам дополнительных функций в области интегрированного контроля. Кроме того, КТК МФ Республики Казахстан считает необходимым привести национальное законодательство Казахстана к наиболее эффективным международным стандартам и правовым нормам в области правоохранительной деятельности, в том числе разработать новые правовые нормы в области обеспечения защиты интеллектуальной собственности, а также нормы, связанные с новыми концептуальными подходами к проведению таможенного контроля.

роль в данном вопросе отводится Региональному узлу связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ «RILO-Москва».

4. Развитие посттаможенного контроля. Согласно Концепции «посттаможенный контроль выступает в качестве инструмента, позволяющего, с одной стороны, ослабить контроль на этапе декларирования с целью ускорения товарооборота, с другой стороны, компенсировать данные послабления путем осуществления таможенного контроля после выпуска товара».

В настоящее время КТК МФ Республики Казахстан проводится работа по пересмотру подходов посттаможенного контроля с целью снижения административной нагрузки на бизнес-сообщество, упорядочения и сокращения проверок, проводимых в отношении участников ВЭД в сфере таможенного дела. К примеру, в целях обеспечения наименьшего вмешательства в деятельность участников ВЭД количество плановых таможенных проверок сокращено на 50 %, планирование выездных таможенных проверок производится с учетом категорирования участников ВЭД по лицам, включенным в Перечень налогоплательщиков постоянного мониторинга, производителям, получателям крупных сумм льгот и перечисления наибольших платежей в бюджет. КТК МФ Республики Казахстан инициировано рассмотрение вопросов о сокращении срока таможенного контроля после выпуска товаров и исковой давности по требованиям таможенных органов к плательщикам с пяти до трех лет, а также об отмене наказания или исключении пеней в случае, если нарушивший законодательство участник ВЭД исправил допущенные нарушения в добровольном порядке.

Концепцией также предложены следующие основные направления развития посттаможенного контроля:

- совершенствование законодательной и методической базы, в том числе по вопросу определения таможенной стоимости после выпуска товаров, с учетом переориентации деятельности таможенных органов с фискальной на контрольно-содействующую функцию;

- повышение результативности посттаможенных проверок путем применения автоматизированной системы управления рисками; осуществление постоянного мониторинга эффективности системы управления рисками и её непрерывное совершенствование;

- организация системы непрерывного повышения профессионального уровня работников посттаможенного контроля;

- организация системы обмена информацией с государственными органами Республики Казахстан, а также государственными органами иностранных государств; расширение доступа к базам данных других государственных органов.

В соответствии с Концепцией в деятельности таможенных органов Республики Казахстан на первый план выходит повышение уровня эффективной

идентификации лиц, нарушивших таможенное законодательство, и ужесточение контроля по отношению к таким лицам с целью создания условий, при которых незаконная деятельность для участников ВЭД будет сопряжена с высокими рисками или экономически нецелесообразна. В этой связи КТК МФ Республики Казахстан предлагает принять меры по повышению уровня ответственности лиц, допускающих повторные нарушения, на законодательном уровне, а также учесть необходимость повышенного внимания по отношению к таким лицам при осуществлении отбора участников ВЭД для проведения посттаможенных проверок.

В целом реализация заложенных в Концепции принципов и направлений развития таможенного администрирования в Республике Казахстан нацелена на обеспечение достижения таких результатов, как создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и расширения внешнеторговых связей; повышение дисциплины участников ВЭД и соблюдение норм таможенного законодательства; оптимизация ресурсов таможенных органов; обеспечение полноты взимания таможенных платежей.

Приказом КТК МФ Республики Казахстан от 04.02.2013 № 42 указанная Концепция определена основой для разработки программ и планов развития таможенного администрирования в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.