ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОГРАММ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ
Владимир Анатольевич Воробьев, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Предлагаемая автором программа подготовки юных борцов разработана на основе системного подхода, имеет принципиальные отличия от предшествовавших аналогов и дает позитивный эффект при ее реализации.
Ключевые слова: спортивная борьба, учебная программа, юные борцы, многолетняя подготовка, объем нагрузки, этапы подготовки, возрастной диапазон.
THE BASIC SCIENTIFIC-METHODS DIRECTIONS FOR MODERNIZATION OF
PROGRAMS FOR LONG-TERM TRAINING OF YOUNG FIGHTERS
Vladimir Anatolevich Vorobev, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The program of preparation of young fighters offered by the author is developed on the basis of system approach, it has basic differences from preceding analogues and gives positive effect at its implementation.
Keywords: the wrestling, the curriculum, the young fighters, the long-term training, the volume of load, the stages of preparation, the age range.
Эволюционные преобразования и современные тенденции развития основных видов спортивной борьбы, главным образом вольной и греко-римской, во многом изменили структуру соревновательной деятельности спортсменов. Это, в свою очередь, отразилось на всех характеристиках учебно-тренировочного процесса борцов различного возраста, пола, спортивной квалификации и требует значительной его модернизации.
В комплекс указанных тенденций можно включить следующие:
- снижение возраста начала занятий всеми видами спортивной борьбы;
- проведение соревнований всероссийского и международного уровня для юных борцов подросткового возраста;
- относительно недавнее появление девочек и женщин на борцовском ковре или татами и интенсивное развитие женских видов борьбы;
- частые и слабо аргументированные изменения правил соревнований по борьбе, особенно по вольной и греко-римской;
- форсирование процесса предварительной и начальной подготовки юных борцов в ущерб гуманным и более разумным методам реализации учебнотренировочного процесса.
Рассматривая более подробно отдельные научно-методические направления в аспекте степени их разработанности в соответствии с современными требованиями практики борьбы, можно отметить, что наиболее приоритетными из этих направлений являются:
1) установление целесообразного соотношения средств общей и специальной подготовки на каждом этапе многолетней тренировки юных борцов;
2) рационализация содержания и структуры тренировочных и соревновательных нагрузок;
3) определение соответствия степени адекватности влияния занятий борьбой на физическое развитие и здоровье детей и подростков;
4) установление содержания, структуры и дозировки упражнений общего и специального характера, в наибольшей мере соответствующих возрастным особенностям юных борцов;
5) совершенствование учебных программ спортивной подготовки занимающихся в ДЮСШ и СДЮШОР по видам борьбы с учетом современных тенденций ее развития;
6) разработка системы комплексного педагогического контроля с применением наиболее информативных тестов и способов оценивания результатов тестирования.
Одним из наиболее значимых направлений совершенствования системы подготовки юных спортсменов является обоснование содержания учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР в рамках конкретного вида спорта. В последние годы работа по модернизации этих программ в соответствии с изменившимися условиями их реализации существенно активизировалась.
Рассматривая более подробно содержание и структуру названных программ, можно отметить, что все они предусматривают подготовку юных спортсменов в рамках определенных этапов: спортивно-оздоровительного, начальной подготовки, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования.
Спортивно-оздоровительный этап имеет целью привлечение к занятиям физическими упражнениями детей и молодежи для достижения физического совершенства, высокого уровня работоспособности и укрепления здоровья. Не возражая в целом против, безусловно, позитивного желания специалистов привлечь к спортивным занятиям детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, следует все же высказать ряд принципиальных замечаний, как общего, так и частного характера, которые могут, по нашему мнению, способствовать системному восприятию содержания подготовки начинающих борцов.
Во-первых, термин «спортивно-оздоровительный этап» явно не удачен, поскольку объединяет в себе трудно сочетаемые направления в подготовке юных борцов.
Во-вторых, вызывает возражение продолжительность этапа, которая жестко не лимитируется, но по сути дела равна продолжительности этапа начальной подготовки и учебно-тренировочного этапа вместе взятых.
В-третьих, объединение в спортивно-оздоровительные группы занимающихся разного возраста не позволяет в полной мере использовать возможности групповой организации учебно-тренировочного процесса.
В-четвертых, рекомендации по приему в спортивно-оздоровительные группы детей с 6-летнего возраста еще более осложняют реализацию процесса подготовки занимающихся в этих группах.
Наличие столь широкого комплекса указанных недостатков в современной трактовке организационных аспектов спортивно-оздоровительного этапа подготовки юных борцов позволяет сделать предположение о необходимости принципиального пересмотра этих аспектов. В первую очередь, предлагается выделить как отдельную субструктуру этап предварительной подготовки для детей 8-9 лет с соответствующим этому возрасту содержанием учебно-тренировочного процесса. Кроме того, для детей 6-7 лет можно создать подготовительно-оздоровительные группы с минимальными параметрами объема и интенсивности нагрузок, хотя, по нашему мнению, в этом возрасте заниматься каком-либо одним видом борьбы вообще не следует.
При условии создания групп предварительной подготовки и подготовительно -оздоровительных групп необходимость в наличии весьма аморфного спортивнооздоровительного этапа с нечетко очерченными организационными и содержательными характеристиками отпадает сама по себе, а структура подготовки начинающих юных борцов станет более конкретной и управляемой.
Дальнейший анализ названных учебных программ по видам борьбы показал, что во всех них предусмотрен одинаковый объем годовой нагрузки: на первом году этапа начальной подготовки - 312 часов, на втором и третьем - 468 часов; на первом и
втором годах учебно-тренировочного этапа - 624 часа, на третьем и четвертом этого этапа - 936 часов. Вместе с тем, соотношения нагрузок различной направленности имеют большие, а в некоторых случаях принципиальные отличия. Наиболее отчетливо это проявляется при сравнении объемов средств ОФП. Например, в программе по дзюдо (2006) эти объемы минимальны и составляют лишь от 25,6% до 10,7% общего объема нагрузки (в зависимости от этапа подготовки и года обучения). В программе по самбо (2005) эти показатели несколько выше (от 36,2% до 14,1%), хотя также ниже оптимальных значений. Более близки к ним объемы средств ОФП, указанные в программах по вольной (2003) и греко-римской борьбе (2004), в которых они составляют от 48,7% до 24,6%. При этом в другой программе по дзюдо (2003) объемы средств ОФП еще более завышены и составляют от 57,1% до 28,1% общего объема годовой нагрузки. Все это свидетельствует о недостаточной аргументации и даже спонтанном выборе указанных соотношений.
Еще одним общим недостатком всех анализируемых программ является весьма резкое увеличение объемов общей годовой нагрузки к началу второго года обучения этапа начальной подготовки с 312 до 468 часов (сразу на 50,0%), при переходе от этого этапа к учебно-тренировочному - с 468 до 624 часов (на 33,3%), а также к началу третьего года обучения - с 624 до 936 часов на учебно-тренировочном этапе (на 50,0%). Позитивным примером постепенности увеличения нагрузок юных борцов может служить одна из последних программ по борьбе советского периода («Борьба вольная», составитель А.М. Дякин, 1990).
Обобщая изложенные выше данные о соотношениях объемов нагрузок юных борцов в аспекте многолетней подготовки, мы предлагаем существенно модернизировать и конкретизировать учебный план спортивной подготовки юных борцов в широком возрастном диапазоне (от 8 до 17 лет). Этот учебный план представлен в таблице
1.
Таблица 1
Примерный учебный план многолетней подготовки юных борцов в широком
возрастном диапазоне (8-17 лет)
Разделы подготовки Этапы и годы подготовки, возраст занимающихся
Предварительной подготовки Начальной подготовки Учебно-тренировочный
Пер- вый Второй вП й р- Второй Третий Пер- вый Второй Третий Чет- вертый
8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Общая физическая подготовка 80 100 140 170 185 195 200 215 230
Специальная физическая подготовка - 20 40 62 70 75 80 126 198
Технико-тактическая подготовка 36 48 72 112 133 150 182 278 389
Теоретическая и психологическая подготовка 32 32 36 36 36 40 40 60 70
Тестирование 6 6 12 12 12 14 14 20 20
Соревновательная практика - - 8 16 24 32 40 48 48
Инструкторская и судейская практика - - - - - 8 16 18 18
Восстановительные мероприятия - - - - - 20 40 55 55
Медицинский контроль 2 2 4 8 8 12 12 12 12
Всего часов 156 208 312 416 468 546 624 832 1040
Анализ содержания этой таблицы показывает, что примерный учебный план многолетней подготовки юных борцов включает в себя три основных раздела подготовки (ОФП, СФП и ТТП) и шесть дополнительных (теоретическую и психологическую подготовку, тестирование, соревновательную практику, инструкторскую и судейскую практику, восстановительные мероприятия, медицинский контроль). При этом как общий объем годовой нагрузки, так и частные ее показатели по каждому разделу подготовки имеют очевидную тенденцию к увеличению в зависимости от стажа занятий и возраста занимающихся. Вместе с тем, характер возрастания объема нагрузки по каждому разделу подготовки значительно различается в соответствии с задачами этапов учебно-тренировочного процесса и возрастными особенностями юных борцов.
Разработанный учебный план имеет несколько принципиальных отличий от предшествовавших аналогов. Во-первых, вместо весьма аморфного по содержанию спортивно-оздоровительного этапа введен двухгодичный этап предварительной подготовки для детей 8-10 лет, включающий в себя два годичных цикла с нагрузкой на первом году 156 часов и на втором году 208 часов, с явным преобладанием средств ОФП. Во-вторых, предусмотрено постепенное повышение показателей годичных объемов нагрузки в соответствии с требованиями принципа доступности. В-третьих, на предварительном и начальном этапах подготовки предлагается явное преобладание объемов средств ОФП, составляющих примерно 40-50% общих объемов нагрузки по каждому году обучения.
Представленная модернизированная программа внедрена нами в нескольких спортивных школах г. Москвы и подтвердила свою высокую эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борьба вольная : учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (нормативная часть) / Государственный комитет СССР по физ. культуре и спорту ; сост. А.М. Дякин. - М. : Советский спорт, 1990. - 16 с.
2. Борьба вольная : примерная программа для системы дополнительного образования детей : ДЮСШ, СДЮШОР, УОР / Б. А. Подливаев, Д.Г. Миндиашвили, Г.М. Грузных, А.П. Купцов. - М. : Советский спорт, 2003. - 216 с.
3. Греко-римская борьба : примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / Б. А. Подливаев, Г.М. Грузных. - М. : Советский спорт, 2004. -272 с.
4. Дзюдо : примерная программа для системы дополнительного образования детей : ДЮСШ, СДЮШОР / А.О. Акопян, В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко. - М. : Советский спорт, 2003. - 96 с.
5. Дзюдо : программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / С. В. Ереги-на, И. Д. Свищев, С.И. Соловейчик [и др.]. - М. : Советский спорт, 2005. - 268 с.
6. Дзюдо : программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР / С.В. Ерегина, И. Д. Свищев, С.И. Соловейчик [и др.] //Национальный Союз дзюдо.- М.: Советский спорт, 2006.- 212 с.
7. Примерная дополнительная образовательная (учебная) программа (для групп ОФП, спортивно-оздоровительных групп по дзюдо в ДЮК ФП, ДЮСШ) / И. Д. Свищев, С.И. Соловейчик, С.В. Юдаев [и др.]. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 110 с.
Контактная информация: [email protected]