Научная статья на тему 'Основные положения концепции создания Уральского федерального университета'

Основные положения концепции создания Уральского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Андрей Евгеньевич, Климов Александр Алексеевич, Мрдуляш Павел Брунович

Создание крупнейших университетов национального масштаба является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Современный университет стал важнейшим источником экономического роста, элементы которого: инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. В статье рассмотрена Концепция создания Уральского федерального университета на базе двух крупнейших вузов Уральского региона Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» с активным участием Уральского отделения РАН. В статье обсуждаются основные задачи и направления реализации Концепции Уральского федерального университета. Создание и развитие Уральского федерального университета даст новый импульс развитию Урала, будет способствовать технологическому обновлению традиционных и развитию постиндустриальных отраслей экономики, формированию интеллектуально насыщенной и комфортной среды проживания граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principal points of the concept of creation of the Ural federal University

In this article the concept of Ural Federal University foundation is considered on the basis of two major universities in the Ural region the Ural State Technical University named after B.N. Yeltsin and the Ural State University named after A.M. Gorky with active participation of Russian Science Academy Ural department. The issues under discussion are the most important objectives and directions for realization of Ural Federal University Concept. Creation and development of Ural Federal University will cause a new urge for progress in the Ural, will favor technological renovation of traditional and post-industrial sectors of the national economy, forming intellectually rich and comfortable environment for citizens of Russia.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции создания Уральского федерального университета»

А. Е. Волков, А. А. Климов, П. Б. Мрдуляш

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

A. E. Volkov, A. A. Klimov, P B. Mrdulyash The Fundamentals for Concept of Ural Federal University Creation

In this article the concept of Ural Federal University foundation is considered on the basis of two major universities in the Ural region — the Ural State Technical University named after B.N. Yeltsin and the Ural State University named after A.M. Gorky with active participation of Russian Science Academy Ural department. The issues under discussion are the most important objectives and directions for realization of Ural Federal University Concept.

Creation and development of Ural Federal University will cause a new urge for progress in the Ural, will favor technological renovation of traditional and post-industrial sectors of the national economy, forming intellectually rich and comfortable environment for citizens of Russia.

Ключевые слова: федеральный университет, конкурентоспособность, реиндустриализация, миссия, стратегические цели, система управления, экономика.

Внешние условия

современных условиях уровень развития Л-У экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Создание крупнейших университетов национального масштаба при поддержке федеральных и региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес-структур является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал1.

При разработке предложений по концепции Уральского федерального университета (УрФУ) учитывались глобальные тренды, а также сложившаяся ситуация в российской экономике и Уральском регионе.

Ведущие эксперты в области макроэкономики обращают внимание на ряд доминирующих глобальных экономических трендов:

1. Крупнейшие международные организации (ООН, МВФ, ВТО) прогнозируют замедление темпов роста глобальной экономики на фоне мирового финансового кризиса и высоких цен на сырьевые ресурсы.

2. На международной арене появились новые экономические лидеры — страны БРИК

© Волков А. Е., Климов А. А., Мрдуляш П. Б., 2008

(Бразилия, Россия, Индия, Китай). Усиливается роль новых экономических объединений, в частности, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По прогнозам, к 2020 г. сформируются новые финансовые центры в Шанхае, Гонконге.

3. Ключевыми драйверами экономического роста наиболее конкурентоспособных стран являются инновации. Реиндустриализация и сопутствующий рост эффективности использования ресурсов рассматриваются как необходимый этап для перехода к экономике, основанной на знаниях.

4. Приоритетом в социально-экономической политике ведущих мировых держав является обеспечение высокого качества жизни населения. Особое место в этом процессе занимают вузы — в современной экономике они стали центрами компетенций, ключевым звеном в цепочке создания знаний и инноваций, ядром сферы образования и культуры.

Ситуация в экономике России характеризуется следующими проблемами:

1. В последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия занимает лишь 58-е место, что немного выше результатов прошлых лет. Низкий рейтинг России связан с недостаточным развитием базовых инфраструктур здоровья и образования, низкой конкурентоспособностью бизнеса в области инноваций.

2. Очевидна необходимость модернизации основных фондов российских предприятий и пре-

одоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт). По данным статистики, степень износа основных фондов в России составляет более 52 %, предел возможностей энергетической инфраструктуры может быть достигнут уже в 2010 г.

3. Тенденция последних лет — реализация масштабных проектов, направленных на комплексное развитие территорий и сфер деятельности, реализуемых при участии государства и бизнеса в формате частно-государственного партнерства. Ситуация осложняется тем, что при разработке крупнейших и амбициозных национальных проектов и программ не уделяется достаточного внимания проработке вопроса их кадрового обеспечения.

Экономическое положение Уральского региона связано как с его исторически унаследованным профилем, так и с вновь формирующимися тенденциями2:

1. Экономика Уральского региона традиционно носит индустриальный характер. Его основные отрасли специализации: нефтегазодобыча, черная и цветная металлургия. Исторически сильные позиции в Уральском макрорегионе имело машиностроение — транспортное, энергетическое, нефтегазовое, производство горнодобывающей техники, металлургического оборудования и сектор ВПК, а также электротехническое производство и сложная химия.

2. Происходит процесс интеграции наиболее крупных и конкурентоспособных промышленных активов Урала в глобальные рынки, международные цепочки создания стоимости и новый, преимущественно международный, корпоративный контекст.

3. В регионе, как и в целом по России, ведется ускоренная комплексная технологическая модернизация наиболее значимых и включенных в глобальные рынки базовых отраслей. Это касается, в частности, нефтегазового комплекса, горнорудной промышленности, черной и цветной металлургии, специализированного машиностроения и химии. Модернизация ключевых инфраструктурных секторов хозяйства осуществляется в рамках инвестиционных программ в атомной (ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России») и традиционной энергетике (инвестпрограммы ОГК, ТГК и ФСК), а также в рамках беспрецедентных по масштабам инвестиционной программы ОАО РЖД и ФЦП «Развитие транспортной инфраструктуры РФ».

4. Наблюдается переход крупнейших городских центров к постиндустриальному укладу хозяйства. Опережающими темпами разворачивается сектор услуг. Появились новые «локомотивы» роста: сложные деловые услуги (такие как финансовые и банковские услуги, страхование, PR, юридические услуги), технологические сервисы, выделяемые как обособленный вид деятельности из промышленного сектора. Свердловская область и г. Екатеринбург в Уральском регионе находятся в эпицентре развития этих секторов экономики.

Как следствие, эксперты указывают на необходимость реиндустриализации (создания принципиально новой экономической системы, основанной на передовых промышленных и социальных технологиях, современных принципах организации производства, разворачивании постиндустриальных отраслей экономики) — эффективного ответа на существующие вызовы и инфраструктурные ограничения глобальной и российской экономики.

В сложившейся ситуации высшие учебные заведения в мире все чаще рассматриваются в качестве ключевых партнеров федеральных и региональных властей при реализации политики социально-экономического развития территорий. В современных условиях ведущие вузы становятся катализаторами экономического роста, основанного на инновациях, центрами общественной и культурной жизни региона, связующим звеном между обществом, государством и бизнесом.

Среди университетов, заслуживших мировую известность, можно выделить Массачусетский технологический институт (США), Калифорнийский технологический институт (США), Стэн-фордский университет (США), Калифорнийский университет в Беркли (США), Университет Синьхуа (Китай), Индийские технологические институты.

Их отличительными чертами являются:

1. Глобальный масштаб деятельности и влияния за счет реализации международных образовательных программ, проведения лидирующих научных исследований, широкого привлечения зарубежных студентов, преподавателей-исследо-вателей, реализации совместных долгосрочных образовательных и научных проектов с университетами развивающихся стран.

2. Интеграция исследовательской и учебной деятельности, что позволяет наполнить образовательные программы актуальным содержанием, обеспечивает их практичность и конкурентные

преимущества по сравнению с традиционными университетами.

3. Динамичное развитие исследований и технологических разработок в областях «научного прорыва», формирование кадрового потенциала для инновационных областей, партнерство с ведущими региональными и транснациональными компаниями.

4. Подготовка специалистов для управления и гуманитарной сферы, которые рассматриваются в качестве одной из основ развития постиндустриальной экономики. За счет совместного гуманитарного и инженерно-технологического обучения формируются универсальные взаимодополняющие компетенции.

5. Междисциплинарный характер учебных программ, выражающийся в создании проблемных центров и лабораторий, работа которых выходит за границы традиционной факультетской структуры вузов.

6. Диверсифицированная государственная поддержка в форматах предоставления государственных заказов и грантов, выделения средств на реализацию программ развития, прямого бюджетного финансирования.

Анализ мировых тенденций показывает, что современный университет перестал быть местом передачи знаний от преподавателя к студенту. Сегодня университет является местом формирования интеллектуального капитала во всех его формах — знаний, инноваций, компетенций.

Миссия, стратегическая цель и основные задачи

Уральский федеральный университет (УрФУ) создается в контексте реализации концепции долгосрочного развития Российской Федерации как один из глобальных лидеров образования и научно-инновационных разработок.

Миссией Уральского федерального университета является обеспечение реиндустриализации — формирования человеческого и научнотехнического потенциала, сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики.

В результате создания УрФУ должна быть достигнута стратегическая цель: формирование в Уральском регионе научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого станет новый университет. Это обеспечит лидерство УрФУ в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в

число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.

Для достижения стратегической цели первоочередным является решение следующих задач:

1. Формирование новой генерации специалистов, способных с использованием современных гуманитарных и социальных технологий создавать и развивать новые направления постиндустриальной экономики, формировать привлекательную социальную среду и новое качество жизни.

2. Организация современной инженерной подготовки, сочетающей в себе техническое, естественно-научное, социально-экономическое и управленческое образование. При этом необходимо сохранить традиции российского инженерного образования — фундаментальную подготовку, позволяющую выпускникам решать комплексные проблемы, выходящие за рамки узкой специализации.

3. Достижение мирового уровня качества научных исследований и технологических разработок, обеспечивающих модернизацию и реструктуризацию действующих производств, внедрение современных высокоэффективных технологий.

4. Разворачивание активной научно-исследовательской деятельности и практических разработок в постиндустриальном секторе экономики, в сфере инноваций и интеллектуальных услуг, реализация социальных и экспертно-аналитических проектов.

5. Интернационализация образовательного процесса, включая привлечение иностранных студентов, преподавателей и исследователей. При этом стратегически важными регионами для университета будут Индия, Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии. Обеспечение международного лидерства в исследованиях и разработках по ряду прорывных научных направлений. УрФУ должен стать одним из ведущих интеллектуальных центров ШОС, центром трансферта технологий, геополитическим фактором влияния России в странах Средней и Юго-Восточной Азии.

6. Превращение УрФУ в ядро инновационной системы Уральского региона за счет создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарк, венчурный фонд, структуры обучения, консалтинга, экспертизы, сертификации) и создания малых наукоемких бизнесов.

7. Впервые в Российской Федерации — построение системы подготовки элитные инженерные кадров высшей квалификации.

Организационная схема формирования УрФУ

УрФУ создается путем объединения двух вузов: Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический уни-верситет-УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (УГТУ-УПИ) и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» (УрГУ). Создание УрФУ предусматривает интеграцию деятельности нового университета и Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) в разных формах, в том числе за счет создания базовых кафедр и лабораторий, центров коллективного пользования, малых инновационных предприятий, реализации совместных проектов и программ.

Отношения между УрФУ и другими образовательными организациями (в первую очередь вузами) Уральского региона, Российской Федерации, иностранных государств будут строиться на базе стратегических партнерских соглашений.

Совместная деятельность с предприятиями различных отраслей экономики и организациями социальной сферы будет опираться на систему долгосрочных договоров о взаимовыгодном сотрудничестве, территориально-распределенные образовательные структуры, образовательные программы на предприятиях с использованием дистанционных технологий, создание совместных центров подготовки специалистов и совместных предприятий в инновационном секторе экономики, реализацию масштабных совместных проектов и программ.

В структуру деятельности УрФУ также будут интегрированы:

— венчурный фонд при участии Правительства Свердловской области и бизнес-структур (как основа динамичного развития научно-образовательного и инновационного кластера на базе УрФУ);

— ведущие учреждения среднего профессионального образования гуманитарного и технологического профиля (для решения задач обеспечения высококвалифицированными кадрами экономики Уральского региона);

— лицеи (специализированные учебно-научные центры), обеспечивающие целевую работу с талантливой молодежью Уральского региона;

— отраслевые научные институты (для по-

строения эффективной системы внедрения прикладных научных разработок).

В структуре УрФУ будет создан технопарк, который сделает университет ключевым элементом инновационной инфраструктуры Уральского региона.

Основные направления реализации концепции

Для достижения поставленных целей и задач будет реализован комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

1. Создание конкурентоспособных на мировом уровне образовательных программ.

2. Создание инфраструктуры генерации и распространения знаний, конкурентоспособных технологий и инноваций.

3. Создание развернутой системы партнерских отношений с образовательными организациями, научными центрами, коммерческими и некоммерческими организациями, органами власти.

4. Формирование современной системы управления и инфраструктуры Университета.

Создание конкурентоспособных на мировом уровне образовательные программ. В УрФУ будет реализован широкий спектр профессиональных образовательных программ: от прикладного бакалавриата до докторантуры. Основой научно-образовательной и инновационной деятельности УрФУ станет пакет конкурентоспособных на мировом уровне модульных программ магистратуры и аспирантуры (в том числе в международном формате), реализуемых на вновь вводимой и реконструируемой учебной, исследовательской, инновационной, социальной инфраструктуре.

В УрФУ будут разработаны и получат развитие магистратуры двух типов:

— академические: научно-исследовательские, научно-педагогические (совместно с УрО РАН и другими региональными, российскими и международными научными организациями), опирающиеся на потенциал научных школ и традиции фундаментального университетского образования;

— проектно-технологические: проектные, опытно- и проектно-конструкторские, управленческие, экономические, технологические (с использованием потенциала инновационной инфраструктуры УрФУ в сотрудничестве с предприятиями и организациями, а также на базе интегрируемых в структуру УрФУ отраслевых институтов).

Сбалансированное развитие двух типов магистерской подготовки — академической и проектно-технологической — по широкому спектру отраслевых направлений, промышленных и социальных технологий будет отличительной особенностью УрФУ. Синергетический эффект будет проявляться на стыке отраслей и направлений обучения. «Политехнологичность», полноценная гуманитарная и фундаментальная составляющая обеспечат высокую конкурентоспособность программам УрФУ не только на национальном, но и на международном уровне. Проектно-технологическая магистратура обеспечит подготовку инженерных кадров, прежде всего — для Российской Федерации, а также стран ШОС. При этом основные образовательные программы УрФУ пройдут валидацию в промышленно развитых странах с традиционно превалирующим инженерным образованием.

Особенностью вновь создаваемого федерального университета будет сильная гуманитарная составляющая образования. В настоящее время, в условиях постиндустриальной трансформации глобальной экономики, гуманитарное образование и гуманитарные технологии не только повышают эффективность деятельности ученых, специалистов, руководителей, но и реально становятся для регионов источниками создания прибавочной стоимости, инструментами, обеспечивающими успешные масштабные социальные реформы и формирование гражданской идентичности различных социальных и этноконфессио-нальных групп.

Для решения задачи повышения качества профессионального образования в УрФУ будут созданы принципиально новые программы бакалавриата на основе компетентностного подхода, ориентированные на потребности работодателей. Изменение содержания программ и технологий обучения обеспечит требуемый уровень компетенций для успешной профессиональной деятельности. Образовательные программы будут основаны на модульном принципе и системе зачетных единиц, что даст студентам широкие возможности выбора индивидуальных образовательных траекторий.

Интеграция в структуру УрФУ ряда учреждений среднего профессионального образования гуманитарного и технологического профиля расширит возможности студентов по ранней специализации и освоению практических навыков через обучение на программах «прикладного» бакалавриата. Программы «прикладного» бакалавриата будут разработаны с учетом актуальных

требований современного производства. Полученные на этих программах кредиты (зачетные единицы) будут зачитываться в дальнейшем при прохождении программ полного бакалавриата. Это исключит образовательные тупики, расширит спектр выбора образовательных модулей, позволит более успешно решать вопрос обеспечения квалифицированными кадрами экономики Уральского региона.

На базе УрФУ будет разработана и внедрена модель сетевого взаимодействия вузов, научных и инновационных организаций, обеспечивающая студентам возможность освоения индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов и зачетом результатов, полученных в различных образовательных и научных организациях. Нормальной практикой станет совмещение магистрами и аспирантами образовательной, научной, инновационной и производственной деятельности. Около трети кредитов студенты магистратуры и аспирантуры будут получать за успешную научную, инновационную и производственную деятельность, непосредственно связанную с профилем обучения.

Одним из базовых оснований деятельности УрФУ станет принцип широкой академической мобильности (студенческой, научной, преподавательской) на региональном, национальном и международном уровнях. Среди студентов, зачисленных на программы магистратуры и аспирантуры в 2016 г., будет не менее 30 % выпускников иных вузов. Фактически УрФУ будет аккумулировать лучшие молодые интеллектуальные ресурсы региона, страны и сопредельных государств. К 2016 г. не менее 15 % программ магистратуры и аспирантуры будут реализовываться на иностранных языках. Получит распространение привлечение к обучению и научноинновационной деятельности ведущих российских и иностранных профессоров, исследователей, экспертов. Студентам будет выдаваться международное (общеевропейское) приложение к диплому о высшем образовании. Не менее 20 % студентов магистратуры и аспирантуры к 2020 г. будут составлять граждане иностранных государств. Это позволит выстроить систему партнерских отношений с целевой группой государств с точки зрения экономических, культурных и научных связей, формирования позитивного имиджа Российской Федерации на международной арене и достижения национальных геополитических интересов.

С целью достижения конкурентоспособности на международном и национальном уровне

интеллектуальные, организационные, финансовые и материальные ресурсы УрФУ будут сконцентрированы на прорывных направлениях исследовательской и образовательной деятельности. В рамках университета будет реализована идеология поддержки «точек роста».

С целью повышения эффективности обучения в УрФУ будет реализована новая «технологическая парадигма» обучения. Идеология передачи в ходе обучения «готовых знаний» будет заменена идеологией формирования необходимых компетенций, перечень которых определяется в процессе взаимодействия преподавателей университета и потенциальных работодателей. На всех уровнях обучения в УрФУ произойдет массовое внедрение современных образовательных технологий на базе активных методов обучения (кейсов, тренажеров, компьютерных симуляций, моделирования, проектных методов обучения). В УрФУ будет создан центр превосходства в области современных образовательных технологий, который обеспечит создание конкурентоспособных образовательных продуктов.

В образовательных программах будут учитываться актуальные квалификационные требования к работникам отраслей экономики Уральского территориально-производственного кластера, национальной экономики, требования мировой экономической интеграции. С этой целью на базе УрФУ будет инициировано создание общественно-профессиональных организаций, ассоциаций работодателей с участием ведущих специалистов экономики, преподавателей и исследователей, артикулирующих требования к образовательным результатам программ обучения. Для реализации программ магистратуры проектно-технологического типа будут приглашаться специалисты и эксперты профильных предприятий и организаций (не менее 30 % общего времени обучения), что обеспечит доступ студентов к актуальным технологиям, их ускоренную адаптацию к профессиональной среде, позволит им совершенствовать реальные навыки межличностного профессионального общения.

Для опережающего формирования регионального и национального интеллектуального потенциала в УрФУ совместно с УрО РАН будет развернута система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. С этой целью будет внедрена система дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей образовательно-научных и инновационных структур университета.

Ключевой профессорско-преподавательский состав университета и УрО РАН будет участвовать в проведении летних лагерей для одаренных детей и талантливой молодежи. В рамках деятельности по формированию университета и строительству современного студенческого городка будет развиваться деятельность интерната и центра сопровождения для одаренных детей и талантливой молодежи.

Важнейшим принципом для университета станет принцип: обучать тех, кто хочет и может учиться, а не тех, кто может платить.

Для этого в университете будет:

— развернута эффективная системы адресной поддержки студентов и аспирантов, демонстрирующих высокий уровень образовательных и научных результатов;

— предоставляться разнообразные гранты на обучение, оплату сопутствующих обучению расходов, участие в иностранных стажировках;

— реализована практика предоставления студентам квалифицированных рабочих мест, в том числе по месту обучения, организовано сопровождение профессиональной деятельности студентов, совмещающих обучение и работу по профилю обучения;

— внедрена система образовательного кредитования;

— созданы подготовительные отделения для поступающих, в том числе для граждан, проходивших военную службу по контракту, мигрантов.

Решение проблемы реиндустриализации экономики Уральского региона и Российской Федерации предполагает внедрение современных подходов к формированию корпуса руководителей: от линейных менеджеров до руководителей крупнейших предприятий, от бизнес-структур до государственных служащих. Понимание региональной специфики, владение отраслевой проблематикой, свободное оперирование инструментами проектно-аналитической деятельности крайне важно с точки зрения успешности управления. В рамках УрФУ будет создана бизнес-школа общей численностью 1500 слушателей. Бизнес-школа будет готовить руководителей как для работы в промышленности и сервисном секторе экономики, так и в органах государственного и муниципального управления, институтах гражданского общества.

Подготовка элитных инженерных кадров высшего звена будет реализовываться в специально созданной Высшей инженерной школе УрФУ. Образовательные программы будут раз-

рабатываться и реализовываться совместно с представителями крупных компаний на основе международного опыта технологических инноваций. Слушателями Высшей инженерной школы УрФУ будут ведущие инженеры, технологи и конструкторы крупных промышленных предприятий, резерв высших инженерных кадров. К преподаванию в школе будут привлекаться выдающиеся российские и зарубежные конструкторы и проектировщики. Общая численность слушателей программ различных типов — примерно 1000 человек. По своему уровню школа будет реализовывать программы, аналогичные МВА и ЕМВА, но применительно к инженерному и конструкторскому образованию.

Концепция современного образования исходит из того, что человек должен быть включен в непрерывный цикл обучения, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всего периода активной деятельности. УрФУ станет ядром современной системы непрерывного образования Уральского региона. Это подразумевает превращение университета в центр методических разработок в сфере непрерывного образования, независимой оценки результатов образования (сертификации и оценки компетенций персонала), рейтингования программ непрерывного образования, предоставления услуг по консультированию граждан и юридических лиц по вопросам обучения.

Создание инфраструктуры1 генерации и распространения знаний, конкурентоспособные технологий и инноваций. Внедрение результатов научных исследований будет опираться на построение полного инновационного цикла: от формирования тематик исследований до запуска опытных производств как в сфере традиционной индустриальной специализации Уральского региона, так и в областях постиндустриального прорыва. УрФУ станет базовым ядром всей инновационной системы региона со следующими основными функциями: подготовка кадров, создание среды малого наукоемкого бизнеса, новые промышленные и социальные технологии, инфраструктура поддержки инновационной деятельности региона (технопарк, венчурный фонд, структуры консалтинга, экспертизы, сертификации).

Повышение эффективности научных разработок будет достигнуто за счет включения в структуру деятельности УрФУ научных организаций УрО РАН. Предполагается развить следующие механизмы интеграции деятельности УрФУ и УрО РАН:

— максимально широкое вовлечение работников институтов УрО РАН в образовательную и научную деятельность УрФУ, в том числе для разработки и реализации программ академической магистратуры;

— осуществление УрФУ и институтами УрО РАН совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, создание центров коллективного пользования;

— реализация институтами УрО РАН совместных с УрФУ образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание на базе УрФУ институтами УрО РАН лабораторий, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность;

— создание на базе институтов УрО РАН кафедр УрФУ, осуществляющих образовательный процесс;

— совместное учреждение и поддержка УрФУ и УрО РАН фондов, организаций и предприятий научно-инновационного сектора.

В УрФУ получит развитие такая форма реализации инновационного цикла, как научнообразовательные центры (НОЦ), объединяющие потенциал УрФУ, УрО РАН, других вузов и научных организаций (в том числе зарубежных), структур реального сектора экономики.

Создание развернутой системы1 партнерских отношений с образовательныти организациями, научныти центрами, коммерческими и некоммерческими организациями, с органами власти. Партнерские отношения УрФУ с другими организациями будут строиться на базе системы долгосрочных взаимовыгодных соглашений, обеспечивающих решение стратегических задач инновационного развития Уральского региона, экономики Российской Федерации.

Партнерами УрФУ в осуществлении образовательных программ, исследований и разработок в национальном масштабе станут:

— ведущие российские образовательные учреждения (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, крупнейшие классические и инженерно-технические вузы, учреждения профессионального образования Уральского региона, корпоративные университеты предприятий и корпораций);

— ведущие российские промышленные корпорации, в том числе государственные (Ростехнологии, Роснанотех, Росатом, Объединенная авиастроительная корпорация, РЖД и др.);

— федеральные и региональные отраслевые министерства и ведомства;

— общественные и общественно-профессиональные организации.

Стратегическое партнерство с работодателями (передовыми компаниями) позволит совместно модернизировать образовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать проектно-технологические магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать базовые кафедры, учебно-производственные площадки и лаборатории. Стратегические партнеры будут участвовать в управлении университетом через участие в наблюдательном совете и советах по отдельным направлениям обучения.

Связи университета с бизнес-сообществом и властью будут осуществляться по нескольким направлениям:

— решение прикладных задач по заказам фирм и предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления;

— целевая подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров, включая вынесение обучения (основного и дополнительного) на территории предприятий и организаций-парт-неров;

— методическая, организационная и образовательная поддержка создания корпоративных систем подготовки кадров (корпоративных университетов).

На базе УрФУ будет разработана и внедрена модель сетевого взаимодействия вузов, обеспечивающая обучающимся возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием ресурсов и зачетом результатов, полученных в различных образовательных и научных организациях. В УрФУ будут созданы методические центры по различным направлениям подготовки, центры коллективного пользования. На базе УрФУ будет реализована «открытая площадка», в рамках которой преподаватели различных вузов смогут совместно реализовывать пилотные образовательные модули и программы, проводить междисциплинарные научные исследования (с участием ученых, практиков, студентов и аспирантов) по значимым региональным, национальным и международным тематикам.

Международное сотрудничество (в первую очередь с зарубежными университетами — стратегическими партнерами) будет осуществляться в следующих основных форматах:

— разработка и реализация межуниверситетских образовательных программ;

— проведение международных научных исследований;

— реализация совместных венчурных проектов.

Будет разработана и реализована программа эффективного позиционирования УрФУ на международных образовательных и научно-инновационных рынках, в первую очередь в регионах его стратегических приоритетов. Будут открыты зарубежные представительства университета в Средней и Юго-Восточной Азии.

Формирование современной системы1 управления и инфраструктуры университета. Система управления УрФУ будет строиться на современных подходах:

— формировании органов управления, экспертных и попечительских структур с широким вовлечением всех заинтересованных сторон (в том числе международных партнеров и экспертов);

— информационной и финансовой прозрачности деятельности для общества, бизнеса и власти;

— поддержке самостоятельности и инициативы подразделений и структур университета, эффективном делегировании полномочий и ответственности;

— широком использовании матричных моделей и проектных методов управления;

— разработке и внедрении новой системы управления и оплаты труда персонала всех категорий, ориентированной на достижение обозначенных в концепции результатов.

Для обеспечения возможности инвестирования средств со стороны бизнес-структур в университете будет сформирована прозрачная и эффективная система финансового управления. Она будет включать:

— всеобъемлющую систему бюджетирования, финансового и управленческого учета и контроля;

— проведение периодического независимого финансового аудита, в том числе оценки эффективности;

— внедрение практики публичной отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

— создание совместных специализированных фондов (прямых инвестиций, венчурного фонда и фонда целевого капитала);

— широкий аутсорсинг непрофильных видов деятельности.

Для обеспечения научно-образовательного процесса предусмотрено создание информационного центра коллективного пользования, выполняющего роль точки доступа к современным

мировым сетям распространения знаний, на основе Интернета и телекоммуникационных технологий.

Создание УрФУ предполагает поэтапное возведение университетского комплекса, включающего научно-образовательные центры, технопарк, студенческий городок, здания культурно-бытового назначения, а также модернизацию существующих учебных и учебно-вспомогательных площадей вузов и мест проживания студентов, их ремонт и реконструкцию. Принципиально важным является территориальное зонирование университета: реализация программ бакалавриата на реконструируемых традиционных территориях вузов (УрГУ и УГТУ-УПИ), разворачивание магистерской и аспирантской подготовки на существующей базе с дальнейшим преимущественным переносом во вновь возводимый университетский комплекс, предполагающий новую креативную среду обучения, научной и инновационной деятельности, творческой культуры.

Выводы

Достижение мирового уровня качества образования, научных исследований и технологических разработок обеспечит превращение Уральского федерального университета в ядро инновационной системы Уральского региона и один из ведущих интеллектуальных центров ШОС.

Создание и развитие Уральского федерального университета даст новый импульс развитию Урала, будет способствовать технологическому обновлению традиционных и развитию постиндустриальных отраслей экономики, формированию интеллектуально насыщенной и комфортной среды проживания граждан России.

Примечания

1 Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. www.economy.gov.ru.

2 Анализ социально-экономического положения и основных тенденций развития Уральского макрорегиона в рамках разработки концепции развития Уральского федерального университета. ЦСР «Северо-Запад», 2008 г.

А. Л. Шестаков, Г. П. Вяткин

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ

A. L. Shestakov, G. P. Vyatkin Federal University: the routes of formation

The authors analyze the modern state of the higher education system in Russia from the point of forming federal universities and necessary consolidation of higher educational institutions for the purpose of international educational market entry through the development of new directions at the departments of existing institutions. The South-Ural State University may serve an example of such educational institution that matches the concept of federal university nowadays.

Ключевые слова: федеральный университет, научный центр, укрупнение вузов, объединение, внутренняя реструктуризация, генерация и разработка идей.

Современная структура высшего образования комплекс экономической деятельности был раз-

в России сложилась за многие десятилетия бит на отрасли, занимавшиеся производством

функционирования плановой экономики. Весь совершенно определенных продуктов: производ-

© Шестаков А. Л., Вяткин Г. П., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.