Научная статья на тему 'Основные понятия философии науки в свете её онтологии, эпистемологии, методологии (в помощь аспирантам и магистрантам)'

Основные понятия философии науки в свете её онтологии, эпистемологии, методологии (в помощь аспирантам и магистрантам) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
734
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЯ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / КЛАССИЧЕСКИЙ / НЕКЛАССИЧЕСКИЙ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ / ЕДИНИЦА / ЭЛЕМЕНТ / ОБЩЕНАУЧНЫЙ / КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Вера Софроновна

Рассмотрены основные понятия, которые образуют каркас дисциплины «Философия науки». Кроме того, проанализирована их взаимосвязь с онтологическими, эпистемологическими и методологическими понятиями. В качестве базисных единиц и понятий философии науки выделены единица эпистемологического анализа, элемент, как наименьшая единица множества (системы), общенаучные понятия (категории) и общенаучные методы. Все эти понятия рассмотрены с точки зрения онтологии, эпистемологии и методологии применительно к различным этапам развития науки. Онтологические, эпистемологические и методологические понятия рассматриваются в зависимости для классического, неклассического, постнеклассического этапов науки. Онтологические понятия связаны с характеристиками материи, пространства, времени, степенью детерминизма, границами Вселенной. Эпистемологические понятия имеют дело со степенью истинности знания, структурой научного познания, способами удостоверения научной истины. Методологические понятия ориентированы на методы различной степени общности. Среди базисных единиц эпистемологического анализа необходимо прежде всего выделить эмпирические факты; научные законы; научные теории; научные темы; научно-исследовательские программы; парадигмы; научные проблемы; всеобщие и необходимые истины; научные коммуникации. Эти структуры можно сформировать в эпистемологической, методологической сферах исследования. В зависимости от прояснения онтологических понятий формируется конкретная реальность. Эпистемологические понятия обеспечивают выбор конкретного эпистемологического подхода, а методологические способа и метода исследования. Онтологические структуры и системы представляют собой модели реальности, которые формируются в зависимости от концепций и картин мира обусловленных имеющимися понятиями и их взаимодействием. В эпистемологических понятиях сквозной нитью проходит развенчание абсолютной истины и переход к широкому набору репрезентаций описывающих реальную действительность. В методологических понятиях также произошла трансформация от поиска единого универсального метода к многочисленным методам и подходам конкретных наук. Современная научная картина мира находится еще в стадии формирования и набор понятий здесь непрерывно расширяется. В целом показана тесная связь различных понятий, концепций и направлений определяющих поле и сферу философии науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the main ontological, epistemological, methodological notions of the philosophy of science on its structure, the basic concepts and directions

The basic concepts considered form the skeleton of the discipline “Philosophy of Science”. In addition, their relationship with ontological, epistemological and methodological concepts has been analyzed. A unit of epistemological analysis, an element, as the smallest unit of a set (system), general scientific concepts (categories), and general scientific methods are singled out as basic units and concepts of philosophy of science. All these concepts are considered from the point of view of ontology, epistemology and methodology as applied to different stages of the development of science. Ontological, epistemological and methodological concepts are considered depending on the classical, non-classical, post-non-classical stages of science. Ontological concepts are associated with the characteristics of matter, space, time, the degree of determinism and the boundaries of the Universe. Epistemological concepts deal with the degree of truth of knowledge, the structure of scientific knowledge, ways of certifying scientific truth. Methodological concepts are focused on methods of varying degrees of generality. Among the basic units of epistemological analysis, it is first necessary to single out empirical facts; scientific laws; scientific theories; scientific topics; research programs; paradigms; scientific problems; universal and necessary truths; scientific communications. These structures can be formed in the epistemological, methodological areas of research. Depending on the clarification of ontological concepts, a concrete reality is formed. Epistemological concepts provide a choice of a specific epistemological approach, and methodological concepts provide a method and method of research. Ontological structures and systems are models of reality, which are formed depending on the concepts and pictures of the world due to existing concepts and their interaction. In epistemological terms, the passing-through of a tune is the debunking of absolute truth and the transition to a wide range of representations describing the reality. In methodological terms, there was also a transformation from the search for a single universal method to the numerous methods and approaches of specific sciences. The modern scientific picture of the world is still in the formative stage and the set of concepts is constantly expanding here. Overall, the close connection of various notions, concepts and directions defining the field and sphere of the philosophy of science is shown.

Текст научной работы на тему «Основные понятия философии науки в свете её онтологии, эпистемологии, методологии (в помощь аспирантам и магистрантам)»

— ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ —

УДК 1/14

В. С. Данилова

Основные понятия философии науки в свете её онтологии, эпистемологии, методологии (в помощь аспирантам и магистрантам)

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Рассмотрены основные понятия, которые образуют каркас дисциплины «Философия науки». Кроме того, проанализирована их взаимосвязь с онтологическими, эпистемологическими и методологическими понятиями. В качестве базисных единиц и понятий философии науки выделены единица эпистемологического анализа, элемент, как наименьшая единица множества (системы), общенаучные понятия (категории) и общенаучные методы. Все эти понятия рассмотрены с точки зрения онтологии, эпистемологии и методологии применительно к различным этапам развития науки. Онтологические, эпистемологические и методологические понятия рассматриваются в зависимости для классического, неклассического, постнеклассического этапов науки. Онтологические понятия связаны с характеристиками материи, пространства, времени, степенью детерминизма, границами Вселенной. Эпистемологические понятия имеют дело со степенью истинности знания, структурой научного познания, способами удостоверения научной истины. Методологические понятия ориентированы на методы различной степени общности. Среди базисных единиц эпистемологического анализа необходимо прежде всего выделить эмпирические факты; научные законы; научные теории; научные темы; научно-исследовательские программы; парадигмы; научные проблемы; всеобщие и необходимые истины; научные коммуникации. Эти структуры можно сформировать в эпистемологической, методологической сферах исследования. В зависимости от прояснения онтологических понятий формируется конкретная реальность. Эпистемологические понятия обеспечивают выбор конкретного эпистемологического подхода, а методологические - способа и метода исследования. Онтологические структуры и системы представляют собой модели реальности, которые формируются в зависимости от концепций и картин мира обусловленных имеющимися понятиями и их взаимодействием. В эпистемологических понятиях сквозной нитью проходит развенчание абсолютной истины и переход к широкому набору репрезентаций описывающих реальную действительность. В методологических понятиях также произошла трансформация от поиска единого универсального метода к многочисленным методам и подходам конкретных наук. Современная научная картина мира находится еще в стадии формирования и набор понятий здесь непрерывно расширяется. В целом показана тесная связь различных понятий, концепций и направлений определяющих поле и сферу философии науки.

Ключевые слова: онтология, эпистемология, методология, классический, неклассический, постне-классический, единица, элемент, общенаучный, картина мира.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия. E-mail: nnkozhev@mail.ru

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

V. S. Danilova

The influence of the main ontological, epistemological, methodological notions of the philosophy of science on its structure, the basic concepts and directions

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The basic concepts considered form the skeleton of the discipline "Philosophy of Science". In addition, their relationship with ontological, epistemological and methodological concepts has been analyzed. A unit of epistemological analysis, an element, as the smallest unit of a set (system), general scientific concepts (categories), and general scientific methods are singled out as basic units and concepts of philosophy of science. All these concepts are considered from the point of view of ontology, epistemology and methodology as applied to different stages of the development of science. Ontological, epistemological and methodological concepts are considered depending on the classical, non-classical, post-non-classical stages of science. Ontological concepts are associated with the characteristics of matter, space, time, the degree of determinism and the boundaries of the Universe. Epistemological concepts deal with the degree of truth of knowledge, the structure of scientific knowledge, ways of certifying scientific truth. Methodological concepts are focused on methods of varying degrees of generality. Among the basic units of epistemological analysis, it is first necessary to single out empirical facts; scientific laws; scientific theories; scientific topics; research programs; paradigms; scientific problems; universal and necessary truths; scientific communications. These structures can be formed in the epistemological, methodological areas of research. Depending on the clarification of ontological concepts, a concrete reality is formed. Epistemological concepts provide a choice of a specific epistemological approach, and methodological concepts provide a method and method of research. Ontological structures and systems are models of reality, which are formed depending on the concepts and pictures of the world due to existing concepts and their interaction. In epistemological terms, the passing-through of a tune is the debunking of absolute truth and the transition to a wide range of representations describing the reality. In methodological terms, there was also a transformation from the search for a single universal method to the numerous methods and approaches of specific sciences. The modern scientific picture of the world is still in the formative stage and the set of concepts is constantly expanding here. Overall, the close connection of various notions, concepts and directions defining the field and sphere of the philosophy of science is shown.

Keywords: ontology, epistemology, methodology, classical, non-classical, post-non-classical, unit, element, general scientific, picture of the world.

Введение

Основные понятия образуют каркас дисциплины «Философия науки» и всей прилегающей к ней сферы знания. К основным понятиям можно отнести различные единицы, элементы и формируемые на их основе структуры и системы. Ключевой проблемой теории познания применительно к философии науки на протяжении многих столетий являлись «базисные единицы эпистемологического анализа». Кроме того, обобщающую роль здесь играют онтологические, эпистемологические и методологические понятия. Для того чтобы концепции и методы, развиваемые на основе этих элементов и единиц, достоверно отражали исследуемый мир, они должны быть фундированы в нем. Ниже оценивается взаимосвязь основных онтологических, эпистемологических и методологических понятий философии науки друг с другом и с основными её исследовательскими подходами.

Базисные единицы и понятия философии науки

Рассмотрим исходные элементы, прежде всего, наиболее простые как по содержанию, так и в процессе их познания. «Единица» - это базисный элемент множества предметов, их последовательности. Его основным свойством является повторяемость в более крупных образованиях (системах). Элемент - наименьшая единица множества (системы). Элемент сам может становиться системой. Например, атом по отношению к нуклонам является системой, тогда как для молекул он - элемент. Недостатком этих понятий является их взаимопереплетенность: формирование друг через друга, расплывчатость, разделение основного смысла в поле действия различных идей или концепций.

«Базисная единица эпистемологического анализа». Под этой единицей в различных философских системах понимались: «1) всеобщие и необходимые истины (Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.); 2) эмпирические факты (данные систематических наблюдений и эксперимента - Дж. Локк, Д. Юм и др.); 3) научные законы, в частности, причины явлений (Фр. Бэкон, Дж. Стюарт Миль, И. Ньютон и др.); 4) количественное описание эмпирического опыта и репрезентирующая его математическая теория (Г. Галилей, И. Кеплер, Дж. Максвелл и др.); 5) научная теория (А. Пуанкаре, Н. Бор, Л. Ландау и др.); 6) абсолютная идея (Г. Гегель и др.); 7) научная тема (Дж. Холтон и др.); 8) научно-исследовательская программа (И. Лакатос и др.); 9) феномены (Гуссерль и др.); 10) парадигма (Т. Кун и др.); 11) научный метод (Р. Декарт, Г. Лейбниц, К. Маркс, логические позитивисты, феноменологи и др.); 12) научная проблема (К. Поппер и др.); 13) субъект научного познания М. Полани и др.); 14) научное сообщество (Р. Мертон, Д. Дж. Прайс и др.); 15) научные коммуникации (М. Малкей, Д. Гилберт и др.); 16) технические и технологические идеи и проекты (Леонардо да Винчи, М. Фарадей, Дж. Бернал, П.Л. Капица и др.)» [1, с. 13].

Более широкими элементами развиваемого подхода являются общенаучные понятия (категории) и общенаучные методы.

Общенаучные понятия (категории) присущи большинству наук и выражают их онтологическую и эпистемологическую специфику. Это, прежде всего, - система, структура, функция, информация, вероятность, доказательство, эволюция, закон, изменение, причина, следствие, предсказание, истина, объяснение, детерминистический хаос.

Общенаучные методы присущи большинству наук и характеризуют их специфику. К ним относятся научные гипотеза, эксперимент, наблюдение, обобщение, индукция, логический вывод, сбор и статистическая обработка результатов наблюдения и эксперимента, верификация, фальсификация, математическое описание объекта.

Все эти элементы могут быть рассмотрены с точки зрения онтологии, эпистемологии и методологии применительно к различным этапам развития науки.

Обобщение базисных единиц и элементов

Производные элементы так же, как и простые, имеют дело с «понятиями», но здесь уже открываются возможности для их философского осмысления. «Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) предметы посредством указания на их общий и отличительный признак... Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека» [2, с. 285].

Рассмотрим онтологические, эпистемологические и методологические понятия, изменяющиеся в зависимости от различных этапов науки (классический, неклассический, постне-классический этапы). Онтологические понятия связаны с характеристиками материи, пространства, времени, степенью детерминизма, границами Вселенной. Для классического этапа развития науки мир представляется состоящим из отдельных материальных тел (корпускул), движение (взаимодействие) которых подчиняется законам механики. Пространство, время и материя независимы друг от друга, но они как самостоятельные субстанции составляют реальность. Детерминизм абсолютен, Вселенная бесконечна. В неклассической науке пространство, время и материя взаимосвязаны. Последняя состоит из вещества и поля, детерминизм относителен (большинство законов становятся вероятностными). Многие свойства тел представляются относительными, зависящими от систем отсчета и скорости движения. Изменение исследуемых объектов можно рассматривать как их эволюцию. Вселенная ограничена космологическим горизонтом. Онтология постнеклассической науки опирается на детерминистический хаос, случайность начинает играть определяющую роль в структуре мира, так же как и непричинные резонансные связи и отношения, признается всеобщий и целесообразный характер эволюции.

Эпистемологические понятия имеют дело со степенью истинности знания, структурой научного познания, способами удостоверения научной истины. В классической науке основой научного познания являются данные наблюдения и эксперимента, субъектом научного познания является идеальное когнитивное существо, существует вера в универсальный научный метод и истинное знание. Однако уже в неклассической науке становится ясно, что никакого универсального метода для получения истинного знания не существует. Научная истина - это наилучшая из обоснованных гипотез, субъектом научного познания является не отдельный индивид, а профессиональное научное сообщество. В постнеклассической науке это сообщество диверсифицируется, распадается на отдельных ученых-личностей, вместо исследования целостного мира мы имеем дело с его проекциями и репрезентациями. Возможно неограниченное число адекватных описаний одного и того же объекта. Научные законы и теории являются развитием эмпирических и теоретических аргументов, но также результатом когнитивной воли и творческого конструирования.

Методологические понятия имеют дело с методами различной степени общности, а также с методологией как их универсальной теорией. В классической науке эмпиристы рассматривают научное наблюдение, эксперимент, анализ, синтез; априористы - интеллектуальную интуицию, логическую рефлексию, эйдетическую интуицию. В классической науке основное внимание уделяется объективным методам научного исследования, верификации и практическому использованию научного знания, развитию универсального научного метода. В неклассической науке осознана невозможность построения абсолютно доказательных, полных, универсальных научных теорий и фактов. В различных науках появляется своя конкретная методология. В постнеклассической науке становится ясной, принципиальной неустранимость в научном знании неопределенности и субъективности.

Дискуссия и выводы

Из вышесказанного следует, что развитие понятий (простых и производных) определяет основные структуры философии науки. Например, среди «Базисных единиц эпистемологического анализа» необходимо прежде всего выделить эмпирические факты (данные систематических наблюдений и эксперимента [3]; научные законы, в частности, причины явлений [4]; научные теории [5]; научные темы [6]; научно-исследовательская программы [7]; парадигмы [8]; научные методы [9, 10]; научные проблемы [11]; субъекты научного познания [12]; всеобщие и необходимые истины [13]; научные коммуникации [14].

Эти структуры можно сформировать в эпистемологической, методологической сферах исследования. В зависимости от прояснения онтологических понятий формируется конкретная реальность. Эпистемологические понятия обеспечивают выбор конкретного эпистемологического подхода, а методологические - способа и метода исследования. При этом необходимо отметить следующее.

Онтологические структуры и системы представляют собой модели реальности, которые формируются в зависимости от концепций и картин мира, обусловленных имеющимися понятиями и их взаимодействием. В онтологических представлениях главными являются взаимодействия между материальными телами, временем и пространством, а также представления об уровне детерминизма. Главным онтологическим открытием двадцатого столетия является концепция детерминистического хаоса. Именно она позволила разработать теорию непричинных резонансных связей и отношений.

В эпистемологических понятиях сквозной нитью проходит развенчание абсолютной истины и переход к широкому набору репрезентаций, описывающих реальную действительность. Вместо корреспондентской истины классических философии и науки, ведущей свое начало от Аристотеля, рассматриваются когерентная, концептуальная, конвенциональная, операциональная и другие виды истин.

В методологических понятиях также произошла трансформация от поиска единого универсального метода к многочисленным методам и подходам конкретных наук. Если в классической методологии познание объекта осуществлялось благодаря процедурам извне его, то в

неклассической методологии субъект и объект непрерывно взаимодействуют друг с другом. Наиболее важным открытием современной философии является концепция постнеклассиче-ской рациональности, вбирающая в себя социальные и аксиологические аспекты.

Системы вышеприведенных понятий позволяют развивать основные современные направления философии науки: онтологическое, феноменологическое, герменевтическое. В первом из них на основе перечисленных выше производных понятий формируются непосредственные модели реальности. Феноменологическое направление основывается на выделении «феноменов» и «горизонтов», под которыми мы понимаем динамические равновесие ориентированные на сущность и существование соответственно. Герменевтическое направление ориентировано на толкование прежде всего простых понятий (единиц, элементов и т.п.).

Заключение

Современная научная картина мира находится еще в стадии формирования и набор понятий здесь непрерывно расширяется. К ним, прежде всего, относятся: нелинейность, хаос, порядок, бифуркация, флуктуация, фракталы, глобальный универсализм, ритмокаскады, согласованное действие, синергия, самоорганизация, сложная система, резонансные связи и т.п. Это позволило сформулировать основные законы синергетики, глобального эволюционизма, фрактальной математики, в которых подчеркивается фундаментальное значение хаоса, развитие через флуктуации и бифуркации, распространение эволюции на всю Вселенную, использование дробных размерностей. В целом показана тесная связь различных понятий, концепций и направлений, определяющих поле и сферу философии науки.

Литература

1. Лебедев С.А. Философия науки, Краткая энциклопедия. - М.: Академический проект, 2008. - 262 с.

2. Маркин В.И. Понятие // Новая философская энциклопедия в 4 тт. Т. III. - М.: Мысль, 2001. -C. 285-287.

3. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. / Пер. с англ. и лат. Т. 3. - М.: Мысль, 1988 - 608 с.

4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 456 с.

5. Бор Н. Избранные научные труды: В 2 тт. T.I. / Пер. с нем. - М.: Наука, 1970. - 584 с.

6. Холтон Дж. Тематический анализ науки. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 384 с.

7. Лакатос И. Методология исследовательских программ / Пер. с англ. - М.: Изд. АСТ, 2003. - 380 с.

8. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1975. - 288 с.

9. Декарт Р. Первоначала философии / Сочинения: В 2 т. / Пер с лат. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. -С. 297-422.

10. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. / Пер. с нем. Т. 3. - М.: Мысль, 1984. - 734 с.

11. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с.

12. Полани М. Личностное знание. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

13. Кант И. Критика практического разума. Соч. в 6 тт. Т. 4. Ч. 1. / Пер с нем. - М.: Мысль, 1965. - 468 с.

14. Почепцов Г. Теория коммуникации - М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2001. - 656 с.

References

1. Lebedev S.A. Filosofiya nauki, Kratkaya enciklopediya. - M.: Akademicheskij proekt, 2008. - 262 s.

2. Markin V.I. Ponyatie // Novaya filosofskaya enciklopediya v 4 tt. T. III. - M.: Mysl', 2001. - C. 285-287.

3. Lokk Dzh. Sochineniya: V 3 t. / Per. s angl. i lat. T. 3. - M.: Mysl', 1988 - 608 s.

4. Gajdenko P.P. Istoriya novoevropejskoj filosofii v eyo svyazi s naukoj. - M.: PER SE; SPb.: Universitetskaya kniga, 2000. - 456 s.

5. Bor N. Izbrannye nauchnye trudy: V 2 tt. T.I. / Per. s nem. - M.: Nauka, 1970. - 584 s.

6. Holton Dzh. Tematicheskij analiz nauki. Per. s angl. - M.: Pro-gress, 1981. - 384 s.

7. Lakatos I. Metodologiya issledovatel'skih programm / Per. s angl. - M.: Izd. AST, 2003. - 380 s.

8. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij / Per. s angl. - M.: Pro-gress, 1975. - 288 s.

9. Dekart R. Pervonachala filosofii / Sochineniya: V 2 t. / Per s lat. T. 1. - M.: Mysl', 1989. - S. 297-422.

10. Lejbnic G.V. Sochineniya v chetyrekh tomah. / Per. s nem. T. 3. - M.: Mysl', 1984. - 734 s.

11. Popper K.R. Ob"ektivnoe znanie. Evolyucionnyj podhod / Per. s angl. - M.: Editorial URSS, 2002. - 384 s.

12. Polani M. Lichnostnoe znanie. Per. s angl. - M.: Progress, 1985. - 344 s.

13. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma. Soch. v 6 tt. T. 4. CH. 1. / Per s nem. - M.: Mysl', 1965. - 468 s.

14. Pochepcov G. Teoriya kommunikacii - M.: Relf-buk, K.: Vakler, 2001. - 656 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.