Научная статья на тему 'Основные положения концепции развития научно-исследовательской и организационной деятельности ГНУ «Институт образования взрослых»'

Основные положения концепции развития научно-исследовательской и организационной деятельности ГНУ «Институт образования взрослых» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции развития научно-исследовательской и организационной деятельности ГНУ «Институт образования взрослых»»

ОНЦЕПЦИИ. ССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

В. И. Подобед, директор ГНУ «ИОВ РАО»

Основные положения кониЕпиии развития научно-исследовательской

и ОРГАНИЗАиИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГНУ «Институт образования взрослых»

Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», «Программой модернизации структуры, функций и механизмов финансирования Российской Академии наук, Российской Академии образования...», одобренной межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 11 октября 2005 г. № 4/040, Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2005 г. МОН-П-1577, Решением Совета глав СНГ о придании Государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской академии образования» статуса базовой организации государств-уча-стников Содружества Независимых Государств по образованию взрослых и просветительской деятельности.

Актуальность модернизации системы образования взрослых

Актуальность модернизации системы образования взрослых обусловлена качественно новыми требованиями общества, предъявляемыми к подготовке кадров в системе образования взрослых: развитием демократических институтов и рыночными отношениями, построением гражданского общества, инновационным развитием экономики.

Новые социально-экономические условия требуют переосмысления места и роли системы образования взрослых в общественном развитии, признания ее как ключевого звена и генерирующего ядра научно-технического прогресса, развития общества и государства.

Возросшее влияние человеческого фактора в развитии общества, связанное с интеллектуальноемкими технологиями производства и организа-

ции жизни приводит к необходимости проведения фундаментальных исследований в области образования взрослых, ориентированных на формирование качественно нового уровня сознания и мировоззрения человека и общества, способных обеспечить собственный инновационный путь развития Российского государства.

Основные положения научной концепции развития ГНУ «ИОВ РАО»»

В основу дальнейшего развития исследований института, являющегося ведущим научно-исследовательским учреждением по образованию взрослых в России и базовой организацией государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности, положена научная концепция опережающего инновационного развития образования взрослых, решающая проблемы формирования единого образовательного пространства России и СНГ, а в его рамках - проблемы инновационного устойчивого развития человека, общества, государства.

Концепция базируется на достижениях исследований научных школ, сложившихся в Институте образования взрослых РАО, в России и за рубежом, в частности продолжает идеи целостного подхода к развитию и образованию взрослого человека, заложенные Б. Г. Ананьевым и другими учеными.

Человек в системе образования взрослых рассматривается как приоритет и высшая ценность. Образование взрослого человека - ядро социокультурного развития, а система образования взрослых - основное звено и ключевой социальный институт в цепи инновационного устойчивого развития общества и государства.

Системообразующим компонентом теоретической модели образования взрослых в рамках концепции является ключевой закон развития человека в условиях гармонизированной системы взаимоотношений - единой организации жизни Человека, Общества и Природы.

В основу теоретической модели развития образования взрослых положена система фундаментальных законов и нравственных принципов организации жизни в современном социуме. Новым качеством, отличающим данную модель от ныне существующих - предметно-деятельностных

- моделей, ориентированных преимущественно на формирование умений и навыков, является методологический уровень построения образовательных технологий, основанный на новом - пространственно-процессуальном -мышлении и соответствующем мировоззрении, образующих основу опережающего образования взрослых.

Завершающим системным компонентом теоретической образовательной модели является культура взрослого человека, понимаемая как разумно организованная система материальных и общественных отношений, творческой, профессиональной, общественно-коммуникативной и организационно-управленческой деятельности, построенная на основе фундаментальных и нравственных законов организации жизни. Источником формирования культуры взрослого человека в поликультурном образовательном пространстве выступает индивидуальный и общественно-исторический национальный опыт, где ключевым звеном становятся нравы, традиции, обычаи во всех жизненных пространствах. Национальная культура служит ядром содержания образования взрослых, формирования их образа жизни, устойчивого развития российского общества и государства в условиях сложных и противоречивых социально-экономических процессов

на пространстве России, стран СНГ, ЕврАзЭС и мирового сообщества. Национальная культура, дополненная поликультурным компонентом, выполняет ведущие функции в процессе формирования единого образовательного пространства на межгосударственном уровне. А это означает, что, опираясь на предлагаемую концепцию, институт как «Базовая организация государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности» сможет решать поставленные перед ним межгосударственные задачи в области образования, в частности по координации деятельности национальных и транснациональных образовательных систем.

Совокупность обозначенных концептуальных положений теоретической модели образования взрослых образует инвариантный методологический базис и может рассматриваться как метасистема образования взрослых, представляющая собой сущностный инвариант

реальной системы непрерывного образования, всех ее форм и уровней, обеспечивающий ее существование и выполнение ею (системой) функций целостного, непрерывного, опережающего, инновационного и устойчивого развития человека и общества в условиях единого гармонично организованного пространства жизни человека, общества и природы.

Концепция определяет объект, предмет, цель и основные (базисные) направления исследования в сфере образования взрослых.

Объект исследования: единое пространство жизни человека, общества и природы.

Предмет исследования: образование взрослых как социальный институт развития единого пространства жизни человека, общества и природы.

Цель исследования: Развитие системы образования взрослых, обеспечивающей устойчивое инновационное развитие России, стран СНГ и ЕврАзЭС на основе фундаментальных исследований опережающего развития человека, общества и природы.

Базисные направления исследований института:

1. Методология единой организации жизни человека, общества и природы как научная основа развития образования взрослых в поликуль-турном пространстве России, СНГ и ЕврАзЭС.

2. Образование взрослых как ключевой социальный институт общественного развития России, стран СНГ и ЕврАзЭС.

3. Теоретические основы инновационного моделирования, модернизации и опережающего инновационного развития социальных систем образования взрослых (содержание и технологии, методы, средства, формы воспитания, развития, обучения; модернизация образовательных систем).

4. Образование взрослых как социальный институт целостного непрерывного опережающего развития взрослого человека (проектирование, модернизация и внедрение моделей опережающего творческого развития человека в систему образования взрослых).

5. Образование взрослых как социальный институт опережающего развития культуры созидательной деятельности человека на протяжении жизни (проектирование, модернизация и внедрение опережающих моделей профессиональной деятельности в систему образования взрослых).

6. Образование взрослых как социальный институт опережающего развития культуры общественных, внутригосударственных и межгосударственных отношений (проектирование, модернизация и внедрение опережающих моделей общественно-коммуникативной деятельности в систему

образования взрослых, формирование единого образовательного пространства России и СНГ).

7. Образование взрослых как ключевой социальный механизм опережающего формирования единого образа жизни человека, общества и природы (проектирование, модернизация и внедрение опережающих моделей организационно-управленческой деятельности в систему образования взрослых).

Темы исследований институ2 а на 2008 - 2012 гг.

Базовые направления исследований института определили следующую тематику его работы:

1) Методология инновационного развития образования взрослых в условиях современной России.

2) Образование взрослых как социокультурный институт развития человека и общества.

3) Методология развития непрерывного образования взрослых.

4) Социально-образовательные инновации в управлении системами образования взрослых.

5) Методология и технологии андрагогического обеспечения открытых систем общего и профессионального образования взрослых.

6) Теоретические основы проектирования систем управления качеством образования взрослых.

7) Методология развития мотивационной сферы и самореализация взрослых в системе профессионального образования.

8) Духовно-нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования.

9) Научные основы формирования единого образовательного пространства государств-участников СНГ в условиях становления национально-региональных систем образования взрослых.

10) Моделирование транснациональных систем образования взрослых в поликультурном пространстве стран СНГ и ЕврАзЭС.

11) Экономическое образование и воспитание взрослых в процессе модернизации профессионального образования.

12) Валеологическое образование взрослых.

Разви2 ие научно-исследова2 ельской и организационной с2 рук2 уры инс2 и2 у2 а

Осуществление вышеуказанных базисных направлений фундаментальных возможно при условии соответствующей модернизации организации исследовательской деятельности и с2 рук2 уры инс2 и2 у2 а, в которой должны присутствовать в качестве основных следующие подразделения:

- научно-исследовательское подразделение методологии, управления и прогнозирования образования взрослых (основные направления исследований: научные и методологические основы образования взрослых, моделирование метасистем образования взрослых, теория управления образованием взрослых, прогнозирование развития систем образования взрослых);

- научно-исследовательское подразделение философских и социокультурных проблем образования взрослых (основные направления иссле-

дований: творческое и общекультурное развитие взрослого человека в образовательном пространстве, условия его самореализации, самоорганизации и самоуправления, формирование культуры профессиональной деятельности взрослых);

- научно-исследовательское подразделение теории и технологии общего и профессионального непрерывного образования взрослых (основные направления исследований: андрагогическое обеспечение общего и профессионального образования взрослых, открытые образовательные системы, вечерние школы, внутрифирменное образование, системы постдипломного и дополнительного профессионального образования, инновационные технологии в сфере образования взрослых и просветительской деятельности);

- научно-исследовательское подразделение теории и методологии андрагогических исследований (анализ и систематизация отечественного и зарубежного опыта исследований в области андрагогики, обобщение достижений отечественной и зарубежных научных школ по проблеме андраго-гического обеспечения учебного процесса, издание журнала «Человек и образование», систематизация монографических работ ИОВ РАО по ан-драгогике);

- научно-исследовательское подразделение теории и методики нравственного воспитания и развития взрослых (основные направления исследований: обоснование аксиоматики деятельности взрослых, условия и закономерности нравственного развития взрослой личности, разработка концептуальных и программно-методических основ развития воспитательных систем в сфере профессиональной деятельности взрослого населения);

- научно-исследовательское подразделение качества и эффективности образования взрослых (основные направления исследований: сравнительная эффективность функционирования систем образования взрослых, методология применения международных стандартов качества в сфере образования взрослых; теория и практика управления и оценки качества образования взрослых);

- научно-исследовательское подразделение взаимодействия и интеграции образовательных систем в поликультурном пространстве России, стран СНГ, ЕврАзЭС (основные направления исследований: теория и практика реализации интеграционных проектов в сфере образования взрослых);

- научно-исследовательское подразделение развития ИОВ РАО как «Базовой организации государств-участников СНГ по образованию и просветительской деятельности»;

- научно-исследовательское подразделение организации и экономики образования взрослых (социально-экономические модели образования взрослых, экономика образования взрослых, экономическая эффективность образовательных моделей образования взрослых; экономическое образование и воспитание взрослых);

- научно-исследовательское подразделение (филиал института) управления развитием региональных систем образования взрослых (основные направления исследований: теория и практика андрагогического сопровождения модернизации управления системами образования взрослых, инновационные процессы в сфере высшего образования, теория и практика проектирования и модернизации инновационной региональной системы образования взрослых).

На основе фундамен2 альных исследований, проводимых подразделениями, Инс2 и2 у2 как «Базовая организация государс2 в-уча-с2 ников СНГ по образованию взрослых» осущес2 вляе2 координацию и разви2 ие научной и образова2 ельной дея2 ельнос2 и в про-с2 ранс2 ве образования взрослых с2 ран-учас2 ников Содружес2 ва Независимых Государс2 в.

Прикладные исследования и разработки, системное обеспечение внедренческой, образовательной и просвещенческой деятельности осуществляются на базе хозрасчетных учебно-исследовательских подразделений:

1. «Центр развития региональных и межгосударственных образовательных систем», включающий научно-методическое подразделение содержания и методов подготовки научных кадров высшей квалификации в системе образования и управления (основные направления исследований: научно-методическое обеспечение подготовки молодых ученых и научных кадров высшей квалификации, экономика образования).

2. «Центр вечернего и заочного образования» (научно-методическое обеспечение деятельности вечерних и заочных школ, повышение квалификации педагогических и управленческих кадров взрослых и др.).

Положив в основу организации деятельности предлагаемую концепцию, Институт обеспечит выполнение возложенных на него задач как ведущего научно-исследовательского учреждения по образованию взрослых в России и как «Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности» на ближайшую и длительную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.