Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ '

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
методы анализа / концепция / стратегическое планирование / конкурентный потенциал / компания / analysis methods / concept / strategic planning / competitive potential / company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.И. Аджиева, З.И. Каппушев

В статье обоснована теоретическая база концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании, которая основана на синтезе трех концепций: стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании. Доказана необходимость использования данных концепций. К основным категориям, формирующим концептуальные основы стратегического планирования конкурентного потенциала компании, целесообразно отнести определения конкурентного потенциала компании, стратегического планирования конкурентного потенциала компании, стратегической цели формирования конкурентного потенциала компании, стратегии формирования конкурентного потенциала компании и концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании. Принципы концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании должны сочетать принципы концепции стратегического планирования (основные), а также принципы концепций создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании. Методологическая база концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании объединяет, прежде всего, общенаучные и авторские подходы к стратегическому планированию конкурентного потенциала компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PRINCIPLES OF LONG-TERM PLANNING OF THE COMPANY'S COMPETITIVENESS

The article substantiates the theoretical basis of the concept of strategic planning of the company's competitive potential, which is based on the synthesis of three concepts: strategic planning, creation of competitive advantages and competitive behavior of the company. The necessity of using these concepts has been proved. The main categories that form the conceptual foundations of strategic planning of the company's competitive potential, it is advisable to include the definitions of the company's competitive potential, strategic planning of the company's competitive potential, the strategic goal of forming the company's competitive potential, the strategy of forming the company's competitive potential and the concept of strategic planning of the company's competitive potential. The principles of the concept of strategic planning of the company's competitive potential should combine the principles of the concept of strategic planning (basic), as well as the principles of the concepts of creating competitive advantages and the competitive behavior of the company. The methodological basis of the concept of strategic planning of the company's competitive potential combines, first of all, general scientific and author's approaches to strategic planning of the company's competitive potential.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ »

08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-362-366

А.И. Аджиева - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО СКГА, asiata@yandex.ru,

A.I. Adzhieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEIHESKGA, asiat.a@yandex.ru;

З.И. Каппушев - обучающийся направления подготовки «Экономика», профиль (направленность) Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент, ФГБОУ ВО СКГА,

Z.I. Kappushev - student of the direction of training 38.04.01 Economics, profile (direction) Accounting and financial management, FSBEI HE SKGA.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ THE MAIN PRINCIPLES OF LONG-TERM PLANNING OF THE COMPANY'S COMPETITIVENESS

Аннотация. В статье обоснована теоретическая база концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании, которая основана на синтезе трех концепций: стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании. Доказана необходимость использования данных концепций. К основным категориям, формирующим концептуальные основы стратегического планирования конкурентного потенциала компании, целесообразно отнести определения конкурентного потенциала компании, стратегического планирования конкурентного потенциала компании, стратегической цели формирования конкурентного потенциала компании, стратегии формирования конкурентного потенциала компании и концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании.

Принципы концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании должны сочетать принципы концепции стратегического планирования (основные), а также принципы концепций создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании. Методологическая база концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании объединяет, прежде всего, общенаучные и авторские подходы к стратегическому планированию конкурентного потенциала компании.

Abstract. The article substantiates the theoretical basis of the concept of strategic planning of the company's competitive potential, which is based on the synthesis of three concepts: strategic planning, creation of competitive advantages and competitive behavior of the company. The necessity of using these concepts has been proved. The main categories that form the conceptual foundations of strategic planning of the company's competitive potential, it is advisable to include the definitions of the company's competitive potential, strategic planning of the company's competitive potential, the strategic goal of forming the company's competitive potential, the strategy of forming the company's competitive potential and the concept of strategic planning of the company's competitive potential.

The principles of the concept of strategic planning of the company's competitive potential should combine the principles of the concept of strategic planning (basic), as well as the principles of the concepts of creating competitive advantages and the competitive behavior of the company. The methodological basis of the concept of strategic planning of the company's competitive potential combines, first of all, general scientific and author's approaches to strategic planning of the company's competitive potential.

Ключевые слова: методы анализа, концепция,стратегическое планирование, конкурентный потенциал, компания.

Keywords: analysis methods, concept, strategic planning, competitive potential, company.

В современных условиях высокой турбулентности внешней среды усиливается конкуренция между компаниями Карачаево-Черкесской Республики, что обуславливает необходимость использования стратегического подхода в процессе формирования конкурентного потенциала компаний. Именно эффективное формирование и использование конкурентного потенциала в долгосрочной перспективе является необходимым условием выживания предприятий КЧР и достижения их стратегических целей.

Исследованиям различных концептуальных аспектов формирования и использования конкурентного потенциала компании посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных ученых, среди которых следует выделить научные труды С.Б. Алексеева, Е.В. Алутиной, Л.А. Беляевой, Н.В. Ващенко, В.В. Гамулецкого, Г.Г. Гасанли, Р. Дафта, А.В. Манаенкова, И.А. Морозовой, А.А. Рязанова, А.А. Томсона, Г. Хемела и др.

В настоящее время в экономической литературе по стратегическому планированию отсутствуют единые научно обоснованные подходы к определению сущности и структуры конкурентного потенциала компании, теоретические основы, механизмы и методы формирования, оценки, планирования и использования конкурентного потенциала компании. Эта ситуация требует разработки концептуальных основ стратегического планирования конкурентного потенциала компании. Стратегическое планирование конкурентного потенциала компании включают следующие обязательные элементы: теоретические основы концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании (концепции, объект, предмет, категории, принципы, детерминанты, императивы), методологическая база (общенаучные и авторские подходы, механизмы, инструменты), результат стратегического планирования конкурентного потенциала компании (стратегия формирования и тактика использования конкурентного потенциала компании).

Концепция стратегического планирования конкурентного потенциала компании - это научно обоснованная идея, сочетающая теоретические, методологические и методические подходы к стратегическому планированию и использованию конкурентного потенциала в процессе достижения стратегических целей компании на всех целевых рынках.

Теоретическая база концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании основана на синтезе трех концепций: стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании.

Использование концепции стратегического планирования обусловлено необходимостью разработки стратегий формирования конкурентного потенциала компании, рассмотренных выше и необходимых для достижения стратегических целей компании в отношении конкурентов.

Концепция стратегического планирования широко описана в современной экономической литературе. Стратегическое планирование - это концепция развития компании в долгосрочной перспективе, на основании положений которой создается конкретное представление о том, каким будет компания в будущем, в каком окружении будет работать, какую будет иметь долю и на каких рынках [3]. При этом все стратегические цели тем или иным образом связаны с достижением компаниям определенной позиции на целевых рынках, созданием конкурентных преимуществ и реализацией конкурентного потенциала компании [6]. Такая взаимосвязь выражает прямое взаимодействие концепции стратегического планирования и формирования конкурентного потенциала компании.

Концепция создания конкурентных преимуществ компании в большинстве современных литературных источников основана на стратегиях достижения конкурентных преимуществ (М. Портер): лидерства в издержках, дифференциации и фокусирования, в которых реализуются конкурентные преимущества низкой цены продукта и уникальности восприятия продукта потребителем [9]; на возможности противостоять влиянию конкурентных сил (А. Томпсон и Дж. Стрикленд) [11]; на укреплении сотрудничества компаний (Р. Дафт) [7]; на быстрой адаптации отдельных бизнес - единиц к меняющимся рыночным возможностям (Г. Хемел и К. Прахалад) [12].

Концепция конкурентного поведения компании содержит концептуальные положения относительно поведения компании в конкурентной среде. По мнению большинства авторов, конкурентное поведение фирмы формируется под влиянием изменений факторов внешней и внутренней среды компании [5] и может быть активным и пассивным, наступательным, оборонительным и отступательным, обеспечивающим (стремление сохранить достигнутые позиции), креативным (стремление к нестандартным поведенческим приемам) и приспособленческим (адаптационным), агрессивным и выжидательным [8]. При этом конкурентное поведение компании может быть различным в зависимости от рыночной позиции конкурента, либо по отношению к прямым и непрямым конкурентам.

Однако основой конкурентного поведения компании всегда должна являться стратегическая составляющая [10], что подтверждает необходимость синтеза концепций конкурентного поведения и стратегического планирования при разработке концепции стратегическогопланирования конкурентного потенциала компании.

Таким образом, можно считать доказанной необходимость синтеза трех концепций в процессе разработки концептуальной модели стратегического планирования конкурентного потенциала компании.

Объектом стратегического планирования конкурентного потенциала компании являются процессы формирования и использования конкурентного потенциала компании, предметом - теоретические, методологические и методические аспекты стратегического планирования конкурентного потенциала компании.

К основным категориям, формирующим концептуальные основы стратегического планирования конкурентного потенциала компании, целесообразно отнести определения конкурентного потенциала компании, стратегического планирования конкурентного потенциала компании, стратегической цели формирования конкурентного потенциала компании, стратегии формирования конкурентного потенциала компании и концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании.

Принципы концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании должны сочетать принципы концепции стратегического планирования (основные), а также принципы концепций создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании.

Содержание принципов концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание принципов концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании

Название принципа Содержание принципа

1 2

Принципы концепции стратегического планирования

Научности Заключается в использовании научно обоснованных механизмов и методов стратегического планирования

Системности Заключается в рассмотрении стратегического планирования как системы взаимосвязанных элементов

Комплексности Заключается в комплексном учете всех факторов,воздействующих на компанию

364 Вестник Академии знаний № 47 (6), 2021

Продолжение таблицы

1 2

Непрерывности Предполагает непрерывность осуществления процесса стратегического планирования в компании

Гибкости Предполагает возможность адаптации стратегии кизменяющимся условиям внешней среды

Экономичности Предполагает, что доходы от внедрения стратегического планирования должны превышать расходы на егоосуществление

Принципы концепции создания конкурентных преимуществ

Неопределенностибудущего Заключается в том, что непредсказуемость среды является источником конкурентных преимуществ

Конкурентоспособности стратегии Заключается в направленности любой стратегии на достижение конкурентных преимуществ

Участия Заключается в участии всех сотрудников предприятия в наращивании конкурентных преимуществ

Макроконкуренции Заключается в создании идентичных конкурентных преимуществ на всех целевых рынках, на которых работает или собирается работать компания

Альтернативности Предполагает разработки и выбор по определеннымкритериям множества альтернатив создания конкурентных преимуществ

Инновационности Заключается во внедрении инноваций во всех сферах деятельности предприятия в процессе созданияконкурентных преимуществ

Принципы концепции конкурентного поведения

Выживания Отражает направленность конкурентного поведения предприятия на выживание в конкурентной среде

Превосходства Предполагает формирование стратегий конкурентногоповедения, направленных на превосходство над конкурентами

Стратегичности Предполагает что конкурентное поведение направлено нареализацию конкурентных стратегий компании на целевых рынках

Сотрудничества Предполагает наличие возможности сотрудничества с конкурентами на целевых рынках

Среди детерминантов концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании целесообразно рассматривать основные детерминанты концепции стратегического планирования: ориентация на стратегические цели, использование стратегического потенциала (элементом которого является конкурентный потенциал), анализ внешней и внутренней среды, адаптивность к изменениям среды, многовариантность и динамичность планирования, симбиоз методологий стратегического планирования, многомерный характер распределения ресурсов [1].

Детерминантами концепций создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании являются учет интенсивности конкуренции в отрасли, разработка конкурентных стратегий, формирование конкурентной политики в отношении как прямых, так и непрямых конкурентов, многообразие методов конкурентной борьбы, быстрая реакция на действия конкурентов, стратегическая устойчивость конкурентного преимущества [2].

Методологическая база концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании объединяет, прежде всего, общенаучные и авторские подходы к стратегическому планированию конкурентного потенциала компании.

Общенаучные подходы, используемые в процессе стратегического планирования конкурентного потенциала компании, должны включать системный подход (поскольку стратегии предприятия представляют собой единую систему), процессный подход (поскольку стратегическое планирование конкурентного потенциала - это процесс), ситуационный подход (поскольку в процессе разработки и реализации стратегии и использования конкурентного потенциала учитываются ситуационные изменения факторов внешней среды предприятия), маркетинговый подход (поскольку основные инструменты формирования и использование конкурентного потенциала предприятия являются методологическими инструментами маркетинга), стратегического и целевого подходов (поскольку процесс стратегического планирования конкурентного потенциала компании включает этапы разработки и выбора стратегических целей и стратегий формирования и использование конкурентного потенциала компании).

Среди подходов, целесообразно выделить научно- методический подход к анализу конкурентного потенциала компании, научно-методический подход к разработке и выбору стратегических целей формирования конкурентного потенциала компании, научно- методический подход к разработке и выбору стратегий формирования конкурентного потенциала компании.

В качестве инструментария концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании используются методы стратегического анализа - стратегическое наблюдение, портфельный анализ, матричные методы анализа, 8РЛСБ-анализ, РБ8Т-анализ, SWOT-анализ, вЛР-анализ) [4, с.55] и стратегического планирования - методы разработки ивыбора стратегических целей, методы разработки и выбора стратегийфор-мирования и использования конкурентного потенциала компании.

Концептуальная схема стратегического планирования конкурентного потенциала компании представлена на рисунок 1.

Рисунок 1 - Концептуальная схема стратегического планирования конкурентного потенциала компании

К механизмам, разработка которых объективно необходима для использования концепции стратегического планирования конкурентного потенциала компании, целесообразно отнести механизм стратегического планирования конкурентного потенциала компании, а также механизм реализации стратегий формирования и использования конкурентного потенциала компании. К методам создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения следует отнести методы маркетинговой разведки, анализа конкуренции в отрасли, анализа конкурентной позиции компании, анализа конкурентного потенциала компании; формирования конкурентных преимуществ компании; методы ведения конкурентной борьбы; методы формирования конкурентного потенциала компании, методы реагирования на поведение конкурентов, методы конкурентного взаимодействия.

Помимо вышеперечисленных методов концепция стратегического планирования конкурентного потенциала компании использует методы стратегического менеджмента, общенаучные методы управления (административные, экономические, социально-психологические), методы обоснования и принятия управленческих решений [1].

Предложенная концептуальная схема стратегического планирования конкурентного потенциала компании, в отличие от существующих схем:

1) основана на синтезе трех концепций: стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения компании;

2) обосновывает комплексное использование системного, процессного, ситуационного, маркетингового, стратегического, целевого подходов в процессе стратегического планирования конкурентного потенциала компании,

3) предполагает разработку и использование механизмов стратегического планирования и реализации стратегий формирования и использования конкурентного потенциала компании;

4) синтез трех концепций обуславливает разработанные основные и дополнительные принципы, детерминанты и императивы стратегического планирования конкурентного потенциала компании, что позволяет разработать и использовать специфические научные подходы и механизмы формирования и использования конкурентного потенциала компании в условиях турбулентности внешней среды.

Среди направлений дальнейших исследований целесообразно выделить разработку научно-методического подхода к анализу конкурентного потенциала компании, к разработке и выбору стратегических целей формирования конкурентного потенциала компании и к разработке и выбору стратегий формирования конкурентного потенциала компании.

Источники:

1. Алексеев, С.Б. Управление стратегическим потенциалом торгового предприятия: теория и методология: монография / С.Б. Алексеев. - Донецк: ДонНУЭТ имени М. Туган-Барановского; Краматорск: Каштан, 2015. - 492 с.

2. Алутина, Е.В. Особенности обеспечения устойчивости предприятий / Е.В. Алутина // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - №5(23). - С. 217-221.

3. Беляева, Л.А. Сущность стратегического развития деятельности предприятия / Л.А. Беляева // Вестник науки и образования. - 2020. -№2(80). - С. 11-14.

4. Ващенко, Н.В. Уточнение методов управления компаниям и персоналом / Н.В. Ващенко // Материали III межд. науч.-практ. конференции, 29 января 2014 г. - Донецк: Изд-во «Нолидж», 2014. - 324с. - С. 54-56.

5. Гамулецкий, В.В. Модель идентификации конкурентного поведения строительного предприятия / В.В. Гамулецкий // Вестник Московского государственного строительного университета. - 2011. - № 6. -С.140-145.

6. Гасанли, Г.Г. Стратегия как основной показатель жизнедеятельности промышленного предприятия в современных условиях / Г.Г. Гасанли // Экономические аспекты управления строительным комплексом в современных условиях: сб. научн. стат. - Самара: Изд-во «Саморский государственный архитектурно-строительный университет», 2016. - С. 23-29.

7. Дафт, Р. Теория организации: / Пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова / Р. Дафт. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 736 с.

8. Манаенков, А.В. особенности конкурентного поведения предприятий в цифровой экономике / А.В. Мана-енков, М.П. Галимова // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. труд. 8 Всероссийской науч.- практ. конф. - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 234-239.

9. Морозова, И.А. Создание конкурентных преимуществ в рамках различных подходов к управлению конкурентоспособностью [Электронный ресурс] / И.А. Морозова, Ш.М. Тагиров // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 5(77). - Режим доступа: http://uecs.ru.

10.Рязанов, А.А. Концептуальные основы управления конкурентным поведением предприятия / А.А. Рязанов // Управление в социальных экономических системах: матер. междунар. науч.-практ. конф. - М.: Московский ун-т им. С.Ю. Витте, 2015. - С. 425-440.

11. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1998. - 576 с.

12.Хэмел, Г. Ключевая компетенция корпорации / Г. Хэмел, К. Прахалад // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8 «Менеджмент». - 2003. - № 3. - С. 18-44.

References:

1. Alekseev, S.B. Management of the strategic potential of a trading enterprise: theory and methodology: monograph / S.B. Alekseev. - Donetsk: M. Tugan-Baranovsky DonNUET; Kramatorsk: Kashtan, 2015. - 492 p.

2. Alutina, E.V. Features of ensuring the sustainability of enterprises / E.V. Alutina // Actual issues of economic sciences. - 2016. - №5(23). - P. 217-221.

3. Belyaeva, L.A. The essence of the strategic development of the enterprise / L.A. Belyaeva // Bulletin of Science and Education. - 2020. - № 2(80). - Pp. 11-14.

4. Vashchenko, N.V. Clarification of management methods for companies and personnel / N.V. Vashchenko // Materials of the III int. nauch.-pract. conference, January 29, 2014 - Donetsk: Publishing house "knowledge", 2014.-P. 54-56.

5. Gomulicki, V. V. Model of identification of the competitive behaviour of construction companies / Gomulicki V. V. // Bulletin of Moscow state construction University. - 2011. - No. 6. - pp. 140-145.

6. Hasanli, G.G. Strategy as the main indicator of the vital activity of an industrial enterprise in modern conditions / G.G. Hasanli // Economic aspects of the management of the construction complex in modern conditions: collection of scientific. stat. - Samara: Publishing House "Samara State University of Architecture and Civil Engineering", 2016. - pp. 23-29.

7. Daft, R. Theory of organization: / Trans. from English. edited by E.M. Korotkov / R. Daft. - M.: UNITY-DANA, 2006. - 736 p.

8. Manaenkov, A.V. features of competitive behavior of enterprises in the digital economy / A.V. Manaenkov, M.P. Galimova // Research of innovative potential of society and formation of directions of its strategic development: collection of works. 8 All-Russian Scientific.- practical conf. - Kursk: University Book, 2018. - pp. 234-239.

9. Morozova, I.A. Creation of competitive advantages within the framework of various approaches to competitiveness management [Electronic resource] / I.A. Morozova, Sh.M. Tagirov // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2015. - № 5(77). - Access mode: http://uecs.ru .

10. Ryazanov, A.A. Conceptual foundations of management of competitive behavior of the enterprise / A.A. Ryaza-nov // Management in social economic systems: mater. International Scientific and Practical Conference - Moscow: Moscow University named after S.Yu. Witte, 2015. - pp. 425-440.

11. Thompson, A.A. Strategic management: the art of strategy development and implementation / A.A. Thompson, A. J. Strickland; translated from English. edited by L.G. Zaitsev, M.I. Sokolova. - M.: Banks and Exchanges, UNITY, 1998. - 576 p.

12. Hamel, G. The key competence of the corporation / G. Hamel, K. Prahalad // Bulletin of St. Petersburg University. Series 8 "Management". - 2003. - No. 3. - pp.18-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.