логия и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли продолжателей в других регионах России. Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых
технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. С. 25-28.
2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998 С. 20.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы соци-ально-культурной деятельности. М., 1995. С. 102-109.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПАНСИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКУЮ МЕНТАЛЬНОСТЬ
В.И. Лаврушки
Всего десять лет назад в России существовала аскетическая мораль, имеющая в своей основе христианскую духовность, которая передавалась из поколения в поколение и поддерживалась средствами массовой информации и общественными воспитательными институтами. Именно аскетическая мораль, как один из ведущих факторов, обусловила победу советского народа в Великой Отечественной войне, восстановление разрушенного народного хозяйства в послевоенные годы, сдерживание военно-технического противостояния и пар!ггет в холодной войне. Однако декларируемые нормы морали в жизни общества находились в противоречии с рядом явлений реальной жизни населения. Еще в то время наметилась диспропорция в численности мужчин и женщин, начинала возрастать алкоголизация населения, качество жизни зависело отнюдь не от компетенции или моральных качеств личности, а общий уровень благостояния населения был низок. Последнее было обусловлено особенностями функционирования народного хозяйства страны, что продолжалось до начала 90-х годов, когда вместе с лозунгами перестройки в общество были привнесены ценности западного образа жизни, основой которого является потребление. Советский народ, пронесший свою культу ру через годы лишений, был буквально психологически «растоптан» неведомым ему до сих пор материальным изобилием, обилием информации, девальвирующей прошлое народа, страны и ее коммунистической системы. Вероятно, прав Джеймс Кук, считавший, что «каждый народ счастлив на своем уровне цивилизации», то есть в своем отсске истории и культуры. За ааечами Кука и других поработителей находился опыт кровавого и бескровного порабощения туземцев и их территорий, которые они бы не отдачи без боя, если бы были более цивилизованные, а точнее коварные коло-низаторы-агрессоры не «развращали их мораль...
внедряли в их среду нужды и болезни, которых они никогда не знали и которые нарушают счастливое спокойствие, в котором они пребывали» [1]. Так поступали и американцы в захвате индейских территорий, так вели себя и советские люди при постройке Байкало-Амурской магистрали и освоении Крайнего Севера. Под нуждами понимаются привнесенные эталоны нового качества жизни, культура, а точнее бездуховность прагматической западной цивилизации, интенсивно пропагандируемой средствами массовой информации, в основном непровинциальными. С началом периода перестройки экономические потенциалы страны начали усиленно деградировать, и сграну наполнила продукция зарубежных производителей. Одновременно была привнесена новая «сексуальная мораль» и не только эта мораль. Мы вправе говорить о свершившейся тихой сексуальной, героиновой и др. революциях, но, судя по результатам, - это контрреволюции.
Пропагандистами этих новых ценностей и норм стали столичные СМИ, которые пропаган-дируют положительные стороны новой ложной свободы, умалчивая об опасных аспектах аморальности. Ее адептами стала молодежь, лишенная родительского (в силу занятости по материальным причинам, что является негативной приметой современного общества) и общественного воспитания (в силу смены идеологии и самоустранения органов всех уровней от дела воспитания молодого поколения, отказавшись от коммунистического воспитания молодежи, призрели воспитание вообще и вне идеологии). При этом в силу квазиэкономического руководства страной ситуация в России характеризуется нестабильностью, обуславливая увеличение стрессов, детерминируя дезадаптированность, дезорганизацию психики и повеления. Для противодействия с возросшим числом внешних и внутренних конфликтов люди, и наиболее часто это молодые
люди, вынуждены бессознательно использовать механизмы психологической защиты, в том числе и деструктивные, такие как: «немотивированная» преступность; антисоциальное группирование; «трудоголизм»; пристрастие к наркотикам и алкоголю; сексуальные перверзии и чрезмерная сексуальная активность. Стало повседневным явлением растление, алкоголизация и наркотизация населения, пропаганда центральным телевидением и прессой роскоши, праздности в условиях бедности большинства населения. За это время количество случаев заболеваемости, например, сифилисом за период 1988-1998 годы увеличилось в 148 раз1. В то же время отсутствуют физиологические предпосылки дня увеличения интенсивности либидо россиян. Структура доходов и расходов населения такова, что «более половины обследованных потребляют белка менее 0,75 г на кг массы тела, что ниже безопасного уровня потребления для взрослого населения, принятого ВОЗ. Недостаток витамина С выявлен у 40-90 % обследованных, при этом до половины из них имели глубокий дефицит витамина, граничащий с проявлениями цинги. Продажа мяса и птицы за период реформ упала с 4,7 млн т, до 2,1 млн т: половина граждан России совершенно не потребляет мяса» [2]. Россия утратила половину поголовья скота. После 1992 г. «отмечается вынужденная ломка сложившегося в прежние годы рациона питания: уменьшается потребление белковых
продуктов и ценных углеводов, что неизбежно сказывается на здоровье населения России, и в первую очередь беременных, корящих матерей, детей». «Смерть приходит к ослабленному человеку в виде гриппа... безобидной инфекции, которую легко перенесет человек с хорошим питанием .. полтора миллиона смертей ежегодно, которые принесла реформа, прежде всего результат недоедания» [3]. Что же объяснит такую динамику венерических заболеваний? Это может дать только понимание психологического компонента либидо, которое: 1) подвержено влиянию внешних раздражителей, 2) находится в зависимости от нравственных норм и ценностей.
Все эти социальные тенденции можно представить как динамичный процесс нарушения традиций духовной и в том числе православной культуры. Нравственность народа зафиксирована в следующих заповедях Ветхого Завета книг Исход и Второзаконие: «Не прелюбодействуй», «Не желай жены ближнего твоего», «Почитай отца и мать твою, чтобы продпились дни твои на земле», «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину' отцов до третьего и четвертого рода» и согласуется с медицинской прак-
1 Большинство практикующих венерологов утверждают, что эти цифры не отражают настоящее положение дел: рост, по их наблюдениям, составляет 3000—4000 %, а выявляются все чаще запущенные формы болезней.
тикой, которая показывает, что в патогенезе венерических заболеваний находится неадекватная сексуальная потребность, неразборчиво обусловливаемая и удовлетворяемая вне семейного очага и вне любви, с различными и мало или совсем незнакомыми партнерами. Это обусловливает ошеломляющий рост одного взятого для примера заболевания. В российском обществе наступила одновременно парадоксальная и закономерная «цепная реакция» инициирования забвением традиционных норм целомудрия и сдержанности и целенаправленным растлением населения.
Традиционные нормы духовности в настоящее время сохранили представители среднего и старшею поколения. Старшее поколение духовно и материально истощено, государство же дистанцировалось от проблем нации. Неудовлетворение витальных потребностей, возрастание доли неоплаченного труда, нищеты, проституции и пр., обусловливают, что молодежь вовлекается в порочный промысел, в котором безнравственность является нормой выживания. Семья как основной воспитательный институт уменьшает свое влияние на социализацию молодежи. Родители оказываются вовлеченными в масштабный процесс выхолащивания традиционной духовности, а де-привированные материальные потребности в условиях современной массовой культуры вытеснят нравственность из бытия. Взрослеющие дети, реализуя за родителей их протест против жизни, полной лишений и несправедливости, пытаясь взять то, что хоть как-то доступно: любовь или ее дериваты. К этому их подталкивает и мнение сверстников и деятельность масс-медиа. Одновременно брачный союз начинает все более и более утрачивать свою духовную притягательность и морапьную сущность. Сущность брака подменяется сиюминутной выгодой, в которой детям отводится минимальная роль или же им вообще не отводится места (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности детей-сирот
При обращении к фактам региональной действительности, отраженной, например, в практике областного Дома ребенка, его главный врач В.К. Тюляков указывает, что в руководимом им учреждении «есть даже династии. Когда-то нынешние родители сами воспитывались у нас. а теперь уже и их дети стали нашими подопечными... В основним сюда (в Дом ребенка) попадают дети из неблагополучных семей: пьющих, ведущих беспорядочный образ жизни...» [4].
Разрушаются филогенетические духовные качества нации: трудолюбие, одаренность созданием условий для отвержения применения этих качеств. Одним из этих качеств является забота о детях: русский народ всегда проявлял большую заботу' о своих детях. Он созидал ценный опыт, взгляды на развитие и совершенствование подрастающего поколения, постоянно сохранял все самое лучшее. В России в 1993 г. детей-сирот и детей без попечения родителей было 16 тыс., к концу 1998 г. их число увеличилось до 2 млн. человек. Такое же количество детей-сирот И детей без попечения родителей было в послевоенные годы. Появилась новая форма сиротства -социальная: только у 5 % детей нет родителей, у остальных родители оказались не в состоянии (нравственно, а затем уже и материально) воспитывать своих детей.
Таким образом, результатами последнего десятилетия в России оказапись рост преступности, самоубийств, болезней, безработицы, крайней стратификации населения, развал экономики,
разрушение социальной и кулыурной сфер, но что самое главное - произошли упадок и утрата духовности, исчезновение смыслов в жизни. Все эти тенденции можно представить как динамичный и вероятно целенаправленный процесс разрушения духовной культуры российского общества. Мы констатируем, что привнесение в российскую ментальность новых символов благополучия в условиях утраты, а точнее запрета прежних ценностей бытия обусловили возникновение духовных мутаций и физического вырождения значительного числа членов нации.
1. Московская правда. 1999. №12 (142). С. 13.
2. Доклад о состоянии здоровья населения РФ за 1998 г.
3. Франц А. К. Экономика катастрофы. Тамбов, 1999. С. 5. ’
4. Воронин В. Став взрослыми, они проклянут родителей / Тамбовский вестник. 1995. 12 окт. С. 5.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
А.М. Митрофанов
Изменение социокультурной ситуации в России и в мире, а также возникшее противоречие между существующей системой непрерывного образования и потребностью педагогов в социокультурных знаниях и более эффективных технологиях обучения ставит перед системой повышения квалификации педагогических работников проблему совершенствования образования знаниями основ социально-культурной деятельности.
Различные взгляды и методологические посылки русских философов на стратегию образования (H.A. Бердяев, В.В. Розанов, В В. Соловьев; позволяют сделать ряд выводов для совершенствования системы непрерывного образования не только молодого поколения, но и общества в целом: стратегия образования определяется четкой концепцией рассганозки сил и средств в пространственно-временном отношении на основе научного осмысления исторического прошлого и настоящею; соединение ведущей идеи гуманистического характера образования при достаточно обоснованном приоритете личности, с единством общечеловеческих и национальных ценностей в содержании образования, с открытостью непрерывного образования для каждого члена общества
Идея взаимосвязи внутреннего мира человека, природной среды и космоса базируется ка междисциплинарном подходе к изучению человека, на многоаспектности содержания непре-
рывного образования на основе системного научного знания о развитии человечества и отдельной личности.
Процесс формирования социокультурного блока с помощью междисциплинарной интеграции органично включает в систему ключевые факторы, которые определяют образование и развитие личности:
- природная и социокультурная среда;
- общественно-политический строй страны;
- люди, влияющие на образовательные процессы;
- средства массовой информации;
- случайные события.
На наш взгляд, формирование свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, развитый мировоззренческий кругозор и нравственное сознание, должно опираться на культурологизацию, способствующую интеграции, синтезу знаний.
Современная ситуация в обществе характеризуется всплеском интереса к социокультурному знанию, развитием научных исследований социокультурных процессов, повсеместной интеграцией социокультурных дисциплин. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, это связано с активизацией мс-дернизационных процессов глобального характера в условиях активного технологического про-