Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Реброва Н. П., Ивашкевич Т. В., Фрик О. В.

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты применения стратегических инструментов как основной составляющей региональной экономической политики. основные теоретические и методологические подходы к стратегическому планированию. Авторами был разработан методологический инструментарий оценки экономической стратегии региона.Авторы статьи анализируют роль и место стратегического планирования в экономике региона. Стратегическое планирование региона представляет собой систематический процесс, который учитывает общие групповые интересы населения данного региона, имеющиеся ресурсы, формирование целей и задач и в соответствующих им проектов и программ. На основе этой информации могут быть определены этапы достижения определённого уровня социально-экономического развития региона. Стратегическое планирование рассматривается как необходимый шаг к сбалансированному развитию отдельных регионов и уменьшению большого отрыва между высокоразвитыми регионами и регионами с низким уровнем социально-экономического развития. Стратегическое планирование отдельных субъектов Российской Федерации не только способствует общему развитию страны путём интеграции, взаимодействия между ними, стремления обеспечить равно высокий уровень их развития, но и обеспечивает развитие собственного потенциала каждого конкретного региона и увеличение его конкурентоспособных преимуществ, а также и повышение качества жизни населения именно на его территории.Авторами статьи предложен методологический инструментарий для оценки экономической стратегии региона. Материал данной статьи предназначен для преподавателей и студентов высших учебных заведений, но может оказаться полезным для экономистов, менеджеров и финансистов, занимающихся стратегическим планированием, а также для представителей региональных и местных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА»

УДК 371.3, ББК 74.0280.122 © Н. П. Реброва, Т. В. Ивашкевич, О. В. Фрик

Н. П. Реброва, Т. В. Ивашкевич, О. В. Фрик ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты применения стратегических инструментов как основной составляющей региональной экономической политики. основные теоретические и методологические подходы к стратегическому планированию. Авторами был разработан методологический инструментарий оценки экономической стратегии региона.

Авторы статьи анализируют роль и место стратегического планирования в экономике региона. Стратегическое планирование региона представляет собой систематический процесс, который учитывает общие групповые интересы населения данного региона, имеющиеся ресурсы, формирование целей и задач и в соответствующих им проектов и программ. На основе этой информации могут быть определены этапы достижения определённого уровня социально-экономического развития региона. Стратегическое планирование рассматривается как необходимый шаг к сбалансированному развитию отдельных регионов и уменьшению большого отрыва между высокоразвитыми регионами и регионами с низким уровнем социально -экономического развития. Стратегическое планирование отдельных субъектов Российской Федерации не только способствует общему развитию страны путём интеграции, взаимодействия между ними, стремления обеспечить равно высокий уровень их развития, но и обеспечивает развитие собственного потенциала каждого конкретного региона и увеличение его конкурентоспособных преимуществ, а также и повышение качества жизни населения именно на его территории.

Авторами статьи предложен методологический инструментарий для оценки экономической стратегии региона. Материал данной статьи предназначен для преподавателей и студентов высших учебных заведений, но может оказаться полезным для экономистов, менеджеров и финансистов, занимающихся стратегическим планированием, а также для представителей региональных и местных органов власти.

Ключевые слова: регион, стратегическое планирование, развитие, современные подходы, реализация, методы, совершенствование, территория, субъекты.

ермин «стратегическое планирование»

Т обозначает долгосрочное планирование региона (страны или отдельного её территориального образования). Иными словами, это процесс, который направлен на разработку программы социально-экономического развития региона, содержащей в себе комбинацию конкретных действий. Стратегическое планирование региона является систематическим процессом, то есть включает в себя учёт общих групповых интересов людей, проживающих на территории данного региона, имеющиеся ресурсы, формирование целей и задач и в соответствии с ними проектов и программ, и с помощью этой информации определяются этапы достижения определённого уровня социально-экономического развития региона.

Стратегию разрабатывают и реализовывают совместно органы государственной власти, государственные организации, частные

предприниматели и органы территориального совместного самоуправления.

План стратегического развития региона является коротким (как правило) управленческим документом и содержит следующие характеристики:

1) цели социально-экономического развития региона (определение наиболее приоритетных, важных для региона направлений);

2) способы достижения намеченных целей, проекты, программы;

3) потенциальные возможности, перспективы;

4) наличие необходимых ресурсов, ключевых факторов для достижения целей;

5) пути использования различных имеющихся ресурсов.

План стратегического развития не является изолированным нормативным актом. Это означает, что документ региона должен согласовываться со стратегией страны, в которую включён данный регион. Кроме того, план стратегического развития не является административным нормативным актом. Это означает, что данный план - скорее результат согласования общественных интересов, а ответственность и обязательства, возникающие в связи с принятием этого плана, несут органы власти, общественные организации, предприятия и инвесторы, которые принимают участие в реализации этой стратегии.

Основной целью социально-экономического развития региона является повышение уровня жизни населения, проживающего на территории данного региона. А уже цели, которые исходят из основной цели, отражаются в характеристиках плана стратегического развития и могут быть весьма разнообразны. С помощью стратегического планирования региона можно отслеживать состояние различных сфер региона, сравнивать показатели качества и развития этих сфер с поставленными целями стратегии, с критериями развития, анализировать и оценивать результативность и эффективность предпринимаемых шагов по

осуществлению стратегии. Благодаря

стратегическому планированию мы можем понять, пропорционален ли объём необходимых ресурсов с желаемым результатами, помогут ли предпринимаемые шаги решить те проблемы, которые стоят перед регионом, какие потребности жителей сможет удовлетворить реализация данной стратегии и поддержит ли её население.

Что же является задачами стратегического планирования региона?

Во-первых, это определить наиболее рациональные и актуальные направления социально-экономического развития региона.

Во-вторых, определить способы перехода от ныне существующего состояния региона к желаемому.

В-третьих, аккумулировать различные ресурсы (а именно, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и другие).

В-четвёртых, сконцентрировать усилия различных социальных групп, субъектов экономики ради достижения поставленных целей.

Проанализируем, в каких конкретных действиях выражается назначение и роль стратегического планирования региона:

1) Благодаря стратегическому планированию региона определяются все возможные внешние и внутренние условия развития, социально-экономические тенденции.

2) Наиболее эффективное и рациональное использование ресурсов интенсивным путём развития обеспечивается правильным выбором способов достижения целей и задач и правильным выбором этих самых ресурсов.

3) Разработка программ, проектов, мероприятий, структурирование их в единые комплексы в соответствующих сферах.

4) Координация всех действий по достижению целей между различными уровнями государственной власти (между федеральным центром и регионами), а также между общественными организациями и частными предпринимателями.

5) Контроль и способствование в организации деятельности по осуществлению целей.

Каждый регион, который сталкивается с возникающими перед ним проблемами или который стремится к повышению уровня своего благосостояния, разрабатывает стратегию решения этих проблем по-своему, по своим собственным принципам. Несмотря на то, что комбинация долгосрочного планирования может разрабатываться по одинаковым подходам для разных регионов, абсолютно единообразным общий подход быть не должен. Далее приведем аргументы к этой точке зрения.

Каждый регион будет отличаться от других регионов по каким-либо аспектам. Абсолютно идентичных по всем показателям уровня социально-экономического развития регионов нет. Объясняется

это в первую очередь различием экономической активности и экономических возможностей.

Затем, регионы могут находиться в разных климатических поясах, на разной рельефной местности, то есть, иными словами, иметь разное географическое положение и иметь разные природные ресурсы.

Далее, социальные характеристики населения могут отличаться. Может быть различным уровень их благосостояния, организации их жизнедеятельности, стимулирования к активной экономической позиции.

И, наконец, далеко не маловажным фактором является деятельность органов местной государственной власти, степень их активности и результативность и эффективность их деятельности.

Конечно, первое действие - это стратегический подход, который подразумевает под собой комплексное масштабное развитие региона в целях улучшения его конкурентоспособных преимуществ в условиях современной глобализации.

Следующий подход - целевой. Он предполагает, что реализация стратегии региона должна осуществляться только после проведения тщательного анализа его внутренней и внешней среды. Кроме того, перед этим должна быть чётко определена миссия региона, а также долгосрочные и краткосрочные цели социально-экономического развития. Иными словами, целевой подход ставит стратегию развития на заключительное положение в рамках стратегического планирования.

Реализационный подход - подход, который, в отличие от предыдущего, целевого похода, ставит стратегию развития региона на первоначальное место. То есть с процесса формирования и разработки стратегии начинается процедура стратегического планирования региона. Можно сказать, что в рамках данного подхода разработка стратегического плана является одновременно и целью стратегического планирования региона, и средством достижения его целей и задач.

Помимо приведённых подходов к стратегическому планированию, выделяют:

1) Концептуальный (комплексный) подход, разработанный для систематизации различных определений понятия стратегии, принципом которого является взаимодействие теории и практики. В рамках данного подхода сформировались два противоположных мнения:

А) стратегия как формирование миссии и долгосрочных целей и задач, соответствующих целям;

Б) стратегия как долгосрочное направление развития хозяйствующего субъекта.

2) Количественный подход, который был разработан с целью выявления межрегиональных отличительных характеристик, связанных с результативностью и интенсивностью осуществления стратегического планирования региона. Основным фундаментом для определения данного сравнительного анализа являются документы

социально-экономических стратегий регионов и связанные с их разработкой и принятием нормативно -правовые акты.

Исходя из анализа имеющейся информации, можно сделать вывод, что для реализации стратегического планирования любого региона будет полезно воспользоваться таким принципом комплексного подхода как сочетание теоретических основ и практической направленности планирования.

Кроме этого, при совершенствовании реализации стратегического планирования региона следует больше обращать внимание на формулирование целей стратегии и её задач. Их формулировка должна быть ясной, чёткой, не двусмысленной, чтобы не могло сложиться двойственного понимания этих целей и задач, им соответствующих.

Должны быть выделены не более двух - пяти приоритетных конкретных направления развития, чтобы при первоначальных этапах реализации стратегии ресурсы не «расплывались» в менее

важные сферы, а концентрировались на главных проблемах региона.

При стратегическом планировании должна быть определена система индикаторов, то есть показателей, по которым можно было бы сравнивать текущее положение социально-экономического развития, желаемой ситуации в будущем и ныне совершаемых изменений.

Мероприятия (являющиеся частью проектов и программ развития) должны быть способны адаптироваться к условиям окружающей среды, в которой функционирует определённый регион, то есть должны уметь изменяться и модернизироваться в случае необходимости, подстраиваться под изменяющиеся условия, быть мобильными). В заключение хотелось бы отметить, что изменчивость, модернизация общества, цифровизация, информатизация всех сфер деятельности приводит к формированию новых подходов к стратегическому планированию.

Библиографический список

1. Галиуллин, А. Г. Стратегическое планирование развития территорий в условиях экономического кризиса : автореф. дис. канд. эк. наук : 08.00.05 / Артур Гиндуллович Галиуллин ; РЭУ имени Г. В. Плеханова. -Москва, 2012. - 29 с. - Текст: непосредственный.

2. Гапоненко, А. Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов / А. Л. Гапоненко, С. В. Пирогов, И. Ф. Чернявский ; Вестник Брянского государственного университета. - Брянск. - 2012. - 5 с. - Текст: непосредственный.

3. Егоров, К. Ю. Оценка процессов формирования и реализации стратегий социально-экономического развития регионов России : автореф. дис. канд. эк. наук : 08.00.05 / Кирилл Юрьевич Егоров ; Сам. гос. эконом. Ун-т. - Самара, 2010. - 206 с. : ил. РГБ ОД, 61 11-8/211 - Текст: непосредственный.

4. Реброва, Н. П. Концептуальные аспекты стратегического территориального маркетинга : монография / Н. П. Реброва, В. М. Сидельников ; НОУ ВПО СИБИТ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. - 128 с.: ил. - Текст: непосредственный.

5. Яковлева, С. И. Стратегическое планирование регионов и городов [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 3-е дополнительное издание. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2015.

6. Шульмин, С. А. О стратегическом планировании на региональном уровне в Российской Федерации / С. А. Шульмин. - Текст : электронный // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2019. - № 1-2. - С. 325-328. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39560870_75479562.pdf (дата обращения: 18.10.2021).

7. Янгульбаева, Л. Ш., Абдокова, Л. З. Развитие системы стратегического планирования на региональном уровне / Л. Ш. Янгульбаева, Л. З. Абдокова. - Текст : электронный // Вестник Академии знаний. - 2019. -№ 6 (35). - С. 344-348. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41582252_78797433.pdf (дата обращения: 18.10.2021).

Сведения об авторах:

Реброва Наталья Петровна - доктор экономических наук, профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Омский филиал (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6), e-Mail: n.rebrowa123@yandex.ru

Ивашкевич Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Омский филиал (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6), e-Mail: TIvashkevich@fa.ru

Фрик Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент, доцент факультета очного обучения, АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196/1), доцент кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Омский филиал (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6), e-mail: ofrik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.