Научная статья на тему 'Система подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика» на основе компетентностной модели'

Система подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика» на основе компетентностной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE-BASED MODEL / COMPETENCES / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мумряева Светлана Михайловна

Анализируется компетентностная модель подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика», интегрирующая преимущества квалификационно-профессиональной и междисциплинарно-компетентностной моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мумряева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the Competence-based Model to the System of Training of a Bachelor Degree Student Specialising in Mathematics

The article focuses on the competence-based model of training of a bachelor degree student specialising in "Mathematics", integrating advantages of professional and inter-disciplinary competence-based models.

Текст научной работы на тему «Система подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика» на основе компетентностной модели»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА»

НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ*

С. М. Мумряева (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Анализируется компетентностная модель подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика», интегрирующая преимущества квалификационно-профессиональной и меж-дисциплинарно-компетентностной моделей.

Ключевыге слова: компетентностная модель; компетенции; компетентность.

По сравнению с прошлыми десятилетиями, когда задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового стабильного производства с редко меняющейся технологией и номенклатурой выпускаемой продукции, сегодня ситуация совершенно иная: меняются ресурсы (материальные, информационные, человеческие), технологии, становится гибким производство, соответственно специалист должен быть конкурентоспособной личностью, умеющей адаптироваться к быстро меняющимся условиям. В связи с этим одним из стратегических направлений современной высшей школы является использование компетентностного подхода в обучении [4], реализующего образовательные программы, направленные на формирование у выпускников не только конкретных знаний, умений и навыков, но и на способность применять их в профессиональной деятельности, на готовность постоянного познания и самосовершенствования.

Системообразующим фактором в построении образовательного процесса подготовки специалиста выступает результат процесса обучения, который тесно связан с качеством образования. В широком смысле качество образования понимается как совокупность признаков, свойств, характеристик, отличающих одно образование от другого, в узком — как подготовленность субъекта к выпол-

нению конкретных функций при получении образования определенного качества.

Важнейшими видами профессиональной деятельности учителя математики основной общеобразовательной школы являются:

— учебно-воспитателъная — осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной общеобразовательной школы; осуществление лич-ностно ориентированного подхода в работе с учащимися на основе изучения личностей учащихся, анализа их обученности и воспитанности, проектирования развития личности школьников; организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей школьников;

— научно-методическая — планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; участие в работе научно-методических объединений; систематическое повышение профессиональной квалификации;

— социалъно-педагогическая — деятельность, направленная на реализацию задач по оказанию социально-педа-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Описание волновых процессов методами гомологической алгебры и алгебраической топологии» (ГК № П1113 от 02.06.2010).

© Мумряева С. М., 2011

ІІІІ1ІІІІИІІШ № 4,

гогической помощи и поддержки различным категориям детей и взрослых в контексте учебно-воспитательного процесса; разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии, методики обучения и воспитания детей школьного возраста;

— организационно-управленческая — рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; организация контроля результатов обучения и воспитания; организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; ведение школьной и классной документации; выполнение функций классного руководителя; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Формированию перечисленных видов профессиональной деятельности способствует компетентностная модель подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика», интегрирующая преимущества квалификационно-профессиональной и междисцип-линарно-компетентностной моделей.

Сердцевиной данной модели является формирование профессиональной компетентности выпускника, представляющей собой интегральную характеристику совокупности его личностных качеств, способности решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Среди требований (компетенций) к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выделим следующие:

1) ключевые (универсальные) компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, в частности социально-личностные и общекультурные;

2) базовые (общепрофессиональные) компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Данные компетенции формируются как общие для широкого круга профессий, обеспечивающие гибкое поведение выпускника на рынке труда. Среди них можно назвать:

— информационные, связанные с получением и обработкой информации;

— расчетные, относящиеся к умению решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата;

— организационно-управленческие, связанные с рациональной организацией учебного процесса;

— экономические, включающие поведение выпускника на рынке труда;

3) специальные (предметные) компетенции или профессионально-функциональные знания и умения, которые обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций и ориентированы на получение профессиональных знаний, умений и навыков. К профессиональным компетенциям учителя математики относятся:

— сформированность системы знаний об основных идеях, концепциях, понятиях математической науки, а также о методологической роли математики в современном мире;

— сформированность дидактических умений и навыков, способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности;

— умение решать профессиональные задачи: решать и составлять математические и методические задачи, использовать средства математики для развития и воспитания учащихся;

— умение анализировать ситуацию, видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути наиболее рационального их решения [1; 3].

Данные компетенции, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»), предполагают необходимость разработки новой системы подготовки выпускника вуза, основанной на сбалансированном включении в содержание фундаментальных, прикладных и методических дисциплин. Это может быть реализовано через следующие содержа-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тельные линии: теоретико-методологическую, программно-технологическую и предметно-методическую. Изучение дисциплин, составляющих названные линии, обеспечивает формирование у будущего специалиста соответствующего мировоззрения и профессионального инструментария, рассчитанного на длительную перспективу, и достаточно инвариантно по отношению к возможным изменениям в образовании.

Структурное и содержательное единство изучаемых предметов реализуется за счет гибкого использования форм и методов совместной деятельности студентов и преподавателей и обеспечивается целостностью и взаимосвязью структурных (мотивационно-аксиологических, когнитивных, технологических, эргономических) и функциональных (социализирующих, коммуникативных, валеологических, нормативных, развивающих, проектирующих, созидательных и регулирующих) компонентов компетентности, а также критериев и показателей сформированности рассматриваемых характеристик.

Реализация системы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Математика» на физико-математическом факультете МГПИ им. М. Е. Евсевьева основана на структурно-функциональной модели индивидуальной траектории обучения специалиста на базе блочно-модульной системы обучения и рейтингового учета качества знаний студентов. Указанная модель предполагает создание условий для повышения качества формирования профессиональных компетенций, которые заключаются в преемственности целевых, содержательных и процессуальных компонентов учебновоспитательного процесса [6].

Технология формирования компетентности студентов включает в себя диагностирующий, проектирующий, реализующий этапы и предусматривает использование разных форм учебной (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия), квазипрофессиональной (решение проблемных ситуаций, учебно-тренировочные игры разного типа), учебно-

профессиональной (педагогическая практика, подготовка курсовых и дипломных работ, участие в научных конференциях, семинарах, олимпиадах) деятельности.

Формирование профессиональной компетентности студента идет по спирали: от фактического знания математики к всестороннему овладению математическим аппаратом и творческому осмыслению способов его реализации. При этом выделяются следующие уровни готовности студентов: элементарная (система массово-репродуктивной подготовки); функциональная (массово-репродуктивная подготовка с элементами творческой деятельности), системная (система индивидуально-творческой подготовки) готовность.

Одним из перспективных инновационных направлений формирования профессиональных компетенций выпускника вуза любого профиля является использование в разных видах учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий [5], которые позволяют индивидуализировать процесс обучения включением в него презентаций, видеоматериалов, анимаций, интерактивных мультимедийных обучающих курсов, видеокурсов, компьютерных обучающих программ, интеллектуальных тренажеров и электронных задачников, электронных и сетевых учебных пособий.

Применение средств ИКТ позволяет решать многие организационные, содержательные и методические задачи:

— для дистанционного обучения;

— в педагогической и производственной практиках при разработке уроков и внеклассных мероприятий;

— в разработке и внедрении в учебный процесс исследовательских проектов с использованием различных программных продуктов; при выполнении курсовых и дипломных работ по математике и методике обучения математике;

— в организации кружковой работы, тематика которых связана с применением программных продуктов для углубления и расширения содержания математической и методической подготовки;

— в организации семинаров, круглых столов с учителями математики и инфор-

111!111Й1И1!Ш № 4,

матики, участии в студенческих конференциях, в том числе в интернет-конференциях;

— при разработке и использовании электронно-методических комплексов, включающих электронные учебники, компьютерные тесты, учебные пособия по решению задач, задания для самостоятельной работы;

— при использовании виртуальных обучающих электронных сред на основе интернет-ресурсов или созданных преподавателями.

В рамках ИКТ применяются следующие программные средства:

— визуальные средства (презентации, фотографии, модели, видеоролики и т. д.) при обучении математическим дисциплинам;

— программные средства (электронные таблицы, компьютерные геометрические среды и др.) для проведения математических расчетов и компьютерного моделирования;

— специализированные математические пакеты (Mathematica, MathCAD, Maple, Matlab, Statistica) для решения математических задач по курсам алгебры, математического анализа, геометрии, теории вероятностей и математической статистики;

— интегрированные программные среды (например, обучающая среда «Живая геометрия») для проведения факультативов и курсов по выбору.

Использование информационно-коммуникационных технологий повышает уровень научности изучаемых предметов, обеспечивает приобщение к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности, способствует развитию инновационного стиля научно-педагогического мышления, готовности к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, формированию конструктивного компонента педагогической деятельности.

Для проверки сформированности профессиональной компетентности выпускника нами применяются диагностирующие методики контроля и оценки, учи-

тывающие индивидуальную траекторию обучения специалиста. За основу взята блочно-модульная система обучения с рейтинговым учетом деятельности студента, целью которой выступает комплексная оценка качества учебной, самостоятельной и научной работы студента при освоении им образовательных программ высшего профессионального образования.

Применяемая нами рейтинговая система относится к системам накопительного типа, в которых индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля. Оценка качества учебной работы студента является кумулятивной и используется для управления образовательным процессом, решения вопросов о назначении стипендий и трудоустройстве выпускников.

С помощью данной системы осуществляется педагогический мониторинг качества образовательного процесса, который включает в себя независимый контроль качества учебного процесса (проведение независимой системы контроля в форме интернет-тестирования), учебного управления (проведение межсессионного учета знаний), руководителей кафедр (ежемесячное посещение занятий с последующим анализом), уполномоченного по качеству (проведение тестирования по модулям дисциплины). Мониторинг качества образования позволяет прогнозировать его развитие, осуществлять контроль за содержанием образовательного процесса и своевременно вводить корректирующие мероприятия.

Рейтинговая система имеет следующие уровни: содержательный (уровень дидактической единицы, уровень дисциплины, уровень цикла дисциплин, уровень профессиональной подготовки) и организационный (уровень отдельного студента, уровень академической группы, уровень потока).

В рамках данной системы осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины по модулям, количество которых определяется в за-

ИНТЕГРАЦИЯ

висимости от ее содержания и трудоемкости. По каждому модулю проводится регулярная оценка всех видов деятельности студента, фиксируемая в электронном журнале преподавателя [2]. В качестве основных факторов предметных модулей предусмотрены учет посещаемости лекционных и лабораторных работ, индивидуальные задания, отчеты по лабораторным занятиям и контрольные работы, рефераты, индивидуальные задания, тестирование, домашнее задание, разбор практических ситуаций и др. Каждый модуль заканчивается контрольной аттестацией в форме тестирования. При этом широко применяется метод портфолио — способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемого, используемых преподавателем и учащимися для мониторинга сформированных навыков.

Анализ структуры и содержания рассмотренных форм текущего и итогового контроля знаний позволяет сделать вывод об их достаточности и соответствии государственным образовательным стандартам нового поколения, так как они способствуют выявлению степени овладения студентами теоретическими положениями изучаемых дисциплин и выработки практических умений и навыков. В будущем усилением описанной системы контроля может служить введение системы сертификации, подтверждающей освоение студентом отдельной компетенцией или их совокупностью.

В качестве информационно-предметной среды для организации и управления разными видами деятельности (информационно-учебной, экспериментальноисследовательской) студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева используется система Инфо-вуз. Она включает в себя средства и технологии организации учебной информации и позволяет обеспечить условия, способствующие активному информационному взаимодействию между преподавателем и обучаемыми, взаимосвязь и функционирование организационных структур педагогического воздействия. Данная среда предусматривает применение в обучении элементов

медиаобразования для овладения современными средствами массовых коммуникаций, формирования творческих, коммуникативных способностей, умений полноценного восприятия, интерпретации и анализа медиатекстов.

В заключение отметим, что предложенная система подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Математика», основанная на формировании профессиональной компетентности, характеризуется, с одной стороны, достаточным набором компетенций, а с другой — глубиной освоения материала, связанного с конкретными компетенциями. Делая акцент на универсальных и общепрофессиональных компетенциях, которые являются фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования, система уделяет достаточно внимания специальным компетенциям, предполагающим конкретизацию профессиональных знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. — М., 2002. — С. 22—46.

2. Еремин, Л. В. Электронный журнал как эффективное средство текущего контроля знаний и итоговой аттестации / Л. В. Еремин // Новые информационные технологии в образовании. — М., 2010. — С. 221—224.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/ 1212.html.

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М. : Когито-Центр, 2002. — 396 с.

5. Рагулина, М. И. Информационные технологии в математике : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. И. Рагулина. — М. : Академия, 2008. — 304 с.

6. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — Режим доступа: http:/ /www.eidos.ru/journal/2005/1212.html.

Поступила 14.06.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.