Научная статья на тему 'Main conceptual differences in the development of customs services of the Russian Federation and the Rebublic of Kazakhstan'

Main conceptual differences in the development of customs services of the Russian Federation and the Rebublic of Kazakhstan Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / CUSTOMS SERVICE / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / CONCEPT OF DEVELOPMENT / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / FISCAL FUNCTIONS / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / ЕДИНАЯ СТРАТЕГИЯ / UNIFIED STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников С.Н.

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития таможенных служб Российской Федерации и Республики Казахстан в условиях функционирования Таможенного союза, направленные на формирование единой долгосрочной стратегии развития таможенных служб государств членов Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гармонников С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Main conceptual differences in the development of customs services of the Russian Federation and the Rebublic of Kazakhstan»

"Собрание законодательства РФ". 17.06.1996, №25, ст.2954.

19.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1999.

С.Н. Гармоничное

20. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, №53 (ч.1), ст.7598.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития таможенных служб Российской Федерации и Республики Казахстан в условиях функционирования Таможенного союза, направленные на формирование единой долгосрочной стратегии развития таможенных служб государств - членов Таможенного союза.

Ключевые слова: Таможенный союз; таможенная служба; концепция развития; таможенное регулирование; фискальная функция; социальное развитие; единая стратегия.

S.N. Garmonnikov

MAIN CONCEPTUAL DIFFERENCES IN THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS SERVICES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REBUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article deals with topical issues of customs services of Russian Federation and the Republic of Kazakhstan development under the circumstances of the Customs Union functioning. This is aimed at creating a unified long-term development strategy of the Customs Union member states customs services.

Keywords: Customs Union; customs service; the concept of development; customs regulation; fiscal functions; social development; a unified strategy.

Интенсивно развивающиеся

процессы глобализации мирового хозяйства, происходящие изменения масштабов и форм внешнеэкономической деятельности, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства обусловили необходимость совершенствования таможенной

деятельности в рамках национальных стратегий развития таможенных служб Российской Федерации и Республики Казахстан на долгосрочную перспективу.

Разработанные и утвержденные в установленном порядке стратегические планы развития на период до 2020 года российской и казахстанской таможенных служб согласованно нацелены на обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической

деятельности и содействие внешней торговле путем применения передового таможенного инструментария:

электронного декларирования, технологий удаленного выпуска, обязательного предварительного информирования о ввозимых товарах, института

уполномоченного экономического

оператора, а также совершенствования системы управления рисками,

правоохранительной деятельности и пост -таможенного контроля.

Однако, концептуально

закрепленные основные направления развития таможенных служб Российской Федерации и Республики Казахстан имеют и ряд существенных различий, которые в совокупности могут оказать негативное влияние на процесс надлежащего

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

1. Совершенствование таможенного регулирования.

Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года1 одним из приоритетных направлений развития таможенной деятельности в России является совершенствование таможенного регулирования, нацеленного на развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования

внешнеторговой деятельности, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для её законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности РФ и Таможенного союза.

Соответственно, основными

задачами Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) в указанной области определены совершенствование законодательства Российской Федерации о таможенном деле путем его унификации с международными стандартами2, ускорение и упрощение таможенных операций в целях облегчения международной торговли без ущерба эффективности таможенного контроля, в том числе в рамках дальнейшего развития системы управления рисками.

Федеральная таможенная служба наделена достаточными полномочиями для реализации возложенной на нее функции по совершенствованию таможенных правоотношений, отнесенных таможенным

1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Собрание законодательства РФ. 2013. №2. Ст. 109.

2 Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. №279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. №32. Ст.4810.

законодательством Таможенного союза к национальному ведению государств-членов3, поскольку уполномочена на принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности 4.

В то же время утвержденные в Республике Казахстан Стратегия развития таможенной службы до 2020 г.5 и

Концепция развития таможенного

б

администрирования не содержат положений о совершенствовании таможенного регулирования.

Такое положение дел обусловлено тем, что Комитет таможенного контроля (далее - КТК МФ Республики Казахстан) является подчиненным Министерству финансов ведомством, осуществляющим в пределах установленной компетенции реализационные и контрольные функции в сфере таможенного дела, но не имеющим полномочий при осуществлении таможенного администрирования издавать нормативные правовые акты в указанной

у

сфере деятельности .

Соответственно, КТК МФ Республики Казахстан вправе издавать только оформляемые приказами председателя правовые акты

3 В Таможенном кодексе Таможенного союза содержатся 182 отсылочные нормы, допускающие регулирование соответствующих правоотношений в рамках национальных таможенных законодательств государств-членов Таможенного союза.

4 Положение о Федеральной таможенной службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. №459 «О Федеральной таможенной службе» (в ред. от 16 февраля 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

5 Стратегия развития таможенной службы Республики Казахстан до 2020 года, утв. приказом Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 30 января 2013 г. №33 «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Республики Казахстан до 2020 года» // Информационная система «Юрист», http://onliiie.zakon.kz.

0 Концепция развития таможенного администрирования, утв. приказом Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 4 февраля 2013 г. №42 «Об утверждении Концепции развития таможенного администрирования» // Информационная система «Юрист»,

http://online.zakon.kz.

7 Положение о Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, утв. приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2008 г. № 200 // Информационная система «Юрист», http://online.zakon.kz.

индивидуального применения, которые не затрагивают права, обязанности и законные интересы участников внешнеэкономической деятельности, т.е. не устанавливают нормы права по законодательству Республики Казахстан.

Участие в выработке предложений по основным направлениям

государственной политики в области таможенного дела и в её реализации возложены на Министерство финансов, одной из функций которого также является государственное регулирование,

разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере таможенного дела в Республике Казахстан х.

2. Реализация фискальной функции.

В обоих государствах к основным стратегическим направлениям развития национальных таможенных служб отнесено эффективное осуществление фискальной функции в целях безусловного исполнения планового задания по поступлениям в бюджеты доходов, администрируемых таможенными

органами.

В РФ развитие данного направления таможенной деятельности состоит в повышении эффективности осуществления контроля и надзора за соблюдением таможенного законодательства

Таможенного союза и национального законодательства в сфере таможенного дела о налогах и сборах путем:

развития автоматизированных информационных систем учета взимания таможенных платежей, контроля таможенной стоимости и классификации товаров,

совершенствования процедур дополнительной проверки и

корректировки таможенной стоимости товаров и механизмов уплаты таможенных платежей, унификации стоимостных

8 Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан, утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 г. №387 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан» (в ред. от 13 марта 2013 г.) // Информационная система «Юрист»,

http://onliiie.zakon.kz.

индикаторов риска в рамках Таможенного союза,

обеспечения прозрачности, ускорения и упрощения таможенных процедур,

минимизации фактов

возникновения задолженности по уплате таможенных платежей.

То есть, реализуемые таможенной службой России международные стандарты по упрощению и гармонизации таможенных процедур в отношении возрастающих объемов внешнеторгового оборота непредставимы без

совершенствования механизма

администрирования таможенных платежей на базе применения современных информационных технологий.

В Республике Казахстан идеология обеспечения исполнения прогноза по таможенным поступлениям в

республиканский бюджет несколько иная.

Так, в соответствии с Концепцией развития таможенного администрирования от 4 февраля 2013 г. одним из определяющих направлений развития таможенного администрирования в Республике Казахстан заявлена переориентация деятельности таможенных органов Казахстана с фискальной функции на контрольно-содействующую,

нацеленную на обеспечение необходимого баланса между задачей таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и сбору таможенных платежей с задачей по стимулированию

внешнеторгового оборота и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

Стратегией развития таможенной службы Республики Казахстан до 2020 г. стимулирование внешнеторгового оборота также указано в качестве одного из приоритетных направлений деятельности казахстанских таможенных органов.

В то же время, в вышеуказанных концептуальных документах,

посвященных развитию таможенной службы Казахстана, не отражены задачи по совершенствованию механизмов контроля таможенной стоимости и

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

классификации товаров, начисления, уплаты и взыскания таможенных платежей, обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций.

Таким образом, в отличие от

таможенной службы России, нацеленной

у

на оказание содействия внешней торговле, то есть её облегчение путем упрощения таможенных формальностей, таможенная служба Казахстана

рассматривает упрощение и ускорение таможенного декларирования и

таможенного контроля не только в качестве благоприятного условия, содействующего ведению

внешнеторгового бизнеса, но и в качестве стратегического направления своего

развития путем задействования

ю

таможенного механизма стимулирования внешнеторгового оборота, нацеленного на увеличение числа участников

внешнеэкономической деятельности

ежегодно на 10% и рост товарооборота.

3. Развитие социальной сферы.

В Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г. вопросу обеспечения социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, а также улучшения их жилищных условий и материального обеспечения уделено значительное внимание, поскольку признано, что развитие системы социальной защиты должностных лиц таможенных органов является одним из важнейших факторов повышения эффективности решения стоящих перед таможенными органами задач, в то время как недостаточный уровень заработной платы и других социальных гарантий является одной из основных причин коррупционных проявлений в таможенных органах.

В то же время в принятых в Республике Казахстан долгосрочных концептуальных документах,

посвященных развитию таможенной службы и таможенного

администрирования, не содержится положений о путях решения социальных вопросов должностных лиц таможенных органов, имеющих немаловажное значение среди прочих механизмов повышения мотивации к качественному исполнению должностных обязанностей и уровня достигнутых результатов.

Таким образом, национальные таможенные службы государств-членов Таможенного союза, на которые возложены важнейшие задачи по обеспечению соблюдения таможенного законодательства на единой таможенной территории и совершенствование правоохранительной деятельности в направлении усиления борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела, на период до 2020 г. будут развиваться в существенно различающихся в их содержательной части стратегических направлениях.

Учитывая вышеизложенное и в целях минимизации рисков углубления различий в практической деятельности таможенных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза11 необходимо рассмотреть вопрос о разработке и принятии единой долгосрочной стратегии развития таможенных служб государств-членов Таможенного союза.

9 Содействие - помощь, поддержка в какой-нибудь деятельности // Ожегов В.И. Словарь русского языка / Под общей ред. проф. С.И.Скворцова - 24 изд., испр. -М.: ООО «Издательство «Мир и образование», ООО «Издательство «Астрель», ООО «Издательство «ОНИКС», 2012. С.972.

10 Стимулировать - дать стимул, толчок к чему-нибудь //

Там же.'с.1005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Договор между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 22 июня 2011 г. «Об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза» // Официальный интернет-сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru.

Пристатейный библиографический список:

1. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 г. (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Официальный интернет-сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru.

2. Договор между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 22 июня 2011 г. «Об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза» // Официальный интернет-сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru.

3. Ожегов В.И. Словарь русского языка / Под общей ред. проф. С.И.Скворцова - 24 изд., испр. - М.: ООО «Издательство «Мир и образование», ООО «Издательство «Астрель», ООО «Издательство «ОНИКС», 2012.

4. Концепция развития таможенного администрирования, утв. приказом Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 4 февраля 2013 г. №42 «Об утверждении Концепции развития таможенного администрирования» // Информационная система «Юрист», http://online.zakon.kz.

5. Положение о Федеральной таможенной службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. №459 «О Федеральной таможенной службе» (в ред. от 16 февраля 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс ».

6. Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан, утв. постановлением

Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 г. №387 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан» (в ред. от 13 марта 2013 г.) // Информационная система «Юрист», http://online.zakon.kz.

7. Положение о Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, утв. приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2008 г. №200 // Информационная система «Юрист», http://online.zakon.kz.

8. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2575-р // Собрание законодательства РФ. 2013. №2. Ст.109.

9. Стратегия развития таможенной службы Республики Казахстан до 2020 года, утв. приказом Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 30 января 2013 г. №33 «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Республики Казахстан до 2020 года» // Информационная система «Юрист», http://online.zakon.kz.

10. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. №279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. №32. Ст.4810.

МЕЖДУНАРОДНАЯ РУБРИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.