Научная статья на тему 'Формирование субъекта самоопределения в системе иноязычного филологического образования'

Формирование субъекта самоопределения в системе иноязычного филологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / СУБЪЕКТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / PHILOLOGICAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE LEARNING / SUBJECT OF SELF-DETERMINATION / SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Андрей Александрович

Рассматривается проблема развития личности обучающегося как субъекта социокультурного самоопределения. Объектом исследования является область (система) непрерывного филологического образования (обучение иностранным языкам) в условиях глобального поликультурного пространства, рассматриваемая в свете современной личностно ориентированной парадигмы. Под «филологическим образованием» автор предлагает понимать непрерывный образовательный континуум, включающий в себя этап старшей школы (10-11 классы филологического профиля с углублённым изучением иностранных языков и ряда дисциплин филологического цикла), этап высшего образования (по направлениям подготовки 032700 «Филология» и 035700 «Лингвистика») и этап послевузовского образования (иноязычные стажировки, курсы повышения квалификации и пр.). В своем исследовании автор опирается на три принципа личностноориентированного образования: развитие личности обучающегося, направленное на формирование субъекта самоопределения; непрерывное и многоуровневое образование; учет внешней образовательной среды, в рамках которой происходит образовательный процесс, и специфика ее воздействия на обучающегося. Автор основывается на ранее разработанной модели коммуникативной личности, анализирует роль когнитивного, коммуникативного и деятельностного аспектов личности при формировании «Я-концепции» и становлении субъекта самоопределения в рамках иноязычного поликультурного филологического образования. Показана роль поликультурной образовательной среды (в условиях формального, неформального и информального/окказионального образования) в развитии самоопределения на основных образовательных этапах и уровнях. Исследуются этапы старшей профильной школы (филологический профиль), лингвистического вуза, послевузовского образования филологической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PERSONAL SELF-DETERMINATION IN FOREIGN LANGUAGE STUDENTS

The article centers on the issue of development of students’ sociocultural self-deter-mination. The object of the research is the system of continual philological education (foreign languages) in the context of global multiculturalism. The system of continual philological education is viewed through the prism of person-centered paradigm. By philological education the author understands continuing education which covers high school (10-11 grades) specializing in foreign languages and some philological subjects, higher education (032700 «Philology» and 035700 «Linguistics»), and postgraduate education (international internships, refresher courses). In his research the author of the article relies on three principles of person-centered education: the principle of student personality aimed at the formation of personal self-determination; principle of continuing and multilevel education; principle of educational medium and its impact on students. The research rests on the theory of communicative personality. The author analyzes the role of cognitive, communicative and activity aspects of a personality in the formation of students’ self-identity and self-determination within the framework of foreign language learning. The author shows the role multicultural educational media (in the conditions of formal, informal, and occasional education) plays in the development of self-determination at major levels of educational attainment. The author centers on the levels of high schools specializing in foreign languages, linguistic institutions of higher learning, and postgraduate education.

Текст научной работы на тему «Формирование субъекта самоопределения в системе иноязычного филологического образования»

УДК 37.032 + 372.881.1 + 37.025

А.А. Колесников

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема развития личности обучающегося как субъекта социокультурного самоопределения. Объектом исследования является область (система) непрерывного филологического образования (обучение иностранным языкам) в условиях глобального поликультурного пространства, рассматриваемая в свете современной личностно ориентированной парадигмы. Под «филологическим образованием» автор предлагает понимать непрерывный образовательный континуум, включающий в себя этап старшей школы (10-11 классы филологического профиля с углублённым изучением иностранных языков и ряда дисциплин филологического цикла), этап высшего образования (по направлениям подготовки 032700 «Филология» и 035700 «Лингвистика») и этап послевузовского образования (иноязычные стажировки, курсы повышения квалификации и пр.). В своем исследовании автор опирается на три принципа личностноориентированного образования:

- развитие личности обучающегося, направленное на формирование субъекта самоопределения;

- непрерывное и многоуровневое образование;

- учет внешней образовательной среды, в рамках которой происходит образовательный процесс, и специфика ее воздействия на обучающегося.

Автор основывается на ранее разработанной модели коммуникативной личности, анализирует роль когнитивного, коммуникативного и деятельностного аспектов личности при формировании «Я-концепции» и становлении субъекта самоопределения в рамках иноязычного поликультурного филологического образования. Показана роль поли-культурной образовательной среды (в условиях формального, неформального и инфор-мального/окказионального образования) в развитии самоопределения на основных образовательных этапах и уровнях. Исследуются этапы старшей профильной школы (филологический профиль), лингвистического вуза, послевузовского образования филологической направленности.

филологическое образование, обучение иностранным языкам, субъект самоопределения, Я-концепция.

Отличительным признаком современной образовательной системы в целом и системы иноязычного филологического образования 1 в частности является особое внимание к личности обучающегося. Образовательные потребности личности

1 Под «системой филологического образования» мы понимаем непрерывный образовательный континуум, включающий в себя этап старшей школы (10-11 классы филологического профиля с углубленным изучением иностранных языков и ряда дисциплин филологического цикла), этап высшего образования (по направлениям подготовки 032700 «Филология» и 035700 «Лингвистика») и этап послевузовского образования (иноязычные стажировки, курсы повышения квалификации и пр.).

© Колесников А.А., 2014

формируются под влиянием как внутренних факторов (например, способностей, наклонностей, интереса), так и факторов внешней социальной среды, требований современного глобального информационно-коммуникационного поликультурного общества. По-видимому, чтобы дать адекватный ответ вызовам нашего динамичного времени, система личностно ориентированного образования как феномен культуры 2 должна опираться, в частности, на следующие принципы:

- принцип развития личности обучающегося, направленного на формирование субъекта самоопределения;

- принцип непрерывного и многоуровневого образования;

- принцип учета внешней поликультурной среды, в рамках которой происходит образовательный процесс.

Названные принципы тесно связаны и взаимообусловлены, что мы постараемся показать в ходе дальнейших рассуждений.

Личностная ориентация образовательной системы выражается, по мнению И.Я. Лернера, в определении и формировании «образа человека и его места в мире» 3, что подразумевает, на наш взгляд, в конечном итоге формирование «самообраза», образа самого себя, который заключается в осознании своих возможностей и потребностей, своего места в поликультурном мире и обществе, в образовании себя за счет активизации своих личностных свойств, качеств, компетенций и т. п., а также определение своей идентичности через призму восприятия собственной и иных культур, владения родным и иностранными языками. Последнее становится особенно актуальным в свете современных глобальных тенденций развития общества, формирования поликультурной среды и возрастающей значимости многоязычия.

«Ядро» личности составляют личностные характеристики, то есть такие психические свойства, как способности, темперамент, характер и направленность, определяющие психологический облик личности, а также обусловленные ими психические процессы 4 Характеристики личности заложены на генетическом уровне, влиять на который напрямую мы не можем, однако они продолжают развиваться в результате трех основных видов личностной активности:

- мышления, концепты которого вербализуются в речи средствами языковой системы;

- коммуникации/общения, в том числе многоязычного и межкультурного, если говорить о поликультурной коммуникативной среде;

- учебно-познавательной и практической предметной деятельности, в том числе в поликультурном обществе.

Субъект в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми и внешней средой не только видоизменяет внешний мир, но и видоизменяется сам, то есть видоизменяются его личностные свойства под воздействием окружающей социальной, образовательной, профессиональной и т. д. среды. У субъекта про-

2 Агапова Н.Г. Образование как феномен культуры с позиций системно-деятельностного подхода // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2013. № 2/39. С. 51-60.

3 Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М. : Изд-во РОУ, 1995. С. 6.

4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002.

исходит формирование так называемых «социально ценных качеств» (термин М.А. Ариян), то есть качеств, которые позволяют ему «активно и осознанно включаться в общественные отношения, действуя исходя из принятых в обществе правил поведения, обычаев, нравственных норм» 5, и, добавим, осознавать и оценивать себя как члена этого многополярного, поликультурного социума. Иными словами, в процессе взаимодействия с окружающей средой, в том числе на межкультурном уровне с использованием иностранных языков, у субъекта формируется Я-концепция. На рисунке мы постарались схематично изобразить влияние внешней поликультурной среды на личность через основные «каналы»: когнитивный, коммуникативный, деятельностный.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ И МНОГОЯЗЫЧНАЯ СРЕДА

Рис. 1. Воздействие внешней среды на личность как субьект социо- и поликультурного самоопределения

Под Я-концепцией в психологии понимается «внутреннее, экзистенциальное ядро личности; продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру, элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье

5 Ариян М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе: проектирование и реализация : дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород,

2009. С. 166.

и успех в практической деятельности» 6. Развитие Я-концепции обучающегося считается одним из приоритетов современной образовательной системы. Однако разработкой этой проблемы исследователи занимаются преимущественно на уровне общей педагогики и дидактики. Вместе с тем принципиально важно проанализировать возможности развития компонентов Я-концепции в рамках конкретных дисциплинарных областей, в частности, филологического образования и обучения иностранным языкам. Это поможет обучающемуся осознать свои личностные свойства и потенциальные возможности самореализации в современном поликультурном многоязычном обществе, понять, в какой конкретной области общественно значимой деятельности, выход в которую предусматривает данный тип образования, он сможет наиболее эффективно использовать свои личностные задатки.

Совершенно очевидно, что развитие Я-концепции личности и формирование субъекта самоопределения - взаимообусловленные и неотделимые друг от друга процессы. Сущность личностного самоопределения заключается в том, что субъект в процессе (само)обучения и (само)познания, опыта общения и трудовой деятельности осознает свое место и роль во взаимодействии с другими людьми, с социумом, на основе чего формирует свой собственный «образ Я» (ср. мнение С.А. Дружилова 7). Как отмечал С.Л. Рубинштейн, существование человека как личности становится возможным лишь благодаря отношениям с другими людьми; определяя своё отношение к ним, он самоопределяется, что выражается в его самосознании 8. П.В. Сысоев, обобщая психологические исследования проблемы самоопределения, делает следующий вывод: «...учёных объединяет мысль о невозможности феномена самоопределения вне коллектива или при отсутствии объектов и субъектов деятельности» 9. Обратим также особое внимание на тезис о том, что система представлений человека о самом себе является динамичной, то есть находится в процессе непрерывного развития. Это означает, что личностное самоопределение по своей сущности неотделимо от личностного развития, которое осуществляется постоянно, в том числе в условиях системы непрерывного образования.

Исследователи выделяют несколько видов самоопределения. Так, П.В. Сысоев в рамках понятия «культурное самоопределение» объединяет социальноэкономический, этнический, религиозный, профессиональный, гендерный и другие виды самоопределения 10. Э. Эриксон, рассматривая вопрос об этапах формирования и самоопределения личности, выделяет восемь «кризисов», которые на протяжении жизни человека смещают акценты самоопределения в соответствии

6 Агапов В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности // Психология и педагогика. 2003. № 1. URL : http://www.psi.lib.ru/statyi/sbomik/iconcept.htm

7 Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество.

2010. Т. 13. № 4. С. 299-318.

8 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

9 Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культу-роведения США). М. : Еврошкола, 2003. С. 21.

10 Там же. С. 37-53.

с приоритетами личности п. М.Р. Гинзбург, выделяя социальное, политическое, профессиональное, образовательное и семейное самоопределение, считает, что процесс самоопределения происходит на рубеже важнейших в жизни человека событий (например, окончание учебы, обретение социального положения, брак и пр.) и завершается в период молодости 12. Таким образом, Э. Эриксон и М.Р. Гинзбург жестко «регламентируют» процесс самоопределения, соотнося его виды с возрастными характеристиками. Соглашаясь с идеей о наличии связи между периодом развития личности и ее самоопределением, мы, тем не менее, солидарны с позицией П.В. Сысоева, который отмечает динамичность и непрерывность процесса самоопределения, неразрывность и переплетенность его аспектов. Зависимость же от возрастного периода проявляется, скорее, в соотнесенности самоопределения с ведущей деятельностью этого периода, в «преломлении» всех аспектов самоопределения через эту деятельность, то есть обусловлена характером взаимодействия субъекта с окружающей его социокультурной средой (ср. позицию Б.Д. Элькони-на 13). Так, например, при ведущей учебно-профессиональной деятельности (старшая школа) развитие своих личностных особенностей и понимание своего места в социуме, как реального, так и желаемого, происходит благодаря осознанию социальных, жизненных, профессиональных приоритетов и ценностных позиций, более прагматическому восприятию учебных дисциплин, в первую очередь тех из них, которые понадобятся в будущей деятельности и карьере, а также благодаря формированию профориентационных устремлений, самостоятельному планированию своего дальнейшего профессионального обучения. Ведущей при обучении в вузе становится деятельность, связанная с профессиональным образованием. В этот же период индивид приобретает опыт во множестве форм социальных взаимодействий бытового, делового/профессионально-трудового и личного характера. Можно с большой степенью уверенности предположить, что на данном этапе самоопределения происходит утверждение социальной (во множестве ее аспектов), личностной (четкое представление о своих возможностях и потребностях) и профессиональной (нацеленность на определенную профессиональную область) позиций, а также дальнейшее планирование своей профессиональной карьеры в условиях глобального поликультурного общества и способов достижения социального статуса. Послевузовский период характеризуется профессиональной деятельностью и окончательным «вхождением» в многоаспектную среду социальных (в том числе межкультурных) взаимодействий. Индивид осознает степень своего профессионализма и особенности своего психологического облика (своих качеств), намечает пути своего дальнейшего развития как профессионала и как члена глобального социума.

Таким образом, личностное самоопределение в условиях современной образовательной системы, по нашему мнению, возможно формировать с учетом

11 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Флинта, 2006.

12 Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996.

13 Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. С. 64.

ведущих типов деятельности и способов взаимодействия как с образовательной, так и с внешней средой благодаря активизации в структуре личности следующих аспектов:

- когнитивного (имеющиеся и формирующиеся знания, процесс познания нового и готовность к такому познанию; уровень развития мышления);

- коммуникативного (с кем и как взаимодействует индивид, каково содержание общения и т. д.);

- предметно-деятельностного (практическая деятельность с получением конкретного продукта).

Полагаем, что филологическое образование в целом и обучение иностранному языку в частности имеют особое значение для развития личности как субъекта самоопределения за счет универсальности своего предмета - языка. Любое взаимодействие и в социальной, и в образовательной среде, в результате которого у субъекта формируются элементы образа «Я», осуществляется опосредованно, через язык. При этом язык является не только средством общения, но и носителем культурной специфики определенного народа, нации. Именно поэтому иноязычное филологическое образование обусловливает поликультурный характер любого аспекта самоопределения: социального, религиозного, политического, профессионального и пр. Обучение иностранным языкам обеспечивает взаимодействие с элементами иных культур, и благодаря этому взаимодействию обучающиеся получают возможность взглянуть на самих себя через призму этих культур. Поэтому справедливым, на наш взгляд, будет утверждение, что иноязычное филологическое образование способствует формированию поликуль-турной коммуникативной личности (ср. позицию П.В. Сысоева).

Социокультурное самоопределение коммуникативной личности при обучении иностранным языкам в системе филологического образования осуществляется в условиях создаваемой образовательной среды, в которую помещен обучающийся. Как полагает В.А. Ясвин, образовательная среда представляет собой взаимодействие нескольких составляющих (субъекты образовательного процесса; социальный, пространственно-предметный и технологический/психодидактический компоненты 14) и, как явствует из положений Меморандума о непрерывном образовании, принятого Советом Европы 15, включает в себя формальный, неформальный и информальный образовательные уровни. От каких же условий зависит развитие коммуникативной личности как субъекта самоопределения на каждом из уровней филологического образования?

1) На уровне формального образования аспекты самоопределения формируются и развиваются преимущественно благодаря интеракции субъектов образовательного процесса, то есть за счет взаимодействия обучающегося с преподавателем и другими обучающимися. Пространственно-предметный компонент (пособия, программа и тематический план, характеристики аудиторного пространства,

14 Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл,

2001.

15 Memorandum uber lebenslanges Lemen. Brussel : Kommission der Europaischen Gemein-schaften, 2000.

совокупность изучаемых филологических дисциплин и пр. 16) исполняет в данном случае роль средства, а технологический компонент (формы, приемы и технологии обучения иностранному языку и филологическим дисциплинам) - роль механизма; эти средства и механизмы обеспечивают взаимодействие субъектов образования и опосредуют, таким образом, формирование личностных характеристик (социально ценных качеств, по М.А. Ариян) и образа «Я» коммуникативной личности. В некоторых случаях взаимодействие субъектов образовательного процесса дополняется элементами социального компонента, то есть взаимодействием с носителями языка, специалистами-филологами, которые участвуют в образовательном процессе, например, в качестве приглашенных лекторов.

2) В условиях неформального образования обучающийся получает возможность частично самостоятельно формировать свою образовательную среду, так как сам выбирает дополнительные курсы в области иноязычной филологии, курсы повышения квалификации, стажировки и пр. Тем самым он самостоятельно выбирает субъектов образовательного процесса, с которыми будет взаимодействовать, а также виды пространственно-временного и технологического компонентов среды, которые будут обеспечивать это взаимодействие. Таким образом, в рамках неформального образования сам обучающийся изначально определяет тот «набор» составляющих образовательной среды, которые впоследствии будут влиять на развитие его коммуникативной личности. Как в данном случае будет проходить это развитие и какие аспекты самоопределения будут затронуты, зависит от содержания выбранного курса или выбранной стажировки. Например, иноязычные курсы культуроведческой/страноведческой направленности развивают культурный и социальный аспекты самоопределения; профессионально-ориентиро-ванные курсы на иностранном языке воздействуют на профессиональное самоопределение в условиях глобального рынка труда и т. п. Отметим, что неформальный образовательный уровень в особой степени способствует подключению поликультурной составляющей к формированию субъекта самоопределения. Так, студент может посещать несколько иноязычных курсов по выбору в своем университете, то есть в среде родной культуры; наряду с этим он может принят участие в стажировке (например, по программе студенческих обменов) в стране изучаемого языка, где на формирование его коммуникативной личности будет оказывать влияние уже иная культура, иная образовательная среда.

3) Наконец, на уровне информального образования ключевое значение для развития аспектов самоопределения имеет окружающая социальная среда. Образ «Я» коммуникативной личности формируется во время спонтанных ситуаций повседневной жизни, где используется иностранный язык или иноязычная коммуникация: социальных, учебных и профессиональных контактов, знакомства с различными материалами на иностранных языках (фильмы, телепередачи, газеты, журналы и пр.). При этом происходит уточнение своих возможностей - языковых и личностных - для участия в иноязычной (или многоязычной) коммуникации в услови-

16 Спичко Н.А. Проектирование эффективной образовательной среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза (грамматический аспект, факультет английской филологии) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

ях тех или иных форм и видов взаимодействия, самостоятельный отбор личностно значимой информации, необходимой для осуществления деятельности/взаимодействия, «примеривание» на себе различных социальных ролей при осуществлении иноязычной коммуникации (например, роли друга по переписке при общении в скайпе или icq, делового партнера при взаимодействии с иностранными коллегами и пр.) и развитие (саморазвитие) необходимых личностных качеств.

Как уже указывалось, образ «Я» коммуникативной личности формируется благодаря активизации трех личностных аспектов, описанных нами (см. рис. 17). Так, на когнитивном уровне происходит осознание себя как поликультурного субъекта с многогрупповой принадлежностью (социальной, этнической, языковой, профессиональной, гендерной и пр.), осознание своей возможности и готовности использовать/применять иностранные языки в различных сферах деятельности в соответствии со своими личностными предпосылками и вызовами современного общества; расширяются представления обучающегося о сферах и возможностях использования аспектов научной области «филология» и иноязычной коммуникативной деятельности; учащиеся и студенты осознают себя в качестве возможных субъектов той или иной деятельности, соотносящейся с многоязычной коммуникацией. За счет коммуникативного уровня у обучающегося формируется восприятие самого себя как субъекта различных видов коммуникации (межличностной, групповой, массовой), что дает ему возможность оценить свои способности и степень готовности к взаимодействию на иностранном языке в условиях данных видов, а также сфер (деловой, повседневной, научной и пр.) межкультур-ной коммуникации, на основе различных коммуникативных форм (жанров дискурса). Осуществляя иноязычную интеракцию (коммуникацию в рамках деятельности) с другими субъектами иноязычной коммуникации (другими обучающимися, преподавателями, носителями языка - друзьями, коллегами) в условиях образовательной, а также социальной и профессиональной среды, обучающийся развивает в себе соответствующие виды самоопределения. Деятельностный компонент личности выражается в пробе своих сил в тех видах деятельности, которые соотносятся с филологической областью. Например, это может быть участие в подготовке и издании школьной, студенческой или реальной газеты на иностранных языках; проектная деятельность по развитию социальных и культурных связей с городом-партнером в стране изучаемого языка и т. п. Обучающийся определяет, насколько эта деятельность соответствует его ожиданиям и представлениям; насколько он сам готов к выполнению этой деятельности. Таким образом, происходит более целенаправленное развитие в себе необходимых личностных качеств и характеристик.

Как отмечалось, самоопределение взаимосвязано с приоритетными (ведущими) для субъекта видами деятельности и взаимодействия, что обусловливает связь формирования образа «Я» с этапом филологического образования. В нашем исследовании мы определяем старший этап профильной школы (филоло-

17 См. также обоснование модели коммуникативной личности в статье: Колесников А.А. Структура коммуникативной личности и ее развитие средствами иностранных языков в профильной школе // Иностранные языки в школе. 2013. № 5. С. 2-9.

гический профиль) в качестве начальной ступени филологического образования. Именно в этот период обучающийся достигает того уровня психического развития, когда самоопределение становится для него осознанным и лич-ностно значимым. На этапе обучения в 10-11 классах (филологический профиль) учащийся формирует представление о сферах использования изучае-мого(-ых) языка(-ов), определяет значимость той или иной сферы - социальных, деловых, семейных и других взаимодействий - для себя лично, осознает себя как субъекта с многогрупповой принадлежностью, функционирующего в глобальной поликультурной среде. Учащийся также определяет свое возможное место в области будущей профессиональной деятельности и значимость иноязычной коммуникации в этой области, начинает целенаправленно готовить себя к данной деятельности в том числе средствами иностранного языка. Решению этих задач могут способствовать как основной курс иностранного языка, а также курс литературы изучаемого языка, страноведение, основы стилистики и т. п., так и курсы по выбору, способствующие лучшему осознанию возможностей своей коммуникативной личности в социальной, профессиональной и прочих сферах деятельности и взаимодействия. Кроме того, должна проводиться работа по нацеливанию учащихся на самостоятельное развитие необходимых компетенций при внеурочном знакомстве с иноязычными журналами и газетами, интернет-материалами, а также самостоятельном поиске контактов с носителями языка.

Этап филологического образования на уровне вуза предполагает усиленное внимание к профессиональному самоопределению на основе иностранного языка и филологических дисциплин. Студент целенаправленно готовит себя к филологической деятельности, приобретая необходимые специализированные знания и опыт участия в видах иноязычной коммуникации, развивая компетенции и личностные качества. Его основная задача - достигнуть уровня максимальной готовности к иноязычной профессиональной деятельности. Вместе с тем это не означает, что субъект полностью «определился» и процесс самоопределения прекращается. Наоборот, высокий уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией и филологическими/лингвистическими знаниями и умениями способен стимулировать дальнейшее развитие всех типов самоопределения как многогранного динамичного психического процесса. Так, студентов необходимо нацеливать на использование иноязычных коммуникативных умений и филологических/лингвистических знаний для формирования представления о своей роли в социальном, профессиональном, религиозном и прочих аспектах жизни современного глобального информационнокоммуникационного общества; представления о себе как субъекте, способном принимать участие в разнообразных видах и сферах взаимодействия, формах коммуникации в рамках различных коммуникационно-ориентированных профессиональных областей, что обеспечивается соответствующими компетенциями, формируемыми в условиях филологического образования.

Процессы самоопределения продолжаются на послевузовском этапе филологического образования и выражаются в осознании своего становления как профессионала, своих образовательных потребностей, связанных с необходимо-

стью дальнейшего совершенствования (самосовершенствования) себя как специалиста, а также накопленного опыта в филологической сфере деятельности и возможности его использования (как и имеющихся знаний, навыков и умений в области иноязычной филологии) при необходимости в смежных профессиональных сферах, то есть развитие в себе гибкого, универсального специалиста в области иноязычной коммуникации. Продолжается уточнение своих ролей и функций в качестве субъекта, включенного в различные виды социальных, гендерных, этнических и прочих взаимодействий, в том числе с использованием иностранных языков на поликультурном уровне.

Итак, подводя краткие итоги, можно с уверенностью констатировать, что развитие субъекта социополикультурного самоопределения - процесс непрерывный. В связи с этим каждый этап системы непрерывного (иноязычного) филологического образования должен способствовать формированию у коммуникативной личности обучающегося образа «Я», определяющего роль, место и функции субъекта в различных типах социокультурных взаимодействий. При этом необходимо учитывать ведущий тип деятельности, воздействие внешней и образовательной среды, а также активизировать возможности филологического образования как многоуровневой системы, привлекая формальный, неформальный и информальный образовательный уровни. Дальнейшие исследования ученых в этой области могут быть направлены на изучение процессуально-технологического аспекта данной проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Агапов, В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности [Электронный ресурс] // Психология и педагогика. - 2003. - № 1. - Режим доступа : http://www.psi.lib.-ги^а!у^ЬогтМсопсер1Ьт

2. Агапова, Н.Г. Образование как феномен культуры с позиций системно-деятель-ностного подхода [Текст] // Вестник Рязанского государственного государственного университета имени С.А. Есенина. - 2013. - № 2/39. - С. 51-60.

3. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе: проектирование и реализация [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 382 с.

4. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст]. - М., 1996. - 60 с.

5. Дружилов, С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации [Текст] // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13. - № 4. - С. 299-318.

6. Колесников, А.А. Структура коммуникативной личности и ее развитие средствами иностранных языков в профильной школе [Текст] // Иностранные языки в школе.

- 2013. - № 5 - С. 2-9.

7. Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия [Текст]. - М. : Изд-во РОУ, 1995. - 49 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

9. Спичко, Н.А. Проектирование эффективной образовательной среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза (грамматический аспект, факультет английской филологии) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 200б. - 23 с.

10. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) [Текст]. - М. : Еврошкола, 2003. - 401 с.

11. Эльконин, Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. - С. б0-77.

12. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]. - М. : Флинта, 200б. -

342 с.

13. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]. - М. : Смысл, 2001. - 3б5 с.

14. Memorandum uber lebenslanges Lernen [Text]. - Brussel : Kommission der Europa-ischen Gemeinschaften, 2000. - 43 S.

REFERENCES

1. Agapov, V.S. Vozrastnaya reprezentatsiya YA-kontseptsii lichnosti [Age representation of the self-concept of personality] [Electronic resource] // Psikhologiya i pedagogika. -Psychology and pedagogy. - 2003. - No. 1. - Mode of access : Available at: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/iconcept.htm

2. Agapova, N.G. Obrazovaniye kak fenomen kul'tury s pozitsiy sistemno-deyatel'nostnogo podkhoda [Education as a cultural phenomenon from the point of system activity approach] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo gosudarstvennogo universi-teta imeni S.A. Yesenina. - Bulletin of Ryazan State University named after S. A. Yesenin. -2013. - No. 2/39. - 51-60.

3. Ariyan, M.A. Sotsial'no razvivayushchaya metodicheskaya sistema obucheniya in-ostrannym yazykam v sredney shkole: proyektirovaniye i realizatsiya [Developing social methodical system of teaching foreign languages in secondary schools : design and implementation] [Text]. - Nizhniy Novgorod, 2009. - 382 p.

4. Ginzburg, M.R. Psikhologiya lichnostnogo samoopredeleniya [Psychology of personal self-determination]. [Text]. - M., 1996. - 60 p.

5. Druzhilov, S.A. Osvoyeniye studentami modeli professii i professional'noy deyatel'nosti kak neobkhodimoye usloviye professionalizatsii [Mastering the profession and professional activities by the students model as a prerequisite for the professionalization] [Text] // Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo. - Educational Technologies & Society. -2010. - Vol. 13.- No. 4. - P. 299-318.

6. Kolesnikov, A.A. Struktura kommunikativnoy lichnosti i yeye razvitiye sredstvami inostrannykh yazykov v profil'noy shkole [Communicative structure of personality and its development by means of foreign languages in the school profile] [Text] // Inostrannyye yazyki v shkole. - Foreign languages at school. - 2013. - No. 5 - P. 2-9.

7. Lerner, I.YA. Filosofiya didaktiki i didaktika kak filosofiya [Didactics and didactics of philosophy as philosophy] [Text]. - M. : Publishing House of the ROU, 1995. - 49 p.

8. Rubinshteyn, S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology] [Text]. - Saint-Petersburg : Peter, 2002. - 720 p.

9. Spichko, N.A. Proyektirovaniye effektivnoy obrazovatel'noy sredy pri obuchenii an-gliyskomu yazyku na 1 kurse pedagogicheskogo vuza (grammaticheskiy aspekt, fakul'tet angliyskoy

filologii) [Designing an effective learning environment in teaching English language course at pedagogical university (grammatical aspect, English philology) [Text]. - M., 2006. - 23 p.

10. Sysoyev, P.V. Kontseptsiya yazykovogo polikul'turnogo obrazovaniya (na mate-riale kul'turovedeniya SSHA) [The concept of linguistic multicultural education (based on US Culture Studies)] [Text]. - M. : Euroschool, 2003. - 401 p.

11. El'konin, B.D. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom voz-raste [To the problem of periodization of mental development in childhood] [Text] // Izbran-nyye psikhologicheskiye trudy. - Selected psychological works. - M. : Pedagogic, 1989. - P. 6077.

12. Erikson, E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and Crisis] [Text]. - M. : Flinta, 2006. - 342 p.

13. Yasvin, V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proyektirovaniyu [Educational environment: from modeling to designing] [Text]. - M. : Sense, 2001. - 365 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Memorandum uber lebenslanges Lernen [Text]. - Brussel: Kommission der Euro-paischen Gemeinschaften, 2000. - 43 p.

A.A. Kolesnikov THE FORMATION OF PERSONAL SELF-DETERMINATION IN FOREIGN LANGUAGE STUDENTS

The article centers on the issue of development of students’ sociocultural self-determination. The object of the research is the system of continual philological education (foreign languages) in the context of global multiculturalism. The system of continual philological education is viewed through the prism of person-centered paradigm. By philological education the author understands continuing education which covers high school (10-11 grades) specializing in foreign languages and some philological subjects, higher education (032700 «Philology» and 035700 «Linguistics»), and postgraduate education (international internships, refresher courses).

In his research the author of the article relies on three principles of person-centered education:

- the principle of student personality aimed at the formation of personal selfdetermination;

- principle of continuing and multilevel education;

- principle of educational medium and its impact on students.

The research rests on the theory of communicative personality. The author analyzes the role of cognitive, communicative and activity aspects of a personality in the formation of students’ self-identity and self-determination within the framework of foreign language learning. The author shows the role multicultural educational media (in the conditions of formal, informal, and occasional education) plays in the development of self-determination at major levels of educational attainment. The author centers on the levels of high schools specializing in foreign languages, linguistic institutions of higher learning, and postgraduate education.

Philological education, foreign language learning, subject of self-determination, self-identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.