ФИЛОСОФИЯ
(шифр научной специальности: 5.7.8)
Научная статья УДК 1
doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-24-28
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТРОПОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ А.С. МАКАРЕНКО
© Эмилиано Меттини1, Нарине ЛипаритовнаВигель2
1Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пиро-гова, г. Москва, Россия; 2Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
Аннотация. Рассматривается деятельность А.С. Макаренко, который выделил основные принципы педагогической антропологии, внедрившие в практику центральность личности, где акцентировал развитие и самореализацию каждой отдельной личности: культуру и социальное взаимодействие, способствующие коллективной деятельности и сотрудничеству; развитие морально-этических качеств, ставящих перед собой задачу воспитания граждан, обладающих высокими моральными принципами, умеющих уважать права и интересы других людей и осознавать свою социальную ответственность; социальную справедливость, осуществляющую право на получение качественного образования и воспитания, независимо от социального происхождения или индивиду -альных особенностей; гуманизацию воспитания, основанную на гуманистическом подходе развития личностных качеств ученика, его самосознания и самоуважения.
Ключевые слова: педагогическая антропология, целостность личности, гуманизация воспитания, педагогический оптимизм, коллективизм, демократизм.
Для цитирования: Меттини Э., Вигель Н.Л. Основные принципы антропологии в педагогической теории А.С. Макаренко // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 24-28. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-24-28
PHILOSOPHY
(specialty: 5.7.8)
Original article
Basic principles of anthropology in the pedagogical theory of A.S. Makarenko © Emiliano Mettini1, Narine L. Wiegel 2
1Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russian Federation; 2Rostov
State Medical University, Rostov on Don, Russian Federation
Abstract. The article examines the activities of A.S. Makarenko, who highlighted the basic principles of pedagogical anthropology, which introduced the centrality of personality into practice, where he emphasized the development and self-realization of each individual: culture and social interaction that promote collective activity and cooperation; the development of moral and ethical qualities that set themselves the task of educating citizens with high moral princi -ples, who are able to respect the rights and interests of other people and be aware of their social responsibility; social justice, which implements the right to receive high-quality education and upbringing, regardless of social background or individual characteristics; humanization of education, based on a humanistic approach to the development of personal qualities of the student, his self-awareness and self-esteem.
Keywords: pedagogical anthropology, personality integrity, humanization of education, pedagogical optimism, collectivism, democracy.
For citation: Mettini E., Wiegel N.L. Basic principles of anthropology in the pedagogical theory of A.S. Makarenko. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 24-28. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-24-28
Введение
В педагогической теории А.С. Макаренко можно выделить несколько основных принципов антропологии, которые формируют основу его подхода к воспитанию и обучению. Прин-
цип целостного развития личности. Согласно этому принципу, воспитание и обучение должны быть направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Важно создать условия для развития его физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных сфер, а также побуждать к саморазвитию и самореализации. Принцип социальной активности. Макаренко считал, что личность развивается в процессе активного взаимодействия с окружающей средой и социумом. Он подчеркивал значимость коллективной деятельности и сотрудничества, где все участники коллектива имеют возможность проявить свои способности и внести вклад в общее дело. Принцип развития морально-этических качеств. Макаренко придавал большое значение формированию нравственного сознания и ответственности у воспитанников. Он ставил перед собой задачу воспитывать граждан, обладающих высокими моральными принципами, умеющих уважать права и интересы других людей и осознавать свою социальную ответственность. Принцип социальной справедливости. Макаренко агитировал за создание равных возможностей для всех детей и преодоление социальных неравенств. Он признавал, что каждый ребенок имеет право на получение качественного образования и воспитание, независимо от своего социального происхождения или индивидуальных особенностей.
Обсуждение
Выделенные принципы антропологии Макаренко взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они направлены на формирование гармоничной, ответственной и этически осознанной личности, готовой к активному участию в обществе и созиданию благополучного будущего. Другой важный принцип, который можно найти в педагогической теории А.С. Макаренко, -это принцип гуманизации воспитания.
Идея гуманизма в образовании уделяет центральное место личности обучающегося. Она подразумевает, что каждый обучающийся является неповторимой личностью, обладающей своими уникальными способностями, потребностями и интересами. Гуманистический подход к образованию ставит задачу не только передавать знания и умения, но и развивать личностные качества ученика, его самосознание, самоуважение и социальные навыки.
В центре гуманистического образования находится идея индивидуального обучения и индивидуального развития каждого обучающегося. Это означает, что образовательная программа должна быть гибкой и адаптированной к потребностям каждого обучающегося. Вместо однообразного подхода, гуманистическое образование стремится создать благоприятную и поддерживающую среду, где ученик может раскрыть свой потенциал и развить свои уникальные способности.
Гуманистическое образование также уделяет большое внимание эмоциональной и социальной сфере ученика. Оно признает, что обучение и развитие личности неразрывно связаны, и акцентирует внимание на личностном росте, самосознании и самореализации ученика. Цель гуманистического образования - помочь обучающемуся стать саморазвивающейся, творческой и социально компетентной личностью. Важным аспектом гуманистического образования является также участие обучающегося в педагогическом процессе. Обучающийся становится активным участником своего образования, а не пассивным получателем знаний и инструкций. Он становится субъектом обучения, самостоятельно задает вопросы, выражает свои сомнения и мнения, ищет решения проблем.
Идея гуманизма и установление центрального места личности в образовательном процессе основана на убеждении, что каждый ученик имеет право на качественное и индивидуально ориентированное образование, которое способствует его личностному росту, самовыражению и достижению успеха в различных сферах жизни. Одной из главных целей гуманистического подхода в образовании является развитие личностных качеств учащихся, таких как эмоциональный интеллект, толерантность, эмпатия и ответственность. Гуманистический образовательный процесс ставит перед собой задачу формирования гармоничной личности, способной к самореализации и взаимодействию с окружающим миром.
Один из принципов гуманистического образования - это осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Учитывая разнообразие способностей и потребностей учащихся, образовательная программа должна быть гибкой и позволять ученикам выби-
рать предметы, методы и темп обучения, наиболее соответствующие их индивидуальным потребностям. Это способствует развитию мотивации и интереса к обучению, поскольку обучающийся видит свою активную роль в процессе образования.
Значительным аспектом гуманистического подхода является создание поддерживающей и включающей образовательной среды. В такой среде ученику предоставляется возможность самоопределения, самовыражения и самореализации. Важно создать атмосферу взаимного уважения, сотрудничества и поддержки, где каждый обучающийся чувствует себя ценным и уважаемым членом образовательной сообщества.
Макаренко считал, что целью воспитания должно стать формирование гармоничной личности, способной к самореализации и достижению счастья. В рамках этого принципа воспитание должно основываться на уважении к индивидуальности каждого воспитанника, на его потребностях и особенностях. Воспитателю предстоит создать доверительные и эмоционально поддерживающие отношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым.
Еще один важный принцип антропологии, который присутствует в теории Макаренко, - это принцип педагогического оптимизма. Макаренко считал, что надежда на благополучное будущее и вера в способность каждого ребенка к развитию должны быть основой педагогической работы. Педагог должен верить в потенциал каждого воспитанника и стимулировать его саморазвитие и самосовершенствование.
Наряду с этими основными принципами, в педагогической теории Макаренко можно выделить также принципы коллективизма, трудолюбия, творчества и демократизма. Комбинируя их, Макаренко создал уникальный подход к воспитанию и обучению, который зиждется на принципах гармоничного развития личности, социальной активности, морально-этических ценностей и гуманизации воспитания. Этот подход остается актуальным и важным в настоящее время, помогая педагогам формировать преданное и энтузиастическое отношение к своей работе и создавать благоприятные условия для развития нового поколения.
Принцип коллективизма является одной из основных компонент педагогической теории А.С. Макаренко. Он подразумевает создание коллектива, в котором каждый участник имеет свою роль и ответственность, а также ощущает сопричастность и взаимную поддержку. Макаренко считал, что развитие личности происходит во взаимодействии с другими людьми, поэтому особое внимание уделял формированию дружественных отношений и групповой работы.
Антропология Макаренко исследует вопросы человеческой природы и развития личности в коллективе. Коллективизм в понимании Макаренко означает активное включение личности в совместную деятельность и создание единого коллективного организма. Он признает, что каждый человек имеет свои индивидуальные потребности и интересы, но важно уметь преодолевать их ради общих целей и блага коллектива. Это подразумевает соблюдение общих правил и норм, взаимоподдержку, сотрудничество и ответственность перед коллективом.
Социализация, согласно Макаренко, является процессом формирования личности и ее интеграции в общество. Он подчеркивает, что обучение и воспитание должны быть направлены на развитие социальных навыков и ценностей, способствующих успешной адаптации в коллективе. Важно содействовать развитию эмоциональной сферы личности, сформировать у них чувство солидарности, уважения и ответственности по отношению к другим людям.
Методы Макаренко основаны на активном участии личности в процессе обучения и взаимодействии с окружающими. Он подчеркивает важность коллективных форм организации обучения, таких как коллективное участие в решении задач, коллективные игры и проекты. Это помогает развивать навыки коммуникации, взаимодействия и сотрудничества.
Социализация и коллективизм в антропологии Макаренко имеют глубокий социальный и культурный контекст. Макаренко считал, что формирование активного и самостоятельного гражданина связано с умением работать в коллективе и создавать гармоничные отношения с другими людьми. В его концепции взаимодействие и диалог в коллективе имеют центральное значение для успешной социализации и формирования гражданской идентичности.
Таким образом, коллективизм и социализация в контексте антропологии Макаренко являются основными принципами формирования личности в коллективе и развития социальных навыков, необходимых для успешного функционирования в обществе. Коллективные формы работы и активное взаимодействие играют важную роль в этом процессе, способствуя развитию самостоятельности, ответственности и социальной адаптации.
Взаимодействие в коллективе, основанное на принципах коллективизма, способствует формированию гармоничных отношений, развитию социальных навыков и ценностей, а также культурного наследия и традиций. Однако не следует забывать, что коллективизм и социализация не являются единственными факторами, определяющими формирование личности и индивидуальности. В рамках этих концепций важно учитывать и уважать разнообразие и уникальность каждого человека, его потребности и мотивации. Развитие личности и социализация должны осуществляться в балансе между коллективными целями и индивидуальными особенностями. В целом коллективизм и социализация являются важными компонентами антропологии Макаренко и призваны способствовать формированию гармоничной, ответственной и активно участвующей личности в коллективе и обществе.
Принцип трудолюбия означает признание труда как неотъемлемой части жизни и развития личности. Макаренко считал, что через труд можно формировать у ребенка ценности ответственности, самодисциплины, трудолюбия и творческого подхода к жизни. В его воспитательной системе особое значение уделялось организации практического труда и продуктивной деятельности, которая направлена на развитие навыков и умений учащихся.
Принцип творчества занимает важное место в педагогической концепции Макаренко. Он считал, что каждый ребенок обладает творческим потенциалом, который необходимо развивать и поддерживать. Отображение творчества в процессе обучения может включать в себя различные креативные исследования, проекты, эксперименты и самостоятельные исследования.
Принцип демократизма предполагает равноправие, свободу и участие всех участников воспитательного процесса в принятии решений и организации обучения. Ребенок должен чувствовать, что его мнение уважается и учитывается, а взрослые, в свою очередь, должны быть готовы к диалогу и сотрудничеству с детьми. Подобный подход помогает формированию у детей чувства ответственности, самостоятельности и доверия. Выводы
В целом педагогическая теория А.С. Макаренко построена на принципах целостного развития личности, гуманизации воспитания, педагогического оптимизма, коллективизма, трудолюбия, творчества и демократизма. Эти принципы способствуют становлению гармоничной, социально-активной и созидательной личности.
Список источников
1. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке ... / Авт. коммент. Л.Ю. Гордин. Минск: Университетское, 1989. 416 с. С. 400-416.
2. Макаренко А.С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей. М.: Правда, 1985. 448 с.
3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Минск: Нар. асвета, 1978. 96 с.
4. Макаренко А.С. Педагогические произведения. 1922-1936 гг. М.: Директ-Медиа, 2014. 334 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=230698 (дата обращения 02.03.2018).
5. Макаренко А.С. Педагогические произведения. 1930-1938 гг. М.: Директ-Медиа, 2014. 504 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=230699 (дата обращения 02.03.2018).
6. Макаренко А.С. Педагогические произведения. 1934-1938 гг. М.: Директ-Медиа, 2014. 298 с.- URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=230700 (дата обращения 05.03.2018).
References
1. Makarenko A.S. To design the best in a person... / Author's comment. L.Y. Gordin. Minsk: Universitetskoe, 1989. 416 P. 400-416.
2. Makarenko A.S. Book for parents: lectures on child rearing. M.: Pravda, 1985. 448 p.
3. Makarenko A.S. Lectures on parenting. Minsk: Nar. asveta, 1978. 96 p
4. Makarenko A.S. Pedagogical works. 1922-1936. M.: Direct Media, 2014. 334 p. - URL: http://biblioclub.ru/index.php ? page=book&id=230698 (accessed 02.03.2018).
5. Makarenko A.S. Pedagogical works. 1930-1938 Moscow: Direct Media, 2014. 504 p. - URL: http://biblioclub.ru/index.php ? page=book&id=230699 (accessed 02.03.2018).
6. Makarenko A.S. Pedagogical works. 1934-1938. Moscow: Direct Media, 2014. 298 p.- URL: http://biblioclub.ru/index.php ? page=book&id=230700 (accessed 05.03.2018).
Статья поступила в редакцию 25.02.2024; одобрена после рецензирования 10.03.2024; принята к публикации 10.03.2024.
The article was submitted 25.02.2024; approved after reviewing 10.03.2024; accepted for publication 10.03.2024.