Научная статья на тему 'Большое евразийское партнерство и китайско􏰀российские отношения'

Большое евразийское партнерство и китайско􏰀российские отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
867
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Россия / Большое евразийское партнер􏰀 ство (БЕП) / инициатива «Один пояс / один путь » (ОПОП) / Евра􏰀 зийский экономический союз (ЕАЭС) / ШОС / АСЕАН / сотрудни􏰀 чество / China / Russia / Greater Eurasian Partnership / “One Belt / One Road” Initiative (OBOR) / Eurasian Economic Union (EAEU) / SCO / ASEAN / co􏰀 operation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Юнхуэй

Дан анализ смысла и возможных перспектив созда􏰀 ния Большого евразийского партнерства, роль РФ и Китая в этом процессе, а также вероятных путей реализации данного масштабно􏰀 го международного проекта, выдвинутого Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREATER EURASIAN PARTNERSHIP AND CHINESE—RUSSIAN RELATIONS

The article analyzes the meaning and possible prospects for the creation of the Greater Eurasian partnership, the role of Russia and China in the process, as well as probable ways of implementing this large􏰀scale international project, proposed by Russia.

Текст научной работы на тему «Большое евразийское партнерство и китайско􏰀российские отношения»

DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10004

Ли Юнхуэй

БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО И КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация. Дан анализ смысла и возможных перспектив создания Большого евразийского партнерства, роль РФ и Китая в этом процессе, а также вероятных путей реализации данного масштабного международного проекта, выдвинутого Россией.

Ключевые слова: Китай, Россия, Большое евразийское партнерство (БЕП), инициатива «Один пояс, один путь » (ОПОП), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ШОС, АСЕАН, сотрудничество.

После того, как Китай установил в 1991 г. дипломатические отношения с новой Россией, последовавшее устойчивое развитие китайско-российских связей не только достигло за последние 26 лет самого высокого уровня в истории, но и явило собой пример становления отношений между крупными державами на пути постоянного и здорового развития.

Концепция «Большого евразийского партнерства» была выдвинута президентом России В.В. Путиным в его выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне 2016 г. Российский лидер призвал к созданию крупного партнерства, которое связало бы Азию и Европу, под-

черкнув, что Россия и другие страны Евразийского экономического союза выступают за создание БЭП с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других государств. Тогда же российский лидер заявил о совместных российско-китайских планах «дать официальный старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнерства в Евразии с участием государств Евразийского экономического союза и Китая», полагая, что «это станет одним из первых шагов формирования Большого Евразийского партнерства»1.

К ноябрю 2017 г. коннотация евразийского партнерства постепенно прояснилась. Предваряя свое участие во встрече лидеров АТЭС в Дананге, российский президент опубликовал статью, в которой провел мысль о том, что углубление региональной экономической интеграции в АТР может идти по пути создания «Большого евразийского партнерства» на базе Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь», подчеркнув гибкий и современный характер этого проекта, его открытость для присоединения других участников2.

I. Смысл и суть Большего евразийского партнерства

В своем выступлении на ПМЭФ-2016 В.В. Путин призвал развивать международную кооперацию в контексте БЕП в рамках гибких интеграционных структур, поскольку «масштаб технологических, экономических задач и объективно складывающейся ситуации сегодня имеет такой масштаб и такой характер, что развиваться эффективно можно только вместе, выстраивая кооперационные связи». А гибкие и открытые интеграционные структуры лучше благоприятствуют конкуренции в плодотворном научном поиске и многообразию технических решений, а также позволяют странам-участницам в полной мере реализовать свои компетенции и потенциал .

Таким образом, смысл БЕП заключается в том, что появляется возможность создать международную кооперационную структуру, строящуюся на принципах инклюзивности, способствующую совместному решению широкого спектра мирохозяйственных вопросов, а на основе духа сотрудничества, взаимопомощи и совпадения

интересов — выстраиванию защиты от угроз региональной и трансрегиональной экономической безопасности.

Суть же Большого евразийского партнерства можно усматривать в том, что оно представляет собой огромный мегапроект, могущий объединить начинания ЕАЭС, Европейского союза, США, Китая и АТЭС, АСЕАН и других субъектов международных отношений, которые порой трактуются как «полюса» многополярного мира.

Создание БЕП имеет прежде всего большое экономическое значение, ибо партнерство облегчит торговый обмен и кооперацию между странами Евразии (и, возможно, всего АТР) во главе с Евразийским экономическим союзом. Первым шагом на пути формирования БЕП, видимо, должно стать заключение соглашения о свободной торговле между всеми потенциальными участниками партнерства.

БЕП можно рассматривать как развитие идеи евразийства и как особую форму регионализма, основанную на углубленном сотрудничестве и интеграции регионального уровня, но способную быть воспринятой и соседними регионами в интересах плодотворного межрегионального со-развития.

II. Концепция Большего евразийского партнерства отражает новую концепцию евразийства во внешней политике России

Концепция БЕП исходит из того, что Россия — это великая страна, территория которой пролегает и в Европе, и в Азии; страна, объединяющая много этносов и цивилизаций, обладающая богатейшими человеческими, культурными и природными ресурсами. Многонациональная страна всегда должна строиться на принципах единства и стабильности.

При этом концепция БЕП подразумевает использование международных факторов для реализации геополитических задач России и укрепления ее международного статуса и влияния, а также для расширения сотрудничества РФ с соседними странами Дальнего Востока в интересах развития российского Дальневосточного Федерального округа (ДВФО) и Сибири.

Учитывая свои геополитические, геоэкономические и географические реалии, Россия не может проводить одновекторную внешнюю политику, ориентированную только на одну страну, континент или регион. А во внутренней политике Россия следует принципам со-развития всех ее субъектов, народностей и социальных групп, препятствуя общественным потрясениям, культурному и экономическому расколу. И новое евразийство является идеологической основой диалога и единения всех этнических, культурных и экономических групп российской цивилизации.

III. Как создать Большое евразийское партнерство

На взгляд автора, основным путем создания Евразийского партнерства является экономическая, а не политическая интеграция. Поэтому проект «Большое евразийское партнерство» может быть легко состыкован с проектом «Один пояс, один путь», поскольку исходная установка обоих проектов именно на экономическое взаимодействие полностью совпадает. Составной и опорной частью процесса интеграции может стать сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь».

Дальнейшее развитие отношений между Китаем и Россией на основе принципов взаимоуважения, справедливости и взаимной выгоды является основой Большого евразийского партнерства. После распада СССР Китай и Россия, преодолев множество препятствий и трудностей, сообща подняли свои отношения на небывало высокий уровень.

Ныне отношения между двумя странами переживают наилучший период их истории. В 2001 г. Китай и Россия подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Этот договор провозгласил установление нового типа двусторонних отношений на принципах отказа от создания военного блока или союза, а также их неконфронтационности и ненаправленности против третьих стран; отношений, основанных на идее дружбы от поколения к поколению и невозможности когда-либо стать врагами.

В мае 2014 г. президент России В.В. Путин, находящийся с визитом в Китае, и председатель КНР Си Цзиньпин подписали «Ки-

тайско-российское совместное заявление о новом этапе отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами», что подняло китайско-российские отношения на еще более высокую ступень на основе равенства и взаимодоверия4. Стержневой идеей Заявления стало подтверждение на новом этапе принципов координации действий двух стран, защиты их национального суверенитета, территориальной целостности и национального достоинства, содействия развитию многополярного мира и создания справедливого нового международного политического и экономического порядка.

Укрепление стратегического взаимодействия Китая и России может стать ключом к формированию Большого евразийского партнерства. И Китай, и Россия разделяют сходные взгляды на проблемы глобального управления и тесно взаимодействуют в международных делах.

IV. Сопряжение инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза является основным содержанием Большего евразийского партнерства (как состыковать инициативу ОПОП с ЕАЭС)

Для сопряжения указанных двух проектов, во-первых, надо усовершенствовать политику взаимного информирования и коммуникаций. В мае 2015 г. «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», подписанное главами государств двух стран, значительно углубило взаимопонимание и политическое взаимодоверие между двумя странами. За последние два года соответствующие ведомства Китая и России проделали большую работу. В мае 2018 г. Китай и ЕАЭС подписали «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом» и таким образом достигли первого успеха в деле либерализации взаимной торговли и инвестиции. Так был сделан и первый шаг на пути к созданию зоны свободной торговли между

КНР и ЕАЭС. Китайская сторона рассчитывает на дальнейшее расширение сотрудничества с Евразийским экономическим союзом.

Во-вторых, для сопряжения инициативы ОПОП и ЕАЭС необходимо усиление инфраструктурной взаимосвязанности между двумя проектами.

Сооружение восточной линии российско-китайского газопровода («Сила Сибири») идет хорошо. На основе этого Китай получает возможность не только увеличить масштабы импорта энергоресурсов из России, но и расширить другие направления взаимного сотрудничества. Китай и РФ строят долгосрочное и комплексное партнерство в традиционном энергетическом секторе.

Строительство трансграничного железнодорожного моста между северо-восточным Китаем и Дальним Востоком России с прокладкой крупномасштабных транспортных коридоров «Бинхай-1» и «Бинхай-2» также способно оказать огромную помощь в деле сопряжения инициативы «Пояс и путь» с ЕАЭС.

Обеспечение эффективной экономической и транспортной взаимосвязанности ОПОП и ЕАЭС принесет беспрецедентные возможности для успешного развития Дальнего Востока России и всего обширного Евразийского региона.

В-третьих, расширение торговых связей — также важный механизм сопряжения «Пояса и пути» и Евразийского союза. Китай на протяжении 6 последних лет является крупнейшим торговым партнером РФ, а Россия — это один из основных источников импорта Китаем энергоресурсов и электромеханической высокотехнологичной продукции. 2017 год стал свидетелем значительного роста китайско-российского торгового и инвестиционного обмена. С января по октябрь 2017 г. объем двусторонней торговли составил 68,50 млрд долл., что на 21,3 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Это говорит о явной тенденции к восстановлению цифр двустороннего товарооборота докризисного времени.

В-четвертых, в финансовом и инвестиционном сотрудничестве достигнут новый прогресс. Оба правительства и финансовые учреждения двух стран согласились создать ряд новых кооперационных структур. Так, Центральный банк России открыл представительство в Китае, а в Москве был открыт российский клиринговый центр. Государственный банк развития Китая, Экспортно-импортный банк

КНР и ряд российских финансовых институтов определили новый список крупных проектов инвестиционного сотрудничества. Китай создаст фонд для сотрудничества и развития в Китае и России с общим объемом капитала в 100 млрд юаней и сформирует на первом этапе актив в 10 млрд юаней для содействия развитию малых и средних предприятий.

В-пятых, расширение гуманитарных обменов также служит интересам Большого евразийского партнерства и делу сопряжения инициативы ОПОП с ЕАЭС в плане создания социальной основы для их развития. Продолжается и углубляется китайско-российское сотрудничество в сфере гуманитарных наук, заметно укрепилась социальная база российско-китайских отношений и улучшилось восприятие страны-партера населением двух стран. В последние годы Китай и Россия успешно провели перекрестные мероприятия «Год страны», «Год языка», «Год туризма», «Год молодежи и культуры» и «Год средств массовой информации». Благодаря серии культурных обменов дружественность отношений между народами России и Китая поднялась на новый уровень. Количество ежегодных кадровых обменов между Китаем и Россией превышает 3 млн человек. КНР и РФ обмениваются студентами, общее число которых достигло 80 тыс. в год. И этот показатель также будет расти.

V. Возможности и вызовы в развитии Большего евразийского партнерства

Возможности

Интересы стратегической безопасности обеих стран совпадают. Во-первых, оба государства стремятся к обеспечению стабильности и развития соседних стран и территорий. Они выступают за денук-леаризацию Корейского полуострова и за политический диалог по разрешению там ядерного кризиса. По территориальному вопросу в Южно-Китайском море Россия сохраняет нейтральную позицию и выступает против применения силы при разрешении соответствующих споров. Китай и РФ считают, что в интересах обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе должен быть создан открытый механизм коллективной безопасности.

С точки зрения экономической стратегии существует несколько опорных линий для сотрудничества между Китаем и Россией в рамках Большого евразийского партнерства: первое — это, как уже отмечалось, сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», второе — сотрудничество по многосоставному вектору «Евразийский союз—ШОС—ОПОП». В-третьих, сотрудничество между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН и инициативой ОПОП. Эти опорные линии охватывают весь Евразийский континент, от Европы на севере до АСЕАН на юге, от Японии и Южной Кореи на востоке до Лиссабона на западе.

Вызовы

Различия в экономическом развитии Китая и России, в окружающей их макросреде, да и в некоторых их интересах неизбежно создадут трудности для расширения двусторонних отношений.

Во-первых, долгое время в китайско-российских экономических связях наблюдается несбалансированность структуры торговли и недостаточность ее объема. Масштабы торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией не так велики, как между КНР и США. (Например, только в ноябре 2017 г. во время визита президента США Д. Трампа в Китай сторонами были подписаны контракты на сумму 253,5 млрд долл.). По сравнению с политическими отношениями, экономические и торговые связи Китая и России отстают. Наши страны могут наиболее тесно дополнять друг друга в энергетической сфере. Однако в России есть беспокойство по поводу того, что страна является сырьевым «вассалом» Китая и что основная причина интереса КНР к РФ — это российские энергоносители. К тому же согласование китайско-российского газового соглашения продолжается уже более десятилетия. Однако кризис на Украине весьма ускорил подписание соглашения о поставках природного газа по линии «Восток-Запад».

Во-вторых, существует проблема выработки конкретной «дорожной карты» состыковки инициативы ОПОП и ЕАЭС. Составление списка реально выполнимых и эффективных субпроектов станет ключевой задачей для разрешения этой проблемы.

В-третьих, стоит вопрос о нивелировании опасений в РФ по поводу «китайской угрозы» в свете того, что совокупная национальная

мощь Китая растет и ее соотношение с потенциалом России тоже меняется.

Успешное, заинтересованное разрешение перечисленных проблем само по себе может стать действенным фактором и дополнительным импульсом для развития двусторонних отношений, придаст китайско-российскому взаимодействию новую энергию, которая поможет двум станам построить Большое евразийское партнерство.

Россия и Китай имеют явственные преимущества в плане расширения регионального сотрудничества. Однако в РФ по-прежнему наблюдается беспокойство по поводу «открытия» российского Дальнего Востока Китаю. Россию беспокоит поток китайских мигрантов в ДВФО, а также вопросы трансграничной безопасности. В связи с неблагоприятными явлениями в экономике России разрыв в уровне хозяйственного развития РФ и Китая, возможно, будет расти и впредь. В силу перечисленных обстоятельств будет очень трудно сделать большой прорыв на пути увеличении товарооборота между двумя странами, если только не повысится мировая цена на нефть.

В-четвертых, будущее Большое евразийское партнерство столкнется со сложностями, обусловленными спецификой отношений в треугольнике «Китай — Россия — США». Улучшение взаимодействия внутри этого «треугольника» является серьезной проблемой, которую необходимо решить в интересах успешного создания БЕП.

VI. Выводы

Формирование Большого евразийского партнерства является важной целью внешней политики России на Востоке, и в случае ее достижения РФ и Китай станут единым «полюсом» многополярного мира.

Ныне Большое евразийское партнерство — это еще не международная структура, а процесс выстраивания экономической интеграции между заинтересованными сторонами.

БЕП подразумевает реализацию как двусторонних, так и многосторонних форм международного сотрудничества, среди которых Евразийский экономический союз и ОПОП, ЕАЭС, ОПОП и ШОС, сопряжение Евразийского экономического союза и «Пояса и пути», кооперация ЕАЭС, ОПОП и АСЕАН.

Итак, создание Большого евразийского партнерства — это перспективная цель китайско-российского стратегического взаимодействия, основанного на принципах взаимоуважения, неприсоединения к военным блокам, неконфронтационности и ненаправленности против третьих стран, а также взаимной выгоды и беспроигрышно-сти для всех участвующих сторон.

Примечания

1 Путин призвал создать большое Евразийское партнерство. URL: http:// tass.ru/pmef-2016/article/3376295

2 Статья Владимира Путина «XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному развитию». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 56023

3 URL: http://tass.ru/pmef-2016/article/3376295

4 Ли Хуэй (Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ). Крепкая дружба и плодотворное сотрудничество // Российская газета. 02.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.