Научная статья на тему 'Основные подходы к использованию современных технологий в практике социально-культурной деятельности'

Основные подходы к использованию современных технологий в практике социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1925
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к использованию современных технологий в практике социально-культурной деятельности»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФИЛОСОФИЯ,социология, политология

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.И. Григорьева

В настоящее время в России происходит процесс становления ноной системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяются, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телеком му никащюнных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина есть ряд объединяющих позиций, характерных для его понимания. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - эго механизм реализации теории в практику социальнопедагогической деятельности.

По нашему мнению, технология - это средства. формы и методы социачьно-культурнои деятельности, которые используют-

ся в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т. д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т. д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Ату-това, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питю-кова, Г.К. Селевко, В.В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию [ 1 ]:

!) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по научной концепции усвоения опыта;

5) по ориентации ка личностные структуры;

6) по характеру содержания и структуры;

7) по типу организации и управления познавательной деятельностью.

Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по

основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе, и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга, но, как справедливо отмечает академик

А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире» [2].

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осзаивзется культурно-досуговая среда.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для общения по интересам посетителей, а это требует внедрения новых технологий соци-ааьно-культурной деятельности.

В настоящее время выделяют три основные группы социально-культурных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов.

К таким технологиям можно отнести: общие, функциональные и дифференцированные. Общие технологии опираются на наиболее характерные процессы, которые происходят в практике сони-атьно-культурной деятельности.

Функциональные технологии подразделяются на:

■ технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;

■ технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;

■ технологию организации отдыха и развлечения.

К числу дифференцированных технологий мы относим:

1) технологию организации досуга детей и подростков;

2) технологию организации молодежного досуга;

3) технологию организации семейного досуга;

4) технологию организации досуга лиц среднего и пожилого возраста [3].

Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы ПО интересам не в состоянии удовлетворить посто-

янное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать учреждения социатьно-культурной сферы для того, чтобы активнее использовать современные технологии в своей работе?

• Во-первых, необходимо исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения;

• во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России. Это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и, в первую очередь, молодежи:

• в третьих, освоение ч внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности;

• в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

• в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его'внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности. сохранении и создании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершенствуются методики по организации художественноэстетического воспитания и образования. В школах происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографи-ческие проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек среди подростков и молодежи, методики экологического и семейного воспитания.

В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социальнокультурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психологопедагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработан;,I программы: «Возрождение», «Я для России», «Эко-

ЛОГИЯ и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя к узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли продолжателей в других регионах России. Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых

технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. С. 25-28.

2. Жаркое А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998 С. 20.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы соци-ально-культурной деятельности. М., 1995. С. 102-109.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПАНСИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКУЮ МЕНТАЛЬНОСТЬ

В.И. Лаврушин

Всего десять лет назад в России существовала аскетическая мораль, имеющая в своей основе христианскую духовность, которая передавалась из поколения в поколение и поддерживалась средствами массовой информации и общественными воспитательными институтами. Именно аскетическая мораль, как один из ведущих факторов, обусловила победу советского народа в Великой Отечественной войне, восстановление разрушенного народного хозяйства в послевоенные годы, сдерживание военно-технического противостояния и паритет в холодной войне. Однако декларируемые нормы морали в жизни общества находились в противоречии с рядом явлений реальной жизни населения. Еще в то время наметилась диспропорция в численности мужчин и женщин, начинала возрастать алкоголизация населения, качество жизни зависело отнюдь не от компетенции или моральных качеств личности, а общий уровень благостояния населения был низок. Последнее было обусловлено особенностями функционирования народного хозяйства страны, что продолжалось до начала 90-х годов, когда вместе с лозунгами перестройки в общество были привнесены ценности западного образа жизни, основой которого является потребление. Советский народ, пронесший свою культу ру через годы лишений, был буквально психологически «растоптан» неведомым ему до сих пор материальным изобилием, обилием информации, девальвирующей прошлое народа, страны и ее коммунистической системы. Вероятно, прав Джеймс Кук, считавший, что «каждый народ счастлив на своем уровне цивилизации», то есть в своем отсеке истории и культуры. За алечами Кука и других поработителей находился опыт кровавого и бескровного порабощения туземцев и их территорий, которые они бы не отдачи без боя, если бы были более цивилизованные, а точнее коварные коло-низаторы-агрессоры не «развращали их мораль...

внедряли в их среду нужды и болезни, которых они никогда не знали и которые нарушают счастливое спокойствие, в котором они пребывали» [1]. Так поступали и американцы в захвате индейских территорий, так вели себя и советские люди при постройке Байкало-Амурской магистрали и освоении Крайнего Севера. Под нуждами понимаются привнесенные эталоны нового качества жизни, культура, а точнее бездуховность прагматической западной цивилизации, интенсивно пропагандируемой средствами массовой информации, в основном непровинциальными. С началом периода перестройки экономические потенциалы страны начали усиленно деградировать, и страну наполнила продукция зарубежных производителей. Одновременно была привнесена новая «сексуальная мораль» и не только эта мораль. Мы вправе говорить о свершившейся тихой сексуальной, героиновой и др. революциях, но, судя по результатам. - это контрреволюции.

Пропагандистами этих новых ценностей и норм стали столичные СМИ, которые пропагандируют положительные стороны новой ложной свободы, умалчивая об опасных аспектах аморальности. Ее адептами стала молодежь, лишенная родительского (в силу' занятости по материальным причинам, что является негативной приметой современного общества) и общественного воспитания (в силу смены идеологии и самоустранения органов всех уровней от дела воспитания молодого поколения, отказавшись от коммунистического воспитания молодежи, призрели воспитание вообще и вне идеологии). При этом в силу квазиэкономического руководства страной ситуация в России характеризуется нестабильностью, обуславливая увеличение стрессов, детерминируя дезадаптированное гь, дезорганизацию психики и повеления. Для противодействия с возросшим числом внешних и внутренних конфликтов люди, и наиболее часто это молодые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.