3. Алексеев С.А., Гарипова Р.Р., Хизбуллина Р.Р. Система управления социально-профессиональной адаптацией и социализацией молодых специалистов на предприятиях энергетической отрасли в Республике Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т.17. №24. С.433-436.
4. Хизбуллина Р.Р. Высшая школа как этап профессиональной социализации молодежи: методологический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. №11(51). С.337-339.
Ходько Е.Г.
студент магистерской программы «Социальная педагогик и практическая психология» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «КФУ имени В.И. Вернадского»
филиал в г. Ялта Россия, Республика Крым, г. Ялта ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье рассматриваются основные подходы к изучению феномена адаптация в современных психолого-педагогических исследованиях. Рассмотрено содержание адаптации как отечественных авторов, так и зарубежных. В статье также рассмотрены основные виды адаптации. Дано определение понятию «дезадаптация».
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, социальная адаптация, окружающая среда, социум, изменения.
The article deals with the main approaches to the study of the phenomenon of adaptation in modern psychological and pedagogical research. Considered as the adaptation of the content of domestic authors as well as foreign. The article also describes the main types of adaptation. The definition of the concept of "maladjustment".
Tags: adaptation, maladjustment, social adaptation, environment, society changes.
В современной психологической науке все чаще используется такое понятие как «адаптация». Сложившаяся социально-экономическая ситуация в обществе и возрастающий интерес к вопросу адаптации личности требует обращения к рассмотрению этого понятия.
Проблема адаптации относится к той области научных знаний, где представлены самые разнообразные подходы и теоретические направления. Это связано с тем, что феномен адаптации характеризуется междисциплинарностью, т. е. вопросы, посвященные этому феномену, рассматриваются на периферии различных наук. Тем не менее, существующие методологические и теоретические проблемы адаптации
позволяют говорить о недостаточной изученности этого процесса.
Современная наука располагает несколькими аспектами рассмотрения явления адаптации. В широком смысле слова адаптацию следует понимать как особое свойство объекта, направленное на сохранение его целостности вследствие произошедших изменений в окружающей среде [5].
На философском уровне понятие адаптации рассматривается как процесс активного взаимодействия саморазвивающейся и самоуправляемой системы (организм, популяция и т.п.) со средой в направлении повышения устойчивости путей развития этой системы в определенных условиях среды.
Необходимо отметить, что на уровне социально-психологического анализа адаптация выступает как приспособление личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и др.), в то время, как на уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан в основном с включением субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успешности обучения.
Таким образов, в зависимости от акцента на определенную сторону явления адаптации, в науке выделяют несколько трактовок данного термина. Адаптация рассматривается
- как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);
- как состояние динамического равновесия между средой и
организмом;
- как результат оптимального взаимодействия организма и среды [6].
Впервые понятие «адаптация» было использовано физиологом
Аубертом в 1865 году и стал употребляться в медицинской и психологической литературе, где означал первоначально изменение восприимчивости органов чувств к действию раздражителей [2].
Согласно теориям таких ученых, как И. М. Сеченов и И. П. Павлов, адаптацию следует рассматривать как меру единства противоположных процессов, происходящих с организмом в изменяющихся условиях, а также результат и средство разрешения внутренних и внешних противоречий [7].
С точки зрения А.В. Мудрика, адаптация - это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях [3].
Акцентируя внимание на принадлежность человека к биосоциальному, следует рассмотреть еще одну сторону «адаптации», а именно её социальную обусловленность. Так, А.Г. Мороз определяет социальную адаптацию как «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения личности и среды» [4].
Разнообразие взглядов на феномен адаптации представлено и в зарубежных исследованиях. Так, П. Делор отождествляет «адаптацию» с одной из защитных форм приспособления человека к требованиям социума, Т. Парсон определяет ее как процесс понимания и осуществления ролей в
социуме, Г. Селье - способ выхода ситуации стресса.
В научной литературе отсутствует единство в трактовке вопроса о видах и формах адаптации. При всём многообразии классификаций моделей адаптации, условно выделяют следующие виды:
- физиологическая адаптация (взаимодействие различных систем организма);
- биологическая адаптация (изменения в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
- психологическая адаптация (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
- социально-психологическая адаптация (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).
Однако известно, что адаптационные возможности человека непостоянны и в зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.
В работах большинства авторов (Т.Г. Дичев, К.Е. Тарасов Б.Н. Алмазов Ю.А. Александровский) понятие дезадаптация рассматривается, как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды; как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.
В работах Р.Б. Березина дезадаптация рассматривается как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций [1].
Таким образом, проанализировав различные научные подходы к определению сущности понятия «адаптация» и «дезадаптация», рассмотрев их содержательные компоненты и характеристики, можно сделать вывод, что с одной стороны, «адаптацию» следует трактовать как общее взаимодействие организма со средой, с другой стороны, как специфичное взаимодействие индивида и социума, подразумевающее понимание и принятие ценностей, норм новой группы, а также формирование его отношения к ним и освоение системы деятельности и межличностных отношений. В свою очередь анализ литературы позволяет нам заключить, что дезадаптация - это процесс нарушения связей в системе «личность-социум».
Использованные источники:
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин, 2011. - 198 с.
2. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский - М.: ЭКСМО - Пресс,
2000. - 200 с.
3. Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.
4. Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. Г. Мороз. - Киев: КГУ, 2006. - 50 с.
5. Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. - М.: Эксмо, 2005. - 672 с.
6. Царегородцев, Г. И. Философские проблемы теории адаптации / Г. И. Царегородцев. - М.: Мысль, 2005. - 277 с.
7. Фролов, А. Г., Хомочкина, С. А., Матушанский, Г. У. Адаптация преподавателя к профессионально-педагической деятельности в высшей школе / А. Г. Фролов, С. А. Хомочкина, Г. У. Матушанский. - Казань, 2006. - 10 с.
Шашкова Л. С. 2 курс магистратуры Ивакина А.Д. 2 курс магистратуры
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, Республика Крым, г. Симферополь МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются основные методы и приемы ознакомления с жанровой живописью детей старшего дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности, а также принципы, на которых строится работа в данном направлении.
Ключевые слова: дошкольник, дошкольники, воспитание, живопись, пейзаж, натюрморт, портрет.
Annotation: the article discusses the main methods and techniques familiarization with the genre painting of children of senior preschool age in the conditions of informative-research activities, as well as the principles on which the work in this direction
Keywords: preschooler, preschool, education, painting, landscape, still life, portrait.
Цель статьи: Освещение основных методов и приемов ознакомления с жанровой живописью детей старшего дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности.
Актуальность исследования: Ознакомление с жанровой живописью детей дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности является важной составляющей работы по художественно-эстетическому развитию.