Научная статья на тему 'Основные положения проектирования содержания экологического образования, как отражение современных подходов к взаимодействию общества и природы'

Основные положения проектирования содержания экологического образования, как отражение современных подходов к взаимодействию общества и природы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL AWARENESS / INFORMATION SPACE / EDUCATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуйкова Людмила Юрьевна

В публикации показано, что основными информационными компонентами экологической информационно-образовательной среды в школе должны стать следующие направления: мировоззренческие научные основы содержания школьного экологического образования; региональный компонент содержания экологического образования как одно из условий его эффективности; социально-экологическая составляющая в содержании экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN POINTS OF DESIGN OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A REFLECTION OF MODERN APPROACHES TO INTERACTION OF SOCIETY AND NATURE L

In the publication shows that the main information components of environment information and educational environment in the school should be the following: scientific basis of ideological content of school environmental education; the regional component of environmental education as a condition of its efficiency; socio-environmental component in the content of environmental education.

Текст научной работы на тему «Основные положения проектирования содержания экологического образования, как отражение современных подходов к взаимодействию общества и природы»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (26) 2013. с. 47-58.

УДК 372

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ Людмила Юрьевна Чуйкова

chuikova@yandex.ru

Астраханский государственный университет

Экологическое образование, экологическое сознание, информационное пространство, образовательное пространство

В публикации показано, что основными информационными компонентами экологической информационнообразовательной среды в школе должны стать следующие направления: мировоззренческие научные основы содержания школьного экологического образования; региональный компонент содержания экологического образования как одно из условий его эффективности; социально-экологическая составляющая в содержании экологического образования.

MAIN POINTS OF DESIGN OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A REFLECTION OF MODERN APPROACHES TO INTERACTION OF SOCIETY AND NATURE L. Chuikova Astrakhan State University

environmental education, environmental awareness, information space, education space

in the publication shows that the main information components of environment information and educational environment in the school should be the following: scientific basis of ideological content of school environmental education; the regional component of environmental education as a condition of its efficiency; socio-environmental component in the content of environmental education.

Сознание индивида проявляется в форме различных психических состояний, отношения к миру, взглядов на мир, оценок, установок, поведения, отношения к деятельности и т.п., но так как его формирование происходит в условиях погружения в окружающую среду - природную и социокультурную, то эта реальная действительность оказывает разностороннее влияние на формирование сознания, а в последующем - на формирование его направленности и типа (экологическое, потребительское, экономическое, политическое и др.) [18, 19].

В своей работе В.И. Панов отмечает, что обретение психикой действительной формы ее существования в виде процессов, состояний, сознания происходит «в зазоре» между компонентами системы «человек - окружающая среда» посредством актуального взаимодействия между ними. Психика предстает в виде продукта становления системы «человек - окружающая среда» как единого субъекта. Различные аспекты человеческой психики, включая его сознание, определяются характером воздействия на нее тех или иных свойств, качеств, паттернов окружающей среды, и, напротив, характером воздействия человека на окружающую среду. С другой стороны - психологические аспекты взаимодействия в системе «человек - окружающая среда» представлены психологическими и квази-психологическими качествами самой окружающей среды. С третьей стороны, психологические аспекты взаимодействия в системе «человек - окружающая среда» представлены теми психическими явлениями, которые

порождаются «в зазоре» между компонентами системы «человек - окружающая среда» как целостного субъекта их совместного развития и которые затем становятся свойствами человеческой психики и/или психологическими и квази -психологическими свойствами окружающей среды [10].

Полагаем, что «психологические» свойства окружающей среды представлены информационной составляющей социальной системы, которая, в свою очередь, является порождением психических явлений, происходящих в сознании человека при его взаимодействии с окружающей средой. Однако ребенок взаимодействует с особенной частью окружающей среды, которую можно условно дифференцировать по качеству соприкасающихся в ним областей пространства на физическое, социальное и информационное. Но не все аспекты психического взаимодействия ребенка с ними отражаются на их взаимном развитии, то есть, становятся свойствами человеческой психики, или психологическими свойствами окружающей среды. Ведь психика ребенка порождает в перманентном режиме меняющиеся чувства, впечатления, отношения, размышления, ощущения и т.п., однако, далеко не все они отражаются в окружающей среде, и не все становятся психологическими (информационными или социальными) ее

свойствами, как утверждает В.И. Панов. Это, по нашему мнению, связано с большим запасом инерции окружающей среды, как объекта обладающего большой емкостью, а также с тем, что на среду оказывают влияние множество разнонаправленных психических действий, идущих от различных людей, которые не приводят к возникновению ни психологических, ни квази -психологических качеств окружающей среды.

Таким образом, мы считаем, что изменения в системе «человек - окружающая среда» (по Панову) или информационного пространства (по нашей концепции), порождаемые в

перманентном режиме психикой ребенка не становятся ни свойствами его психики, ни психологическими или квази-психологическими свойствами окружающей среды, так как они не продуцируют ее изменений, а на психике ребенка отражаются лишь накопленные, повторяемые физические или интеллектуальные действия, закрепленные педагогическими или иными способами.

Отношения психики ребенка с окружающей средой осуществляются:

- через физическое взаимодействие с природной средой, заполненной природными объектами и факторами среды,

- через взаимодействие с ближайшей к нему семейной средой,

- через взаимодействие с образовательной средой, в которых большое значение имеют

люди - носителями различных черт и качеств сознания,

- через взаимодействие с социальной средой, в которую входит среда его проживания («местообитание») и другие, «описанные» вокруг нее области социокультурного пространства, вплоть до гиперпространственной социокультурной среды национального (социокультурное пространство страны проживания) или общечеловеческого масштаба, каждая из которых включает в себя соответствующий уровень информационного пространства.

Природная среда - это физическое пространство, окружающее ребенка, заполненное природными объектами и факторами среды.

Социокультурная среда - более сложное пространство, которое включает и природную среду, измененную человеком (его биологическими аспектами, его психикой, его социальной организацией), и расположенные в ней антропогенные объекты, и социальные факторы, и продукцию человеческого сознания в виде информационного пространства.

Семейная, родовая функционально-формирующая среда (среда, в которой ребенок воспитывается, например, детский сад) и ее составляющие создают ближнее к ребенку социальное мини-пространство. Оно формируется людьми, близкими по степени физической, генетической, эмоциональной и функциональной (осуществление функций воспитания, обучения, лечения) приближенности и, потому, имеющими большое влияние на развитие сознания ребенка и на формирование его направленности.

Другой частью социальной среды, оказывающей с определенного возраста активное влияние на сознание ребенка, помимо семейной, является образовательная среда. В этой среде ученик

получает образование, формируется и развивается как личность. В формировании экологического сознания школьников принимают участие отдельные компоненты образовательной среды. Чтобы раскрыть роль отдельных ее компонентов, рассмотрим содержание понятия «образовательная среда».

Категория «образовательная среда» различными исследователями понимается по-разному, но все они сходятся в одном: в обучении, воспитании, развитии и социализации личности ребенка образовательная среда играет большую роль. Однако, как должна быть сформирована образовательная среда, чтобы более эффективно развивать личность ребенка? Эта проблема не решена.

Как отмечает В.И.Панов, эффективность формирующего педагогического воздействия: обучения, развития, воспитания школьников осуществляется в определенных пространственнопредметных, межличностных, социокультурных условиях, которые могут и способствовать, и затруднять обучение и развитие ребенка под влиянием педагогических воздействий. Учебно -воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственнопредметном окружении, качество которого оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на эффективность этого процесса в целом [10].

Понимание образовательной среды, по мнению В.И.Панова, определяются ее функциональным качествам. Этот автор рассматривает ее в качестве:

1. факта обучения и развития учащегося;

2. фактора обучения и развития учащегося;

3. условия обучения и развития;

4. средства для обучения и развития учащегося;

5. предмета проектирования и моделирования;

6. объекта психолого-педагогического мониторинга.

Первая функция, по мнению В.И.Панова не имеет значения.

Вторая функция показывает взаимодействие учащегося и среды и конструируется в объект-субъектной схеме взаимодействия, когда среда выступает в качестве фактора, активно воздействующего на учащегося, а сам учащийся - в качестве объекта, принимающего это воздействие.

Третья - демонстрирует условия образовательной среды как совокупности возможностей для обучения детей, а также для проявления и развития их способностей.

Четвертая функция - образовательная среда выступает в качестве средства «в руках» педагога, когда он целенаправленно выстраивает образовательную среду, необходимую, по его мнению (и умению) для решения тех или иных педагогических задач. Но образовательная среда может служить субъективным средством развития учащимся самого себя. Он сам выбирает или выстраивает для себя образовательную среду, соответствующую его интересам. В этом случае учащийся, целенаправленно выбирая свою образовательную среду, по сути, превращает ее в средство индивидуального развития.

Пятая функция образовательной среды, по мнению В.И.Панова состоит в том, что она становится предметом проектирования и моделирования, когда в соответствии с целями обучения и особенностями развития контингента учащихся педагогом теоретически проектируется, а затем практически моделируется тот или иной вид и тип образовательной среды.

Шестая функция заключается в том, что она может служить объектом психолого -педагогического мониторинга (диагностики, экспертизы) и проектирования, когда образовательная среда оценивается по определенным критериям и с помощью соответствующих методов.

В информационном научном пространстве существуют и другие взгляды на образовательную среду. Например, В.А.Ясвин, предложил эколого-личностный подход к понятию «образовательная среда», которая ему видится как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей, содержащихся в ее социальном и пространственно -предметном окружении». Ссылаясь на В.В.Авдеева, этот автор выделяет в образовательной среде «среду функционирования структуры» и «среду обитания». С этой точки зрения к «среде

функционирования» В.А.Ясвин относит семейную, либо школьную среду, а к «среде обитания» — «окружающую среду в широком понимании» и «среду микрорайона, поселка» [21].

Автор выделяет образовательную среду в узком смысле слова - локальную, и в широком смысле - макросреду. К локальной образовательной среде автор относит конкретное окружение какого-либо учебного заведения или конкретной семьи. А макросреда теоретически может представлять собой среду сколь угодно пространственную, например, всю Вселенную. Локальная образовательная среда — это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи. Практическая реализация образовательных проектов локального уровня осуществляется конкретными исполнителями — учителями. Ими организуется педагогическая среда профессионального функционирования, которая может быть обозначена как образовательная микросреда [21].

Локальная образовательная среда по В.А.Ясвину состоит из «встроенных» в нее образовательных микросред: локальная образовательная среда встроена в образовательную среду поселения, образовательная среда поселения — в образовательную среду региона, региональная образовательная среда — в федеральную образовательную среду, федеральная — в общекультурную образовательную среду человечества. Образовательная среда любого уровня также встроена в соответствующую среду обитания. Автор также говорит о взаимопроникновении локальных образовательных сред. Так, семейная образовательная среда и школьная образовательная среда взаимопроникают друг в друга, в свою очередь происходит и взаимопроникновение образовательных микросред, организуемых отдельными педагогами: образовательная микросреда данного классного руководителя, образовательная среда кабинета физики, спортзала, мастерской и т.д. При этом и школьная образовательная среда, и семейная образовательная среда являются встроенными в среду обитания данного поселения [22].

Иллюстрация образовательной среды по В. А. Левину.

На рисунке показана модель встроенности и взаимопроникновения образовательных сред различных уровней - локального и микроуровня по трактовке В.А.Ясвина [22].

Ряд исследователей [7 и др.] выделяют в содержании понятия «образовательная среда» следующие компоненты: информационный, социальный, технологический.

Образовательная среда по О.Ю.Мондонен [7]

Информационный компонент насыщен разнообразными профессиональнообразовательными ресурсами: образовательные программы, учебные планы, методические

разработки, книги, визуализированная и текстовая информация, оформление, информационнорекламные объекты, Интернет-сайты и др.

Социальный компонент представлен взаимодействием различных субъектов (преподавателей, студентов, представителей служб колледжа: социальной, психологической, методической, учебной части, работников библиотек, лабораторий и т.д.), основанном на принципе диалогичности, партнерства; а также традициями колледжа;

Технологический компонент включает в себя учебную, квазипрофессиональную и учебнопрофессиональную деятельность студентов, деятельность преподавателей (цели, содержание, формы организации, стиль преподавания и характер контроля, методы, технологии и др.), обеспечивает различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений и служит основой моделирования предметного и социального контекстов деятельности будущих педагогов [7].

Ковалев Г.А. [5] в качестве элементов образовательной среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения.

Модель образовательного пространства по Г.А.Ковалеву [5]

К физическому окружению этим автором отнесены: архитектурно-планировочные условия школьной среды. К человеческим факторам им отнесены: личностные особенности и успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности учащихся и их родителей. К программе относятся структура деятельности учащихся, содержание программ обучения (их консерватизм или гибкость), стиль преподавания и характер контроля и т.д.

В структуре «среды существования и развития человека» Е.А. Климов выделяет социально -контактную, информационную, соматическую и предметную части среды [4].

Социально-контактная часть включает:

1) личный пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничества, взаимопомощи, господства);

2) учреждения, организации, группы и их представителей, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать;

3) «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», «преуспевающих», «звезд», «отстающих», «отверженных» и т.д.), реальное место данного человека в структуре «своей» группы, включенность его в другие группы и группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств [4].

Информационная часть включает: 1) правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, законы государства;

2) «неписаные законы», традиции данного сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям, их мнениям;

3) правила личной и общественной безопасности (например, в пожароопасном помещении, на дороге и т.п.);

4) средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме;

5) требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения, клевета и т.д., то есть персонально адресованные воздействия.

«Соматическую часть» среды по отношению к психике человека составляет собственное тело и его состояния [4].

В «предметную часть среды» Е.А.Климовым включаются:

1) материальные условия жизни, учебы, работы, быта (жилище, одежда, предметы питания, собственности, пособия, оборудование);

2) физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.) [4].

В работе Е.Е. Сартаковой и Т.Г. Пушкаревой авторы представляют образовательную среду состоящей из информационных, человеческих, и технических ресурсов. К информационным ресурсам они относят наличие периодических и книжных изданий по заданной проблематике, интернет-ресурсы и другие. К человеческим ресурсам - наличие консультанта, который при необходимости может оказать помощь. К техническим ресурсам - компьютер, принтер, наличие канцелярских принадлежностей, то есть все то, что обеспечивает процесс [13, с. 119]

Информационно-образовательная среда, по мнению О.А.Ильченко - это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, непрерывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса [2]. Возникает необходимость в разработке учебных пособий, методического, программного и организационного обеспечения ИОС.

Как отметил Б.С.Гершунский «содержание образования на любой ступени, детерминированы теми изменениями, которые происходят в хозяйственном комплексе страны, в экономике, науке, технике, производстве, в социокультурной сфере». [1]. Действительно, в настоящее время информационное пространство социальной системы любого уровня активно развивается по различным направлениям, а содержание информации оказывает сильнейшее влияние на сознание населения. Образовательная среда не осталась без влияния доминирующих информационных полей. В.Е.Усанов [17] отметил в своей работе, что школа выступает моделью общества. Но общество - это люди, граждане, имеющие различный социальный и профессиональный статус, различный психотип, стиль жизни, манеру поведения и т.п. В школе нет такого разнообразия человеческих типов, да и школьники не могут выполнять те социальные роли, которые реально представлены членами нашего общества. Правильнее было бы сказать, что социальная составляющая школьной среды, повторяет структуру нашей социальной системы в упрощенном виде. В школе имеется образовательная среда, включающая в себя:

-физическое пространство, заполненное, отчасти, такими же компонентами, что и физическое пространство социальной системы;

-квазиприродную среду, созданную человеком;

-природные условия, то есть, условия создаваемые природой, в которой расположена образовательная среда;

-социокультурные компоненты и условия, созданные трудом человека для выполнения образовательных функций;

-определенным образом структурированное сообщество людей разного возраста, находящихся в определенных отношениях и взаимодействии друг с другом;

-информационное пространство образовательной среды.

Таким образом, мы разделяем эти понятия: образовательная среда и информационное образовательное пространство.

Также как и в социальной системе, в школе происходит изменение характеристик и роли информационного образовательного пространства. Появляются новые информационные области, новые способы использования информации, изменяется содержание учебных информационных областей, входящих в образовательное пространство школы, направления влияния на сознание, меняется роль информационного пространства в развитии качеств личности ученика. Все это приводит к необходимости доработки учебных информационных модулей, а также - к формированию, целесообразному структурированию новых информационных областей и их

53

заполнению актуальной информацией, служащей целям образования. В период формирования в социокультурном пространстве экологической информационной области (70 -80-е гг. XX века) ученые, писатели, журналисты своими работами заполняли это пространство актуальной информацией, затрагивающей общечеловеческие ценности и интересы, тем самым, способствуя, сначала - ориентации сознания на эту область, а в последующем - формированию экологического типа сознания. Педагоги образовательных учреждений, понимая важность этой информационной области в формировании экологического сознания подрастающего поколения, заимствовали из нее соответствующую информацию, трансформировании ее в учебную или воспитывающую и использовали ее для формирования учебного экологического информационного пространства, в котором с помощью педагогических средств, методов, приемов, ориентировали сознание детей на эту область социального бытия, а в последующем - формировали элементы экологической культуры, экологическое поведение, экологическую грамотность, ответственное отношение в природе и т.п. - то есть то, что составляет экологическое сознание.

Как отметил В.И.Панов, одним из способов снижения уровня неопределенности в школе и повышения качества обучения - является «проектирование, создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало и сформировать способность быть субъектом развития своих способностей и в итоге стать субъектом процесса своей социализации» [9, с. 9].

Согласившись с этой позицией в целом, мы должны определиться в однозначности терминологических представлений. Существует неопределенность в понимании терминов таких как «учебное информационное пространство», «образовательная среда», «информационная среда», «учебная среда», «информационно-образовательная среда». Так, В.И. Солдаткин считает, что информационно-образовательная среда - это единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактических материалов [14, с. 6].

Однако, как связана информационно-образовательная среда, информационное образовательное пространство и информационное пространство образовательного учреждения?

На основании проведенного О.А. Обдаловой анализа литературы, автор показывает, что понятия «среда» и «пространство» не синонимичны. Автор указывает, что исследователи, говоря о «пространстве» имеют в «набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека» [8]. Понятие «образовательная среда» предполагает «влияние условий образования на обучающегося» [6], следовательно, напрямую зависит от организатора учебного процесса, которым является преподаватель. На основании этого О.А. Обдалова делает следующие умозаключения: «образовательное пространство как совокупность определенных условий, оказывающих воздействие на человека, может существовать независимо от обучающегося»; образовательная среда «напрямую зависит от организатора учебного процесса, которым является преподаватель» [8, с.95].

Такую же точку зрения имеет Н.А. Спичко, которая определяет термин «образовательная среда» как систему условий, создаваемых в целях достижения конкретного уровня компетенции [16, с.12.].

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером: информационная среда не только является проводником информации, но и активно воздействует на ее участников. Им была отмечена характерная особенность «информационной среды» -способность предоставления возможности «получения необходимых данных, сведений, гипотез, теорий и пр.» [20, с. 5], но умение, воспользоваться информацией в определенных целях само собой не появляется, его необходимо специально развивать в процессе обучения.

Следует отметить, что в образовательной среде образовательных учреждений есть среда «обитания» детей и область пространства, в которой организован процесс обучения, то есть передачи и усвоения информации. Правильно было бы назвать первую информационнообразовательной средой, а вторую - областью учебного информационного пространства.

Термин «информационно-образовательная среда» был впервые предложен Ю.А. Шрейдером и стал в последнее время широко употребительным. В соответствии с представлениями Ю.А. Шрейдера, информационная среда наиболее подвижная область, в которой формируется и проводится учебная информация, которая активно воздействует на ее участников. Образовательный процесс придает ей определенную особенность. Информационная среда предоставляет возможность получения необходимых для ученика сведений, а умение получать информацию и преобразовывать ее приобретается в процессе обучения. Ю.А. Шрейдер выражает это так: «В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать» [20, с. 3].

Объемную характеристику информационно-образовательной среде дает А. Романов, который представляет информационно-образовательную среду как «инфраструктурное и психодидактическое содержание образовательного пространства, функционирующее в рамках действующего законодательства, созданное интегрированным комплексом средств, инструментов, устройств, носителей и проводников знаний, а также обучающихся, связанных функциональными многосторонними взаимосвязями. При этом носители знаний, входящие в состав ИОС, могут быть бумажными (книги, пособия и т.д.), электронными (электронные учебно-методические комплексы, книги и иные материалы в электронном виде, электронные ресурсы Интернета), субъектными (профессорско-преподавательский состав, консультанты, специалисты-профессионалы в соответствующих предметных профессиональных областях). Проводниками знаний служат: профессорско-преподавательский состав, консультанты, программные средства» [11, с.3].

В этой среде можно выделить область информационного пространства образовательного учреждения или область информационного образовательного пространства (не путать со средой), которая связывает информационно-образовательную среду с информационным пространством социальной системы. В информационном образовательном пространстве учреждения дифференцируются следующие компоненты:

- область учебной информации, передающейся ученикам в процессе учебной деятельности, которая в результате ее усвоения становится знаниями, умениями, навыками и приводит к развитию различных аспектов сознания;

- область, связывающая первую с сознанием обучающихся (представляет собой информацию по организации и реализации образовательного процесса и сами условия, в объеме исторически сложившихся современных форм, способов, методов и условий обучения);

- часть социального информационного пространства, информационно близкая области учебной информации, пронизывающая область образовательного пространства.

Первый модуль - учебный - содержит информацию, предназначенную для учащихся по различным информационным кластерам, включая экологический.

Второй модуль информационного пространства образовательного учреждения можно условно назвать передаточным (зона коммуникации) - она включает информацию, носителями которой являются преподаватели, воспитатели, методисты, осуществляющие связь информационного пространства с сознанием обучаемых, а также - другие носители информации, включая информационные материалы по организации образовательного процесса, средства и условия передачи информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья часть - не имеет границ и выходит за пределы информационно-образовательной среды. Это часть социального информационного пространства, пронизывающая информационно -образовательную среду и информационное пространство образовательного учреждения, задающая условия функционирования двух областей и оказывающая влияние на их содержание.

Учебный информационный модуль информационного образовательного пространства представляет собой сложное образование, составленное из определенных информационных и событийных кластеров. Оно имеет не только содержательные подмодули, но и структурировано по слоям (полям), представляющим определенные информационные области.

Информационный учебный модуль взаимодействует с передаточным и социальным, а также

- со всей образовательно-информационной средой учебного заведения.

Все области учебного информационного пространства взаимодействуют между собой, оказывают взаимовлияние друг на друга, не только посредством регламентирующих документов,

но и через посредников - трансляторов, медиаторов и осцилляторов учебного информационного пространства. Так, например, руководитель образовательного учреждения может быть не только транслятором определенной информации, рожденной, например, в Минобрнауки РФ, но и сам может выступать в роль осциллятора информационного пространства, предлагая, например, включить в информационный модуль, в качестве регионального аспекта - экологию, краеведение, или валеологию и т.п., тем самым увеличивая его область или активизируя его. С другой стороны -в ответ на возбуждение информационного образовательного пространства, активизируется деятельность педагогов и осуществляемая ими учебно-воспитательная деятельность.

В педагогическом коллективе есть личности являющиеся источниками информационного возбуждения (речь идет о возбуждении учебного информационного пространства), и личности -являющиеся проводниками информации из информационного пространства социальной системы в образовательное информационное пространство.

Информационное пространство можно условно дифференцировать по степени свободы индивида, при обращении к нему на три типа:

- фиксированное пространство, в котором место пользователя жестко определено (законодательство),

- полуфиксированное, когда у пользователя имеется определенная свобода трактовки информации (научные, научно-популярные информационные модули, информация СМИ и др.),

- нефиксированное (неформальное) информационное пространство, для которого характерно наличие у индивида максимальной свободы в своих действиях (коммуникативные Интернет-сети).

Информационное пространство образовательного учреждения связано с информационным пространством всей социальной системы, которое дифференцировано по уровням:

• международный или глобальный;

• общенациональный (общероссийский);

• региональный;

• местный (городской, районный, сельский);

• ведомственный или производственный;

• социального сообщества, в котором субъект выполняет определенную функцию (информационное поле организаций, образовательных учреждений, общественных групп и т.п.);

• индивидуальный уровень (семейная информационная среда).

Информационное пространство социальной системы включает в себя событийную часть (значимые события, происходящие в социальной системе), информационные потоки СМИ, а также

- определенную инфраструктуру, участвующую, в передаче информации, куда входят Интернет-сети, библиотеки, печатные периодические и непериодические издания (научного, художественного, популярного характера), видео- и аудиоархивы фильмов, музыкальных произведений, передач, статистическая, историческая и другая информация, в том числе, о действующих и прекративших действие предприятиях и т.п.

Учебная информационная среда - это информационная область конкретной учебной дисциплины, которая окружает ученика в учебном кабинете или другом месте обучения (например, на экскурсии). Она создается педагогом по образу информационного учебного пространства.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя все области учебного информационного пространства, инфраструктуру учебного учреждения, а также

- весь комплекс организационно-методических, технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогической и учебной информации.

Основными информационными компонентами экологической информационной среды в школе, по нашим представлениям, должны стать следующие направления:

• Мировоззренческие научные основы содержания школьного экологического образования.

• Региональный компонент содержания экологического образования как одно из условий его эффективности.

• Социально-экологическая составляющая в содержании экологического образования.

• По содержанию эти направления состоят из следующих информационных блоков, направленные на формирование экологического сознания:

• - Информация о природе родного края.

• - Информация о методах и способах изучения состояния объектов природы и природной среды.

• - Оценка роли природы в умственном развитии человека.

• - Оценка роли природы в сохранении здоровья человека.

• - Оценка роли природы в чувственном восприятии мира.

• - Участие в изучении природы родного края (проекты, наблюдение за птицами).

• - Информация о биологических, психологических и социальных связях человека с природой и окружающей средой.

• - Информация о формировании культурных достижений в процессе «вживания» в природу.

• - Информация об истории и традициях природопользования в регионе и зависимости от условий природы.

• -Информация об экологических кризисах и катастрофах и причинах его возникновения.

• - Информация о негативном влиянии современного производства на качество окружающей среды.

• - Информация о влиянии измененного качества окружающей среды на здоровье населения и демографические характеристики человеческой популяции.

• - Информация о влиянии регионального природопользования на качество природных экосистем в историческом и современном ракурсе.

• - Информация о наиболее уязвимых национальных и региональных экосистемах, роли человека в их деградации и перспективы их восстановления.

• - Информация об особо охраняемых природных территориях наиболее значимых природных объектах, их роли в оздоровлении окружающей среды и изучении природных закономерностей.

• - Эмоциональная и рациональная оценка экологических проблем региона и оценка экологического состояния региона.

• -Информация о системе государственного управления природопользованием.

• -Изучение направлений выхода социальной системы региона из экологического кризиса.

• Включение учебных модулей в учебное информационное образовательное пространство школ должно быть дифференцировано по возрастным уровням экологического образования и реализовываться в статусе предметного, факультативного или внеклассного изучения, а также - в виде информационного оформления учебного кабинета. Формирование учебного экологического информационного пространства отразится в сознании учеников, в виде экологического сознания соответствующего уровня развитости.

Как показал опыт более чем 10-летнего использования в школах области разработанных астраханским коллективом информационных материалов (пособий по экологии), включающих эти блоки, их изучение способствует формированию экологического сознания школьников адекватного уровня, что позволило нам сделать вывод о том, что эти информационные блоки должны составлять инвариантную часть учебного экологического информационного пространства.

Литература

1.Гершунский, Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.

2.Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2002. - 20 с.

3.Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, - 1999.

4.Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2003. - «PERFICE ТЕ», ISBN 5-238-00527-Х.

5.Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: РАО, Психологический институт, ЦКФЛ, 1996. - С. 189-199.

6.Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. СПб.: СПбГУ, 1999. 116 с. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/ pedagog_7/a06.html, свободный

7.Мондонен О. Ю. Влияние образовательной среды педагогического колледжа на профессиональное

самоопределение студентов // Письма в emissia.offline. ART 1042. - 2006. Режим доступа:

http://www.emissia.org/offline/2006/1042.htm/

8.Обдалова О.А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях // Язык и культура. - 2009. -№ 1 (5). - С. 93-101.

9.Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 9-21.

10.Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 184 с. П16 ; ISBN 5-89922-025-2.

11. Романов А. Размышления об образовательном пространстве, среде, времени, их единстве и изменении:. режим доступа: www.law-n-life.^^cM167/167-4.doc

12.Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии). Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М., 2000. С. 169-172.

13.Сартакова Е. Е., Пушкарева Т.Г. Модель социальной образовательной среды для формирования социальной компетентности будущего педагога сельской школы // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011. - № 13 (115). - С. 118122.

14.Солдаткин В.И. Информационно-образовательная среда открытого образования // Тезисы докладов IX Всероссийской конференции «Телематика-2002». — СПб, 2002. - с. 6-12.

15.Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // ИЯШ. - 2004. - № 5. - С. 44-48.

16. Спичко Н.А. Проектирование эффективной образовательной среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза: (грамматический аспект, факультет английской филологии: Автореф. Дисс. Канд. пед. наук: М., - 2006. - 29 с.

17.Усанов В.Е. О юридическом содержании понятия образовательной среды // Образование и право. - 2010. - № 11(15). - с.7-17.

18.Чуйкова Л.Ю. Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание. Астраханский вестник экологического образования. № 2(20), 2012. - С. 15-40.

19.Чуйкова Л.Ю. Экологическое сознание: социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование. /Монография/ - Астрахань, изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. - 376 с. ISBN 978-5-905224-041.

20.Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Науч.-техн. информ. Серия 2. 1976. № 1. С. 21-26

21.Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин, М.А. Ушакова. - Москва : Сентябрь, -2000. - 128 с

22.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.