Научная статья на тему 'Основные параметры социализации детей «Группы риска»'

Основные параметры социализации детей «Группы риска» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
395
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алимова Э. Ф.

Проведен анализ социологического опроса детей «группы риска» проводимого в лагере Берсут Чистопольского района. Всего было опрошено 166 чел. Детям были предоставлены путевки по линии Министерства социальной защиты на льготных основаниях. В результате исследования оказалось, что каждый 15 ребенок или 6, 3% находится в социально опасной ситуации. Примерно столько же детей, а именно 6.4% проживают в семьях, которых можно отнести к некомпетентным семьям. По результатам исследования сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алимова Э. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные параметры социализации детей «Группы риска»»

Э. Ф. Алимова

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Проведен анализ социологического опроса детей «группы риска» проводимого в лагере Берсут Чистопольского района. Всего было опрошено 166 чел. Детям были предоставлены путевки по линии Министерства социальной защиты на льготных основаниях.

В результате исследования оказалось, что каждый 15 ребенок или 6, 3% находится в социально опасной ситуации. Примерно столько же детей, а именно 6.4% проживают в семьях, которых можно отнести к некомпетентным семьям. По результатам исследования сделаны выводы.

Кризисная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, ужесточением среды обитания, дистанцированием системы образования от детей с трудной судьбой.

Не является исключением и республика Татарстан. На начало 2005 г. на учете в органах социальной защиты и учреждениях социального обслуживания семьи и детей находится около 24 тыс. семей, которые были отнесены к семьям «группы риска». В них проживает более 56 тысяч детей [1]. Так что же представляют собой дети группы риска? Какое воздействие на социальное самочувствие оказывает принятие или отвержение ребенка школой или семьей? Какие ценности формируются у детей группы риска в результате негативного жизненного опыта? Для того, чтобы ответить на эти вопросы в лагере Берсут, Чистопольского района, был проведен опрос среди детей из семей «группы риска», находящихся в трудной жизненной ситуации, а также из приютов. Всего было опрошено 172 респондента, в возрасте от 11 до 15 лет. В обработку попало 166 анкет. Были представлены следующие города: Казань, Альметьевск, Зеленодольск, Наб. Челны, Мензелинск, Бугульма, а также сельские населенные пункты: Муслюмово, Рыбная слобода, Лаишево,Тетюши, Мамадыш, Кукмор. Доля детей из городов составила 70 чел.(42,2%,), а из сельской местности - 96 чел.(57,8%). Детям были предоставлены путевки по линии Министерства социальной защиты на льготных основаниях.

Так, что же означает понятие «семья социального риска» или «социально - незащищенная семья»?

Группа риска - это категория людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически не возможно преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере своей социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. К «группе риска» относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, престарелые и т. д. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся «трудными для других» [3].

Семья социального риска - семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов [2]. Такие проблемы могут возникнуть в связи: с этапом формирования семьи, ее развития и распада (например: неполная семья, многодетная семья, семья с ребенком или родителем - инвалидом); с влиянием условий, сложившихся в госу-

дарстве и обществе (малообеспеченные семьи, семьи с плохими жилищными условиями, семьи беженцев, семьи военнослужащих, семьи безработных); с влиянием внутренних условий, вызванных асоциальным поведением у членов. Семья социального риска может быть названа социально - незащищенной, так как она постоянно или временно находится под действием факторов, ограничивающих ее возможности в получении от государства и общества удовлетворительной помощи, для выполнения ею основных гуманитарных и социальных функций. К таким базовым семейным функциям можно отнести: сохранение жизни и здоровья; удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека; рождение и воспитание детей; создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи; воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов. И невыполнение хотя бы одной из перечисленных функций, вызывает неблагополучие в семье.

По результатам опроса 48% (45,7%-дети из города, 42,7%- из сельской местности) детей проживает с обоими родителями, 23% (25,7% - городские, 20,8% - сельские) только с матерью, 17%(11,4% - городские, 20,8% сельские) - с матерью и отчимом, с родственниками - 3%, с опекунами -2%; 7% - в приюте.

Таким образом, подавляющее количество детей находящихся в трудной жизненной ситуации - 88% проживает в семьях. Семейная политика в РФ имеет официальный государственный статус, закрепленный президентским Указом от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики», где подчеркивается необходимость укрепления института семьи. Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с ней, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения.

Дети и подростки крайне нуждаются в родительской любви. Им важно чувствовать, что родители их ценят, признают, любят, кроме того, близкие должны являться для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. Возможно поэтому, на вопрос «Нравится ли тебе находиться дома?» 81,1% ответили «да», тем не менее, попросят помощь, если окажутся в беде - только 60% подростков. То есть почти каждая вторая современная семья не в состоянии выполнить одну из своих важных ролей - обеспечение базисного чувства защищенности, безопасности при взаимодействии с внешним миром, освоении новых путей его исследования и реагирования. Следует отметить, что 19%(из числа городских -21%, из числа сельских - 16,6%) детей ответили, что они «не хотят находиться дома». Причины назывались разные: из-за конфликтов с родителями отметили 35% детей, из - за того, что «скучно; дома не с кем поговорить; ругаются из-за денег» - 32% детей. Этот фактор является сигналом к неблагополучию в семье, хотя, возможно по социальным признакам (работа, образование, доход) она может быть вполне « нормальна», у 33% возникают проблемы с питанием, выгоняют из дома, бьют, надо зарабатывать на жизнь.

Именно данные дети нуждаются в индивидуальном подходе, в зависимости от существующей проблемы. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школа, взаимоотношения со сверстниками, все это, приводит к нарушению личностной сферы подростка. У подростка возникают тягостные и осознаваемые ими переживания брошенности, болезненное переживаемое снижение самооценки с потребностью в ее компенсации, в том числе в группе сверстников (суррогатной «семье»). Поэтому ищут понимание («хочется, чтобы меня поняли») - 10%; «защиту и безопасность» -13% в среде сверстников. Жертвы домашнего насилия имеют впоследствии многочисленные психологические проблемы, они испытывают трудности с самозащитой, умением отстоять себя, определением своих личностных границ, с формированием близких доверительных

отношений. К тому же, в каждой дисфункциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые - хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что нет; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимании природы дисфункциональности, способно изменять ситуацию. На наш взгляд это самая сложная и не поддающаяся воздействию семейная группа, практически полностью переложившая ответственность на государство и выживающая практически только на пособие ребенку. В современной ситуации решить проблему ответственности родителей невозможно из - за неразвитости института гражданского общества. За рубежом таким семьям перестают выплачивать пособие, пока они не пройдут специальные психологические и социальные тренинги. После обучения представителями общественных организаций и государственных учреждений контролируется выплата денежных пособий на нужды ребенка.

Вышеназванная цифра (33%,) о невозможности проживания в семье подтверждается дополнительным вопросом о наличии различных форм девиантного поведения у родителей или их знакомых: 33% детей ответили положительно (сидели в тюрьме - 10%; являются алкоголиками - 11%; воровали - 1%; продавали наркотики - 1%; употребляли наркотики -1%; хулиганили - 7%). Согласно социальной теории научения А. Бандуры дети научаются путем наблюдений за поведением значимых для них людей. Этот процесс он назвал моделированием [4]. Позднее моделирование превращается в процесс социализации, в ходе которого формируются привычные модели реакций. Таким образом, воспроизводство девиантной культуры в среде подростков обусловлено ближайшим семейным и социальным окружением.

Следующий блок вопросов ориентирован на один из самых важных субъектов социализации - школу. Школа является без сомнения самой важной, социализирующей средой после семьи: она прививает правила социального поведения, предлагает модели, которые способствуют в становлении гармоничной, социальной жизни, дает возможность интеллектуального, эмоционального развития ребенка. Нравится учиться в школе, потому что успевают по программе -64% детей. Однако, почти каждый третий ребенок по тем или иным причинам отрицательно относится к школе. Первостепенное значение имеет модель поведения, которую учителя формируют в общении как с детьми, так и друг с другом. Существенным представляется тот факт, что именно среди детей, которые испытали на себе плохое отношение учителей в школе, часто встречаются дети, решающие свои проблемы путем ухода на улицу.

Около 10% детей сталкиваются с трудностями в общении. Социально изолированные или отвергаемые сверстниками дети гораздо чаще имеют проблемы психологического характера. Социометрические исследования показывают, что дети с эмоциональными или поведенческими нарушениями реже избираются другими детьми, чаще отвергаются ими. Дружеские отношения основаны не только на личных качествах детей. Они зависят также от возможностей общения и от поведения взрослых. Этот механизм во многом определяет отношения одноклассников. Одобряемый учителями ребенок может легко приобрести в классе популярность. Все это говорит о том, что учителя могут влиять на развитие дружеских отношений детей, определяя характер структурной и социальной организации внутри класса.

Жизненный опыт этих детей подсказывает, что без работы очень сложно вы-

жить, а рассчитывать можно только на себя. Ответы детей свидетельствуют о том, что ценность образования является одной из самых значимых. Это подтверждается ответом на вопрос «Твои жизненные планы». 52% детей отметили, «получить хорошую работу, сделать карьеру, а для этого надо учиться». «Вначале устроиться на работу, а потом обзаводиться семьей» хотят 32% детей. Но почти каждый 13 -й хочет достичь красивой жизни, как в кино, без особого труда. Не последнюю роль в ориентации на гедонистический образ жизни, безусловно, оказывает СМИ, показывая жизнь только сточки зрения получения удовольствия. Таким образом, есть надежда, что 84% детей активно вольются в экономическую и социальную жизнь республики. Но 16% детей предпочитают роль бездеятельного объекта, ориентированного только на потребление, на получение благ без всяких усилий со своей стороны.

В настоящее время, как показал опрос, резко возрастает престижность сервисных специальностей. Совершенно потеряли значимость и ореол романтики у детей фундаментальные науки (только один человек указал, что он желает быть физиком - математиком), ни один ребенок не захотел стать инженером или рабочим. Поэтому так важно знать: кем хотят работать современные дети.

Так контрольный открытый вопрос «Кем ты хотел бы работать» подтвердил устойчивую ориентацию на получение образования и на работу 52% детей. Из них профессиональными специалистами (поваром, кондитером, парикмахером) - 26%, квалифицированными специалистом (юристы, программисты, психологи, учителя, биологи, переводчики., модельеры, дизайнеры) - 25,7%. 12% - хотят быть бизнесменами, начальниками, директорами. В основе последнего желания лежит потребность в доминировании, во власти, подчинение других. Работу директора дети представляют только через призму манипулирования людьми. Те дети, которые захотели стать футболистами, милиционерами, пожарниками отметили, что «здесь не надо ломать голову». Духовно - нравственный потенциал населения определяется и богатым литературным наследием, которое призвано давать значимые нормы и ценности, и система художественно-эстетического воспитания. Настораживает то, что творческие профессии выбрали 7,3% детей (художники, музыканты). Таким образом ценности материального мира взрослых прослеживаются в ориентации детей на выбор профессии. Следует констатировать, что в ближайшем будущем не предвидится увеличения как кадрового научного, так и инженерного потенциала в экономике.

Досуг является ярко выраженным параметром социализации личности. Объединение детей по интересам, придание организационной формы их деятельности позволяет изолировать детей от уличного влияния. Понятие «уличное среда» требует пояснения. За этим понятием пока закреплен только негативный смысл. Но в действительности улица имеет «два лица», ведь известно и позитивное воздействие города, всей уличной среды на эмоциональное и познавательное развитие ребенка. Но очевидно, что отсутствие в окружающей жизненной среде подростка зон, которые были бы для него эмоционально притягательны, и, наоборот, заполненность этой среды одним негативом: постоянной грязью на улицах, плакатами с рекламой табака — способно уводить ребенка еще дальше от позитивных образцов поведения.

К сожалению, современная досуговая инфраструктура не достаточно развита в Татарстане, кроме того, практически все секции и кружки работают на платной основе. Поэтому на вопрос «Как ты проводишь свое свободное время», только 18% ответили, что занимаются в кружках, студиях, спортивных секциях. У остальных детей способы проведения свободного времени не отличаются заметным разнообразием. 16% детей указали на то, что свое свободное время они проводят чаще всего за просмотром телепередач. Просмотр

телевизионных передач дома и время препровождение с компанией друзей на улице являются доминирующими способами внеучебной деятельности.

Подавляющее большинство опрошенных детей, около 90% (табл.13), указали на то, что им хотелось бы посещать кружки. Каждый третий ребенок готов приобщаться к здоровому образу жизни, если будут созданы соответствующие условия. Таким образом, имеет место ситуация, при которой привлечение детей «группы риска», к которым относятся и безнадзорные дети, к занятиям в кружках, секциях, клубах (в том числе на территории школы) является способом отвлечения их от влияния улицы, однако это возможность используется образовательными учреждениями не в полной мере.

Система моральных ценностей детей. Результаты анкетирования показывают, что эмоциональный опыт каждого второго ребенка неполноценен. Отчужденность, изолированность, надежда только на себя являются основными характеристиками взрослого мира, которые перенимают дети. С сожалением следует констатировать, что большинство социальных институтов, в том числе и уголовно - исправительная система, институты педагогического воздействия ориентированы не на превенцию, не на искупление вины, а на обвинение, наказание, стигматизацию. Следствием этого простое декларирование общечеловеческих ценностей, таких как: доброта, искренность, взаимоподдержка, доверие не приводит к желаемым результатам.

Поэтому дети и сами не научились сочувствовать, сопереживать, проявляют индифферентность к переживаниям других. «Это твои проблемы», «меня это не касается»: излюбленные выражения подростков и детей.

На открытый вопрос: «Что ты понимаешь под доверием» каждый пятый ответил «не знаю», встречались ответы: «меня этому не научили», « мама не рассказала». Каждый второй ребенок ответил, что на свете мало людей, которым можно доверять; 16% детей считают, что доверять можно большому количеству людей. Затруднились с ответом - 34% детей.

На вопрос считаешь ли ты себя верующим положительно ответили 61% детей ответы распределились примерно поровну между сельскими - 60,1% и городскими -57,2% детьми.

Как отмечают социологи базовые ценности, составляющие основание ценностного сознания людей не так много, около двух десятков. Они формируются в период первичной социализации индивида к 18 -20 годам, а затем остаются достаточно стабильными. Следуя одному из определений, ценности - "это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм"[5]. В соответствии с теорией Д.Н. Узнадзе и Ш. Надирашвили о трех качественно различных уровнях регуляции психической активности человека, ее высший уровень - волевая активность - регулируется всецело ценностными ориентациями индивида. Поэтому знание того, что больше всего ценят дети позволит выбрать правильную стратегию воздействия на детей «группы риска».

Каждый индивид, согласно П. Бурдье, действует в социальном мире посредством схем, которые являются продуктом интериоризации существующих структур социального мира. Именно через такие схемы люди одновременно производят свои практики и воспринимают и оценивают последние [4]. То есть дети приходят в этот мир, имеющий свои практики и схемы, и через институты социализации интериоризуют их и, затем, действуют по этим схемам. Это на наш взгляд полностью относится к такой ценности, как здоровье. Эта та категория, о которой постоянно упоминают через ритуалы, обычаи (пить за здоровье - это норма в житейской практике); говорят по телевидению, в системе СМИ, в семье. Дети еще не осознают всей значимости этой категории, хотя, почти 74% детей поставили здоровье на первое место, но непосредственной деятельностью по укреплению здоровья,

то есть занятия спортом, желают заниматься только 27%. Открытый вопрос «Какие три желания ты бы загадал золотой рыбке» подтвердил желаемость данной ценности уже как конечный результат (ни один ребенок не пожелал, чтобы были построены спортивные площадки, открылись различные спортивные секции).

Таким образом ценность здоровья, только декларируемая обществом, является подсознательно желанной у детей. Необходимо на наш взгляд исключить прямолинейную пропаганду вреда алкоголя, наркотиков, неправильного питания, а создавать соответствующую социальную инфраструктуру, то есть средства осуществления, ведения здорового образа жизни.

Семья относится к самым значимым ценностям традиционного общества. В ряду ценностей дети отвели ей второе место. Среди детей сельской местности ориентация на семью, как на фундамент патриархальных устоев, несколько выше, чем у городских.

При формировании и развитии личности ребенка к разряду фундаментальных относится потребность во внимании, уважении, принятии (А. Маслоу). При этом принятие трактуется как любовь, то есть безусловно положительное отношение и позитивный интерес к ребенку, обеспечивающие ему психологическую автономию, независимо от исходных ожиданий родителей. Поэтому любовь, друзей дети так же отнесли к разряду значимых ценностей. Для уточнения ценностных ориентаций был предложен открытый вопрос: «Какие три желания ты загадал бы золотой рыбке». Так высказывание о здоровье и семье повторялись наиболее часто (55 чел. и 52 чел. соответственно).

Довольно интересным является разрыв между богатством, желанием иметь деньги (37чел) и работой.(20чел). По - видимому, дети прочно усвоили, что работа не являются синонимом богатства и денежного благополучия. Но работу и образование дети напрямую связывают друг с другом, то есть без образования довольно сложно найти работу.

Остальные высказывания связаны с духовно - эмоциональным блоком. Так 21% высказывание касалось счастья для всех людей, чтобы не было войны. Здесь прослеживается способность к саморефлексии, восприятию себя через внешний мир, выделение себя как части живого окружающего мира. 20% высказываний о счастье для себя означает факт наличия дома, семьи, здоровья, безопасности

Следующие вопросы стратегического характера были ориентированы на рефлексию своей жизни и путей решения проблем. Так, на вопрос: «Хотел бы ты изменить свою жизнь» 27% детей ответили «да». Среди них «хотят изменить свое поведение, но справятся с этим самостоятельно» 48%, 16% желают обратиться к помощи специалистов (психологов, юристов). То есть каждый третий подросток пытается осмыслить свою жизнь, свое поведение, а значит и свои перспективы.

Распределение ответов на вопрос: «Если бы у тебя был миллион, на что бы ты его потратил» свидетельствует о благоприятном ценностно-духовном облике.(43 высказываний посвящены семье; 23- дому; 30- приюту, детскому дому). На спорт потратят свои деньги только 3 человека. То есть, это подтверждает вывод о том, что здоровье для детей не сопряжено с какими - то затратами, работой над собой, а должно приходить без всяких усилий с их стороны.

Многие взрослые, как правило, утверждают, что все подростки трудные: ведь их больше всего интересует приятное времяпрепровождение, эгоизм, отказ отвечать за свои поступки, бунтарство и еще много ярлыков можно повесить на них. Но в этой непредсказуемости, в этом бросании из огня да в полымя, выражается весь подростковый период. Подобные колебания позволяют индивидууму, так или иначе, выбрать свой путь в жизни, приблизившись к миру взрослых. И, надо отметить, это самая важная задача на данном

этапе жизни.

Выводы

По данным Госкомстата Республики Татарстан на начало 2003 г в Республике Татарстан проживало 929187 детей до 18 лет (24, 6% от общей численности населения). Как я уже отмечала, количество детей проживающих в семьях «группы риска» составляют 56 тыс. чел, что составляет более 6% от общего числа детей. В результате исследования оказалось, что каждый 15 ребенок или 6,3% находится в социально опасной ситуации (издеваются, бьют, лишают пищи и т. д.). Примерно столько же детей проживают в семьях, которых можно отнести к некомпетентным семьям. Поэтому работа по повышению родительской компетентности должна носить профилактический характер. Данный опрос показал, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации являются объектом двойной виктимизации.

Ребенок, отвергаемый в семье, отвергаем в школе или учителями (трудный ребенок), или сверстниками. Уличная среда может влиять на ребенка положительно, если она насыщена развивающими стимулами. Но очевидно, что отсутствие в окружающей жизненной среде подростка зон, которые были бы для него эмоционально притягательны, и, наоборот, заполненность этой среды одним негативом: постоянной грязью на улицах, плакатами с рекламой табака — способно уводить ребенка еще дальше от позитивных образцов поведения. Досуг в какой-то степени смог бы заполнить образовавшийся вакуум тем боле, что около 90% детей выразили желание посещать кружки, секции. Можно отметить активную позицию почти 30% детей в желании изменить свою жизнь и готовых воспользоваться услугами специалистов.

Самыми значимыми ценностями для этих детей, как и для всех групп населения традиционного общества, являются здоровье и семья. На наш взгляд, категория здоровья является неосознаваемой детьми интериоризированной схемой, к которой им желательно стремиться. И именно на этой подсознательной структуре необходимо выстраивать профилактическую работу.

Опрос показал, что только 60% детей живут в семьях, где реализуются их основные витальные потребности (в пище, одежде, безопасности, жилище и т. д.), социальные (в признании, самоутверждении, любви и т. д.) и идеальные (познания окружающего мира, самоуважении, самореализации, познавательные, эстетические потребности и т.д.). На наш взгляд, следует обратить особое внимание на: контроль родителями собственного поведения; признание права на собственную жизнь - и для родителей, и для ребенка; поддержание чувства достоинства и уважения к себе и ребенку; формирование здоровой самооценки жизненных навыков. Криминалисты подчеркивают, что рекрутирование нового поколения преступников в основном осуществляется за счет семей, где нарушена правовая социализация. Самыми опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной структуры потребностей.

Школа - это то место, где дети осваивают иные (не семейные) ценности и нормы поведения в обществе. Здесь приобретаются и закрепляются способности и готовность к конфликту, эмпатии, доверию и безупречному отношению к другим людям.

Однако, почти каждый третий ребенок, по тем или иным причинам отрицательно относится к школе. Первостепенное значение имеет модель поведения, которую учителя формируют в общении как с детьми, так и друг с другом. Существенным представляется тот факт, что именно среди детей, которые испытали на себе плохое отношение учителей в

школе, часто встречаются дети, решающие свои проблемы путем ухода на улицу.

Литература

1. Чернова Л.Т. Вопросы организации социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в том числе созависимых// Сб. материалов Межрег. науч.-практ. семинара. Казань, 19-21 мая 2005 / Под об. ред. К.Н. Новиковой. Казань: Отечество, 139с.

2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно- методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. С. 33.

3. Социальная энциклопедия / Редкол.: Горкин Л.П., Карелова Г.Н., Кагульсикй Г.Д и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С.95.

4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер,2002. С. 256.

5. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.С.91.

© Э. Ф. Алимова - каф. социальной педагогики и психологии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.