УДК 902/904
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЭРСТИЙН ХУТУЛ В МОНГОЛИИ А. Н. Мухарева1, Ч. Мунхбаяр2, Б. Сухбаатар2,3
1 Музей-заповедник «Томская Писаница»; 1 Кемеровский государственный университет; 2Ховдский государственный университет; 3Музей Ховдского аймака
Публикация вводит в научный оборот наскальные изображения памятника Дэрстийн хутул, расположенного в местности Хавцгайт на территории Ховдского аймака Монголии. Петроглифы встречаются на вертикальных и горизонтальных плоскостях небольших скальных выходов, а также свободно лежащих камнях, образующих несколько невысоких горных цепочек, протянувшихся с юго-запада на северо-восток, перпендикулярно дороге, ведущей из Улгий в Ховд. Среди петроглифов памятника есть изображения развитой и поздней бронзы, раннего железного века, средневековые и этнографические. Помимо традиционно распространённого образа горного козла, встречаются фигуры оленей, выполненные в стиле оленных камней с особой тщательностью и мастерством. Остаётся уникальной антропоморфная фигура, изображённая с древком, на конце которого закреплено полотнище.
Ключевые слова: наскальное искусство, петроглифы, документирование, хронология, стиль оленных камней, Дэрстийн хутул, Монгольский Алтай
ROCK ART OF DERSTIYN KHUTUL IN MONGOLIA А. N. Mukhareva1, Ch. Munkhbayar2, B. Sukhbaatar23
1 Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa"; 1 Kemerovo State University; 2Khovd State University; 3Museum of Khovd aimak
The paper introduces into scientific use the rock art site of Derstiyn khutul, located in Khavtsgayt area on the territory of Khovd aimak of Mongolia. Petroglyphs have been found on the vertical and horizontal surfaces of small rocky outcrops, as well as loose-lying stones, forming several low mountain ranges, stretching from South-West to North-East, perpendicular to the road from Ulgiy to Khovd. The petroglyphs of the site include images of the Developed and Late Bronze Age, the Early Iron Age, the Medieval and Ethnographic periods. In addition to the traditionally common image of a mountain goat, there are figures of deer, created in the deer-stone style with great elaboration and skill. An anthropomorphic figure depicted with a flagstaff, at the end of which the flag is fixed, remains a unique image so far.
Keywords: rock art, petroglyphs, documentation, chronology, the style of deer stones, Derstiyn khutul, Mongolian Altai
Памятник наскального искусства Дэрстийн хутул расположен в местности Хавцгайт, на территории Ховд сомона Ховдского аймака Монголии (рис. 1: 1, 2), в направлении на северо-северо-запад от г. Ховда. Расстояние от местонахождения до аймачного центра по карте составляет 25 км. Петроглифы встречаются на вертикальных и горизонтальных плоскостях
небольших скальных выходов, а также свободно лежащих камнях, образующих несколько невысоких горных цепочек, протянувшихся на 1,5 км с юго-запада на северо-восток (рис. 1: 3, 4), перпендикулярно новой дороге, ведущей из Улгий в Ховд. Расположение памятника в непосредственной близости от дороги привело к тому, что в ходе её строительства
N
<
РОССИЯ
МОНГОЛИЯ Улгий*
КИТАИ
0 50 км
Ховд
Рис. 1. Памятник наскального искусства Дэрстийн хутул: 1, 2 - расположение памятника на карте; 3 - общий вид на местонахождение с востока; 4 - спутниковый снимок SASPlanet с обозначением упомянутых в статье скальных плоскостей с петроглифами
1
в 2015 г. петроглифы северо-восточной оконечности одной из горных цепочек Дэрстийн хутул частично были уничтожены. Тогда же Б. Сухбаатаром, принимавшим участие в спасательных работах совместно с сотрудниками Центра наследия, функционирующего при Министерстве образования, науки, культуры и спорта Монголии, была обследована значительная часть изображений в местности Хавц-гайт. В 2018 г. памятник повторно был осмотрен авторами статьи, выполнено документирование отдельных петроглифов, зафиксированы их описания и координаты. Насколько нам известно, в научной литературе какие-либо сведения о данном местонахождении отсутствуют, в связи с чем в рамках данной статьи вводятся в научный оборот предварительные результаты проделанной работы.
Местонахождение Дэрстийн хутул сложено из твёрдых гранитоидных пород, тем не менее, многие скальные выходы повреждены глубокими трещинами, довольно часто фиксируются отдельно лежащие камни, когда-то составлявшие скальный массив, но со временем отвалившиеся. Од-
ной из особенностей памятника является отсутствие больших по площади скальных поверхностей и, соответственно, крупных изображений.
Рисунки преимущественно выполнены в технике поверхностной выбивки (рис. 2: центральная фигура; 3-7), реже прошли-фовки (рис. 2: крайние фигуры козлов), что, вероятно, связано с характером скального субстрата и большой трудоёмкостью нанесения изображений. Данные технические приёмы чаще всего использованы на памятнике самостоятельно, тем не менее, удалось зафиксировать случаи сочетаний поверхностной выбивки или прошлифовки с техникой резьбы или гравировки, когда тонкими прорезанными линиями выполнялись отдельные элементы некоторых изображений, например, рога и уши копытных животных (рис. 4: 2).
Поскольку петроглифы не отличаются глубоким рельефом, первоначально они хорошо видны за счёт разницы в цвете. Однако со временем, покрываясь патиной, рисунки темнеют и, все больше «сливаясь» по цвету со скальной плоскостью, становятся практически незаметными. Тем не
Рис. 2: Плоскость с изображениями оленя (в технике поверхностной выбивки) и козлов (в техниках прошлифовки и гравировки); фото 2018 г.
70 Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2018. Выпуск 8
Рис. 3: Многофигурные композиции Дэрстийн хутул, основные персонажи которых - горные козлы; фото 2018 г.: 1-3 - общие виды плоскостей; 4 - увеличенное изображение плоскости 3
менее, далеко не все петроглифы, возраст которых является древним, по цвету не отличаются от скальной поверхности; некоторые фигуры до настоящего времени остаются светлыми и хорошо видны на тёмных скальных выходах. В таких случаях светлый цвет патины далеко не всегда свидетельствует о сравнительно недавнем времени нанесения рисунков. Многие из таких изображений, судя по их стилистическим особенностям, появились на памятнике в эпоху бронзы или раннего железного века, но впоследствии были подновлены. Поскольку подновляемая фигура не всегда прорабатывалась целиком, и «новый мастер» зачастую отступал от первоначального абриса, то сохранившийся более тёмный контур или отдельные элементы изображения дают возможность отметить этот факт. В отдельных случаях в подновлении одной и той же фигуры возможно зафиксировать несколько стадий, что наглядно иллюстрирует одно из изображений, выполненное в стиле оленных камней (рис. 3: 4). При первом его подновлении были заново проработаны корпус и ноги животного, тогда как конец изогнутого хвоста остался нетронутым; при последующем подновлении, еще более позднем, был добавлен рог.
Все фигуры в основном силуэтные. Репертуар в целом типичен для памятников
наскального искусства Монгольского Алтая: преобладают изображения различных животных (лошадей, быков, оленей, козлов, горных баранов, верблюдов и др.), встречаются вооруженные луками антропоморфные персонажи, как пешие, так и конные. Значительную часть среди всех изображений составляют козлы (рис. 3; 4: 1), время создания которых зачастую установить сложно. Не исключено, что многие из этих фигур появились на скальных плоскостях местонахождения Дэр-стийн хутул в новое и новейшее время, поскольку патина у них полностью отсутствует, а рисунки отличают условность и схематичность.
В целом, расположение выходов с рисунками у дороги и их хорошая доступность способствуют тому, что новые фигуры, нередко сопровождаемые современными выбитыми надписями, вплоть до настоящего времени продолжают появляться на памятнике. К сожалению, нередко для их нанесения выбираются плоскости с древними рисунками.
Не для всех петроглифов, выявленных в 2018 г., представляется возможным выполнить хронологическую атрибуцию, тем не менее, время создания некоторых изображений определяется достаточно достоверно благодаря особенностям их стиля, композиционного построения, степени патинизации и аналогиям.
Рис. 4: Плоскость с изображениями козлов (в технике поверхностной выбивки) и оленя в стиле монголо-забайкальских оленных камней (сочетание поверхностной выбивки и гравировки), фото 2018 г.: 1 - общий вид плоскости; 2 - увеличенное изображение
Наиболее древними являются фигуры животных, созданные в период развитой и поздней бронзы: быков (рис. 3: 1), оленей, иногда изображённых с древовидными рогами (рис. 2), козлов с «прямоугольными» корпусами (рис. 3: 1) и др. Помимо стилистических особенностей, о древнем возрасте таких рисунков часто свидетельствует тёмный цвет патины, из-за которого их так сложно выявлять и документировать.
Немало на памятнике петроглифов переходного времени от поздней бронзы к раннему железному веку, а также созданных в первой половине I тыс. до н.э. Среди этого стилистически неоднородного пласта несомненный интерес представляют изображения оленей в стиле монголо-забайкальских оленных камней. Как известно, такие стилизованные фигуры часто встречаются на памятниках наскального искусства Монгольского Алтая.
Рис. 5: Плоскость с изображениями оленей в стиле монголо-забайкальских оленных камней и фигурами козлов, добавленных позднее: 1 - фото 2018 г.; 2 - прорисовка
В петроглифах Дэрстийн хутул также выявлено несколько сцен с участием данных персонажей (рис. 4: 2; 5; 6). Животные изображены с типичными укороченными ногами, иногда подогнутыми под туловище, ветвистыми рогами, вытянутыми шеями, характерными горбиками. Как и на олен-ных камнях, стилизованные изображения оленей на скалах Дэрстийн хутул были на-
несены древним мастером со строгим соблюдением канонов и характерных технологических приёмов, иногда с учётом уже имеющегося контекста. Так, будто по трафарету, выполнена на одной из плоскостей сцена с двумя крупными фигурами оленей, расположенными друг за другом, и ещё одной миниатюрной (рис. 5). Изображения не только тщательно проработаны,
ж
«ша®
ЯЬЖШмрз
Рис. 6: Плоскость с изображениями оленей в стиле монголо-забайкальских оленных камней, фигурами других копытных и всадников, добавленных позднее, фото 2018 г.: 1 - общий вид плоскости; 2, 3 - увеличенные изображения
но и вписаны в естественные границы скального выхода с учётом принципа композиционного расположения фигур на оленных камнях. Кроме того, на памятнике имеются фигуры козлов, а также хищников, выполненных в этом же стиле, а также изображения животных в иной манере, характерной для саяно-алтайских оленных камней.
Среди рисунков более позднего периода было зафиксировано немало антропоморфных фигур, зачастую «добавленных» в качестве всадников в ранее созданные композиции (рис. 6: 1, 3), на что указывает, прежде всего, более светлый цвет патины этих изображений. Среди прочих антропоморфных персонажей выделяется пешая фигура с древком в руке (рис. 7), в верх-
Рис. 7: Плоскость с изображением знаменосца, фото 2018 г.: 1 - общий вид плоскости; 2 - увеличенное изображение; 3 - прорисовка
ней части которого закреплено небольшое четырёхугольное полотнище. Кроме изображения знаменосца, на плоскости выбиты рисунок козла и неопределённая фигура, контуры которой плохо прослеживаются. Все изображения трудноразличимы, поскольку по цвету не отличаются от скальной поверхности, и только полотнище выделяется из-за более светлого цвета патины (подновление?).
Несомненно, пеший персонаж со знаменем в руке (рис. 7) представляет большой интерес, поскольку в петроглифах Монгольского Алтая до настоящего времени было известно всего несколько изображений всадников с пиками, на концах которых закреплены бунчуки или полотнища (рис. 8). Такие фигуры были выявлены на памятниках Хар-Хад [Новгородова, Горелик, 1980], Хар-Салаа I [Кубарев, 2009,
Рис. 8. Изображения конных знаменосцев в петроглифах Западной Монголии: 1-3 - Хар-Хад (прорисовки А. Н. Мухаревой); 4 - Хар-Салаа III, по: [Цэвээндорж, Кубарев, Якобсон, 2010]; 5 - Баянлиг хад, по: [Деревянко, Петрин, Цэвээндорж, Мыльников, 2008]; 6 - Шивээт-Хайрхан, по: [Цэвээндорж, Кубарев, Якобсон, 2010]; 7 - Хар-Салаа I, по: [Кубарев, 2009]
с. 60, рис. 43) и Хар-Салаа III [Там же, с. 133, рис. 323; Цэвээндорж, Кубарев, Якобсон; 2010, т. 174, зураг 323], Шивээт-Хайрхан [Кубарев, 2009, с. 282, рис. 886; Цэвээн-дорж, Кубарев, Якобсон, т. 322, зураг 886]. Ещё одно подобное изображение известно в петроглифах Гобийского Алтая на местонахождении Баянлиг хад [Деревянко, Петрин, Цэвээндорж, Мыльников, 2008, с. 190, рис. 168]. Среди этих конных знаменосцев лишь дважды на конце копий изображены не бунчуки, а прямоугольные полотнища (рис. 8: 6, 7). В одном случае (рис. 8: 7) сбоку от свободного края полотнища отходят две параллельные линии, изображающие, по мнению А. П. Окладникова, хвосты знамени, которые должны развеваться по ветру [1951, с. 148]. Во втором (рис. 8: 6, крайняя левая фигура) - полотнище изображено в виде прямоугольника без «хвостов», а его способ крепления к древку совершенно идентичен тому, что запечатлён на местонахождении Дэр-стийн хутул и находит наиболее близкие аналогии в петроглифах памятников Ешкиольмес [Mar'jasev, Gorjacev, Potapov,
1998, taf. 80] и Баян Журек [Самашев, 2006, рис. на с. 188] в Казахстане.
В целом, изображения знаменосцев получают широкое распространение в искусстве центральноазиатского региона, начиная с эпохи раннего средневековья и, по мнению З. С. Самашева, являются «хронологическим индикатором выделения древнетюркского пласта наскальных изображений» [Там же, с. 129, 132]. Не исключено, что фигура пешего знаменосца на скалах Дэрстийн хутул появилась в ту же эпоху.
Таким образом, небольшое местонахождение Дэрстийн хутул включает разновременные рисунки, среди которых есть персонажи, выполненные с большой тщательностью и мастерством, а также уникальные. Кроме того, в непосредственной близости от памятника были зафиксированы курганы, раскопки которых позволили бы дополнить уже имеющиеся результаты исследования петроглифов археологическим контекстом, демонстрируя перспективы дальнейших научных изысканий в местности Хавцгайт.
Литература
Деревянко А. П., Петрин В. Т., Цэвээндорж Д., Мыльников В. П. Святилище с наскальными рисунками Баянлиг хад в Монголии. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2008. 224 с.
Кубарев В.Д. Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2009. 420 с.
НовгородоваЭ.А., ГореликМ.В. Наскальные изображения тяжеловооруженных воинов с Монгольского Алтая //Древний Восток и античный мир. М.: Изд-во Московского университета, 1980. С. 101-112.
Окладников А.П. Конь и знамя на Ленских писаницах//Тюркологический сборник. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. I. С. 143-154.
Самашев З. С. Петроглифы Казахстана. Алматы: бнер, 2006. 200 с.
Mar'jasev A. N., Gorjacev A.A., Potapov S.A. Kazakhstan 1: Choix de petroglyphes du Semirech'e (felsbilder im siebenstromland). Paris: De Boccard, 1998. 52 p., 90 taf. (Répertoire des Pétroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule No. 5).
Цэвээндорж Д., Кубарев В.Д., Якобсон Э. Шивээт хайрханы хадны зураг. Улаанбаатар: ШУА-ийн Ар-хеологийн хYрээлэнгийн хэвлэл, 2010. 442 т.