Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ в рамках логистического подхода к управлению предприятием'

Формирование конкурентных преимуществ в рамках логистического подхода к управлению предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGE / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / LOGISTICS APPROACH / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Ольга Ивановна

В статье рассмотрены теоретические аспекты конкуренции предприятий. Проанализированы подходы к сущности конкурентных преимуществ, выделены основные направления их формирования, отмечена значимость внутренних ресурсов для обеспечения конкурентного преимущества и рассмотрена концепция стратегического менеджмента бизнес-модели, как эффективного инструмента создания конкурентных преимуществ на базе логистического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ в рамках логистического подхода к управлению предприятием»

Formation of competitive advantages in the framework of the logistical approach

to enterprise management Litvinova O.

Формирование конкурентных преимуществ в рамках логистического подхода

к управлению предприятием Литвинова О. И.

Литвинова Ольга Ивановна / Litvinova Olga - кандидат экономических наук, доцент, кафедра логистики, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Сибирская государственная Автомобильно-дорожная академия, г. Омск

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты конкуренции предприятий. Проанализированы подходы к сущности конкурентных преимуществ, выделены основные направления их формирования, отмечена значимость внутренних ресурсов для обеспечения конкурентного преимущества и рассмотрена концепция стратегического менеджмента бизнес-модели, как эффективного инструмента создания конкурентных преимуществ на базе логистического подхода. Abstract: the article deals with the theoretical aspects of competitive enterprises. Analyzed approaches to the nature of competitive advantages, the basic directions of their formation, noted the importance of internal resources to gain a competitive advantage and is considered the concept of strategic management business model as an effective tool for creating competitive advantages on the basis of the logistical approach.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, логистический подход, бизнес-модель, бизнес-процессы. Keywords: competitive advantage, logistics approach, business model, business processes.

Роль логистики в современных экономических условиях функционирования предприятий возрастает, и становится необходимым условием выживания в конкурентной борьбе. Наличие эффективной логистики обеспечивает успешное развитие как на уровне предприятия, так и на уровне стран и регионов. Развитие экономических структур и систем создания стоимости определяет возрастающую значимость логистики в системе управления предприятием.

Известны три подхода к определению сущности конкуренции:

- поведенческий трактует ее как соперничество в получении денег потребителя посредством наилучшего удовлетворения его потребностей;

- структурный определяет конкуренцию как степень свободы продавца и покупателя на рынке;

- функциональный подразумевает под ней борьбу устаревшего и инновационного.

Так, И. В. Липсиц считает конкуренцию способностью побеждать за счёт большего соответствия требованиям покупателей [1, с. 606]. Группа авторов определяет конкуренцию как схватку интересов, товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта с целью получения максимальной прибыли [2, с. 58]. По мнению Р. А. Фатхутдинова, конкуренция происходит на местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном уровнях [3, с. 102]. При этом на этапе создания ценности определяющим элементом конкурентоспособности становиться координация и интеграция совместных усилий всех предприятий задействованных в процессе.

Подходы к определению и формированию источников конкурентных преимуществ также различны и, обобщая положения и концепции исследователей, можно выделить следующие направления формирования:

1. М. Портер, И. В. Липсиц, А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд видят конкурентное преимущество в превосходстве над конкурентами. А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд по количеству клиентов и возможности противодействовать влиянию конкурентных сил [4], а М. Портер, И. В. Липсиц - в выполнении с меньшими издержками или с лучшим качеством, чем у его конкурентов, стратегически важных, основных видов деятельности (проектирование, производство, маркетинг и распределение) [5].

2. Р. Дафт, находит конкурентное преимущество в укреплении сотрудничества предприятий [6, с. 197].

3. К. К. Прахалад и Г. Хэмел считают, что устойчивое конкурентное преимущество заключается в способности менеджмента консолидировать рассредоточенные по корпорации технологии и производственные навыки в компетенции, наделяющие отдельные бизнес-единицы потенциалом быстрой адаптации к изменяющимся рыночным возможностям [7].

4. В. С. Катькало конкурентные преимущества предприятий определяет через конкуренцию бизнес-моделей [8, с. 74-77].

5. Ж. Ж. Ламбен, объединяя сторонников второго и третьего направления, источники конкурентных преимуществ экономического объекта рассматривает с внешних и внутренних позиций предприятия

[9, с. 277-279]. Внешние создают ценность для покупателя, основываясь на связях экономического объекта в системе более высокого уровня, внутренние - для самого предприятия.

Необходимо отметить, что строить стратегию обеспечения конкурентоспособности можно, основываясь на каком либо одном из видов конкурентных преимуществ, так как их совмещение не способствует устойчивости предприятия.

Анализ подходов к выделению источников конкурентных преимуществ предприятия позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различие в трактовках, суть многих отражает значимость внутренних ресурсов и возможностей организации в получении устойчивого конкурентного преимущества. От того каким образом организованы и функционируют бизнес-процессы предприятия зависит конечная ценность товара или услуги для потребителя. В этой связи будет уместным детальное рассмотрение одной из современных концепций стратегического менеджмента бизнес-модели.

Как показывает анализ источников, единого мнения о сущности бизнес-модели не сформировалось. Исследователи выделяют три подхода к ее рассмотрению: экономический, операционный и стратегический. У представителей экономического подхода бизнес-модель напрямую ассоциируется с элементарными процессами получения доходов и прибыли. Приверженцы операционного подхода основной акцент делают на внутренних процессах, таких как производство продукции или оказание услуг, административные процедуры управления, управление потоками ресурсов, системы материально-технического снабжения, сбыта и др. Сторонники стратегического подхода особое внимание уделяют позиционированию компании на рынке. При этом огромная роль отводится взаимодействию компании с другими организациями.

Таким образом, можно заметить, что характер бизнес-модели формируется в зависимости от выбора источников конкурентных преимуществ, что и определяет специфику ведения бизнеса компанией, ее ключевые факторы, уникальные возможности и компетенции.

Все бизнес процессы предприятия тесно связаны между собой их идентификация в бизнес-модели способствует выявлению непроизводительных затрат возникающих при осуществлении вспомогательных процессов в структурных подразделениях. Бизнес-планирование логистических процессов ориентирует сотрудников на основные процессы и цели предприятия помогает устранить указанные проблемы, путем применения логистического подхода при котором процесс преобразуется в единую цепь, проходящую через несколько подразделений, функциональных служб и отделов [10]. Бизнес-модель предполагает:

- анализ фактически существующих процессов и определение новых планируемых процессов.

- анализ существующих задач и деятельности

- формулировку новых требований для новых процессов и оценку возможности адаптации существующей структуры управления к новым процессам.

Практика показывает, что в высококонкурентных экономических отраслях экономики не просто удержать занятые позиции в бизнес-среде. Конкуренция формируется уже не на уровне отдельных предприятий, а проявляется на уровне цепочек создания стоимости, так как наибольшая экономия достигается не на этапе производства, а в цепи поставок. Трансформация в скорости, формах распространения и обмена информацией свидетельствует о возможности быстрого копирования и заимствования бизнес-идей и бизнес-моделей конкурентами. В такой ситуации существующие бизнес-процессы и бизнес модели необходимо постоянно пересматривать и изменять. Логистический инструментарий, включает немало эффективных способов по сокращению издержек в цепи поставок. Направления эффективизации деятельности сводится к оптимизации транспортных затрат, снижению товарных запасов, затрат на хранение, автоматизации работы склада [11]. Необходимо отметить, что для России характерны два типа рынков: быстрорастущие с небольшим уровнем конкуренции и медленно растущие с высоким уровнем конкуренции. Логистическая стратегия и тип бизнес-модели компании будут соответствовать определенному типу рынка. Основной задачей бизнес-моделей, ориентированных на растущие рынки, является обеспечение сбытовых потребностей с целью сохранения лидерства продаж и расширения доли рынка. Для рынков с высокой долей конкуренции в бизнес-модели главной задачей является лидерство за счет сокращения издержек обращения (дистрибуции) товара при условии высокого качества обслуживания конечного потребителя.

Таким образом, бизнес-модель дает возможность предприятию определить источники конкурентных преимуществ, повысить операционную и организационную эффективность деятельности путем координации и стандартизации бизнес-процессов.

Литература

1. Липсиц И. В. Экономика: учебник для вузов / И. В. Липсиц. М.: Омега-Л, 2006. 656 с.

2. Белкин В. Г. Конкурентная среда и конкурентоспособность экономических объектов: монография / В.Г. Белкин, Ю.Д. Шмидт, Н. В. Романова. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. 180 с.

3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЭКСМО, 2004. 544 с.

4. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.: Издат. дом «Вильямс», 2003.

5. ПортерМ. Конкурентное преимущество. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

6. Дафт Р. Теория организации: учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Э. М.Короткова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 736 с.

7. Хэмел Г., Прахалад К. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8 «Менеджмент», 2003, № 3. С. 18-44.

8. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. С. 333-334.

9. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996. С. 277-279.

10. Литвинова О. И. Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов / Международный научно-исследовательский журнал, 2015. № 11-1 (42). С. 62-64.

11. Новикова Т. В., Литвинова О. И. Обеспечение трудовыми ресурсами отраслей экономики на основе правил логистики // Вестник НГУЭУ, 2014. № 4. С. 92-98.

The insurance market of Kazakhstan: current stage of development Dalke A.1, Masakova S.2 Страховой рынок Казахстана: современный этап развития Дальке А. Ю.1, Масакова С. С.2

'Дальке Алена Юрьевна /Dalke Alyona — магистр экономических наук, старший преподаватель; 2Масакова Салтанат Сейлхановна /Masakova Saltanat — кандидат экономических наук, доцент,

кафедра финансов и кредита, Школа финансов и учета, Университет «Нархоз», г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрен современный этап развития страхового рынка Республики Казахстан. Проведен анализ основных показателей и выявлены некоторые проблемы страхового сектора экономики.

Abstract: the article describes the current stage of development of the insurance market of the Republic of Kazakhstan. The analysis of the main indicators and identifies some of the problems of the insurance sector.

Ключевые слова: страховой рынок, активы, обязательства, доходы, расходы, проблема. Keywords: insurance market, the assets, liabilities, revenues, expenses, the problem.

На сегодняшний день дальнейшее совершенствование страхового сектора Казахстана является важнейшим направлением финансово-экономической политики республики. Это обусловлено тем, что страховые компании, обладая значительными временно свободными денежными ресурсами и являясь потенциальными инвесторами, вносят серьезный вклад в социально-экономическое развитие страны.

Отечественный страховой сектор за двадцать пять лет независимости прошел нелегкий путь преобразований. В начале независимости на страховом рынке молодой страны насчитывалось несколько сотен страховщиков, что стало следствием государственной демонополизации страховой деятельности.

Сегодня деятельность казахстанских страховых организаций регулируется Конституцией, Гражданским кодексом (глава 40), Законом «О страховой деятельности» и другими нормативными правовыми актами республики.

На 1 января 2016 года в институциональную структуру страхового рынка Казахстана входит 33 страховые компании, из них семь осуществляют деятельность в отрасли страхование жизни; действуют 15 страховых брокеров и 61 лицензированный актуарий; имеется разветвленная сеть страховых агентов.

За последние три года институциональная структура не претерпела существенных изменений. Однако, сокращение актуариев, с 71 в 2014 до 61 в 2015 году, является тревожным сигналом и может привести к дефициту данных участников страхового сектора. Кроме того, можно предположить, что в связи с повышением требований к капитализации страховых компаний в ближайшем периоде количество страховых компаний, осуществляющих деятельность в отрасли общего страхования, может сократиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.