Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО СПЕЦИФИКУ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО СПЕЦИФИКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА / ПРИНЦИП ОПЕРЕЖЕНИЯ / ПРИНЦИП МОБИЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ / ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна, Зеленская Ольга Юрьевна

Статья посвящена изучению тенденции внедрения принципов непрерывного образования в процесс профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. В работе рассмотрены научные подходы к определению сущности непрерывного образования и его роли на современном этапе развития системы образования. В исследовании определены и проанализированы основные принципы непрерывного образования. В статье анализируется сущность системы непрерывного образования и его состояние в отечественном образовательном пространстве на современном этапе. Непрерывное образование рассматривается как результат развития инновационного образовательного процесса, структурные компоненты которого анализируются в работе. В работе проанализированы причины появления данной образовательной концепции и ее роль на современном этапе развития отечественного профессионального образования; раскрываются основные теоретические положения указанной концепции: цель, задачи, тенденции, принципы и условия организации непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF THE FUNCTIONING OF CONTINUING EDUCATION THAT DETERMINE ITS SPECIFICS

The article is devoted to the study of the trend of the introduction of the principles of continuing education in the process of professional training and retraining of specialists. The paper considers scientific approaches to the definition of the essence of continuing education and its role at the present stage of the development of the education system. The study identifies and analyzes the basic principles of continuing education. The article analyzes the essence of the system of continuing education and its state in the domestic educational space at the present stage. Continuing education is considered as a result of the development of an innovative educational process, the structural components of which are analyzed in the work. The paper analyzes the reasons for the emergence of this educational concept and its role at the present stage of the development of domestic vocational education; reveals the main theoretical provisions of this concept: the purpose, objectives, trends, principles and conditions of the organization of continuing education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО СПЕЦИФИКУ»

Литература:

1. Бурханова, Ю.Н. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математической статистики / Ю.Н. Бурханова // Вестник ЮУрГГПУ. - 2013. - №4. - С. 30-37.

2. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, В.С. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 35-37.

3. Джораев, Б.Х. Особенности электронной образовательной среды современного университета / Б.Х. Джораев // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 306-312.

4. Закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 08.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г. - № 31. - Ст. 3448 с изм. и допол. в ред. от 29.12.2020.

5. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, - №4. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-11.

6. Никифорова, О.В. Информационные технологии при изучении математической статистики / О.В. Никифорова // Концепт. - 2013. - №2 (18). - С. 1-6.

7. Полякова, В.В. Основы теории статистики / В.В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 148 с.

8. Семенихина, В.Н. Инновационные информационные технологии в статистике / В.Н. Семенихина // Научный журнал молодых ученых. - 2015. - №2 (5). - С. 130-133.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

ЕГО СПЕЦИФИКУ

Аннотация. Статья посвящена изучению тенденции внедрения принципов непрерывного образования в процесс профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. В работе рассмотрены научные подходы к определению сущности непрерывного образования и его роли на современном этапе развития системы образования. В исследовании определены и проанализированы основные принципы непрерывного образования. В статье анализируется сущность системы непрерывного образования и его состояние в отечественном образовательном пространстве на современном этапе. Непрерывное образование рассматривается как результат развития инновационного образовательного процесса, структурные компоненты которого анализируются в работе. В работе проанализированы причины появления данной образовательной концепции и ее роль на современном этапе развития отечественного профессионального образования; раскрываются основные теоретические положения указанной концепции: цель, задачи, тенденции, принципы и условия организации непрерывного образования.

Ключевые слова: система непрерывного образования, принципы непрерывного образования, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип опережения, принцип мобильности, принцип открытости, принцип непрерывности, модернизация образования.

Annotation. The article is devoted to the study of the trend of the introduction of the principles of continuing education in the process of professional training and retraining of specialists. The paper considers scientific approaches to the definition of the essence of continuing education and its role at the present stage of the development of the education system. The study identifies and analyzes the basic principles of continuing education. The article analyzes the essence of the system of continuing education and its state in the domestic educational space at the present stage. Continuing education is considered as a result of the development of an innovative educational process, the structural components of which are analyzed in the work. The paper analyzes the reasons for the emergence of this educational concept and its role at the present stage of the development of domestic vocational education; reveals the main theoretical provisions of this concept: the purpose, objectives, trends, principles and conditions of the organization of continuing education.

Key words: the system of continuous education, principles of continuing education, the principle of humanism, the principle of democracy, the principle of prediction, the principle of mobility, the principle of openness, the principle of continuity, modernization of education.

Введение. Анализ тенденций развития современного общества вызывает необходимость изменения статуса образования, как одного из важнейших областей человеческой деятельности, неразрывно связанной с другими отраслями общественной жизни.

Модернизация высшего профессионального образования согласно глобально всемирным тенденциям общественного развития вызывает трансформацию взглядов относительно роли и форм осуществления профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, которые принимают инновационный характер.

Сегодня особенно важное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, обладающих прочными знаниями не только в области своей профессии, но и в сферах смежных отраслей знаний; способностью эффективно работать согласно мировым требованиям; готовностью к постоянному профессиональному росту.

Современное отечественное высшее профессиональное образование ориентируется на такие мировые тенденции, как:

- всестороннее обновление общества в быстро изменяющихся социокультурных условиях;

- поиск путей решения проблем глобального масштаба средствами мирного взаимодействия и диалога культур благодаря формированию планетарного стиля мышления человека;

- потребность в подготовке личности к новому качеству жизни, вызванная особенностями постиндустриального развития общества;

- рост значения человеческого капитала;

- возрастание числа людей пожилого возраста, которые, несмотря на возраст, стремятся к самосовершенствованию, занимаясь учебной, профессиональной и общественной деятельностью.

Указанные тенденции способствуют развитию взглядов на образование и обучение, как на процесс, который длится в течение всей человеческой жизни, и вызывают ряд определенных позитивных изменений в системе образования, подтверждая совершенствующийся вектор его развития.

Одной из ведущих мировых тенденций развития образования, отражающейся и на системе отечественного высшего профессионального образования, является его гуманизация. Сегодня гуманизация профессионального образования является ведущим стратегическим направлением его модернизации. Наряду с гуманизацией образования происходит процесс ее демократизации, что подтверждается появлением равных возможностей в получении качественного образования для всех граждан, в повышении индивидуализации как одного из средств удовлетворения разнообразных потребностей.

Указанные тенденции обосновывают необходимость формирования действенной системы непрерывного образования.

Изложение основного материала статьи. Современное информационное общество меняет роль образования в процессе формирования и развития личности. Его задачей становится обеспечение всеобщего доступа к различным формам непрерывного образования с целью получения и обновления ключевых и профессиональных компетентностей личности, перечень которых соответствует требованиям современности.

Термин «непрерывное образование» был впервые использован в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО, а после издания доклада в 1972 году под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы существовать» было принято решение ЮНЕСКО признать непрерывное образование как основную концепцию для нововведений или реформ образования во всех странах мира. В середине 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах мира и становится основным принципом образовательных реформ [2].

По мнению О.В. Зайцевой, «термин «непрерывное профессиональное образование» подчеркивает функциональную специфику получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков» [1].

С.Н. Токарев подчеркивает, что «непрерывное образование является одной из наиболее общих категорий философии образования, определяющей принципы организации образования как непрекращающегося процесса целенаправленного освоения человеком социокультурного опыта. Построение такой системы связано с решением задач создания разветвленной системы образовательных путей, обеспечивающей «вертикальную интеграцию» как преемственность ступеней формального образования - дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и других видов и форм образования» [5].

Сегодня непрерывное образование рассматривается не как возможность развития личности, а как ее необходимая потребность.

На основе анализа научной литературы, посвященной проблемам развития концепции непрерывного образования в отечественном образовательном пространстве можно выделить причину актуализации сегодня указанной концепции -активное развитие непрерывного образования вызвано научно-техническим прогрессом, экономическими, политическими, социальными изменениями.

Анализ научных публикаций, посвященных проблемам непрерывного образования, позволил определить три основных научных подхода относительно изучаемой концепции:

- традиционный подход, в контексте которого непрерывное образование понимается как профессиональное образование взрослых, призванное восполнять пробелы в знаниях после окончания обучения или модернизации производства;

- наличие педагогических организованных формальных структур - явление образования рассматривается как процесс обучения в течение жизни;

- обучение как потребность личности - стремление к постоянному познанию себя и окружающего мира есть наибольшая ценность личности. Целью непрерывного образования в последнем случае является всестороннее развитие и саморазвитие личности.

Изучение результатов современных педагогических исследований позволяет определить ведущие тенденции развития непрерывного образования в отечественном образовательном пространстве. К ним отнесем:

- ориентацию на личность;

- открытость и доступность образования на срезе каждой его ступени;

- гибкость образовательной системы в выборе стиля, типа приобретения человеком знаний, умений и навыков;

- создание целостного образовательного пространства (через сеть средств массовой информации, библиотек и т.д.).

Согласно теоретическим положениям концепции непрерывного образования, процесс его организации должен

осуществляться с учетом ряда условий, а именно путем:

- создание базовой подготовки соответствующего потенциала знаний;

- развития способностей человека и потребности в непрерывном обновлении уровня образования;

- обеспечения инновационного характера непрерывного образования;

- индивидуализации и гибкости образования;

- использования оригинальных, интерактивных методов обучения, проблемного характера обучения;

- создания соответствующего информационно-методического ресурса [4].

Обобщая научные точки зрения, заключим, что в теоретическом плане непрерывное образование представляет собой педагогическую идею, согласно которой образовательный процесс охватывает всю жизни человека. В практическом -является непрерывным процессом целенаправленного усвоения человеком социокультурного опыта, повышения профессиональной квалификации и переквалификации.

Результатом непрерывного образования как целостного процесса, обеспечивающего поступательное развитие творческого потенциала, по мнению государственного законодательства, является всестороннее развитие интеллекта личности и ее духовного мира.

Процесс непрерывного образования личности представляет собой иерархию последовательно возвышающихся ступеней специально организованной эдукации, направленную на качественный прирост новых знаний и умений, способов мышления и деятельности. Система непрерывного образования предполагает деятельность сети связанных между собой учебно-воспитательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности населения.

Функционирование непрерывного образования основывается на ряде принципов, определяющих его специфику. Анализ теоретических источников позволяет к основным принципам непрерывного образования отнести следующие:

- принцип целостности;

- принцип системности;

- принцип практической направленности обучения;

- принцип свободного выбора содержания и форм профессионального развития педагогов;

- принцип вариативности и дифференциации образовательных программ, учебных курсов;

- принцип оптимальности;

- принцип результативности.

Непрерывная образовательная профессионально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование творческих компетенций у педагога, поскольку именно творчество формирует его как личность, как индивидуального субъекта образовательных отношений внутри высшей школы. Творческая составляющая должна быть направлена на развитие инноваций и изобретение новых методик, технологий, способов проведения и организации образовательного процесса в высшей школе. При этом научное и любое другое творчество должно немного «опережать время», что возможно исключительно посредством исследования новейших существующих технологий, методик, механизмов.

При этом творческая активность педагога высшей школы в современных условиях должна трактоваться не только как результат высокого уровня развития педагогического мастерства, но и как высокий уровень осознанности и самостоятельности в вопросах непрерывного профессионального образования. Педагогическое мастерство заключается в применении в прикладной и практической деятельности основных профессиональных знаний, а также осмысление цели и значимости своей деятельности, что также соответствует непрерывности повышение квалификации. То есть педагогу необходимо осознавать себя как профессионала, без которого организация и проведение образовательного процесса становится просто невозможным [3].

В системе непрерывного образования важное значение имеет личностный параметр, так как человек становится полноценным субъектом образовательной деятельности только при условии осознания необходимости в пополнении знаний, в приобщении к культуре.

Выводы. Подводя итоги, заключим, что приоритетным направлением развития педагогического образования XXI века является ориентация его на признание идей и концептуальных положений непрерывного образования. Целью такого образования является качественная подготовка педагогических кадров, способных осуществлять профессиональную деятельность на принципах гуманизма, демократии, свободной конкуренции и высоких технологий.

Литература:

1. Зайцева, О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О.В. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 106-109.

2. Зинченко, Г.П. Непрерывное образование - веление времени / Г.П. Зинченко. - М: Наука, 1988. - 230 с.

3. Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: материалы II Международных педагогических чтений (Минск, 5 ноября 2019 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Белорус. пед.о-во». - Минск: АПО, 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM-совместимый компьютер, ОЗУ 512 МБ, CD-ROM, экран 1024x768, Windows XP/Vista/7/8; Adobe Reader 11

4. Онушкин, В.Г. Теоретические основы непрерывного образования / В.Г. Онушкин. - М.: Педагогика, 1987. - 223 с.

5. Токарев, С.Н. Культурологическое образование в системе непрерывного образования / С.Н. Токарев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. - № 10. - С. 251-261.

Pedagogy

UDC 37.012

candidate of pedagogical sciences, associate professor Volchkova Venera Ildusovna

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan); candidate of pedagogical sciences, associate professor Nurullina Guzel Minnezufarovna

Kazan Federal University (Kazan)

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BILINGUAL STUDENTS: A TEXT-CENTRIC APPROACH

Annotation. In the modern system of vocational education and in the methodology of teaching the Russian language, the issue related to the formation of the communicative competence of bilingual students is especially relevant. The purpose of the study is to identify the features and develop a methodology for the formation of the communicative competence of bilingual students in the process of research-oriented learning. In the scientific work, the authors reveal the difficulties of mastering the Russian language by bilingual students in the process of studying university disciplines. Research-oriented education is considered in detail. A text-centric approach to the formation of the communicative competence of bilingual students in the process of research-oriented learning is being studied. The scientific novelty of the work lies in the fact that, considering the text-centric method as the main linguo-methodological technique, the authors of the article point to the leading role of the text-impulse. This type of text evokes an emotional response. Bilingual students in the process of working on the text consciously choose the necessary lexical and grammatical language means. This type of exercise allows you to achieve correct constructions and word forms in speech. As a result, it has been proven that work with impulse texts is based on research-oriented learning. In turn, research skills contribute to a better mastering of linguistic knowledge and are aimed at developing the communicative competence of graduate students.

Ключевые слова: педагогическое образование, исследовательски-ориентированное обучение, лингводидактика, коммуникативная компетенция, студенты-билингвы.

Аннотация. В современной системе профессионального образования и в методике преподавания русского языка особенно актуальным является вопрос, связанный с формированием коммуникативной компетенции студентов-билингвов. Цель исследования заключается в выявлении особенностей и разработке методологии формирования коммуникативной компетенции студентов-билингвов в процессе исследовательски-ориентированного обучения. В научной работе авторы выявляют трудности усвоения русского языка студентами-билингвами в процессе изучения вузовских дисциплин. Подробно рассматривается исследовательски-ориентированное обучение. Изучается текстоцентрический подход к формированию коммуникативной компетенции студентов-билингвов в процессе исследовательски-ориентированного обучения. Научная новизна работы заключается в том, что, рассматривая текстоцентрический метод как основной лингвометодический прием, авторы статьи указывают на ведущую роль текста-импульса. Подобный вид текста вызывает эмоциональный отклик. Студенты-билингвы в процессе работы над текстом осознанно выбирают нужные лексические и грамматические языковые средства. Данный вид упражнения позволяет достигать в речи верные конструкции и словоформы. В результате доказано, что работа с текстами-импульсами основана на исследовательски-ориентированном обучении. В свою очередь навыки исследования способствуют лучшему освоению лингвистических знаний и направлены на развитие коммуникативной компетенции студентов-выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.