Научная статья на тему 'Глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма'

Глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / GLOBALIZATION PROCESSES / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / TOURIST BUSINESS / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / STRATEGIC ALLIANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышев Дмитрий Андреевич

Автором рассмотрены глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма. Определены основные причины интеграционных процессов в туристском бизнесе, особенности и принципы управления туристскими стратегическими альянсами, а также факторы управления, гарантирующие успех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization and Integration Processes in the Management of Tourism Enterprises

The author examines the globalization and integration processes in management of tourism enterprises. He identifies the main causes of the integration processes in the tourism business, features and principles of tourism strategic alliance management, as well as management factors to ensure success.

Текст научной работы на тему «Глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма»

_Аннотация

Автором рассмотрены глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма. Определены основные причины интеграционных процессов в туристском бизнесе, особенности и принципы управления туристскими стратегическими альянсами, а также факторы управления, гарантирующие успех.

Ключевые слова: глобализационные процессы, интеграционные процессы, туристский бизнес, стратегический альянс

Чернышев Дмитрий Андреевич

соискатель, Российская академия предпринимательства, Министерство иностранных дел РФ, г. Москва [email protected]

управление стратегическими альянсами в туристическом

бизнесе

глобализационные и интеграционные процессы

в управлении предприятиями индустрии туризма

В условиях жесткой конкурентной борьбы между предприятиями туристской отрасли возникают новые модели организации и управления деятельностью предприятий с учетом процессов глобализации и интеграции бизнеса.

Причины интеграционных процессов в туристском бизнесе

Сформулируем основные причины происходящих в туристском бизнесе интеграционных процессов: - необходимость обеспечения достаточного количества клиентов (туристов, пассажиров, клиентов гостиниц и др.). В качестве примера можно привести собственные системы брони-

рования номеров в гостиницах, билетов в авиакомпаниях, автомобильного транспорта и др., ориентированные на первоочередную загрузку туристских предприятий. Сама система бронирования также подвержена интеграционным процессам (существуют электронные системы гостиничного бронирования, принадлежащие крупным авиакомпаниям, а также системы бронирования номерного фонда гостиниц, принадлежащие независимым консорциумам и др., включение в которые является дорогостоящей услугой и не под силу независимому туристскому предприятию);

- требование к качеству туристских услуг, зависящего от целого ряда фак-

торов: качества доставки любым видом транспорта, качества проживания в гостинице, качества предоставляемых на отдыхе услуг, квалификации обслуживающего персонала, обеспечения безопасности клиентов и др. Обозначенная причина обуславливает наличие у ведущих туристских предприятий собственных нормативов, технологий и стандартов обслуживания клиентов, для обеспечения которых, например, создаются собственные снабженческие организации, что позволить могут себе только объединения туристских предприятий;

- стремление к увеличению количества клиентов. Поиск новой клиентуры и удержание старой обуславливают необходимость проведения туристскими предприятиями глубокого анализа рынка, клиентуры, конкурентов, поставщиков и т.д., активной рекламной и сбытовой политики, что, в свою очередь, требует использования больших финансовых, информационных и человеческих ресурсов;

- совершенствование профессионализма сотрудников туристского предприятия, что существенно влияет на качество предоставляемых услуг. В

...экономически выгодным

является создание туристскими предприятиями собственной системы подготовки и повышения квалификации кадров, что требует значительных затрат

данном случае экономически выгодным является создание туристскими предприятиями собственной системы подготовки и повышения квалификации кадров, что требует значительных затрат.

Управление туристским стратегическим альянсом

Управление туристским предприятием представляет собой взаимосвязь трех основных элементов управления:

1) общего управления, в компетенцию которого входит разработка стандартов и нормативных требований, управленческой политики и других политик предприятия, стратегическое планирование, организация деятельности предприятия, осуществление координации и контроля и др.;

2) управления структурой туристского предприятия, охватывающего формирование структуры предприятия, определение предмета деятельности, правовых норм, установление взаимосвязи с другими предприятиями, решение территориальных вопросов, а также задач организации, реконструкции и ликвидации и др.;

3) конкретных сфер управления, в числе которых маркетинг, коммерция, финансы, инновации, производство, кадры, управление основными фондами и др.

Несомненно, что одной из необходимых составляющих успешного туристского предприятия является руководство новыми видами бизнеса. Все более важным считается умение договариваться о формировании новых альянсов и управлять сложными альянсовыми сетями. Компетентность в управлении альянсом является решающей для успеха в многонациональном бизнесе. Это предоставляет существенные конкурентные преиму-

Управление альянсом

Менеджмент высшего звена 1 Ч. Стратегические ^ решения 1 \

Менеджмент среднего звена Оперативные \ решения "^Распоряжения ' —______

Менеджмент низшего звена \ Исполнительные 4 работы

Рис. 1. Управление предприятиями-участниками стратегического альянса

щества для практической деятельности многонациональных стратегических альянсов (2).

Управление предприятиями-участниками стратегического альянса представлено на рис.1 (см. выше).

Принципы рационального управления

Уровень управления альянсом обеспечивает стратегические решения альянса.

Обращаясь к теории управления (3), сформулируем принципы рационального управления туристским предприятием - участником стратегического альянса, которые определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса. Общими принципами управления туристским предприятием - участником стратегического альянса будем считать:

1) принцип применимости, предполагающий возможность разработки общего руководства к действию для всех сотрудников туристских предприятий-участников стратегического альянса;

2) принцип системности, означающий охват менеджментом всей системы с учетом ее внутренних и внешних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры каждого туристского предприятия-участника стратегического альянса;

3) принцип многофункциональности, означающий охват менеджментов различных аспектов деятельности туристских предприятий-участников стратегического альянса: материальных (ресурсы, услуги), функциональных (организация труда)и смысловых (достижение конечной цели);

4) принцип интеграции, предполагающий интеграцию существующих внутри системы различных способов отношений и взглядов сотрудников туристских предприятий - участников альянса, которые вне альянса могут разделяться на собственные сферы;

5) принцип ориентации на ценности, означающий включение менеджмента туристских предприятий стратегического альянса в окружающий мир

с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Частные принципы управления

Частными принципами управления предприятием - участником стратегического альянса будем считать:

1) принцип сочетания централизации и децентрализации, предполагающий необходимость умелого сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении;

2) принцип научной обоснованности управления, означающий наличие у руководителей туристских предприятий научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования предприятия;

3) принцип плановости, состоящий в установлении основных направлений и пропорций развития туристского предприятия в перспективе;

4) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, предполагающий, что каждый подчиненный каждого туристского предприятия-участника альянса должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;

5) принцип частной автономии и свободы, предполагающий инициативность от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по собственному желанию в рамках действующего законодательства;

6) принцип иерархичности и обратной связи, заключающийся в создании многоступенчатой структуры управления;

7) принцип мотивации, заключающийся в создании эффективной системы

поощрений и наказаний, интегрируемой по элементам каждого туристского предприятия;

8) принцип демократизации управления, предполагающий участие в управлении туристским предприятием всех его сотрудников;

9) принцип государственной законности системы менеджмента, означающий соответствие организационно-правовой формы туристских предприятий-участников альянса требованиям государственного (федерального, национального) законодательства;

10) принцип органической целостности объекта и субъекта управления, означающий рассмотрение управления как единой комплексной системы, имеющей выход, обратную связь и связь с внешней средой;

11) принцип устойчивости и мобильности системы управления, обеспечивающийся, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливае-мостью системы менеджмента туристских предприятий, прежде всего, к изменениям во внешней среде.

От чего зависит эффективность управления стратегическим альянсом?

В качестве основных факторов управления, гарантирующих успех стратегическому альянсу в туристском бизнесе, можно назвать:

- наличие хорошо организованной структуры, имеющей стратегически ориентированное построение;

- адекватные механизмы интеграции специализированных структурных единиц, обеспечивающие их эффективное взаимодействие;

- корпоративная культура участников стратегического альянса, позволяю-

щая соблюсти баланс сотрудничества и соревновательности. Последний фактор обусловлен тем обстоятельством, что при объединении независимых туристских предприятий будет неотъемлемо присутствовать проблема взаимодействия различных корпоративных культур, в результате чего актуализируется

задача приспособления к созданию эффективного стиля управления стратегическим альянсом, когда предприятиям-участникам стратегического альянса будет необходимо подстроить свою корпоративную культуру под новый стиль; знать и понимать как национальные культурные отличия, так разницу между туристски-

КУЛЬТУРНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ:

- внимательность и желание адаптироваться к культуре партнера;

- близость по размерам и компетенциям;

- обоюдное осознание необходимости сотрудничества;

- отношение к рискам;

- этические установки бизнеса

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ:

- юридическая необходимость;

- комплиментарность (возможность синергии);

- эффективность (достижение более низких издержек в производстве, сбыте, маркетинге, НИОКР и т.п.);

- репутация (престиж) объединенного предприятия

СТРАТЕГИЧЕСКИМ АЛЬЯНС

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИИ:

- ответственность за ключевые мероприятия по созданию добавленной стоимости;

- размер;

- финансовые ресурсы;

- показатели роста бизнесов;

- уровень партнерской зависимости

ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ:

- основное соглашение, протокол;

- договор о сотрудничестве, правила взаимодействия;

- соглашение о собственности, финансовые, кадровые и технологические контракты;

- совместная кампания

Рис. 2. Основные аспекты деятельности стратегического альянса

торговля

ми предприятиями, работающими в одном и том же регионе; а также следовать общей ориентации на успех на всех уровнях предприятия (4).

Основные моменты, которые следует учитывать при управлении туристскими предприятиями-участниками стратегического альянса, отображены на рис. 2 (см. на с. 151).

Для эффективного управления стратегическим альянсом рекомендуется:

- дифференциация стиля управления с адаптацией к каждому туристскому предприятию - участнику стратегического альянса;

- постоянное согласование интересов участников;

- четкое распределение полномочий и ответственности персонала туристских предприятий; организация и контроль достоверности информационных потоков внутри альянса;

- контроль за результатами работы альянса, в том числе финансовыми.

Литература

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Тенденции и роль интеграционных процессов в промышленности России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002.

- № 4.

2. Дронова А.Ю., Корнеева Т.И. Менеджмент стратегических альянсов // Всеукраинская научно-практическая интернет-конференция «Социум. Наука. Культура» (Электроныый ресурс]. - Режим доступа: http:// intkonf.org/dronova-ayu-korneeva-ti-ken-semyonov-aa-menedzhment-strategicheskih-alyansov/

3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма.

- Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ноздрева Р.Б. Стратегические альянсы в международном бизнесе // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. - № 6.

Dmitri A. Chernyshev

Applicant, Russian Business Academy,

Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow

Globalization and Integration Processes in the Management of Tourism Enterprises

_Abstract

The author examines the globalization and integration processes in management of tourism enterprises. He identifies the main causes of the integration processes in the tourism business, features and principles of tourism strategic alliance management, as well as management factors to ensure success.

Keywords: globalization processes, Integration processes, tourist business, strategic alliance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.