Научная статья на тему 'Основные причины религиозного экстремизма'

Основные причины религиозного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7563
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ФАКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / ВАХХАБИЗМ / НЕОКОЛОНИАЛИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / FACTORS OF RELIGIOUS EXTREMISM / VAHHABISM / NEO-COLONIALISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муминов А.

В статье рассматриваются основные причины проявления религиозного экстремизма в обществе. Среди причин религиозного экстремизма выделяются политические, экономические, социальные и духовные. Объектами экстремизма становятся жизненно важные для современной цивилизации элементы культурные и материальные ценности. Автор анализирует мотивацию экстремистской деятельности, субъекты и объекты религиозного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Reasons of Religious Extremism

The article dwells on the basic reasons of religious extremism evinced in society. Among the latters the author singles out political, economic, social and spiritual ones. The objects of extremism are cultural and material values the elements vitally important for modern civitization He analyzes the motivation of the activities beset with extremism, subjects and objects of the latter.

Текст научной работы на тему «Основные причины религиозного экстремизма»

А. Муминов

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Ключевые слова: религиозный экстремизм, факторы религиозного экстремизма, ваххабизм, неоколониализм, терроризм

Среди причин религиозного экстремизма выделяются политические, экономические, социальные и духовные.

К политическим причинам относятся: обострение национальных, региональных, религиозных и иных конфликтов во всем мире, что влечет за собой формирование долговременных очагов социальной напряженности, углубление влияния этноклановых групп и религиозных ортодоксальных течений, стремящихся использовать экстремистские идеи и действия в корыстных интересах для раздела собственности и захвата власти;

Появление большого количества новых субъектов криминального, военного, экстремистского характера и террористической направленности, действующих зачастую под исламскими названиями и прикрывающихся исламской терминологией (9,4).

В. Зорин и Э. Паин полагают (6), что идеология экстремизма не навязывается сверху (т.е. религиозной и политической элитой) - во всяком случае, этого не происходит в современной России. Не вырастает она и снизу, поскольку негативные массовые стереотипы - это лишь сырье для экстремизма. Идеология экстремизма формируется на некоем среднем уровне, усилиями так называемых «этнических и религиозных антрепренеров» (1).

Экономическими причинами выступают противоречивые потребности различных разобщенных групп человечества (народов, народностей, классов, групп, слоев), которые могут

порождать религиозный экстремизм как явление общественной жизни. Разобщенность в социуме не является случайной, ибо это следствие объективно существующей расчлененности человеческого бытия и сознания. Различные условия существования людей и их индивидуальные особенности неизбежно приводят к разделению всего человечества на отдельные группы по различным признакам (религиозным, социальным, национальным и т.п.).

Резкое несоответствие уровня экономического развития между различными странами (Севером и Югом, Западом и Востоком) в условиях ограниченных финансовых, материально-технических, ресурсных и иных возможностей ведут к тяжелым социальным последствиям, формируя миграционную волну, создавая в условиях трудностей с устройством на новом месте основу напряженности в обществе и способствуя расширению социальной поддержки экстремизму. Показательна в этом плане акция гражданского неповиновения летом 2006 г. во Франции, выражавшаяся в поджоге машин, разбивании витрин магазинов арабской молодежью.

Социальные причины религиозного экстремизма могут носить националистический характер. Несмотря на разницу в целях и принадлежность к различным религиозным движениям, всех экстремистов объединяет четкое видение образа врага. Естественным продолжением националистических и религиозных идей о богоизбранности конкретного народа является «ксенофобия» - резко негативное отношение к «чужим» - они виноваты во всех бедах и несчастьях народа или религиозной группы. Представитель научного направления социобиологии М. Рьюз трактует ксенофобию как фундаментально-природное явление, связанное с теорией Дарвина о жизненной конкуренции - выживании сильнейшего вида. По его мнению, ксенофобия становится все более политически опасной, о чем свидетельствуют две войны в Европе, борьба между католиками и протестантами в Северной Ирландии и угроза новой войны (14,77).

Для части населения такой религиозно окрашенный национализм оказывается ответом на стремительно меняющуюся картину мира, на навязываемую чуждую культуру, экономику с безжалостной рыночной конкуренцией, политику с хаотичными либеральными порядками, когда «разрешено все, что не

запрещено», на в одночасье сломанные безжалостной рукой властей судьбы простых людей. Такие периоды значительных изменений социума как в России, так и других странах Ближнего Зарубежья, известный польский социолог П. Штомпка назвал временем «травматической трансформации», и именно в это время экстремизм представляет наибольшую опасность, поскольку общество обладает меньшим иммунитетом в противодействии этому злу.

Среди духовных причин отмечаются метафизические и культурные.

Г.Джемаль полагает, что духовная корпорация (т.е. священники) искажает послания пророков и принимает все меры, чтобы создать так называемые «исторические» иудаизм, христианство, не имеющие ничего общего ни с целями, ни с тем проектом, который привносился в мир посланцами Бога. Фактор клерикализма существует потому, что жреческий тип человека наиболее полно осуществляет гуманоидные человеческие черты, Богоданность, воплощение Бога на земле. «Революция пророков» вызвана стремлением разрушить несовместимые с «проектом Бога» современные традиции, установленные жрецами всех религий (4, 14-20).

Немецкий мыслитель Б. Хюбнер считает, что если ранее люди во имя Бога вели войны, убивали иноверцев, строили соборы, жертвовали собой, то, начиная с эпохи Просвещения, человек переходит к автономии, от СМЫСЛА, заданного извне, к самостоятельно установленному смыслу, от пассивной надежды ожидания к активной надежде действия. Возникает взрывоопасная смесь из самоубийственного религиозного фанатизма, пренебрегающего человеческой жизнью, и современных технологий -«метафизический динамит». «Достичь всего на небе и не потерять ничего на земле» - таков дух, позволяющий от имени БОГА, АЛЛАХА, осуществить двойную цель: катапультировать самого себя в небо, чтобы достичь единства с БОГОМ, и одновременно отправить в ад других людей, которые от нечистого (17, 11-12).

Процессы глобализации в современном мире приводят к тому, что даже в так называемых традиционных культурах остается все меньше традиционного, полагает Э. Гидденс. Политика

социокультурной идентичности, навязываемая извне, действует дезинтегрирующе на общество в более широком смысле и даже на весь мир (2).

Т. Таджуддин говорит о том, что ваххабизм разрушает религиозные и народные традиции: «По исламу мусульмане не делятся на арабов и неарабов. Пророк говорил, что нет никакого превосходства араба над неарабом, и наоборот, все люди равны перед Богом... Наша религия, Коран, учит учитывать реальность. В последнее время призывают вернуть ислам к первоосновам, ко временам пророка Мухаммеда, и это даже хорошо, так как это -очищение (мы и перед молитвой совершаем ритуальное очищение). Но это очищение не должно вести к отрицанию традиций каждого народа, который принял ислам, тем более добровольно. Поэтому национальная культура, традиции, обычаи полностью учитываются и уживаются с исламскими законами в Индии, в Пакистане, в Африке, в России, в Китае, в Средней Азии, в Закавказье. И ведь они в немалой мере способствовали сохранению и развитию духовной культуры. Поэтому для нас было большим кощунством распространение мнения, что заупокойная молитва вообще не нужна. Это ваххабиты утверждают, что ни в третий, ни в седьмой, ни в сороковой день, ни в годовщину нельзя поминать ни своего отца, ни мать, ушедших из этого мира. Нам об этом говорили 70 лет атеисты! И вдруг то же самое проповедуют ваххабиты» (11).

Х.-А. Нухаев также считает, что ваххабизм, несмотря на противоречие традициям разных исламских народов, быстро разрастается потому, что везде, где уже сорваны корни, создается благоприятная почва для этого. «Люди не защищены ни кровнородственной системой, ни государством. Все одинокие. И вот приходит ваххабит и объясняет самые простые вещи: здесь единобожие, здесь подчиняться надо, здесь враг, здесь убить надо... и все...» «Ваххабизм стремится создать государство - новую международную цивилизацию, и в этом смысле он подражает Америке...» (16,63).

Продолжающееся воздействие Запада на мусульманский мир в виде неоколониализма, культурной агрессии (газе ас-сакафи), факторы глобальной политики, арабо-израильское противостояние

и многое другое привело к активным реформаторским тенденциям, которые опирались на абсолютизацию одной базовой ценности не национальной а религиозно-духовной общности - уммы. Израильский исследователь Э. Сиван считает, что ислам оказался перед лицом смертельной опасности быть уничтоженным, причем не в результате вторжения или захвата, как это бывало в прошлом, а из-за «западной отравы» (по-арабски: istighrab), т.е. обольщения современными, светскими и материалистическими идеями и соответствующим образом жизни. Эти идеи и модели поведения западного происхождения, уходящие корнями в эпоху просвещения, распространяются сегодня неверными или к тому же наивными мусульманами (15, 5-7).

Вместе с тем культурная агрессия свойственна также и религиозным экстремистам. Так, по мнению П. Хлебникова, «особая жажда разрушения присуща ваххабитам. Причем их разрушительная сила направлена не только на европейско-христианский мир. Когда ваххабиты в XVIII-XIX веках покоряли Аравийский полуостров, они безжалостно разрушали все то, что издавна почиталось неваххабитскими мусульманами. Недавно ваххабиты объявили войну буддизму. В 2001 году афганские ваххабиты (талибы) хладнокровно взорвали две древние статуи Будды в Бамаяне. Это были уникальные образцы величайшей религии, которые к тому же несли в себе отголоски древнегреческой культуры, просочившейся в Среднюю Азию еще со времен Александра Македонского... Ваххабитские фанатики готовы истреблять даже памятники, созданные самой природой. Я говорю об острове Бали (Индонезия) - месте райской красоты, пронизанном древней индусской культурой и религией, исполненном глубочайшего духа примирения. Уже больше ста лет путешественники, посещавшие Бали, утверждают, что это самый мирный край на Земле. Но вот в 2002 году исламские террористы и сюда пришли со своей «священной войной»: они взорвали дискотеку - погибло более 200 невинных людей. Зачем нужно было разрушить спокойствие этого острова? Понятно, что террористы главным образом хотели ударить по австралийским и американским туристам, но чем добрые, ласковые балийцы

угрожали исламу? Только тем, что они придерживаются другого вероисповедания?» (16,62).

Имеется широкий спектр взглядов на дальнейшее развитие религиозного экстремизма в мире, в России и других республиках СНГ от самых пессимистичных картин гибели цивилизаций (С.Хантингтон «Столкновение цивилизаций») до весьма оптимистических заявлений о достижении существенных успехов в противодействии этому явлению. Так, по прогнозу Л. А. Барского, к 2050 году, когда население земли достигнет 10 млрд. человек, белое население будет составлять 10-12%, основное население будут составлять - китайцы, индийцы, корейцы, пакистанцы и филлипинцы - произойдет переход в сознании людей от национализма к их всечеловеческой интеграции (1,298).

Из всех религий ислам, по мнению востоковеда Л. Медведю, (8,3) как никакая другая религия, демонстрирует особенно широкий диапазон политической приспособляемости к самым различным социально-экономическим структурам и бурным политическим потрясениям конца XX - начала XIX веков.

После открытия в 1937 г. американской нефтяной компанией Standard Oil Company of California нефти в Саудовской Аравии (1/3 всех нефтяных резервов мира) оставшиеся верными идее мирового господства ваххабизма Саудовская Аравия и разные арабские эмираты жертвуют миллиарды долларов каждый год на строительство мечетей и религиозных школ, распространение Корана и бесплатных билетов в Мекку. На самом деле все это укрепляет не столько ислам, сколько ваххабитский ислам. Таким образом, через двести лет после смерти Ваххаба его секта продолжает осуществлять мечту о завоевании мира.

Следует признать, отмечает М.Решетников, что мусульманские экстремисты основываются на таком толковании ислама, которое современные мусульмане не признают, но экстремисты -не-современные. И в силу непонимания этого, существует недооценка их и всей серьезности угрозы, которую они представляют (13).

Бразильский священник, один из главных представителей «теологии освобождения» Леонардо Бофф пишет: «Идет борьба

между двумя проектами жизни, личными и социальными: один проект упорно стремится к сохранению существующего, сохранению всеми средствами, вплоть до уничтожения других людей и самоуничтожения; второй проект стремится к перманентному открыванию нового, даже ценой собственного уничтожения» (19,5).

У европейцев сейчас, возможно даже в большей мере, чем ранее, по отношению к американизации начинает проявляться тревога поглощения арабским населением - исламизации Европы.

Сегодня во Франции больше верующих мусульман, чем верующих христиан. Коренное французское население постепенно вымирает (с начала 1970-х годов), а мусульманское бурно растет. Хотя алжирцы и другие арабы составляют свыше 10 % населения, они уже покорили все крупные французские города. Вдохновленные своей воинственной религией и поддерживаемые своими кровнородственными связями, мусульманские парни смело шагают по улицам, запугивая всех остальных. Коренные вымирающие французы с недоумением наблюдают за этим страшным зрелищем и стараются не задумываться о будущем. Лишенные чувства кровного родства, обычные французские граждане оказались беспомощны. Французские семьи, одно время столь разветвленные и крепкие, сначала уменьшились, а затем и вовсе начали исчезать. Французское общество разбилось на миллионы крошечных единиц, полностью зависящих от государства. Государственный атеизм был установлен во Франции в 1905 году, когда власти убрали кресты со стен французских школ, официально исключили христианство из общественной жизни и провозгласили государство единственным олицетворением страны. Сегодня мы видим результат (16,74).

Крайний взгляд на эту проблему представлен в футурологической книге Е.Чудиновой, в которой Евросоюз после объявления ислама государственной религией превращается в Еврабию, а Собор Парижской Богоматери в кафедральную мечеть, как некогда это случилось со Св. Софией в Константинополе. Коренное же население Франции ждет принудительная исламизация или уничтожение (18).

По мнению Ю.Голубчикова и Р.Мнацаканяна, ныне полным ходом реализуется «Исламский проект новой России». Исламизирующаяся Россия станет мощным фактором интеграции всего исламского мира бывшего СССР. Это возвращает России статус сверхдержавы, снимает с повестки дня сепаратизм, предотвращает распад государства (3, 335-336).

Евроазиатская империя ислама вернется к сверхзадаче исполнения своей исторической и эсхатологической миссии, присущей российско-советской державе. Целый ряд стран - от Саудовской Аравии и Судана на юго-западе до Малайзии и Индонезии на юго-востоке - в перспективе объединят в одну сверхдержаву более миллиарда людей, живущих в стратегически центральных регионах планеты. И уже можно предвидеть, кому эта сверхдержава будет противостоять. Такую модель будущего можно проследить в планах лидеров евразийского движения А.Дугина, С.Градировского и Г.Джемаля.(3, 337).

Ю.Никитин в серии своих фантастических книг «Русские идут» пишет о генерале Кречете, который, став президентом России, распускает Русскую православную церковь и создает «русский ислам» для притягивания к стране ресурсов других исламских стран и организации глобального противодействия экспансии единственной сверхдержаве - США (10, 480).

Б.Хюбнер также говорит об особой эсхатологической угрозе исламистского экстремизма: «Если эта вера могла быть относительно безвредной почти полтора тысячелетия назад, когда она появилась, так как мир мог быть покорен только силой мечей, то исполнение этого пророчества при сегодняшних средствах разрушения грозит опустошением. Пророчества могут сбываться еще и потому, что люди, которые верят в них, действуют так, чтобы они сбывались... есть опасность, что апокалипсисы, небесные знамения, способны фатальным образом сбываться, но не потому, что они предопределены богами для людей как судьба, а потому что они осуществляются бомбами людей, верящих в эти предопределения и исполняющих свое мнимое БОЖЕСТВЕННОЕ призвание» (17,20).

Как уже отмечалось, религиозный экстремизм сегодня интенсивно изменяется в направлении повышения его общественной опасности, что является в определенной мере интегративной тенденцией. Факторы, способствующие этому:

технический индустриальный прогресс в мире, развитие системы коммуникаций, компактность проживания населения и наличие сил, способных НТП использовать против цивилизационного развития;

попытка нахождения частью атеистически воспитанного населения своих исторических и традиционных корней;

усиление влияния во всем мире религиозных лидеров; неспособностью молодежи многих регионов найти свое место в жизни;

определенной децентрализацией некоторых религий (например, ислама), т.е. отсутствие строгого иерархического подчинения в священстве, а следовательно, и ответственности за действия отдельных частей этого сообщества;

отождествление части верующих людей себя со всей существующей религией, абсолютизация своего мнения в масштабах конфессии;

идеализация религии как социокультурного феномена, играющего - исключительно и безусловно - позитивную роль в обществе. Для сторонников этой позиции выражение «религиозный экстремизм» является своего рода оксюмороном, т.е. внутренне противоречивым понятием типа «ночного дня», «светлого мрака», «живого трупа» и т.п.

усилением влияния на общественное мнение и проектирование искусственно созданных информационных событий средствами массовой коммуникации. В любой поисковой Интернет-системе при заданном поиске, на выражения: «исламский экстремизм», «исламский терроризм», она выдаст тысячи ссылок на упоминаемые в различных материалах эти понятия. То есть вся эта сфера заполнена этими выражениями, и даже не соглашаясь с тем, что это адекватные понятия, нельзя игнорировать сам факт наличия в глобальной информационной среде подобных представлений.

Рассмотрев динамику развития религиозного экстремизма, необходимо перейти к анализу его содержания. По мнению В. Зорина, перед тем как экстремизм выплескивается на улицы, в СМИ, захватывает какие-то издания, происходят какие-то действия. Возникает он на очень глубоком уровне научных изысканий, которые, между прочим, на первый взгляд имеют невинный характер теоретических умозаключений (6, 19).

Учитывая изложенные точки зрения ученых, и допуская применение принципа взаимодополнения, т.е. возможность их объединения как саморазвивающегося феномена общественной жизни, можно в этом случае сделать вывод - религиозный экстремизм как социальное явление имеет три взаимосвязанных грани - доктринальную, организационную и деятельностную, каждая из граней имеет свое содержание. Так в содержательной стороне деятельностной грани проявляется совокупность следующих элементов: субъекты и объекты религиозного экстремизма, мотивация, экстремистская деятельность.

В качестве субъектов могут выступать государства с религиозно-экстремистской идеологией, международные экстремистские организации, политические течения и экстремистские партии, группы граждан и отдельные лица. Если перечисленные субъекты с полным основанием следует относить к активным, то следует назвать и пассивных субъектов, которые сами не участвуют в насильственных действиях, но оказывают содействие и поддержку активистам, порой демонстрируя и нейтралитет, и молчаливую поддержку в отношении экстремистских действий.

Объектами религиозного экстремизма могут быть отдельные лица (политические, духовные лидеры и абсолютно непричастные люди); группы людей, объединенных общим признаком, например, принадлежностью к определенной конфессии; народности и народы; система общества в целом и все институты государства. Итак, объектами экстремизма становятся жизненно важные для современной цивилизации элементы - культурные и материальные ценности.

Мотивацией - системой внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение религиозного экстремиста могут выступать:

• мифологические элементы сознания - оторванность от реальности. Идеологи экстремизма живут в особом выдуманном мире и обладают специфической логикой мышления, порой совершенно непонятной окружающим людям Дэвид Кук пишет: «Апокалипсически мыслящие мусульмане должны завоевать мир, но не для того, чтобы владеть им, а потому, что они верят, будто так велит Бог» (7).

• аномальные ценностные ориентации, имеющие отличия от духовных ценностей общества, позволяющие оправдывать любые действия, совершаемые якобы в благих целях. Б.Хюбнер полагает, что иррациональная власть метафизической легитимации и рациональная технологически-инструментальная власть образуют взрывоопасную смесь, поскольку ответственность за применение инструментальной власти террористы перекладывают на «небо», избавляя себя тем самым от угрызений совести (17,19).

• фанатизм - исключительная сосредоточенность на своих идеях, принципах и невероятная преданность им. В этой ситуации мир распадается надвое - на своих и врагов, черное и белое, правильное и неправильное. Н. Л. Осокин писал о средневековой секте павликиан: «Они не искали полутонов, пастельных оттенков; их мир был расцвечен всего лишь двумя красками - даже не красками, а крайними полярностями бытия, - белой и черной» (12).

• мировоззренческая неразвитость - мировосприятие экстремистов носит своеобразный, мистический характер; религиозность сознания экстремистов заключается в обожествлении ими своих политических целей, слепой вере в правоту собственных взглядов и нетерпимости к чужим;

• неуверенность в себе, желание самоутвердиться проявляется в самолюбовании, саморекламе и устрашающей символике;

предельный максимализм в оценках заменяет политическое мышление, исключает возможность трезвого рассмотрения и оценки реальной ситуации;

крсшняя нетерпимость к другим взглядам заставляет экстремистов вести борьбу за превращение инакомыслящих в «истинно верующих», для чего они нередко занимаются пропагандистской, миссионерской деятельностью, а также прибегают к насильственному навязыванию своих взглядов на мир;

инфернализация действительности - представление экстремистами мира исключительно в чёрном свете, будто бы их существованию постоянно кто-то угрожает, и они вынуждены защищаться от насилия со стороны;

пренебрежительное отношение к смерти приводит к тому, что адепт не дорожит жизнью, он готов, а иногда даже желает уйти из жизни «ради спасения всего человечества». Теракты представляют собой форму жертвоприношения, «обмена жизнями» между убийцей и его жертвами в странной атмосфере экстаза, постоянно смешивающегося с мыслями о смерти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барский Л. А. Оглядываясь на будущее : прогноз на XXI век. - М., 2006

2. Гндденс Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность // Отечественные записки. -№3. - 2003. http://www.russ.ru

3. Голубчиков Ю.Н., МнацаканянР.А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего. — М., 2005

4. Джемаль Г. Освобождение ислама. - М., 2004

5. Зорин В.Ю. Проблемы противодействия вызовам религиозного экстремизма в Российской Федерации // Право и безопасность,- 2004,-№ 1.

6. Зорин В., Паин Э. По ту сторону свободы. Законы о борьбе с шовинизмом работают тогда, когда общество требует их применения // Независимая газета 12.02.2003

7. Cook D. Die Propheten des Weltuntergangs, in: DIE ZEITNr. № 39. - 20. 9. 2001

8. Медведко Л.П., Германович A.B. Именем Аллаха... Политизация ислама и исламизация политики. - М., 1988

9. Мель ков С. А. Исламский фактор и его влияние на военную политику России: Автореф. дис. докг. полит, наук. -М., 2002

10. Никитин Ю. Империя зла. - M., 2002

11.0 важности борьбы с экстремизмом. Лидеры российских мусульман размышляют о ваххабизме и причинах конфликта в исламской общине нашей страны // НГ Религии - 29.11.2000

12. ОсокинН.Л. История альбигойцев и их времени. Казань, 1872

13. Решетников М. Исламское противостояние и проблема терроризма. http://anthropology.ru/ru/texts/reshet/islamic.html

— 214^ НОМАИ ДОНИШГОХ 3

14. Ruse М. Sociobiology: Sound science of muddled metaphysics // Proceedings of the 1976 Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association / Ed. by F. Suppe. Vol. II. Michigan, 1977

15. Сиван Э. Радикальный ислам. Причины и последствия террористического насилия // Internationale Politik. - №8. - 1997

16. Хлебников П.,Марягин JI. Разговор с «варваром». - М.: Детектив-пресс, Эксмо, 2003

17. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведения счетов. -Мн., 2006

18. Чудинова Е. Мечеть парижской богоматери: 2048. - М., 2006

19. Эко У. Имя розы. - Мн., 1993

Основные причины религиозного экстремизма А. Муминов

Ключевые слова: религиозный экстремизм, факторы религиозного экстремизма, ваххабизм, неоколониализм, терроризм

В статье рассматриваются основные причины проявления религиозного экстремизма в обществе. Среди причин религиозного экстремизма выделяются политические, экономические, социальные и духовные. Объектами экстремизма становятся жизненно важные для современной цивилизации элементы-культурные и материальные ценности. Автор анализирует мотивацию экстремистской деятельности, субъекты и объекты религиозного экстремизма.

Basic Reasons of Religious Extremism

A.Muminov

Key words: religious extremism, factors of religious extremism, vahhabism, neo-colonialism, terrorism

The article dwells on the basic reasons of religious extremism evinced in society. Among the latters the author singles out political, economic, social and spiritual ones. The objects of extremism are cultural and material values - the elements vitally important for modern civitization He analyzes the motivation of the activities beset with extremism, subjects and objects of the latter

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.