Научная статья на тему 'Основные положения осаго'

Основные положения осаго Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
91
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ / СТРАХОВОЙ ПОЛИС / СТАВКИ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тадтаева А. В., Кануков Н. Т.

Данная статья посвящена страхованию, а именно эксплуатации транспортного средства, с которым связаны наибольшие риски утраты и порчи собственного имущества, а также причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Приведены виды страховых выплат по каждому страховому случаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения осаго»

гателя. С установкой таких машин, работа человека, вместо изнурительной и кропотливой, становилась более привлекательной и производительной.

Таким образом, увеличение в губернии площади, занятой льном, несомненное увеличение спроса на лен, как прядильного материала (в связи с наблюдаемым хлопчатобумажным голодом), улучшение техники обработки выращенных стеблей льна для получения волокна, принятие ряда мер по улучшению льноводства произошло в период проведения столыпинской аграрной реформы и способствовало не только развитию этой отрасли сельского хозяйства, но и развитию всего региона. Причём, реформа положительно повлияла как на экстенсивный (посевная площадь), так и на интенсивный (урожайность) факторы производства льна. К сожалению, Первая мировая война приостановила развитие сельского хозяйства не только Вятской губернии, но и России в целом.

В заключении можно согласиться с мнением академика Абалкина, что в современной российской экономике накопились серьёзные проблемы, которые не связаны с нынешним кризисом, а имеют давнюю историю, к числу которых относится аграрная. Для её решения нужен глубокий анализ истории экономики, нужна продуманная долгосрочная стратегия государства и общества, а не только решение текущих вопросов [1].

В связи с этим исследования, проведённые по истории развития сельского хозяйства (льноводства) Вятской губернии могут способствовать возрождению льноводства как отрасли в современных условиях.

Список литературы:

1. Абалкин Л.И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. -2009. - № 9. - С. 4.

2. Вятское народное хозяйство: журнал. - 1917.

3. ГОУ «ГАКО» Обзор Вятской губернии за 1902 г.

4. Интернет-портал: Всё о Гиперборее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yperboreia.org/vino06.asp.

5. Мусихин В.Е. Вятские крестьяне в начале века [Текст] / В.Е. Мусихин // Энциклопедия земли вятской. - Киров, 1995. - Т. 4, гл. IV. - С. 282-297.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСАГО

© Тадтаева А.В.*, Кануков Н.Т.

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Владикавказ

Данная статья посвящена страхованию, а именно эксплуатации транспортного средства, с которым связаны наибольшие риски утраты и пор-

* Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук.

чи собственного имущества, а также причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Приведены виды страховых выплат по каждому страховому случаю.

Ключевые слова страхование, страховые взносы, страховые премии, страховой полис, ставки страховых тарифов, страховое возмещение.

Владение транспортным средством и его эксплуатация связаны с большими рисками, чем владение другим имуществом. Именно с эксплуатацией транспортного средства связаны наибольшие риски утраты и порчи собственного имущества, а также причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. При этом связанные с владением автомобилем риски в меньшей степени поддаются снижению.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) (ст. 2 закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации») [2].

Сущность страхования проявляется в следующих его функциях:

- рисковая функция - перераспределение риска между участниками страхования;

- предупредительная функция - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;

- сберегательная функция - страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);

- контрольная функция - контроль за формированием и использованием страховых фондов [1].

Автострахование даёт преимущество автовладельцу переложить все свои финансовые издержки при любом ДТП на свою страховую компанию.

Страхование автотранспорта является имущественным страхованием. Договор страхования транспортного средства является двусторонним и заключается в письменной форме. Сторонами по договору являются страховщик и страхователь, могут быть также третьи лица и выгодоприобретатели.

Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии, - это страховой полис [3].

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до Второй мировой войны. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. ОСАГО - это Обязательное Страхование Автомобильной Гражданской Ответственности. Часто мы слышим такие понятия как «автогражданка», «полис гражданской ответственности», «обязательная страховка гражданской ответственности» и т.д. Всё это относится к аббревиатуре ОСАГО.

ОСАГО регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ, который называется «Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с изменениями 21 июля 2005 г., а также прилагаемыми к нему Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263 [2].

Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

- транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

- транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;

- транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Россия.

Не обязаны также страховать автогражданскую ответственность владельцы транспортного средства, риск ответственности которого уже застрахован [1].

У каждой страховой компании свои условия страхования автомобилей. Существуют общие условия автострахования для всех страховых компаний. Автовладелец может заключить договор в следующих случаях:

- до того, как его автомобиль поставят на учёт;

- с условиями рассрочки взноса по 50 % и меньше;

- вызвав непосредственно к себе представителя страховой компании.

Преимущества в случае заключения договора:

- владелец автомобиля может перезаключать договоры страхования на другие транспортные средства;

- он можете получать юридическую консультацию бесплатно.

Лимит ответственности полиса ОСАГО - 400 000 руб., а именно:

- в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

- в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего [1].

Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

- территории преимущественного использования транспортного средства;

- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды;

- иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественно-

го использования транспортного средства, а при применении коэффициентов - ее пятикратный размер [1].

Срок действия договора ОСАГО составляет один год. Он продлевается на следующий год, если страхователь не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока действия этого договора не представил страховщику письменное заявление об отказе от продления срока действия договора.

В случае ДТП страхователь получает определённую выплату. Однако это происходит только в том случае, когда он предоставит следующие документы:

1. акт осмотра транспортного средства;

2. заявление о выплате возмещения страхователем;

3. фотография повреждений автомобиля;

4. акт осмотра транспортного средства;

5. если он попал в аварию, то он должен предоставить справку из милиции;

6. в том случае, если причинён вред здоровью, он должен предоставить справку из медучреждения [3].

Страховая выплата обязательно осуществляется страховщиком на основании договора страхования либо закона на основании заявления и страхового акта.

Ущерб компенсируют через 15 дней после того, как будет предоставлен последний документ. В течение пяти дней страховщик сделает оценку повреждений после того, как ознакомится с заявлением о выплате.

Изначально закон об ОСАГО предусматривал только один способ организации выплат: потерпевшая сторона обращалась к страховщику лица, причинившего вред. Такая организация выплат возможна ввиду того, что страховщики ОСАГО должны иметь свои офисы либо представителей во всех регионах страны.

Стоимость полиса ОСАГО во всех страховых компаниях одинакова и зависит от мощности двигателя автомобиля, возраста, стажа водителя и других параметров (тарифы утверждены Правительством РФ).

По ОСАГО страхуется ответственность владельца транспортного средства, которая возникает в основном в случае вины водителя. Так что в подавляющем большинстве случаев страховая компания платит вместо виновного потерпевшему и никаких санкций к виновному не предъявляет. Но есть ряд ограничений - п. 76 Правил ОСАГО (Постановление Правительства № 263): Страховщик имеет право предъявить к причинившему вред лицу (страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая [2].

Страхователь и страховщик при заключении договора определяют перечень страховых случаев, при наступлении которых страховщик обязан про-

вести выплату страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается на основании заявления страхователя, решения третейского, арбитражного или гражданского суда, документов, полученных страхователем от соответствующих органов, которые подтверждают страховой случай (справка из ГИБДД, полиции и т.д.), а также составленного страхового акта.

Таким образом, размер страхового возмещения определяется на основании соответствующих документов (врачебно-трудовых экспертных комиссий, органов социального обеспечения, решения суда и т.д.) о факте нанесения ущерба и его последствиях, а также с учетом справок, счетов и прочих документов, в которых подтверждаются произведенные расходы.

Список литературы:

1. Пилипенко Н.Н., Шупик А.И., ред. Актуальные проблемы социально-экономического развития России: взгляд глазами студентов: сборник научных работ. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2013.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

3. http://www.interfax.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.