ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА»
НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ*
С. М. Мумряева (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
Анализируется компетентностная модель подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика», интегрирующая преимущества квалификационно-профессиональной и меж-дисциплинарно-компетентностной моделей.
Ключевыге слова: компетентностная модель; компетенции; компетентность.
По сравнению с прошлыми десятилетиями, когда задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового стабильного производства с редко меняющейся технологией и номенклатурой выпускаемой продукции, сегодня ситуация совершенно иная: меняются ресурсы (материальные, информационные, человеческие), технологии, становится гибким производство, соответственно специалист должен быть конкурентоспособной личностью, умеющей адаптироваться к быстро меняющимся условиям. В связи с этим одним из стратегических направлений современной высшей школы является использование компетентностного подхода в обучении [4], реализующего образовательные программы, направленные на формирование у выпускников не только конкретных знаний, умений и навыков, но и на способность применять их в профессиональной деятельности, на готовность постоянного познания и самосовершенствования.
Системообразующим фактором в построении образовательного процесса подготовки специалиста выступает результат процесса обучения, который тесно связан с качеством образования. В широком смысле качество образования понимается как совокупность признаков, свойств, характеристик, отличающих одно образование от другого, в узком — как подготовленность субъекта к выпол-
нению конкретных функций при получении образования определенного качества.
Важнейшими видами профессиональной деятельности учителя математики основной общеобразовательной школы являются:
— учебно-воспитателъная — осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной общеобразовательной школы; осуществление лич-ностно ориентированного подхода в работе с учащимися на основе изучения личностей учащихся, анализа их обученности и воспитанности, проектирования развития личности школьников; организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей школьников;
— научно-методическая — планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; участие в работе научно-методических объединений; систематическое повышение профессиональной квалификации;
— социалъно-педагогическая — деятельность, направленная на реализацию задач по оказанию социально-педа-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Описание волновых процессов методами гомологической алгебры и алгебраической топологии» (ГК № П1113 от 02.06.2010).
© Мумряева С. М., 2011
ІІІІ1ІІІІИІІШ № 4,
гогической помощи и поддержки различным категориям детей и взрослых в контексте учебно-воспитательного процесса; разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии, методики обучения и воспитания детей школьного возраста;
— организационно-управленческая — рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; организация контроля результатов обучения и воспитания; организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; ведение школьной и классной документации; выполнение функций классного руководителя; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
Формированию перечисленных видов профессиональной деятельности способствует компетентностная модель подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика», интегрирующая преимущества квалификационно-профессиональной и междисцип-линарно-компетентностной моделей.
Сердцевиной данной модели является формирование профессиональной компетентности выпускника, представляющей собой интегральную характеристику совокупности его личностных качеств, способности решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Среди требований (компетенций) к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выделим следующие:
1) ключевые (универсальные) компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, в частности социально-личностные и общекультурные;
2) базовые (общепрофессиональные) компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Данные компетенции формируются как общие для широкого круга профессий, обеспечивающие гибкое поведение выпускника на рынке труда. Среди них можно назвать:
— информационные, связанные с получением и обработкой информации;
— расчетные, относящиеся к умению решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата;
— организационно-управленческие, связанные с рациональной организацией учебного процесса;
— экономические, включающие поведение выпускника на рынке труда;
3) специальные (предметные) компетенции или профессионально-функциональные знания и умения, которые обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций и ориентированы на получение профессиональных знаний, умений и навыков. К профессиональным компетенциям учителя математики относятся:
— сформированность системы знаний об основных идеях, концепциях, понятиях математической науки, а также о методологической роли математики в современном мире;
— сформированность дидактических умений и навыков, способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности;
— умение решать профессиональные задачи: решать и составлять математические и методические задачи, использовать средства математики для развития и воспитания учащихся;
— умение анализировать ситуацию, видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути наиболее рационального их решения [1; 3].
Данные компетенции, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»), предполагают необходимость разработки новой системы подготовки выпускника вуза, основанной на сбалансированном включении в содержание фундаментальных, прикладных и методических дисциплин. Это может быть реализовано через следующие содержа-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
тельные линии: теоретико-методологическую, программно-технологическую и предметно-методическую. Изучение дисциплин, составляющих названные линии, обеспечивает формирование у будущего специалиста соответствующего мировоззрения и профессионального инструментария, рассчитанного на длительную перспективу, и достаточно инвариантно по отношению к возможным изменениям в образовании.
Структурное и содержательное единство изучаемых предметов реализуется за счет гибкого использования форм и методов совместной деятельности студентов и преподавателей и обеспечивается целостностью и взаимосвязью структурных (мотивационно-аксиологических, когнитивных, технологических, эргономических) и функциональных (социализирующих, коммуникативных, валеологических, нормативных, развивающих, проектирующих, созидательных и регулирующих) компонентов компетентности, а также критериев и показателей сформированности рассматриваемых характеристик.
Реализация системы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Математика» на физико-математическом факультете МГПИ им. М. Е. Евсевьева основана на структурно-функциональной модели индивидуальной траектории обучения специалиста на базе блочно-модульной системы обучения и рейтингового учета качества знаний студентов. Указанная модель предполагает создание условий для повышения качества формирования профессиональных компетенций, которые заключаются в преемственности целевых, содержательных и процессуальных компонентов учебновоспитательного процесса [6].
Технология формирования компетентности студентов включает в себя диагностирующий, проектирующий, реализующий этапы и предусматривает использование разных форм учебной (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия), квазипрофессиональной (решение проблемных ситуаций, учебно-тренировочные игры разного типа), учебно-
профессиональной (педагогическая практика, подготовка курсовых и дипломных работ, участие в научных конференциях, семинарах, олимпиадах) деятельности.
Формирование профессиональной компетентности студента идет по спирали: от фактического знания математики к всестороннему овладению математическим аппаратом и творческому осмыслению способов его реализации. При этом выделяются следующие уровни готовности студентов: элементарная (система массово-репродуктивной подготовки); функциональная (массово-репродуктивная подготовка с элементами творческой деятельности), системная (система индивидуально-творческой подготовки) готовность.
Одним из перспективных инновационных направлений формирования профессиональных компетенций выпускника вуза любого профиля является использование в разных видах учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий [5], которые позволяют индивидуализировать процесс обучения включением в него презентаций, видеоматериалов, анимаций, интерактивных мультимедийных обучающих курсов, видеокурсов, компьютерных обучающих программ, интеллектуальных тренажеров и электронных задачников, электронных и сетевых учебных пособий.
Применение средств ИКТ позволяет решать многие организационные, содержательные и методические задачи:
— для дистанционного обучения;
— в педагогической и производственной практиках при разработке уроков и внеклассных мероприятий;
— в разработке и внедрении в учебный процесс исследовательских проектов с использованием различных программных продуктов; при выполнении курсовых и дипломных работ по математике и методике обучения математике;
— в организации кружковой работы, тематика которых связана с применением программных продуктов для углубления и расширения содержания математической и методической подготовки;
— в организации семинаров, круглых столов с учителями математики и инфор-
111!111Й1И1!Ш № 4,
матики, участии в студенческих конференциях, в том числе в интернет-конференциях;
— при разработке и использовании электронно-методических комплексов, включающих электронные учебники, компьютерные тесты, учебные пособия по решению задач, задания для самостоятельной работы;
— при использовании виртуальных обучающих электронных сред на основе интернет-ресурсов или созданных преподавателями.
В рамках ИКТ применяются следующие программные средства:
— визуальные средства (презентации, фотографии, модели, видеоролики и т. д.) при обучении математическим дисциплинам;
— программные средства (электронные таблицы, компьютерные геометрические среды и др.) для проведения математических расчетов и компьютерного моделирования;
— специализированные математические пакеты (Mathematica, MathCAD, Maple, Matlab, Statistica) для решения математических задач по курсам алгебры, математического анализа, геометрии, теории вероятностей и математической статистики;
— интегрированные программные среды (например, обучающая среда «Живая геометрия») для проведения факультативов и курсов по выбору.
Использование информационно-коммуникационных технологий повышает уровень научности изучаемых предметов, обеспечивает приобщение к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности, способствует развитию инновационного стиля научно-педагогического мышления, готовности к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, формированию конструктивного компонента педагогической деятельности.
Для проверки сформированности профессиональной компетентности выпускника нами применяются диагностирующие методики контроля и оценки, учи-
тывающие индивидуальную траекторию обучения специалиста. За основу взята блочно-модульная система обучения с рейтинговым учетом деятельности студента, целью которой выступает комплексная оценка качества учебной, самостоятельной и научной работы студента при освоении им образовательных программ высшего профессионального образования.
Применяемая нами рейтинговая система относится к системам накопительного типа, в которых индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля. Оценка качества учебной работы студента является кумулятивной и используется для управления образовательным процессом, решения вопросов о назначении стипендий и трудоустройстве выпускников.
С помощью данной системы осуществляется педагогический мониторинг качества образовательного процесса, который включает в себя независимый контроль качества учебного процесса (проведение независимой системы контроля в форме интернет-тестирования), учебного управления (проведение межсессионного учета знаний), руководителей кафедр (ежемесячное посещение занятий с последующим анализом), уполномоченного по качеству (проведение тестирования по модулям дисциплины). Мониторинг качества образования позволяет прогнозировать его развитие, осуществлять контроль за содержанием образовательного процесса и своевременно вводить корректирующие мероприятия.
Рейтинговая система имеет следующие уровни: содержательный (уровень дидактической единицы, уровень дисциплины, уровень цикла дисциплин, уровень профессиональной подготовки) и организационный (уровень отдельного студента, уровень академической группы, уровень потока).
В рамках данной системы осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины по модулям, количество которых определяется в за-
ИНТЕГРАЦИЯ
висимости от ее содержания и трудоемкости. По каждому модулю проводится регулярная оценка всех видов деятельности студента, фиксируемая в электронном журнале преподавателя [2]. В качестве основных факторов предметных модулей предусмотрены учет посещаемости лекционных и лабораторных работ, индивидуальные задания, отчеты по лабораторным занятиям и контрольные работы, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, домашнее задание, разбор практических ситуаций и др. Каждый модуль заканчивается контрольной аттестацией в форме тестирования. При этом широко применяется метод портфолио — способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемого, используемых преподавателем и учащимися для мониторинга сформированных навыков.
Анализ структуры и содержания рассмотренных форм текущего и итогового контроля знаний позволяет сделать вывод об их достаточности и соответствии государственным образовательным стандартам нового поколения, так как они способствуют выявлению степени овладения студентами теоретическими положениями изучаемых дисциплин и выработки практических умений и навыков. В будущем усилением описанной системы контроля может служить введение системы сертификации, подтверждающей освоение студентом отдельной компетенцией или их совокупностью.
В качестве информационно-предметной среды для организации и управления разными видами деятельности (информационно-учебной, экспериментальноисследовательской) студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева используется система Инфо-вуз. Она включает в себя средства и технологии организации учебной информации и позволяет обеспечить условия, способствующие активному информационному взаимодействию между преподавателем и обучаемыми, взаимосвязь и функционирование организационных структур педагогического воздействия. Данная среда предусматривает применение в обучении элементов
медиаобразования для овладения современными средствами массовых коммуникаций, формирования творческих, коммуникативных способностей, умений полноценного восприятия, интерпретации и анализа медиатекстов.
В заключение отметим, что предложенная система подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика», основанная на формировании профессиональной компетентности, характеризуется, с одной стороны, достаточным набором компетенций, а с другой — глубиной освоения материала, связанного с конкретными компетенциями. Делая акцент на универсальных и общепрофессиональных компетенциях, которые являются фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования, система уделяет достаточно внимания специальным компетенциям, предполагающим конкретизацию профессиональных знаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. — М., 2002. — С. 22—46.
2. Еремин, Л. В. Электронный журнал как эффективное средство текущего контроля знаний и итоговой аттестации / Л. В. Еремин // Новые информационные технологии в образовании. — М., 2010. — С. 221—224.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/ 1212.html.
4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М. : Когито-Центр, 2002. — 396 с.
5. Рагулина, М. И. Информационные технологии в математике : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. И. Рагулина. — М. : Академия, 2008. — 304 с.
6. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — Режим доступа: http:/ /www.eidos.ru/journal/2005/1212.html.
Поступила 14.06.11.