Научная статья на тему 'Духовность как субстанциальное свойство феномена правосознания'

Духовность как субстанциальное свойство феномена правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / SPIRITUALITY / SPIRIT / LEGAL CONSCIOUSNESS / INFORMATION SOCIETY / NORMATIVE LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакаева З. Л.

В статье продолжается социально-философский анализ феномена правосознания. Для обсуждения проблемы организационно-правовых основ формирования информационного общества и развития информационно-правового пространства необходимо обратиться к философской категории «духовность». Рассмотрены категории: «дух», «духовность» в контексте правовой реальности. Обосновывается тезис о необходимости рассмотрения духа в качестве субстрата правосознания, а духовности как его базового свойства. Мир правовых явлений, как и само право, его информационная сторона являются производными духа. Прогрессивное и здоровое развитие общественного правосознания является отражением состояния духовности любого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirituality as Substantive Property of a Phenomenon of Legal Consciousness

For discussion of a problem of organizational and legal bases of formation of information society and development of information and legal space it is necessary to address philosophical category "spirituality". The appeal to this category is explained by the fact that the world of the legal phenomena as well as the right, his information party are spirituality derivatives. It is important to understand that progressive and healthy development of public sense of justice is reflection of a condition of spirituality of any society.

Текст научной работы на тему «Духовность как субстанциальное свойство феномена правосознания»

Сакаева З. Л. Духовность как субстанциальное свойство феномена правосознания// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00644.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 101.1: 141: 316.334.4

Сакаева Зарема Лаврентьевна

Аспирант

ФГБОУ ВО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск Sakaeva_Zarema@mail.ru

Духовность как субстанциальное свойство феномена правосознания

Аннотация. В статье продолжается социально-философский анализ феномена правосознания. Для обсуждения проблемы организационно-правовых основ формирования информационного общества и развития информационно-правового пространства необходимо обратиться к философской категории «духовность». Рассмотрены категории: «дух», «духовность» в контексте правовой реальности. Обосновывается тезис о необходимости рассмотрения духа в качестве субстрата правосознания, а духовности как его базового свойства. Мир правовых явлений, как и само право, его информационная сторона являются производными духа. Прогрессивное и здоровое развитие общественного правосознания является отражением состояния духовности любого общества.

Ключевые слова: духовность, дух, правосознание, информационное общество, нормативно-правовой акт.

Концепт духовности относится к сущностным характеристикам правосознания и является его базисом. Правосознание является одним из проявлений духовности и одновременно правосознание транслирует духовность во вне - в правовую реальность.

Анре Спонвиль [1] определяет духовность как жизнь духа, которая возможна в Боге, либо вне Его, и что есть ничто иное как мудрость, вершина психики. Духовность может быть трансцендентной (духовность для верующих в Бога) и более имманентной (для всех остальных).

На основании данного определения можно заключить, во-первых, что духовность производна от духа, во-вторых, духовность фундирует правосознание как трансцендентальное и имманентное бытие, в-третьих, правосознание светского и религиозного гражданина безусловно содержит в себе духовность в качестве основания, как высшую точку психического содержания.

Родственность духовного мира и мира правовых явлений не является тайной ни для юриспруденции, ни для философии, в связи с чем, для успешной ориентации (понимания, созидания, эффективного взаимодействия правоприменителя со средой) в информационно-правовом пространстве юристам необходимо обратиться и работать с категорией духовности. Связь правосознания, права и мира духовного обозначили и проанализировали: Г. Гегель, И. Ильин, Н. Бердяев и др.

Рассмотрим, что понимается под духовным Гегелем [2]. Для него категории: духовное, воля, свобода и право неразрывно связаны. Право - это вторая природа царства духа, благодаря чему в праве реализуется свобода воли. Свобода в свою очередь является для

1

права таким же свойством, как тяжесть для тела, то есть одного не может быть без другого. Дух - это мышление, следовательно, дух присущ только людям.

Таким образом, если дух - это мышление, то возможность ориентации в бесконечном поле правовой информации обеспечивается эффективностью мышления человека. Результативность сообщения человека и информационно-правовой среды определяется желанием носителя правосознания находить и анализировать правовую информацию, во-вторых, доступностью правовой информации, которая обеспечивается простотой и удобством информационно-поисковой системы, а также доступностью изложения нормы права для правоприменителя, в - третьих, безопасностью источника правовой информации, которая устанавливается по критериям: актуальность и достоверность информации. Если человек отказывается от познания права, закона, правовой реальности в целом, то можно констатировать факт отчуждения личности. Гегель указывает на то, что отчуждение может быть как осознанным (наличие намерения носителя правосознания), так и бессознательным [2]. На наш взгляд к неосознаваемым формам отчуждения личности русского человека на разных этапах исторического развития относятся: крепостничество, преобладание государственной собственности над иными формами собственности, неспособность обладать собственностью (после крестьянской реформы крестьяне не могли эффективно вести сельское хозяйство на своих земельных наделах), нежелание народного правосознания участвовать в решении государственных и правовых вопросов, нежелание участвовать в процессе формирования государственных органов (отчуждение разумности интеллекта). Но, несмотря на это отчуждение, у человека есть возможность находиться в рамках права благодаря существованию информационно-правовой среды.

Для Ильина [3] дух - это активная, созидающая сила, которая способна отвечать на внешнее воздействие. Отсюда следует, что дух как творческая сила может формировать и трансформировать правовую реальность, одним из слоёв которой является информационно-правовая среда. Вид и состояние информационно-правовой среды является одним из показателей духовности нашего общества.

Основным элементом информационно-правового пространства является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт всегда имеет письменное, текстуальное выражение универсальных тезисов, распространяющихся на широкий круг адресатов. Если в двадцатом веке общество обращалось в основном к книжному (типографскому) выражению нормативно-правового акта, а значит право познавалось через анализ письменного текста, то постгутенберговая эра, характеризуется широким распространением электронных средств коммуникации и отличается вытеснением письменных и печатных форм нормативно -правового акта на второй план, то есть между человеком и письменным текстом нормативно-правового акта появился посредник (помощник) - компьютер и интернет. И в том и в другом случае человек работает с вербальным печатным текстом. Теперь текстовое пространство правовой реальности формируется отчасти с помощью интернета. Этот факт имеет как положительное, так и отрицательное значение. Положительное значение заключается в том, что, во-первых, упрощается процесс работы человека с нормативно-правовым актом, ведь человек может найти нормативно-правовой акт в интернете и читать текст нормативно-правового акта с экрана монитора. Ускоряется процесс ввода и поиска данных, ведь можно открыть нормативно-правовой акт в электронном виде, набрать ключевое слово и получить статьи закона, в которых упоминается данное слово. Кроме того, можно открыть сразу несколько нормативно-правовых актов и анализировать их параллельно, мгновенно переходя от одного текста к другому. Во-вторых, у человека появляется возможность активно участвовать в процессе созидания и трансформации правовой реальности, поскольку он может обсуждать положения нормативно-правового акта в чатах. И, в-третьих, компьютер и интернет делают нормативно-правовые акты ближе к народному правосознанию, обеспечивают возможность доступа к тексту.

Отрицательное значение компьютера и интернета в посредничестве между правом и носителем правосознания состоит в следующем. Во-первых, гипертекстовая структура

сети Интернет и любой информационно-поисковой системы иногда не ускоряет, а наоборот замедляет процесс поиска нужной правовой информации, поскольку широкий поисковый запрос выдаёт множество опосредованно связанной не нужной информации, в процессе анализа которой человек может уйти далеко от предмета своего поиска. Во-вторых, носитель обыденного правосознания в процессе поиска правовой информации скорее всего будет обращаться к чатам, а не к специальным сайтам информационно-правовых систем, что продиктовано желанием быстрого получения готовых ответов и шаблонов на интересующие их правовые вопросы. Отсюда, высокая вероятность получения ложной или неактуальной информации и застой в развитии правосознания. В-третьих, учитывая интертекстуальность информационно-правового пространства, которая выражается в децентрации и цитатности правовой информации, юристу-практику приходится достаточно большое количество времени проводить перед монитором для решения правовой задачи, хотя, казалось бы, процесс поиска правовой информации должен быть упрощён, благодаря компьютеру и интернету.

Таким образом, духовность является субстратом правосознания, а значит, развитие духовности неминуемо отражается на уровне правосознания человека. СМИ, глобальная сеть Интернет, компьютерные технологии могут быть средствами облагораживающими, одухотворяющими жизнь человека, если человек будет помнить, что не всегда «упрощение» приводит к получению актуальной и полезной информации. Современные средства коммуникации должны стать ключом к развитию духовности и правосознания, средством по повышению уровня правопорядка в государстве.

Ссылки на источники

1. Конт-Спонвиль Анре. Философский словарь. - М.: Этерна, 2012. - 752 с.

2. Гегель Г.В. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

3. Ильин И.А. О Сущности правосознания. - М.: Рароргъ. 1993. - 235 с.

Zarema Sakaeva

Post-graduate Student

FSBEI HE Omsk State University, Omsk

Senior Instructor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Spirituality as Substantive Property of a Phenomenon of Legal Consciousness

Abstract. For discussion of a problem of organizational and legal bases of formation of information society and development of information and legal space it is necessary to address philosophical category "spirituality". The appeal to this category is explained by the fact that the world of the legal phenomena as well as the right, his information party are spirituality derivatives. It is important to understand that progressive and healthy development of public sense of justice is reflection of a condition of spirituality of any society.

Keywords: spirituality, spirit, legal consciousness, information society, normative legal act.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.