Научная статья на тему 'Основные образы петроглифического комплекса Хар магнай'

Основные образы петроглифического комплекса Хар магнай Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАР МАГНАЙ / ПЕТРОГЛИФЫ / PETROGLYPHS / ОБРАЗЫ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗА / IMAGES OF BRONZE PERIOD TO THE EARLY STAGE OF THE IRON / KHAR MAGNAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бикумар Умирбек

Петроглифы расположены в сомоне Ногооннуур аймака Баян-Ульгий, в месте, которое получило название Хар магнай и располагается в 50 км к западу от центра сомона и в 18 км от деревни Цагааннуур. Здесь найдены изображения диких баранов, коз, лошадей, быков, волков, лис, тигров и барсов, оленей. Также зафиксированы тамгообразные знаки, всадники, охотники, воины в грибовидных шапках, сражающиеся охотники, памятники тибетского и рунического письма и несколько интересных и необычных сцен. Для нанесения петроглифов были использованы два основных метода, таких как штриховка острым инструментом и контурная выбивка. Петроглифы относятся к широкому периоду времени: от бронзового века до раннего железа, а также к гуннской, тюркской эпохе и тибетской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN IMAGES OF PETROGLYPHS OF KHAR MAGNAY

The sightseeing of petroglyph is located in Nogoonnuursoum, Bayan-Ulgii province. The summer camp, where the families of Nogoonnuursoum pass the summer is called as a Khar magnai it is existed on the point which about in western 50km far away from soum center and 18 km away from Tsagaannuur village. So this place is named as a petroglyph of Khar magnai. There are so many kinds of animals such as wild sheep, wild goat, horse, cow, wolf, fox, tiger, pampas cat, deer and other detailed graphically descriptions such as stamp, people, horse cart, hunters who are hunting, troops with mushroom shaped hats, hunters with arrow and bow who are fighting each other, narrow graphics, deer and wild goat carved with narrow lines, monuments Tibetan and Runi scripts and other ritual, confusing and not understanding, interesting and unusual descriptions in Khar magnai petroglyph. The two main methods such as carving the general point with sharp pointed equipment and hollowing the whole area were used to describe the petroglyphs. For the time period, the petroglyphs may include from Bronze period to the early stage of the Iron, despite of hunnu and Tibetan scripts, it involves until ancient Turkish period time.

Текст научной работы на тему «Основные образы петроглифического комплекса Хар магнай»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.021 УДК 7.048+7.031.1[7.031.1"637"+7.031.1"638"]

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ ПЕТРОГЛИФИЧЕСКОГО

Бикумар Умирбек канд. ист. н. (PhD), старший научный сотрудник, Баян-Ульгийский филиал Академии наук Монголии; Институт философии. Монголия, г. Баян-Ульгий argun_kz@yahoo.com

Перевод с монгольского: Белокурова Софья Михайловна

Петроглифы расположены в сомоне Ногооннуур аймака Баян-Ульгий, в месте, которое получило название Хар магнай и располагается в 50 км к западу от центра сомона и в 18 км от деревни Цагааннуур.

Здесь найдены изображения диких баранов, коз, лошадей, быков, волков, лис, тигров и барсов, оленей. Также зафиксированы тамгообразные знаки, всадники, охотники, воины в грибовидных шапках, сражающиеся охотники, памятники тибетского и рунического письма и несколько интересных и необычных сцен.

Для нанесения петроглифов были использованы два основных метода, таких как штриховка острым инструментом и контурная выбивка. Петроглифы относятся к широкому периоду времени: от бронзового века до раннего железа, а также к гуннской, тюркской эпохе и тибетской культуре.

Ключевые слова: Хар магнай, петроглифы, образы поздней бронзы и раннего железа.

Библиографическое описание для цитирования:

Умирбек Б. Основные образы петроглифического комплекса Хар магнай // Искусство Евразии. - 2018. - №2(9). - С. 33-42. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.002. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1070646/9/

Сомон Ногооннуур Баян-Ульгийского аймака Монголии является одним из значимых мест, где расположено большое количество памятников наскального искусства. В 50 км строго в западном направлении от центра сомона и в 18 км от деревни Цагааннуур расположено летнее пастбище, которое получило название Хар магнай. Хар магнаем

КОМПЛЕКСА ХАР МАГНАЙ

Аннотация

именуется все широкое ущелье, хотя местные жители с двух сторон этого ущелья называют эти горы иначе. Так, например, склоны, расположенные к востоку от центра территории и имеющие особую форму, получили название «Бурхан толгой». Именно на этой скале древние кочевники оставили памятники своего искусства. Но местные и это название используют нечасто, а про Хар магнай мало кто знает.

По ущелью Хар магнай протекает река, имеющая то же название. Обилие скал делает это место идеальным для нанесения наскальных рисунков. Расположенная с противоположной стороны небольшая гора, словно выходящая из склонов, является местом поклонения для местных жителей. Здесь, на горе Бурхан толгой, на плоских камнях выбиты образы, которые отчетливо видны сквозь письменные изображения.

В 1994 г. в газете «Рабочая трибуна» научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН В.Д. Кубарев опубликовал материалы, касающиеся найденных в 4-5 км к северу-востоку от Цагааннуура древнетюркских надписей. Находка была обнаружена в ходе работы научной группы «Древний Алтай», куда кроме В.Д. Кубарева входил научный сотрудник Института истории Монгольской академии наук Д. Цэвээндорж и профессор университета Орегано Э. Якобсон. Поскольку уточнить название этого места В.Д. Кубарев не мог, он направил статью доктору Ц. Баттулге. В 1999 г. Ц. Баттулга обнаружил надписи «Хар магная» и обобщил материал в статье «Тюркские надписи Хар магная» [3, с. 91-93]. Так же начали называть и другие памятники, например, «Оленные камни Хар магная» [8, с. 57]. Исходя из этого, мы вводим в научный оборот памятник под названием «Петроглифы Хар магная».

Данный памятник обратил на себя наше внимание в 2008 году в ходе работы над проектом по регистрации культурно-исторических памятников Баян-Ульгийского аймака, реализуемым Центром тюркских исследований доктора К. Бикумара. Правда, тогда Хар магнай был ошибочно назван «Зурхэн уул». Осенью 2013 года совместно с доктором С. Харжаубаем и докторантом Х. Жантегином были проведены полевые исследования, и помимо рунических надписей были зафиксированы наскальные рисунки путем фотосъемки и копирования вручную. В 2014 году были проведены копирования рунических надписей в ходе совместной экспедиции с доктором Ц. Баттулгой. Во время четвертой экспедиции также была проведена фотосъемка, а также обнаружены надписи на тибетском языке.

В композиции Хар магная встречаются изображения аргали, янгира, лошадей, быков, волков, лис, тигров, барсов, оленей с ветвистыми рогами, сцены охоты, тамгообразных знаков, повозок, запряженных лошадьми, воинов в грибовидных шапках, соревнующихся охотников с луками, а также рисунки, выполненные в очень тонкой технике. Это, например, стилизованное изображение оленей, янгиров (горных козлов), руны, тибетские письмена. Кроме того, здесь много интересных и уникальных изображений.

Наскальные рисунки выполнены путем точечной выбивки инструментом с острым концом, либо со штриховкой, либо контурно. Что касается периодизации, то можно сказать, что рисунки могут быть отнесены к бронзовому веку, железному веку, гуннскому и тюркскому периоду. Однако эта датировка является предварительной и требует дополнительных исследований.

Рис. 1 Петроглифы Хар магнай. Автор копии: Б. Умирбек.

Б. Умирбек.

Рис. 2. Петроглифы Хар магнай. Автор фото:

Относительно рунических надписей есть исследования Ц. Баттулги, однако, на наш взгляд, надписи надо рассматривать в комплексе с рисунками. Дело в том, что последние исследования говорят о сходстве между надписями и рисунками. Например, в одной композиции с рунами есть изображение всадника, человека с соединенными руками перед ним, вверху — изображение лучника с луком и стрелами, вверху и внизу — изображения двух собак, бегущих в восточном направлении (рис. 1). Рисунок нанесен тонкой линией. Лучник в верхней части изображен так, как будто он пытается стрелять в оленя, так же контурно выбитого (рис. 2).

Интересно изображение коня, на котором сидит всадник. Голова изображена более крупной, а тело более мелким. Непонятно, было ли это сделано сознательно, или это ошибка художника. Всадник изображен таким образом, что обе ноги его видно из-под живота лошади. Седло выгравировано спереди и сзади, однако схематично и без деталей.

Композиции с тюркскими надписями в Хар магнай имеют много общего с композициями в Цагаан салаа, Бага Ойгор [13, с. 207].

В комплексе Бага Ойгор-П в композиции с руническими надписями есть аналогичное изображение охотника, вооруженного луком и стрелами, с привязанной к его поясу лошадью с точно таким же седлом и точно так же просто выгравированного. Также изображены две собаки, преследующие оленя (рис.3).

Такие изображения на скалах — всадник на оседланной, просто выбитой лошади — достаточно распространены в Монгольском Алтае, что может говорить о том, что сделаны они были в одно время. Кроме того, в данных композициях изображение человеческой фигуры всегда вертикально, возможно, мы можем говорить или об одном художнике, или об одном способе, или о близком времени исполнения. Наиболее распространены такие контурные композиции в Монгольском Алтае, а именно в комплексах Цагаан салаа, Бага Ойгор, Билуут (рис. 3, 4, 5, 6, 7, 8), Хойд Хулцуут. В комплексе Билуут есть изображение всадника в доспехах на лошади, оседланной, но без стремян, со шлеей и нагрудным ремнем. В руке всадник держит стрелу (рис. 4).

Рис. 3. Петроглифы Бага Ойгур. Автор копии: Б. Умирбек.

Рис. 4. Петроглифы Билуут. Автор копии: Б. Умирбек.

Рис. 5. Петроглифы Билуут. Автор копии: Б. Умирбек.

Рис. 6. Петроглифы Билуут. Автор копии: Б. Умирбек

Рис. 7. Петроглифы Билуут. Автор копии: Б. Умирбек.

Сходные контурные изображения воинов в доспехах встречаются и на других скалах Билуута. На одной из скал найдены рисунки самих доспехов (рис. 6, 7). Это важный документ, который необходим для изучения воинского вооружения и одежды. Воин в похожих доспехах обнаружен в Ховдском аймаке в комплексе Хар хад, данный рисунок был отнесен к эпохе государства Нирун (жужанское царство — прим. ред.) [7]. Но в последнее время такие изображения, найденные в Монгольском Алтае, относят к железному веку. Это подтверждается соответствующими археологическими находками, в которых обнаружены седла без стремян, но с высокими луками спереди и сзади, шлеей и нагрудным ремнем. Точно такие же, как и на наскальных рисунках. Кроме того, рунические надписи датируются только древнетюркским временем. И это еще один довод в пользу предложенной выше датировки. Именно поэтому контурные изображения, включенные в композиции с руническими надписями, так же относятся к указанному времени — эпохе седел без стремян.

Особенно необходимо учитывать контурные изображения, включающие образы вооруженного всадника в доспехах и в конусообразной шапке, лошади, оседланной вышеописанным способом, на которую также надет панцирь, рогатый шлем, и грива лошади украшена тремя вертикальными элементами. Так, в ходе археологических раскопок были найдены материальные свидетельства, соотносимые с петроглифическими памятниками.

В 2012 году в сомоне Булган Ховдского аймака в ходе раскопок гуннского захоронения был обнаружен лук, на элементе которого был контурно вырезан образ лошади. Снаряжение лошади, основные элементы оседловки видны очень отчетливо и имеют много схожего с изображениями лошадей и всадников в петроглифических композициях. Это позволяет уточнить их датировку [9, с. 49]. А, кроме того, это позволяет сделать вывод, что в гуннскую эпоху стремян либо еще не было, либо они не были распространены.

Рис. 8. Петроглифы Хар магнай.

Рис. 9. Петроглифы Билуут. Автор копии: Б. Умирбек.

Автор копии: Б. Умирбек.

Рис. 10. Петроглифы Билуут. Автор копии: Б. Умирбек.

Рис. 11. Петроглифы Хар магнай. Автор копии: Б. Умирбек.

Интересно, что стилизованные, декорированные образы лошадей, которые можно обнаружить в комплексе Хар магнай, распространены в оленных камнях. Сходные изображения художественно обработанных образов оленей, воинов на лошадях, относящихся к железном веку, достаточно распространены в комплексе Билуут (рис. 9, 10). У животных поднятая голова, открытый рот, вытянутые ноги. Их позиция представляет интерес: они словно стоят на цыпочках, поджав ноги под себя, а копыта под острым углом «упираются» в землю. Такие образы напоминают скифское искусство.

Что касается трех вертикальных заостренных элементов на конской гриве, выполненных тонкой выбивкой, то здесь мы видим традиционную форму плетения гривы, характерную для кочевников конца бронзового, железного века, тюркской и гуннской эпохи, о чем говорят и исследования [8, с. 162; 13, с. 27].

Рис. 12. Тамга из комплекса Хар магнай. Автор копии: Б. Умирбек.

Рис. 13. Петроглифы Хар магнай. Автор фото: Б. Умирбек.

Рис. 14. Петроглифы Хар магнай. Автор фото: Б. Умирбек.

Кроме этого в петроглифах Хар магная немало изображений охотников в грибовидных шапках, вооруженных луками и стрелами и соревнующихся между собой. Данный образ получил широкое распространение практически во всех комплексах Баян-Ульгийского аймака: Цагаан салаа, Бага Ойгор, Билуут, Хойд Хулцуут, Шивээт хайрхан, Буаз (Бэлчир), Урд Хатуу. Два изображения хищников, напоминающих барсов с длинными хвостами, имеют много общего с аналогичными образами в комплексах Ханбогд и Жавхлант хайрхан на территории аймака Умнуговь [13, с. 196]. По форме изображения относятся к художественной традиции бронзового века. Также в комплексе Хар магнай обнаружены достаточно распространенные в монгольском наскальном искусстве образы солнцерогих быков, лошадей с характерными висячими животами.

В комплексе Хар магнай широко представлены изображения конца бронзового — начала железного века, когда художники обращались к стилизованным образам, с яркой художественной проработкой. Например, олени, богато декорированные, выполненные в утонченной манере острым предметом; стилизованные изображения горных козлов со сведенными ногами и приподнятыми над землей копытами; красивые, выполненные в той же манере образы волков и лошадей. Кроме того, в комплексе найдено несколько тамгообразных знаков, а именно: тамга аргали, тамга сэрээ (открытый лук со стрелой) (рис. 12). Сходные тамги обнаружены в комплексах Ханбогд и Шийр уул (аймак Умноговь) [13, с. 225] и Рашаан хад (аймак Хэнтий) [6, с. 71].

Комплекс Хар магнай отличается многообразием композиций и образов и требует дальнейшего, более глубокого исследования.

1. Батболд Н. ХYннYгийн хадны зураг. Археологийн удлал. Боть XXXI, Дэвтэр 2. Улаанбаатар, 2011, т. 26-39.

2. Батболд Н. Монголын хадны зургийн судалгаа (Говийн бYсийн хэрэглэгдэхYYнээр). ТYYхийн ухааны докторын зэрэг горилсон зохиол. Улаанбаатар, 2011.

3. Баттулга Ц. Хар магнайн эртний турэг бичээс. Археологийн удлал. Боть XIX. Улаанбаатар, 1999, т. 91-93.

4. Эмирбек Б., Золбаяр Г., Ансаган А. Баян-Элгий аймгийн TYYх-соёлын дурсгалууд. Фото альбом. Улаанбаатар, 2009 (монгол, казах, англи, орос, турк хэлээр).

5. Эмирбек Б. Б.Эмирбекийн дээрхи онуудад Баян-Элгий аймгийн нутаг дэвсгэрт хийсэн TYYх-археологийн хээрийн хайгуулын хувийн цуглуулгаас (фото зураг, гар зураг г.м). 2005-2012.

6. Пэрлээ Х. Монгол тYмний гарлыг тамгаар хайж судлах нь. Улаанбаатар, 1976.

7. СYхбаатар Г. Монголчуудын эртний евег. Монголын эртний туух удлал. I боть. Улаанбаатар, 2000.

8. Тербат Ц., Баяр Д., Цэвээндорж Д., Баттулга Ц., БаярхYY Н., Идэрхангай Т., Жискар П.Х. Монгол Алтайн археологийн дурсгалууд-1. Баян-Элгий аймаг. Улаанбаатар,

9. Тербат Ц., Жискар П.Х., БатсYх Д., БаярхYY Н. Монгол-Францын хамтарсан «Евразиат» теслийн хээрийн шинжилгээний ажлын товч дYн. Монголын археологи-2012.

Литература

2009.

ШУА-ийн Археологийн хурээлэнгийн 2012 оны хээрийн судалгааны ур дун. Хурлын илтгэл. Улаанбаатар, 2013, т. 50-52.

10. Тербат Ц., БатсYх Д., БаярхYY Н. «Монгол Алтайн хYрлийн Yе» теслийн хээрийн шинжилгээний ажлын товч дYн. Монголын Археологи-2012. ШУА-ийн Археологийн хурээлэнгийн 2012 оны хээрийн удалгааны ур дун. Хурлын илтгэл. Улаанбаатар, 2013, т. 45-49.

11. Цэвээндорж Д. Монголын эртний урлагийн тYYх. Улаанбаатар, 1999.

12. Цэвээндорж Д., Цэрэндагва Я., ГYнчинсYрэн Б., Гарамжав Д. Жавхлант хайрханы хадны зураг. Улаанбаатар, 2004.

13. Цэвээндорж Д., Гарамжав Д., ГYнчинсYрэн Б., Цэрэндагва Я., Гантулга Ж., АмартYвшин Ч., Менхбат Т. Ханбогдын хадны зураг. Улаанбаатар, 2010.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.021

THE MAIN IMAGES OF PETROGLYPHS OF KHAR MAGNAY

Bikumar Umirbyek

PhD in historical sciences (PhD),

senior researcher,

Bayan-Ulgiy Branch of

the Academy of Sciences of Mongolia;

Institute of Philosophy.

Mongolia, Bayan-Ulgiy

argun_kz@yahoo.com

The sightseeing of petroglyph is located in Nogoonnuursoum, Bayan-Ulgii province. The summer camp, where the families of Nogoonnuursoum pass the summer is called as a Khar magnai — it is existed on the point which about in western 50km far away from soum center and 18 km away from Tsagaannuur village.

So this place is named as a petroglyph of Khar magnai. There are so many kinds of animals such as wild sheep, wild goat, horse, cow, wolf, fox, tiger, pampas cat, deer and other detailed graphically descriptions such as stamp, people, horse cart, hunters who are hunting, troops with mushroom shaped hats, hunters with arrow and bow who are fighting each other, narrow graphics, deer and wild goat carved with narrow lines , monuments Tibetan and Runi scripts and other ritual, confusing and not understanding, interesting and unusual descriptions in Khar magnai petroglyph.

The two main methods such as carving the general point with sharp pointed equipment and hollowing the whole area were used to describe the petroglyphs. For the time period, the petroglyphs may include from Bronze period to the early stage of the Iron, despite of hunnu and Tibetan scripts, it involves until ancient Turkish period time.

Keywords: Khar magnay, petroglyphs, images of Bronze period to the early stage of the

Iron.

Bibliographic description for citation:

Umirbyek B. The main images of petroglyphs of Khar magnay. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2018, no 2(9), pp. 33-42. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.002. Available at: https://readymag.com/u50070366/1070646/97 (In Russian).

1. BaTÖOAA H. Xyhhytohh xagHbi 3ypar. Археомогиüн cyè^a^. EoTb XXXI, Aэвтэр 2. yAaaHÖaaTap, 2011, T. 26-39.

Abstract

References

2. Батболд Н. Монголын хадны зургийн судалгаа (Говийн 6yc™h хэрэглэгдэхYYнээр). ТYYхийн ухааны докторын зэрэг горилсон зохиол. Улаанбаатар, 2011.

3. Баттулга Ц. Хар магнайн эртний тYрэг бичээс. Археологийн удлал. Боть XIX. Улаанбаатар, 1999, т. 91-93.

4. Эмирбек Б., Золбаяр Г., Ансаган А. Баян-Элгий аймгийн TYYх-соёлын дурсгалууд. Фото альбом. Улаанбаатар, 2009 (монгол, казах, англи, орос, турк хэлээр).

5. Эмирбек Б. Б.Эмирбекийн дээрхи онуудад Баян-Элгий аймгийн нутаг дэвсгэрт хийсэн TYYх-археологийн хээрийн хайгуулын хувийн цуглуулгаас (фото зураг, гар зураг г.м). 2005-2012.

6. Пэрлээ Х. Монгол тYмний гарлыг тамгаар хайж судлах нь. Улаанбаатар, 1976.

7. СYхбаатар Г. Монголчуудын эртний евег. Монголын эртний туух удлал. I боть. Улаанбаатар, 2000.

8. Тербат Ц., Баяр Д., Цэвээндорж Д., Баттулга Ц., БаярхYY Н., Идэрхангай Т., Жискар П.Х. Монгол Алтайн археологийн дурсгалууд-I. Баян-Элгий аймаг. Улаанбаатар, 2009.

9. Тербат Ц., Жискар П.Х., БатсYх Д., БаярхYY Н. Монгол-Францын хамтарсан «Евразиат» теслийн хээрийн шинжилгээний ажлын товч дYн. Монголын археологи-2012. ШУА-ийн Археологийн хурээлэнгийн 2012 оны хээрийн судалгааны ур дун. Хурлын илтгэл. Улаанбаатар, 2013, т. 50-52.

10. Тербат Ц., БатсYх Д., БаярхYY Н. «Монгол Алтайн хYрлийн Ye» теслийн хээрийн шинжилгээний ажлын товч дYн. Монголын Археологи-2012. ШУА-ийн Археологийн хурээлэнгийн 2012 оны хээрийн удалгааны ур дун. Хурлын илтгэл. Улаанбаатар, 2013, т. 45-49.

11. Цэвээндорж Д. Монголын эртний урлагийн тYYх. Улаанбаатар, 1999.

12. Цэвээндорж Д., Цэрэндагва Я., ГYнчинсYрэн Б., Гарамжав Д. Жавхлант хайрханы хадны зураг. Улаанбаатар, 2004.

13. Цэвээндорж Д., Гарамжав Д., ГYнчинсYрэн Б., Цэрэндагва Я., Гантулга Ж., АмартYвшин Ч., Менхбат Т. Ханбогдын хадны зураг. Улаанбаатар, 2010.

Статья поступила в редакцию 30.05.2018 г. Received: May 30, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.