Научная статья на тему 'Основные положения финансового учета и отчетности'

Основные положения финансового учета и отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1211
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС / ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ / ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафурова Г. Н.

Современная бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационным инструментом, который постоянно эволюционирует и развивается в направлении своего состава и структуры подачи информации. Обязанность по ее составлению сегодня возникает у любого юридического лица (коммерческого или некоммерческого) и закреплена в российских нормативных документах. В статье показаны основные требования, предъявляемые к составу и структуре годовой финансовой отчетности, описаны ее задачи и назначение, а также проанализированы пользователи финансовой отчетности и их интересы. Используя конкретные примеры, в работе рассмотрена структура бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Сделан вывод о перспективах дальнейшего развития бухгалтерского учета в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения финансового учета и отчетности»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Г. Н. ГАФУРОВА,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры финансов и кредита Российский государственный гуманитарный университет

Современная бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационным инструментом, который постоянно эволюционирует и развивается в направлении своего состава и структуры подачи информации. Обязанность по ее составлению сегодня возникает у любого юридического лица (коммерческого или некоммерческого) и соответственно закреплена в российских нормативных документах.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к составу и структуре годовой финансовой отчетности, ее задачи и назначение, а также, используя конкретные примеры, проанализируем структуру бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах и перспективы дальнейшего развития бухгалтерского учета в России.

Основные представления о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерская финансовая отчетность является основным источником учетной информации для внешних пользователей, она позволяет привести разрозненные учетные показатели в универсальную форму, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений [2, С. 3].

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета [2].

Таким образом, с 1 января 2013 г. годовая финансовая отчетность экономического субъекта составляется за отчетный год и должна давать достоверное представление о его финансовом положении, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств. Согласно п. 1 ст. 14

Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] годовая финансовая отчетность состоит из следующих частей: бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах (для некоммерческих организаций — Отчета о целевом использовании средств) и приложений к ним: отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах.

Годовая финансовая отчетность должна быть составлена согласно определенным требованиям, которые позволяют определить, насколько правильно она составлена. Основные требования к годовой финансовой отчетности изложены в ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2], где, в частности, указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность:

— включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта (филиалы, представительства);

— сформирована в валюте Российской Федерации;

— считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;

— публикуется вместе с аудиторским заключением в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами;

— не устанавливает режима коммерческой тайны.

Понимать основные задачи и назначение годовой финансовой отчетности позволяют ответы на следующие поставленные вопросы:

— насколько состоятельна организация (см. бухгалтерский баланс);

— какая часть активов принадлежит организации (см. бухгалтерский баланс);

— какова задолженность у организации (см. бухгалтерский баланс);

— был ли успешным прошлый финансовый год (см. отчет о финансовых результатах);

— стала ли организации богаче или беднее, получила ли прибыль или понесла убыток (см. отчет о финансовых результатах).

Информация, которая содержится в годовой финансовой отчетности, может быть важна и представлять интерес как внутренним пользователям (владельцы, руководство и работники организации), так и внешним пользователям (инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы, общественность). Безусловно, каждый из пользователей годовой финансовой отчетности имеет информационные потребности, которые приведены в табл. 1.

Назначение и структура бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши) — это способ экономической группировки имущества организации по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату [1, С. 55].

Годовой бухгалтерский баланс составляется на 31 декабря отчетного года. К этой дате должно быть установлено следующее:

• насколько обеспечена организация необходимыми материальными благами;

• насколько богата организация, какая часть активов принадлежит непосредственно организации или собственнику;

• сколько и каких долгов имеет организация.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана проводить инвентаризацию [2].

Инвентаризация — это проверка фактического наличия имущества и полнота отражения в учете обязательств организации.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные (активы и обязательства, срок обращения (погашения) по которым не более 12 мес. после отчетной даты) и долгосрочные (активы и обязательства сроком обращения более 12 мес.) [4].

Баланс состоит из двух частей: в левой части показывается имущество предприятия — это актив баланса (отвечает на вопрос: какие средства были вложены в организацию?), а в правой части показываются источники формирования этого имущества — это пассив баланса (отвечает на вопросы: кто финансировал активы организации; кому принадлежат активы организации). Баланс имеет следующую форму (табл. 2).

Наглядный пример бухгалтерского баланса показан в табл. 3.

Так как активы, вложенные в организацию, должны быть кем-либо профинансированы и за счет каких-либо источников, то сумма активов всегда равна сумме пассивов (капитала и обязательств)— это

Таблица 1

Пользователи годовой финансовой отчетности и их интересы

Пользователи Информационные потребности

Внутренние пользователи

Владельцы (собственники) организации Какая капитализация (стоимость) организации и какой доход можно получить в будущем

Руководство организации (может быть наемным или собственником компании) Какие стратегические и тактические управленческие решения необходимо принять

Работники организации и потенциальные служащие Насколько успешна организация и способна ли она обеспечить стабильную заработную плату, социальный компенсационный и конкурентный пакет

Внешние пользователи

Инвесторы Стоит ли вкладывать свой капитал в эту организацию

Кредиторы (банки) Предоставить ли организации кредит, и на каких условиях

Поставщики В какой срок получат они свои деньги за отгруженные товары или оказанные услуги

Покупатели (клиенты) Будет ли обеспечено существование компании в будущем, чтобы получить обещанные товары/услуги вовремя

Государственные органы (налоговые и финансовые органы) Какие налоги взимаются с доходов организации и своевременно ли они уплачиваются?

Общественность Какой вклад организации в развитие общества и как деятельность организации влияет на экологию

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Структура бухгалтерского баланса

Активы Пассивы

Внеоборотные активы — используются организацией длительный срок (более 12 мес.), например земля, здания, сооружения, оборудование, автомобиль, финансовые вложения, нематериальные активы и т. п. Капитал и резервы (собственный капитал) — часть активов, которые принадлежат организации, например уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль

Оборотные активы — используются короткое время (менее 12 мес.) и могут подвергаться дальнейшей обработке, например сырье и материалы, товары, дебиторская задолженность, денежные средства в кассе и на банковских счетах Долгосрочные обязательства (заемный капитал сроком более 12 мес.) — часть активов, принадлежащих третьей стороне, например заемные средства, отложенные налоговые обязательства, резервы под условные обязательства, прочие обязательства

Краткосрочные обязательства (заемный капитал сроком менее 12 мес.) — часть активов, принадлежащих третьей стороне, например заемные средства, резервы предстоящих расходов, кредиторская задолженность, прочие обязательства

Итого активы Итого пассивы

Источник: составлено автором с использованием литературы [3].

Таблица 3

Пример построения бухгалтерского баланса

Активы Сумма, тыс. руб. Пассивы Сумма тыс. руб.

Внеоборотные активы Собственный капитал и резервы

Нематериальные активы (патенты, сайт) 40 Уставный фонд 10

Основные средства (автомобиль, здание) 1 100 Нераспределенная прибыль 200

Оборотные активы Заемный капитал

Запасы 15 Долгосрочные обязательства 130

Дебиторская задолженность Денежные средства в кассе и на банковских 25 60 Займы и кредиты Краткосрочные обязательства 730 100

счетах Займы и кредиты Кредиторская задолженность Резервы предстоящих расходов 70

Итого активов 1240 Итого пассивов 1240

Источник: составлено автором

принцип построения бухгалтерского баланса, который может быть представлен в виде формулы:

Активы = Капитал + Обязательства. (1) В свою очередь из формулы (1) несложно найти собственные средства организации или собственный капитал по следующей формуле: Собственные средства (капитал) = =Активы — Обязательства. (2)

Собственные средства — это средства, образованные за счет уставного фонда, паями и долями в хозяйственных обществах и товариществах, накопленной и нераспределенной прибылью. И, главное, собственные средства (капитал) — это главный критерий оценки стоимости организации.

Таким образом, богатство организации отражено не столько в активах, сколько в собственном капитале. Ведь даже если организация имеет огромные активы, однако большая их часть приобретена за счет заемных средств, то данная организация может считаться состоятельной, но не богатой.

Для того чтобы понимать, насколько работа организации была успешной за прошедший год, требуется провести сравнение собственного капитала на конец и на начало отчетного года, например по следующей формуле:

Собственный капитал на конец года — — Собственный капитал на начало года = = Финансовый результат организации за год (прибыль/убыток) (3)

Наглядный пример формулы (3) представлен на рисунке.

Назначение и структура отчета о финансовых результатах. О том, успешна ли была деятельность организации за прошедший отчетный год, можно также узнать и проанализировать по отчету о финансовых результатах.

Информация, представленная в отчете о финансовых результатах, позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим

периодом и ответить на следующие вопросы:

почему я стал богаче или беднее;

насколько эффективна деятельность организации;

насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы [1, С. 88].

Отчет о финансовых результатах составляется на основе хозяйственных операций, которые должны быть подтверждены документами (счетами, договорами и т. д.). Соответственно хозяйственные операции, которые делают организацию богаче, — это доходы, а которые делают беднее — это расходы.

В упрощенном виде отчет о финансовых результатах организации можно представить следующей формулой:

Доходы — Расходы = Финансовый результат за год (прибыль/убыток). (4) В горизонтальном виде в отчете о финансовых результатах прибыль отражается слева, как и расходы, а убыток — справа, как и доходы. Таким

Бухгалтерский баланс на начало года

Активы Сумма, тыс. руб. Пассивы Сумма, тыс. руб.

Внеоборотные активы Оборотные активы 240 105 Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства 10- 100 235

Итого активов 345 Итого пассивов 345

Бухгалтерский баланс на конец года

Прибыль: 40 тыс.руб.

Активы Сумма, тыс. руб. Пассивы Сумма, тыс. руб.

Внеоборотные 240 Капитал и резервы 50

активы Долгосрочные обязательства 100

Оборотные активы 145 Краткосрочные обязательства 235

Итого активов 385 Итого пассивов 385

Анализ финансового результата организации на основе баланса

образом, итоговые суммы оказываются уравновешенными (табл. 4).

В российской практике используется вертикальная форма отчета о финансовых результатах, которая представлена в табл. 5.

Приведенный выше пример вертикальной формы отчета о финансовых результатах показывает, что определяющим фактором является не только сумма прибыли, но и то, как она была получена. Поэтому

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горизонтальная форма отчета о финансовых результатах

Расходы Сумма, тыс. руб. Доходы Сумма, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции 285 Выручка от реализации продукции 385

Коммерческие расходы 25 Прочие доходы 25

Управленческие расходы 55

Прочие расходы 5

ПРИБЫЛЬ 40

Итого расходов 410 Итого доходов 410

Источник: составлено автором.

Таблица 5

Вертикальная форма отчета о финансовых результатах

Наименование показателя Сумма, тыс. руб. Комментарии

Выручка от продаж 385 Операционные доходы, т. е. доходы от основной деятельности организации

Себестоимость продаж 285 Операционные расходы, т. е. расходы от основной деятельности организации

Валовая прибыль/убыток 100 Результат от основной деятельности организации

Коммерческие расходы 25 Это расходы, связанные с получением заказов от покупателей и реализацией готовой продукции

Управленческие расходы 55 Расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью организации и необходимые для ее управления, например на услуги связи, командировки и другие аналогичные расходы

Прибыль/убыток от продаж 20

Доходы от участия в других организациях — Доходы от финансовой деятельности организации

Проценты к получению — Доходы от финансовой деятельности организации

Проценты к уплате — Расходы от финансовой деятельности организации

Окончание табл. 5

Наименование показателя Сумма, тыс. руб. Комментарии

Прочие доходы 25 Могут возникать от финансовой и чрезвычайной деятельности организации

Прочие расходы 5 Аналогично прочим доходам

Прибыль/убыток до налогообложения 40

Текущий налог на прибыль 8 20 % от прибыли до налогообложения

в т. ч. постоянные налоговые обязательства —

Изменение отложенных налоговых обязательств —

Изменение отложенных налоговых активов —

Прочее —

Чистая прибыль (убыток) 32 Прибыль может быть распределена в виде дивидендов между собственниками организации или остаться нераспределенной для создания резервных фондов.

Источник: составлено автором с использованием литературы [3]

собственнику важно вовремя задуматься над вопросом: насколько основной бизнес все еще выгоден, ведь прибыль организации могла быть получена в большей степени от операционной или финансовой деятельности организации или от чрезвычайных событий. В то же время полученный убыток не всегда свидетельствует о кризисе организации, так как он мог быть получен в результате чрезвычайных событий.

Перспективы дальнейшего развития бухгалтерского учета в России. Подводя итоги настоящей статьи, следует отметить, что Минфин России еще в 2011 г. опубликовал Проект плана дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012—2015 годы [5]. Среди перечня мероприятий можно отметить следующие:

• введение упрощенных процедур бухгалтерского учета и упрощенной индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности для некоторых категорий хозяйствующих субъектов;

• разработка предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами;

• разработка предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами;

• разработка рекомендаций по организации и осуществлению хозяйствующими субъектами внутреннего контроля за бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за своевременностью, полнотой и достоверностью раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• и др.

Таким образом, перечисленные мероприятия позволяют надеяться, что перспективы развития финансового учета и отчетности в нашей стране путем реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами повысят престиж и привлекут новые кадры в столь сложную, но всегда востребованную профессию бухгалтера.

Список литературы

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. И. Сигидова и проф. А. И. Трубилина. М.: ИНФРА-М, 2012. 366 с. (Высшее образование: Бакалавриат).

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Собр. Законодательства Российской Федерации. 2011. № 50, ст. 7344.

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010. № 66н.

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010)

5. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: приказ Минфина России от 30.11.2011. № 440.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.