В. И. Подобед
директор ИОВ РАО, Санкт-Петербург
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СВЕТЕ ИДЕЙ ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ( СОСТОЯНИЕ И ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИОВ РАО )
В работе с опорой на методологические принципы целостного развития человека раскрыты основные направления научной деятельности Института образования взрослых РАО, показаны перспективы и проблематика актуальных исследований в современных социально-экономических условиях
С позиций воспитания и образования современный кризис является во многом проблемой нравственности и интеллектуального развития человека, оказавшегося не в состоянии предвидеть возможные вызовы и адекватно на них реагировать. В создавшейся ситуации особо актуальным становится развитие интеллекта, человеческих и кадровых ресурсов. Очевидно, что ключевая роль в реализации этих идей принадлежит системе образования взрослых.
В этой связи встает проблема более глубокого и расширенного понимания образования, поскольку явно недостаточно рассмотрение образования как передачи опыта, социальной адаптации и даже - в более расширенном контексте - как формирования образа человека, отвечающего требованиям определенного уровня общественной культуры.
Совершенно очевидно, что во многом не решает современных задач, стоящих перед образованием, и компетентностный подход. В нем отсутствуют человек как целостность, его внутренний потенциал, наконец, интеллект, понимаемый как преобразующая способность. Без опережающего развития человека, его интеллекта и нравственности невозможно формирование общественных и экономических отношений.
Если базовое образование ориентировано на развитие человека, то современные системы переподготовки кадров во многом направлены на извлечение сиюминутной
прибыли. Развитие и образование человека в условиях корпоративного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки подчинено технике, технологии, производству.
В то же время получение максимального эффекта, отдачи от рабочего, профессионала возможно в том случае, если будет задействован весь внутренний творческий потенциал человека. Это возможно только в условиях, когда каждое звено образовательной системы, подготовки и переподготовки кадров будет вписано в единый процесс непрерывного нравственного и интеллектуального развития человека. Человек и система непрерывного образования являются, говоря современным языком систе-могенетики и синергетики, ядром общественного развития, каждой организации и каждого производства.
Поэтому исходным целевым ориентиром в исследованиях Института образования взрослых РАО является целостное развитие взрослого человека.
Б. Г. Ананьевым и его последователями получен важный вывод о готовности взрослого человека к эффективному обучению. Достаточно высокий уровень общего развития взрослого человека, его психофизиологических функций свидетельствует о широких возможностях обучаемости, способности воспринимать информацию, сохранять ее в памяти, активно перерабатывать для решения различных практических задач.
Аналогичным образом, но на качественно новом уровне рассматривается роль системы образования взрослых в едином процессе общественного и социально-экономического развития государства, региона, в целом мировой цивилизации.
Сегодня, особенно при разработке проблем образования взрослых, недостаточно использовать результаты только психологических исследований, а важно опираться на известные естественнонаучные, психофизиологические и психологические положения и законы - опережающего развития, системного подхода, синергетики, системо-генетики, ноосферизма и др.
Реализация модели развития России в рамках современной цивилизации в XXI веке связана с удовлетворением требований опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образования в обществе. Становление системно-социального качества человека, включая соответствующий уровень образованности, повышение качества функций управления (прогнозирование, планирование, программирование, нормотворчество) должны опережать растущие потребности социального бытия человека, усложнение технологического базиса социально-экономического развития общества.
Целостное представление об образовании взрослых как социокультурном институте развития человека и общества позволяет выделить и его онтологические составляющие: непрерывное обновление интеллектуального и информационно-технического аспектов образования; духовнопрактическое освоение действительности; накопление и воспроизводство профессиональных и общественных ценностей (политических, правовых, гражданских, национальных, нравственных и др.) для повышения качества жизни российского человека; информатизацию деятельности; кросс-культурные образовательные инициативы; межсубъектное андрагогическое взаимодействие и др.
Без такого всеохватывающего подхода невозможно подготовить человека, который не только обладал бы нравственными качествами, высоким интеллектом, но и
служил источником и генератором качественно нового уровня общественного развития, характеризовался инновационным поведением. В этой связи исследования в области образования взрослых в ИОВ РАО носят многоуровневый и многоаспектный характер. Возможности самореализации взрослого рассматриваются не только на предметно-деятельностном, но и на психологическом, психическом, биологическом и более глубоких уровнях с учетом возрастных особенностей человека.
Целостный характер построения систем образования взрослых реализуется на основе полипарадигмального подхода, в котором личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, синергетический аспекты рассматриваются лишь как отдельные уровни построения единой теоретической модели образования взрослого человека.
Более того, на основе развития имеющегося у взрослого человека жизненного опыта реализуется полифункциональный подход к развитию и формированию образа жизни, в рамках которого все выделенные аспекты интегрируются и предстают перед системой образования как целостный образ человека будущего - не только нравственного человека, обладающего инновационным поведением, но и человека-орга-низатора, человека-лидера, человека-управленца.
Основные результаты
фундаментальных исследований
В качестве фундаментальной основы теоретических и прикладных моделей в институте разработана методология образования взрослых. Построена и обоснована организационно-андрагогическая модель подготовки, переподготовки и повышения квалификации, применимая в различных сферах общественной жизни и производства. Характерной особенностью модели является то, что взрослый человек в образовании рассматривается как источник общественного и инновационного развития.
Исследованы следующие методологические проблемы: системный подход в управлении образованием, социализация
личности, основы инновационного развития образования взрослых, образование взрослых в условиях современной России.
В целях перевода исследований на качественно новый уровень в ИОВ РАО разработаны и опубликованы: концепция института «Развитие научно-исследовательской и организационной деятельности ИОВ РАО» (авторы д.п.н. В. И. Подобед, к.п.н. М. П. Барболин) и концепции по отдельным направлениям исследований - «Формирование общего (единого) образовательного пространства России и Белоруссии» (д.п.н. П. И. Юнацкевич), «Информатизация образования» (д.п.н. А. Е. Марон, д.п.н. Л. Ю. Монахова), «Образование взрослых как социокультурный институт» (д.п.н. В. В. Горшкова), «Региональная система оценки качества образования» (д.п.н. В. П. Панасюк), «Опережающее образование взрослых», «Открытые системы образования взрослых» (д.п.н. А. Е. Марон, д.п.н. Л. Ю. Монахова), «Экономическая подготовка кадров в системе непрерывного образования» (д.п.н. Ю. М. Ипатов, к.т.н. Р. И. Юнацкевич), «Образование и просвещение взрослых в сфере семьеведения» (д.п.н. Н. П. Коваленко).
Значимым результатом деятельности института выступает разработка теории и методологии формирования единого образовательного пространства СНГ.
Учеными ИОВ РАО научно обоснованы принципы образования взрослых, условия и механизмы формирования единого (общего) образовательного пространства госу-дарств-участников СНГ на основе образования взрослых и просветительской деятельности.
Полученные научные выводы реализованы в государственной политике Российской Федерации и других государств-участ-ников СНГ в области образования взрослых и использованы в нормативных законодательных актах. Это значительный результат академического Института отраслевой академии наук, результаты научной работы которого напрямую используются в нормативной законодательной базе в сфере образования взрослых.
В институте разработан принцип конструирования обучающимися собственных
образовательных и профессиональных маршрутов. Данный принцип предполагает в качестве исходного обязательного условия высокую степень мотивированности к систематическому повышению уровня собственных знаний, развитие оценочно-рефлексивных мыслительных стратегий, позволяющих оценить свои возможности и выбрать ту форму дальнейшего профессионального обучения и совершенствования, которая позволит взрослому обучающемуся наиболее эффективно достичь планируемых результатов.
Учеными Института впервые в педагогической теории рассмотрено новое направление - системное управление образованием взрослых, раскрыта его теоретическая и методологическая сущность, предложена концепция системного управления, где управление выступает как система, процесс и результат.
В институте обобщен опыт концептуальной разработки вопросов теории и практики, связанных с правовым обеспечением эффективности образования взрослых. Охарактеризован комплекс современных проблем его развития, требующих законодательного решения. Ученые института раскрыли специфику образования взрослых как составной части современной системы образования, выработали рекомендации по формированию законодательных актов, способствующих более полной реализации его потенциальных возможностей.
Выявлен универсальный аксиологический смысл образования на протяжении всей жизни, когда значение образования определяется тем, что оно помогает взрослому входить в мир культуры и социальных отношений, реализовывать заключенные в нем предпосылки к преобразованию окружающей действительности. Показано, что образование взрослых способствует реализации природы человека, и в этом его смысл и социальная ценность.
Результаты комплексных педагогических, психологических и медицинских исследований показали, что основным реальным и доступным способом улучшения качества и увеличения продолжительности активной жизни, а также профилактики
преждевременного старения является интегрированное педагогическое, психологическое и медицинское воздействие на взрослого.
Разработаны и проходят апробацию в регионах России (Ленинградская область, Дальневосточный регион, Республика Карелия, Республика Коми и др.) посткризис-ные модели и программы непрерывного образования различных категорий взрослого населения (мигранты, безработные, работники социальной сферы, военнослужащие и др.).
Проводится мониторинг изменения мотивационной сферы в связи с изменяющимися социальными и культурными условиями жизни и жизнедеятельности, разработана модель гуманитарной экспертизы как формы этической регуляции поведения человека в современных социально-экономических условиях.
Результаты исследований опубликованы в научных трудах: «Образование взрослых как феномен культуры, социальный институт и образовательная метасистема», «Феномен опережения как приоритетный критерий модернизации образования взрослых», «Диалог в образовании человека», «Перспективы образования взрослых: культура, общество, человек».
В Институте продуктивно развиваются исследования в области андрагогики. Проведен анализ и выделены андрагогиче-ские системы, комплексно реализующиеся в социально-профессиональной практике переподготовки кадров: адаптивные, опережающие, открытые, информационные, внутрифирменные.
Получены следующие научные результаты в области исследования андрагогиче-ских проблем образования взрослых:
- исследованы и обоснованы роль и функции андрагогики как новой области профессионально-педагогического знания и социальной практики, как теория, методология и технология обучения различных категорий взрослых (результаты исследований одобрены Бюро отделения профессионального образования РАО);
- разработаны модели внутрифирменного и опережающего образования взрос-
лых, их содержательно-технологические, информационные и управленческие аспекты;
- создан и внедрен в практику вечернего образования РФ комплект сопровождения обучения молодежи и взрослых -программы, методики, сборники задач, опорные конспекты (опубликовано массовым тиражом в издательствах «Дрофа», «Просвещение»);
- обоснована система андрагогическо-го сопровождения информатизации образования взрослых в рамках исследования Института информатизации образования РАО;
- определены ведущие тенденции развития современных систем открытого образования различных категорий взрослых. Их реализация связана с фундаментальными принципами, выдвинутыми ЮНЕСКО, -«образование для всех», «образование без границ».
В качестве системообразующей характеристики образования взрослых определяется открытость, которая понимается как комплексная характеристика учебного процесса, отражающая его способность учитывать профессиональные и личностные особенности обучаемых и андрагогов, а также явления окружающей среды, что обеспечивает гибкость обучения, его способность к изменению основных параметров (учебных целей, критериев качества, содержательного компонента, организационных форм, методов).
Получен вывод о том, что реализация общих принципов обучения взрослой личности при их известной универсальности имеет свои особенности при работе с различными категориями населения - уволенными в запас военнослужащими, специалистами различного профиля, руководителями, безработными, мигрантами, осужденными, инвалидами и т.д., а также при реализации учебного процесса в той или иной организационной форме (внутрифирменное обучение, ресурсный центр, вуз, система ПТО и т.д.).
Результаты исследования андрагогиче-ских проблем будут положены в основу концепции и программ опережающего обучения в условиях кризисных явлений, ком-
плекса научно-методических рекомендаций для служб занятости населения и требований к оценке качества и эффективности учебной деятельности фирм и организаций, осуществляющих переподготовку различных категорий профессиональных кадров.
Основой для создания данной концепции служат труды ИОВ РАО «Основы андра-гогики (М.: Академия, 2003), «Практическая андрагогика: адаптивные системы, опережающие системы» под редакцией В. И. Подобеда, А. Е. Марона (2003, 2008, 2009) и др.
Результаты внедрены в ряде ИПК (Ленинградский институт развития образования, Новгородский региональный Центр развития образования и др.), в вечерних школах России.
Лабораторией семейного воспитания разработана концепция «Образование и просвещение взрослых в сфере семьеведе-ния», проводится подготовка специалистов для просвещения взрослых в сфере семейного воспитания, осуществляется просвещение в сфере семейного воспитания, проводится консультирование семей. Проведены межрегиональная конференция «Семейное консультирование» и международный форум «Семейная культура».
Представляет научный интерес опыт, полученный институтом в результате совместной работы с Северо-Западным государственным заочным техническим университетом. Научная и образовательная работа Института и Университета активно поддерживается ректором университета
А. А. Кондратьевым. В ходе данного сотрудничества разрабатывается комплексная программа безотрывного обучения кадров предприятий реального сектора экономики.
В условиях конкуренции и рыночной экономики требуется обеспечить непрерывность подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, занятых в реальном секторе экономики. В этой связи становятся актуальным разработка и экспериментальная проверка эффективности профессионально-технического образования взрослых на основе организации дополнительной подготовки работников
предприятий без отрыва от производства.
Остаются недостаточно разработанными вопросы обеспечения профессиональной адаптации рабочей силы в условиях мирового финансового кризиса, спада экономики, инфляции, непрерывного роста цен, возрастания сложности и напряженности труда работников в частном и государственном секторах экономики.
Эксперимент и внедренческая
деятельность ИОВ РАО
В Институте образования взрослых в составе академической программы проводится экспериментальная и внедренческая работа, цели, задачи и содержание которой определяются Приоритетными направлениями фундаментальных и прикладных исследований РАО.
В качестве экспериментальных площадок исследований привлечены более 40 учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, общественные организации, органы государственного управления и управления образованием.
Наибольшее внимание в экспериментальных исследованиях уделено вопросам разработки и проверки оценочно-диагностического инструментария, предназначенного для применения в инновационных системах образования взрослых и в управлении ими, выявлению тенденций и динамики развития мотиваций взрослого человека в процессе общего и профессионального образования, сравнительным исследованиям эффективности различных моделей, андрагогических технологий, методик, средств обучения, реализуемых в системах образования взрослых, апробации образовательно-воспитательных проектов.
В ходе экспериментов накоплен значительный материал, представляющий интерес для практики образования и просвещения взрослого населения страны:
- диагностика влияния социальнокультурной среды на динамику мотиваций в сфере образования взрослых;
- классификация мотивов совершенствования профессиональной деятельности с учетом возрастной динамики;
- содержание и структура дидактического сопровождения обучения взрослых и типологические модели сопровождения обучения в вечерней школе;
- методики аудита систем управления учреждениями дополнительного профессионального образования взрослых;
- показатели качества и эффективности экономико-управленческой подготовки кадров;
- диагностический инструментарий определения уровня медицинского просвещения различных категорий взрослых и их компетентности в сфере семейного воспитания;
- содержание и социально-педагогические технологии нравственного развития взрослых;
- система инновационных мероприятия по совершенствованию качества дополнительного профессионального образования взрослых.
Полученные результаты легли в основу подготовленных учебников, научно- и учебно-методических пособий, программ и рекомендаций для специалистов системы образования взрослых.
В последние годы значительно расширилось содержательное поле внедрения научно-экспериментальных разработок Института в социально-образовательную практику, наметился сдвиг в сторону более активного развития инновационной сети экспериментальных площадок ИОВ РАО в субъектах Российской Федерации и госу-дарствах-участниках СНГ.
Позитивные изменения произошли также в формах внедрения, более активно используются информационные технологии. Наряду с традиционными формами (семинары, конференции, курсы и т.д.) широко используются публикации в Интернете на сайте института и специализированных сайтах, дистанционное обучение, телеконференции.
Результативность внедрения фундаментальных и прикладных разработок Института определяется уровнями внедрения (международный, федеральный, региональный), а также качеством и степенью влияния на образовательную практику
(системность, целостность, инновационность, долгосрочность).
Эффективность внедрения результатов исследований ИОВ РАО характеризуется:
- целостностью - охват всего спектра образовательных проблем, условий и факторов, влияющих на модернизацию системы образования взрослых;
- инновационностью - создание новых моделей образования и просвещения и новых образовательных программ, способствующих повышению качества, модернизации содержания и технологий образования различных групп взрослого населения, программ развития систем образования в регионах;
- долгосрочным характером внедряемых моделей и проектов - выделение этапов, на которых анализируются промежуточные результаты, корректировка направления и механизмов реализации, отсроченные эффекты образовательной деятельности взрослых.
Перспективы развития опытно-экспериментальной работы базируются на:
- расширении проблематики экспериментальных исследований;
- формировании сети экспериментальных учреждений с выходом на систему повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки специалистов реального сектора экономики;
- разработке и апробации механизмов межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов государства, общества и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития системы образования взрослых;
- создании механизмов взаимодействия опытно-экспериментальной и внебюджетной деятельности института.
Важным инструментом внедрения научных результатов служит журнал ИОВ РАО «Человек и образование», входящий в «Перечень ведущих рецензируемых журналов...» ВАК РФ. Это периодическое научнопедагогическое издание является академическим вестником ИОВ РАО как базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности. В нем широко представлены
фундаментальные проблемы образования взрослых:
- формирование единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ (статьи В. И. Подобеда, П. И. Юнацкевича, В. И. Стражева, К. А. Пшен-ко и др.);
- государственно-общественная ценность образования как социокультурного института, развитие системы неформального образования взрослых в России, актуальные проблемы управления и качества образования взрослых (В. И. Подобед,
В. П. Панасюк, В. В. Горшкова и др.);
- развитие российской системы профессионально-технического образования, безотрывная подготовка кадров производства, маркетинг образовательных услуг, внутрикорпоративные системы подготовки специалистов, экономическое образование взрослых (Ю. М. Ипатов, Р. И. Юнацке-вич, А. А. Кондратьев и др.);
- становление андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики, открытые и опережающие системы образования взрослых, андрагогическое обеспечение информатизации обучения и переподготовки кадров (В. И. Подобед, А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др.);
- образование и просвещение взрослых в сфере семьеведения (Н. П. Коваленко, Н. Ф. Гейжан).
Тематика статей охватывает следующие научные сферы: образование взрослых, просвещенческая деятельность, общая педагогика, андрагогика, теория, методология, философия, социология образования, управление образовательными системами всех уровней, вопросы воспитания, организация методической работы, вузовское, профессиональное, дополнительное и непрерывное образование.
Журнал «Человек и образование», будучи уникальным в России изданием по проблемам, связанным со становлением и развитием взрослой и взрослеющей личности, стал победителем конкурса Правительства Санкт-Петербурга на предоставление субсидии научным периодическим изданиям в 2009 году.
Перспективы развития исследовательской деятельности института отражены в представленном в отделение профессионального образования РАО проекте фундаментальных исследований на 2010 и до 2012 г. («Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства госу-дарств-участников СНГ») в рамках научного направления РАО «Научное обеспечение модернизации профессионального образования», где совокупность направлений исследований образует единый комплекс, включающий:
- инновационное развитие образования взрослых;
- образование взрослых как социальный институт;
- социально-образовательные инновации в образовании;
- андрагогическое обеспечение;
- проектирование систем управления качеством образования;
- нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования;
- научно-методическое обеспечение формирования образовательного пространства государств-участников СНГ;
- образование взрослых в сфере семейного воспитания;
- медицинское просвещение в системе образования взрослых;
- экономическое образование взрослых;
- развитие профессионально-технического образования в процессе модернизации предприятий реального сектора экономики.
Актуальность фундаментальных исследований, планируемых ИОВ РАО на 2010 и до 2012 года, обусловлена спецификой интеграции систем непрерывного образования взрослых.
Принципиальная научная новизна задач и планируемых результатов фундаментальных исследований заключается в:
- методологическом обеспечении теории и практики развития образования взрослых в современных социально-экономических условиях;
- создании теории формирования общего (единого) образовательного пространства стран СНГ;
- оптимизации инновационных тенденций и процессов при построении образовательных системам и управлении ими;
- определении механизмов применения международных стандартов при создании систем управления качеством в сфере профессионального образования взрослых;
- разработке теории и методологии интеграции национально-региональных
систем образования взрослых в общее образовательное пространство;
- обосновании андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики;
Таким образом, направления научных исследований, осуществляемых и планируемых Институтом, являются актуальными и перспективными, лежат в русле концепции целостного развития взрослого человека как условия повышения качества его жизни и профессионального труда.