Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьева Ю.Г., Белинская И.В., Янова Е.А.

Стратегическое планирование является основным методологическим подходом к разработке программ развития регионов. Процедура стратегического планирования, реализуемая в регионах на основании положения ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] предполагают формирование целевых показателей на каждом этапе реализации стратегии, определение источников поступления ресурсов, необходимых для ее реализации, активное применение инструментов государственного управления, позволяющего своевременно вносить корректировки в реализацию социально-экономического развития региона. Регион представляет собой совокупность территориальных образований, каждый из которых имеет специфические характеристики социально-экономической среды. Соответственно, в целях повышения эффективности, разрабатываемых на государственном уровне управленческих решений необходимо интегрировать методы стратегического планирования отдельных территориальных единиц в общую стратегию регионов. В работе рассмотрены принципы разработки стратегии развития регионов, сформулированы его основные этапы, определены группы критериальных показателей эффективности, рассмотрены преимущества и недостатки использования технологии форсайт и традиционного стратегического планирования. На основании теоретической базы, разработанной отечественными и зарубежными авторами, анализе нормативно-правовой базы в области стратегического планирования в Российской Федерации, с применением аналитического и сравнительного методов проведено исследование стратегии социальноэкономического развития Красноярского края и форсайт-проекта города Красноярск. По результатам исследования сформулировано предложение о необходимости интеграции «классического» инструментария стратегического планирования с технологией форсайт, предоставляющей широкие возможности для реализации многовариантных сценариев развития региона. Также обоснована целесообразность применения адаптивного подхода к стратегическому планирования, использования омниканальности при проведении оценки потенциала региона, привлечения различных финансовых схем при реализации стратегии, создания интегрированной системы оценочных показателей. Применение усовершенствованной методологии стратегического планирования позволит повысить экономическую результативность процесса государственного управления на уровне региона, а также стимулирует рост основных социально-экономических региональных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING METHODOLOGICAL APPROACHES TO STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC REGION DEVELOPMENT

Strategic planning is the main methodological approach to the development of regional development programs. The strategic planning procedure implemented in the regions on the basis of the Federal Law №172 "About strategic planning in the Russian Federation "[1] involves the formation of targets at each stage of the strategy implementation, determining the sources of resources needed for its implementation, and the active use of public administration tools that allow timely adjustments to the implementation of socio-economic development of the region. A region is a set of territorial entities, each of which has specific characteristics of the socio-economic environment. Accordingly, in order to improve the effectiveness of management decisions developed at the state level, it is necessary to integrate the methods of strategic planning of individual territorial units into the overall strategy of the regions. The article considers the principles of developing a regional development strategy, defines its main stages, defines groups of performance criteria, and considers the advantages and disadvantages of using foresight technology and traditional strategic planning. Based on the theoretical basis developed by domestic and foreign authors, the analysis of the legal framework in the field of strategic planning in the Russian Federation, using analytical and comparative methods, a study of the strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk territory and the foresight project of the city of Krasnoyarsk was conducted. Based on the results of the study, a proposal is formulated on the need to integrate the "classic" strategic planning tools with foresight technology, which provides ample opportunities for implementing multi-variant scenarios for the development of the region. It also proves the feasibility of applying an adaptive approach to strategic planning, using omnichannel when assessing the potential of the region, attracting various financial schemes in the implementation of the strategy, and creating an integrated system of evaluation indicators. The use of an improved strategic planning methodology will increase the economic efficiency of the public administration process at the regional level, as well as stimulate the growth of the main socio-economic regional indicators.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10075

Совершенствование методологических подходов стратегического планирования социально-экономического развития региона

Белинская И.В., Янова Е.А., Терентьева Ю.Г.

Стратегическое планирование является основным методологическим подходом к разработке программ развития регионов. Процедура стратегического планирования, реализуемая в регионах на основании положения ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] предполагают формирование целевых показателей на каждом этапе реализации стратегии, определение источников поступления ресурсов, необходимых для ее реализации, активное применение инструментов государственного управления, позволяющего своевременно вносить корректировки в реализацию социально-экономического развития региона. Регион представляет собой совокупность территориальных образований, каждый из которых имеет специфические характеристики социально-экономической среды. Соответственно, в целях повышения эффективности, разрабатываемых на государственном уровне управленческих решений необходимо интегрировать методы стратегического планирования отдельных территориальных единиц в общую стратегию регионов. В работе рассмотрены принципы разработки стратегии развития регионов, сформулированы его основные этапы, определены группы критериальных показателей эффективности, рассмотрены преимущества и недостатки использования технологии форсайт и традиционного стратегического планирования. На основании теоретической базы, разработанной отечественными и зарубежными авторами, анализе нормативно-правовой базы в области стратегического планирования в Российской Федерации, с применением аналитического и сравнительного методов проведено исследование стратегии социально-экономического развития Красноярского края и форсайт-проекта города Красноярск. По результатам исследования сформулировано предложение о необходимости интеграции «классического» инструментария стратегического планирования с технологией форсайт, предоставляющей широкие возможности для реализации многовариантных сценариев развития региона. Также обоснована целесообразность применения адаптивного подхода к стратегическому планирования, использования омниканальности при проведении оценки потенциала региона, привлечения различных финансовых схем при реализации стратегии, создания интегрированной системы оценочных показателей. Применение усовершенствованной методологии стратегического планирования позволит повысить экономическую результативность процесса государственного управления на уровне региона, а также стимулирует рост основных социально-экономических региональных показателей.

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10075

Improving methodological approaches to strategic planning of socio-economic region development

Belinskaia I.V., Yanova E.A., Terenteva Y.G.

Strategic planning is the main methodological approach to the development of regional development programs. The strategic planning procedure implemented in the regions on the basis of the Federal Law №172 "About strategic planning in the Russian Federation "[1] involves the formation of targets at each stage of the strategy implementation, determining the sources of resources needed for its implementation, and the active use of public administration tools that allow timely adjustments to the implementation of socio-economic development of the region. A region is a set of territorial entities, each of which has specific characteristics of the socio-economic environment. Accordingly, in order to improve the effectiveness of management decisions developed at the state level, it is necessary to integrate the methods of strategic planning of individual territorial units into the overall strategy of the regions. The article considers the principles of developing a regional development strategy, defines its main stages, defines groups of performance criteria, and considers the advantages and disadvantages of using foresight technology and traditional strategic planning. Based on the theoretical basis developed by domestic and foreign authors, the analysis of the legal framework in the field of strategic planning in the Russian Federation, using analytical and comparative methods, a study of the strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk territory and the foresight project of the city of Krasnoyarsk was conducted. Based on the results of the study, a proposal is formulated on the need to integrate the "classic" strategic planning tools with foresight technology, which provides ample opportunities for implementing multi-variant scenarios for the development of the region. It also proves the feasibility of applying an adaptive approach to strategic planning, using omnichannel when assessing the potential of the region, attracting various financial schemes in the implementation of the strategy, and creating an integrated system of evaluation indicators. The use of an improved strategic planning methodology will increase the economic efficiency of the public administration process at the regional level, as well as stimulate the growth of the main socio-economic regional indicators.

FOR CITATION

Belinskaia I.V., Yanova E.A, Terenteva Y.G. Improving methodological approaches to strategic planning of socio-economic region development. Diskussiya [Discussion], 102, 40-48.

KEYWORDS

Regional development, external environment, evaluation methods, performance criteria, foresight planning, scenario approach, strategic goals.

JEL: R12

Введение. Реализация социально-экономической политики в стране осуществляется на основании разработки стратегий развития регио-

нальных подсистем. Наряду с Национальными, Федеральными целевыми программами, Стратегиями развития отдельных отраслей на-

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Развитие региона, внешняя среда, методы оценки, критерии эффективности, форсайт-планирование, сценарный подход, стратегические цели.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Белинская И.В., Янова Е.А., Терентьева Ю.Г. Совершенствование методологических подходов стратегического планирования социально-экономического развития региона // Дискуссия. - 2020. -Вып. 102. - С. 40-48.

JEL: R12

родного хозяйства региональный уровень управления социально-экономическими подсистемами выступает одним из элементов повышения качества жизни населения. При разработке стратегии социально-экономического развития регионов применяются методы стратегического планирования и управления. Исследования в области стратегического управления направлены на решение задач двух уровней: расширение теоретических основ формирования стратегии управления в регионах, а также разработку рекомендаций для проведения разработанных мероприятий [2]. В целях повышения эффективности региональной экономической системы разрабатываются сценарии активизации отдельных ее компонентов.

Стратегической планирование является инструментом выработки оптимальных способов развития различных подсистем региона, основанным на учете характеристиках его ресурсного потенциала, а также параметров окружающей среды. При этом разрабатываемые инструменты стратегического управления должны учитывать не только циклические колебания экономики, но и общие тенденции развития региона [3].

Постановка целей стратегии региона основывается на выполнении принципов 4С и Бшаг!;-критериев (табл. 1) [4, 5].

Основываясь на соблюдении указанных принципов органы исполнительной власти осуществляют процесс стратегического планирования по разных социально-экономических направлениям, основываясь на результатах анализа микро-, макро-окружающей среды, тенденциях изменения

отдельных факторов внутреннего ресурсного потенциала региона. В результате выявляются наиболее значимые аспекты социально-экономического состояния региона, формируются «точки роста», определяется комплекс показателей социально-экономического эффекта.

Результативность стратегии развития региона оценивается посредством расчета группы показателей [6]:

— показатели объема выполненной работы -это традиционные параметры, измеряемые путем статистических наблюдений (особенностью данной группы является представление результатов деятельности социально-экономической региональной системы в натуральных значениях: кубометры, литры, килограммы);

— показатели социального эффекта - это параметры, характеризующие результаты опосредованного влияния экономических результатов на социальные факторы;

— показатели удовлетворенности населения условиями жизнедеятельности - это социологически измеряемые параметры, характеризующие реакцию населения региона на производимые руководством региона управленческие воздействия. Данная группа показателей носит вероятностный и дискретный характер, соответственно, не является в не достаточной степени релевантной базой для проведения оценки эффективности стратегии развития.

Разработка перечня показателей эффективности стратегии необходима при определении уровня достижения поставленных показателей

Таблица 1

Принципы разработки стратегии региона

4С SMART

1. Четкость (CLearness) 1. Конкретность (Specificity);

2. Полнота (Completeness) 2. Измеримость (MeasurabiLity)

3. Комплексность (CompLexity) 3. Достижимость (AchievabiLity)

4. Непротиворечивость (Consistency) 4. Релевантность (ReLevance)

5. Привязка к определенному периоду времени (Time-certainty)

развития региона. Анализ степени достижения отдельных этапов стратегии позволяет проводить корректировку способов достижений целей социально-экономического развития. Однако на практике закладываемое в стратегию развития региона ее управленческое предназначение становится излишне широким, что приводит к завышению роли и значения документов регионального стратегического управления и отрыву их от реальной экономической обстановки. Это предопределяет необходимость систематического пересмотра разрабатываемой стратегии на уровне государственного управления, без возможности корректировки принципиального содержания [7].

Регион представляет собой совокупность территориальных образований, каждый из которых имеет специфические характеристики социально-экономической среды. Наибольшее значение при разработке стратегии региона уделяется исследованию потенциала и тенденций в наиболее экономически развитых его городах, преимущественно в столичных центрах. Разработка стратегии нацелена на развитие всех секторов социально-экономической системы региона. Однако необходимо учитывать особен-

ности каждой территориальной единицы, изучать ее сильные стороны и потенциал для развития. С учетом ограниченности ресурсов представляется целесообразным сконцентрироваться на отдельных «прорывных» секторах в наиболее развитых населенных пунктах региона, проводить сценарное планирование.

Эффективным инструментом построения многовариантных стратегий является foresight-планирование, процедура проведения которого включает в себя [8]:

— определение объекта планирования;

— анализ внешней среды;

— построение «карты сферы»;

— выбор методов исследования;

— проведение экспертных опросов;

— выделение тенденций, которые можно спрогнозировать, зон неопределенности;

— разработку целевых показателей;

— формирование возможных сценариев будущего;

— планирование исполнения.

Основным преимуществом применения

данного инструмента является возможность привлечения специалистов из различных отраслей науки и экономики в отличие от про-

цесса разработки стратегии региона, при котором управленческие решения принимаются представителями органов государственной власти и сотрудниками учеными отраслей научных учреждений. По сути дела, форсайт - скорее политический инструмент, чем методика исследований, так как предполагает активное привлечение интеллектуальных и финансовых ресурсов государственной власти. Данная технология эффективно используется в США, Великобритании, Австрии, Швеции, Японии, Германии, Франции [9]. В европейских странах применение технологии форсайт является важным компонентом системы поиска альтернатив развития регионов. Так, современным трендом в планировании будущего регионов является расширение интеграционных связей между органами государственного управления и местным сообществом [10].

Целью данной научной статьи является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование методологии проведения стратегического планирования на уровне регионов с целью повышения его эффективности.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели статьи нами использовался сравнительный и исторический методы, аналитический и нормативный подход. Базой исследования послужили теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического планирования, нормативно-правовая база, разработанная на федеральном и региональном уровнях.

Результаты. В настоящее время для планирования и прогнозирования региональных экономических систем применяются как классические методы стратегического управления, так и технология форсайт. Последняя предполагает большую системность и проработанность процесса оценки стратегических альтернатив, в том числе основанную на построении дерева релевантности, но не предусматривает проведения детальных расчетов социально-экономического эффекта для предлагаемых сценариев развития. Сравнительный анализ сущности «классического» стратегического планирования и технологии форсайт в целях развития региона представлено в табл. 2:

Таким образом, каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. На наш взгляд, в целях повышения эффективности разрабатываемых стратегический решений целесообразным интегрировать форсайт отдельных территориальных единиц в процесс разработки стратегии социально-экономического развития региона (рис.1). Таким образом, в процесс стратегического планирования необходимо внести этап формулирования «видения» будущего региона (vision), а также предусмотреть возможность разработки нескольких сценариев развития объекта планирования в зависимости от конъюнктуры мезо- и макросреды.

Обсуждение. В качестве примера интеграции методов форсайт в процесс стратегического планирования рассмотрим Красноярский край. Согласно Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, сфор-

Таблица 2

Сравнительная характеристика методов стратегического планирования

Элемент сравнения Характеристика

Классическое Foresight

Видение будущего - совокупность количественных и качественных показателей - конкретный образ

Однозначность результата - целевые показатели; - многовариантность;

инструменты разработки - организационные встречи представителей органов исполнительной власти; - научное сообщество - экспертные панельные дискуссии; - интервьюирование

Параметры критериев оценки - оценка соответствия целевых показателей достигнутым результатам; - совокупность количественных и качественных показателей результативности - преобладание качественных показателей оценки; - отсутствие четких критериев оценки достижимости целей

Степень проработанности способов достижения целей - средняя, представлены возможные источники достижения целей - высокая, представлена логико-структурная схема решения каждой подцели

(Источник: авторская разработка)

Рис. 1. Процедура разработки стратегии региона на принципах foresight (Источник: авторская разработка)

мулированы механизмы развития по следующим направлениям [11]:

— социальная сфера;

— образование;

— промышленно-производственный сектор.

Стратегия включает в себя описание тенденций внешней для Красноярского края среды, предполагаемых мероприятий, перечень целевых показателей и сроков достижения с разбивкой на кратко- средне - долгосрочные периоды. Стратегия основывается на разработанных на федеральном уровне нормативно-правовых документах: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии 2020: Новая модель роста - новая социальная политика, Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Сибири, Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с этими документами каждое направление в Стратегии представлено программными мероприятиями, и не предполагает детальной разработки «дорожной карты».

Крупнейшим экономическим центром региона является Красноярск, foresight которого был разработан на период до 2047 года. Он включает в себя нескольких сценариев развития в зависимости от конъюнктуры внешней среды, а также

результатов анализа внутренних процессов в городе. Каждый сценарий категорирован по степени вероятности. Наиболее ожидаемыми вариантами развития города выступают [12]:

Сценарий 1. Крупный индустриальный центр. Стратегические приоритеты сценария «Крупный индустриальный центр»:

— реконструкция промышленных площадок, формирование перспективных площадок, отвечающих современным требованиям (подключение к инженерным сетям и телекоммуникациям, качество электроэнергии и др.);

— сотрудничество муниципальной, региональной, федеральной власти, направленное на привлечение ведущих зарубежных компаний, производителей машин и оборудования для добывающей и перерабатывающей промышленности, строительных и транспортных машин;

— поддержка создания инжиниринговых центров, исследовательских лабораторий, сервисных компаний;

— повышение качества городской среды, формирование систем мониторинга экологической ситуации и воздействия на предприятия, не выполняющие экологические требования.

Сценарий 2. Глобальный город - ресурсная столица Азии. Стратегические приоритеты сценария «Глобальный город - ресурсная столица Азии»:

— повышение уровня деловой активности - привлечение в город представительств круп-

нейших российских и зарубежных компаний, развертывание системы экономических и отраслевых форумов, конференций;

— наращивание человеческого капитала -продвижение СФУ в число ведущих вузов мира, увеличение числа иностранных студентов, проведение на его базе СФУ международных школ различной тематики;

— развитие информационного обмена -увеличение числа корреспондентских пунктов СМИ глобального значения, наращивание объема международных новостей в ведущих местных СМИ;

— развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры, обеспечение тотального доступа к высокоскоростному интернету;

— повышение культурной активности - развитие музеев, театров, концертных и выставочных залов, других культурных учреждений, выведение их на мировой уровень; увеличение числа проводимых международных спортивных соревнований, количества, принимаемых городом иностранных туристов, повышение качества соответствующей инфраструктуры (гостиниц, общественного питания, мест рекреации);

— наращивание политического веса города -увеличение числа учреждений федерального уровня (или их представительств), иностранных посольств, консульств, представительств международных организаций; появление политологических институтов мирового значения; увеличение числа проводимых мероприятий, влияющих на политические решения (конференций, форумов).

Таким образом, представленные сценарии направлены на комплексное развитие всей со-

циально-экономической системы Красноярска: образование, промышленный сектор, культура, информационные технологии, наука, инвестиционный сектор и т.д. В агрегированном виде данные направления развития предусмотрены и в Стратегии развития Красноярского края до 2030 года, однако степень детализации с ней намного меньше.

Выводы.

1. Использование сценарного подхода к процессу стратегическому планирования регионального развития позволяет учитывать существующие вызовы для различных компонентов социально-экономической системы региона.

2. Проведение оценки внешней среды в рамках форсайт-планирования позволяет привлекать широкий спектр мнений экспертов из различных научных отраслей. Проведение в течении нескольких дней панельных дискуссий открывает возможности для формирования интегрированного взгляда на процесс решения проблем региона.

3. Разработка нескольких сценарных вариантов в рамках форсайт-планирования предполагает формирование альтернативных вариантов финансового обеспечения, что стимулирует адаптивность и гибкость мероприятий практической реализации стратегии.

4. Оценка социально-экономического эффекта от предполагаемых сценариев должна основываться на существующей системе оценки результативности стратегии социально-экономического развития региона, и включать совокупность количественных и качественных показателей.

Список литературы

1. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.07.2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 29.08.2020).

2. Hitt Michael A, Boyd Brian K., Dan Li. The state of strategic management research and a vision of the future. Research Methodology in Strategy and Management [Electronic resource]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/23S278936_The_state_of_strategic_manage-ment_research_and_a_vision_of_the_future (дата обращения: 29.08.2020).

3. Морозова Н.В., Бондаренко Н.В. Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 178-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Doran G. T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives. Management Review. 1981. Vol. 70. Is. 11. Pp. 35-36.

5. ШеховцеваЛ.С. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития [Электронный ресурс] // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19 (76). С. 58-64. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7strategicheskoe-tselepolaganie-regiona-kak-subekta-razvitiya/viewer (дата обращения: 20.08.2020).

6. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Оценка результативности государственных программ социально-экономического развития регионов России // Проблемы прогнозирования. 2016. №4 (157). С. 81-94.

7. Рудаков М.Н., Шегельман И.Р. Стратегическое планирование в регионе: процесс или результат? // Инженерный вестник Дона. 2014. № 1 (28). С. 35.

8. Соколов А.В. Форсайт - взгляд в будущее [Электронный ресурс] // Журнал «Форсайт». 2007. № 1. Режим доступа: https://foresight.hse.ru/data/380/621/1234/Whatforesight. pdf (дата обращения: 23.08.2020).

9. Сидунова Г.И., Сидунов А.А. Форсайт как технология предвидения развития социально-экономической системы // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. №7-6. С. 142-145.

10. Bachtler John F. Policies and strategies for regional development: a shift in paradigm [Электронный ресурс]. 2001. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publica-

References

1. Federal'nyj zakon N 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law N 172-FZ "On Strategic Planning in the Russian Federation" dated 28.07.2014] [Electronic resource]. Consultant Plus. Access mode: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (accessed date: 08/29/2020).

2. Hitt Michael A, Boyd Brian K., Dan Li. The state of strategic management research and a vision of the future. Research Methodology in Strategy and Management [Electronic resource]. Access mode: https://www.researchgate.net/publica-tion/235278936_The_state_of_strategic_management_research_ and_a_vision_of_the_future (accessed date: 29.08.2020).

3. Morozova N.V., Bondarenko N.V. Podhody k ocenke effektivnosti realizacii regional'nyh strategij social'no-ekonomicheskogo razvitiya [Approaches to assessing the effectiveness of the implementation of regional strategies for socio-economic development]. Bulletin of the Chuvash University. 2014. No. 3. Pp. 178-182.

4. Doran G.T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives. Management Review. 1981. Vol. 70. Is. 11. Pp. 35-36.

5. Shekhovtseva L.S. Strategicheskoe celepolaganie regiona kak sub"ekta razvitiya [Strategic goal-setting of the region as a subject of development] [Electronic resource]. Regional economy: theory and practice. 2008. No. 19 (76). Pp. 58-64. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-tsele-polaganie-regiona-kak-subekta-razvitiya/viewer (accessed date: 20.08.2020).

6. Leksin V.N., Porfiriev B.N. Ocenka rezul'tativnosti gos-udarstvennyh programm social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii [Evaluation of the effectiveness of state programs of socio-economic development of regions of Russia]. Problems of forecasting. 2016. No. 4 (157). Pp. 81-94.

Вклад соавторов

Янова Е.А. - анализ зарубежных источников по теме исследования и нормативно-правовой базы;

Терентьева Ю.Г. - анализ отечественных публикаций;

Белинская И.В. - разработка концепции интеграции инструментов форсайт-планирования в процесс стратегического развития региона.

Информация об авторе

Белинская И.В., кандидат эконом. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург-Пушкин, Российская Федерация). Почта для связи с автором: belinska@yandex.ru

Янова Е.А., кандидат эконом. наук, доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО (Санкт-Петербург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: yanova.ea@gmail.com

tion/228396056_Policies_and_strategies_for_regional_deve L-opment_a_shift_in_paradigm (дата обращения: 14.08.2020).

11. Постановление Правительства Красноярского края постановление от 30 октября 2018 года № 647-п «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года» [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства. Режим доступа: http:// zakon.krskstate.ru/doc/52526 (дата обращения: 25.08.2020).

12. Красноярск Foresight: образы будущего 2030 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://foresight.sfu-kras.ru/node/241 (дата обращения: 28.08.2020).

7. Rudakov M.N., Shegelman I.R. Strategicheskoe planirovanie v regione: process ili rezul'tat? [Strategic planning in the region: process or result?]. Engineering Bulletin of Don. 2014. No. 1 (28). Pp. 35.

8. Sokolov A.V. Forsajt - vzglyad v budushchee [Foresight - a look into the future] [Electronic resource]. Journal "Foresight". 2007. No. 1. Access mode: https://foresight.hse.ru/data/380/621/1234/ Whatforesight.pdf (accessed date: 23.08.2020).

9. Sidunova G.I., Sidunov A.A. Forsajt kak tekhnologiya predviden-iya razvitiya social'no-ekonomicheskoj sistemy [Foresight as a technology for predicting the development of a socio-economic system]. Theoretical and applied aspects of modern science. 2015. No. 7-6. Pp. 142-145.

10. Bachtler John F. Policies and strategies for regional development: a shift in paradigm [Electronic resource]. 2001. Access mode: https://www.researchgate.net/publication/228396056_ Policies_and_strategies_for_regional_development_a_shift_in_ paradigm (accessed date: 14.08.2020).

11. Postanovlenie Pravitel'stva Krasnoyarskogo kraya postan-ovlenie ot 30 oktyabrya 2018 goda № 647-p «Ob utverzhdenii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya do 2030 goda» [Resolution of the Government of the Krasnoyarsk Territory Resolution of October 30, 2018 N 647-p "On approval of the strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk Territory until 2030"] [Electronic resource]: Official website of the Government. Access mode: http://zakon.krskstate.ru/doc/52526 (accessed date: 25.08.2020).

12. Krasnoyarsk Foresight: obrazy budushchego 2030 [Krasnoyarsk Foresight: images of the future 2030] [Electronic resource]. Access mode: http://foresight.sfu-kras.ru/node/241 (accessed date: 28.08.2020).

Contribution of co-authors

Yanova E. - analysis of foreign sources on the topic of research and legal framework;

Terentyeva Y. - analysis of domestic publications;

Belinskaya I. - development of the concept of integration between foresight planning tools and original process of strategic region development.

Author Info

Belinskaia I.V., PhD in Economic, associate professor of the Public Administration, The Leningrad State University after named A.S. Pushkin (Saint-Petersburg-Pushkin, Russian Federation). Corresponding author: belinska@yandex.ru

Yanova E.A. PhD in Economic, associate professor of the Faculty of Technological Management and Innovations, ITMO University (Saint-Petersburg, Russian Federation). Corresponding author: yanova. ea@gmail.com

Терентьева Ю.Г., кандидат эконом. наук, доцент факультета дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (Санкт-Петербург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: luckyterenteva@yandex.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 02.09.2020

Дата принятия к публикации: 05.10.2020

© Белинская И.В., Янова Е.А., Терентьева Ю.Г., 2020.

Terenteva Y.G., PhD in Economic, associate professor of the Additional professional education Faculty, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (Saint-Petersburg, Russian Federation). Corresponding author: luckyterenteva@yandex.ru

Article Info

Received for publication: 02.09.2020 Accepted for publication: 05.10.2020

© Belinskaia I.V., Yanova E.A., Terenteva Y.G., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.