Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высокотехнологичное межрегиональное сотрудничество / ЕАЭС / Китай / международное сотрудничество / инфраструктура / эффективное управление / high-tech inter-regional cooperation / The EEU / China / international cooperation / infrastructure / effective management
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Бирюков А.Л.

д.т.н., профессор, академик Всероссийской академии наук комплексной безопасности

azchs@mail.ru

Савостова Т.Л.

к.э.н., доцент, МГИМО (У) МИД России

t.savostova@inno.mgimo.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: высокотехнологичное межрегиональное сотрудничество, ЕАЭС, Китай, международное сотрудничество, инфраструктура, эффективное управление.

Keywords: high-tech inter-regional cooperation, The EEU, China, international cooperation, infrastructure, effective management.

В настоящее время наблюдается существенное взаимовлияние важных мировых процессов - регионализации и глобализации, в результате которых происходит усиление роли регионов в развитии государств. Для территорий Дальнего Востока России развитие приграничного и межрегионального сотрудничества является важной составляющей межгосударственных отношений и интеграционных процессов, поскольку эти территории граничат с Китаем, КНДР и Монголией, что позволяет пограничным территориям соседних стран реализовывать совместно с Россией свои долгосрочные экономические интересы по многим направлениям.

Страны АТР нуждаются в энергоресурсах, поэтому одной из стратегических целей является установление прочных внешнеторговых отношений с ДФО России, обладающим большими запасами нефти и газа, которые могут обеспечить заинтересованные страны углеводородами и их продуктами, другими полезными ископаемыми, поскольку собственных ресурсов растущим экономикам не хватает.

Одним из важных условий активного развития сотрудничества России, стран-участников ЕАЭС с КНР, является участие в сопряжении с китайской инициативой «Один пояс - один путь» (ОПОП), предложенной Си Цзиньпином.

Обсуждаемые и реализуемые направления перспективного развития взаимосвязей Российского Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая не только направлены на решение задач локального развития, но и в значительной мере предусматривают возможные макроэкономические риски, связанные с изменением в перспективе сценариев развития обеих стран. Расширение спектра программ межрегионального сотрудничества дают России и Китаю основания для совместного поиска и реализации взаимовыгодных проектов.

Приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая эффективность

Использование регионального сотрудничества для достижения внешнеэкономических эффектов является одним из известных в мировой практике инструментов. Приграничное сотрудничество, межгосударственные связи развиваются и укрепляются намного эффективнее, если территории между соседними странами, по крайней мере, неконфликтны и контактны. В таких условиях регионы могут эффективно осуществлять взаимодействие в экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах. Стратегическая задача сопряжения ЕАЭС и ОПОП, объявленного Россией и Китаем в 2015 году, поддержанная всеми пятью странами Союза, связана с необходимостью координации усилий по проведению трехсторонних переговоров с Европейским союзом (ЕС), представляющего конечную западную территорию маршрута ОПОП, ближайшего географического соседа Беларуси и России, перспективного экономического партнера ЕАЭС.

Россия и Китай имеют самую протяженную сухопутную границу в мире и в течение 70 лет дипломатических отношений равноправно относятся друг другу на основе своих государственных интересов, что дает возможность двум странам переходить к новым отношениям, которые теперь можно назвать конструктивными и партнерскими.

Сегодня интеграционные инициативы России и Китая базируются на взаимодополняемости экономик, поскольку, по словам министра иностранных дел России С. Лаврова, «гармонизация ЕАЭС и ОПОП позволит заложить основу для формирования в Евразии нового геополитического контура, открытого для всех без исключения государств и интеграционных объединений»1. Приграничными участниками взаимодействия регионов России и Китая являются Дальневосточный федеральный округ и провинция Хейлунцзян, которую называют «важным окном» открытости Ки-

1 Лавров С. Партнерство, устремленное в будущее» // Российская газета. - М., 2019. - 26 сентября. - https://rg.ru/2019/09/26/ lavrov-rossijsko-kitajskij-dialog-eto-obshchenie-dvuh-ravnyh-partnerov.html

тая в северном направлении и ведущим участником межрегионального сотрудничества с Россией. Провинция использует свое выгодное географическое положение для развития партнерских отношений с российскими регионами.

В октябре 2019 года вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и Китая, которое будет способствовать упрощению торговых процедур, снижению нетарифных барьеров, что является важным стимулом для развития дальнейших торговых отношений в направлении реализации инфраструктурных инициатив и проектов в промышленной кооперации1.

Анализ показывает, что региональная экономическая интеграция стран Содружества и мегапроект ОПОП, должны способствовать проведению более согласованной экономической политики внутри объединения ЕАЭС, сокращению трансакционных издержек, развитию логистической инфраструктуры, формированию новых цепей поставок товаров и услуг. Учитывая, что ЕС является крупнейшим рынком и одним из ведущих партнеров России и Китая, участие ЕАЭС в инициативе ОПОП, позволит в ближайшей перспективе осуществлять структурную оптимизацию производств и продукции, в том числе, на приграничных территориях, необходимых для активного инновационного развития и реализации стратегических интересов стран Содружества по дальнейшему встраиванию в мировую торгово-экономическую систему.

Приграничные территории Дальнего Востока, как и северные территории России, обладают колоссальными запасами углеводородов, других природных ресурсов, что способствует привлечению капитала из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), необходимого для реализации проектов, осуществляемых на территориях ДВ региона, и на этой основе возможно повышение эффективности экономики за счет внедрения новых технологий. Использование таких возможностей, безусловно, должно находиться как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных приоритетов ЕАЭС.

Товарооборот регионов Дальнего Востока России и Китая в 2019 году вырос на 8% по сравнению с 2018 годом и составил 10,5 млрд. долл. США. За 7 месяцев 2020 года объем торговли составил 5,8 млрд. долл. США, что соответствует аналогичному периоду прошлого года. Таким образом, в период обострения СОУГО-19 и ограничений в мировой экономике наше сотрудничество не снижалось. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, В. Путин и Си Цзиньпин поставили цель увеличить товарооборот между странами до 200 млрд. долл. США в 2024 году2. Такой подход полностью соответствует интересам всех стран ЕАЭС и России в частности. Объем промышленного производства стран ЕАЭС в 2019 году составил 1,2 трлн. долларов США и увеличился по сравнению с 2018 годом в постоянных ценах на 2,5%. В структуре промышленного производства ЕАЭС в 2019 году наибольший удельный вес занимала обрабатывающая промышленность - 63,1%. Взаимная торговля товарами государств ЕАЭС за 2019 год составила 55,3 млрд. долл. США, или 100,2% к уровню 2018 года3. За январь-август 2020 года взаимный товарооборот ЕАЭС и Китая, несмотря на пандемию, составил 79,1 млрд. долл. США, снизившись всего на 6,3%, при этом во внешнеторговом обороте ЕАЭС КНР занимает 20%, что превышает показатели других торговых партнеров.

Перспективы ОПОП через Россию в ЕС

Железнодорожные перевозки из Китая в ЕС сегодня уже начинают конкурировать с морским транспортом не только по времени доставки, но и по стоимости транспортировки. Транспортная логистика России обеспечивается системой транспортных коридоров ЕАЭС, которая связана с ЕС и состоит: из евроазиатских коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг», сопряженных с Панъевропейскими коридорами № 2 и № 9.

Основой российского звена Международного транспортного коридора (МТК) «Восток-Запад» является Транссиб, который долгое время являлся основным сухопутным маршрутом между Европой и Азией. МТК «Восток-Запад», началом которого являются порты Находка и Владивосток, следует по Транссибу до Москвы, далее происходит его соединение с Панъевропейским коридором № 2 Минск - Варшава - Берлин. МТК «Север-Юг» начинается в Хельсинки, далее Панъевропейский коридор № 9, через порты Санкт-Петербурга движение на Астрахань и территории Ирана -порт Бандер Аббас (Персидский залив) и далее в Индию.

Ведущиеся в настоящее время на Транссибе и БАМе масштабные реконструкционные и строительные работы (совокупно выделено около 493,2 млрд. руб.) предусматривают увеличение пропускной способности к 2025 году до 200 млн. тонн грузов в год, в том числе, за счет увеличения скорости и цифровизации логистики контейнерных пере-

4

возок .

Таким образом, Транссиб и БАМ после модернизации к 2025 году станут эффективной логистической системой в рамках проекта Восточного полигона и смогут обеспечить скоростную доставку контейнеров и грузов от дальневосточных портов к западным границам России между Европой и Китаем. Плановая реализация данного проекта позволит доставлять контейнеры от Владивостока до западной границы России за 7 суток5. Повысив пропускную способ-

1 Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР вступило в силу. 25.10.2019. - Ьйр://^'^^. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-10-2019-5.aspx

2 Посол РФ в КНР Андрей Денисов. 20.05.2020. РФ и КНР не отказываются от цели довести товарооборот до $200 млрд в 2024 г. - https://mfk-invest.ru/rf-i-knr-ne-otkazyvayutsya-ot-czeli-dovesti-tovarooborot-do-200-mlrd-v-2024-g-posol-rossii/

3 За год в странах ЕАЭС выросли промышленность, торговля, пассажирооборот и объемы строительства. - https://news-front.info/2020/02/20/za-god-v-stranah-eaes-vyrosli-romyshlennost-torgovlya-passazhirooborot-i-obemy-stroitelstva/

4 Россия переключает на себя грузопотоки между Китаем и ЕС с помощью БАМа и Транссиба / Павел Грибов. -https://tehnowar.ru/154104-Rossiya-pereklyuchaet-na-sebya-gruzopotoki-meghdu-Kitaem-i-ES-s-pomoschyyu-BAMa-i-Transsiba.html#sel=2:1,2:4

5 https://www.ritmeurasia.org/news--2019-07-22--modernizacija-bama-i-transsiba-okupitsja-s-lihvoj-43929

ность железных дорог, Россия будет иметь крупнейший эффективный транспортный коридор доставки контейнерных грузов из стран АТР в ЕС и обратно, что даст возможность ЕАЭС укрепить приграничные производственные связи и занять одно из ведущих мест в мировых транспортных потоках.

Китай, как самая крупная и быстро развивающаяся экономика, получает необходимые ресурсы от стран Содружества, поэтому Россия и КНР придают большое значение совместным проектам в энергетической сфере. Теперь можно говорить об экономической интеграции двух стран как в сфере торговли энергоносителями, электроэнергетики, атомной энергетики, так и в научно-технических инновациях, цифровой экономики и т.д.

Так, например, 20 января 2020 года генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев принял участие во вводе в эксплуатацию блока № 4 после двухгодичной гарантийной эксплуатации и начале строительства блоков № 7 и 8 крупнейшей в Китае Тяньваньской АЭС. На данный момент станция состоит из 4-х энергоблоков, оснащенных российскими реакторами ВВЭР-1000, которые находятся в коммерческой эксплуатации1. В первом квартале 2020 года импорт нефти и газа в Китай по сравнению с тем же периодом 2019 года и увеличился на 3,4%. Если учесть, что как раз в этот период времени и в Китае и России пришла первая волна пандемии коронавируса, это стало серьезным испытанием, но совместная борьба с эпидемией объединила наши страны в сфере биобезопасности и здравоохранения.

Пандемия явилась причиной мирового экономического кризиса 2020 года, что привело к осложнению функционирования цепей поставок и производств во всех странах мира. В этот период времени начались совместные мероприятия китайских и российских специалистов по профилактике и борьбе с СОУГО-19, а также совместные мероприятия, по разработке вакцин и необходимых лекарственных препаратов. В кратчайшие сроки были установлены научные и производственные контакты между российским междунаучным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» и китайскими центрами биотехнологии Министерства науки и технологии Китая, что существенно ускорило работу по производству противовирусных вакцин. Совместные усилия специалистов России, Китая других стран ЕАЭС, позволили сформировать предложения по более десяти проектам научно-технического сотрудничества в сфере медицины и смежных областях.

Высокотехнологичное партнерство

Поскольку страны ЕАЭС географически занимают крайне удобное, географическое положение между Китаем и ЕС, транспортные маршруты стран Союза, позволяют обеспечить необходимые грузопотоки между Западом, Востоком и странами Юго-Западной Азии. Для этого на территории России функционирует Транссиб, стыковые пункты на Достыке и Хоргосе, коридор Север-Юг, транскаспийские маршруты, Северный морской путь (СМП), которые позволяют соединить страны Юго-Восточной Азии и ЕС.

Концепция Большого Евразийского партнерства, предложенная Владимиром Путиным в 2015 году, и китайская инициатива «Один пояс - один путь», обсуждалась 25.09.2020 года в рамках подготовки плана реализации проекта Стратегических направлений развития европейской экономической интеграции до 2025 года2.

Участниками совещания было отмечено, что Большое Евразийское партнерство - это не только крупнейшие национальные экономики, но и региональные экономические объединения, связанные гибкой системой транспортно-логистических, энергетических и финансовых проектов, в рамках которых происходит сопряжение ЕАЭС и инициативы ОПОП. Процессы, связанные с углублением производственной кооперации и реализацией высокотехнологичных проектов внутри ЕАЭС сегодня нуждаются в расширении региональной интеграции, внутреннего рынка стран Содружества, а также участия в международной экономической деятельности.

На первом заседании Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, которое состоялось 28 октября 2020 года, обсуждалась Дорожная карта, направленная на реализацию решений Соглашения. Российская сторона предложила в этот документ включить «контрольные точки», в том числе, для: развития транспортно-логистической инфраструктуры, модернизации пограничных пунктов пропуска, цифровизации и «умных» технологий», а также использовать потенциал ШОС в целях координации экономической интеграции с государствами не входящими в ЕАЭС. Для решения имеющихся проблем предполагается использовать возможности сопряжения ЕАЭС и ОПОП в плане укрепления сотрудничества в финансовой сфере, взаимодействия в сфере инноваций, управления рисками в целях обеспечения стабильной и предсказуемой макроэкономической среды, и диверсификации финансовой деятельности3.

Таким образом, странам ЕАЭС и КНР необходимо готовить и развивать совместные проекты в области высоких технологий, защите интеллектуальной собственности, а также использовать потенциал ШОС как связующего звена для расширения и координации экономического взаимодействия с государствами-членами и партнерами ШОС, БРИКС, АТЭС.

Промышленное сотрудничество является важнейшим направлением региональной и международной интеграции ЕАЭС. Поэтому для организации рынка промышленной продукции ведущих отраслей ЕАЭС необходимо использовать научные, технические и технологические достижения, которых у России достаточно - авиакосмическая промышленность, двигателестроение и транспорт, медицинская, микробиологическая, радиоэлекторонная промышленно-

1 «Росатом» передал Китаю энергоблок Тяньваньской АЭС после гарантийной эксплуатации. - https://www.interfax.ru/world/

742998

2 Сергей Глазьев: «В рамках Большого Евразийского партнерства нужны содержательные долгосрочные инициативы». -http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-09-2020-2.aspx

3 https://www.alta.ru/ts_news/77423/

сти, станкостороение, интегрированная информационная система, которая необходима для оперативного обмена документацией в рамках Союза и другими государствами, не входящими в ЕАЭС.

В ЕАЭС формируются новые цифровые таможенные, логистические, страховые, финансовые сервисы, которые дают возможность перейти на «сквозную интегрированную систему надзора». Такой подход позволяет создать безбарьерную, оперативную и экономически безопасную торговую среду1.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 2577-р, утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая служит развитию и укреплению связей между приграничными территориями России и сопредельными странами, а также развитию международных транспортных коридоров и упрощению процедур пересечения границ.

Приоритетным условием опережающего развития экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири является формирование современной транспортной инфраструктуры, логистически сопряженной с цифровыми транспортными коридорами ЕАЭС и Китая. Стыковка интеграционных инициатив ЕАЭС и Китая теперь опирается на взаимовыгодное развитие и инвестиционное сотрудничество, которые базируются на оптимизации создаваемой цифровой среды.

Таким образом, эффективное управление развитием межрегионального взаимодействия на Евразийском пространстве должно быть ориентировано на:

- создание цифровой платформы ЕАЭС и КНР с целью активизации региональных и трансграничных перевозок на базе цифровизации таможенно-логистических процессов;

- привлечение ЕС к продвижению сопряжения ЕАЭС и ОПОП для создания коридора двухстороннего транзита грузов на европейский рынок и страны АТР;

- организацию единого рынка углеводородов ЕАЭС - такой подход позволит формировать оптимальные системы хранения, транспортировки и поставок углеводородов в границах единого экономического пространства;

- дальнейшее сопряжение ЕАЭС и ОПОП, поскольку это имеет большое значение для российско-китайских отношений, появляется возможность сформировать правовую основу взаимодействия, а также выйти на новый, более высокий уровень двустороннего и многостороннего сотрудничества.

1 Цифровые транспортные коридоры - будущее ЕАЭС. - https://www.ritmeurasia.org/news--2020-02-22--cifrovye-transportnye-koridory-buduschee-eaes-47633

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.