УДК 78.087.68:78.087.5
Е. Ю. Жукова
Основные принципы формирования репертуара для дисциплины «Вокальный ансамбль» в вузе
Вопрос формирования репертуара рассматривается как важный аспект в работе с вокальным ансамблем. Систематизированы основные требования и принципы подбора музыкальных произведений. Определяется специфика содержания репертуара в концертной и конкурсной деятельности.
Ключевые слова: вокальный ансамбль, репертуар, жанры, театрализация, конкурс.
Elena Yu. Zhukova
Basic principles of the repertoire formation for the discipline «Vocal ensemble» at the university
The issue of forming the repertoire is considered as an important aspect in working with a vocal ensemble. The article systematizes the basic requirements and principles of the selection of musical works. The specificity of the content of the repertoire in concert and competitive activities is determined.
Key words: vocal ensemble, repertoire, genres, theatricalization, competition.
На кафедре академического хора Санкт-Петербургского института культуры «Вокальный ансамбль» как дисциплина возникла в 90-е гг. XX в. У самых истоков зарождения «Вокального ансамбля» стоял кандидат искусствоведения, профессор В. Е. Ровнер (1936-2018), который внес существенный вклад в развитие этой дисциплины. Профессор создал вокальный ансамбль «Монплезир» (лауреат международных конкурсов), с большим успехом выступавший на лучших концертных площадках нашего города. Виталий Ефимович - автор-составитель нотных сборников для вокальных ансамблей1. Он один из первых разработал методическую литературу по проблемам обучения вокально-ансамблевому искусству2.
Одной из составляющих творческого успеха В. Е. Ровнера, как руководителя вокального ансамбля, была прекрасно выстроенная репертуарная политика. И это не случайно, ведь репертуар - это визитная карточка коллектива.
Рассмотрим главные принципы, на которые должен опираться руководитель ансамбля при выборе программы:
1. Принцип художественной ценности
Произведения, исполняемые вокальным ансамблем, должны обладать высокими художественными качествами, так как в процессе
Основные принципы формирования репертуара для дисциплины «Вокальный ансамбль» в вузе работы над ними решаются задачи художественного и эстетического воспитания участников коллектива.
2. Принцип доступности
При отборе репертуара необходимо учитывать качественный и количественный состав исполнителей. Объем и степень сложности произведений должны соответствовать возрасту, вокальным возможностям, уровню музыкальной подготовки, количеством репетиционных часов в течение семестра.
3. Принцип постепенности усложнения произведений
Необходимо, чтобы работа над музыкальным материалом велась
последовательно. Грамотно подобранный репертуар развивает певческие и музыкально-слуховые навыки. В программу можно включить произведения с опережающей степенью трудности, с тем, чтобы активизировать вокально-ансамблевые умения. Но таких сочинений должно быть ограниченное количество, так как ансамбль должен работать над репертуаром, входящим в его концертно-исполнительскую деятельность.
4. Принцип стилистического разнообразия
Вокальному ансамблю важно иметь произведения разных форм и жанров, принадлежащих различным эпохам и композиторским школам. Опыт работы показывает, что основой репертуара вокального ансамбля являются произведения следующих стилистических групп:
1. Духовные сочинения различных конфессий.
2. Светские сочинения композиторов русской классической школы.
3. Светские сочинения зарубежных композиторов-классиков.
4. Народные песни разных стран.
5. Произведения современных композиторов.
6. Classical crossover - смешение исполнительских стилей, различных вокальных техник.
В 2000-е гг. появляются вокальные ансамбли, работающие в жанре a'cappella, творчество которых полностью или частично можно отнести к направлению classical crossover (самым известным подобного сочетания в мировой практике является вокальный ансамбль «Swingle Singers», в творческом багаже которого огромное количество аранжировок различных жанров и направлений - от классики до этностиля, джаз, блюз). Это направление, соединяет в себе классическую музыку и различные музыкальные стили - рок, фолк, джаз.
Опираясь на классификацию исследователя И. Данько3, можно выделить следующие проявления classical crossover в музыкальном творчестве вокальных ансамблей:
_Е. Ю. Жукова_
• переложения инструментальных произведений для вокального ансамбля, аранжировки классических сочинений, оперных арий;
• «академизация» популярных эстрадных песен;
• Произведения, изначально созданные в рамках синтеза элементов классической музыки и массовых музыкальных жанров.
5. Принцип театрализации
Как подчеркивает в своей работе В. Е. Ровнер: «Сущность театрализации музыкального произведения заключается в закономерном стремлении уничтожить статичную форму концертирующего ансамбля и дополнить динамику музыкального содержания динамикой сценической, зрелищной выразительности»4. Разрабатывая сценическое действие, руководитель должен обладать художественным вкусом и помнить о чувстве меры. При необходимости привлекать к постановке профессионалов в сферах хореографического искусства, режиссуры и актерского мастерства.
Руководитель ансамбля в начале учебного года планирует концертные и конкурсные выступления коллектива. Репертуар формируется с учетом предстоящих концертных выступлений (участие в конкурсах, фестивалях, юбилейных датах, отчетных концертах).
В исполнительской практике существуют две основные формы выступлений: сольный концерт и участие в сборном мероприятии.
Программа для сольного концерта предполагает определенную драматургию, с наличием контрастности, темпового и жанрового разнообразия, кульминации и финала. Руководитель ансамбля при составлении концертных программ, должен опираться на следующие принципы, существующие в концертно-сценической практике:
1. Хронологический (старинная музыка, классика, народная музыка, современные композиции);
2. Жанровый (духовные песнопения, зарубежная музыка, русская классика, сочинения современных композиторов, народные песни).
Рекомендуется, чтобы в сольном концерте преобладало исполнение произведений без сопровождения. В репертуаре вокального коллектива должно быть одно-два произведения сверх объявленной программы, исполняемые в финале концерта по просьбам слушателей.
При составлении программы необходимо помнить, что в ансамблевом исполнительстве велика вероятность риска срыва концерта (неявка по болезни одного, двух исполнителей делает выступление невозможным). Чтобы избежать этой ситуации, необходимо в репертуаре иметь произведения для малых составов. В квартетном ансамбле разучиваются произведения для трио, дуэта; в квинтете - для квартета, трио и дуэта.
Основные принципы формирования репертуара для дисциплины «Вокальный ансамбль» в вузе
Программа выступления вокального ансамбля в сборном концерте состоит, как правило, из нескольких сочинений, продолжительностью не более 15 минут. Порядок исполнения произведений может выстраиваться по хронологическому, тематическому и контрастному принципам.
Одной из важных сторон деятельности вокального ансамбля является участие его в фестивалях, конкурсах. Успех выступления в таких мероприятиях по многом зависит и от грамотно выстроенной программы. При подготовке к конкурсу руководителю необходимо ознакомиться с условиями его проведения, требованиями к конкурсному выступлению для заявленной номинации.
Программы фестиваля или конкурса могут включать сочинения для исполнения сводным хором участников на церемонии открытия или закрытия музыкального состязания.
Традиционно конкурсная программа состоит из 3-4 произведений (зарубежное или русское духовное произведение, сочинение современного автора, обработка народной песни, тематическое произведение). В процессе подготовки музыкального материала к данному виду деятельности, нужно соблюдать следующие рекомендации:
1. Не включать в конкурсную программу однотипные по характеру, стилю сочинения.
2. Тщательно продумывать тональный ряд программы.
3. Необходимо выстроить драматургию конкурсного выступления.
4. При исполнении произведения современного композитора, нужно убедиться, что не нарушаете его авторские права.
5. В положении конкурса может оговариваться количество сочинений, исполняемых без сопровождения, наличие партитуры с солистом, время звучания программы с учетом выхода и ухода коллектива.
Вопрос формирования репертуара всегда был одним из главных в творчестве вокального ансамбля. Он требует длительной, кропотливой, целенаправленной работы, художественно-творческого самосовершенствования. От умелого подбора музыкальных произведений зависят рост и перспектива развития коллектива. Руководитель вокального коллектива должен постоянно работать над повышением своей профессиональной квалификации, владеть основными приемами хоровой аранжировки, быть в курсе всего нового в области ансамблевого исполнительства.
Регулярное посещение выступлений исполнительских коллективов приводит к новым поискам, рождает творческие замыслы и расширяет репертуарный кругозор. Руководитель должен следить за новыми
_Е. Ю. Жукова_
публикациями вокально-ансамблевой музыки и все время пополнять домашнюю библиотеку научной и методической литературой.
Источниками формирования вокально-ансамблевого репертуара являются: библиотеки, нотные фонды музыкальных учреждений и учебных заведений, специализированные магазины, а также семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, сеть Интернет.
Примечания
1 Ровнер В. Е. Обработки и переложения для вокального ансамбля / В. Е. Ровнер. СПб.: СПбГУКИ, 1995; Репертуар вокально-ансамблевого класса. Обработки и переложения / авт.-сост. В. Е. Ровнер. СПб.: СПбГУКИ, 2002; Ровнер В. Е. Вокально-джазовые упражнения для ансамбля с сопровождением фортепиано: учеб. пособие / В. Е. Ровнер. СПб.: СПбГУКИ, 2004; Ровнер В. Е. Искусство вокала «Легко на сердце...». Популярная музыка для вокального ансамбля. Переложения / В. Е. Ровнер. СПб.: Нота, 2005; Ровнер В. Е. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано / В. Е. Ровнер. СПб.: Нота, 2006.
2 Ровнер В. И. Вокальный ансамбль : Методика работы с самодеят. Коллективом: учеб. пособие / В. Е. Ровнер. Л.: ЛГИК, 1984. 59 с.
3 Данько И. Музыкальное направление Classical Crossover в современной аудиовизуальной культуре: автореф. дис. канд. искус.: 17.00.09. СПб., 2013. С. 11.
4 Ровнер В. И. Вокальный ансамбль : Методика работы с самодеят. Коллективом: учеб. пособие / В. Е. Ровнер. Л.: ЛГИК, 1984. С. 27.