Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДУХОВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРАВОСОЗНАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДУХОВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРАВОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДУХ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сакаева З.Л.

Предпринят социально-философский анализ феномена правосознания. Родственность духовного мира и мира правовых явлений признаётся и в юриспруденции, и в философии. Правосознание - это категория аксиологическая, оценочная, этическая, духовная, правосознание является одним из проявлений духовности и транслирует духовность во вне - в правовую реальность. Для успешной ориентации, то есть понимания, созидания, эффективного взаимодействия участников правоотношений в информационно-правовом пространстве, мы обращаемся к работе с категорией духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROVISIONS ON SPIRITUALITY IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-PHILOSOPHICAL STUDY OF THE PHENOMENON OF LEGAL CONSCIOUSNESS

The socio-philosophical analysis of the phenomenon of legal consciousness is undertaken. The kinship of the spiritual world and the world of legal phenomena is recognized both in jurisprudence and in philosophy. Legal consciousness is an axiological, evaluative, ethical, spiritual category, legal consciousness is one of the manifestations of spirituality and translates spirituality into the outside - into the legal reality. We turn to work with the category of spirituality for successful orientation, that is, understanding, creation, effective interaction of participants in legal relations in the information and legal space.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДУХОВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРАВОСОЗНАНИЯ»

Зяегупронный научно-жтодичесх&й журнал „. «¿б"

Омского TftYШр

Сакаева З.Л. Основные положения о духовности в контексте социально-философского изучения феномена правосознания // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 3 (30) июль - сентябрь -URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2022/3/01014.pdf. - ISSN 2413-4066

Научная статья

УДК 101.1: 141: 316.334.4

Основные положения о духовности в контексте социально-философского изучения феномена правосознания

Сакаева З.Л.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия

Аннотация. Предпринят социально-философский анализ феномена правосознания. Родственность духовного мира и мира правовых явлений признаётся и в юриспруденции, и в философии. Правосознание - это категория аксиологическая, оценочная, этическая, духовная, правосознание является одним из проявлений духовности и транслирует духовность во вне - в правовую реальность. Для успешной ориентации, то есть понимания, созидания, эффективного взаимодействия участников правоотношений в информационно-правовом пространстве, мы обращаемся к работе с категорией духовности.

Ключевые слова: правосознание, правовая реальность, дух, духовность

Original article

The main provisions on spirituality in the context of the socio-philosophical study of the

phenomenon of legal consciousness

Z.L. Sakaeva

Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, Omsk, Russia

Abstract. The socio-philosophical analysis of the phenomenon of legal consciousness is undertaken. The kinship of the spiritual world and the world of legal phenomena is recognized both in jurisprudence and in philosophy. Legal consciousness is an axiological, evaluative, ethical, spiritual category, legal consciousness is one of the manifestations of spirituality and translates spirituality into the outside - into the legal reality. We turn to work with the category of spirituality for successful orientation, that is, understanding, creation, effective interaction of participants in legal relations in the information and legal space.

Keywords: legal consciousness, legal reality, spirit, spirituality

В самом названии статьи заключено категорическое суждение, в котором обозначена сущностная черта правосознания - духовность, поскольку правосознание индивидуума -духовно. Смысл этого утверждения укоренён в русском индивидуализме, идеал-реализме Н.О. Лосского, трансцендентализме Н.А. Бердяева.

® Сакаева З.Л.

В данной статье поставлены задачи: раскрыть содержание понятий дух, духовность, обозначить критерии духовности, определяющие здоровое правосознание, а также роль духовности в механизме работы правосознания. Цель статьи обосновать тезис о том, что дух коррелирует с правосознанием как его необходимое условие (основание).

Всякий правовой вопрос помимо того, что имеет собственно правовой, содержит ещё и социальный, нравственный, религиозный аспекты. К примеру: кто должен представлять доказательства по делу: суд или сам участник процесса? Этот вопрос связан с отношением к правде, отношением государства к носителю правосознания, потому как правда есть цель всякого суда; это вопрос любви и сочувствия к ближнему. Каждый правовой вопрос в духовном обществе должен быть пропущен через призму любви к ближнему. Более того, многие онтологические вопросы решаются носителем, задействовав опосредованно или непосредственно уровень правосознания и правовой реальности в целом.

Основные категории данной статьи - это понятие духа, духовности и правосознания. Рассмотрим содержание понятия «духовности». Анре Спонвиль [1, с. 172] определяет духовность как жизнь духа, которая возможна в Боге, либо вне Его, и что есть ничто иное как мудрость, вершина психики. Духовность может быть трансцендентной (духовность для верующих в Бога) и имманентной (для всех остальных). На основании данного определения можно заключить, во-первых, что духовность производна от духа, во-вторых, духовность фундирует правосознание как трансцендентное и имманентное бытие, в-третьих, ввести тезис: правосознание как светского, так и религиозного носителя правосознания безусловно содержит в себе духовность в качестве основания, как высшую точку психического содержания.

Связь правосознания, права и духовного мира обозначили и в какой-то мере проанализировали: западные философы: Р. Декарт, Г. Гегель, отечественные: И.А. Ильин, Н. А. Бердяев и др. Рассмотрим, что понимает под духовным Г. Гегель [2, с. 67]. Для него категории: духовное, воля, свобода и право неразрывно связаны. Право - это вторая природа царства духа, благодаря этой природе в праве реализуется свобода воли. Свобода, в свою очередь, является для права таким же свойством, как тяжесть для тела, то есть одного не может быть без другого. Дух - это мышление, следовательно, дух присущ только людям. Таким образом, поскольку дух - это мышление, то способность ориентации в обширном поле правовой информации обеспечивается эффективностью мышления носителя правосознания. Результативность сообщения человека и информационно-правовой среды определяется, во-первых, желанием носителя правосознания находить и анализировать правовую информацию, во-вторых, доступностью правовой информации, которая обеспечивается открытостью, простотой и удобством информационно-поисковой системы, а также доступностью изложения нормы права для правоприменителя, в - третьих, безопасностью источника правовой информации, в контексте критериев актуальности и достоверности информации. Если носитель правосознания отказывается от познания права, закона, правовой реальности в целом, то можно констатировать факт отчуждения личности. Г. Гегель указывает на то, что отчуждение может быть как осознанным, так и бессознательным [2, с. 122]. На наш взгляд, к осознаваемым формам отчуждения личности носителя правосознания относится - наличие намерения носителя правосознания, направленное на отрицание или нарушение норм права; к неосознаваемым формам отчуждения на разных этапах исторического развития относятся: крепостничество, преобладание государственной собственности на землю и средства производства над иными формами собственности, неспособность обладать собственностью (после крестьянской реформы крестьяне не могли эффективно вести сельское хозяйство на своих земельных наделах), нежелание народного правосознания участвовать в решении государственных и правовых вопросов, нежелание участвовать в процессе формирования государственных органов (отчуждение разумности интеллекта). Но, несмотря на отчуждение личности, у носителя правосознания всегда есть возможность возврата в правовое поле, благодаря существованию той же информационно-правовой среды.

Духовность, являясь основой отдельного правосознания становится причиной как сопротивления других носителей, так и взаимообщности носителей правосознания. Если, сознание, самосознание и разум являются абстракциями (моментами) духа [3, с. 234], то и правосознание есть момент духа. Отсюда, в основе правосознания - дух, он же бытие, которое действительно и претворяет себя в правовой реальности.

Г. Гегель рассматривает жизнь как нравственную субстанцию и действительность; дух - «незыблемая основа действования всех и он же - конечная цель». Это очень важная мысль, так как и в правовой реальности дух - неизменная, незыблемая её основа, он должен быть конечной целью для всех любых правовых реформ, деланий (нормативно-правовых актов, юридически значимых действий, правовой политики государства и т.д.). У Г. Гегеля дух есть нравственная сила, которой противостоит другая сила - Божественный закон [3, с. 237]. Но, на наш взгляд, несмотря на фактическое противостояние, всё же дух и Божественный закон -родственны, так как имеют одну природу и источник - Божественный. Действительно, если рассматривать дух как нравственную действительность (данность), то дух (общественный, народный) противостоит божественному закону. Если же рассматривать дух как основание правовой и нравственной жизни трансцендентного порядка, то он органичен Божественному закону.

Для И.А. Ильина [4, с. 17] дух - это активная, созидающая сила, способная отвечать на внешнее воздействие. Отсюда заключаем, что дух как творческая сила может созидать и трансформировать правовую реальность, одним из слоёв которой является информационно-правовая среда. Состояние информационно-правовой среды является одним из показателей духовности нашего общества.

Известна традиция понимания духа как «пневмы», которое носит религиозный характер, и как «нус», которое имеет философский характер; пневма предполагает в себе силу, дарованную свыше Богом, исключительно людям, а нус - разум, ум, в связи с чем, мы не ограничиваемся греческим интеллектуализмом в понимании Духа. Европейская философия и правовая мысль, государственная жизнь отстранили категорию духа из области своего внимания как относящуюся к области мистики и религии, и несмотря на принадлежность Российской правовой системы к Романо-германской правовой семье, упоминание в Конституции РФ о Боге, вере, и идеалах позволяет нам соединить правосознание с состоянием духовности на уровне нормативно-правового текста и на уровне правовой политики.

Согласно рационалистически-дискурсивному типу понимания западных философов: Платон («Федр»), Аристотель, Плотин (5,6 Энеады), дух - нус, пневма, ум; дух - мышление, разумное начало (Декарт, Спиноза), у Гегеля диалектическая триада: идея - тезис, природа -антитезис, дух - синтез и есть философия духа: субъективный Дух, объективный Дух и абсолютный Дух - Бог; дух - синоним сознания у марксистов; дух - высшее проявление души, тогда как душа - высшее проявление тела, то есть Юнг К. различает душу и дух; у Канта душа духовно связана с понятием психического, как особой формы жизни; у Гегеля душа - низшее, чувственное проявление по сравнению с духом; у Хайдегера - духовное бытие.

В анализе духовности как аспекта правосознания нам ближе воззрения русских философов, нежели рационалистически-дискурсивный тип понимания западных философов. Что есть дух для русских философов? По этому вопросу мы придерживаемся рамок смыслового поля, заданного Н.А. Бердяевым в его религиозном экзистенциализме (духовном персонализме). Он писал: «рационалистическое определение духа невозможно. Дух умерщвляется таким определением, он превращается в объект, в то время как он есть субъект» [5, с. 51]; дух принадлежит сфере трансцендентной реальности [5, с. 52] (от Бога); то есть Он (дух) - логос, внерационален, сверхрационален, иррационален. Он определил дух через отрицание: «дух - не субстанция» [6, с. 320], но дальше от уточняет: «...это свобода и смысл» [6, с. 320]. и даже «благодать», правильнее сказать, что это сочетание всех трёх явлений: «свободы, благодати и смысла», которые пронизывают как уровень личного бытия,

так и общественного. Думаем, что, отрицая субстанциальность духа, Н.А. Бердяев хотел показать насколько подвижно, и пластично содержание духа, и, отсюда, то, что человек способен взрастить либо наоборот, погубить собственный индивидуальный дух. Ведь, если, по мысли Н.А. Бердяева, дух не задан в ком-либо изначально, то есть по природе, значит человек его зиждет в тесноте собственного тела.

Н.А. Бердяев постулирует тезис о том, что понятию «дух» нельзя дать определение, нельзя его рационализировать, но можно говорить о его признаках [7, с. 251], таких как: свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним; и всё это мы находим в правосознании. Исходя из обозначенного комплекса признаков, мы обнаруживаем, что дух привносит смысл, свободу в правовую реальность. В нашем понимании, носитель правосознания реализует свой творческий потенциал в правоотношениях, осуществляя права, выполняя обязанности, реагируя на правовые явления.

С.П. Штумпф [8, с. 10] понимает под духовностью ценностно-смысловую доминанту в духовном мире человека и общества и рассматривает духовность как «особое качество общественного сознания - мера сознательности человека, приобретённая им в стремлении к совершенствованию души и духа, как умение найти собственную неповторимую природу и жить в согласии с самим собой [8, с. 69]. Личность понимается ею в контексте вопроса о духовности как носитель, а общество - соборный обладатель [8, с. 156]. На наш взгляд, главным образом, духовность всегда индивидуальна. Стремление к совершенствованию -это не мотив, не самоцель, а естественный результат восхождения к Сверхсознанию, любви к ближнему.

Интересно определение духовности С.Б. Токаревой: «...духовность есть возникающая в результате обращённости к духовной реальности соразмерность человека с духом как надиндивидуальной идеальной сущностью, которая задаёт меру человеческого в человеке» [9, с. 84]. На наш взгляд, вместо «человеческого» вернее было бы сказать «божественного».

Если понимать под духовностью идеальные «универсальные, всеобщие начала» [7, с. 236] человеческой жизни, то они пронизывают феномен правосознания вне привязки к какому-либо государству. Это не означает отсутствие особенностей феномена правосознания в РФ или в каком-либо другом государстве, но, главным образом, указывает на общую духовную основу мира (об общей духовной основе мира у Н.О. Лосского, его идеал-реализм), С.Л. Франка, софиология; исток же у Платона). Интенция к духовности направляет каждое индивидуальное правосознание к общим, универсальным основам мира, а значит организует их в гармоничное единое общественное правосознание, не за счёт количественного фактора, но за счёт качественного внутреннего преобразования, происходит переход от субъективности к объективности. Но такой вектор развития (от субъективности: частного, индивидуального к объективности) может сопрягаться только с обращением к духовности, поскольку «добродетель свойственна человеку» [10, с. 155]. Отвержение духовных основ, даже и массовое, всегда ведёт к разобщению носителей правосознания.

Введём наше определение духовности. Духовность носителя правосознания - это отклик, ответ, приобретённое благо в ответ на интенцию человека к интеллегибельным, сенсибильным основам человеческой жизни (истинным ценностям), благодаря которым человек может приобрести полную меру достоинства, быть носителем здорового правосознания.

Рост духовности обеспечивается изначально существующей в человеке духовной силой. Такая сила есть у каждого человека, хотя бы и в зачаточном состоянии; пробуждение духовности связано с определёнными жизненными ситуациями (конкретными экзистенциальными переживаниями), которые подталкивают человека обратиться к духовной силе внутри себя. Пребывание духовной силы в человеке и её изначальное присутствие в нём связано в тем, что духовная сила - богочеловеческая. Отсюда, духовность - состояние богочеловеческое. Н.А. Бердяев пишет: «человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку» [6, с.

322]. Отсюда можно заключить, что духовность предполагает обращение к себе, некоей саморефлексии, трансцендирование к Богу, осознание некоторого бессилия своей самости, как толчок для последующего сообщения с Богом. Итак, категории духа, духовности тесно связаны с наивысшим началом в жизни человека - Богом. Правосознание есть результат не только формального развития разума, познания, частных разумений, но и внутреннего усмотрения духа. И то и другое требует от человека усилий, времени, работы. Отсюда вопрос: какова роль духовности в механизме работы правосознания? Эта роль двоякая. Во-первых, в правовой реальности мы обнаруживаем процесс объективации духа, духовности в мире правовых явлений (законы, судебные акты, правовые обычаи и др. источники права). Во-вторых, процесс трансцендирования ноуменальной личности носителя правосознания как движения к Богу (соотнесение нравственных начал и источников права: в процессе правотворчества, в рамках осуществления функций института присяжных заседателей, своего правового поведения, судейства). Если дух по ту сторону противоположений общего и частного, субъективного и объективного, родового и индивидуального [7, с. 237], то общественное правосознание в целом и индивидуальные правосознания могут быть одновременно и по отдельности обращены к духу. Эти процессы, несмотря на их разнонаправленность, значимы для правовой сферы жизни общества, поскольку от них зависит качество правосознания и состояние правовой реальности.

Дух есть «высшее качество души» [7, с. 253], у каждого носителя правосознания есть душа, но его духовность может быть крайне неразвита, подавлена. Таким образом, дух -аксиологическая часть души, духовность - её аксиологическая характеристика. Правосознание всегда погружено в контекст идеальных ценностей, о чём свидетельствуют воплощённые в текстах нормативно-правовых актов принципы и нормы о свободах, правах, гуманизме, добросовестности, разумности, ведь дух есть истина, красота, добро, смысл, свобода» [7, с. 256]. Это обстоятельство также обнаруживает укоренённость правосознания в духовности.

Если исходить из понимания духовности как структуры: у Вл. Соловьёва (светский, цивилизованный и религиозный уровни), И. Кальной [11, с. 202] (светский, священный и святой уровни), С.П. Штумпф [8, с. 99] (социальный, ментальный, сакральный уровни), то правосознание воспроизводит духовность, во-первых, на социальном уровне: трансляция, рецепция и усвоение духовных, правовых и, в целом, культурных знаний от одного носителя к другому через текст нормативно-правового акта, правоотношения. На ментальном (религиозном) уровне: правосознание корреспондирует с религиозным сознанием, отражая особенности господствующей веры; носитель правосознания обращён к трансцендентному. По мнению С.П. Штумпф: «каждый человек в своей жизни должен иметь возможность и должен стремиться к недосягаемому» [8, с. 108] (то есть сакральному, трансцендентному). Но, на наш взгляд, дух есть в человеке изначально, это стремление обнаруживает в ноуменальной личности носителя правосознания наличие духа, духовности. Есть вещи (ноумены) сущностно, онтологически сакральные, узнаваемые человеком. Они таковы независимо от действий и желаний человека: Бог, любовь, вера, надежда. Но есть вещи, которым мы существенно придаём характер сакрального, например, сакрализируем: государство, правовой закон и другие социальные нормы, знаковые формы, институты, так правосознание воспроизводит духовность на сакральном уровне.

Благодаря духовности носитель развитого общественного правосознания воплощает нравственные требования в правовом законе. Так как от справедливости закона зависит степень подчинения носителя правосознания государству, то для уверенного и стабильного подъёма уровня правопорядка, общество должно быть организованно нравственно, и тогда развитое правосознание подлинно осуществляется.

Процесс объективации духа предваряется этапом просвещения. Духовность, как феномен интеллектуальный (когнитивный), нравственно-сакральный проявляет себя в правосознании через процесс познания правовой реальности, её созидание, с ориентацией на духовные ценности: благо, любовь, истину, красоту и т.д. А.С. Хомяков писал: «мера просвещения,

характер просвещения и источники его определяются мерою, характером и источником веры» [12, с. 131]. Отсюда развитие правосознания должно происходить не только за счёт знаниевого компонента (в узком смысле: нормативно-правовые акты), но и через обогащение духовного состава в человеке и во всём обществе, это и есть истинное просвещение. Можно говорить о неразвитом правосознании (в его знаниевом аспекте), из чего не следует, что у носителя правосознания низкий уровень духовности, поскольку у носителя правосознания может быть сильная нравственная, духовная база, делающая его духовно-социальным, законопослушным гражданином, и о нём нельзя сказать, что его правосознание неэффективно. В свою очередь законник не тождественен духовно-социальной личности, как замечает Н.А. Бердяев [6, с. 75], законник может одни требования предъявлять себе, а другие - окружающим.

Духовность - начальная пружина развития правосознания, причина и фактор развития правосознания. Внешняя (логическо-техническая) компонента правосознания (нормативная текстуальность) должна служить внутренней (центральной) - духовности. При кризисе внутренней компоненты (бездуховность) вторая (внешняя) берёт на себя основную нагрузку: поддерживает баланс правды и справедливости в обществе, как бы компенсирует бездуховность, являя собой «костыль» для общественных отношений.

Духовность объемлет убеждения и самосознание народа, справедливость, нравственность, достоинство носителя правосознания, святость законности. Достоинство носителя правосознания зависит напрямую от его духовных убеждений и, отсюда, глубины и характера нравственных требований. Сегодняшнее состояние духовности и веры иначе чем словами А.С. Хомякова не назовёшь [13, с. 86]: «...скептицизм невежества, неверие масс -это законное исчадие рационализма.» (так он характеризовал современные ему европейские общества). Тем самым правосознание - область спасения будущности нравственной, поскольку в ней создаётся надёжная опора для общественных отношений.

Важность духовности для носителя правосознания определяется и тем, что она ближе всего к психологической составляющей правосознания, и, при этом, детерминирует идеологическую. И.В. Киреевский писал: «покуда человек верит сердцем, для него логическое рассуждение безопасно» [14, с. 252]. Духовность определяет идеологическую составляющую, делает человечным правосознание. Для качественных изменений правосознания необходимо единомыслие между людьми (в том числе в вопросах духовного), ведь «всё, что есть существенного в душе человека, вырастает в нём только общественно» [14, с. 254]. Сегодняшней духовности носителя правосознания не достаёт православно-христианской образованности. Взамен её мы имеем духовность противоречивую, основанную на знании заимствованном (например, из римского права с его наиценнейшим правом собственности) и частично христианских убеждениях, нормах.

Итак, в данной статье рассмотрены категории: «дух», «духовность» в контексте правовой реальности. Дух - это первичное понятие, не имеющее чёткого, рационального определения подобно точке, пространству. Обоснован тезис о необходимости рассмотрения духа в качестве основания правосознания, а духовности как его базового свойства. Мир правовых явлений, как и само право, его информационная сторона являются производными духа. В этом заключается связь понятия, относящегося к миру ноуменальному (духовность) и понятия феноменального (правосознания).

Мы определили следующие критерии и функции духовности в контексте правовой реальности. Критерии духовности, определяющие качество правосознания и правовой реальности:

а) творческая, созидающая духовная сила;

б) фундирует правосознание как трансцендентное (обращение к высшему божественному миру) и имманентное бытие (высшая точка психического развития);

в) ориентирует на познание права;

г) транслирует свободу, благодать и смысл;

д) ориентирует на интеллегибельные, сенсибильные начала, и, тем самым, интегрирует правосознания носителей в единое общественное правосознание и др.

Функции духовности в механизме работы правосознания:

а) объективация духа в правовой реальности;

б) трансцендирование ноуменальной личности.

Функции духовности как структуры:

а) на социальном уровне: обмен культурными знаниями;

б) на ментальном уровне: обращение к трансцендентному;

в) на сакральном: сакрализация общественных институтов.

Именно духовность даёт нам надежду на здоровое правосознание в обществе, поскольку возрастание в духовности обещает последующее преобразование правосознания. Прогрессивное и здоровое развитие общественного правосознания является отражением состояния духовности любого общества.

Правосознание находится в реальности духа, которая не является эпифеноменом материи (как считают материалисты), не есть субстанция и вообще объект в мире, мы не обнаружим её как чувственный объект посредством чувственной интуиции. Отрицание укоренённости правосознания в нуменальном духовном мире означает обесценение правосознания, превращение в номинальное «нечто», фикцию.

Список источников:

1. Конт-Спонвиль Анре. Философский словарь. М.: Этерна, 2012. 752 с.

2. Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

3. Гегель. Система наук. Часть первая: Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999. 439 с.

4. Ильин И.А. О Сущности правосознания. М.: Рароргъ, 1993. 235 с.

5. Бердяев Н.А. Проблема человека. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 312 с.

6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

7. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2003. 679 с.

8. Штумпф С.П. Духовность. Аксиологическая направленность и социо-культурная природа феномена: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2010. 176 с.

9. Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности // Философия и общество. 2005. №5. С. 80-100.

10. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания преподобного отца нашего аввы Дорофея с присовокуплением вопросов его и ответов на оные святых старцев Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2020. 400 с.

11. Кальной И. Гражданское общество: Истоки и современность. Сиб: Юр.Центр -Пресс. 301 с.

12. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Т. 4. М.: Университетская типография, 1900. 420 с.

13. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Т. 2. М.: Университетская типография, 1900. 450 с.

14. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М.: Типография Императорского Московского университета, 1911. 287 с.

Referenses

1. Kont-Sponvil' Anre. Filosofskij slovar'. M.: Eterna, 2012. 752 s.

2. Gegel' G.V. Filosofiya prava. M.: Mysl', 1990. 524 s.

3. Gegel'. Sistema nauk. Chast' pervaya: Fenomenologiya duha. SPb.: Nauka, 1999. 439 s.

4. Il'in I.A. O sushchnosti pravosoznaniya. M.: Rarorg", 1993. 235 s.

5.]Berdyaev N.A. Problema cheloveka. O cheloveke, ego svobode i duhovnosti: Izbrannye trudy. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Flinta, 1999. 312 s.

6. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. M.: Respublika, 1993. 383 s.

7. Berdyaev N.A. Duh i real'nost'. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», Har'kov: «Folio», 2003. 679

s.

8. SHtumpf S.P. Duhovnost'. Aksiologicheskaya napravlennost' i socio-kul'turnaya priroda fenomena: monografiya. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astafeva, 2010. 176 s.

9. Tokareva S.B. Metodologicheskie osnovaniya analiza duhovnosti // Filosofiya i obshchestvo. 2005. №5. S. 80-100.

10. Avva Dorofej. Dushepoleznye poucheniya i poslaniya prepodobnogo otca nashego avvy Dorofeya s prisovokupleniem voprosov ego i otvetov na onye svyatyh starcev Varsanufiya Velikogo i Ioanna Proroka. M.: Izdatel'stvo Moskovskoj Patriarhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2020. 400 s.

11. Kal'noj I. Grazhdanskoe obshchestvo: Istoki i sovremennost'. Sib: YUr.Centr - Press. 301

s.

12. Homyakov A.S. Polnoe sobranie sochinenij Alekseya Stepanovicha Homyakova. T. 4. M.: Universitetskaya tipografiya, 1900. 420 s.

13. Homyakov A.S. Polnoe sobranie sochinenij Alekseya Stepanovicha Homyakova. T. 2. M.: Universitetskaya tipografiya, 1900. 450 s.

14. Kireevskij I.V. Polnoe sobranie sochinenij v dvuh tomah. T. 1. M.: Tipografiya Imperatorskogo Moskovskogo universiteta, 1911. 287 s.

Информация об авторе

Сакаева Зарема Лаврентьевна, аспирант, Z.L. Sakaeva@omgau.org

Information about author

Zarema L. Sakaeva, Post-graduate student, Z.L.Sakaeva@om gau.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.