мировым сетям распространения знании, на основе Интернета и телекоммуникационных технологии.
Создание УрФУ предполагает поэтапное возведение университетского комплекса, включающего научно-образовательные центры, технопарк, студенческий городок, здания культурно-бытового назначения, а также модернизацию существующих учебных и учебно-вспомогательных площадеи вузов и мест проживания студентов, их ремонт и реконструкцию. Принципиально важным является территориальное зонирование университета: реализация программ бакалавриата на реконструируемых традиционных территориях вузов (УрГУ и УГТУ-УПИ), разворачивание магистерскои и аспирантскои подготовки на существующей базе с дальнейшим преимущественным переносом во вновь возводимыи университетскии комплекс, предполагающии новую креативную среду обучения, научнои и инновационнои деятельности, творческои культуры.
Выводы
Достижение мирового уровня качества образования, научных исследовании и технологических разработок обеспечит превращение Уральского федерального университета в ядро инно-вационнои системы Уральского региона и один из ведущих интеллектуальных центров ШОС.
Создание и развитие Уральского федерального университета даст новыи импульс развитию Урала, будет способствовать технологическому обновлению традиционных и развитию постиндустриальных отраслеи экономики, формированию интеллектуально насыщеннои и ком-фортноИ среды проживания граждан России.
Примечания
1 Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РоссиИскоИ Федерации. www.economy.gov.ru.
2 Анализ социально-экономического положения и основных тенденции развития Уральского макрорегиона в рамках разработки концепции развития Уральского федерального университета. ЦСР «Северо-Запад», 2008 г.
А. Л. Шестаков, Г. П. Вяткин
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ
A. L. Shestakov, G. P. Vyatkin Federal University: the routes of formation
The authors analyze the modern state of the higher education system in Russia from the point of forming federal universities and necessary consolidation of higher educational institutions for the purpose of international educational market entry through the development of new directions at the departments of existing institutions. The South-Ural State University may serve an example of such educational institution that matches the concept of federal university nowadays.
Ключевые слова: федеральный университет, научный центр, укрупнение вузов, объединение, внутренняя реструктуризация, генерация и разработка идей.
Современная структура высшего образования в России сложилась за многие десятилетия функционирования плановоИ экономики. Весь
комплекс экономическои деятельности был разбит на отрасли, занимавшиеся производством совершенно определенных продуктов: производ-
© Шестаков А. Л., Вяткин Г. П., 2008
ство металла (черная и цветная металлургия), судостроение, производство продуктов питания, текстиля и т. д.
В ряду этих отраслей стояла и подготовка кадров высшей квалификации. Каждая республика имела министерство высшего образования. Министерство образования СССР, к которому относились около четырех десятков вузов, было призвано разрабатывать методики для всей системы высшего образования. Свои вузы имели многие министерства: например, Министерство сельского хозяйства имело один-два вуза в каждом регионе; Министерство здравоохранения также имело свои вузы примерно по одному в каждом регионе страны; свои вузы имели министерства образования республик, занимавшиеся средней школой; министерства рыбной промышленности, морского флота, железнодорожного транспорта и т. д.
Предполагалось, что отраслевые министерства, занимающиеся подготовкой кадров, будут вкладывать дополнительные средства в развитие вузов, обеспечивая их связь со своими предприятиями, приближая подготовку специалистов к реальным потребностям экономики.
Несколько особую группу занимали государственные университеты, подчинявшиеся либо министерствам высшего образования союзных республик, либо, в небольшом количестве, непосредственно Министерству высшего образования СССР. Эти учебные заведения были направлены на подготовку кадров для Академии наук СССР, которая вместе с Госкомитетом по науке и технике выполняла функции министерства науки, а также на поддержание высокого общенаучного уровня высшего образования.
Что из этого получилось практически, видно из уровня финансирования высших учебных заведений в годы, предшествующие началу перестройки. Наилучшим образом финансировались вузы Министерства высшего образования СССР, которые, по сути, составляли элитную часть высшей школы: если в начале 80-х гг. в них на одного студента приходилось 10-12 тыс. руб. в год, то в вузах отраслевых министерств — менее 4 тыс. руб.; самыми бедными были педагогические институты и университеты, находящиеся в подчинение союзных республик, где на одного студента приходилось менее 1 тыс. руб. (хотя были отдельные исключения). Самыми обеспеченными были несколько вузов, работавших на Министерство среднего машиностроения. То есть поддерживалась та часть высшей школы, которая готовила кадры для оборонного комплекса, самой важной его части.
С началом перестройки структура экономики начала резко меняться, и к настоящему времени отраслевое построение практически исчезло. Медленно, неумело, с большими трудностями и ошибками промышленные предприятия и субъекты Федерации учатся жить в условиях формирующегося рынка. Можно считать, что самый глубокий кризис мы пережили, экономика стала возрождаться в новых рыночных условиях. Но сейчас она вновь подвергается испытанию финансовым кризисом.
Если в сфере промышленного производства произошли изменения и в собственности, и в экономической деятельности, то в системе высшего образования изменений было значительно меньше. Главным событием, связанным с перестройкой экономики, стало появление негосударственных высших учебных заведений. Надо отметить, что негосударственные вузы существовали в России и до революции 1917 г., и некоторое время после нее. Так, последний негосударственный вуз в Москве был закрыт в 1932 г. Поэтому появление негосударственных вузов в наше время — это восстановление забытого прошлого.
Что касается государственных вузов, то здесь до сих пор еще не ликвидирован полностью отраслевой принцип построения системы. По-прежнему свои вузы имеют некоторые отрасли: например, министерства сельского хозяйства, здравоохранения, культуры.
В период перестройки вузы непосредственно столкнулись с запросами нарождающегося рынка, с запросами рынка труда и образования, и оказалось, что в новых условиях потребность в технических специалистах значительно ниже объемов, в которых они готовились в государственных вузах в доперестроечное время (4749 %), хотя в последнее время спрос на них возрастает.
В то же время рынок в связи с опережающим развитием торгового сектора потребовал специалистов гуманитарного направления: финансистов, бухгалтеров, экономистов, юристов, лингвистов, психологов, т. е. специалистов в тех областях, в которых подготовка искусственно ограничивалась административными и идеологическими методами. Вузы, которые этим занимались, не смогли динамично ответить на запросы рынка по причине слабой материальной базы и в силу формировавшегося десятилетиями менталитета.
Многие вузы, готовившие кадры в области естественных и технических наук, оказались более
мобильными и материально подготовленными к решению новых задач. Более мобильными на рынке труда оказались и выпускники этих вузов.
К началу перестроечных процессов часть технических вузов в результате конкуренции на международном техническом рынке осознали необходимость усиления фундаментальной подготовки специалистов в области естественно-научного образования и поднятия культурного уровня студентов и были к этому готовы. С началом перестройки связано появление первых технических университетов, целью которых являлось усиление фундаментальной подготовки, повышение культурного уровня и мобильности выпускников.
Одновременно с возникновением образовательного рынка, рынка труда и появлением платных форм обучения, замораживанием (на опре-деленныИ период) государственного финансирования началась борьба за абитуриента, борьба за привлекательныИ имидж. Именно с этим связан процесс переименованиИ вузов в университеты и академии, прошедшиИ в середине 90-х гг.
Поскольку рынок требовал подготовки гуманитариев и поскольку часть технических вузов оказались к этому готовы, возник вопрос о легитимности такоИ подготовки, которая по установившимся россиИским представлениям могла вестись только в государственных университетах или других вузах гуманитарного направления. Отсюда стремление ряда технических вузов к преобразованию в государственные университеты.
Наличие конкуренции вызвало естественное сопротивление этому процессу со стороны гуманитарных вузов, увидевших угрозу в более мощных и мобильных конкурентах.
За годы развития рыночных отношениИ в нашеИ экономике мы пережили уже несколько волн рыночных потребностеИ в различных специалистах. Так, в связи с организациеИ малых фирм, развития банковского сектора был всплеск потребности в подготовке финансовых работников и бухгалтеров. Сегодня спрос на них значительно снизился и стоит вопрос о повышении качества подготовки в этоИ сфере. То же самое происходит с подготовкоИ экономистов, юристов, психологов различных направлениИ, но еще растет спрос на лингвистов. В связи с началом устоИчи-вого развития промышленности начал резко подниматься спрос на выпускников-инженеров, ко-торыИ, несомненно, будет расти с развитием об-рабатывающеИ промышленности и малого инновационного сектора производства.
Таким образом, совершенно очевидно проявляется изменчивость в потребностях рынка в подготовке специалистов того или иного направления, особенно в условиях развивающеИся экономики. Поэтому вузы должны иметь оборотные средства для организации подготовки специалистов в том направлении, в котором заинтересован рынок. Поскольку в течение 5 лет подготовки потребности могут измениться, вуз должен иметь достаточно средств, чтобы гарантировать обучение в течение всего срока или переориентацию в процессе обучения.
Такие оборотные средства для создания современных условиИ обучения, подготовки конкурентоспособного специалиста могут иметь только крупные высшие учебные заведения. Если же вуз не будет обеспечивать подготовку студентов, давать им знания для уверенного функционирования на рынке труда, то абитуриенты просто не поИдут в этот вуз.
Таким образом, в рыночных условиях вуз должен:
1) иметь универсальную структуру, отвечать на любые запросы рынка образования и труда;
2) быть достаточно крупноИ экономическоИ единицеИ;
3) быть мощным научным центром, генератором новых идеИ и технологиИ.
Это не означает, что на образовательном рынке не может быть небольших вузов, но такие вузы будут иметь ограниченную сферу для сво-еИ экономическоИ, образовательноИ и научноИ деятельности, например, обеспечивать интересы какоИ-нибудь одноИ отрасли.
Укрупнения вузов потребует и выход нашеИ высшеИ школы на международныИ образователь-ныИ рынок, где деИствуют очень крупные университеты.
Укрупнение вузов может идти двумя путями. Один из них — это объединение мелких вузов и создание крупных образовательных учреждениИ. Так возникли КурганскиИ университет (путем объединения машиностроительного и педагогического институтов), университеты в Великом Новгороде, Оренбурге. Инициатива исходила от самих вузов и региональных властеИ.
Министерство образования и науки РФ по соображениям экономического характера инициировало более крупные объединения — это создание Южного федерального университета в РостовскоИ области и Сибирского федерального университета в Красноярске.
Однако в этом случае возникает довольно
сильная психологическая и социальная напряженность, что тормозит развитие такой тонкой интеллектуальной сферы, как высшее образование. Так, попытка в начале 90-х гг. создать Федеральный университет (так он был тогда назван) в Челябинске путем объединения вузов города не удалась именно по этой причине.
Другой путь — это развити^новыхВанравле-ний на факультетах в крупных сложившихся вузах. Здесь процесс идет без психологических и социальных осложнений, но требует изыскания дополнительных средств для развития новых направлений. Эти средства могут быть найдены за счет внутренней реструктуризации и внебюджетных денег — объемы позволяют это делать.
Примером может служить Южно-Уральский государственный университет, ранее — Челябинский политехнический институт, а позднее — Челябинский государственный технический университет. Сейчас он имеет 37 факультетов, где обучаются 55 тыс. студентов и работают около 6 тыс. преподавателей и сотрудников, и соответствует созданным федеральным вузам.
Таким образом, на наших глазах в рыночных условиях рождается элитная группа вузов, призванная выполнить те функции, которые выполняли ранее четыре десятка вузов, принадлежавшие Министерству высшего образования СССР, — обеспечение высокого научного и методического уровня подготовки в системе высшего образования.
В новых условиях у этих вузов есть еще функции методического обеспечения связи образования и научных исследований с бизнесом, создания инновационных малых предприятий.
Очевидно, что не каждое объединение соответствует статусу федерального университета. Федеральный университет — это элитный вуз российской системы образования, и объединение небольших, ничем себя не зарекомендованных учебных заведений таким его не сделают, даже при многочисленности студентов. Нужно затратить немало средств и времени, чтобы при благоприятных обстоятельствах и востребованности он стал таковым. Университет должен иметь квалифицированный преподавательский и научный состав.
Так, по рейтингу Федерального агентства по образованию за 2007 г. вузы Челябинской области в списке 578 вузов РФ занимают следующие места:
Южно-Уральский государственный университет 9-е Челябинский государственный университет 128-е
Магнитогорский государственный технический университет
Магнитогорский государственный университет Челябинский государственный педагогический университет
Челябинская государственная медицинская академия
Челябинский государственный агроинженерный университет
Уральская государственная академия ветеринарной медицины
Уральский государственный университет физической культуры
Челябинская государственная академия культуры и искусства
Снежинская государственная физико-техническая академия
174-е 200-е
276-е
287-е
306-е
327-е
466-е
482-е
553-е
По нашим расчетам, объединение ЮжноУральского и Челябинского университетов переведет объединенный вуз на 26-е место в рейтинге, а объединение четырех университетов: Южно-Уральского, Челябинского, педагогического и агроинженерного — на 92-е место. Потребуются значительные усилия и средства, чтобы поднять объединенный вуз на прежний уровень Южно-Уральского университета.
Изменяющаяся экономика предполагает, что доля крупных предприятий в экономическом балансе будет снижаться и возрастать роль мелкого и среднего бизнеса. Эта сфера предъявляет другие требования к выпускникам университета: во-первых, наличие экономической инициативы, умения найти свою нишу на экономическом поле; во-вторых, способность грамотно организовать производство продукции или услуг, знание мирового уровня производства в своей сфере, умение грамотно вести конкурентную борьбу, используя полученные знания в экономической и юридических областях.
В связи с этим университеты должны давать не только техническое образование, но и одновременно экономическое, юридическое, психологическое, лингвистическое, чтобы выпускник был конкурентоспособным не только на внутреннем, но и на международном рынке.
Вузы, приспосабливаясь к требованиям рынка, вынуждены уходить от узкой профилизации, открывая у себя либо гуманитарные направления (технические вузы), либо технические (гуманитарные вузы). В первом случае этот процесс идет успешнее, во втором — очень трудно в связи с дороговизной технического оборудования.
Кроме диверсификации знаний вуз должен приучить студента к большей самостоятельности.
Работа с книгоИ, компьютером, в лаборатории, на производстве, сдача экзаменов в обучающих компьютерных классах — все это должно приучить выпускника к самостоятельному принятию решениИ, самостоятельному поиску недостающих знаниИ. Например, в Южно-Уральском государственном университете за последние годы примерно на треть сократился объем лек-ционноИ работы за счет самостоятельноИ работы студентов. Это обстоятельство, естественно, требует от преподавателеИ соответствующих учебных пособиИ, выпуска новых учебников, предназначенных для самостоятельноИ работы. Например, компьютерныИ класс на физическом факультете потребовал разработки более 6 тыс. задач различного уровня, чтобы студент, сдавая экзамены, мог определить уровень своеИ подготовки и использовать компьютер для работы над повышением этого уровня.
В то же время такая система снижает нагрузку на преподавателя, особенно психологическую, и дает ему время для работы над со-боИ, для повышения уровня своих знаниИ. Се-годняшниИ преподаватель должен быть не только лектором, но и активным научным работником, работающим в лаборатории. Научная лаборатория становится необходимым элементом работы, особенно при переходе к подготовке магистров.
Преподаватель должен быть и хорошим инженером, которыИ знает уровень и организацию работы на ведущих фирмах в его области, потому что без таких знаниИ он не только окажется бесполезен в научноИ работе, но и не сможет подготовить конкурентоспособного специалиста. Необходимым условием работы преподавателя становится стажировка как на отечественных предприятиях, так и в зарубежных фирмах, научных лабораториях и университетах.
В условиях рынка, в условиях свободы выбора, связанноИ с введением ЕГЭ, абитуриент поИдет в тот вуз, в котором есть хорошие отремонтированные аудитории, оснащенные современными аудиовизуальными средствами, прекрасные лаборатории, современная спортивная база со стадионами, манежами, плавательными бассеИнами, чистые столовые, где вкусно и недорого кормят, развитая художественная самодеятельность, оборудованная база отдыха, поликлиника, успешные выпускники, которым хочется подражать и жизненныИ успех которых обещает надежду начинающим. То есть вуз, добив-шиИся успеха в реальных условиях, становится центром притяжения молодежи не только свое-
го региона и федерального округа, но и страны и прилегающего ближнего зарубежья.
Закреплению молодого человека в вузе способствует квалифицированныИ преподаватель-скиИ состав, возможность самоутвердиться в на-учноИ деятельности, в художественном творчестве, литературе, спорте. Этому должна способствовать открытость жизни университета, университетская газета, радио, телевидение, Интернет, которые информируют и объединяют студентов и преподавателеИ, несут информацию об университетскоИ жизни родителям и будущим абитуриентам. Все это доступно, прежде всего, крупному вузу, обладающему достаточными средствами. В настоящее время в России немного вузов, расходующих в год порядка 3 млрд. руб., или около 120 млн. долл. Можно сравнить эти цифры с расходами лучших американских и ев-ропеИских вузов (до 3 млрд. долл.) или соседнего Китая, в котором примерно 50 элитных вузов имело финансирование на порядок больше (более 1 млрд. долл. каждыИ). Поэтому нам необходимо ускоренными темпами развивать высшую школу и создавать элитную ее часть. В противном случае мы не сможем оказывать влияние на прилегающие страны, а наши абитуриенты будут уезжать в Европу, Америку, КитаИ.
Современные крупные университетские объединения от 50 до 75 % средств получают в виде платы за образование. Это приводит к интенсификации труда преподавателя и уменьшению его возможностеИ заниматься научноИ ра-ботоИ, без чего невозможна эффективная преподавательская деятельность. Начинается деградация вуза. Задача состоит в усилении научноИ работы. Большую часть средств вуз должен зарабатывать именно этоИ деятельностью.
Важным направлением работы университета является генерация и разработка идеИ, которые бы в последующем послужили основоИ для создания малых или средних фирм. С этоИ целью во многих крупных университетах мира существует так называемые научные инкубаторы со своими помещениями, оборудованием, обслуживающим персоналом и соответствующим финансированием.
ПреподавателеИ и студенты, работая в технопарках, реализуют, казалось бы, самые сумасбродные идеи, из которых пороИ вырастают огромные производства. Так, в СиликоновоИ Долине в США возникло производство очков-хамелеонов, в Техасском университете родилась фирма Билла ГеИтса. Есть примеры и наши отечественные, пока, к сожалению, не такие масш-
табные. Так, в Южно-Уральском государственном университете была создана новая конструкция инвалидноИ коляски с мотором-колесом, возникла фирма по производству гидравлических систем для металлургических печеИ и т. д.
В. В. Путин, понимая важность таких новациИ, выделил средства для создания пяти технопарков по информатизационным технологиям (в Москве, Подмосковье, Нижнем Новгороде, Новосибирске).
Развивая эту идею, губернатор ЧелябинскоИ области П. И. Сумин предложил организовать технопарк на базе Южно-Уральского государственного университета для разработки новых идеИ и технологиИ в области машиностроения и строительства.
В настоящее время этот технопарк создан, он включает 40 малых фирм машиностроитель-ноИ и строительноИ направленности, а также вен-чурныИ фонд для их финансирования.
Однако разработка новых идеИ и технологиИ важна не только для роста малых произво-дителеИ, но и для поддержания крупных произ-водителеИ и привлечения таких производителеИ с международного рынка. Примером может служить взаимодеИствие россиИских вузов с такими гигантами мировоИ экономики, как компании «Боинг», «Интел» и «Емерсон».
Фирма «Емерсон», которая разрабатывает измерительную технику (датчики давления, температуры, расхода) и объем оборота котороИ составляет около 16 млрд. долл., искала место для создания инженерного центра. С этоИ целью ее специалисты исследовали рынок Китая, Юго-Во-сточноИ Азии, Индии и ВосточноИ Европы. Остановились они все-таки на рынке России, при-влекательноИ стороноИ которого является зна-чительныИ интеллектуальныИ потенциал и достаточно высокиИ уровень подготовки инженеров. Изучив ситуацию в ряде университетов России, просмотрев лаборатории в этих университетах, «Емерсон» выбрал Южно-УральскиИ государ-ственныИ университет.
Было заключено троИственное соглашение между Южно-Уральским государственным университетом, россиИскоИ фирмоИ по производству измерительноИ техники «Метран» и фирмоИ «Емерсон».
В соответствии с этим соглашением в Челябинске создан инженерныИ центр, где уже работает около 500 специалистов по разработке но-воИ измерительноИ техники, предназначенноИ для реализации на мировом рынке.
НаучноИ и учебноИ базоИ этого соглашения
является Южно-УральскиИ государственныИ университет, в котором на выделенные фирмоИ «Емерсон» деньги создана учебно-научная лаборатория, выпущен учебник. Такое соглашение потребовало нового уровня работы не только от специалистов приборостроительного факультета, но и от других инженерных факультетов — аэрокосмического, механико-технологического, а также гуманитарных факультетов, и прежде всего факультета лингвистики.
БольшоИ задачеИ университетов является создание и развитие консалтингового направления. В настоящее время передовые развивающиеся фирмы нефтегазовоИ отрасли и металлургии вплотную подошли к решению конкурентных задач, которые они не могут решить без привлечения новых разработок самого передового мирового опыта. Примером может служить деятельность французскоИ консалтинговоИ фирмы «Шлюмберже», которая, опираясь на опыт и возможности примерно полутора десятков россиИ-ских университетов, консультирует отечественные предприятия нефтегазовоИ отрасли. Такую работу вполне могли выполнить отечественные консалтинговые фирмы, но для этого нужно серьезно поработать по созданию не только самих фирм, но и их имиджа, рекламы, преодоления психологического барьера.
В этоИ работе может наИтись место и гуманитарным наукам, нужно только хорошо знать спрос на гуманитарном рынке. Есть примеры, когда основным кормильцем университета становится именно гуманитарная наука. Так обстоит дело в университете Великого Новгорода.
Выводы
Таким образом, подводя итоги этого небольшого анализа, можно сказать, что к элитным федеральным университетам должны быть отнесены следующие вузы:
1) крупные, насчитывающие не менее 5060 тыс. студентов, способные иметь большие оборотные средства для развития (этому обстоятельству будет способствовать перевод вузов в разряд автономных учреждениИ);
2) ведущие крупные научные исследования мирового уровня, способные привлечь заказы фирм различного уровня — от малых до мировых гигантов;
3) способные быть генератором научных идеИ и технологиИ;
4) имеющие экономические подразделения для преобразования лабораторных разработок в
промышленное производство — технопарк, инкубаторы, консалтинговые фирмы, венчурные фонды;
5) имеющие развитую магистратуру и аспирантуру, советы по защитам диссертаций;
6) востребованные бизнесом: наличие заказов на специалистов и заказов на выполнение научных работ, в том числе от зарубежных фирм;
7) выполняющие государственные кадровые и научные заказы, выигранные по конкурсу;
8) обладающие материальной базой, обеспечивающей подготовку специалистов и выполнение научных исследований на самом современном уровне.
9) разрабатывающие современные методики обучения и оборудование для их осуществления (востребованность этих методик и оборудования в учебных заведениях страны и за рубежом);
10) имеющие мощные центры повышения квалификации и дополнительного образования, позволяющие оперативно откликаться на возникающие кадровые проблемы в экономике;
12) обладающие мощной современной информационной базой (собственный портал в Ин-
тернете, современная телерадиокомпания, крупный издательский центр учебной и научной литературы); имеющие возможность организовывать телемосты, в том числе международные, влиять на общественное мнение через собственное радио, телевидение, газету.
Статус федерального должен присваиваться по конкурсу, производимому не реже раз в пять лет. Университеты, выигравшие конкурс, должны получить дополнительные федеральные и региональные инвестиции на развитие материальной базы и поощрение преподавателей. В вузах должно быть новейшее оборудование, а научные работники и преподаватели должны получать достойную зарплату, чтобы уехавшие за рубеж молодые преподаватели охотно возвращались домой.
Очевидно, что в элитную группу может войти не очень большое число вузов. Важно, чтобы эта группа не была закрытой и у вузов оставался стимул упорным трудом выиграть очередной конкурс. Федеральные университеты не должны останавливаться в своем развитии и быть во всех отношениях эталоном высшего образования.
Г
^ ' ' .у.
*' г>
Г-.4Г
г