таблица 1
основные показатели социальной адаптированности младшего школьника
Компоненты социокультурного опыта Знания об окружающем мире и себе самом Практические умения и навыки в ведущих видах деятельности Ценностно-смысловые ориентации Поведение
Показатели адаптированности Знание правил общения и социально одобряемого поведения Готовность к безопасному взаимодействию с природной и социальной средой Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (к природе, социальным объектам, людям) Способность контролировать свое поведение, адекватно реагировать на просьбы, замечания и требования
Знания о роли природы в жизни человека и явлениях, представляющих опасность Сформированность коммуникативных умений Доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека (эмпатия) Преобладание преодолевающих адаптационных стратегий поведения в проблемных ситуациях
Наличие представлений об общечеловеческих нравственных ценностях Самостоятельность при выполнении учебных заданий Стремление к установлению благоприятных отношений с коллективом Соблюдение социальных правил и норм
Элементарные социальноэкономические и геополитические знания Умение дружить Сформированная учебная мотивация Инициативность и самостоятельность в игре, общении, решении элементарных бытовых и социальных задач
Первоначальные знания о своем физическом и психическом развитии, социальном статусе и социальных ролях
3. Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1956. 460 с.
4. Крысько В. Г. Социальная психология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 448 с.
5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 240 с.
7. Петунс О. В. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию психологической адаптации младших школьников. М.: СГИ, 2006. 77 с.
8. Резниченко М. А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. 1998. № 1. С. 25-30.
9. Сахарова И. Н., Атрощенко Г. Н. Физическое развитие как фактор адаптации младших школьников
к обучению // Медико-биологические и психологопедагогические аспекты адаптации и социализации человека: Матер. 3-й Всерос. научно-практич. конф. Волгоград: Волгоградское научное издательство,
2004. С. 118-119.
10. Степанова О. А.. Проблемы и перспективы развития адаптивного дошкольного образования // Медико-биологические и психолого-педагогичес-кие аспекты адаптации и социализации человека: Матер. 3-й Всерос. научно-практич. конф. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. С. 6-10.
11. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2004. 384 с.
УДК 410:31
основные приемы обучения чтению газеты на французском языке
А. В. БОРИСОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра французского языка В статье рассматриваются приемы обучения чтению газеты на французском языке. Перед старшеклассниками, читающими газетный текст, могут стоять две цели: 1) понять основное содержание; 2) полностью понять содержание текста. В статье названы умения, которыми должны овладеть учащиеся для чтения газетных текстов и приведены примерные задания по их формированию.
Работа с материалами периодической печати яв- интерес школьников к иностранному языку и способс-
ляется важной составной частью школьного учебного твует развитию речевых навыков. Однако воспита-
процесса по иностранному языку. Правильно постав- тельный эффект данной работы, так же как и резуль-
ленное обучение чтению газетного текста стимулирует тативность обучения иностранному языку, зависят
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
от умения учителя правильно построить урок, найти нужные формы и приемы, чтобы научить учащихся анализировать и обобщать факты, осмысливать информацию, полученную при чтении газетных текстов.
Перед старшеклассниками, читающими газетный текст на иностранном языке, могут стоять две цели: 1) понять основное содержание; 2) полностью понять содержание текста.
Рассмотрим вначале действия, осуществляемые учащимися для достижения первой цели - понять основное содержание газетного текста. Совершенно очевидно, и на это указывается в большинстве методических исследований, посвященных обучению чтения, что читатель, приступая к чтению статьи, прогнозирует характер, тему текста, основное содержание по заголовку, сопутствующей тексту иллюстрации, первому предложению статьи. Как только сделан прогноз, который может быть и ошибочным, ученик приступает к чтению всего текста. В результате этих действий он определяет характер текста и формулирует его тему.
Следующая группа действий читающего связана с поиском в тексте основной информации, заключенной в тезисах абзацев, их осмыслением, обобщением всей полученной информации и формулированием главной мысли текста. Формулирование главной мысли представляет собой результат качественной переработки основной информации текста.
Для достижения второй цели - полностью понять содержание текста - учащийся читает каждый абзац, выделяя детали информации, раскрывающие содержание текста. В завершении читающий обобщает полученную им информацию и формулирует идею текста.
Действия, осуществляемые в процессе чтения газетного текста, могут быть изображены схематически в соответствии с их логической последовательностью:
1) Прогноз (характера текста, его темы, основного содержания).
2) Уточнение (характера, темы текста).
3) Поиск основной информации.
4) Обобщение полученной информации.
5) Детализация основной информации.
6) Определение своего отношения к содержанию текста.
Рассматриваемая деятельность чтения возможна благодаря владению учащимися двумя основными коммуникативными умениями: 1) умением чтения с пониманием основного содержания; 2) умением чтения с полным пониманием содержания текста и частными умениями, входящими в состав основных.
Первое основное умение включает в себя следующие частные умения:
1) Прогностические, т. е. умения прогнозировать характер текста, его тему, основное содержание по составным элементам текста с спорой на имеющийся речевой опыт;
2) Уточняющие, т. е. умения уточнять характер текста, его тему по ключевым словам;
3) Информационно-поисковые, т. е. умения находить необходимую или главную информацию на различных уровнях структуры текста: предложения, абза-
ца, всего текста и макротекста (на газетной странице, в газетном номере), членить текст на смысловые куски;
4) Обобщающие, т. е. умения обобщать полученную информацию на основе текста и уяснять его главную мысль.
Умение чтения с полным пониманием содержания текста включает, помимо вышеперечисленных, следующие частные умения:
1) Информационно-детализирующие, т. е. умения выделять информацию, раскрывающую и уточняющую содержание абзацев, следить за развитием главной мысли текста;
2) Обобщающие, т. е. умения понимать идею текста как замысел автора, вывод, к которому он подводит читателя, определять свое отношение к прочитанному.
Все эти умения формируются с помощью целого комплекса упражнений, который включает в себя некоммуникативные, условно коммуникативные, контекстно обусловленные и подлинно коммуникативные упражнения. Овладение приемами чтения газетного текста позволит учащимся использовать информацию газетных статей не только в учебной, но и в реальной речевой деятельности, что во многом стимулирует интерес к чтению [1].
Ниже предлагаются две группы упражнений для обучения коммуникативным умениям чтения газеты.
I. Обучение умениям чтения с пониманием основного содержания текста.
В эту группу входят упражнения, целью которых является:
1) Обучение прогностическим умениям.
Задания:
- Прочитайте заголовок (подзаголовок) статьи; подпись под иллюстрацией;
- Прочитайте первое предложение статьи и постарайтесь догадаться о ее содержании;
- Прочитайте последнее предложение (последний абзац) статьи. Подумайте, какие вопросы могли бы в ней обсуждаться.
2) Обучение уточняющим умениям.
Задания:
- Прочитайте статью и подчеркните в ней ключевые слова, необходимые для понимания содержания;
- Найдите и подчеркните в тексте ключевые слова и выражения, эквиваленты которых даны ниже...
- Прочитайте текст и вставьте ключевые слова вместо точек. С помощью подчеркнутых слов передайте основные события, затронутые в статье.
3) Обучение информационно-поисковым умениям.
Задания:
- Просмотрите газету и найдите в ней страницу, посвященную.
- Просмотрите газетную страницу и найдите информацию о новостях культуры, спорта и т.д.
- Прочитайте абзац и найдите словосочетания, предложения, объясняющие смысл заголовка (подзаголовка) статьи;
- Разделите статью на части в соответствии с планом;
- Прочитайте текст и переставьте предложения в логической последовательности;
- Разделите текст на абзацы;
- Ответьте на вопросы по содержанию текста.
4) Обучение обобщающим умениям.
Задания:
- Сформулируйте главную мысль газетной статьи;
- Прочитайте абзац и сократите его так, чтобы остался только смысл.
- Прочитайте текст и предложите вариант заголовка статьи, передающий ее главную мысль.
II. Обучение умениям чтения с полным пониманием содержания текста.
К этой группе относятся упражнения, целью которых является:
1) Обучение информационно-детализирующим умениям.
Задания:
- Выделите в абзаце новые для вас сведения;
- Найдите информацию, доказывающую (опровергающую) следующее утверждение.
- Дополните предложения информацией, полученной из текста;
- Укажите среди нижеследующих предложений те, которые соответствуют содержанию текста;
- Сделайте подробный план статьи.
2) Обучение обобщающим умениям.
Задания:
- Скажите, с помощью каких речевых средств автор выражает свое отношение к .
- Каково отношение автора к ... Совпадает ли оно с вашим?
- Какой вывод можно сделать из этой статьи? Назовите идею статьи.
Эти две группы упражнений должны выполняться в строгом соответствии предложенной последовательности формирования умений. Это необходимо для создания сознательной ориентировочной основы выполнения рецептивной деятельности чтения и для возможности тренировки в чтении как на однотипных газетных текстах, так и на текстах, принадлежащих к разным жанрам [2].
список литературы
1. Шатилов С. Ф. Методика обучению французскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. С. 55.
2. Ульянов А. В. Об обучении коммуникативным умениям чтения газеты на французском языке // Иностранные языки в школе. 1990. № 3. С. 53-54.
УДК 371.927
методические основы организации логопедической работы
Е. А. КАРПУШКИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии начального и специального образования
В статье дается обоснование методического подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Опора в логопедической работе на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий позволяет выстроить последовательность коррекции с постепенным уменьшением роли внешних опор и возрастанием значения речевых упражнений. Помимо этого следует учитывать знания о системной организации языка, современные представления о механизмах порождения и восприятия речи. В педагогической коррекции опора на основополагающие принципы определяет в целом и стратегию методического воздействия.
Опираясь на анализ педагогической практики и не может быть сведено к формальной передаче знаний,
ведущие направления развития научного знания, представляется возможным определить общую направленность методики лингвистической работы, базирующейся на формировании всех звеньев речеязыкового процесса у детей с недоразвитием речи. Поиски новых путей их обучения состоят, как нам представляется, не в предъявлении конкретных рецептов и рекомендаций, а в определении общей направленности работы, в обосновании методического подхода в целом.
Большое значение имеют достижения современной психологии обучения, направленной на создание условий, способствующих управлению учебным процессом, специальной организации учебной деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей, ориентированных на проектирование новых видов языковой работы. На наш взгляд, это важно, поскольку обучение, представляя собой процесс формирования личности ребенка, развитие мотивации его поведения,
к отработке отдельных речевых действий и операций.
В данном контексте значительный интерес приобретает теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, основанная на признании того факта, что в основе управления процессом усвоения знаний лежат психологические закономерности, реализующиеся через систему методических приемов, на основе которых происходит овладение языковыми закономерностями [2]. В качестве основных постулатов П. Я. Гальперин выдвигает следующие положения:
1. Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;
2. Особую роль среди них играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, знаки);
3. Образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных