Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОПРЯЖЕНИИ ЕАЭС И ОПОП'

ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОПРЯЖЕНИИ ЕАЭС И ОПОП Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ОПОП / РОССИЯ / СОПРЯЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Антонова Юлия Алексеевна

В статье анализируется взаимодействие России и Китая в рамках реализации проекта сопряжения ЕАЭС-ОПОП. Выделены основные национальные интересы и сферы сотрудничества данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОПРЯЖЕНИИ ЕАЭС И ОПОП»

ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОПРЯЖЕНИИ

ЕАЭС И ОПОП Антонова Ю.А.

Антонова Юлия Алексеевна - бакалавр, кафедра теории регионоведения, Институт международных отношений и социально-политических наук Московский государственный лингвистический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется взаимодействие России и Китая в рамках реализации проекта сопряжения ЕАЭС-ОПОП. Выделены основные национальные интересы и сферы сотрудничества данного проекта. Ключевые слова: ЕАЭС, ОПОП, Россия, сопряжение.

Инициатива «Один пояс - Один путь» (далее - ОПОП) - это стратегия развития, предложенная китайским правительством в 2013 году. ОПОП фокусируется на улучшении связей и сотрудничества между странами Евразии через повышение роли Китая в мировых делах. Китай стремится содействовать такому межконтинентальному партнерству в пяти областях: политические коммуникации, дорожное сообщение, беспрепятственная торговля, денежное обращение и культурное взаимопонимание.

ЕАЭС представляет собой экономический союз пяти государств-членов: России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана. Предполагается, что союз обеспечивает свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между пятью членами.

В мае 2015 года В. Путин предложил сопряжение китайской инициативы ОПОП с экономической интеграцией в рамках ЕАЭС. Китай и ЕАЭС договорились работать над совместными проектами в области инфраструктуры и упрощения процедур торговли. Сопряжение открывает для России выход на огромную транзитную зону для грузопотоков из Европы в Азии, даёт возможность расширить азиатский рынок сбыта их продукции. Для китайских производителей тоже открываются новые рынки сбыта. КНР также получает доступ к источникам сырья и энергоресурсов.

Важнейшим геополитическим национальным интересом Китая в этом проекте является развитие его западных регионов [1, с. 276]. У России геополитический интерес заключается в развитии Сибири и Дальнего Востока. Однако при том, что Китай находится рядом, проект сопряжения лишь незначительно затрагивает этот российский национальный интерес. Основные транспортные потоки из Китая в Западную Европу пойдут южнее этих российских регионов.

Еще одним серьезным политическим интересом России является развитие интеграционных процессов в Центральной Азии. Именно евразийская интеграция -внешнеполитический приоритет во всех российских стратегических документах.

Россия и Китай в рамках реализации проекта сопряжения ЕАЭС-ОПОП сотрудничают во многих сферах. К ним относятся транспортная инфраструктура и трансграничные перевозки, высокие технологии, сельское хозяйство, цифровая экономика, торговля услугами и другие.

В сфере транспортной инфраструктуры и трансграничных перевозок КНР и ЕАЭС договорились о совместном финансировании ряда транспортных и инфраструктурных проектов, которые включают строительство и реконструкцию существующих дорог, создание транспортных и логистических центров, а также важных транспортных узлов. Интеграция двух проектов даёт Китаю возможность сокращения транспортных издержек за счёт организации новых транспортных путей в Европе и Азии, в чём КНР, как одна из ведущих торговых держав мира крайне заинтересована. Для России и других участников ЕАЭС - это означает значительные масштабные транзитные поступления в бюджеты, а

также появление необходимой инфраструктуры и логистических центров, призванных обеспечить странам выход на новые для них рынки партнёров

В сфере высоких технологий общие цели состоят в том, чтобы совместно производить высокотехнологичные инновационные продукты, ориентированные на экспорт, в полной мере использовать преимущества стран ОПОП и ЕАЭС с точки зрения технологий, капитала и научных достижений, совершенствовать механизмы сотрудничества в сфере научных исследований, способствовать развитию инфраструктуры и финансовому сотрудничеству, делать акцент на экологически чистом развитии, наращивать взаимодействие в высокотехнологичных областях.

В сфере сельского хозяйства страны ЕАЭС имеют сравнительные преимущества с точки зрения богатых земельных ресурсов и потенциала развития сельского хозяйства, а Китай - с точки зрения размера внутреннего рынка, капитала, сельскохозяйственных и селекционных технологий, а также технологий обработки земли. КНР и ЕАЭС необходимо приложить усилия для развития сотрудничества по всей сельскохозяйственной производственной цепочке, создать интегрированный механизм взаимодействия на всех уровнях, содействовать модернизации производства и стремиться к улучшению качества продукции, а также совместно обеспечивать региональную продовольственную безопасность.

Что касается цифровой экономики, то это экономика нового типа, обладающая наибольшим потенциалом роста, и новая сфера сотрудничества, активно развивающаяся в Китае и государствах-членах ЕАЭС, особенно в России. В дополнение к электронной торговле двум сторонам следует расширять сотрудничество в сферах искусственного интеллекта, Интернета вещей, трансграничных платежей, разработки программного обеспечения и приложений, создания электронной информационной платформы, обеспечения кибербезопасности, применения дистанционных технологий и в других областях.

В сфере торговли услугами в последние годы сотрудничество между КНР и ЕАЭС развивалось быстрыми темпами. Сферы сотрудничества постепенно расширялись от традиционных, таких как транспорт, строительство и туризм, до образования, здравоохранения, культуры, финансов и передачи технологий. Сторонам важно сосредоточиться на укреплении взаимодействия в сфере торговли высокотехнологичными и наукоемкими услугами, что станет новым драйвером повышения уровня торгово-экономического сотрудничества между КНР и ЕАЭС.

В контексте сопряжения ЕАЭС и Инициативы пояса и пути все больше обсуждается развитие судоходства по Северному морскому пути, освоение ресурсов, туризм, полярные исследования и защита окружающей среды [2, с. 47].

Поскольку ЕАЭС и инициатива ОПОП имеют общие совместимые цели, партнерство может существовать в интересах как Китая, так и ЕАЭС. Интересы России в рамках реализации проекта сопряжения ЕАЭС-ОПОП - внутриэкономические и геополитические (интеграционные) [3, с. 73]. Интересы Китая состоят в конвертации его экономической силы в политические амбиции.

Список литературы

1. Михайленко А.Н. Сопряжение евразийской интеграции и китайского проекта «Один пояс - один путь» // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество, 2018. №1-2. С. 275-279.

2. Российско-китайский диалог: модель 2020: доклад № 58/2020 / [С.Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020. С. 1-256.

3. Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций, 2016. № 3. С. 67-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.