Айсин Сайкен Бакытович,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева кандидат юридических наук, докторант PhD
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
Сегодня экологизация науки и технологии, общественных отношений и производства, культуры, других сфер общественной жизни стала реальностью, приобретая все большие масштабы. Экологический кризис, ставя под угрозу само существование человека на планете, делает вопросы экологического благополучия не просто актуальными, а доминирующим фактором общественного развития. Поэтому особое значение в жизни современных государств приобретает экологическая политика, направленная на защиту окружающей среды, сохранение благоприятных условий обитания человека и других организмов. Экологическую политику следует рассматривать как необходимый компонент современного политического процесса, протекающего на международном и национальном уровнях. При этом, учитывая глобальный характер современного экологического кризиса, экологическая политика национальных государств должна рассматриваться в качестве элемента международной экологической политики. Иными словами, складывающаяся международная система противодействия экологическим вызовам, угрозам и рискам включает все человечество, интегрируя политику национальных государств в единое политическое правовое поле, на основе которого формируются международные институты обеспечения глобального экологического порядка.
Формирование экологической политики как особого вида деятельности международных, национальных институтов, отдельных граждан связано с осознанием актуальности экологической угрозы для жизни и здоровья человека, устойчивого развития общества. Современная экологическая политика является результатом осознания глобального характера экологического кризиса, необходимости участия в его преодолении всего человечества. Современная экологическая политика начала формироваться в 1980-х годах прошлого столетия, что было связано с советской
перестроечной доктриной, интерпретировавшей экологические императивы человеческой жизнедеятельности в качестве факторов, обусловливающих реальный гуманизм.
Необходимым компонентом экологической политики являются экологические права человека. так, осознание важности экологической угрозы происходило постепенно, а формирование системы экологических прав человека в международном законодательстве осуществлялось поэтапно, в течение нескольких десятилетий. можно выделить несколько этапов данного процесса. На первом этапе (1948-1972 гг.) во всеобщей декларации прав человека 1948 г. и международных пактах 1966 г., а также в ряде других международных документов данная группа прав человека отдельно не выделялась, хотя, очевидно, ее можно вывести из права на достаточный уровень жизни и права на здоровье. Единственной заметной экологической акцией, осуществленной в этот период ООН, стало проведение в г. лейк-Сассексе (СшА) международной научно-технической конференции по охране природы.
Непосредственное же выделение экологических прав человека большинство исследователей связывает с решениями Стокгольмской конференции ОНН по окружающей среде 1972 г. (второй этап, 1972-1992 гг.) [1, с. 56]. На данной конференции были приняты два документа: Декларация принципов и План мероприятий, закрепившие экологические права человека, а также меры, которые необходимо принять государствам в целях их обеспечения. Знаменательным было и одобрение Генеральной ассамблеей ОНН всемирной Хартии природы (1982 г.). в данном документе были подтверждены 24 важнейших направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в соответствии с которыми должна оцениваться любая деятельность человека, затрагивающая природу.
№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Пять основных принципов касались ненарушения основных природных процессов; сохранения генетического разнообразия; рационального использования природных ресурсов; защиты природы от разграбления в результате войны или иных враждебных действий [2, с. 49].
На третьем этапе (1992-2002 гг.) произошло осознание мировым сообществом тесной взаимосвязи между проблемами охраны окружающей среды и необходимостью обеспечения устойчивого развития человеческой цивилизации. Важнейшими документами, принятыми в этот период, являются решения конференций ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. и Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция. 1998 г.). Кроме того, в период с 1992 по 2002 гг. представители народов мира собирались на нескольких международных конференциях под эгидой ООН, включая Международную конференцию по финансированию развития, а также конференцию министров в Дохе.
В Декларации Рио 1992 г. мировое сообщество признало новые элементы экологических прав человека, включая право человека требовать ограничения и ликвидации нежизнеспособных моделей производства и потребления; право человека на доступ к международной информации о состоянии окружающей среды, которая имеется в распоряжении различных государств; право человека участвовать в решении международных проблем, касающихся окружающей среды; право человека на эффективные судебные и административные процедуры, включая возмещение причиненного ущерба; право человека участвовать в принятии решений, влияющих на состояние биосферы Земли и т.д.
В Орхурской конвенции под правом на благоприятную (здоровую) окружающую среду понимается право человека жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния. Наряду с отсутствием негативного воздействия на здоровье человека Конвенция выделяет еще один критерий качества окружающей среды - благоприятность для благосостояния человека. Однако содержание последнего критерия в самой Конвенции не раскрывается. Кроме того, в данном документе впервые упоминается в качестве субъекта права на благоприятную (здоровую) окружающую среду не только современное, но и будущее поколение.
В соответствии со ст. 1 Конвенции, средством обеспечения и защиты права на благоприятную (здоровую) окружающую среду другие экологические права: право на участие общественности
в процессе принятия решений; право на доступ к информации и право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [3, с. 155-156].
Наконец, четвертый этап формирования экологических прав человека (с 2002 г. - по настоящий день) связан с решениями Йоханнес-бургского экологического саммита, прошедшего в 2002 году. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.) уделяет основное внимание проблемам искоренения нищеты, изменению моделей производства и потребления, а также охране и рациональному использованию природных ресурсов как главным целям и потребностям обеспечения устойчивого развития. При этом проблемы устойчивого развития рассматриваются в Декларации в контексте мировых процессов глобализации. В решениях Конференции подчеркивается различие возможностей развития для развитых и развивающихся стран, предлагаются меры по обеспечению устойчивого развития стран Африки, Латинской Америки и ряда иных регионов. Примечательно, что в п. 169 Плана выполнения решений всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию подчеркивается необходимость дальнейшего изучения вопроса о связи между окружающей средой и правами человека, включая право на развитие [4, с. 75].
Таким образом, динамика закрепления экологических прав человека в решениях конференций ООН и иных международных документах заключается в уточнении элементов рассматриваемого права, его взаимосвязи с реализацией мировой стратегии обеспечения экологических прав человека на уровне отдельно взятого государства. Экологический кризис, являясь угрозой правам человека в планетарном масштабе, может быть продлен только совместным усилиями всего мирового сообщества.
Фундаментальное значение для формирования концептуально-политических и правовых основ экологической политики национальных государства имеет Декларация Рио, принятая в г. Рио-де-Жанейро и провозгласившая принципы, являющиеся экологическим императивом современности, входящим в механизм реализации основных прав и свобод человека.
Национальная экологическая политика входит в систему международной и основана на признании того, что вопросы защиты окружающей среды решаются успешнее всего при участии в этом процессе всех заинтересованных граждан. Соответственно, на общенациональном уровне каждый гражданин должен иметь доступ к информации, касающейся окружающей среды, которой
располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и связанных с риском и опасностью работах в районе их проживания. Граждане также должны иметь возможность участвовать в процессе принятия решений, а государства - информировать и способствовать большей осведомленности общественности, ее участию в решении этих вопросов, обеспечив широкий доступ к информации. Кроме того, должен быть предоставлен доступ к эффективным юридическим и административным механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты.
Экологическое законодательство национальных государств признается эффективным механизмом реализации права на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой, необходимым условием формирования экологической безопасности. так, с точки зрения ООН и участников конференции, основанная на провозглашаемых принципах национальная внутренняя и внешняя экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национальной и международной экологической безопасности.
Не будет преувеличением сказать, что именно эта совокупность принципов стала основной экологической политики современных государств.
Проведенный анализ позволяет сформулировать дефиницию экологической политики, которая имеет существенное значение для последующего анализа. Экологическую политику мы рассматриваем как целенаправленную деятельность органов государственной власти и иных институциональных субъектов, направленную на регулирование отношений общества и природы. Цель экологической политики заключается в воздействии на формирование желательного для общества баланса этого отношения, путем сохранения окружающей среды, экологических систем, контроля природопользования, позволяющего сохранять благоприятные условия человеческой жизнедеятельности, обеспечивающие непрерывное развитие. Правовая экологическая политика представляет собой совокупность юридических механизмов реализации цели государственной экологической политики, а также есть законотворческая, правоприменительная и правозащитная деятельность, направленная на регулирование экологических процессов в соответствии с национальными интересами, охватывающая отношения собственности на природные ресурсы, природопользование, контроль в сфере использования и охраны природы, ответственность за причинение вреда природной среде.
Список литературы
1. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2000. - 177 с.
2. Высторобец Е.А. Экологическое право - мотивации в международном сотрудничестве. - М., 2006. - 350 с.
3. Третьякова А.А. Экологические права граждан: основы правового регулирования на общеевропейском и национальном уровнях в государствах-членах Европейского союза // Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. Ломоносова. - М., 2000. - 404 с.
4. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности. - М.: НОРМА, 2004. -178 с.
Табигатты цоргау - цазгргг кезец жэне болашац урпацтар ушгн цоршаган табиги ортанъщ сапасымен байланысты цогамныц экологиялъщ даму муддесг болып табылады. Куцъщтъщ экология бул цогам мен табигаттыц взара байланысынан туындайтын цогамдъщ цатынастарды реттейт!н нормалардъщ жиынтыгы. Цуцыцтыц экологиянъщ аныцталуыныц бгрг болып - экология цуцыгы болып табылады. Экология цуцыгы бул цаз1рг1 жэне болашац урпац уш1н цоршаган табиги ортаны тшмд1 пайдаланумен цоргауга байланысты цогам мен табигаттыц царым-цатынасын аныцтайтын цогамдъщ цатынастарды реттейтт нормалардыц жиынтыгы.
Тушн свздер: экология, экологиялъщ цуцыц экологиялъщ цуцъщтъщ саясат.
№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Защита природы - является приоритетным интересом развития качественных отношений между обществом и окружающей средой сегодняшнего и будущего поколения. Экологическое право - это совокупность норм, регламентирующих общественные отношения между обществом и природой. Формирование экологической политики, как особого вида деятельности международных, национальных институтов, отдельных граждан, связано с осознанием актуальности экологической угрозы для жизни и здоровья человека, устойчивого развития общества.
Ключевые слова: экология, экологическое право, эколого-правовая политика.
Environmental laws and policies influence the direction of environmental science in complex ways. An emphasis on static efficiency in the design and implementation of law and policy creates incentives for scientists to ask questions that are narrowly focused on the most predictable and measurable environmental variables. Policies designed to protect or restore the emergent properties ofecosystems encourage scientists to ask questions about ecosystem dynamics and the relationship between human activities and the loss or degradation of ecosystem services. Answering such questions is essential for the ecological sciences to advance.
Keywords: ecologic, ecologic law, environmental law policy.
Айсин С.Б.,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, к.ю.н., докторант PhD
Основные подходы определения эколого-правовой политики
С.Б. Айсин,
Л.Н. Гумилев атындагы Еуразияльщ ^лттьщ университет ^ылмыстьщ-к¥^ьщтьщ кафедрасыньщ доцент^ з.г.к., PhD докторанты
Экологиялык кукыктык саясатты аныктаудыц непзп тэriлдерi
Aisin S.,
L.N. Gumilev Eurasian National University senior teacher of criminal law department, doctor Ph.D The main approaches determination of environmental and legal policy