DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10004
Ли Юнхуэй
БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО И КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Аннотация. Дан анализ смысла и возможных перспектив создания Большого евразийского партнерства, роль РФ и Китая в этом процессе, а также вероятных путей реализации данного масштабного международного проекта, выдвинутого Россией.
Ключевые слова: Китай, Россия, Большое евразийское партнерство (БЕП), инициатива «Один пояс, один путь » (ОПОП), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ШОС, АСЕАН, сотрудничество.
После того, как Китай установил в 1991 г. дипломатические отношения с новой Россией, последовавшее устойчивое развитие китайско-российских связей не только достигло за последние 26 лет самого высокого уровня в истории, но и явило собой пример становления отношений между крупными державами на пути постоянного и здорового развития.
Концепция «Большого евразийского партнерства» была выдвинута президентом России В.В. Путиным в его выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне 2016 г. Российский лидер призвал к созданию крупного партнерства, которое связало бы Азию и Европу, под-
черкнув, что Россия и другие страны Евразийского экономического союза выступают за создание БЭП с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других государств. Тогда же российский лидер заявил о совместных российско-китайских планах «дать официальный старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнерства в Евразии с участием государств Евразийского экономического союза и Китая», полагая, что «это станет одним из первых шагов формирования Большого Евразийского партнерства»1.
К ноябрю 2017 г. коннотация евразийского партнерства постепенно прояснилась. Предваряя свое участие во встрече лидеров АТЭС в Дананге, российский президент опубликовал статью, в которой провел мысль о том, что углубление региональной экономической интеграции в АТР может идти по пути создания «Большого евразийского партнерства» на базе Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь», подчеркнув гибкий и современный характер этого проекта, его открытость для присоединения других участников2.
I. Смысл и суть Большего евразийского партнерства
В своем выступлении на ПМЭФ-2016 В.В. Путин призвал развивать международную кооперацию в контексте БЕП в рамках гибких интеграционных структур, поскольку «масштаб технологических, экономических задач и объективно складывающейся ситуации сегодня имеет такой масштаб и такой характер, что развиваться эффективно можно только вместе, выстраивая кооперационные связи». А гибкие и открытые интеграционные структуры лучше благоприятствуют конкуренции в плодотворном научном поиске и многообразию технических решений, а также позволяют странам-участницам в полной мере реализовать свои компетенции и потенциал .
Таким образом, смысл БЕП заключается в том, что появляется возможность создать международную кооперационную структуру, строящуюся на принципах инклюзивности, способствующую совместному решению широкого спектра мирохозяйственных вопросов, а на основе духа сотрудничества, взаимопомощи и совпадения
интересов — выстраиванию защиты от угроз региональной и трансрегиональной экономической безопасности.
Суть же Большого евразийского партнерства можно усматривать в том, что оно представляет собой огромный мегапроект, могущий объединить начинания ЕАЭС, Европейского союза, США, Китая и АТЭС, АСЕАН и других субъектов международных отношений, которые порой трактуются как «полюса» многополярного мира.
Создание БЕП имеет прежде всего большое экономическое значение, ибо партнерство облегчит торговый обмен и кооперацию между странами Евразии (и, возможно, всего АТР) во главе с Евразийским экономическим союзом. Первым шагом на пути формирования БЕП, видимо, должно стать заключение соглашения о свободной торговле между всеми потенциальными участниками партнерства.
БЕП можно рассматривать как развитие идеи евразийства и как особую форму регионализма, основанную на углубленном сотрудничестве и интеграции регионального уровня, но способную быть воспринятой и соседними регионами в интересах плодотворного межрегионального со-развития.
II. Концепция Большего евразийского партнерства отражает новую концепцию евразийства во внешней политике России
Концепция БЕП исходит из того, что Россия — это великая страна, территория которой пролегает и в Европе, и в Азии; страна, объединяющая много этносов и цивилизаций, обладающая богатейшими человеческими, культурными и природными ресурсами. Многонациональная страна всегда должна строиться на принципах единства и стабильности.
При этом концепция БЕП подразумевает использование международных факторов для реализации геополитических задач России и укрепления ее международного статуса и влияния, а также для расширения сотрудничества РФ с соседними странами Дальнего Востока в интересах развития российского Дальневосточного Федерального округа (ДВФО) и Сибири.
Учитывая свои геополитические, геоэкономические и географические реалии, Россия не может проводить одновекторную внешнюю политику, ориентированную только на одну страну, континент или регион. А во внутренней политике Россия следует принципам со-развития всех ее субъектов, народностей и социальных групп, препятствуя общественным потрясениям, культурному и экономическому расколу. И новое евразийство является идеологической основой диалога и единения всех этнических, культурных и экономических групп российской цивилизации.
III. Как создать Большое евразийское партнерство
На взгляд автора, основным путем создания Евразийского партнерства является экономическая, а не политическая интеграция. Поэтому проект «Большое евразийское партнерство» может быть легко состыкован с проектом «Один пояс, один путь», поскольку исходная установка обоих проектов именно на экономическое взаимодействие полностью совпадает. Составной и опорной частью процесса интеграции может стать сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь».
Дальнейшее развитие отношений между Китаем и Россией на основе принципов взаимоуважения, справедливости и взаимной выгоды является основой Большого евразийского партнерства. После распада СССР Китай и Россия, преодолев множество препятствий и трудностей, сообща подняли свои отношения на небывало высокий уровень.
Ныне отношения между двумя странами переживают наилучший период их истории. В 2001 г. Китай и Россия подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Этот договор провозгласил установление нового типа двусторонних отношений на принципах отказа от создания военного блока или союза, а также их неконфронтационности и ненаправленности против третьих стран; отношений, основанных на идее дружбы от поколения к поколению и невозможности когда-либо стать врагами.
В мае 2014 г. президент России В.В. Путин, находящийся с визитом в Китае, и председатель КНР Си Цзиньпин подписали «Ки-
тайско-российское совместное заявление о новом этапе отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами», что подняло китайско-российские отношения на еще более высокую ступень на основе равенства и взаимодоверия4. Стержневой идеей Заявления стало подтверждение на новом этапе принципов координации действий двух стран, защиты их национального суверенитета, территориальной целостности и национального достоинства, содействия развитию многополярного мира и создания справедливого нового международного политического и экономического порядка.
Укрепление стратегического взаимодействия Китая и России может стать ключом к формированию Большого евразийского партнерства. И Китай, и Россия разделяют сходные взгляды на проблемы глобального управления и тесно взаимодействуют в международных делах.
IV. Сопряжение инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза является основным содержанием Большего евразийского партнерства (как состыковать инициативу ОПОП с ЕАЭС)
Для сопряжения указанных двух проектов, во-первых, надо усовершенствовать политику взаимного информирования и коммуникаций. В мае 2015 г. «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», подписанное главами государств двух стран, значительно углубило взаимопонимание и политическое взаимодоверие между двумя странами. За последние два года соответствующие ведомства Китая и России проделали большую работу. В мае 2018 г. Китай и ЕАЭС подписали «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом» и таким образом достигли первого успеха в деле либерализации взаимной торговли и инвестиции. Так был сделан и первый шаг на пути к созданию зоны свободной торговли между
КНР и ЕАЭС. Китайская сторона рассчитывает на дальнейшее расширение сотрудничества с Евразийским экономическим союзом.
Во-вторых, для сопряжения инициативы ОПОП и ЕАЭС необходимо усиление инфраструктурной взаимосвязанности между двумя проектами.
Сооружение восточной линии российско-китайского газопровода («Сила Сибири») идет хорошо. На основе этого Китай получает возможность не только увеличить масштабы импорта энергоресурсов из России, но и расширить другие направления взаимного сотрудничества. Китай и РФ строят долгосрочное и комплексное партнерство в традиционном энергетическом секторе.
Строительство трансграничного железнодорожного моста между северо-восточным Китаем и Дальним Востоком России с прокладкой крупномасштабных транспортных коридоров «Бинхай-1» и «Бинхай-2» также способно оказать огромную помощь в деле сопряжения инициативы «Пояс и путь» с ЕАЭС.
Обеспечение эффективной экономической и транспортной взаимосвязанности ОПОП и ЕАЭС принесет беспрецедентные возможности для успешного развития Дальнего Востока России и всего обширного Евразийского региона.
В-третьих, расширение торговых связей — также важный механизм сопряжения «Пояса и пути» и Евразийского союза. Китай на протяжении 6 последних лет является крупнейшим торговым партнером РФ, а Россия — это один из основных источников импорта Китаем энергоресурсов и электромеханической высокотехнологичной продукции. 2017 год стал свидетелем значительного роста китайско-российского торгового и инвестиционного обмена. С января по октябрь 2017 г. объем двусторонней торговли составил 68,50 млрд долл., что на 21,3 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Это говорит о явной тенденции к восстановлению цифр двустороннего товарооборота докризисного времени.
В-четвертых, в финансовом и инвестиционном сотрудничестве достигнут новый прогресс. Оба правительства и финансовые учреждения двух стран согласились создать ряд новых кооперационных структур. Так, Центральный банк России открыл представительство в Китае, а в Москве был открыт российский клиринговый центр. Государственный банк развития Китая, Экспортно-импортный банк
КНР и ряд российских финансовых институтов определили новый список крупных проектов инвестиционного сотрудничества. Китай создаст фонд для сотрудничества и развития в Китае и России с общим объемом капитала в 100 млрд юаней и сформирует на первом этапе актив в 10 млрд юаней для содействия развитию малых и средних предприятий.
В-пятых, расширение гуманитарных обменов также служит интересам Большого евразийского партнерства и делу сопряжения инициативы ОПОП с ЕАЭС в плане создания социальной основы для их развития. Продолжается и углубляется китайско-российское сотрудничество в сфере гуманитарных наук, заметно укрепилась социальная база российско-китайских отношений и улучшилось восприятие страны-партера населением двух стран. В последние годы Китай и Россия успешно провели перекрестные мероприятия «Год страны», «Год языка», «Год туризма», «Год молодежи и культуры» и «Год средств массовой информации». Благодаря серии культурных обменов дружественность отношений между народами России и Китая поднялась на новый уровень. Количество ежегодных кадровых обменов между Китаем и Россией превышает 3 млн человек. КНР и РФ обмениваются студентами, общее число которых достигло 80 тыс. в год. И этот показатель также будет расти.
V. Возможности и вызовы в развитии Большего евразийского партнерства
Возможности
Интересы стратегической безопасности обеих стран совпадают. Во-первых, оба государства стремятся к обеспечению стабильности и развития соседних стран и территорий. Они выступают за денук-леаризацию Корейского полуострова и за политический диалог по разрешению там ядерного кризиса. По территориальному вопросу в Южно-Китайском море Россия сохраняет нейтральную позицию и выступает против применения силы при разрешении соответствующих споров. Китай и РФ считают, что в интересах обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе должен быть создан открытый механизм коллективной безопасности.
С точки зрения экономической стратегии существует несколько опорных линий для сотрудничества между Китаем и Россией в рамках Большого евразийского партнерства: первое — это, как уже отмечалось, сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», второе — сотрудничество по многосоставному вектору «Евразийский союз—ШОС—ОПОП». В-третьих, сотрудничество между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН и инициативой ОПОП. Эти опорные линии охватывают весь Евразийский континент, от Европы на севере до АСЕАН на юге, от Японии и Южной Кореи на востоке до Лиссабона на западе.
Вызовы
Различия в экономическом развитии Китая и России, в окружающей их макросреде, да и в некоторых их интересах неизбежно создадут трудности для расширения двусторонних отношений.
Во-первых, долгое время в китайско-российских экономических связях наблюдается несбалансированность структуры торговли и недостаточность ее объема. Масштабы торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией не так велики, как между КНР и США. (Например, только в ноябре 2017 г. во время визита президента США Д. Трампа в Китай сторонами были подписаны контракты на сумму 253,5 млрд долл.). По сравнению с политическими отношениями, экономические и торговые связи Китая и России отстают. Наши страны могут наиболее тесно дополнять друг друга в энергетической сфере. Однако в России есть беспокойство по поводу того, что страна является сырьевым «вассалом» Китая и что основная причина интереса КНР к РФ — это российские энергоносители. К тому же согласование китайско-российского газового соглашения продолжается уже более десятилетия. Однако кризис на Украине весьма ускорил подписание соглашения о поставках природного газа по линии «Восток-Запад».
Во-вторых, существует проблема выработки конкретной «дорожной карты» состыковки инициативы ОПОП и ЕАЭС. Составление списка реально выполнимых и эффективных субпроектов станет ключевой задачей для разрешения этой проблемы.
В-третьих, стоит вопрос о нивелировании опасений в РФ по поводу «китайской угрозы» в свете того, что совокупная национальная
мощь Китая растет и ее соотношение с потенциалом России тоже меняется.
Успешное, заинтересованное разрешение перечисленных проблем само по себе может стать действенным фактором и дополнительным импульсом для развития двусторонних отношений, придаст китайско-российскому взаимодействию новую энергию, которая поможет двум станам построить Большое евразийское партнерство.
Россия и Китай имеют явственные преимущества в плане расширения регионального сотрудничества. Однако в РФ по-прежнему наблюдается беспокойство по поводу «открытия» российского Дальнего Востока Китаю. Россию беспокоит поток китайских мигрантов в ДВФО, а также вопросы трансграничной безопасности. В связи с неблагоприятными явлениями в экономике России разрыв в уровне хозяйственного развития РФ и Китая, возможно, будет расти и впредь. В силу перечисленных обстоятельств будет очень трудно сделать большой прорыв на пути увеличении товарооборота между двумя странами, если только не повысится мировая цена на нефть.
В-четвертых, будущее Большое евразийское партнерство столкнется со сложностями, обусловленными спецификой отношений в треугольнике «Китай — Россия — США». Улучшение взаимодействия внутри этого «треугольника» является серьезной проблемой, которую необходимо решить в интересах успешного создания БЕП.
VI. Выводы
Формирование Большого евразийского партнерства является важной целью внешней политики России на Востоке, и в случае ее достижения РФ и Китай станут единым «полюсом» многополярного мира.
Ныне Большое евразийское партнерство — это еще не международная структура, а процесс выстраивания экономической интеграции между заинтересованными сторонами.
БЕП подразумевает реализацию как двусторонних, так и многосторонних форм международного сотрудничества, среди которых Евразийский экономический союз и ОПОП, ЕАЭС, ОПОП и ШОС, сопряжение Евразийского экономического союза и «Пояса и пути», кооперация ЕАЭС, ОПОП и АСЕАН.
Итак, создание Большого евразийского партнерства — это перспективная цель китайско-российского стратегического взаимодействия, основанного на принципах взаимоуважения, неприсоединения к военным блокам, неконфронтационности и ненаправленности против третьих стран, а также взаимной выгоды и беспроигрышно-сти для всех участвующих сторон.
Примечания
1 Путин призвал создать большое Евразийское партнерство. URL: http:// tass.ru/pmef-2016/article/3376295
2 Статья Владимира Путина «XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному развитию». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 56023
3 URL: http://tass.ru/pmef-2016/article/3376295
4 Ли Хуэй (Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ). Крепкая дружба и плодотворное сотрудничество // Российская газета. 02.10.2014.