Научная статья на тему 'Основные приемы обучения чтению газеты на французском языке'

Основные приемы обучения чтению газеты на французском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов А. В.

В статье рассматриваются приемы обучения чтению газеты на французском языке. Перед старшеклассниками, читающими газетный текст, могут стоять две цели: 1) понять основное содержание; 2) полностью понять содержание текста. В статье названы умения, которыми должны овладеть учащиеся для чтения газетных текстов и приведены примерные задания по их формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные приемы обучения чтению газеты на французском языке»

таблица 1

основные показатели социальной адаптированности младшего школьника

Компоненты социокультурного опыта Знания об окружающем мире и себе самом Практические умения и навыки в ведущих видах деятельности Ценностно-смысловые ориентации Поведение

Показатели адаптированности Знание правил общения и социально одобряемого поведения Готовность к безопасному взаимодействию с природной и социальной средой Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (к природе, социальным объектам, людям) Способность контролировать свое поведение, адекватно реагировать на просьбы, замечания и требования

Знания о роли природы в жизни человека и явлениях, представляющих опасность Сформированность коммуникативных умений Доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека (эмпатия) Преобладание преодолевающих адаптационных стратегий поведения в проблемных ситуациях

Наличие представлений об общечеловеческих нравственных ценностях Самостоятельность при выполнении учебных заданий Стремление к установлению благоприятных отношений с коллективом Соблюдение социальных правил и норм

Элементарные социальноэкономические и геополитические знания Умение дружить Сформированная учебная мотивация Инициативность и самостоятельность в игре, общении, решении элементарных бытовых и социальных задач

Первоначальные знания о своем физическом и психическом развитии, социальном статусе и социальных ролях

3. Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1956. 460 с.

4. Крысько В. Г. Социальная психология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 448 с.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.

6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 240 с.

7. Петунс О. В. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию психологической адаптации младших школьников. М.: СГИ, 2006. 77 с.

8. Резниченко М. А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. 1998. № 1. С. 25-30.

9. Сахарова И. Н., Атрощенко Г. Н. Физическое развитие как фактор адаптации младших школьников

к обучению // Медико-биологические и психологопедагогические аспекты адаптации и социализации человека: Матер. 3-й Всерос. научно-практич. конф. Волгоград: Волгоградское научное издательство,

2004. С. 118-119.

10. Степанова О. А.. Проблемы и перспективы развития адаптивного дошкольного образования // Медико-биологические и психолого-педагогичес-кие аспекты адаптации и социализации человека: Матер. 3-й Всерос. научно-практич. конф. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. С. 6-10.

11. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2004. 384 с.

УДК 410:31

основные приемы обучения чтению газеты на французском языке

А. В. БОРИСОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра французского языка В статье рассматриваются приемы обучения чтению газеты на французском языке. Перед старшеклассниками, читающими газетный текст, могут стоять две цели: 1) понять основное содержание; 2) полностью понять содержание текста. В статье названы умения, которыми должны овладеть учащиеся для чтения газетных текстов и приведены примерные задания по их формированию.

Работа с материалами периодической печати яв- интерес школьников к иностранному языку и способс-

ляется важной составной частью школьного учебного твует развитию речевых навыков. Однако воспита-

процесса по иностранному языку. Правильно постав- тельный эффект данной работы, так же как и резуль-

ленное обучение чтению газетного текста стимулирует тативность обучения иностранному языку, зависят

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

от умения учителя правильно построить урок, найти нужные формы и приемы, чтобы научить учащихся анализировать и обобщать факты, осмысливать информацию, полученную при чтении газетных текстов.

Перед старшеклассниками, читающими газетный текст на иностранном языке, могут стоять две цели: 1) понять основное содержание; 2) полностью понять содержание текста.

Рассмотрим вначале действия, осуществляемые учащимися для достижения первой цели - понять основное содержание газетного текста. Совершенно очевидно, и на это указывается в большинстве методических исследований, посвященных обучению чтения, что читатель, приступая к чтению статьи, прогнозирует характер, тему текста, основное содержание по заголовку, сопутствующей тексту иллюстрации, первому предложению статьи. Как только сделан прогноз, который может быть и ошибочным, ученик приступает к чтению всего текста. В результате этих действий он определяет характер текста и формулирует его тему.

Следующая группа действий читающего связана с поиском в тексте основной информации, заключенной в тезисах абзацев, их осмыслением, обобщением всей полученной информации и формулированием главной мысли текста. Формулирование главной мысли представляет собой результат качественной переработки основной информации текста.

Для достижения второй цели - полностью понять содержание текста - учащийся читает каждый абзац, выделяя детали информации, раскрывающие содержание текста. В завершении читающий обобщает полученную им информацию и формулирует идею текста.

Действия, осуществляемые в процессе чтения газетного текста, могут быть изображены схематически в соответствии с их логической последовательностью:

1) Прогноз (характера текста, его темы, основного содержания).

2) Уточнение (характера, темы текста).

3) Поиск основной информации.

4) Обобщение полученной информации.

5) Детализация основной информации.

6) Определение своего отношения к содержанию текста.

Рассматриваемая деятельность чтения возможна благодаря владению учащимися двумя основными коммуникативными умениями: 1) умением чтения с пониманием основного содержания; 2) умением чтения с полным пониманием содержания текста и частными умениями, входящими в состав основных.

Первое основное умение включает в себя следующие частные умения:

1) Прогностические, т. е. умения прогнозировать характер текста, его тему, основное содержание по составным элементам текста с спорой на имеющийся речевой опыт;

2) Уточняющие, т. е. умения уточнять характер текста, его тему по ключевым словам;

3) Информационно-поисковые, т. е. умения находить необходимую или главную информацию на различных уровнях структуры текста: предложения, абза-

ца, всего текста и макротекста (на газетной странице, в газетном номере), членить текст на смысловые куски;

4) Обобщающие, т. е. умения обобщать полученную информацию на основе текста и уяснять его главную мысль.

Умение чтения с полным пониманием содержания текста включает, помимо вышеперечисленных, следующие частные умения:

1) Информационно-детализирующие, т. е. умения выделять информацию, раскрывающую и уточняющую содержание абзацев, следить за развитием главной мысли текста;

2) Обобщающие, т. е. умения понимать идею текста как замысел автора, вывод, к которому он подводит читателя, определять свое отношение к прочитанному.

Все эти умения формируются с помощью целого комплекса упражнений, который включает в себя некоммуникативные, условно коммуникативные, контекстно обусловленные и подлинно коммуникативные упражнения. Овладение приемами чтения газетного текста позволит учащимся использовать информацию газетных статей не только в учебной, но и в реальной речевой деятельности, что во многом стимулирует интерес к чтению [1].

Ниже предлагаются две группы упражнений для обучения коммуникативным умениям чтения газеты.

I. Обучение умениям чтения с пониманием основного содержания текста.

В эту группу входят упражнения, целью которых является:

1) Обучение прогностическим умениям.

Задания:

- Прочитайте заголовок (подзаголовок) статьи; подпись под иллюстрацией;

- Прочитайте первое предложение статьи и постарайтесь догадаться о ее содержании;

- Прочитайте последнее предложение (последний абзац) статьи. Подумайте, какие вопросы могли бы в ней обсуждаться.

2) Обучение уточняющим умениям.

Задания:

- Прочитайте статью и подчеркните в ней ключевые слова, необходимые для понимания содержания;

- Найдите и подчеркните в тексте ключевые слова и выражения, эквиваленты которых даны ниже...

- Прочитайте текст и вставьте ключевые слова вместо точек. С помощью подчеркнутых слов передайте основные события, затронутые в статье.

3) Обучение информационно-поисковым умениям.

Задания:

- Просмотрите газету и найдите в ней страницу, посвященную.

- Просмотрите газетную страницу и найдите информацию о новостях культуры, спорта и т.д.

- Прочитайте абзац и найдите словосочетания, предложения, объясняющие смысл заголовка (подзаголовка) статьи;

- Разделите статью на части в соответствии с планом;

- Прочитайте текст и переставьте предложения в логической последовательности;

- Разделите текст на абзацы;

- Ответьте на вопросы по содержанию текста.

4) Обучение обобщающим умениям.

Задания:

- Сформулируйте главную мысль газетной статьи;

- Прочитайте абзац и сократите его так, чтобы остался только смысл.

- Прочитайте текст и предложите вариант заголовка статьи, передающий ее главную мысль.

II. Обучение умениям чтения с полным пониманием содержания текста.

К этой группе относятся упражнения, целью которых является:

1) Обучение информационно-детализирующим умениям.

Задания:

- Выделите в абзаце новые для вас сведения;

- Найдите информацию, доказывающую (опровергающую) следующее утверждение.

- Дополните предложения информацией, полученной из текста;

- Укажите среди нижеследующих предложений те, которые соответствуют содержанию текста;

- Сделайте подробный план статьи.

2) Обучение обобщающим умениям.

Задания:

- Скажите, с помощью каких речевых средств автор выражает свое отношение к .

- Каково отношение автора к ... Совпадает ли оно с вашим?

- Какой вывод можно сделать из этой статьи? Назовите идею статьи.

Эти две группы упражнений должны выполняться в строгом соответствии предложенной последовательности формирования умений. Это необходимо для создания сознательной ориентировочной основы выполнения рецептивной деятельности чтения и для возможности тренировки в чтении как на однотипных газетных текстах, так и на текстах, принадлежащих к разным жанрам [2].

список литературы

1. Шатилов С. Ф. Методика обучению французскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. С. 55.

2. Ульянов А. В. Об обучении коммуникативным умениям чтения газеты на французском языке // Иностранные языки в школе. 1990. № 3. С. 53-54.

УДК 371.927

методические основы организации логопедической работы

Е. А. КАРПУШКИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии начального и специального образования

В статье дается обоснование методического подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Опора в логопедической работе на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий позволяет выстроить последовательность коррекции с постепенным уменьшением роли внешних опор и возрастанием значения речевых упражнений. Помимо этого следует учитывать знания о системной организации языка, современные представления о механизмах порождения и восприятия речи. В педагогической коррекции опора на основополагающие принципы определяет в целом и стратегию методического воздействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опираясь на анализ педагогической практики и не может быть сведено к формальной передаче знаний,

ведущие направления развития научного знания, представляется возможным определить общую направленность методики лингвистической работы, базирующейся на формировании всех звеньев речеязыкового процесса у детей с недоразвитием речи. Поиски новых путей их обучения состоят, как нам представляется, не в предъявлении конкретных рецептов и рекомендаций, а в определении общей направленности работы, в обосновании методического подхода в целом.

Большое значение имеют достижения современной психологии обучения, направленной на создание условий, способствующих управлению учебным процессом, специальной организации учебной деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей, ориентированных на проектирование новых видов языковой работы. На наш взгляд, это важно, поскольку обучение, представляя собой процесс формирования личности ребенка, развитие мотивации его поведения,

к отработке отдельных речевых действий и операций.

В данном контексте значительный интерес приобретает теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, основанная на признании того факта, что в основе управления процессом усвоения знаний лежат психологические закономерности, реализующиеся через систему методических приемов, на основе которых происходит овладение языковыми закономерностями [2]. В качестве основных постулатов П. Я. Гальперин выдвигает следующие положения:

1. Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;

2. Особую роль среди них играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, знаки);

3. Образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.