Врач lisa
™ и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
С.В. РАДЧЕНКО,
к.м.н., руководитель Центра медицинских информационных технологий КГМУ, директор по НИОКР научно-производственной фирмы «Алтын Кэз», г. Казань, член рабочей группы секции телемедицинских технологий при Координационном совете по здравоохранению в ПФО, ведущий программист отдела АСУ Республиканской клинической больницы М3 РТ
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АВТОМАТИЗАЦИИ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
аискуссия, которая ведется на страницах как специализированных, так и популярных изданий [1,5, 8], показывает, что общепризнанной концепции автоматизации рофилактических учреждений (ЛПУ) до сих пор не существует. Предмет настоящей статьи и заголовки ее разделов выбраны, исходя из наиболее часто обсуждаемых вопросов, и отражают субъективное мнение автора, сформированное на основании примерно двадцатилетнего опыта создания, эксплуатации и изучения медицинских информационных систем (МИС).
Обсуждение подходов к автоматизации ЛПУ может в равной степени оказаться как очень простым, так и очень трудным. Разумно предположить, что это зависит в том числе от состава участников такого обсуждения, поскольку на сегодняшний день в нашей стране вопросами автоматизации ЛПУ по целому ряду причин занимаются очень разные люди с точки зрения их мировоззрения, специальности, опыта и квалификации. Поэтому даже для статьи, отражающей субъективизм автора, следует установить формальные рамки.
Рене Декарту приписывается высказывание: «Определяйте значение слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений». Последовать совету Декарта в нашем случае легко и постольку, поскольку значение слова «автоматизация» уже было весьма четко определено еще в прошлом веке. В дальнейшем, говоря об автоматизации, мы будем иметь в виду толкование этого термина, которое приводит такой общедоступный и независимый источник, как Большая советская энциклопедия, БСЭ (1969 г.) [3]. В соответствии с ним автоматизация является процессом, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. От себя в это определение мы бы добавили к слову «автоматическим» также словосочетание «и автоматизированным» [6].
Принимая такое определение, мы неизбежно принимаем и то, что автоматизация вообще и автоматизация ЛПУ, в частности, является не целью, а средством для достижения чего-то более важ-
© С.В. Радченко, 2008 г.
' 26 i i i i i i ■ ■ 1 j i i i ■ ■ ■■ ■ ■ ■ II i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
ного. И это «что-то» по определению требует решения задач управления и контроля. Очевидно, что «функции управления и контроля», о которых говорится в определении, подразумевают обязательность существования и некоторых неназванных объектов управления. Различия между подходами к автоматизации ЛПУ сводятся к различиям между объектами управления, которые выбирают разработчики.
Вновь обратившись к БСЭ в части, посвященной автоматизации, нетрудно заметить, что речь в ней идет об автоматизации производства. Таким образом, применение приведенного определения автоматизации в отношении ЛПУ требует признания последних производственными предприятиями. Автоматизация производства в соответствии с БСЭ делится на полную, комплексную и частичную. Заострим внимание читателя на том, что «к частичной автоматизации также относится автоматизация управленческих работ». Собственно приведенных определений уже достаточно для понимания как адекватных, так и неадекватных подходов к автоматизации ЛПУ. Адекватными подходами к автоматизации ЛПУ следует признать те, которые направлены либо на полную автоматизацию, либо в случае комплексной и частичной автоматизации — на оптимизацию управления основными производственными процессами. При этом выделение основных производственных процессов ЛПУ зависит от того, что мы считаем продукцией ЛПУ. Именно это и является предметом дискуссии в проблеме подходов к автоматизации. Другое дело, что такая дискуссия, к сожалению, ведется в основном неявным образом и проявляется только в процессах проектирования, реализации, внедрения и последующих попытках оценки различных медицинских автоматизированных систем.
В современной отечественной медицине вопрос о том, что является продукцией ЛПУ, отнюдь не тривиален. Казалось бы, продукция любого предприятия может быть однозначно определена на основании того, в чем именно
испытывает потребность заказчик этого предприятия. Однако проблема состоит в том, что учреждения здравоохранения РФ работают в условиях деформированной и нелепой модели медицинского страхования. Принципиальный дефект существующей модели медицинского страхования состоит в том, что пациент как непосредственный потребитель медицинских услуг не является ни их заказчиком, ни их плательщиком. В роли плательщика и заказчика деятельности ЛПУ выступают органы обязательного медицинского страхования (ОМС), рассчитываясь за нее частью средств, собранных со всех граждан по принципу вмененного налога. Тем самым потребитель (пациент) не имеет возможности голосовать рублем за ту деятельность ЛПУ и (или) страховщика, в которой испытывает объективную или субъективную потребность. Более того, потребитель в системе такого медицинского «страхования» не имеет возможности голосовать рублем не только «за», но и «против». В этом автору пришлось убедиться на собственном опыте, поскольку в течение 12 лет он не имел полиса ОМС и не предпринимал каких-либо попыток к его получению. Тем не менее, отсутствие полиса не только не освободило его от уплаты соответствующего налога, но и не сказалось каким бы то ни было образом на возможности получения автором медицинских услуг со стороны ЛПУ и их качестве. Попробуйте представить аналогию, в соответствии с которой все граждане страны в принудительном порядке платят страховой взнос по защите недвижимости от стихийных бедствий. Характерно, что при этом страховая защита будет заключаться не в возможности получения денежной выплаты, а в обязательствах заранее кем-то определенной строительной фирмы по восстановлению вашего дома. Однако при разрушении дома в результате наводнения оказывается, что в этом году страховые компании договорились со строительными только о восстановлении жилья, разрушенного при землетрясениях.
27 ■
......г г.............±_j г. L_j........................
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !
ВраЧ E3SE Информатизация здравоохранения
™ и информационные
технологии
G
>В условиях, когда заказчиками ЛПУ выступают фонды ОМС, на которые пациенты не имеют никакого влияния, ЛПУ начинают обслуживать именно потребности фондов ОМС. По существу, эти потребности заключаются в периодическом получении определенных отчетов, указывающих на выполнение медицинскими учреждениями в некотором объеме неких стандартов медицинской помощи в форме простых, сложных и комплексных медицинских услуг. С формальной точки зрения, которой чаще всего и склонны придерживаться как разработчики систем автоматизации, так и постановщики задач, эти отчеты и оказываются при этом продукцией ЛПУ, поскольку за них предприятие получает деньги. Таким образом, подходом к автоматизации ЛПУ станет попытка автоматизировать все функции и процессы, связанные с подготовкой данных и получением отчетов для страховой и ведомственной статистики. Видимо, о широком развитии именно таких автоматизированных систем в здравоохранении с гордостью рапортуют иные функционеры фондов ОМС в публикациях и выступлениях, посвященных положительному влиянию страховой системы на «компьютеризацию» отрасли. Мы же попробуем оценить проблему с другой стороны.
Почему государство взымает с граждан налог, призванный обеспечить средствами к существованию не только сами фонды ОМС, но и ЛПУ? Очевидно, что по каким-то причинам государство оказывается заинтересованным в деятельности ЛПУ. Судя по тому, что больницы и поликлиники страны не пустуют, в деятельности ЛПУ заинтересованы также и конечные пользователи в лице конкретных пациентов. Поставим вопрос так: совпадают ли причины заинтересованности в деятельности ЛПУ у государства и его граждан? Не слишком длительные размышления приводят нас к выводу — да, в значительной части совпадают. И государство, и конкретный заболевший гражданин ожидают от деятельности ЛПУ одного и того же — изменения состояния
пациента. Это изменение состояния заключается в повышении определенности в случае выполнения диагностических действий и в смещении физиологических параметров организма в случае выполнения лечебных действий. Следовательно, действительной продукцией ЛПУ, исходя из запросов ее непосредственных потребителей (государства и его граждан), следует считать разницу между входным и выходным состоянием пациента, а достижение этой разницы — основным производственным процессом ЛПУ [5]. Автоматизация этого производственного процесса должна приводить к улучшению управления им, а соответствующий подход к автоматизации ЛПУ следует признать наиболее правильным. Практически это означает, что любая автоматизация ЛПУ независимо от его особенностей должна строиться вокруг ведения электронной истории болезни как бизнес-процесса, обслуживающего основное производство.
Принципиальные требования к современной МИС
Понятие «современная медицинская информационная система (МИС)», в отличие от понятия автоматизации, к сожалению, является очень нечетким. Из четырех слов, составляющих это понятие, за рамки дискуссии безболезненно вынести, пожалуй, можно только слово «система». Говорить о системах, создаваемых в наши дни, как о современных в большинстве случаев затруднительно, поскольку среди известных автору реализаций практически отсутствуют те, которые соответствовали бы уровню, заданному в теории еще в середине 80-х годов прошлого века. В первом приближении широкий круг читателей сможет оценить этот уровень, полистав спецвыпуск журнала «В мире науки» за 1987 г. [7].
Каждое требование, помимо своего объекта, неизбежно должно иметь и свой субъект. Разнородные субъекты, как правило, выдвигают столь же разнородные требования к одному и тому же объекту, в нашем случае — к МИС. Это
' 28 i i i i i i ■ ■ 1 j i i i ■ ■ ■■ ■ ■ ■ II i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
означает, что требования к МИС, предъявляемые учеными, разработчиками, правообладателями, продавцами, заказчиками, системными администраторами, плательщиками и конечными пользователями, могут не просто сильно различаться, но и прямо противоречить друг другу. Достаточно задуматься, например, о требовании к цене, которое могут выдвинуть к МИС правообладатель и главный экономист ЛПУ. Автору приходилось выступать в ролях конечного пользователя, разработчика, специалиста по сопровождению, исследователя. Было бы не вполне корректным в рамках данной статьи пытаться найти и высказать некие общие компромиссные или обезличенные требования к МИС. Поэтому автор возьмет на себя смелость высказаться с позиций конечного пользователя только о том, что ожидает от МИС врач.
1. Получать на одном рабочем месте все необходимые для работы данные из разнородных источников, включая, но не ограничиваясь, функциональное и лабораторное оборудование, оборудование визуализации; направительные и сопутствующие документы; данные о наличии медикаментов на складе, данные о наличии донорской крови и кровезаменителей; расписание работы и текущее состояние коллег, кабинетов, аппаратов; данные историй болезни и амбулаторных карт из других ЛПУ; библиографические данные по текущему случаю; данные из медицинских и прочих справочников и руководств.
2. Вести текущую медицинскую документацию по каждому случаю, включая первичный осмотр и все этапные документы, с возможностью не переписывать одно и то же из документа в документ.
3. Осуществлять горизонтальные коммуникации с коллегами в других подразделениях своего ЛПУ и в других ЛПУ, при необходимости документировать неотягощающим образом их содержание и передавать медицинские данные по горизонтали.
4. Получать все необходимые врачу отчеты в качестве побочного продукта работы
системы без необходимости повторного ввода данных в новые формы.
5. Получать от системы поддержку принятия решений в части постановки диагноза, врачебных назначений; проходить экспертизу значимых текущих действий со стороны врача. Для типовых врачебных действий — автоматическое выполнение в системе по редактируемым шаблонам диагнозов, назначений и т. д.
6. Иметь возможность прогнозировать результаты разных вариантов лечения для данного пациента по принципу «что будет, если?»
7. Система должна выступать в роли эффективного посредника между врачом и административно-управленческими подразделениями, а также вышестоящими структурами и должностными лицами, формируя для них необходимые документы, сообщения, виды информации.
Характер взаимодействия разработчиков и пользователей МИС на разных этапах их создания и внедрения
Медицина, одновременно имеющая дело с многочисленными разнородными сложными системами, как естественными (например, организм человека), так и искусственными (например, многопрофильный стационар), остается слабоструктурированной и плохо формализуемой предметной областью. Это означает, что анализ предметной области, направленный на упрощение целостности в процессе создания МИС, в медицине имеет особое значение. Проще говоря, такой предмет, как медицинская информатика, является в гораздо большей степени медициной, чем информатикой. Поэтому на протяжении всего жизненного цикла МИС взаимодействие разработчиков и пользователей (так, как оно понимается при создании более традиционных систем) остается серьезной проблемой. Успех такого взаимодействия при создании МИС не может быть обеспечен экономически приемлемым образом только
29 ■
......■...*!.........±_jг. L_j.........................
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !
ВраЧ E3SE Информатизация здравоохранения
™ и информационные
технологии
G
> сотрудничеством квалифицированных технических специалистов с квалифицированными врачами. Это объясняется тем, что квалифицированным врачам, не имеющим соответствующего опыта и (или) специальной подготовки, трудно формализовать свои пожелания и представления и поставить исполнителям задачу даже на уровне функциональных требований к системе. Часто эти пожелания и представления попросту отсутствуют. В свою очередь технический специалист не может сделать дополнительный шаг навстречу пользователю, поскольку такой шаг получился бы уж слишком широким: для того, чтобы мыслить, как врач, нужно самому становиться врачом. Такая ситуация характерна и для других плохо формализуемых предметных областей, но в них задача информатизации не создает таких социальных последствий, как в медицине. В этом смысле роль специальной профессиональной подготовки в области медицинской информатики переоценить нельзя. Автор убежден, что имеющегося количества профильных кафедр, подобных кафедре медицинской кибернетики и информатики РГМУ, учитывая сегодняшние реалии, остро не хватает. Отсюда нетрудно заключить, что еще весьма длительное время характер взаимодействия разработчиков и пользователей на всех этапах создания МИС будет находиться в сфере пробной деятельности, интуиции и даже искусства, чем в зоне действия каких-то регламентированных процедур и тем более общепринятых стандартов.
Автоматизация в организации платных медицинских услуг
Вопрос об автоматизации платных медицинских услуг может быть рассмотрен в качестве самостоятельного по нескольким обстоятельствам. Наиболее важными из них я считаю следующие.
Во-первых, отечественные ЛПУ и их сотрудники в течение нескольких десятилетий работали в финансовом смысле беззаботно. Речь не идет о том, что уровень оплаты труда спе-
циалистов и финансирование отрасли в целом все это время были достаточными, но во всяком случае и медицинские работники, и их руководители были уверены, что ежедневно выполняемая ими работа в любом случае окажется своевременно оплаченной со стороны государства. Поэтому в наше время все, что связано с самостоятельным зарабатыванием денег в ЛПУ, пока является необычным и вызывает у медицинского персонала пристальное, часто преувеличенное внимание.
Во-вторых, органы управления здравоохранением за последние годы значительно усилили требования к размерам доли бюджета ЛПУ, формируемой за счет платных услуг. Следует признать, что часто эти требования оказываются чрезмерными, что связано с объективно незначительной емкостью рынка медицинских услуг и узким ассортиментом услуг, на которые имеется платежеспособный спрос со стороны населения.
Тем не менее, задача автоматизации платных услуг, являющаяся совершенно обыденной для других отраслей, вызывает в здравоохранении повышенный интерес, поскольку создает в ЛПУ новые бизнес-процессы, а значит, меняет не только идеологию, но и технологии повседневной деятельности. По существу, для разработчика автоматизация коммерческой деятельности ЛПУ не отличается от автоматизации обычного лечебно-диагностического процесса, но включает несколько дополнительных частных задач. Эти задачи требуют поддержки дополнительных маршрутов для рабочих потоков, создания дополнительных форм документов и дополнительных отчетов. В этом отношении элементами нетривиальности для разработчиков в зависимости от их предшествующего опыта и специализации могут оказаться задачи интеграции с контрольно-кассовыми машинами, интеграции с бухгалтерской системой ЛПУ и создания портала платных услуг, фактически гибрида Интернет-магазина и разновидности телемедицинской системы.
■ 30 i i i i i i ■ ■ 1 j i i i ■ ■ ■■ ■ ■ ■ II i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
Особенности автоматизации специализированных медицинских учреждений
Может показаться банальным, но остается правильным то, что особенности автоматизации специализированных медицинских учреждений собственно и зависят от их специализации. Таким образом, сформулировать ответ на вопрос об особенностях автоматизации специализированных медицинских учреждений в общем виде практически невозможно. Опыт автора включает автоматизацию в таких специализированных учреждениях, как медицинский ВУЗ и клиника медицинского ВУЗа, санаторий, студенческая амбулатория, диагностический центр. Всякий раз проблемой, которую можно посчитать за наиболее общую, оказывалась проблема априорного определения доли особенного в предстоящей функциональности системы. И во всех случаях особенность учреждения на уровне создаваемой информационной системы (ИС) можно было трактовать как частный случай объединения функциональности двух, реже более, традиционных систем. Для клиники медицинского ВУЗа это МИС и обучающая система или МИС и система поддержки учебного процесса, для санатория это МИС и гостиничная система, для студенческой амбулатории — МИС и модуль интеграции с АСУ ВУЗа, для диагностического центра — ИС «Поликлиника» и интеграция с диагностическим оборудованием и т.д. Если разработчики не располагают недостающими для специализированного учреждения функциональными модулями, а приобретение опыта по их созданию в ходе проекта нецелесообразно, следует сосредоточиться на решении задачи эффективной интеграции с наверняка уже существующими модулями такого же назначения, созданного третьими лицами. Такой путь развития и распространения МИС, как интеграция адекватно спроектированных специализированными компаниями компонентов, автор считает (в противовес попыткам отдельных производителей постоянно расши-
рять функциональность своего единственного продукта) наиболее целесообразным экономически, а значит, и наиболее перспективным.
Домашняя медицина. Мобильные технологии в мониторинге здоровья
В публикациях, посвященных телемедицине [2, 4], автору уже приходилось обосновывать мнение о том, что домашняя медицина, с точки зрения врача, является разновидностью телемедицины, а с точки зрения разработчика, — частью территориально распределенной МИС, включающей задачу интеграции с дополнительными источниками данных (диагностическое оборудование и мобильные устройства). При этом собственно телемедицинская система, с технической и организационной точек зрения, оказывается подмножеством хорошо отработанных в других отраслях систем e-business, в варианте использования B2C (business-to-customer) и может представлять проблему только на уровне анализа предметной области.
Что касается удаленного мониторинга состояния здоровья, то в нашей стране, как, наверное, нигде в мире, эта задача успешно решалась в течение нескольких десятилетий. Речь идет о практике длительных орбитальных полетов, в условиях которых любая медицина может быть только телемедициной и требует отлаженных технологий дистанционного съема параметров организма. Поэтому проблема домашней медицины сводится к задаче распространения имеющегося опыта космической медицины в жилой среде, конечно, при наличии экономической целесообразности этого.
Клиническая, организационная и экономическая эффективность использования МИС
Вопреки распространенному мнению в настоящее время автор не считает проблему обоснования экономической эффективности
31 ■
......г г.............±_j г. l-j........................
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !
ВраЧ E3SE Информатизация здравоохранения
™ и информационные
технологии
G
>МИС актуальной. Конечно, длительное время занимаясь созданием, изучением и эксплуатацией МИС, нам приходилось неоднократно задумываться о возможностях оценки их эффективности. В недрах нашего коллектива в 2003 году даже была произведена попытка разработки комплексного показателя эффективности внедрения МИС в многопрофильном ЛПУ. В соответствии с полученной моделью эксплуатация МИС в многопрофильном ЛПУ на 1000 коек при условии внедрения всех функциональных модулей приводит к ежедневной экономии денежных средств в объеме от 40 до 70 руб. в сутки на одного пациента. Однако ход рассуждений и сопутствующие вычисления, приводящие к такому выводу, были столь длинными и трудными для понимания, что никто из главных врачей эту модель всерьез воспринять не мог.
Типичная реакция главврача, не знакомого с предметом: «На баловство у нас денег нет!» — «Почему баловство?» — «Раз может больница без этого работать, значит, баловство. И к тому же убыточное».
Один раз вместо того, чтобы озадаченно выйти из кабинета руководителя после такого диалога, автор обратил внимание собеседника на следующее: «У Вас есть один корпус, в котором лежат пациенты и который работает без водопровода и канализации. Канализация и водопровод тоже требуют денег, ничего не давая взамен. И больница, как видно, работать без этого может. Почему в таком случае Вы не откажетесь от водопровода и канализации в других корпусах?». После некоторой паузы последовал весьма неуверенный ответ: «Ну, это же совсем другое. Можно представить, что мне скажут и что со мной сделают, если я отключу водопровод и канализацию». И тогда в нашем представлении сложились другая формула разговора с главными врачами и понимание того, как можно оценить эффективность МИС без квазинаучной словесно-цифровой эквилибристики.
Следующий случай представился при обсуждении с другим главным врачом перс-
пектив внедрения МИС по ходу строительства нового здания поликлиники. Руководитель ЛПУ спросил: «Ты можешь сделать бумагу с цифрами, чтобы показать, что мне это даст в рублях?». Ответ был примерно таким: «Охотно. Только для простоты дайте мне образец, как при строительстве обосновывается экономическая эффективность для водопровода, канализации, электроснабжения и телефонной связи». Следует признаться, что МИС в этой поликлинике все еще не внедрена, но после этой фразы главный врач задумчиво замолчал. С тех пор для оценки эффективности различных МИС мы применяем метод «а что нам скажут и что с нами сделают, если мы ее отключим». Решающее правило в первом приближении выглядит так: если пользователи при отключении МИС начинают возмущаться, то система эффективна, а если благодарить, то не очень. Единственным исходным требованием для применения этого метода оценки является необходимость предварительного внедрения МИС с проведенным обучением персонала.
Роль научных исследований и разработок в развитии МИС
Выше уже приводилось высказывание о том, что естественные и искусственные системы, с которыми имеет дело медицина, как правило, очень сложны. Это означает, что создание МИС как более или менее адекватных моделей этих систем-прототипов собственно и представляет собой практически непрерывную череду исследований и разработок.
К глубокому прискорбию, при значительных объемах требуемых НИОКР в целом научный уровень исполнителей в области практической медицинской информатики остается крайне низким. Сложился досадный разрыв между постепенно уходящими из жизни теоретиками медицинской кибернетики старшего поколения с блестящим академическим образованием, но не имевшими возможности воплощать свои знания в массовых
■ 32 i i i i i i ■ ■ 1 j i i i ■ ■ ■■ ■ ■ ■ II i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
практических разработках, и нынешними разношерстными практиками, часто вообще не имеющими систематической подготовки по предмету, которым они занимаются. Подтверждение этому можно легко получить, проштудировав десяток современных публикаций и даже монографий. Поскольку автору в свое время пришлось длительное время исполнять обязанности научного редактора в одном из профильных изданий, соответствующее мнение сформировано на большом числе потенциальных публикаций. По меткому выражению М.М. Эльянова, содержание большинства из них можно безболезненно свести к утверждению вида «Современное здравоохранение невозможно представить себе без информатизации» [9]. Иногда складывается неприятное ощущение, что современные авторы, прочитав где-то одну статью, сразу бросаются писать пять.
Информационные системы для медицины должны являться не только целью, но предметом НИОКР. В последнем случае методология науки предполагает отчуждение изучаемого искусственного объекта от известных обстоятельств и субъектов создания и его «оестест-вление». Оестествленная МИС в качестве объекта для исследований накладывает вполне четкие требования на их методику, которая в естествознании неизбежно включает эксперимент и доказательную количественную обработку его результатов с перспективой формирования новой теории и моделей второго порядка. Однако на сегодняшний день из издания в издание годами кочуют публикации-близнецы на вполне актуальные темы, но не ставящие никаких научных проблем и не содержащие никакой доказательной базы. Особенно это касается социально значимых тем и направлений, по которым существует постоянная перспектива получения бюджетных средств. Остается надеяться, что наблюдаемое увеличение сегментов рынка МИС, относительно свободных от давления мощных лоббистских структур, при-
ведет к естественному отбору научно-технической продукции, а значит, и НИОКР, в процессе которых эта продукция создается.
Состояние нормативной и законодательной базы для внедрения МИС. Основные причины, препятствующие широкому использованию современных информационных технологий в медицине
Несмотря на отечественную традицию поругивать качество и количество законов, существующая нормативная и законодательная база для внедрения МИС не кажется автору недостаточной или нуждающейся в радикальном совершенствовании. Действующее законодательство и нормативные документы не ставят серьезных препятствий для проведения разработок, внедрения, обучения специалистов и пользователей. По крайней мере, за свою более чем двадцатилетнюю достаточно бурную деятельность в области медицинской информатики мне не приходилось испытывать проблемы подобного рода. Основные причины, препятствующие широкому использованию ИТ в медицине, лежат в сфере кадров. Кадры, как известно, в период реконструкции решают все. Реконструктивный период как бы уже начался, а кадровый вопрос по-прежнему стоит очень остро. Его острота не ослабевает и среди разработчиков, и среди заказчиков, и среди пользователей. Дефицит кадров заполняется случайными людьми, преимущественно с техническим образованием, часто без минимально необходимого опыта.
Автору приходилось сталкиваться с ситуацией, когда назначенный сверху главный специалист по информатизации здравоохранения региона до начала работы в отрасли имел опыт внедрения единственной ИС в качестве исполнителя на непрофильном предприятии. Иные региональные МИАЦ, призванные быть центрами компетенции в области медицинской информатики, зачастую заполнены сотрудниками, которые с трудом ориентируются не то, что в
33"
......г г.............±_j г. L_j........................
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !
Врач lisa
™ и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
О
> медицинской информатике, но и в информатике вообще. Среди руководителей органов здравоохранения, руководства ЛПУ, сотрудников АСУ сплошь и рядом встречаются люди, не понимающие или даже глубоко презирающие любые средства связи, кроме личного общения. Многие потенциальные пользователи до сих пор не верят в существование информации, если они не могут увидеть ее на бумаге. Существует прослойка врачей, препятствующих использованию медицинских ИТ по причине испытываемой потребности в совершении ежедневных ритуальных действий, повышающих самооценку. К таким ритуальным действиям, утратившим в современных условиях собственно информационную составляющую, я отношу так называемые утренние «пятиминутки», обходы с участием заведующего отделением, личные и письменные приглашения на мероприятия и ряд других.
Перспективы информатизации отечественной медицины
Несмотря на разразившийся глобальный финансовый кризис, в настоящее время перспективы информатизации отечественной медицины хороши, как никогда. Материально-техническая база информатизации постоянно дешевеет, компьютеры стремительно распространяются в быту. Нынешняя демографическая ситуация в стране такова, что здравоохранение стало стратегической отраслью. Государство не может позволить себе неэффективное управление в стратегических отраслях, а значит, будет вынуждено уделять все большее и большее внимание информатизации, поскольку информатизация является наиболее доступным средством повышения эффективности управления в сложных системах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аристов В. А. Открытое письмо руководителю Росздравнадзора о программном обеспечении федерального регистра медицинских и фармацевтических работни-ков//Врач и информационные технологии. — 2007. — №5. — C. 13-18.
2. Билялов Н.М., Гимадеев Ш.М., Радченко С.В. Опыт проектирования и работы Сармановского узла телемедицины в Татарстане//Информационные технологии в здравоохранении. — 2002. — №3-4. — С. 9-12.
3. Большая советская энциклопедия. /Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. — Т. 1. А — Ангоб. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. — 608 с.
4. Гимадеев Ш.М, Латыпов А.И, Радченко С.В. Роль клинической значимости видов медицинской информации в проектировании телемедицинских систем//Гастроэнте-рология — Н. Новгород. — 2004. — апрельский спецвыпуск — C. 75-76.
5. Лапрун И.Б. ИТ в отечественной медицине. Все еще в начале пути?//PCWeek/RE.
— 2006. — № 17.
6. Радченко С.В. Информационные технологии в деятельности ЛПУ. Рабочая книга главного врача//Информационные технологии в здравоохранении. — 2002. — № 13-14. — С. 36.
7. Реннелс Г.Д., Шортлиф Э.Г. Вычислительные системы для медицины//В мире науки. — 1987. — № 12.
8. Тавровский В.М. От эмпирической базы — к теоретическому осмыслению. Не пора ли?//Врач и информационные технологии. — 2007. — №5. — С. 10-12.
9. Эльянов М. Условия публикации материалов 4-го Международного форума Medsoft-2008. — http://medprom.ru/medprom/284261.
' 34 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 J 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ Li 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i