Научная статья на тему 'Особенности современного терроризма в России'

Особенности современного терроризма в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2531
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS AND POLITICAL EXTREMISM / ИСЛАМИЗМ / ISLAMISM / УГРОЗЫ / THREATS / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / GEOPOLITICAL INTERESTS / БОРЬБА / STRUGGLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Метелёв Сергей Ефимович

В статье рассматриваются причины появления и распространения терроризма. Автор считает борьбу с терроризмом приоритетным направлением в деятельности госструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of the contemporary terrorism in Russia

In the article it is spoken about the reasons of terrorism appearance, its tends and spreading. The author considers the struggle against terrorism as principal line in government institutions activities.

Текст научной работы на тему «Особенности современного терроризма в России»

Итак, если вернуться к характеристике культуры региона освоения, то основными аспектами, характеризующими ее, являются следующие:

- артефактами культуры, результатами деятельности здесь выступают преображенные природные богатства;

- сам характер деятельности противоречив - с одной стороны, она созидательная, «осваивающая», направленная на поиски новых способов

деятельности, с другой - она порывает с традициями, поэтому разрушительная, отчужденная;

- ценности смыслов деятельности человека также неоднородны - от креативизма, стремления изменить мир до утилитаризма; регион освоения стал для многих регионом присвоения, отчуждения;

- для культуры региона характерен процесс формирования новой культурной общности, «суперэтноса».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Барбакова, К.Г. Региональный уровень угроз и опасностей: реалии и перспективы. Знания как фактор безопасности общества / К.Г. Барбакова, О.М. Барбаков, М.Л. Белоножко; под ред. Н.Н. Карнаухова (гл. ред.), К.Г. Барбаковой, Ю.М. Конева, В.К. Левашова. - Тюмень: Вектор Бук, 2008. - 320 с.

2. Ге, Н.Н. Региональная культура как система / Н.Н. Ге, И.Ф. Петров // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.

3. Капеко, М.А. Феномен культуры Тюменского региона. Культурологические аспекты развития Западной Сибири // Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Западной Сибири: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. - 216 с.

4. Сагатовский, В.Н. Взаимодополнительность основных подходов к пониманию культуры: попытка синтеза // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 1: Теория культуры / отв. ред. Д.Л. Спи-вак. - СПб.: Алетейя, 2008. - 432 с.

5. Павлов, А.В. Региональная культура как пространство смыслов / А.В. Павлов, Е.Н. Яркова // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.

6. Федоров, Р.Ю. Проблемы морфологии и способы интерпретации культурного ландшафта региона // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.

7. Hinrichs, D. The motivation Crisis // Winding Down and Turning Off. - 1984. - N V.

Захарова Людмила Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

© Л.Н. Захарова, 2011.

Статья поступила в редакцию 5.09.2011 г.

Политические и социальные институты и процессы

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ

УДК 323.28 С.Е. Метелёв

Омский институт (филиал)

Российского государственного торгово-экономического университета

В статье рассматриваются причины появления и распространения терроризма. Автор считает борьбу с терроризмом приоритетным направлением в деятельности госструктур.

Ключевые слова: терроризм, религиозно-политический экстремизм, исламизм, угрозы, геополитические интересы, борьба.

Современный терроризм - продукт глоба-лизационных процессов и глубокого социально-экономического расслоения в современном мире. Нынешнее наступление терроризма в значительной степени связано с происходящим в мире процессом глобализации и его последствиями - резкой дифференциацией

государств на очень бедные и очень богатые, потоками неконтролируемой миграции, увеличивающимся социальным расслоением, религиозным экстремизмом [14, с. 10]. Растет и число зон нестабильности, являющихся питательной средой международного терроризма. Одной из таких зон является Северный Кавказ.

Терроризм возникает не на пустом месте, он имеет религиозные, культурные, исторические, политические и экономические причины. Современный терроризм в России представляет собой весьма сложное общественное явление, имеющее значительную специфику.

По мнению ряда исследователей, терроризм на территории Российской Федерации имеет ярко выраженную религиозно-политическую природу и является одним из проявлений религиозного экстремизма [1, с. 41; 9, с. 35; 11, с. 57]. Так, Ю.И. Авдеев обособляет терроризм от иных разновидностей экстремизма, а экстремизм определяет как особое общественно-политическое явление, социально-политический феномен, представляющий собой совокупность различных крайних форм политической борьбы, одной из которых является терроризм. Автор приведенного подхода предлагает соотносить экстремизм и терроризм как родовое и видовое понятия, где терроризм

- тактическое, а экстремизм - стратегическое явление [1, с. 42].

Преобладание силовых методов борьбы для достижения цели, совершение запрещенных законом общественно опасных деяний

- характерная черта религиозно-политического экстремизма в России, где терроризм выступает не только как социально негативный феномен, но и как явление преступности.

О природе экстремизма и терроризма как его крайнего проявления на территории России свидетельствует ряд нормативных законодательных и подзаконных актов, принятых в последнее десятилетие. Президентом РФ 5 ноября 1998 г. утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму и предотвращению распространения радикальных исламских течений на территории Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы по противодействию религиозному экстремизму: в Республике Дагестан принят Закон «О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 22 сентября 1999 г.; в Карачаево-Черкесской Республике

- «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» от 4 мая 2000 г.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. не определяет все формы экстремизма, в частности, основанного на религиозной почве.

В последние десятилетия во всем мире, а не только в России, все более широкий размах приобретают экстремистские явления, которые

имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума [11, с. 56]. Термин «исламизм» употребляют для определения политического экстремизма, выступающего под исламскими лозунгами.

Любое рассуждение об «исламизме» должно проводиться очень осторожно, так как есть вероятность вмешательства в сферу верований, что может вызвать отчуждение и агрессию.

Понятие «исламизм» применяется как для характеристики религиозно мотивированного агрессивного политического радикализма, так и легального политического ислама.

В силу исторических причин исламский радикализм находит свои истоки не только в мировых социально-экономических процессах, но и в легальном исламе, который изначально в момент своего возникновения имел политическую направленность и не чуждался крайних проявлений религиозной нетерпимости. Исторический ислам, возникший в VI-VII веках н.э. на территории современной Саудовской Аравии среди воинственных арабских племен, стремившихся к объединению в единое государство - Арабский халифат, проповедует разделение людей по религиозному признаку, установление единственной идеологии в качестве государственной [10, с. 59]. Такие взгляды несут в себе идеологию нетерпимости к оппонентам и насильственного их подавления, предполагают существование врага, признают лишь господство своей идеологии в качестве государственной.

Религиозный экстремизм в России часто смыкается с политическим. Когда в Дагестане ваххабиты борются за «чистоту ислама» - это проявление религиозного экстремизма, когда выступают за создание «Исламской Республики Дагестан» и применяют для этого силовые методы, фактически объявляя войну представителям государственной власти, - это проявление агрессивного религиозно-политического экстремизма.

Религиозный исламский экстремизм в качестве единственно верной предлагает «веру помимо интерпретаций». В Республике Дагестан религиозно-политический экстремизм - это определенный социальный проект переустройства общества на исламских принципах и нормах с последующим созданием всемирного государства - халифата.

Идеологией политического экстремизма в Дагестане является фундаментализм зарубежного исламского течения салафизм (или ваххабизм), поэтому названное явление имеет не только национальные, но и международные корни.

Так, в Дагестане вооруженные группировки, использующие экстремистские методы для достижения политических целей, организованы в виде джамаатов - религиозно-военизированных формирований во главе с амиром. Джамаат в ваххабистском варианте - союз бандитских групп и сочувствующих им лиц, использующих в качестве идейной платформы для прикрытия своей противоправной деятельности радикальный ислам [15, с. 25].

Насильственные действия экстремистов по отношению к инакомыслящим нередко называют терроризмом или политическим терроризмом, который является неизбежным спутником политического экстремизма.

О политическом характере экстремизма и терроризма на Северном Кавказе свидетельствуют статистические данные, приведенные И.П. Добаевым. В 2005 г. в РФ в Северокавказском регионе был зафиксирован 251 теракт, из них 90 % - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе. В 2006 г. было отмечено 112 терактов, из них 90 % отнесено к Югу России. По данным правоохранительной системы Южного федерального округа, в 2009 г. на территории округа резко усилилась террористическая активность со стороны незаконных вооруженных формирований. Так, в 2009 г. на территории Южного федерального округа было совершено 641 посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих (в 2008 г. - 491, рост составил 30 %).

Наибольшее количество посягательств на сотрудников правоохранительных органов совершено в 2009 г. в Дагестане - 213, Ингушетии - 204, Чеченской Республике - 190. Преступления террористического характера были зафиксированы также в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, а также Астраханской области и Краснодарском крае. В 2009 г. по Южному федеральной округу погибли 251 сотрудник правоохранительных органов и военнослужащий, 32 гражданских лица, ранены 727 сотрудников и 85 гражданских лиц [2].

Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе выступает как религиозно мотивированная деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку и реализацию общественно опасных деяний, направленных на насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват власти, на нарушение суверенитета и

территориальной целостности России, организацию незаконных вооруженных формирований, нарушение прав и свобод граждан, в том числе возбуждение национальной или религиозной вражды [11, с. 58].

К политической экстремистской деятельности относится финансирование и материально-техническое содействие такой деятельности [13]. Религия в таком случае используется для идейного обоснования экстремистской деятельности и является средством, объединяющим и организующим экстремистов и террористов. Наиболее распространенным методом, практикуемым религиозными экстремистами, является вооруженный террор - подавление и устрашение противников вооруженными средствами вплоть до физического уничтожения. В подавляющем большинстве случаев посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов в Северокавказском регионе совершаются путем приведения в действие самодельных взрывных устройств, закладываемых под автомобили, либо путем преследования потерпевших путем обстрела автотранспорта, постов дорожно-патрульной службы, зданий правоохранительных органов и жилых домов сотрудников из автоматического оружия и гранатометов.

О криминальном характере политического экстремизма и терроризма в Северокавказском регионе свидетельствует и рост количества зарегистрированных органами внутренних дел преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Так, в сентябре 2009 г. темпы прироста составили 8,8 % (6257). Причем от общего числа таких преступлений, зарегистрированных в РФ в этот же период, преступления, зафиксированные в Южном федеральном округе, составили 25 %. Самые высокие темпы прироста отмечены в Адыгее (78 %), Ингушетии (35,8 %) и в Северной Осетии-Алании (33,5 %) [2].

В настоящее время существует три основных взгляда на природу терроризма. Терроризм рассматривается как:

- специфический вид вооруженных действий (определяется как «вооруженный конфликт низкой интенсивности»);

- вид уголовной преступности;

- вид политической борьбы как проявление социально-политического протеста [4, с. 135].

В современном терроризме, возникшем в отдельных регионах Российской Федерации, в той или иной степени присутствуют все из вышеназванных характеристик.

Наиболее нестабильная обстановка сложилась в Чечне. В 1991 году в результате

самопровозглашения возникла фактически независимая от влияния России «Республика Ичкерия», в которой резко активизировались чеченские сепаратисты, усилилось их идеологическое воздействие и силовое давление не только на сопредельные республики, но и на весь Северокавказский регион. Чечня превратилась в главный очаг политического экстремизма на Северном Кавказе и стала форпостом международного терроризма на территории Российской Федерации. В Чечне активизировалась деятельность зарубежных исламистских организаций, особенно ваххабитов, приверженцев крайне реакционного, агрессивного направления мусульманского радикализма [14, с. 11].

Органы власти Чечни в своей деятельности руководствовались не российским законодательством, а нормами шариата и одного из наиболее реакционных течений ислама - ваххабизма, объявленного государственной идеологией. Были созданы шариатские суды, законодательно закреплены и исполнялись наказания, обрекающие подсудимого на мучения: бичевание, забрасывание камнями, отсечение части тела, отсечение головы. Правящий режим Чечни проводил политику геноцида в отношении мирного населения республики. В выступлениях руководителей Чечни открыто пропагандировалось превосходство мусульман над людьми иной веры (неверными), содержались призывы к священной войне и мести, к совершению террористических актов, в том числе с применением химического, бактериологического оружия и радиоактивных веществ [6, с. 41].

В результате проводимого руководством республики курса ее вынуждены были покинуть более 250 тысяч граждан. Свыше 800 тысяч жителей Чечни лишились работы, возможности получать пенсии и социальные пособия. Установлены многочисленные факты показательных расстрелов боевиками местных жителей за «содействие федеральным силам» [5, с. 79].

Территория Чечни стала криминальной зоной по производству наркотиков и превратилась в транзитный канал транспортировки наркотиков из Туркменистана, Ирана, Пакистана, Турции, Афганистана в Прибалтику, Северную Ирландию, Великобританию, Испанию, Грецию. В Чечне получили широкое распространение изготовление фальшивых долларов США и их поставка на территорию России.

С 2001 года руководство антитеррористическими операциями в Чечне было возложено

на Федеральную службу безопасности РФ. Создан Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе. В результате предпринятых мер достигнуты значительные успехи в борьбе с терроризмом в Чечне и в целом на Северном Кавказе. В 2005 году ввиду сложности ситуации руководство антитеррористической деятельностью в Чеченской Республике было поручено Министерству внутренних дел Российской Федерации. Однако до настоящего времени в Чечне продолжают совершаться террористические акты в отношении политических и религиозных лидеров и представителей органов государственной власти.

Именно в Чечне в 2000-2003 гг. и в 2009 году были зафиксированы пики активности террористов-смертников. Причем эта практика вышла за пределы Чечни и затронула соседние с ней Ингушетию и Дагестан. Так, в 2009 году на территории Чеченской Республики «живыми бомбами» стали 9 человек, в Республике Ингушетия - 4, в Республике Дагестан - 1. Террористы-смертники проявили себя также в Северной Осетии, Ставропольском крае и Москве.

Периодически правоохранительным органам в результате спецопераций удается ликвидировать или задерживать потенциальных смертников, но далеко не всегда. Как свидетельствует практика, в основном роли «живых бомб» на Северном Кавказе выполняют юноши и женщины, как правило, «черные вдовы» (вдовы убитых боевиков, для которых в специфических условиях Кавказа со смертью их мужей заканчивается не только супружеская жизнь, но и в ментальном плане утрачивается смысл жизни как таковой). Подготовка таких смертников ведется групповым методом по специально разработанной методике с использованием технологий внушения, учебно-тренировочных заданий, формирующих жесткие психологические установки [2].

Существует множество мнений о внешних и внутренних причинах экстремизма и терроризма. Среди внешних причин указываются: мусульманское образование за рубежом, миссионерская деятельность, деятельность зарубежных неправительственных организаций, экономические интересы транснациональных компаний, геополитические интересы отдельных государств и др. [13]. В качестве причин внутреннего характера называют социально-экономические причины: низкий уровень развития экономики, безработицу, социальное расслоение общества, коррупцию во властных

структурах, низкий уровень правосознания населения, что дает возможность идеологам экстремизма вовлекать в свои ряды лиц, недовольных сложившимся у них социальным положением [6, с. 25]. Некоторые авторы объясняют локальный терроризм исключительно внутренними причинами и лишь затем - влиянием международного экстремизма и терроризма. Очевидно, что к таким сложным социально-политическим явлениям, как экстремизм и терроризм, следует подходить комплексно, с учетом как внешних, так и внутренних факторов.

Северный Кавказ как часть исламского мира исторически является очагом исламизма, а в период социальных конфликтов - и очагом исламского экстремизма.

Распад Советского Союза и, как следствие, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий на Кавказе, возникновение здесь нелегального рынка оружия - все это привело к стремительному росту преступности, а затем - к разгулу терроризма [9, с. 35].

Нельзя все процессы, происходящие на Северном Кавказе, связывать только с религиозными, национальными и социальными противоречиями, не вспомнив об исторических и политических причинах отчуждения кавказских народов. История России на Кавказе во все эпохи была насыщена вооруженными конфликтами. Северный Кавказ с XVIII века был в сфере геополитических интересов России. В 1979 г. официально праздновался 200-лет-ный юбилей вхождения Чечено-Ингушетии в состав России, но, по свидетельству известного кавказоведа Л.И. Лаврова, в XVIII веке не все общества Чечено-Ингушетии принесли присягу на верность Российскому государству. Эти присяги не привели к фактическому вхождению Кавказского края в состав Российской империи, так как на Кавказе и после присяги не появились чиновники царской администрации. Не появлялись там и частные лица из России без сопровождения охраны из кунаков или русского вооруженного отряда. В течение более полувека после присяги не упраздняли систему пограничных укреплений между Россией и Чечено-Ингушетией. По причине активного вооруженного сопротивления горцев Закубанья, Горного Дагестана и Чечено-Ингушетии на Кавказе долгое время не было русских гражданских чиновников и почти все гражданские должности замещались военнослужащими или туземным населением [3, с. 189].

Нельзя отрицать тот факт, что в некоторых регионах Северного Кавказа определенная

часть населения оказывает поддержку экстремистам. Массовый характер носят факты обучения детей в религиозных образовательных учреждениях, ряд из которых функционирует без государственной регистрации и соответствующей лицензии. При этом дети не посещают общеобразовательные государственные школы. Обучением в этих религиозных школах занимаются далекие от образования люди, в том числе и сторонники религиозного течения ваххабизм [15, с. 26].

Представители бандитских формирований осуществляют меры по внедрению религиозно-экстремистской идеологии в сознание, прежде всего горской молодежи. В этих целях тиражируются и распространяются книги, брошюры, листовки, DVD-диски, видеокассеты, используются возможности Интернета. Так, в Дагестане сотрудниками правоохранительных органов регулярно изымается большое количество такой идеологической продукции. При этом если еще в 2008 г. эти материалы обнаруживались на базах боевиков, то уже в 2009 г. - преимущественно в домовладениях граждан. Наибольшее количество изъятий приходится на Хасавюртовский и Кизлярский районы Дагестана [2].

В связи с непрекращающейся активностью экстремистов актуальным остается вопрос о противодействии терроризму. В Российской Федерации накоплен значительный опыт в этом направлении. Он заключается в совершенствовании антитеррористического законодательства, в укреплении национальных спецслужб, пресечении каналов финансирования терроризма, а также проведении информационно-пропагандистской и разъяснительной работы среди различных слоев населения [12, с. 182].

Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. определяет меры по предупреждению терроризма, осуществляемые субъектами антитеррористической деятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления должны противодействовать терроризму посредством:

- предупреждения терроризма, в том числе выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактики терроризма);

- выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования террористических актов (борьбы с терроризмом);

- минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

«Противодействие терроризму» в контексте Федерального закона от 6.03.2006 г. - более широкое понятие, чем «борьба с терроризмом», которое было одним из основных понятий в предыдущем антитеррористическом законе. Основной задачей государства теперь является выявление и устранение причин и условий террористических проявлений на территории Российской Федерации, а не только борьба с терроризмом. Хотя и борьба с проявлениями терроризма получила законодательную поддержку. Одной из новелл антитеррористического законодательства является установление правового режима контртеррористической операции на территории Российской Федерации, который послужит эффективным инструментом МВД РФ в борьбе с терроризмом в отделенных регионах России.

В настоящее время терроризм является одной из наиболее серьезных угроз интересам личности, общества и государства. Терроризм представляет угрозу как для политической системы Российской Федерации и ее консти-

туционного строя, так и для общественной безопасности [8, с. 14-15].

Современное антитеррористическое законодательство возлагает на Президента РФ формирование системы противодействия терроризму, управление этой системой и ее оптимизацию исходя из складывающейся обстановки. Смещение центра тяжести антитеррористической деятельности в сторону президентской власти обусловлено возрастанием террористической угрозы и необходимостью активного межгосударственного сотрудничества в борьбе с терроризмом [5, с. 69].

На современном этапе развития российского общества именно борьба с террористическими преступлениями, а также противоправными деяниями экстремистской направленности является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России, а для государственных органов важнейшей задачей теперь является выявление и устранение причин и условий террористических проявлений в регионах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдеев, Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова.

- М., 2000. - С. 41-42.

2. Добаев, И.П. Современный терроризм в мире и на Северном Кавказе. URL: http//geopolitica. ru/Articles/965.

3. Крикунов, В.П. Затерянная записка // Вопросы истории. - 1990. - № 5. - С. 188-189.

4. Метелёв, С.Е. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. Монография / Метелёв С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А.

- Омск: Издатель Погорелова, 2009. - 496 с.

5. Метелёв, С.Е. Современный терроризм в России: характеристики и меры противодействия // Revue Defense Nationale (русское издание). Зима 2011. - С. 59-70.

6. Метелёв, С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография / Метелёв С.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. - 308 с.

7. Метелёв, С.Е. Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие.

- Омск: РосЗИТЛП, 2006. - 259 с.

8. Мешалкин, С.Н. Некоторые аспекты правового регулирования антитеррористической деятель-

ности оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. - 2010. - № 2. - С. 14-16.

9. Мешалкин, С.Н. Исторические предпосылки появления терроризма, некоторые причины его развития в современном российском обществе // Закон и право. 2010. - № 3. - С. 34-35.

10. Мохаммед Аль-Михлифи. Роль доктрины в создании норм международного частного права в исламских странах Востока // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1984. - № 4. -С. 54-60.

11. Мусаев, Б.З. Теоретико-методологические предпосылки определения религиозно-политического экстремизма // Закон и право. - 2009. - № 2. -С. 55-58.

12. Путилин, Б.В. Террористический интернационализм. - Москва: Кучково поле, 2005. - С. 182.

13. Савельев, С. Терроризм - прибыльный бизнес для его организаторов. URL: http//www.inforos. ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Цекатунова, Л.Б. Чечня и террор // Закон и право. - 2010. - № 1. - С. 10-12.

15. Шахбанова, Ю.А. Проблемы реализации мер противодействия экстремистской деятельности в Республике Дагестан // Закон и право. - 2010. -№ 8. - С. 24-26.

Метелёв Сергей Ефимович, кандидат юридических наук, доктор эконо- Статья поступила в редакцию

мических наук, профессор, директор Омского института (филиала) Россий- 17.08.2011 г.

ского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).

© С.А. Метелёв, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.