Итак, если вернуться к характеристике культуры региона освоения, то основными аспектами, характеризующими ее, являются следующие:
- артефактами культуры, результатами деятельности здесь выступают преображенные природные богатства;
- сам характер деятельности противоречив - с одной стороны, она созидательная, «осваивающая», направленная на поиски новых способов
деятельности, с другой - она порывает с традициями, поэтому разрушительная, отчужденная;
- ценности смыслов деятельности человека также неоднородны - от креативизма, стремления изменить мир до утилитаризма; регион освоения стал для многих регионом присвоения, отчуждения;
- для культуры региона характерен процесс формирования новой культурной общности, «суперэтноса».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Барбакова, К.Г. Региональный уровень угроз и опасностей: реалии и перспективы. Знания как фактор безопасности общества / К.Г. Барбакова, О.М. Барбаков, М.Л. Белоножко; под ред. Н.Н. Карнаухова (гл. ред.), К.Г. Барбаковой, Ю.М. Конева, В.К. Левашова. - Тюмень: Вектор Бук, 2008. - 320 с.
2. Ге, Н.Н. Региональная культура как система / Н.Н. Ге, И.Ф. Петров // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.
3. Капеко, М.А. Феномен культуры Тюменского региона. Культурологические аспекты развития Западной Сибири // Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Западной Сибири: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. - 216 с.
4. Сагатовский, В.Н. Взаимодополнительность основных подходов к пониманию культуры: попытка синтеза // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 1: Теория культуры / отв. ред. Д.Л. Спи-вак. - СПб.: Алетейя, 2008. - 432 с.
5. Павлов, А.В. Региональная культура как пространство смыслов / А.В. Павлов, Е.Н. Яркова // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.
6. Федоров, Р.Ю. Проблемы морфологии и способы интерпретации культурного ландшафта региона // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.
7. Hinrichs, D. The motivation Crisis // Winding Down and Turning Off. - 1984. - N V.
Захарова Людмила Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
© Л.Н. Захарова, 2011.
Статья поступила в редакцию 5.09.2011 г.
Политические и социальные институты и процессы
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ
УДК 323.28 С.Е. Метелёв
Омский институт (филиал)
Российского государственного торгово-экономического университета
В статье рассматриваются причины появления и распространения терроризма. Автор считает борьбу с терроризмом приоритетным направлением в деятельности госструктур.
Ключевые слова: терроризм, религиозно-политический экстремизм, исламизм, угрозы, геополитические интересы, борьба.
Современный терроризм - продукт глоба-лизационных процессов и глубокого социально-экономического расслоения в современном мире. Нынешнее наступление терроризма в значительной степени связано с происходящим в мире процессом глобализации и его последствиями - резкой дифференциацией
государств на очень бедные и очень богатые, потоками неконтролируемой миграции, увеличивающимся социальным расслоением, религиозным экстремизмом [14, с. 10]. Растет и число зон нестабильности, являющихся питательной средой международного терроризма. Одной из таких зон является Северный Кавказ.
Терроризм возникает не на пустом месте, он имеет религиозные, культурные, исторические, политические и экономические причины. Современный терроризм в России представляет собой весьма сложное общественное явление, имеющее значительную специфику.
По мнению ряда исследователей, терроризм на территории Российской Федерации имеет ярко выраженную религиозно-политическую природу и является одним из проявлений религиозного экстремизма [1, с. 41; 9, с. 35; 11, с. 57]. Так, Ю.И. Авдеев обособляет терроризм от иных разновидностей экстремизма, а экстремизм определяет как особое общественно-политическое явление, социально-политический феномен, представляющий собой совокупность различных крайних форм политической борьбы, одной из которых является терроризм. Автор приведенного подхода предлагает соотносить экстремизм и терроризм как родовое и видовое понятия, где терроризм
- тактическое, а экстремизм - стратегическое явление [1, с. 42].
Преобладание силовых методов борьбы для достижения цели, совершение запрещенных законом общественно опасных деяний
- характерная черта религиозно-политического экстремизма в России, где терроризм выступает не только как социально негативный феномен, но и как явление преступности.
О природе экстремизма и терроризма как его крайнего проявления на территории России свидетельствует ряд нормативных законодательных и подзаконных актов, принятых в последнее десятилетие. Президентом РФ 5 ноября 1998 г. утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму и предотвращению распространения радикальных исламских течений на территории Российской Федерации.
В ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы по противодействию религиозному экстремизму: в Республике Дагестан принят Закон «О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 22 сентября 1999 г.; в Карачаево-Черкесской Республике
- «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» от 4 мая 2000 г.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. не определяет все формы экстремизма, в частности, основанного на религиозной почве.
В последние десятилетия во всем мире, а не только в России, все более широкий размах приобретают экстремистские явления, которые
имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума [11, с. 56]. Термин «исламизм» употребляют для определения политического экстремизма, выступающего под исламскими лозунгами.
Любое рассуждение об «исламизме» должно проводиться очень осторожно, так как есть вероятность вмешательства в сферу верований, что может вызвать отчуждение и агрессию.
Понятие «исламизм» применяется как для характеристики религиозно мотивированного агрессивного политического радикализма, так и легального политического ислама.
В силу исторических причин исламский радикализм находит свои истоки не только в мировых социально-экономических процессах, но и в легальном исламе, который изначально в момент своего возникновения имел политическую направленность и не чуждался крайних проявлений религиозной нетерпимости. Исторический ислам, возникший в VI-VII веках н.э. на территории современной Саудовской Аравии среди воинственных арабских племен, стремившихся к объединению в единое государство - Арабский халифат, проповедует разделение людей по религиозному признаку, установление единственной идеологии в качестве государственной [10, с. 59]. Такие взгляды несут в себе идеологию нетерпимости к оппонентам и насильственного их подавления, предполагают существование врага, признают лишь господство своей идеологии в качестве государственной.
Религиозный экстремизм в России часто смыкается с политическим. Когда в Дагестане ваххабиты борются за «чистоту ислама» - это проявление религиозного экстремизма, когда выступают за создание «Исламской Республики Дагестан» и применяют для этого силовые методы, фактически объявляя войну представителям государственной власти, - это проявление агрессивного религиозно-политического экстремизма.
Религиозный исламский экстремизм в качестве единственно верной предлагает «веру помимо интерпретаций». В Республике Дагестан религиозно-политический экстремизм - это определенный социальный проект переустройства общества на исламских принципах и нормах с последующим созданием всемирного государства - халифата.
Идеологией политического экстремизма в Дагестане является фундаментализм зарубежного исламского течения салафизм (или ваххабизм), поэтому названное явление имеет не только национальные, но и международные корни.
Так, в Дагестане вооруженные группировки, использующие экстремистские методы для достижения политических целей, организованы в виде джамаатов - религиозно-военизированных формирований во главе с амиром. Джамаат в ваххабистском варианте - союз бандитских групп и сочувствующих им лиц, использующих в качестве идейной платформы для прикрытия своей противоправной деятельности радикальный ислам [15, с. 25].
Насильственные действия экстремистов по отношению к инакомыслящим нередко называют терроризмом или политическим терроризмом, который является неизбежным спутником политического экстремизма.
О политическом характере экстремизма и терроризма на Северном Кавказе свидетельствуют статистические данные, приведенные И.П. Добаевым. В 2005 г. в РФ в Северокавказском регионе был зафиксирован 251 теракт, из них 90 % - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе. В 2006 г. было отмечено 112 терактов, из них 90 % отнесено к Югу России. По данным правоохранительной системы Южного федерального округа, в 2009 г. на территории округа резко усилилась террористическая активность со стороны незаконных вооруженных формирований. Так, в 2009 г. на территории Южного федерального округа было совершено 641 посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих (в 2008 г. - 491, рост составил 30 %).
Наибольшее количество посягательств на сотрудников правоохранительных органов совершено в 2009 г. в Дагестане - 213, Ингушетии - 204, Чеченской Республике - 190. Преступления террористического характера были зафиксированы также в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, а также Астраханской области и Краснодарском крае. В 2009 г. по Южному федеральной округу погибли 251 сотрудник правоохранительных органов и военнослужащий, 32 гражданских лица, ранены 727 сотрудников и 85 гражданских лиц [2].
Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе выступает как религиозно мотивированная деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку и реализацию общественно опасных деяний, направленных на насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват власти, на нарушение суверенитета и
территориальной целостности России, организацию незаконных вооруженных формирований, нарушение прав и свобод граждан, в том числе возбуждение национальной или религиозной вражды [11, с. 58].
К политической экстремистской деятельности относится финансирование и материально-техническое содействие такой деятельности [13]. Религия в таком случае используется для идейного обоснования экстремистской деятельности и является средством, объединяющим и организующим экстремистов и террористов. Наиболее распространенным методом, практикуемым религиозными экстремистами, является вооруженный террор - подавление и устрашение противников вооруженными средствами вплоть до физического уничтожения. В подавляющем большинстве случаев посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов в Северокавказском регионе совершаются путем приведения в действие самодельных взрывных устройств, закладываемых под автомобили, либо путем преследования потерпевших путем обстрела автотранспорта, постов дорожно-патрульной службы, зданий правоохранительных органов и жилых домов сотрудников из автоматического оружия и гранатометов.
О криминальном характере политического экстремизма и терроризма в Северокавказском регионе свидетельствует и рост количества зарегистрированных органами внутренних дел преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Так, в сентябре 2009 г. темпы прироста составили 8,8 % (6257). Причем от общего числа таких преступлений, зарегистрированных в РФ в этот же период, преступления, зафиксированные в Южном федеральном округе, составили 25 %. Самые высокие темпы прироста отмечены в Адыгее (78 %), Ингушетии (35,8 %) и в Северной Осетии-Алании (33,5 %) [2].
В настоящее время существует три основных взгляда на природу терроризма. Терроризм рассматривается как:
- специфический вид вооруженных действий (определяется как «вооруженный конфликт низкой интенсивности»);
- вид уголовной преступности;
- вид политической борьбы как проявление социально-политического протеста [4, с. 135].
В современном терроризме, возникшем в отдельных регионах Российской Федерации, в той или иной степени присутствуют все из вышеназванных характеристик.
Наиболее нестабильная обстановка сложилась в Чечне. В 1991 году в результате
самопровозглашения возникла фактически независимая от влияния России «Республика Ичкерия», в которой резко активизировались чеченские сепаратисты, усилилось их идеологическое воздействие и силовое давление не только на сопредельные республики, но и на весь Северокавказский регион. Чечня превратилась в главный очаг политического экстремизма на Северном Кавказе и стала форпостом международного терроризма на территории Российской Федерации. В Чечне активизировалась деятельность зарубежных исламистских организаций, особенно ваххабитов, приверженцев крайне реакционного, агрессивного направления мусульманского радикализма [14, с. 11].
Органы власти Чечни в своей деятельности руководствовались не российским законодательством, а нормами шариата и одного из наиболее реакционных течений ислама - ваххабизма, объявленного государственной идеологией. Были созданы шариатские суды, законодательно закреплены и исполнялись наказания, обрекающие подсудимого на мучения: бичевание, забрасывание камнями, отсечение части тела, отсечение головы. Правящий режим Чечни проводил политику геноцида в отношении мирного населения республики. В выступлениях руководителей Чечни открыто пропагандировалось превосходство мусульман над людьми иной веры (неверными), содержались призывы к священной войне и мести, к совершению террористических актов, в том числе с применением химического, бактериологического оружия и радиоактивных веществ [6, с. 41].
В результате проводимого руководством республики курса ее вынуждены были покинуть более 250 тысяч граждан. Свыше 800 тысяч жителей Чечни лишились работы, возможности получать пенсии и социальные пособия. Установлены многочисленные факты показательных расстрелов боевиками местных жителей за «содействие федеральным силам» [5, с. 79].
Территория Чечни стала криминальной зоной по производству наркотиков и превратилась в транзитный канал транспортировки наркотиков из Туркменистана, Ирана, Пакистана, Турции, Афганистана в Прибалтику, Северную Ирландию, Великобританию, Испанию, Грецию. В Чечне получили широкое распространение изготовление фальшивых долларов США и их поставка на территорию России.
С 2001 года руководство антитеррористическими операциями в Чечне было возложено
на Федеральную службу безопасности РФ. Создан Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе. В результате предпринятых мер достигнуты значительные успехи в борьбе с терроризмом в Чечне и в целом на Северном Кавказе. В 2005 году ввиду сложности ситуации руководство антитеррористической деятельностью в Чеченской Республике было поручено Министерству внутренних дел Российской Федерации. Однако до настоящего времени в Чечне продолжают совершаться террористические акты в отношении политических и религиозных лидеров и представителей органов государственной власти.
Именно в Чечне в 2000-2003 гг. и в 2009 году были зафиксированы пики активности террористов-смертников. Причем эта практика вышла за пределы Чечни и затронула соседние с ней Ингушетию и Дагестан. Так, в 2009 году на территории Чеченской Республики «живыми бомбами» стали 9 человек, в Республике Ингушетия - 4, в Республике Дагестан - 1. Террористы-смертники проявили себя также в Северной Осетии, Ставропольском крае и Москве.
Периодически правоохранительным органам в результате спецопераций удается ликвидировать или задерживать потенциальных смертников, но далеко не всегда. Как свидетельствует практика, в основном роли «живых бомб» на Северном Кавказе выполняют юноши и женщины, как правило, «черные вдовы» (вдовы убитых боевиков, для которых в специфических условиях Кавказа со смертью их мужей заканчивается не только супружеская жизнь, но и в ментальном плане утрачивается смысл жизни как таковой). Подготовка таких смертников ведется групповым методом по специально разработанной методике с использованием технологий внушения, учебно-тренировочных заданий, формирующих жесткие психологические установки [2].
Существует множество мнений о внешних и внутренних причинах экстремизма и терроризма. Среди внешних причин указываются: мусульманское образование за рубежом, миссионерская деятельность, деятельность зарубежных неправительственных организаций, экономические интересы транснациональных компаний, геополитические интересы отдельных государств и др. [13]. В качестве причин внутреннего характера называют социально-экономические причины: низкий уровень развития экономики, безработицу, социальное расслоение общества, коррупцию во властных
структурах, низкий уровень правосознания населения, что дает возможность идеологам экстремизма вовлекать в свои ряды лиц, недовольных сложившимся у них социальным положением [6, с. 25]. Некоторые авторы объясняют локальный терроризм исключительно внутренними причинами и лишь затем - влиянием международного экстремизма и терроризма. Очевидно, что к таким сложным социально-политическим явлениям, как экстремизм и терроризм, следует подходить комплексно, с учетом как внешних, так и внутренних факторов.
Северный Кавказ как часть исламского мира исторически является очагом исламизма, а в период социальных конфликтов - и очагом исламского экстремизма.
Распад Советского Союза и, как следствие, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий на Кавказе, возникновение здесь нелегального рынка оружия - все это привело к стремительному росту преступности, а затем - к разгулу терроризма [9, с. 35].
Нельзя все процессы, происходящие на Северном Кавказе, связывать только с религиозными, национальными и социальными противоречиями, не вспомнив об исторических и политических причинах отчуждения кавказских народов. История России на Кавказе во все эпохи была насыщена вооруженными конфликтами. Северный Кавказ с XVIII века был в сфере геополитических интересов России. В 1979 г. официально праздновался 200-лет-ный юбилей вхождения Чечено-Ингушетии в состав России, но, по свидетельству известного кавказоведа Л.И. Лаврова, в XVIII веке не все общества Чечено-Ингушетии принесли присягу на верность Российскому государству. Эти присяги не привели к фактическому вхождению Кавказского края в состав Российской империи, так как на Кавказе и после присяги не появились чиновники царской администрации. Не появлялись там и частные лица из России без сопровождения охраны из кунаков или русского вооруженного отряда. В течение более полувека после присяги не упраздняли систему пограничных укреплений между Россией и Чечено-Ингушетией. По причине активного вооруженного сопротивления горцев Закубанья, Горного Дагестана и Чечено-Ингушетии на Кавказе долгое время не было русских гражданских чиновников и почти все гражданские должности замещались военнослужащими или туземным населением [3, с. 189].
Нельзя отрицать тот факт, что в некоторых регионах Северного Кавказа определенная
часть населения оказывает поддержку экстремистам. Массовый характер носят факты обучения детей в религиозных образовательных учреждениях, ряд из которых функционирует без государственной регистрации и соответствующей лицензии. При этом дети не посещают общеобразовательные государственные школы. Обучением в этих религиозных школах занимаются далекие от образования люди, в том числе и сторонники религиозного течения ваххабизм [15, с. 26].
Представители бандитских формирований осуществляют меры по внедрению религиозно-экстремистской идеологии в сознание, прежде всего горской молодежи. В этих целях тиражируются и распространяются книги, брошюры, листовки, DVD-диски, видеокассеты, используются возможности Интернета. Так, в Дагестане сотрудниками правоохранительных органов регулярно изымается большое количество такой идеологической продукции. При этом если еще в 2008 г. эти материалы обнаруживались на базах боевиков, то уже в 2009 г. - преимущественно в домовладениях граждан. Наибольшее количество изъятий приходится на Хасавюртовский и Кизлярский районы Дагестана [2].
В связи с непрекращающейся активностью экстремистов актуальным остается вопрос о противодействии терроризму. В Российской Федерации накоплен значительный опыт в этом направлении. Он заключается в совершенствовании антитеррористического законодательства, в укреплении национальных спецслужб, пресечении каналов финансирования терроризма, а также проведении информационно-пропагандистской и разъяснительной работы среди различных слоев населения [12, с. 182].
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. определяет меры по предупреждению терроризма, осуществляемые субъектами антитеррористической деятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления должны противодействовать терроризму посредством:
- предупреждения терроризма, в том числе выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактики терроризма);
- выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования террористических актов (борьбы с терроризмом);
- минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
«Противодействие терроризму» в контексте Федерального закона от 6.03.2006 г. - более широкое понятие, чем «борьба с терроризмом», которое было одним из основных понятий в предыдущем антитеррористическом законе. Основной задачей государства теперь является выявление и устранение причин и условий террористических проявлений на территории Российской Федерации, а не только борьба с терроризмом. Хотя и борьба с проявлениями терроризма получила законодательную поддержку. Одной из новелл антитеррористического законодательства является установление правового режима контртеррористической операции на территории Российской Федерации, который послужит эффективным инструментом МВД РФ в борьбе с терроризмом в отделенных регионах России.
В настоящее время терроризм является одной из наиболее серьезных угроз интересам личности, общества и государства. Терроризм представляет угрозу как для политической системы Российской Федерации и ее консти-
туционного строя, так и для общественной безопасности [8, с. 14-15].
Современное антитеррористическое законодательство возлагает на Президента РФ формирование системы противодействия терроризму, управление этой системой и ее оптимизацию исходя из складывающейся обстановки. Смещение центра тяжести антитеррористической деятельности в сторону президентской власти обусловлено возрастанием террористической угрозы и необходимостью активного межгосударственного сотрудничества в борьбе с терроризмом [5, с. 69].
На современном этапе развития российского общества именно борьба с террористическими преступлениями, а также противоправными деяниями экстремистской направленности является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России, а для государственных органов важнейшей задачей теперь является выявление и устранение причин и условий террористических проявлений в регионах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеев, Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова.
- М., 2000. - С. 41-42.
2. Добаев, И.П. Современный терроризм в мире и на Северном Кавказе. URL: http//geopolitica. ru/Articles/965.
3. Крикунов, В.П. Затерянная записка // Вопросы истории. - 1990. - № 5. - С. 188-189.
4. Метелёв, С.Е. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. Монография / Метелёв С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А.
- Омск: Издатель Погорелова, 2009. - 496 с.
5. Метелёв, С.Е. Современный терроризм в России: характеристики и меры противодействия // Revue Defense Nationale (русское издание). Зима 2011. - С. 59-70.
6. Метелёв, С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография / Метелёв С.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. - 308 с.
7. Метелёв, С.Е. Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие.
- Омск: РосЗИТЛП, 2006. - 259 с.
8. Мешалкин, С.Н. Некоторые аспекты правового регулирования антитеррористической деятель-
ности оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. - 2010. - № 2. - С. 14-16.
9. Мешалкин, С.Н. Исторические предпосылки появления терроризма, некоторые причины его развития в современном российском обществе // Закон и право. 2010. - № 3. - С. 34-35.
10. Мохаммед Аль-Михлифи. Роль доктрины в создании норм международного частного права в исламских странах Востока // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1984. - № 4. -С. 54-60.
11. Мусаев, Б.З. Теоретико-методологические предпосылки определения религиозно-политического экстремизма // Закон и право. - 2009. - № 2. -С. 55-58.
12. Путилин, Б.В. Террористический интернационализм. - Москва: Кучково поле, 2005. - С. 182.
13. Савельев, С. Терроризм - прибыльный бизнес для его организаторов. URL: http//www.inforos. ru.
14. Цекатунова, Л.Б. Чечня и террор // Закон и право. - 2010. - № 1. - С. 10-12.
15. Шахбанова, Ю.А. Проблемы реализации мер противодействия экстремистской деятельности в Республике Дагестан // Закон и право. - 2010. -№ 8. - С. 24-26.
Метелёв Сергей Ефимович, кандидат юридических наук, доктор эконо- Статья поступила в редакцию
мических наук, профессор, директор Омского института (филиала) Россий- 17.08.2011 г.
ского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).
© С.А. Метелёв, 2011.