Научная статья на тему 'Основные принципы и дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов - будущих учителей математики'

Основные принципы и дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов - будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1281
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / BASIC KEY COMPETENCES / DIDACTIC CONDITIONS OF FORMATION OF COMPETENCES / MATHEMATICAL PREPARATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Наталья Александровна, Шкерина Людмила Васильевна

В статье уточнено понятие базовых ключевых компетенций студентов, выделены основные принципы и дидактические условия их формирования у студентов педагогического вуза будущих бакалавров учителей математики в процессе обучения математическому анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Наталья Александровна, Шкерина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PRINCIPLES AND DIDACTIC CONDITIONS OF FORMATION BASIC KEY COMPETENCES OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

In article the concept of basic key competences of students is specified, the main principles and didactic conditions of their formation typical for students of a pedagogical high school future bachelors -teachers of mathematics in the course of teaching them mathematical analysis are identified.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов - будущих учителей математики»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ -БУДУШИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Базовые ключевые компетенции, дидактические условия формирования компетенций, математическая подготовка студентов.

Современная ситуация в российском образовании характеризуется изменением требований к его результату с позиций компетентностного подхода: от знаний, умений и навыков к более полному, личностно и социально интегрированному результату, который в ближайшей и отдаленной перспективе будет необходим выпускникам в ходе практического освоения новых видов деятельности.

В России переход к компетентностному подходу в образовании был нормативно закреплен в 2001 году в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Основным результатом деятельности образовательного учреждения было предложено сделать набор ключевых компетенций учащихся. Овладение ими дает человеку способность решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни [Краевский, Бережнова, 2006, с. 54].

Вопросы компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций исследовались в работах И.А. Агапова, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, В.В. Серикова,

А.В. Хуторского, С.Е. ТТТитттовя и др. Ключевые компетенции являются наиболее универсальными по степени применимости, формируются в рамках каждого предмета, необходимы в любой области деятельности, то есть носят надпредметный, междисциплинарный и надпрофессиональный характер.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование определены требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата — общекультурным и профессиональным компетенциям, которыми должен обладать выпускник.

В настоящее время существует противоречие между достаточным уровнем изученности компетенций как качества образования с общих психолого-педагогичес-ких позиций и слабой проработанностью методических аспектов предметной подготовки будущего учителя в формате компетенций. В поле этого противоречия лежит проблема разработки методики формирования базовых ключевых компетенций студентов — будущих учителей математики в процессе обучения математическому анализу в педагогическом вузе.

Актуальность проблемы и ее значимость определили цель статьи: изучить условия, выявить и обосновать основные принципы формирования базовых ключевых компетенций будущего учителя математики в процессе его предметной подготовки. В психолого-педагогической литературе к настоящему времени не сложилось единой точки зрения по вопросам классификации ключевых компетенций и их содержательного наполнения. Выделение набора ключевых компетенций достаточно условно еще и потому, что в реальной деятельности одновременно проявляется

несколько действий, вычленить которые в чистом виде невозможно. Для исследования методических аспектов формирования ключевых компетенций студентов нужна такая их классификация, которая позволит характеризовать результаты образования, измерять их и оценивать.

Многие авторы к ключевым компетенциям относят коммуникативную, информационную, работу в группе и исследовательскую компетенции [Ключевые..., 2002; Зимняя, 2003]. Эти компетенции являются основополагающими для формирования других компетенций, в том числе и профессиональных. В разряд ключевых их также можно отнести и на основании востребованности и универсальности.

Среди требований, которые работодатели предъявляют при приеме на работу, чаще других называются: хорошие коммуникативные навыки, проведение презентаций, умение излагать мысли в письменной форме, работа с большим объемом информации, работа с компьютерной техникой, работа в команде, умение планировать свою работу и время, умение проводить анализ ситуации, быстро решать проблемы в ситуации неопределенности [Байденко, 2006, с. 21]. Исходя из этого, к числу базовых ключевых компетенций студента мы относим коммуникативную, информационную, работу в группе и исследовательскую компетенции. Используя известный опыт в области структурирования компетенций, выделим состав каждой из базовых ключевых компетенций:

— коммуникативная компетенция (готовность выступить перед целевой аудиторией, принять участие в обсуждениях, диалоге, дискуссии, общаться в сети Интернет, осуществлять письменную коммуникацию);

— информационная компетенция (готовность работать с информацией с помощью традиционных и электронных средств);

— работа в группе (готовность работать индивидуально в качестве члена группы и готовность к совместной работе в группе);

— исследовательская компетенция (готовность выделять проблемы, определять задачи и формулировать гипотезу исследования, выбирать и применять методы исследования, формулировать выводы).

Каждая составляющая ключевых компетенций формируется в соответствующей деятельности и состоит из трех компонентов: когнитивного, праксиологического и ценностно-мотивационного. Коммуникативная, информационная работа в группе и исследовательская компетенции в составе комплекса ключевых компетенций взаимосвязаны и взаимообусловлены. В составе каждой из этих компетенций есть специфические составляющие и те, которые проявляются и в других ключевых компетенциях. Выделенные ключевые компетенции являются основой для профессиональных компетенций студента — будущего учителя математики. Они же входят и в состав общекультурных компетенций ФГОС ВПО. Таким образом, эти четыре ключевые компетенции можно считать базовыми ключевыми компетенциями студента — будущего учителя математики. Структуру базовых ключевых компетенций студента — будущего учителя математики можно представить в виде схемы на рис.

Структурный анализ базовых ключевых компетенций показал, что их формирование у учащихся целесообразно проводить комплексно, поскольку при формировании одной из компетенций формируются составляющие элементы и других базовых ключевых компетенций.

В процессе обучения студентов следует придерживаться следующих принципов формирования базовых ключевых компетенций студентов — будущих учителей:

Рис. Базовые ключевые компетенции

1) принцип целесообразности — формирование базовых ключевых компетенций студентов в процессе обучения должно происходить не в ущерб их предметной подготовки;

2) принцип последовательности — формирование базовых ключевых компетенций студентов предполагает последовательное развитие каждого компонента компетенции в соответствии с ее составом;

3) принцип непрерывности — формирование базовых ключевых компетенций студентов должно проводиться в течение всего периода обучения в вузе;

4) принцип интегративности — формирование базовых ключевых компетенций студентов необходимо проводить комплексно с выделением интегративных связей, которые позволяют студентам увидеть взаимосвязь составляющих базовых ключевых компетенций;

5) принцип сознательности и активности — формирование базовых ключевых компетенций предполагает целенаправленное и активное включение студентов в процесс их формирования, а также осознанное понимание того, как эти компетенции им пригодятся в жизни.

Реализация этих принципов формирования базовых ключевых компетенций студентов возможна при условии их обучения математике на основе следующих дидактических принципов.

1. Принцип профессиональной направленности позволяет осуществить преемственность не только между школьным курсом математики и вузовскими математическими курсами, но и между обучением в вузе и трудовой деятельностью учителя математики. Демонстрация роли тех или иных знаний в реализации профессиональной деятельности способствует активизации процессов познания учебного материала, повышению мотивации к изучаемому предмету, а также формированию ценностно-мотивационного компонента базовых ключевых компетенций студентов.

2. Принцип практической значимости отражает связь обучения с жизнью, теории с практикой, моделирования и экстраполяции знаний на реальные ситуации жизни и деятельности. Чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Этот принцип позволяет учащимся переносить знания и умения из одной области практической деятельности в другую, что особенно важно для формирования базовых ключевых компетенций студента в условиях возрастающих требований работодателей и развития непрерывного образования.

3. Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности студента с целью вовлечения его в процесс осмысления полученной информации, соотнесение ее с имеющимся личным социальным опытом и включение приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику. В процессе проведения рефлексии студент получает возможность осознания ценностной составляющей осуществленной деятельности, что способствует формированию ценностно-мотивационного компонента базовых ключевых компетенций студента.

4. Принцип систематического использования проблемных ситуаций в процессе обучения студентов математическому анализу является частным проявлением дидактического принципа проблемности. Данный принцип предполагает преднамеренное создание под руководством преподавателя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности студентов по ее разрешению. Работу по применению проблемных ситуаций необходимо систематически проводить на всех этапах обучения математическому анализу в педвузе, в результате чего и происходят творческое овладение знаниями, умениями и навыками, основами исследовательской деятельности, осознание их ценности и готовности применять для будущей профессии, то есть формирование исследовательской компетенции студентов.

5. Принцип оптимального применения информационных технологий реализуется как приемлемое использование информационных технологий в процессе обучения. Реализация данного принципа предполагает создание новых методик обучения с использованием информационных технологий для формирования информационной компетенции.

6. Принцип рационального соотношения группового и индивидуального обучения реализуется как сбалансированное применение индивидуальных и коллективных форм обучения. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой — своему стремлению к обособлению. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности. Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения. Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала и др. Таким образом, данный принцип направлен на формирование коммуникативной компетенции и компетенции «работа в группе».

На основании сформулированных выше принципов формирования базовых ключевых компетенций студентов и принципов обучения математике выделим дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов в процессе их математической подготовки в педагогическом вузе.

1. Приоритетность деятельностного компонента в обучении. Понятие «компетенция» является процессуальным, то есть компетенция как проявляется, так и формируется в деятельности. Воспроизведение фрагмента учебной деятельности на рефлексивном уровне является наиболее эффективным для формирования базовых ключевых компетенций обучаемых.

2. Контекстное обучение. Многие исследователи (И.А Зимняя, В.В Краевский,

В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.) подчеркивают, что формирование и проявление ключевых компетенций возможно только при условии, что де-

ятельность является личностно значимой. Следовательно, в учебную деятельность необходимо включение личностного контекста. Содержание математического анализа обладает возможностями для реализации контекстного обучения. Особое значение при этом имеют такие разделы, как «Введение в анализ», «Дифференциальное исчисление», «Интегральное исчисление», поскольку свое научное обоснование здесь получает целый ряд понятий школьного курса математики (функция, предел, непрерывность, производная, интеграл и др.), что особенно важно для студентов — будущих учителей математики. Контекстное обучение позволяет организовать личностно значимую учебную деятельность студентов, в процессе которой появляется мотивация к применению полученных знаний и умений в будущей деятельности для ее успешности. Данное условие позволяет формировать мотивационно-ценностный компонент базовых ключевых компетенций.

3. Наличие и систематическое использование информационно-образовательной среды вуза в процессе обучения математическому анализу является существенным условием формирования таких составляющих коммуникативной и информационной компетенций студентов, как готовность общаться в сети Интернет и готовность работать с информацией при помощи электронных средств.

4. Приоритетность использования активных и интерактивных методов обучения в процессе предметной подготовки по математическому анализу. Для формирования компетенций преобладающими являются методы, обеспечивающие саморазвитие человека, позволяющие ему искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Наиболее современную форму активных методов составляют интерактивные методы, они ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При интерактивном взаимодействии происходит осознание студентами ценности других людей, формируется потребность оказывать поддержку другим людям в ходе совместной деятельности.

Во время дискуссии формируются следующие составляющие коммуникативной компетенции: умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважать и принимать собеседника; исследовательской компетенции: способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность за принятое решение, выявлять проблемы и решать их.

Мозговой штурм является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений студентов как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения. Таким образом, в процессе проведения мозгового штурма формируются в наибольшей степени коммуникативная, информационная компетенции и компетенция «работа в группе».

В основу метода проектов положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. В ходе выполнения проекта студент оказывается вовлеченным в активный познавательный процесс, при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по математическо-

му анализу, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются все базовые ключевые компетенции в комплексе.

5. Преемственность учебной и исследовательской деятельности, аудиторной и внеаудиторной работы студентов в процессе обучения математическому анализу. В учебную деятельность студентов необходимо включать элементы исследовательской деятельности как пропедевтику их будущей научно исследовательской работы. Начинать организацию исследовательской деятельности студентов следует во время аудиторной работы под руководством преподавателя и постепенно добавлять задания для их внеаудиторной работы. В процессе ее выполнения необходимо студентов постоянно мотивировать, показывая важность проведенного исследования. Исследовательская деятельность студентов, организованная с младших курсов, нацелена на формирование не только исследовательской компетенции, но и других базовых ключевых компетенций.

6. Установка преподавателей математических дисциплин на формирование базовых ключевых компетенций студентов. Преподаватель должен быть готов не только к восприятию студента в роли равноправного партнера образовательного процесса, но и целенаправленно формировать базовые ключевые компетенции студентов.

Полученные результаты исследования, состоящие в выделении принципов формирования базовых ключевых компетенций студентов и дидактических условий формирования базовых ключевых компетенций студентов в процессе обучения математике, являются новыми и составляют теоретическую основу для решения обозначенной выше актуальной методической проблемы.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод, пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». 1ЖЬ: www.eidos.ru/news/compet.htm

4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2006. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.