Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL / TOURISM COMPANY / MANAGEMENT / PLANNING / STAFFING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Музаев М.И.

Статья посвящена управлению трудовыми ресурсами туристского предприятия. Приведены основные ценности работников туристского предприятия. Рассмотрены этапы планирования потребности в персонале в туриндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO BUILDING A HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM IN TOURIST BUSINESS

Аnnotation: The article is devoted to the labor resources management of a tourist enterprise. The basic values of employees of a tourist enterprise are given. The stages of planning the need for personnel in the tourism industry are considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ»

УДК 331.101.3

Музаев М.И. студент магистратуры 3 курса факультет «География и геоэкология» Чеченский государственный университет научный руководитель: Горностаева Ж.В., к. э. н.

профессор

Чеченская Республика, г. Грозный ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация: Статья посвящена управлению трудовыми ресурсами туристского предприятия. Приведены основные ценности работников туристского предприятия. Рассмотрены этапы планирования потребности в персонале в туриндустрии.

Ключевые слова: персонал, туристское предприятие, менеджмент, планирование, подбор персонала

Muzaev M.I. graduate student 3 course, faculty "Geography andgeoecology"

Chechen State University Chechen Republic, Grozny Scientific adviser: Gornostaeva Zh. V. Candidate of Economics, professor BASIC APPROACHES TO BUILDING A HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM IN TOURIST BUSINESS

Аnnotation: The article is devoted to the labor resources management of a tourist enterprise. The basic values of employees of a tourist enterprise are given. The stages of planning the need for personnel in the tourism industry are considered.

Keywords: personnel, tourism company, management, planning, staffing

Персонал туристского предприятия обеспечивает его успех на рынке туристских услуг. Соответственно возникает необходимость эффективного управления трудовыми ресурсами. В процессе управления трудовыми ресурсами должны приниматься управленческие решения в таких областях, как поиск и отбор сотрудников; развитие персонала, мотивация персонала, обеспечение безопасных условий труда и пр. При этом необходимо помнить, что персонал не только обеспечивает успех деятельности туристского предприятия, но и является источником расходов. 49

Расходы на персонал занимают значительную долю в общих затратах туристских предприятий. Например, в гостиничных предприятиях на долю оплаты труда сотрудников приходится 30% от общих расходов. При

49 Основы управления персоналом: Учебник для вузов / под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа, 2013

рациональном использовании персонала, как правило, не возникает необходимости сокращения данной статьи расходов.

Выявление у работников предприятия лучших черт является одним из основных последствий управления человеческим капиталом. Это достигается путем обеспечения удовлетворенности персонала от выполняемой работы, оплаты и условий труда. Работники организации должны ощутить признание за достижения и реальную поддержку со стороны руководства. 50

Ожидания работников предприятия необходимо опережать и предоставлять возможность получения различных ценностей (рисунок 1).

Л

• новые вызовы

• реализация новых замыслов

• свобода деятельности и т.д.

• повышение квалификации

•тренинги

• карьерный рост и т.д. У

•наблюдение за усилиями работников Л

• оценка активности членами трудового коллектива

•оплата труда

•доплаты за стаж,

• награды

• социальная деятельность J

Рисунок 1 - Основные ценности сотрудников туристского

предприятия51

Исключительное значение имеет процесс создания человеческого капитала в туриндустрии. В этом процессе можно выделить следующие элементы:

формирование стратегии создания человеческого капитала; оценка потребностей в кадрах;

- формирование у работников чувства принадлежности к предприятию;

- постоянное обучение работников и повышение их квалификации;

- обеспечение участия работников в принятии управленческих решений;

50 Менеджмент туристического предприятия. URL: http ://uchebnikirus. com /turizm/menedzhment turistichnogo pidpriyemstva - kudla nye/upravlinnya personalom

turistichnogo pidprivemstva.htm

51 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособ.- М. : БГЭУ, 2010. - 644 с.

- предоставление работникам необходимой информации. 52 Одно из главных направлений управления человеческими ресурсами туристского предприятия - планирование потребности в персонале. Его основания цель - определение количества необходимой рабочей силы соответствующей квалификации. Этапы планирования потребности в персонале отражены на рисунке 2.

определение ожидаемого количества работников на начало планового периода

расчет потребности в

работникахдля выполнения планового объема работ

Рисунок 2 - Этапы планирования потребности в персонале туристского

предприятия

Процесс планирования персонала должен начинаться с анализа и оценки фактического количественного и качественного состава работников относительно объема и структуры реализуемых задач. 53

Следующий элемент системы управления персоналом туристского предприятия это подбор и найм сотрудников. Процесс подбора персонала включает в себя несколько этапов (рисунок 3).

52 Менеджмент туристического предприятия. URL: http://uchebnikirus. com /turizm/menedzhment turistichnogo pidprivemstva - kudla nve/upravlinnva personalom

turistichnogo pidpriyemstva.htm

53 Менеджмент туристического предприятия. URL: http://uchebnikirus. com /turizm/menedzhment turistichnogo pidprivemstva - kudla nve/upravlinnva personalom

turistichnogo pidpriyemstva.htm

Рисунок 3 - Процесс подбора персонала туристского предприятия54

Источники подбора персонала для туристских предприятий представим на рисунке 4.

Рисунок 4 - Источники подбора персонала для туристских

предприятий55

Определение правил отбора позволяет уточнить основные процедуры оценки кандидатов, а также выделить ключевые позиции сравнения

54 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособ.- М. : БГЭУ, 2010. - 644 с.

55 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособ. - М. : БГЭУ, 2010. - 644 с.

претендентов.

Соблюдение правильности отбора и набора персонала в туристском предприятии способствует снижению текучести кадров, которая является достаточно частым явлением в этой сфере.

Периодически специалистам по кадрам туристского предприятия необходимо анализировать текучесть кадров и выяснять причины ухода сотрудников с целью выявления недоработок в кадровой работе предприятия и определения тенденций происходящих изменений. 56

Следующий элемент системы управления персоналом туристского предприятия - система мотивации работников. Мотивация может осуществляться с помощью целевого воздействия на поведение сотрудников и создания системы стимулов. Инструменты стимулирования персонала туристского предприятия можно разделить на две большие группы: материальное стимулирование и нематериальное стимулирование (рисунок

5).

Рисунок 5 - Инструменты стимулирования персонала туристского

предприятия

Как видно из рисунка к инструментам материального стимулирования

56 Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. - М, 2015. - 250 с.

сотрудников относятся: система оплаты труда, премии, иные денежные выплаты (награды, ценные подарки и пр.).

Группа материальных стимулов имеет большое значение для мотивирования работников туристского предприятия и повышения эффективности их труда.

Нематериальные инструменты стимулирования труда предполагают различные способы признания достижений сотрудников. Как правило, они не имеют денежного выражения и выступают в качестве дополнения к материальным стимулам. Но данные инструменты стимулирования всегда положительно воспринимаются работниками. Основные средства нематериального стимулирования труда: возможности развития и продвижения по службе; делегирование полномочий; расширение сферы труда; признание заслуг; обогащение труда. 57

Важный инструмент мотивации работников туристского предприятия - это система оплаты труда. На предприятиях индустрии туризма применяются следующие системы оплаты труда:

- почасовая оплата;

- повременно-премиальная система;

- сдельная оплата труда;

- участие работников в доходах предприятия предусматривает увеличение доли агентского вознаграждения при превышении договоренностей по реализации турпродукта.58

Высокая трудоемкость оказания услуг, сложность при оценке производительности труда на туристском предприятии, обуславливают оплату труда, состоящую из двух частей: постоянная часть - оклад; подвижная часть - комиссионные и премии, выплачиваемые в качестве стимулирования продаж туристских продуктов.

Особое место в системе управления персоналом принадлежит оценке персонала. С помощью системы оценки сотрудник может получить информацию о том, как он воспринимается руководством, оценить собственные надежды, скорректировать дальнейшее поведение.

Результаты оценки персонала туристского предприятия позволяют осуществлять качественный отбор сотрудников; сформировать эффективную систему вознаграждения; мотивировать инициативных и находчивых сотрудников; выявлять причины недовольства персонала; повысить качество работы.

В условиях подвижной маркетинговой среды и сформировавшегося рынка успешная деятельность туристского предприятия зависит не только от инвестиций, но и от грамотного управления. Процесс управления представляет собой целенаправленное воздействие на трудовой коллектив с

57 Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов; Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2009

58 Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов; Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2009

помощью различных методов, которые обеспечивают достижение целей туристского предприятия.

Поэтому на первый план выходят задачи эффективного управления персоналом туристского предприятия, таким образом, чтобы его работники были заинтересованы в поиске новых, более эффективных способов удовлетворения нужд потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.