Научная статья на тему 'Ваххабизм в Дагестане: история возникновения, отличительные особенности и этнокультурные аспекты'

Ваххабизм в Дагестане: история возникновения, отличительные особенности и этнокультурные аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2561
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОСТЬ / ВАХХАБИЗМ / ЕДИНОБОЖИЕ (ТАУХИД) / КОРАН / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / САЛАФИТЫ / ШАФИИТСКИЙ МАСХАБ / СУННА / MONOTHEISM (TAUKHID) / THE SUNNA. OUR PREVIOUS EDITOR SOLUTION / INNOVATIVITY / VAKHABIZM / THE KORAN / FUNDAMENTALISM / SALAFITS / MASKHAB OF SHAFIITS / STABLE AND FULL FEATURED

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдулаева Ильмира Абдурагимовна

Статья посвящена философскому и культурологическому анализу комплекса религиозных проблем на примере инновационного для Дагестана направления ваххабизма в условиях многоконфессиональности современного общества и в процессе функционирования культурной дагестанской традиции. Особое внимание уделено выявлению характерных черт данного направления, отличающих его от традиционного ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vahhabism in Dagestan: origin history, peculiarities and ethno cultural aspects

The article analyses a vast number of religious problem taking an innovative denomination vakhabism in multiconfessional republic as Daghestan to illustrate them. The author does his analysis both from philosophical and culturological point of view. The author undertakes special effort to distinguish concrete features of this confession different from Islamic interpretation.

Текст научной работы на тему «Ваххабизм в Дагестане: история возникновения, отличительные особенности и этнокультурные аспекты»

И.А. Абдулаева

ВАХХАБИЗМ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Статья посвящена философскому и культурологическому анализу комплекса религиозных проблем на примере инновационного для Дагестана направления - ваххабизма в условиях многоконфессиональности современного общества и в процессе функционирования культурной дагестанской традиции. Особое внимание уделено выявлению характерных черт данного направления, отличающих его от традиционного ислама.

Ключевые слова: инновационность, ваххабизм, единобожие (таухид), Коран, фундаментализм, салафиты, шафиитский масхаб, Сунна.

С конца 80-х годов ХХ века в Дагестане, помимо традиционных форм религии, появились и реформационные инновационные мусульманские институты.

Историю ваххабизма в Дагестане можно разделить на три этапа: просветительская и благотворительная деятельность ваххабитских организаций Дагестана (конец 80-х - 1991 г.); расширение и упрочение самих ваххабитских организаций, обучение их членов (1991-1997 гг.); призыв к джихаду (с 1998 г. по настоящее время). Наиболее многочисленная ваххабитская община активно действовала в Кадарской зоне Буйнакского района Дагестана (с. Кара-махи, Чабанмахи,Чанкурбе, Кадар).

Ваххабизм - крайняя форма ханбализма. Последователи ханбализма считали, что с точки зрения религиозной практики «законно» то, что предписано Кораном и Сунной, и только в таком виде, как это предписано. Ваххабиты выступали против различных «новшеств» (бид а), таких, по их мнению, как хадисы, предания о жизни и деятельности пророка, а также культ святых. Культ святых в исламе в основном местного, доисламского происхождения. Прежних божков или христианских святых заменили исламские проповедники, сподвижники пророка, выдающиеся теологи.

Доктрина строгого таухида - единобожия - рассматривалась Мухаммедом как главная ось ислама. По его мнению, единобожие - это убеждение в том, что Аллах один Творец, он его господин, он дает ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого равного ему [1, с. 134]. Однако исламский мир отошел от истинных принципов единобожия. Люди придаются «новшествам». Они наделяют творения Аллаха его способностями. Например, совершают паломничество к мусульманским святым, дают им обеты, приносят жертвы, просят их о помощи [2, с. 134]. По мнению ваххабитов, это не может совмещаться с истинным единобожием. Можно приносить жертвы только Аллаху, утверждают ваххабиты. Нельзя взывать о помощи ни к кому, кроме Аллаха.

Особое отношение было у ваххабитов к Мухаммеду. Они считали его обыкновенным человеком, которого Аллах выбрал для пророческой миссии. Ему не следует поклоняться, его не следует обожествлять, у него ничего нельзя просить, нельзя поклоняться ему и обращаться за помощью. Однако в Судный день он может выступить заступником перед Аллахом за мусульман. Места, связанные с жизнью Мухаммеда, запрещено превращать в мечети [3, с. 134] .

Все виды поклонений и верования, противоречащие этим установкам, считаются ширком, т.е. многобожием. Свою систему доводов против культа святых, «новшеств» ваххабиты заимствовали у известных богословов и суфий XIV века Ибн Таймийи и Ибн ал-Кайима, при этом не углубляясь в сложные религиозно-философские проблемы, как это делал Ибн Тай-мийя. Ваххаб призывал бороться против магии, колдовства, прорицателей, осуждал древние

пережитки (заклинания, амулеты). Ваххабиты воспевали культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их единение под знаменем своего учения.

Возрождая в исламе линию крайней непримиримости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники - ваххабиты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очистить первоначальную «истинную» религию от последующих. Они признавали четырех имамов - основателей правоверных школ суннизма, одновременно отвергали теорию и практику других поколений. Ал-Ваххаб требовал от знати справедливого отношения к их подданным, учил людей быть добрыми, осмотрительными, твердо выполнять свои обещания, не лгать и т. д.

Учение Абд ал-Ваххаба, противопоставляющее ваххабитов всем мусульманам, превращало их в сплоченную секту, разжигало фанатизм. Провозглашенная в учении священная война против «многобожников» стала знамением завоевательных войн и набегов.

Для практического осуществления догматов ваххабизма его сторонники принялись уничтожать местные святилища. Прежде всего, ал-Ваххаб собственноручно срубил дерево, которое в той местности почиталось священным, разрушил могилы одного из сподвижников пророка (сахаба) - Зейда ибн ал-Хаттаба, захороненного в Джубайле [4, с. 9-10]. Даже почитание Черного камня было принято не без некоторого протеста. Омару в этом отношении приписывается следующее изречение, обращенное к Черному камню: «Я знаю хорошо, что только почитание тебя одного не может ни принести пользы, ни сделать вреда, и если бы я не видел, что тебя целовал пророк, то я никогда бы не стал целовать тебя» [5, с. 166].

Ваххабитское учение базируется на следующих основополагающих принципах: 1) Аллах -существо материальное, имеет телесные органы, руки, лицо и другие части тела, чем-то напоминает христианское учение об «Отце, Сыне, Духе»; 2) запрет на «тавассул» (просьбы к Аллаху через пророка, шейхов, устазов и праведных мусульман); 3) запрещается зиярат и утверждается неверным обращение верующего с молитвой к пророку и его сподвижникам; 4) Коран истолковывается по своему собственному усмотрению; 5) игнорируются толкования ученых Алимов, высказывания последователей пророка. Запрещается приносить жертвы первым сподвижникам пророка; 6) считается вероотступничеством следование учениям четырех общепризнанных мазхабов, кроме учения ваххабизма; 7) отрицается получение пользы покойниками от чтения Корана живыми, которые дарят то вознаграждение, обещанное им шариатом, душам покойников; 8) отрицается заступничество (шафаат) пророка и праведных мусульман в Судный день.

Старший учитель Ваххаба Мухаммед ибн Сулейман писал ему: «О, ибн Абд ал-Ваххаб, я советую тебе ради Аллаха держать при себе свои убеждения и не оскорблять мусульман. Если кто-то из них высказался при тебе в отношении того, что упоминание святых и пророков (авассуль) само, помимо воли Аллаха, приводит к исполнению желаемого, то поправь этого заблудшего, разъяснив ему истину. Если же он упорствует в придании Аллаху соучастников, то назови кяфиром (неверным) лишь его. Но не называй так всех мусульман, поскольку ты сам отклонился от прямого пути, по которому идет большинство, и точнее будет назвать кя-фиром того, кто отклонился от пути большинства, потому что не следует по пути верующих» [6, с. 1-5].

Ваххабизм как фундаменталистское религиозное движение имеет отличительные признаки: 1) изначально не было никакого единого Писания, Корана; 2) природа вещей определяется их физическими характеристиками; 3) любой человек, рассуждая логично, сам неизбежно придет к единобожию, а следовательно, и к ваххабитскому шариату.

Политическая история ваххабизма началась с насильственного обращения мусульманского населения в ваххабизм. Подрывалась гуманная основа ислама - веротерпимость и ненасильственный призыв к единобожию. Принципы ваххабизма стал проводить в жизнь при помощи меча Ибн Сауд, зять ал-Ваххаба. В день битвы он давал каждому воину предводитель-

ную бумагу на тот свет, адресованную казначею рая (бумага клалась в сумку, надеваемую на шею).

В 18G3 г. ваххабиты взяли Мекку, где сразу провели религиозную реформу. Они умертвили служителей Каабы, очистили ее от того, что было, по их мнению, не чисто, разрушили могильные памятники членов семейства Муххамеда и Хадиджи. Жителей Мекки насильно заставляли посещать все пятикратные намазы; запрещено было курить, закрыты были все кофейни и кабаки. Не разрешалось соблюдать церемонии мавлида в честь Мухаммеда, являться с приношениями к храмам. 99 имен Аллаха должны были считать по пальцам, а не по четкам. Тем, кто поддерживал ваххабитов, запрещалось совершать хадж.

Захватив Медину, ваххабиты разграбили святую комнату, в которой находилась могила Мухаммеда, похитили драгоценности, возложенные на могилу пророка благочестивыми мусульманами, а религиозные церемонии, происходившие около нее, были строго запрещены как пережитки древности. Из мечети пророка Сауд забрал даже драгоценную звезду, которая была составлена из алмазов и перлов.

Священные города находились во власти ваххабитов семь лет. За это время они разграбили Каабу и накрыли ее черной мешковиной, разрушили купола над могилами, ввели запрет на восхваление пророка. Ал-Ваххаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу пророку. Они вводили новые традиции, например, бритье головы, причем не только мужчин, но и женщин.

Ваххабиты строгие пуритане: не курят, не пьют, не носят шелковых одежд. Даже убийство, воровство, прелюбодеяние, ложное свидетельство в сравнении с курением табака - маленькие грехи с точки зрения милосердного Аллаха. Ваххабизм отвергает обычай вставать для приветствия входящего в помещение человека старшего возраста, что совершенно недопустимо по традиционному кавказскому этикету, и запрещает ношение нагрудного талисмана. Ваххабиты не проводят мавлидов, считают это заблуждением, отвергают путь тариката, утверждают, что те, кто держится устаза, идут по пути суфизма и пользуются четками, являются многобожниками.

Ваххабиты провозглашают кяфирами мусульман, не следующих той специфической интерпретации ислама, которую они провозглашают единственно правильной. Такфир ваххабиты распространяют на представителей власти в исламских государствах, на правоохранительные органы и силовые структуры, которые это государство защищает и поддерживает, и на мусульман, отказывающих ваххабитам в поддержке.

В исламе установилось наиболее распространенное определение джихада как процесса нравственного самосовершенствования и мирных созидательных усилий верующего. Обвиняя суфиев в искажении исламского учения о джихаде и фактическом забвении джихада, ваххабиты утверждают, что джихад - это стержень, «дух» ислама, без которого ислам подобен «бездыханному телу». Такая интерпретация джихада основана на хадисе пророка Мухаммеда. По возвращении с битвы при Бадре в 624 г., в которой победили мусульмане, он сказал: «Мы вернулись с Малого джихада - к Великому джихаду» [7, с. 1-3].

В классическом исламе выделяют 4 вида джихада: «джихад меча», «джихад сердца», «джихад языка», «джихад руки». Ваххабиты же трактуют джихад как: 1) войну, которую обязан вести каждый мусульманин; 2) объектом джихада являются кяфиры - неверные, т.е. все, кто не согласен с ваххабитами.

Ваххабизм распространился по всему миру. С конца 8G-K гг. XX столетия образовался ваххабитский «интернационал», возглавленный известным международным террористом У. бен Ладен, основателем первой интернациональной террористической организации «Ал-Каида», ударной силой которой стали афганские моджахеды. В 1998 г. Ладен объявил о создании Всемирного исламского фонда борьбы против иудеев и христиан. Покровителем исламского

фундаментализма является Саудовская Аравия, где ваххабизм с начала XVIII в. является государственной религией.

Председатель духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России муфтий Равель Гайнутдин так говорит о ваххабизме: «Ваххаб - одно из 99 имен Всевышнего и означает “дарующий свою милость”. Учение Ваххаба изначально зародилось как протест против проникновения в ислам политеистических элементов, не приемлет экстремизма, насилия. Агрессивно радикальные мусульмане исповедуют извращенный неправильный ваххабизм» [8, с. 2].

Основных признаков экстремизма три: отрицание основополагающих традиций ислама; учение о собственной исключительности, вплоть до наделения себя правом объявлять нему-сульманами традиционных верующих; наделение себя правом ущемлять права других людей [9, с. 36].

Условно исламские организации можно разделить на три направления: ультрарадикалы -выступающие за немедленное создание исламской республики, за провозглашение шариата нормой и законом общества; радикалы - требующие установления норм шариата с целью постепенного создания исламского государства; умеренные - ведущие культурнопросветительскую деятельность и пропаганду ислама, выступающие за постепенное преобразование и интеграцию в политический процесс.

Основной целью экстремистов в России является разжигание сепаратистских настроений в мусульманских регионах и создание на этом пространстве государственных образований исламского типа в составе так называемого Великого исламского халифата. Боевики в Чечне, в том числе и ваххабиты-наемники, именуют себя моджахедами - воинами Аллаха.

Отличие традиционного ислама от фундаменталистского в том, что первый несет историческую нагрузку, вбирает в себя наиболее ценные этнические способности, а ваххабиты стремятся вернуться к истокам, невзирая на прогрессивные изменения.

Есть мнение, что «ваххабиты являются не “фундаменталистами” (усулийя), а салафитами, что можно перевести как “крайние традиционалисты”. Ваххабиты называют себя по-разному: ах лат-тавхид или муввахидун, то есть верующие в единого Бога» [10, с. 36]. Ваххабиты считают себя «правильными» мусульманами, исповедующими ислам.

В настоящее время ислам является открытой современной политической силой. Он влияет на различные политические, национальные движения. В 1990-1993 гг. в республике возникло множество группировок, партийных ячеек религиозного характера. На фоне социального и духовного кризиса различные мобильные группы развили бурную деятельность по пропаганде своих идей и взглядов, по привлечению внимания органов государственной власти, широких кругов верующих и всего населения Дагестана.

В процессе возрождения ислама в Дагестане стали возникать ваххабитские группы, течения, внедряющиеся миссионерами из арабских стран, лидерами ваххабитских партий и паломниками из Мекки. Зачинателями ваххабизма в Дагестане считаются аварцы Аббас и Бага-уддин Кебедовы.

Дагестан - республика с традиционно высоким уровнем религиозности населения. Здесь возникла параллельная духовенству новая структура - исламские благотворительные и религиозные центры, выпускающие такие газеты, как «Ассалам», «Путь ислама», «Исламские новости».

С конца 1997 г. в республике действует закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», который с учетом дагестанской специфики предоставил гражданам полные права в области свободы совести.

Серьезным испытанием для республики стала борьба с религиозным экстремизмом, как внешним, так и внутренним. В сентябре 2000 г. в Дагестане был принят закон «О запрете

ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Дагестана», который должен препятствовать дальнейшему распространению этого религиозного течения в регионе.

Республиканские журналы «Наш Дагестан», «Народы Дагестана», еженедельники «Махачкалинские известия», «Новое дело», «Молодежь Дагестана» и др. печатные издания Дагестана продолжают публиковать материалы о ваххабизме, содержащие анализ и оценку причин и последствий распространения ваххабизма в Дагестане и на Северном Кавказе, предлагающие пути решения проблемы.

Ваххабиты исключают существование мистического знания, доступного якобы только шейхам и святым, отрицают возможность передачи божественной благодати (барака) через святых и шейхов или связанных с ними предметов (например, гробниц). Отсюда следует неприятие салафитами таких традиционных для дагестанского общества проявлений религиозности, как посещение гробниц известных святых (зияратов), чтение Корана на кладбищах, чтение мавлидов, использование амулетов, талисманов и т.д. Осуждая нововведения, ваххабиты одновременно призывают строго придерживаться всех установлений Корана и Сунны, касающихся ритуально-обрядовой сферы, поведения и внешнего вида мусульманина, даже если эти установления непривычны для большинства дагестанцев (нестриженые бороды и укороченные штаны у мужчин, хиджаб или даже никаб у женщин).

Итак, основные различия между ваххабизмом и классическими религиями связаны со стремлением первых очистить ислам от нововведений (бид а) и восстановить в первоначальной полноте главный принцип ислама - единобожие (таухид). Салафиты не считают себя связанными шафиитским мазхабом, традиционно доминирующим в Дагестане, или каким-либо иным мазхабом, соглашаясь лишь с теми положениями традиционных школ права, которые выдерживают проверку обращением к Корану и Сунне. Они исповедуют следующий принцип: в вопросах поклонения Аллаху (ибадат) допустимо только то, что установлено в Коране и Сунне, все остальное является отклонением от ислама; в социальной практике (муамалат) разрешено все, что не запрещено Кораном и Сунной.

Литература

1. Васильев А.М. Пуритане ислама. М., 1967.

2. Ибн Абд ал-Ваххаб. Китабат. Тавхид. Каир, 1385.

3. Ибн Абд ал-Ваххаб. Фадль ал-ислам. Каир, 1385.

4. Осман ибн Абдаллах ибн Бишр. Хроника. Символ славы в истории Неджда. XIX в. Ч. I.

5. Книга «I. ОоМ2ІЬег. ІЬ. 358» // Мусульманская цивилизация. 1994. № 1.

6. Астахова А. С чего начинался ваххабизм? // Сегодня. 2001. 10 августа.

7. Игнатенко А. А. Мусульманская самозащита от ваххабизма // Независимая газета. 1999. 24 ноября.

8. Янченко В. Террор в одеждах ваххабизма // Труд. 2001. 19 апреля.

9. Астахова А. Хороший мусульманин - плохой ваххабит // Сегодня. 2000. 26 июля.

10. Джованни Бенси. Преступления и наказания: «Безжалостный Коран?» // Центральная Азия и Кавказ (Швеция). 1998. № 3 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.