Научная статья на тему 'Трансформации правосознания в современном обществе'

Трансформации правосознания в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
988
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / МОРАЛЬ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пастушенко Ольга Владимировна

Статья имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях, когда происходит реформирование правовой системы, трансформация всего общества и его институтов. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем правосознания. Правосознание принадлежит к наиболее значимым категориям социальной философии. Основное внимание автор акцентирует на трансформации правосознания общества, правовой социализации, социального настроения, моральности и духовности современного общества, деформации правового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформации правосознания в современном обществе»

УДК 740

Пастушенко Ольга Владимировна

старший преподаватель кафедры философии, политологии, психологии и права Одесской

государственной академии строительства и архитектуры (Украина) olenka_v_k@ukr. net Olga V. Pastushenko

the senior instructor of the department of philosophy, politology, psychology and right. Odessa state academy of building and architecture olenka_v_k@ukr. net

Трансформации правосознания в современном обществе Transformations of legal conscience in the contemporary society

Аннотация. Статья имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях, когда происходит реформирование правовой системы, трансформация всего общества и его институтов. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем правосознания. Правосознание принадлежит к наиболее значимым категориям социальной философии. Основное внимание автор акцентирует на трансформации правосознания общества, правовой социализации, социального настроения, моральности и духовности современного общества, деформации правового сознания.

Annotation. Article has significant urgency, especially under the contemporary conditions, when occurs the reformation of lawful system, the transformation of entire society and its institutes. By the most important sign of rule-of-law state, as the index of its formation, comes out the state of the lawful culture of society, which is in many respects determined by the level of legal conscience. Legal conscience belongs to the most significant categories of social philosophy. Primary attention the author accentuates on the transformation of the legal conscience of society, lawful socialization, social mood, spirituality of contemporary society, deformation of lawful consciousness.

Ключевые слова: трансформация правосознания, правовая социализация, деформация правосознания, социальное настроение, духовность, мораль, правовое образование.

Keywords: the transformation of legal conscience, lawful socialization, the deformation of legal conscience, social mood, spirituality, morals, lawful formation.

Актуальность исследования правосознания возросла многократно именно сегодня, когда в мире происходят различные трансформации.

Учитывая научную значимость проблем правосознания в современном философском дискурсе, можно сформулировать цель и задачи данной статьи.

Цель исследования - изучение социально-философских оснований правосознания трансформирующегося общества с позиций приоритета духовной, моральной составляющей.

Основой статьи послужили труды Горшкова М. К., Парыгина Б. Д., Бодрийяра Ж., Бехтерева В. М., Абрамова А. И., Баранова П. П. и других исследователей проблем правосознания.

Преобразования, свидетельствующие о перерождении или глубокой деформации современного правосознания, накапливались постепенно. С одной стороны, они отображают реакцию людей на объективные обстоятельства, сложившиеся еще в советском обществе, с другой стороны - они отражают новые явления трансформирующегося украинского общества.

В общем виде характеристики трансформирующегося украинского общества можно представить следующим образом: изменение политико-государственной системы, отказ от социалистической тотальной плановой экономики, приспособление к требованиям мирового рынка, перемена духовно-культурных ориентиров общественного развития. Важнейшим фактором и целью изменений является рыночный характер возникающей системы.

Вместе с тем, рынок сам по себе не стал системообразующей категорией процессов социальной трансформации. Социально-экономические преобразования, построенные на архаичной мотивационной модели максимализации прибыли, породили «дикие» формы приватизации, не создание, а уничтожение конкурентной среды, основанной на трудовой мотивации, криминализацию общественных отношений и, как следствие, массовое отчуждение населения от властных элит и политических институтов.

В своем социальном измерении такое развитие привело к социальной деградации и дегуманизации общественной жизни.

В качестве одной из важнейших стратегических целей системных реформ украинского общества заявлено становление правовой государственности. В ходе радикальных преобразований экономики и соответствующей трансформации политико-правовой системы сформировалась и была зафиксирована в соответствующих нормативно-правовых актах институциональная основа правового государства. Тем не менее, сами по себе институциональные преобразования являются необходимым, но не достаточным условием достижения цели. Крайне важен долговременный процесс развития правовой культуры, воспитания поколений с высоким правосознанием.

Более того, сами трансформации создают объективные препятствия этому процессу. Всестороннее реформирование общества естественным образом происходит через кризис ценностей, на длительное время приводит к утрате социальной определенности и создает ситуацию плюрализации и конфликта ценностей, кризиса формальной регуляции и аномии на уровне повседневных практик. В этой ситуации, которую исследователи с полным основанием называют ситуацией социальной неопределенности, рутинные социальные

взаимодействия регулируются скорее посредством стихийно складывающихся на практике и быстро габитуализирующихся неформальных норм, чем через правовые регуляторы. Создается парадоксальное положение, когда политические и правовые институты существуют формально и отдельно от практической жизни людей.

На смену целенаправленному влиянию институтов правовой социализации приходит влияние окружающей социальной среды, которая в условиях неопределенности предстает как стихия потенциально рисковых взаимодействий и зачастую предлагает модели противоправного девиантного поведения. К этому добавляется влияние коммерциализованных средств массовой информации (СМИ), предлагающих для подражания образцы массовой культуры, имеющие криминогенный потенциал.

Сложившаяся модель правовой социализации отличается доминированием спонтанной составляющей по отношению к целенаправленной, основанной на применении специально разработанной системы средств воздействия для формирования личности с позитивным правосознанием, поведение которой соответствовало бы целям и интересам демократического общества. В результате постоянно возрастает уровень людей с деформированным сознанием, которые в своем поведении не способны оправдать социальных ожиданий, не руководствуются общественными интересами и не идентифицируют себя с обществом, в целом не считая себя обязанными всегда поступать в соответствии с требованиями закона. Отсюда вытекает неэффективность функционирования в украинском обществе институциональных форм, ассоциируемых с правовой государственностью, а, следовательно, реформы не достигают цели.

Наблюдаемая в современных условиях деформация ценностных ориентаций создает серьезные предпосылки для распространения старых и новых форм правового нигилизма.

С одной стороны, деформация правосознания обусловлена экономическими причинами. К ним можно отнести спад производства, снижение объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также снижение заработной платы. Социальные процессы сопровождаются резким классовым расслоением украинского общества. Явления политической жизни реализуются в кризисных, нецивилизованных условиях нестабильности политических институтов. С другой стороны, на развитие человеческого сознания влияет и такая особенность глобальной экономики, как массовое потребительство. Зацикленность на таких утилитарных ценностях, как вещи, услуги, деньги, комфорт, карьера, престиж, мода и др. может привести человека к деформации сознания и психики. Как материальные, так и духовные объекты потребления начинают восприниматься человеком-потребителем как символы. По словам Ж. Бодрийяра, «истина современного предмета состоит не в том, чтобы служить для чего-то, но чтобы значить, быть символом» [2, с. 154].

К правовым факторам деформации правосознания можно отнести объективную сложность реализации правовых реформ в Украине. По мнению многих исследователей, экспертов и простых граждан, сегодня Украину не

вполне можно считать правовым государством, поскольку не всегда выполняются его основополагающие принципы:

- соблюдение законов всеми: и гражданами, и организациями, и органами власти;

- независимость и субъективность судов;

- соблюдение властью основных прав и свобод граждан.

Социальная трансформация в нынешних условиях влияет на социальное настроение, которое, в свою очередь, может определять различные формы деформации правосознания. В работах В. М. Бехтерева концептуально обосновывается актуальность проблемы социального настроения. В своем произведении ученый указывал: «Будем ли мы иметь перед собой случайно собравшуюся толпу на улице... или митинг, везде и всюду мы будем встречаться с проявлением общественных настроений» [1, с. 8]. «Настроение», - как утверждает Б. Д. Парыгин, - является исключительно сложным, многогранным, и вместе с тем, значимым социально-психологическим образованием» [4, с. 4]. По мнению исследователя, настроение выступает относительно устойчивым чувством.

В свое время М. Г. Ярошевским было предложено новое определение настроения, которое он понимает как сравнительно продолжительное, устойчивое психологическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психологической жизни индивида [5, с. 231].

Для правосознания трансформирующегося общества важным представляется не только общественное, но и социальное настроение, которое представляет собой одну из наиболее значительных сил, определяющих поведение различных коллективов, групп, слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Социальное настроение как реальное социально-психологическое образование является продуктом духовно-практического освоения мира. Его специфика состоит в том, что оно отражает действительность в соответствии с содержанием ценностей и интересов личности. Реальность, отраженная в социальном настроении, детерминирует целеполагающую деятельность личности, постановку важнейших целей экономической, политической, правовой, духовной и социальной жизни.

Следовательно, социальное настроение зависит от трансформации общества и влияет на специфику трансформации.

Важнейшей составляющей процесса трансформации является изменение в мировоззрении населения, которое может служить одним из важнейших индикаторов эффективности общественной трансформации в целом. Формирование различных структур сознания личности, в том числе и правовой структуры, в большей степени детерминировано теми социокультурными условиями, в которых она осуществляет свою жизнедеятельность.

Правосознание современного общества непрерывно подвергается трансформациям. Трансформации правосознания в современном обществе приводят к дискомфортному состоянию личности в новых условиях постиндустриализации и глобализации. В результате изменяются идеалы

личности, что может вызвать дисбаланс ценностно-нормативной системы. В такой ситуации значение морали трудно переоценить.

Основным содержанием трансформаций правосознания является качественное и комплексное изменение структуры и функционирования всей системы общества (социокультурной, политической, языковой, психологической и т.д.), динамика и результативность которого зависит от способности институтов, факторов реагировать на внутренние и внешние импульсы. При этом трансформации правосознания, в отличие от трансформаций социокультурных, могут рассматриваться как процесс стадиальный, но не непрерывный. Они вбирают в себя взаимосвязанные направления: социализационное (усвоение социальных ролей и культурных норм в трансформирующемся обществе); адаптационное (направленное на быстрейшее приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды); инновационное (связанное с созданием новых более эффективных элементов системы); инерционное (стабилизирующее, ограничивающее радикальные преобразования) и дисфункциональное (выражающееся в разрушении элементов старой системы и, как следствие, в дезорганизации жизнедеятельности общества). Следовательно, трансформации правосознания отражают способности социальной системы адаптироваться к новым социальным требованиям, поддерживать рациональные традиционные структуры, создавать новые институты, обеспечивающие оптимизацию механизмов взаимодействия между властью и гражданами.

Трансформации правосознания в современном обществе имеют следующие, иногда несколько противоположные друг другу, тенденции: модернизацию, постмодернизацию, глобализацию, универсализацию.

В правосознании трансформирующегося общества как социальном явлении могут проявляться два его основных состояния: положительное и деформированное. Эти состояния правосознания преимущественно отличаются природой отражения правовой действительности и отношением к действующему праву, правосудию и законности. Положительное правосознание предполагает в целом позитивную оценку правовой действительности. Носитель положительного правосознания оценивает право как эффективный инструмент, при помощи которого можно и нужно регулировать отношения, субъектом которых он является, разрешать возникающие конфликты и защищать свои права и законные интересы. Носитель деформированного правосознания воспринимает право как неэффективную, либо вредную социально-нормативную систему. Если для носителя положительного правосознания право является регулятивно-охранительной системой, обеспечивающей реализацию и защиту личных прав, то в деформированном правосознании право выступает в качестве системы ограничительно-карательного характера, ущемляющего личность в ее правах.

Влиятельным институтом социализации правосознания выступает правовое образование, которое представляет собой целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Происходящие в мире процессы привели к кардинальному пересмотру и обновлению содержания образования. Во многом проявление современного духовного кризиса мировое сообщество видит в смене образовательной парадигмы. Учебные заведения призваны предоставлять свои услуги в виде передачи технологии обучения и применения знаний.

Правовое образование предусматривает:

- вхождение человека в правовой и политический мир законов и права;

- усвоение правовых ценностей демократического общества;

- приобретение индивидом своего статуса как гражданина;

- проявление духовных ценностей социума, включающих и моральное отношение к миру.

Правовое образование предполагает изучение не только определенных правовых дисциплин, оно должно включать и некоторые гуманитарные, естественнонаучные программы, способствующие совершенствованию правового поведения личности. Для формирования гражданина, обладающего правовыми знаниями, важное значение имеет усвоение духовных ценностей общества. Правовое образование

представляет собой систему воспитательных и образовательных действий, основанных на идее права как ценности. Правовое образование должно быть направлено на создание необходимых условий для воспитания уважения к праву. Правовое образование должно быть направлено также на развитие компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Данные приоритетные цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования правового мышления и деятельности в правовых ситуациях, способности к анализу социальных и правовых норм в реальных жизненных условиях.

Правовое обучение и воспитание выступают частью целостного процесса духовного формирования личности, повышения ее правовой культуры.

Становление современной системы правового образования на постсоветском пространстве начинается в 90-е годы XX века. В этот период многие граждане не были готовы по-новому осваивать правовые вопросы. В результате начали появляться разнообразные курсы по изучению прав человека, сопоставляться международные стандарты и нормы национального законодательства. Именно в эти годы начинает формироваться новая концепция гражданского образования, целью которого становится подготовка граждан к ответственной жизни и деятельности. В современных условиях правовое образование становится более содержательным, постепенно выстраивается парадигма правовой подготовки.

В нашем обществе существуют предпосылки пробуждения интереса к праву и правовым институтам, что может стать залогом улучшения отношения к праву как к механизму бесконфликтной реализации интересов в современном обществе. Мировая практика и отечественный опыт позволяют оценивать перспективы роли образования в формировании позитивного правосознания достаточно высоко. Образование выступает важнейшим институтом воспроизводства духовных ценностей, поэтому целевые установки всей системы образования для нас сегодня являются особенно значимыми.

Литература:

1. Бехтерев, В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. — СПб., 1911.

— С.8.

2. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры; [пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской]. — М.: Республика, Культурная революция, 2006. — 269 с.

3. Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформации.- М. : РОССПЕН, 2000. — 512 с.

4. Парыгин, Б. Д. Общественное настроение. — М.: Мысль, 1966. — 380 с.

5. Психология: словарь; [под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского].

— М. : Политиздат, 1990. — 494 с.

Literature:

1. Bekhterev, V. M. Object and the task of public psychology as objective science. - St. Petersburg, 1911. - P. 8 (in Russ.).

2. Bodriyyar ,Zh. Society of consumption. Its myths and structure; [trans. from the fr., poslesl. and annotated. E. A. Samarskoy]. - M.: Republic, cultural revolution, 2006. - 269p (in Russ.).

3. Gorshkov M. K. Russian society under the conditions of transformation. -M.: ROSSPEN, 2000. - 512p (in Russ.).

4. Parygin B. D. Public mood. - M.: Thought, 1966. - 380p (in Russ.).

5. Psychology: dictionary; [edited by. A. V. Petrovskiy, M. G. Yaroshevskogo].

— M. : Politizdat, 1990. - 494p (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.