Основные политико-правовые подходы в борьбе с экстремизмом на Северном Кавказе
Л.Х. Батагова*
Л.Х. Батагова
В постсоветской России широкое распространение получили идеология и практика экстремизма различного толка. Современный Северный Кавказ является полем противостояния государства агрессивному сепаратизму и экстремизму, поддерживаемому из-за рубежа. Данный очаг конфликтности носит долговременный характер, обусловленный причинами внутреннего и внешнего порядка: социально-экономическими, геополитическими, этнокультурными, конфессиональными. Этому способствует: периферийное геополитическое положение региона, его роль этноконтактной и межконфессиональной зоны христианской и мусульманской цивилизаций; стремление национальных элит постсоветского времени к монопольной власти под прикрытием идей «национального суверенитета»; распад СССР и слабость современного российского государства; легитимизация и расширение сферы влияния теневой экономики и организованной преступности; этническое самосознание, в котором заложена историческая память о конфликтах и образе врага в лице России и др.
Экстремизм - многоликое социально-политическое явление. Экстремистские проявления свойственны всем движениям и организациям, которые для достижения своих целей прибегают к силовым аргументам. Вместе с тем четкого, однозначного определения термина «экстремизм» пока не существует. В энциклопедиях и различных словарях дается достаточно абстрактное и расплывчатое определение экстремизма как «приверженности к крайним взглядам и действиям» [1, с. 523]. Это определение не может удовлетворительно раскрыть сущность явления экстремизма. При таком подходе не указывается определенная количественная или качественная мера «крайности», которая разделяет экстремизм и то, что не относится к экстремизму. В определении экстремизма, данном в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», принятом Государственной Думой РФ 27 июня 2002 г., дан подробный перечень видов кон-
кретных экстремистских действий, но не раскрыта с достаточной четкостью и глубиной сущность экстремистской идеологии, лежащей в основе экстремистских действий. Определение понятия экстремизма путем простого перечисления объектов, входящих в объем определяемого понятия, не является, на наш взгляд, логически корректным. Такое понимание экстремизма справедливо подвергается критике. Исследователь экстремизма В.И. Власов подчеркивает: «...экстремизм именно тем и опасен, что прибегает к методам насильственного идеологического воздействия, а не только к силовым действиям, претворяя свои замыслы» [2, с. 8].
На Северном Кавказе широкое распространение получил религиозно мотивированный экстремизм. Следует заметить, что экстремизм на религиозной основе сегодня, в силу многих причин, представляет мировому сообществу наибольшую угрозу. Исследователь ислама профессор Н.В. Володина отмечает, что «он отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с религиозной демагогией» [3].
К настоящему времени уже проделана значительная работа по формированию политико-правовой базы противодействия экстремизму. Основу ее составляют положения Конституции РФ (статьи 6, 13-15, 17, 19, 29), запрещающие пропаганду, возбуждающую расовую, национальную или религиозную ненависть, а также создание и деятельность общественных объединений, деятельность, которых направлена на подрыв безопасности государства, нарушение целостности РФ, создание вооруженных формирований [4, с. 13].
* Батагова Л.Х. - к. и. н., старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин СОГУ.
ТОМ 13
Политические основы противодействия экстремистской деятельности содержатся также в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию России; в Концепциях: государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 909 от 15.06.1996 г.; национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997 г. (в редакции от 10.01.2000 г. № 24) и др.
Правовые основы борьбы с экстремизмом определяют Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (в редакции от 24.07.2007 г № 211-ФЗ; от 29.04.2008 г. № 54-ФЗ), Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 6 марта 2006 года (в редакции от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ), нормы международного права, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также другие нормативные акты федеральных органов власти [5].
15 февраля 2006 года Президентом РФ подписан Указ № 116 «О мерах по противодействию терроризму». В соответствии с ним утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете (НАК). Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». 5 октября 2009 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была утверждена «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации». В ней определены исторические предпосылки возникновения и распространения терроризма в РФ, которые связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними террористическими угрозами [6].
Таким образом, в России идет формирование централизованной системы, которая должна обеспечивать одновременно как профилактику терроризма, так и своевременное и адекватное противодействие экстремизму и терроризму.
Важнейшую роль в борьбе с экстремизмом и терроризмом имеет деятельность региональных органов власти, осуществляемая в пределах их правовой компетенции. Анализ законодательства республик Северного Кавказа дает возможность оценить результативность деятельности региональных органов власти по принятию мер, направленных на профилактику и предупреждение экстремистских настроений в обществе.
Региональные органы законодательной власти неоднократно подчеркивали взаимосвязь межрелигиозных и межнациональных проблем, экстремизма и терроризма, необходимость системного подхода в противодействии негативным проявлениям. Следует отметить, что региональные парламенты проявили большую оперативность и
инициативность в принятии нормативных актов, направленных на предупреждение проявлений экстремизма. В этом направлении федеральный центр долгое время демонстрировал явную медлительность.
Анализируя региональные правовые документы, следует обратить внимание на закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 года № 15-РЗ «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (в ред. Закона РД от 09.03.2007 № 10). В законе подчеркивается, что «создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций признается противоречащим Конституции Республики Дагестан и угрожающим территориальной целостности и безопасности республики, а поэтому законодательно запрещено» [7]. По мнению ряда экспертов, положения указанного закона не соответствуют ст. 71 Конституции РФ, т. к. устанавливают в республиканском законодательном акте ограничения конституционных прав граждан на объединения и вводят запрет на деятельность общественных объединений в республике. Однако руководство республики считает, что в условиях увеличения числа терактов, усиления подпольной идеологической работы, особенно среди молодежи, вносить изменения в закон или признать его утратившим силу нецелесообразно.
4 мая 2000 года в Карачаево-Черкесии был принят закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики», в котором подчеркивалась исключительная важность продуманной эффективной борьбы с распространением экстремизма и терроризма [8]. В постановлении Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики № 49 о ходе выполнения закона отмечалось, что в Карачаево-Черкесской Республике «есть деструктивные силы, стремящиеся изменить основы конституционного строя в Российской Федерации, территориальную целостность государства, подорвать внутреннюю безопасность страны». Депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики особое внимание обратили на общественные объединения и религиозные организации, деятельность которых противоречит уставным целям и задачам, направлена на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, которые, как правило, ведут к экстремизму и терроризму [9].
Парламент Республики Северной Осетии-Алания 30 сентября 2004 года принял закон № 38-РЗ «О миссионерской деятельности на территории Республики Северной Осетии Алания», в котором особый акцент сделан на предупреждение и пресечение экстремистской деятельности религиозных объединений, иных организаций, физических лиц [10].
ТОМ 13
БАТАГОВА Л.Х. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ В БОРЬБЕ ...
17
В условиях роста религиозного экстремизма и эскалации терроризма парламенты республик Северного Кавказа, органы исполнительной власти неоднократно обращали внимание федерального руководства на необходимость усиления борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так, на заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики 28 апреля 2005 года было принято обращение в Государственную Думу РФ по вопросу совершенствования борьбы с терроризмом и экстремизмом в Северо-Кавказском регионе. В нем отмечалось: «Настоящее обращение вызвано обеспокоенностью по поводу сохраняющейся на протяжении долгого периода времени сложной оперативной обстановки в Северо-Кавказском регионе. Принятые государством за последнее десятилетие меры не позволили устранить причины и условия, порождающие проявления экстремизма и терроризма, федеральные и региональные целевые программы социально-экономического характера не дают желаемого эффекта.
Опыт показывает, что непременным условием повышения эффективности борьбы с терроризмом и экстремизмом в Северо-Кавказском регионе является необходимость комплексного подхода к решению всего спектра проблем, порождающих в обществе условия для распространения экстремистских идей и проявления терроризма, а также учета всех особенностей региона (национальный состав и межнациональные отношения, поликонфессиональность, низкий уровень доходов населения, безработица и состояние социально-экономического развития, высокий уровень плотности населения на фоне нерегулируемых миграционных процессов и проведения контртеррористической операции)» [11].
В результате трагических событий, связанных с терактами в Нальчике (2005 г.), парламентом республики были внесены изменения и дополнения в Кодекс Кабардино-Балкарской Республики «Об административных правонарушениях» от 30 января 2006 года с целью усиления наказаний за правонарушения по религиозным мотивам, таких как: незаконное занятие религиозной образовательной деятельностью, пропаганда вероучения или иной идеологии, представляющая угрозу общественной безопасности, правам и законным интересам граждан [12].
В Республике Дагестан принята Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму на 2009-2011 гг., утвержденная Постановлением Правительства РД от 30.01.2009 г. Программой предусмотрены мероприятия по реализации системы мер, направленных на профилактику экстремизма, координацию деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и религиозных объединений в сфере противодействия религиозно-политическому экстремизму. Все проводимые мероприятия можно разделить
на несколько групп: организационного характера, информационно-идеологического, в сфере совершенствования законодательства и т. д. [13].
Как показывает проведенный анализ, в субъектах северокавказского округа по состоянию на 2013 год действует более 100 нормативно-правовых актов, которыми утверждены региональные целевые программы по противодействию и профилактике политического и религиозного экстремизма, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Такие программы приняты в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, РСО-А, Ставропольском крае [14].
В Северной Осетии реализуется целевая «Программа по противодействию экстремистским проявлениям в РСО-Алания на 2011-2013 гг.», утвержденная постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27 декабря 2010 г. № 389. Программа является правовым и финансовым механизмом, осуществляющим поддержание общественной стабильности и национального согласия, обеспечение территориальной целостности, нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, сохранение межнационального мира и пропаганду веротерпимости в Северной Осетии [15].
Нормативными правовыми актами законодательных и исполнительных органов власти северокавказских республик оформлены решения о создании специальных координационных органов - комитетов, комиссий, советов, деятельность которых направлена на выполнение задач по противодействию религиозному экстремизму.
Анализ проблемы убеждает в том, что органы власти республик Северного Кавказа предпринимают меры по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Вместе с тем не прекращающаяся активная деятельность различных террористических организаций и экстремистских группировок практически во всех республиках Северного Кавказа убеждает в том, что этих мер все-таки недостаточно. В практической деятельности сохраняются непоследовательность и разобщенность усилий органов государственной власти по созданию условий для достижения внутри- и межконфессионального согласия. Усилия государства и общества оказываются неадекватными остроте проблем, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма. Наличие различных региональных комиссий и советов не обеспечило эффективность деятельности по противодействию экстремизму. Так, по результатам проверки деятельности антитеррористических комиссий в районах Ингушетии органами прокуратуры был сделан вывод, что в 2007-2009 гг. они работали неэффективно, заседания проводились формально, без заслушивания должностных лиц о проделанной работе и
ТОМ 13
без анализа складывающейся обстановки на подведомственной территории, сроки исполнения решений комиссий не контролировались [16, с. 102]. Аналогичная ситуация сложилась и в Дагестане. По мнению секретаря Совбеза РД Д. Гаджиева, опыт борьбы с экстремизмом в республике показывает, что «чем хуже поставлена профилактика и контрпропаганда, тем больше ситуаций, в которых вынуждены действовать правоохранительные органы» [17].
Исследователь экстремизма на Северном Кавказе Е.И. Подоян считает, что «принятие республиканских нормативных актов, дублирующих федеральные законы, создает ложное представление полноты правового регулирования общественных отношений, в то время как необходимо больше внимания уделять реализации действующих федеральных актов в сфере противодействия экстремизму и терроризму, принимать практические меры» [18, с. 101]. Необходима дальнейшая работа по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере, а также правоприменительной практики противодействия экстремизму.
При этом следует отметить, что использование репрессивного законодательства и практики против носителей радикальной идеологии объективно превращает государственно-правовую политику в один из факторов расширения социальной базы этнорелигиозного экстремизма. Поэтому главное внимание необходимо уделить мерам, направленным на предупреждение экстремизма.
Особый ресурс противодействия этническому
и этноконфессиональному экстремизму составляет традиция миротворчества, которая имеет глобальный характер и объединяет усилия органов власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества. Важно сохранить и развить позитивы современного качества состояния региона. Здесь достигнут определенный уровень общественной безопасности, прекращены и локализованы массовые межэтнические конфликты, в значительной степени нейтрализованы последствия массовой этнической миграции. Фактически с повестки дня ушла проблема отторжения Северного Кавказа от России. Массовые настроения жителей отличаются ориентиром на стабилизацию и стремлением к социальному прогрессу, к упрочению общероссийского единства, радикальные настроения не имеют массового распространения, присутствует разочарование в сепаратистских идеях.
Ключевым направлением в противодействии экстремизму является борьба с распространением экстремистской идеологии в молодежной среде. Основным транслятором экстремистских идей является информационная сфера, в которой кроется источник формирования угроз и которая дает возможность для организации конструктивного воздействия на молодежь. Жизненно необходимо предложить молодым людям, проживающим в республиках Северного Кавказа, духовную и идейную основу, способную противостоять постулатам, как зарубежных сетевых центров, так и местных псевдорелигиозных проповедников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Политология. Энциклопедический словарь (под ред. Ю.И. Аверьянова). - М., 1993.
2. Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. - М, 2003.
3. Володина Н.В. Актуальные проблемы современного экстремизма и терроризма на религиозной основе/MtpJ/www/ rusoir. ru/news/23.03.2005.
4. Конституция Российской Федерации. - М., 2012.
5. Российская газета. 2002, 30 июля; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; Российская газета. 2006, 10 марта; СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3452.
6. Концепция противодействия терроризму в РФ./ http:// www.garant.ru
7. Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» // Собрание Законодательства Республики Дагестан. - Махачкала, 1999. Ст. 3290.
8. Закон Карачаево-Черкесской Республики «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» № 6-РЗ от 4 мая 2000 // День республики. 2000. 6 мая.
9. Постановление Президиума Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики № 49 о ходе выполнения закона «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики». - Черкесск, 2000. 5 сентября.
10. Северная Осетия. 2005. 25 января.
11. Сборник законов и постановлений парламента КБР (февраль-август 2005 г.). - Нальчик, 2005.
12. Сборник законов и постановлений парламента КБР
(сентябрь 2005 г. - февраль 2006 г.). - Нальчик, 2006.
13. Собрание законов Республики Дагестан. 2009. № 2, ст. 59.
14. Постановление Правительства РД от 30.01.2009, № 18 «Об утверждении Комплексной программы по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан на 2009-2011 гг»// Собрание законодательства РД. 2009. № 2, ст.59; Закон Республики Ингушетия от 24 марта 2007 г. № 8-РЗ «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Республики Ингушетия на 2007-2010 гг.»//Ингушетия. 2007, 3 марта; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12.05.2008 № 22- РЗ «О Республиканской целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010 гг.»» // Официальная Кабардино-Балкария. 2008. № 20.
15. Республиканская целевая программа по противодействию экстремистским проявлениям в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2013 гг. Утверждена постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27 декабря 2010 г. № 389.
16. Подоян Е.И. Решение задач противодействия экстремизму региональными органами власти Юга России // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков. - Ростов-на-Дону, 2010.
17. Религии в Дагестане / www.comrelig.ru.
18. Подоян Е.И. Решение задач противодействия экстремизму региональными органами власти Юга России // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков. - Ростов-на-Дону, 2010.
ТОМ 13