Религиозный экстремизм
как фактор угрозы безопасности
современной России
В статье рассматривается проблема религиозного экстремизма в идеологическом аспекте угрозы безопасности и стабильности современного российского общества со стороны радикального религиозного течения «ваххабизм».
Ключевые слова: религиозный экстремизм, радикализм, фундаментализм, фанатизм, деструктивная сущность экстремизма, идеология, ваххабизм.
V.M. Kharzinova, Master of Law, Assistant Professor, Head of a Chair of General Law Diciplines of the North-Caucasion Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
E.A. Zhigalova, Master of Phylosophy, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of General Law Disciplines of the North-Caucasion Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: 8862751903.
Religious extremism as factor of threat of safety modern Russia
The article considers the problem of religious extremism in ideological aspect of threat of safety and stability of modern Russian society from a radical religious trend a Wahhabism.
Key words: religious extremism, radicalism, fundamentalism, fanaticism, destructive essence of extremism, ideology, Wahhabism.
Харзинова Виолета Мухамединовна
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры общеправовых дисциплин
Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России
Жигалова Елена Алексеевна
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общеправовых дисциплин
Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России
(тел.: 8862751903)_
В статье предпринята попытка проанализировать основы идеологии религиозного экстремизма в аспекте его логической противоречивости и содержательной несостоятельности.
С этой целью следует обратить внимание на то, что наш мир в целом, при всей его красоте и гармонии, предельно противоречив. Глобализм и мультикультурализм, призванные, на первый взгляд, объединять людей, формируют их тотальную разобщенность. Так, например, даже в рамках одного культурно-исторического поля люди с разницей в возрасте 10-15 лет зачастую трудно понимают морально-нравственные и социально-психологические установки друг друга. Получается, что современный мир - это своего рода театр абсурда, в котором личность индивидуализируется, а общество глобализируется, этносы возрождают традиционную культуру, а челове-
чество стремительно формирует мультикуль-турализм. Научно-технический прогресс открывает все более и более глубинные тайны природы для нашего комфортного существования в ней, а природа отвечает все более масштабными катаклизмами. Понятно, что это создает фон как для психологических, так и для социальных потрясений, которые приводят к ощущению трагизма, эмоциональной напряженности, агрессии, нетерпимости и прочим явлениям, становящимся благодатной почвой для крайних форм реакции на окружающий мир -фанатизма, радикализма, экстремизма и т.д.
Конечно, не только современному миру свойственны подобные проявления. Противоречия и конфликты сопровождают человечество с доисторических времен. Но мы живем сегодня и хотим сделать именно наше время лучше, добрее и надежнее.
80
В этом контексте обратимся к современному российскому обществу, которое также переживает сложные процессы трансформации, связанной с модернизацией общественной жизни.
В России несколько последних десятилетий происходит коренное изменение всей системы ценностей, процессы мировой глобализации приводят к усложнению структурных связей нашего общества. Это в определенной степени стимулирует напряженность, например, в отношениях между различными социальными группами, что, в свою очередь, приводит к конфликтам, решаемым зачастую радикальными методами, и провоцирует всевозможные формы экстремизма: политическую, националистическую, религиозную и пр. Ведь нетерпимость, ксенофобия и агрессивность, укрепляясь в общественном сознании, распространяются на идеологию и мораль. А это в конечном счете находит практическое выражение, проявляясь в экстремистской деятельности - начиная от осторожных диверсий и вплоть до мятежей и террористических актов.
Именно поэтому экстремизм так прочно вошел в нашу жизнь и заставил говорить о себе и профессионалов-практиков, и ученых-теоретиков, и специалистов-законодателей, и простых обывателей. Экстремизм понимают и определяют совершенно по-разному, чаще всего - произвольно, в зависимости от той или иной ситуации.
25 января 2013 г. на заседании коллегии МВД России начальник ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу С.М. Ченчик привел достаточно мрачную статистику: в Северо-Кавказском федеральном округе от рук экстремистов в 2011 г. погибли 2012 представителей органов правопорядка, в том числе 149 сотрудников ОВД, ранены 405. «От действий бандитов пострадали 257 граждан, 78 из них погибли», - сказал С.М. Ченчик. Но он также сообщил, что в 2012 г. в ходе более 2,5 тыс. различных мероприятий был нейтрализован 391 бандит (для сравнения: в 2011 г. - 351), в том числе 50 бандлидеров. Задержан 461 бандит и бандпособник. К явке с повинной склонены 44 участника незаконных вооруженных формирований, ликвидировано 105 баз и 386 тайников со средствами террора и запасами продуктов питания [3].
Немногим позже, 1 февраля 2013 г., уже министр внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики С. Васильев отметил, что в республике практически разрушена структура бандподполья, а его идеологи ликвидированы или задержаны; остались лишь разрозненные неорганизованные группы боевиков [4].
Таким образом, экстремизм продолжает свое злобное шествие по нашей стране, в
частности по ее южным регионам, а органы правопорядка вынуждены ценой непоправимых личных потерь этому маршу противостоять!..
Трагические события последних десятилетий в России (и многих других странах мира) связаны зачастую с крупномасштабными преступлениями экстремистской направленности, ответственность за которые берут организации, объявляющие себя религиозными или религиозно-политическими. В подавляющем большинстве это исламские организации. Как следствие, в современном обществе стали усиливаться настроения исламофобии и остракизма мусульман. А это не что иное, как тот же религиозный экстремизм в его обратном направлении! Происходит внутренний раскол общества, усиливаются социальная напряженность и политическая нестабильность.
Следовательно, разобраться в природе именно религиозного экстремизма необходимо не только из научно-теоретического интереса, но и по причинам практического значения.
Религиозный экстремизм можно определить как приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Из такой посылки следует, что экстремизм изначально свойствен религии по определению. В период зарождения и начала распространения большинство религий (если не все) характеризуются крайностью взглядов и действий, проявляют нетерпимость к иноверцам, активно пропагандируют свою исключительность. Это касается и иудаизма (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до н.э.), и христианства (Средние века, период Реформации), и ислама (VII в., период борьбы за утверждение новой веры в языческой Мекке, и многих других религий.
Но сегодня мы не слышим кричащих терминов «христианский экстремизм», «иудейский экстремизм», «индуистский экстремизм». А об экстремизме в исламе говорят и средства массовой информации, и политики, и ученые, и простые обыватели. Почему же сегодня именно ислам, уже давно укрепившаяся религия, ставшая мировой, насчитывающая до 1,5 млрд последователей, становится чуть ли не символом террористической угрозы? Самые громкие преступления в современном мире совершаются со словами «Аллах Акбар!».
Это, в частности, касается деятельности современных адептов радикального ислама в ряде регионов России, точнее - последователей ваххабизма.
Отметим, что важное место в учении ваххабитов занимает идея священной войны (джихада) против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама. И адепты ваххабизма искренне считают борьбу с неверными богоугодным делом, убивая других
81
и погибая сами, хотя любой правоверный мусульманин ответит, что самый страшный грех в исламе - это убийство и самоубийство, т.е. лишение человека жизни, которую дал ему Аллах и которую только Аллах может отнять.
В классическом исламе джихад - это призыв борьбы за веру (а не с неверными). И переводится это слово как «усилие», которое подразумевает действия, направленные на укрепление веры. Поэтому понятие джихада достаточно емко и предусматривает не только джихад малый (борьба с противниками, врагами веры, теми, кто мешает укреплению и развитию ислама) - джихад меча, но и джихад великий, который предусматривает: джихад сердца -духовное самосовершенствование, подразумевающее борьбу с собственным несовершенством верующего; джихад языка - повеление одобрительно говорить о богоугодном, не злословить, не сквернословить и не болтать много лишнего; джихад руки - наказание за преступление против веры.
Но ваххабитская интерпретация джихада особая. Джихад трактуется ими как только и исключительно вооруженная борьба с «врагами ислама и мусульман». Враги ислама и мусульман в трактовке ваххабитов - это так называемые «неверные», «которых ненавидит Аллах» [2, с. 91]. К ним относятся многобожни-ки, лицемеры и те, кто «вводит какие-либо новшества в сферу религии» [2, с. 21].
В общем и целом, «большими многобожни-ками» ваххабиты провозглашают тех, кто «приравнивает кого-либо в чем бы то ни было к Аллаху» (раздел «Основы исламского вероучения») [2, с. 57].
Но не впадают ли сами авторы данных лозунгов в грех «уподобления Аллаху», считая себя правомочными и объявлять такфир, и грабить, и даже убивать людей. Кто дает им право отнимать жизнь у тех, кому она дарована Аллахом? Почему они присвоили своим взглядам статус абсолютной истины? Ведь ислам в качестве мировой религии характеризуется высоким уровнем внутренней плюралистично-сти, наличием множества своего рода «степеней свободы». «Нет принуждения в религии», -говорится в Коране (Коран, 2:256) [1]. «Скажи: "Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует"» (Коран, 18:29) [1]. Кроме того, эта внутренняя плюралистичность улавливается даже на элементарном уровне - в различиях одеяний, например татарско-башкирских и северокавказских муфтиев, и во многом другом. То, что ваххабиты, реализуя еще один из своих принципов - «недопустимость подражания неверным» (раздел «Хадисы и термины») [2, с. 88], подчеркивают свое отличие от других
мусульман особым внешним видом (например, мужчины бреют усы и не бреют бороду) и особой одеждой (носят короткие, выше щиколоток брюки и т.п.), совсем не делает их более рьяными приверженцами истинного слова Аллаха.
В Сунне есть общепризнанный хадис, разные варианты которого сводятся к следующему высказыванию Пророка Мухаммеда: «После моей смерти моя община расколется на 73 секты. Все они будут гореть в адском пламени, кроме одной - спасшейся». Смысл этого фундаментального хадиса можно объяснить следующим образом.
Во-первых, раскол на секты в исламе предустановлен Аллахом, т.к. все свершается по Его воле. В Коране ясно написано: «Богу лучше знать о вашей вере. Все вы - друг от друга» (Коран, 4:25) [1].
Во-вторых, какая из этих сект идет правильным путем, станет ясно только во время Страшного суда, в конце времен. А до этого все секты находятся в равном качестве неустановленной истинности. И все мусульмане остаются мусульманами, пока не стали отрицать фундаментальное положение, изложенное в исламском символе веры - шахаде: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед -Его посланник».
Из всего изложенного можно сделать следующие выводы:
1) ваххабиты со своим такфиром (обвинением мусульман в неверии) являют собой людей, обуянных богопротивной гордыней, которая в исламской традиции называется фараонизмом (от коранического описания фараона, который возомнил себя Богом), ведь они узурпируют функцию Божественного Судьи, который один только может судить о том, кто есть настоящий мусульманин, а кто нет;
2) ваххабиты со своим джихадом против мусульман, объявляемых «неверными», с позиций исламского шариата оказываются теми, кто сеет смуту (фитна) среди мусульман, а смута в мусульманской общине - страшный грех.
Все вышеуказанное должно, как минимум, остепенить рвение адептов ваххабитской идеологии к их неуемному «такфиру» и кровавому «джихаду». Не понимать этого нельзя. Можно только не хотеть понимать, прикрывая свои истинные экстремистские цели спекуляцией вырванными из контекста цитатами из Корана и Сунны.
Таким образом, одним из действенных методов борьбы с религиозным экстремизмом на современном этапе должна стать идеологическая борьба. Особенно она важна как превентивная мера. Но эта идеологическая борьба должна быть основана на продуманном и целенаправленном просветительстве. Религиоз-
82
ный экстремизм - это угроза современной России, но невежество, в том числе и религиозное, -это угроза России завтрашней, т.к. именно сверстникам нынешних неофитов-экстремистов, попадающих под идейное влияние чуждой нашим культурным традициям пропаганды,
1. Коран. URL: http://www.emechet.ru/index.php (дата обращения: 26.03.2013).
2. Программы по изучению шариатских наук. URL: http://www.ng.ru.ru (дата обращения: 09.04.2013).
3. URL: http://www.kbrtoday.com/news/extremism/ mrachnaya-statistika.html (дата обращения: 25.03.2013).
4. URL: http://www.ria.ru (дата обращения: 16.02.2013).
предстоит формировать менталитет нового поколения России. Поэтому наша задача сегодня -заложить в основу этого менталитета идеи гуманизма, добра, антиэкстремизма и патриотизма, которые не дадут нашим детям разрушить собственную страну и культуру.
1. Koran. URL: http://Www.emechet.ru/ index.php (address date: 26.03.2013).
2. Programs on studying ofsharia sciences. URL: http://www.ng.ru.ru (address date: 09.04.2013).
3. URL: http://www.kbrtoday.com/news/ extremism/ mrachnaya-statistika.html (address date: 25.03.2013).
4. URL: http://www.ria.ru (address date: 16.02.2013).
83