Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ГРУЗИИ В ГУМАНИТАРНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ГРУЗИИ В ГУМАНИТАРНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
417
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГРУЗИЯ / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКА / НАУКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саани С.В.

В статье рассматривается религиозный, культурный, а также медийный факторы в отношениях России и Грузии. Геополитически секьюритизированный взгляд России на Грузию подкрепляется биополитическими дискурсами, которые, в свою очередь, обычно сопровождаются и поддерживаются нормативно нагруженными религиозными нарративами. Осознание необходимости диалога со стороны как Грузии, так и России, является весьма обнадеживающим фактором, и стороны должны сделать все возможное для сохранения данного формата и увеличения его эффективности. Вряд ли сегодня можно говорить о расширении тематики для двустороннего формата, однако существующую повестку можно наращивать и дополнять конкретными вопросами, которые будут способствовать росту взаимодоверия и двусторонней конструктивности. Таковыми могут стать конкретные предложения о развитии сотрудничества в сферах медицины, экологии, транспорта и т.д. При условии, что обстановка не будет усугубляться и обостряться в сферах, которые сторонами обозначены как «красные линии». Кроме того, существуют и другие направления для взаимодействия Москвы и Тбилиси. Например, культурные и научные контакты между двумя странами могут послужить хорошей платформой для обсуждения спорных исторических вопросов, в том числе и с участием представителей абхазского и осетинского общества. Ведь в российских и грузинских архивах хранится множество документов, которые имеют ключевое значение для изучения новейшей истории. Совместные исследования будут способствовать как установлению и оценке исторических процессов и отдельных фактов, так и деполитизации некоторых спорных вопросов. В рамках настоящего исследования мы рассмотрим ключевые направления развития двусторонних отношений между Россией и Грузией в гуманитарно-культурной сфере, а при помощи историко-аналитического метода попытаемся выявить потенциал для восстановления и расширения отношений между двумя странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND GEORGIA IN THE HUMANITARIAN AND CULTURAL SPHERE

The article examines the religious, cultural, and also the media factor in relations between Russia and Georgia. Russia's geopolitically securitized view of Georgia is reinforced by political discourses, which, in turn, are usually accompanied and supported by normatively loaded religious narratives. The awareness of the need for dialogue on the part of both Georgia and Russia is a very encouraging factor, and the parties should do everything possible to preserve this format and increase its effectiveness. It is hardly possible to talk about expanding the topics for the bilateral format today, but the existing agenda can be expanded and supplemented with specific issues that will contribute to the growth of mutual trust and bilateral constructiveness. These may be specific proposals for the development of cooperation in the fields of medicine, ecology, transport, etc. Provided that the situation does not worsen and escalate in the areas that the parties have designated as "red lines". In addition, there are other areas for cooperation between Moscow and Tbilisi. For example, cultural and scientific contacts between the two countries can serve as a good platform for discussing controversial historical issues, including with the participation of representatives of Abkhazian and Ossetian society. After all, there are many documents stored in Russian and Georgian archives that are of key importance for the study of modern history. Joint research will contribute both to the establishment and assessment of historical processes and individual facts, and to the depoliticization of some controversial issues. Within the framework of this study, we will consider the key areas of development of bilateral relations between Russia and Georgia in the humanitarian and cultural sphere, and with the help of the historical and analytical method, we will try to identify the potential for the restoration and expansion of relations between the two countries.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ГРУЗИИ В ГУМАНИТАРНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / SOUTH CAUCASUS

Научная статья / Research article

Основные направления взаимодействия России и Грузии в гуманитарно-культурной сфере

С. В. Саани

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail:1032180098@rudn. ru

Аннотация. В статье рассматривается религиозный, культурный, а также медийный факторы в отношениях России и Грузии. Геополитически секьюритизированный взгляд России на Грузию подкрепляется биополитическими дискурсами, которые, в свою очередь, обычно сопровождаются и поддерживаются нормативно нагруженными религиозными нарративами. Осознание необходимости диалога со стороны как Грузии, так и России, является весьма обнадеживающим фактором, и стороны должны сделать все возможное для сохранения данного формата и увеличения его эффективности. Вряд ли сегодня можно говорить о расширении тематики для двустороннего формата, однако существующую повестку можно наращивать и дополнять конкретными вопросами, которые будут способствовать росту взаимодоверия и двусторонней конструктивности. Таковыми могут стать конкретные предложения о развитии сотрудничества в сферах медицины, экологии, транспорта и т.д. При условии, что обстановка не будет усугубляться и обостряться в сферах, которые сторонами обозначены как «красные линии». Кроме того, существуют и другие направления для взаимодействия Москвы и Тбилиси. Например, культурные и научные контакты между двумя странами могут послужить хорошей платформой для обсуждения спорных исторических вопросов, в том числе и с участием представителей абхазского и осетинского общества. Ведь в российских и грузинских архивах хранится множество документов, которые имеют ключевое значение для изучения новейшей истории. Совместные исследования будут способствовать как установлению и оценке исторических процессов и отдельных фактов, так и деполитизации некоторых спорных вопросов. В рамках настоящего исследования мы рассмотрим ключевые направления развития двусторонних отношений между Россией и Грузией в гуманитарно-культурной сфере, а при помощи историко-аналитического метода попытаемся выявить потенциал для восстановления и расширения отношений между двумя странами.

Ключевые слова: Россия, Грузия, культура, история, сотрудничество, политика, наука.

Для цитирования: Саани С. В. Основные направления взаимодействия России и Грузии в гуманитарно-культурной сфере. Постсоветские исследования. 2022;5(5):502-514.

The main directions of cooperation between Russia and Georgia in the humanitarian and cultural sphere

Stanislav V. Saani

RUDN University, Moscow, Russia e-mail:1032180098@rudn. ru

Abstract. The article examines the religious, cultural, and also the media factor in relations between Russia and Georgia. Russia's geopolitically securitized view of Georgia is reinforced by political discourses, which, in turn, are usually accompanied and supported by normatively loaded religious narratives. The awareness of the need for dialogue on the part of both Georgia and Russia is a very encouraging factor, and the parties should do everything possible to preserve this format and increase its effectiveness. It is hardly possible to talk about expanding the topics for the bilateral format today, but the existing agenda can be expanded and supplemented with specific

issues that will contribute to the growth of mutual trust and bilateral constructiveness. These may be specific proposals for the development of cooperation in the fields of medicine, ecology, transport, etc. Provided that the situation does not worsen and escalate in the areas that the parties have designated as "red lines". In addition, there are other areas for cooperation between Moscow and Tbilisi. For example, cultural and scientific contacts between the two countries can serve as a good platform for discussing controversial historical issues, including with the participation of representatives of Abkhazian and Ossetian society. After all, there are many documents stored in Russian and Georgian archives that are of key importance for the study of modern history. Joint research will contribute both to the establishment and assessment of historical processes and individual facts, and to the depoliticization of some controversial issues. Within the framework of this study, we will consider the key areas of development of bilateral relations between Russia and Georgia in the humanitarian and cultural sphere, and with the help of the historical and analytical method, we will try to identify the potential for the restoration and expansion of relations between the two countries.

Keywords. Russia, Georgia, culture, history, cooperation, politics, science.

For citation: Stanislav V. Saani The main directions of cooperation between Russia and Georgia in the humanitarian and cultural sphere. Postsovetskie issledovaniya - Post-Soviet Studies. 2022;5(5):502-514. (In Russ.)

Религиозный фактор взаимодействия

В данном разделе рассматривается роль и влияние религиозного фактора в отношениях Грузии и России. Русская Православная Церковь стала важным союзником в поддержке государственной политики. Московский Патриархат наряду с усилиями Кремля в области мягкой силы также начал наращивать свои попытки объединить православных верующих в постсоветских странах в уникальную русскую цивилизацию, изображаемую как единственный истинный проповедник христианства. Многие грузинские священнослужители имеют тесные связи с Русской Православной Церковью. Большинство из них учились в религиозных учреждениях Москвы и других городов России.

Духовным центром грузинской диаспоры в России считается Храм Георгия Победоносца в Грузинах (Москва), однако эта церковь не единственная в стране -грузинские святыни есть во многих российских городах: Храм Шестоковской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург), Собор Грузинской иконы Божией Матери (Казань) - Монастырь, который входит в пятерку самых посещаемых святынь России — по статистике, в среднем, за год, в день бывает до трех с половиной тысяч паломников, Храм Георгия Победоносца в

поселке Царицын, который в народе называют российско-грузинским - в церкви можно увидеть три грузинских иконы — св. Георгия, св. Нино и св. Давида, которые были написаны в Грузии и переданы храму [Чумакова, Моравчикова 2020].

Русская Православная Церковь стала важным союзником в поддержке государственной политики. Московский Патриархат наряду с усилиями Кремля в области мягкой силы также начал наращивать свои попытки объединить православных верующих в постсоветских странах в уникальную русскую цивилизацию, изображаемую как

единственный истинный проповедник христианства. Многие грузинские священнослужители имеют тесные связи с Русской Православной Церковью. Большинство из них учились в религиозных учреждениях Москвы и других городов России.

Влияние Русской Церкви на грузинских епископов, если не на весь институт, также открыто заявил Алексей Дугин, евразийский русский философ: "Православные Церкви Грузии и России выразили свою солидарность друг с другом, не посетив Всемирную православную встречу на Крите. Собрание на Крите стало явным свидетельством соперничества между Константинопольским Патриархом и

Русской Православной Церковью. "Соперничество между могущественной Русской церковью, которая охватывает две трети православного населения мира, и вселенским патриархом

Константинопольским, который

насчитывает менее 3000 верующих в Стамбуле, но может похвастаться главенством чести над всем Православием, на самом деле в течение многих лет было одним из самых серьезных конфликтов внутри церкви. христианский Восток"1. В этот критический момент Грузинская Церковь встала на сторону Русской Православной Церкви и не участвовала в собрании.

Кроме того, Грузинская Церковь имеет глубоко укоренившиеся убеждения и позиции, которые обычно и традиционно совпадают с Русской Православной Церковью. С одной стороны, Патриарх Православной Церкви Илия II публично поддерживает интеграцию Грузии в ЕС, но, с другой стороны, изоляционистская политика Грузинской Церкви по отношению к западным христианским организациям, а также антизападные заявления религиозных служителей иллюстрируют влияние мягкой силы России. Антидискриминационное законодательство стало интересным и весьма наглядным примером общего отношения священнослужителей к Европе и России. Закон был истолкован большинством священников и епископов как ущемляющий "традиционные" грузинские ценности. Например, после принятия закона грузинский православный священник Давид Ласурашвили заявил: "Чем ближе мы становимся к европейским и американским "ценностям", тем больше мы отворачиваемся от Христа и Церкви"2.

1 Orthodox Christians' global gathering unravels as five churches pull out // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/world/2016/jun/14/orthodo x-church-gathering-unravels-five-pull-out (дата обращения: 14.05.2022).

2 З^зфд^о: ^¿Q ^gAro фбз^бЬ^гоз^д&оот ЗЗ^тЗбЬ, боот Эдфбф фбзЗгоАфд&оот dAob^gb // фб&^^б URL: http://www.tabula.ge/ge/verbatim/96850-mghvdeli-rac-ufro-davuaxlovdebit-evropas-mit-metad-davshordebit-qristes (дата обращения: 14.05.2022).

Такое повествование не ограничивалось конкретными священнослужителями, но Грузинская Православная Церковь официально опубликовала заявление, в котором говорится, что верующие считают антидискриминационный законопроект "пропагандой и легализацией" "смертного греха", поскольку он включает "сексуальную ориентацию" и "гендерную идентичность" в список запрещенных оснований дискриминации3. Доминирующее мнение многих священнослужителей состоит в том, что Запад пытается навязать гомосексуальность, инцест, педофилию, зоофилию, извращения и борется против национальной идентичности, традиций, православного христианства, семьи как социального института. Следуя такой логике, эти священники затем прямо или косвенно изображают православную Россию как противовес Западу.

Помимо заявлений об угрозе потери идентичности в случае интеграции с Западом, религиозные служители пропагандировали исключительную роль России как православной страны и обвиняли США в том, что они поощряли предыдущее правительство начать войну с Россией в 2008 г.4

Геополитический дискурс часто переплетается с нормативными

нарративами. Многие российские комментаторы, приписывая США и ЕС чисто материальные интересы во вмешательстве в грузинские дела, точно так же отрицают какой-либо материальный расчет в российской политике. В этом изображении миссия России определяется поиском справедливости и защитой слабых сторон, то есть Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, существует конкурирующий нормативный нарратив, созданный Русской Православной Церковью (РПЦ). В

3 Georgia's Orthodox Church Opposes Antidiscrimination Bill // RFERL URL: https://www.rferl.org/a7georgias-orthodox-church-opposes-antidiscrimination-bill/25366250.html (дата обращения: 14.05.2022).

4 Anti-Western Propaganda: Media Monitoring Report. // Media Development Foundation. URL: http://mdfgeorgia.ge/uploads/library/89/file/eng/AntiWes t-2017-ENG.pdf (дата обращения: 14.05.2022).

соответствии с мышлением Мишеля Фуко, к церквям и религиозной дипломатии можно подходить с точки зрения "пастырской власти", концепции, разработанной французским политическим философом для характеристики техники власти, которая имеет религиозные корни и подразумевает индивидуальное и коллективное

управление, духовное руководство и телесную дисциплину. Внутри страны РПЦ является ключевым компонентом консервативного поворота России.

С точки зрения внешней политики, подчеркивание РПЦ культурной и религиозной близости с Грузией является политическим инструментом, используемым для того, чтобы подчеркнуть несовместимость "традиционных"

православных ценностей с либеральной освободительной повесткой дня ЕС. Это заставляет многих в Грузии думать, что Россия манипулирует широко

распространенными религиозными

чувствами, а также почитанием православия в попытке отделить Грузию от Запада. На этом фоне пастырскую власть РПЦ можно охарактеризовать через призму

консервативной риторики, которая обвиняет Запад в навязывании грузинскому обществу либерального освободительного образа жизни. В этом ключе защита Россией православной идентичности преподносится как альтернатива Западу.

Систематическое распространение

антизападных нарративов российскими СМИ вызвало некоторый резонанс у грузинских правых групп бдительности, которые склонны отрицать связи с Россией, но на самом деле разделяют большую часть ксенофобских и анти-ЛГБТ настроений, транслируемых Russia Today и им подобными1.

Некоторые высокопоставленные

священнослужители Грузинской

Православной церкви (ГПЦ) также считают, что западные ценности подрывают патриархальные и консервативные традиции

Грузии. В этом отношении экспортируемый Москвой консерватизм пытается извлечь выгоду из существующих тенденций грузинского социального традиционализма, одновременно переводя общее социально-консервативное мышление в

евроскептические и антизападные настроения. В рамках своей стратегии российский Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что и Абхазия, и Южная Осетия продолжают подпадать под юрисдикцию ГПЦ2.

РПЦ не оспаривала исход августовского конфликта 2008 г., но следовала принципу уважения границ "канонических

территорий". В отличие от Кремля, РПЦ не заинтересована в пересмотре границ и больше заинтересована в поддержании отношений с Грузией, чем с Абхазией и Южной Осетией. Вероятно, есть несколько объяснений этой позиции, которые отличаются от политики РПЦ в отношении Украины. Прежде всего, РПЦ поддерживает целостность канонической территории ГПЦ из-за страха потерять влияние в Грузии и своей заинтересованности в том, чтобы ГПЦ была на ее стороне в вопросах, которые важны для РПЦ - прежде всего, когда речь идет о ее непростых отношениях с Украинской Православной Церковью. Фактически, эта логика выглядит симметричной более ранней политике российского правительства, которое до августовской войны стремилось ввести санкции против Абхазии и Южной Осетии как сепаратистских территорий. Однако, в отличие от российского государства, РПЦ отказалась рассматривать пятидневный конфликт как изменение правил игры, требующее политического разворота. Кроме того, еще одним объяснительным фактором, отличающим Грузию от Украины, является то, что возможность спроецировать этноцентрическую концепцию русского мира на Грузию мизерна, а РПЦ не имеет филиала на территории Грузии.

1 Georgia's growing cultural divide: a sign of far-right populism? // Open Democracy URL: https://www.opendemocracy.net/en/odr/georgia-growing-cultural-divide/ (дата обращения: 14.05.2022).

2 Сухумо-Абхазская епархия заявила о своей независимости от Грузинской православной церкви // Газетами URL:

https://www.gazeta.ru/social/2009/09/16/3261242.shtml (дата обращения: 14.05.2022).

РПЦ, несомненно, оказывает

существенное влияние на грузинскую православную культуру - в значительной степени через русскую богословскую литературу. Но это вряд ли приведет к практическим последствиям. Комментаторы утверждали, что визит грузинского патриарха Илии II в Москву в 2013 г. оставил нерешенными многие практические вопросы (например, перспективы перезахоронения грузинских царей из Астрахани на территорию Грузии)1. Глава ГПЦ неоднократно выступал с прозападными заявлениями, а празднование 30-й годовщины его интронизации проходило без представителей РПЦ. Политически ГПЦ является

противоречивым институтом: он

одновременно поддерживает европейскую и трансатлантическую интеграцию Грузии2 и поддерживает сталинистские симпатии; Илия II критически относится к политике России на оккупированных территориях, но встречался с "Ночными волками", явно прокремлевской байкерской группой, известной своими националистическими идеология.

Однако, даже если принять повествования ГПЦ, которые излучают пророссийские симпатии, возникает вопрос: являются ли эти симпатии продуктом российской религиозной дипломатии или они проистекают из идеологического согласия двух родственных церквей. Правда, сам Патриарх Илия II назвал В. Путина "мудрым правителем, который обязательно поможет воссоединить Грузию"... Идея России заключается в защите духовности". Верно и то, что грузинские священники могут ссылаться на своих российских духовных учителей в публичных заявлениях и копировать многие практики РПЦ, но все же последняя в

1 Gruzino-rossiiskie otnoshenia i problema Abkhazii skovoz prizmu tserkvi // International Alert URL: https://www.intemational-alert.org/fr/blog/role-church-georgian-russian-relations-russian (дата обращения: 14.05.2022).

2 Олег Панфилов: Грузинская православная церковь уходит на Запад // RFERL URL: https://ru.krymr.eom/a/28893482.html (дата обращения: 14.05.2022).

подавляющем большинстве воспринимается грузинской православной общиной как внешняя сила.

Есть признаки разногласий между двумя церквями по поводу Абхазии. ГПЦ неоднократно жаловалась на то, что РПЦ последовательно не придерживается политики признания отколовшихся территорий находящимися в религиозной юрисдикции ГПЦ. ГПЦ также протестовала против проведения религиозных служб в Цхинвали3, что создает некоторую двусмысленность относительно истинного отношения РПЦ к двум отколовшимся территориям. Провозглашение автономии Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата (известного как томос) в 2019 г. создало новый контекст для отношений между двумя церквями. С российской стороны некоторые

прокремлевские ораторы предположили, что ГПЦ неохотно признает независимость Украинской Церкви от Москвы4. Однако представители ГПЦ стараются сохранять критическую дистанцию от российской религиозной дипломатии в отношении Украины5, находя баланс между сохранением единства православия и отказом играть по правилам Москвы. Так, ГПЦ отказалась направить свою делегацию на Православный собор, состоявшийся в Аммане в феврале 2021 г. в качестве альтернативы константинопольскому

видению глобального православия, и де-факто воздержалась от принятия чьей-либо стороны в конфликте между РПЦ и Константинополем6.

3 In Quotes: Georgian Politicians on Russian Foreign Intelligence Statement // Civil.ge URL: https://civil.ge/archives/404701 (дата обращения: 14.05.2022).

4 Видимость геополитики. Что означает для России и США новый кризис в Грузии // Фонд Карнеги за Международный Мир URL: https://carnegie.ru/commentary/83951 (дата обращения: 14.05.2022).

5 Грузинская Церковь нашла свою мать в Стамбуле -Станислав Стремидловский // ИА REGNUM URL: https://regnum.ru/news/polit/2871654.html (дата обращения: 14.05.2022).

6 Грузинская церковь пока воздержится от выражения позиции по разрыву РПЦ с Константинополем - Общество // ТАСС URL:

Более того, учитывая тот факт, что Грузия является самой религиозной страной Европы, это превращает Патриархию в мощный инструмент потенциального влияния на политическое поведение верующих1.

Традиционно считается, что Грузинская церковь как институт и множество грузинских священнослужителей играют роль мягкой силы России в Грузии. Патриархат был посредником между Грузией и Россией по некоторым вопросам. Симпатия к России как к стране с той же религией часто проповедуется во время богослужений. В то время как Церковь старается скрывать свои отношения с Россией, некоторые скандальные духовные лидеры не скрывают своих симпатий к Москве. Так, архиепископ Схалтинский, член Священного Синода Церкви Спиридон Абуладзе сказал: во время богослужения, что русские, украинцы и белорусы - один народ и что в Украине кровопролитие спровоцировано Западом. Он также упомянул, что католики обрадовались тому, что православные в Украине убивают друг друга, и предсказывает, что Россия объединит все славянские народы, создав такое сильное государство, что даже сатана будет бояться. Другой лидер, митрополит Кутаисский-Гаэнатский Иоан Гамрекели, утверждает, что возрождение началось в Грузии при царской России. Стоит также отметить, что Грузинская церковь в настоящее время не признает автокефалию Украинской церкви2.

В последнее время выдержки из обнародованных секретных документов свидетельствуют о том, что грузинские спецслужбы собирали информацию о связях

https://tass.ru/obschestvo/5692017 (дата обращения: 14.05.2022).

1 Belief in God more widespread in Central and Eastern Europe // Pew Research Center URL: https://www.pewresearch.org/religion/2018/10/29/easter n-and-western-europeans-differ-on-importance-of-religion-views-of-minorities-and-key-social-issues/pf-10-29-18_east-west_-00-11/ (дата обращения: 16.05.2022).

2 Эд^дд отбд А^ЪдотоЪ „фбЭЪбЬ^Ад&д&Ъд" // YouTube URL:

https://www.youtube.com/watch?v=oU2dkIxpHbE (дата

обращения: 16.05.2022).

грузинских религиозных деятелей с Россией, в том числе с российскими спецслужбами, а также с грузинским криминальным миром3. Судя по всему, некоторые религиозные деятели передавали в Россию информацию о политической ситуации в Грузии и о том, что происходит в Патриархии. В файлах содержится информация об имуществе, доходах и образе жизни высших грузинских иерархов. Они как бы подтверждают, что «Грузинская мечта» стремится ослабить влияние церкви, шантажирует ее представителей и использует ее для сохранения власти.

Политизация и радикализация Церкви, усиление ультраконсервативных и пророссийских групп внутри Патриархата, а также стремление высших иерархов Церкви к роскошной жизни вызвали негативную реакцию общества. Некоторые призывают к церковным реформам, но, учитывая все еще очень высокие рейтинги Патриархии и самой Церкви, вся политическая элита воздерживается от ее критики. Исключением могут быть либеральные НПО, узкий круг теологов и немногочисленные мелкие партии, которые в силу своих скромных политических амбиций и так не рассчитывают на поддержку верующих и просят отмены Конкордата. Тем не менее, согласно опросу ГОЛ, проведенному в августе 2021 г., 80% населения положительно относятся к церкви, затмевая все другие цифры и учреждения. Но тенденция к снижению популярности очевидна: ее рейтинг был колоссальным и составлял 95% на начальном этапе правления «Грузинской мечты»4. Тем не менее, у политической элиты в таких условиях есть только два выхода: вступить в политическое сопротивление Церкви или способствовать

3 Georgia Probes Alleged Illegal Secret Service Surveillance On Clergy // Barron's URL: https://www.barrons.com/news/georgia-probes-alleged-illegal-secret-service-surveillance-on-clergy-01631635809 (дата обращения: 16.05.2022).

4 Public Opinion Survey Residents of Georgia June 2021 // IRI URL: https://www.iri.org/wp-content/uploads/legacy/iri.org/iri_poll_presentation_geor gia_june_2021_public_release.pdf (дата обращения: 16.05.2022).

трансформации политической системы Грузии в теократический режим.

Таким образом, все эти маневры иллюстрируют гибридность ГПЦ: продвигая антизападные и антилиберальные ценности и нарративы, она делает себя союзником официального российского дискурса, но при этом продолжает выступать за независимость Грузии от России, одновременно проецируя это отношение на Украину.

Культурная политика России в отношении Грузии как элемент гуманитарно-культурной стратегии

страны.

Поскольку дипломатические

инструменты России оказались

неэффективными для достижения желаемых результатов в краткосрочной перспективе, Россия изменила свою политику на более мягкую. Сила идей была признана российскими экспертами и лицами, формирующими общественное мнение, задолго до того, как Россия официально включила ее в качестве инструмента внешней политики в свои стратегические документы.

А. Цыганков в своей статье, опубликованной в 2006 г., предполагает, что российские власти все чаще демонстрируют свою готовность использовать мягкую силу для достижения внешнеполитических целей. Он также утверждает, что в отсутствие пророссийских правительств в Грузии, Украине и других странах задача мобилизации связей между людьми, а не с правительствами, считалась особенно важной для сохранения влияния [Tsygankov 2016: 1079-1099]. Цыганков описал мягкую силу России как включающую "все аспекты привлекательности России для иностранцев: российские средства массовой информации, крупную и эффективную экономику, знакомый язык и религию, аспекты исторического наследия, семейные связи и электронные продукты" [Tsygankov 2016: 1089].

После цветных революций российские политики поняли, что относительное преимущество Запада перед Россией, особенно на постсоветском пространстве, объясняется его лучшим доступом к

общественному мнению через сложные НПО и средства массовой информации. Следовательно, Москва также пыталась использовать аналогичные инструменты. Например, в 2007 г. российские власти учредили "Русский мир". Фонд, который финансировался как правительством, так и частными компаниями. Основной целью фонда была поддержка и популяризация русского языка и в целом русской культуры за рубежом. В 2008 г. было создано "Россотрудничество", которое было сосредоточено на сотрудничестве с диаспорой. Однако именно после возвращения В. Путина на пост президента в 2012 г. Кремль предпринял более серьезные шаги по развитию своих инструментов мягкой силы. В 2012 г. в своем президентском обращении к российским послам и постоянным представителям в международных организациях Путин подчеркнул

необходимость более активной работы в этом направлении, поскольку ""мягкая сила" заключается в продвижении своих интересов и политики путем убеждения и создания позитивного восприятия своей страны, основанного не только на его материальные достижения, но также и его духовное и интеллектуальное наследие" [Путин 2012: 42]. Он также поговорил представителями дипломатического корпуса о том, что имидж России за рубежом не в полной мере отражает действительность и многое предстоит сделать для его улучшения. Русский язык и связанные с ним возможности, соотечественники, постоянно проживающие за рубежом, и защита прав российских граждан также были основными темами в контексте поручения российским дипломатам усилить свои усилия по мягкой силе [Путин 2012: 43].

В попытке улучшить имидж России, Москва действительно обладает

определенными активами. Русская популярная культура, музыка, книги, фильмы и телепрограммы довольно популярны в постсоветских странах, в том числе в Грузии. Однако, как правильно утверждает Дж. Най, "мягкую силу" нельзя приравнивать только к популярной культуре [Nye 2014: 42].

Грузинские деятели киноискусства активно участвуют в кинофестивалях, проходящих на территории России, возобновились гастроли грузинских театральных и танцевальных коллективов. Только за период 2013-2014 гг. состоялось несколько десятков мероприятий культурно-просветительского характера. Выделим наиболее крупные и интересные из них: 4-й фестиваль российского кино,

организованный при участии Министерства культуры России (его президентом стал кинорежиссер Э. Рязанов); Международный фестиваль искусств имени М. Туманишвили «Сачукари» («Подарок») (в совет фестиваля входят О. Табаков, А. Васильев, В. Редгрейв и другие выдающиеся театральные деятели; в рамках фестиваля были представлены и российские постановки (Театр «Школа драматического искусства», Центр Мейерхольда и Театр драмы и музыки Стаса Намина); литературные дни «Маяковский и Грузия», приуроченные к 120-летию со дня рождения поэта (инициатором проекта и его организатором выступил литературный журнал «Дружба народов», возглавляемый главным редактором А. Эбаноидзе; поддержан фондом «Русским мир»). Российская делегация в ходе этих дней побывала и в Тбилиси, в русском драматическом театре, и в Кутаиси (в здании гимназии №1, где учился В.В. Маяковский), в доме-музее поэта в селе Багдади, а также в Батуми. Специально была организована встреча с министром культуры и охраны памятников Грузии Г. Одишария. Кроме того, следует упомянуть о гастролях народного артиста России Сергея Безрукова в Тбилиси (представил в Большом концертном зале Тбилисской консерватории спектакль «Хулиган. Исповедь»,

посвященный жизни и творчеству Сергея Есенина); вечере памяти литератора Н. Табидзе, дочери выдающегося грузинского поэта Т. Табидзе (по инициативе российской пианистки И. Кандинской и известного переводчика Н. Соколовской).

Аналогичные мероприятия проходили в тот же период и в Москве. В декабре 2013 г. в Московском театре им. Вахтангова прошла 4-я церемония вручения премия

«Звезда Театрала». В номинации «Лучший русский театр за рубежом» победил Тбилисский государственный

академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова. В те же декабрьские дни в российской столице Тбилисский театр на сцене Московского губернского театра им. А.Н. Островского представил спектакль «Холстомер. История лошади» по мотивам повести Л.Н. Толстого. Кроме того, в течение всего декабря в Москве показывает свои спектакли и тбилисский театр марионеток Р. Габриадзе. Все декорации и куклы созданы самим основателем, зато озвучивали их известные российские актеры - С. Гармаш, Р. Карцев и др. В ходе Рождественского фестиваля духовной музыки в Московском международном Доме музыки в середине января 2014 г. состоялось выступление Патриаршего хора Грузии. В феврале 2014 г. прошел концерт Н. Брегвадзе. Он назывался «Три грации» (певица выступала вместе с дочерью Э. Мамаладзе и внучкой Н. Кутателадзе). В московской Театральной галерее на Малой Ордынке прошла выставка работ известной грузинской художницы и драматурга Л. Росеба «Не хочется терять ни дня...».

Госфильмофонд России в 2017 г. начал процесс передачи в Грузию оригиналов фильмов, снятых в советское время киностудией «Грузия-фильм»1. Для углубления сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере необходимо оказывать регулярную поддержку издательским проектам в осуществлении переводов, которая могла бы ознакомить общества двух стран с современной российской и грузинской литературой - важное дополнение к существующему культурному обмену.

1 О встрече статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б. Карасина со спецпредставителем Премьер-министра Грузии З. Абашидзе 19 октября 2016 г // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2502667 (дата обращения: 16.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от культурных связей, научные контакты сохранились только на «личном» уровне, и их становится все меньше, так как целенаправленной поддержки системы научных связей не существует. По мнению Т. Пхаладзе, совместная научно-исследовательская

работа будет способствовать налаживанию диалога и станет благоприятным фоном в процессе нормализации двусторонних отношений. По причине общности региона многие интересы стран совпадают и обе стороны заинтересованы в сотрудничестве.

Что касается российских

правительственных неправительственных организаций, то они не имеют большого влияния в Грузии. Например, "Русский мир в Грузии" организовал курсы русского языка в Грузии, и в 2014 г. в них приняли участие 120 человек.

Аналогичным образом Россия попыталась открыть свои образовательные рынки для грузинских студентов. В 20132014 гг. Россия выделила 92 стипендии грузинским студентам, которые получили возможность учиться в 20 университетах по всей Грузии [Kapanadze 2015: 7]. Эти цифры не конкурируют с предоставленными США и ЕС стипендиями грузинской молодежи, а общая осведомленность об откровенно пророссийских НПО в Грузии весьма минимальна, однако, даже такое количество грузинских студентов, обучающихся в России, является отличной основой.

После 2012 г. Россия открыла свой рынок труда, который традиционно был привлекательным для граждан Грузии. Открытие было особенно важно для этнических меньшинств, проживающих в Грузии, которые испытывают трудности со знанием грузинского языка и поэтому видят возможности трудоустройства либо в Армении, Азербайджане, либо в России. Отношение к России традиционно было более дружелюбным среди районов, населенных этническими меньшинствами в Грузии, чем у другой части населения. Президент России в одном из своих комментариев СМИ не исключил возможности введения полного безвизового режима для грузин. Позже он заявил, что безвизовый режим будет способствовать

"фундаментальной нормализации

отношений". Тем не менее, Москва лишь частично упростила визовый режим для граждан Грузии, но не отменила его полностью, что свидетельствует о некоторых ограничениях возможностей мягкой силы России.

В случае Грузии Православная Церковь и основные средства массовой информации являются сильнейшими инструментами российской мягкой силы, а основные принципы российских нарративов все чаще проявляются в выступлениях некоторых священнослужителей и определенных телеканалов. Грузинская Православная Церковь остаётся одним из самых доверчивых институтов среди грузинской общественности, а телевидение также остается основным источником информации для населения.

Таким образом, основные нарративы, которые поддерживают сторонники России как в СМИ, так и в Грузинской Церкви, направлены на две цели: а) подорвать народную поддержку Запада и б) усилить поддержку России. Сегодня контакты в образовательной сфере практически полностью заморожены. Не реализуются программы студенческих обменов, отсутствуют совместные программы для студентов и других учащихся. Восстановлению подобных контактов, бесспорно, препятствует отсутствие дипломатических отношений между странами. Достойно развивается театральное и музыкальное искусство. Представили как российских, так и грузинских обществ искусств совершают профессиональные обмены, гастролируя по стране коллег.

Фактор СМИ в отношениях России и Грузии

Российская туристическая индустрия и отдельные пользователи социальных сетей создают свои собственное видение Грузии, продвигая Грузию как привлекательное место для отдыха, развлечений и отдыха. В этих персонализированных и широко разрекламированных сюжетных линиях Грузия изображается как близкая, но всегда удивительная и аутентичная страна с привлекательной кухней, вином и

культурой, а также огромными возможностями для сезонных экскурсий. Многочисленные видеоролики, снятые российскими путешественниками,

блогерами и туристическими компаниями, изображают Грузию как мирную, дружелюбную и гостеприимную страну, что расходится с официальной позицией Москвы1. В частности, возобновление сухопутных границ Грузии в июне 2021 г. после карантина, связанного с пандемией, было отмечено российскими тревел-блогерами, которые использовали свои каналы YouTube для распространения информации о ценах, маршрутах и правилах, связанных с Covid в Грузии.

В визуальных эффектах Грузия представлена как идеальное место для отдыха2 с сильной культурной и религиозной спецификой, которая пропагандируется и продается (Грузинская Православная Церковь). Изображение "реальной Грузии"3, лишенное политически противоречивых коннотаций, служит альтернативой политизированным и секьюритизированным повествованиям, транслируемым через контролируемые Кремлем СМИ.

Наглядным примером дружественных Грузии народных повествований является экспериментальное видео двух русских девушек, живущих в Грузии, которые устроили публичное выступление с плакатом "Мы из России и любим Грузию", предлагая обнять любого, кто разделит их послание дружбы и доверия4. Эти

1 Грузия. Нетуристический сезон. Россия 24 // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=TVRwEgDn1Qo (дата обращения: 14.05.2022).

2 Грузия. Мечта СБЫЛАСЬ я в Грузии. Блог тур в Грузию // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=0aG2FrRsoGM (дата обращения: 14.05.2022).

3 Гостеприимство Девушек в Грузии. Отдых и Путешествие по Грузии. Настоящая Грузия // YouTube URL: https://www.youtube.com/wateh?v=27tL4yBrueU (дата обращения: 14.05.2022).

4 Мои русские туристы из России, мой любимый

Грузию. Социальный эксперимент. По Факту //

YouTube URL:

видеоролики, созданные и размещенные россиянами, предназначены для широкого круга зрителей - женской аудитории, молодых пар из среднего класса, любителей природы и музыки, любителей грузинской кухни, семей с детьми, а также старшего поколения, помнящего Грузию с советских времен.

Некоторые российские СМИ -например, Sputnik Georgia - поддерживают этот ориентированный на туристов нарратив. Однако довольно часто российское правительство явно или неявно геополитизирует туризм5 и использует сезонный туризм в качестве инструмента внешней политики против стран, бюджеты которых сильно зависят от индустрии гостеприимства и отдыха. Поскольку количество российских туристов в основном зависит от наличия относительно дешевых чартерных рейсов, российское

правительство имеет в своем распоряжении набор инструментов, в том числе отказ в российских недорогих рейсах на зарубежные курорты. Из-за этих ограничительных мер летом 2021 г. приток российских туристов в Грецию и Болгарию резко сократился, как это было в 2015 г. в Турции6.

Как упоминалось ранее, после инцидента с Гавриловым в 2019 г. Грузия также подверглась аналогичным мерам, которые ограничили российский туризм в стране. Хорошим примером является подписанный В. Путиным указ о запрете российским авиакомпаниям летать в Грузию с 8 июля 2019 г. "для обеспечения национальной безопасности России и [для] защиты российских граждан от преступной

https://www.youtube.com/watch?v=LnhYxtATUuQ (дата обращения: 14.05.2022).

5 Грузия. Нетуристический сезон. Россия 24 // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=TVRwEgDn1Qo (дата обращения: 14.05.2022).

6 The Brief - Where have all the Russian tourists gone? // EURACTIV URL: https://www.euractiv.com/section/politics/opinion/the-brief-where-have-all-the-russian-tourists-gone/ (дата обращения: 14.05.2022).

деятельности"1. Российским туроператорам было запрещено продавать туры в Грузию, а российское агентство по защите прав потребителей выпустило своевременное предупреждение о том, что оно наблюдает "снижение качества" алкогольной продукции, импортируемой из Грузии.

В апреле 2021 г. пресс-секретарь президента Дм. Песков отреагировал на другой инцидент - на этот раз связанный с российским тележурналистом Владимиром Познером 4 - предположением, что Грузия является опасной страной для россиян2. Таким образом, можно увидеть параллель между официальным введением и обоснованием запретов на поездки в Грузию, с одной стороны, и рассказами тех россиян, которые - в основном с помощью социальных сетей - отказались подчиниться и выразили свое скрытое несогласие с политикой своего государства,

запрещающей им путешествовать, когда они пожелают, с другой стороны.

В качестве реакции на временное прекращение регулярных рейсов в Грузию и из Нее и попытки отговорить россиян посещать страну в разгар курортного сезона многие россияне публично заявили, что в Грузии нет русофобии, а страна безопасна и гостеприимна3. Эти голоса простых людей стали важными элементами новой кампании "Добро пожаловать в Грузию", запущенной правительством Грузии4 и поддерживаемой

1 Подписан Указ об отдельных мерах по обеспечению нацбезопасности России и её граждан // Президент России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60805 (дата обращения: 14.05.2022).

2 Kremlin says travel to Georgia dangerous for Russians after protest against TV presenter // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-georgia-pozner-kremlin-idUSKBN2BO4YN (дата обращения: 14.05.2022).

3 Russia says Georgia isn't safe. Russians in Georgia say otherwise. // BBC URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-48760441?fbclid=IwAR2Ce6KU2Np5tVppCAx1yzxA0 41NNcj 9M5bu6VwgUkzYXhWuOKqmFWxKy1Y (дата обращения: 14.05.2022).

4 World welcome to Georgia - new campaign goes viral

amid Putin's flight ban. 2019. // Agenda,ge URL: http://agenda.ge/en/news/2019/1672?fbclid=IwAR3ZxW e6nmHoFuPBhHOnclUGVZd_4ofwetBioJi8EIoPB9QiL 9mBxAH_m4g (дата обращения: 14.05.2022).

многими западными посольствами в Тбилиси, которые поощряли своих подписчиков в социальных сетях посещать Грузию.

Противоположная атмосфера царит в Грузии в области восприятия российского образования. Хорошо известно, что у Грузии и России нет дипломатических отношений, и именно поэтому мы должны обсудить этот случай отдельно. Коннотация и образ российского образования в основном негативны, потому что, как говорит президент страны С. Зурабишвили: "Еще не время дружить с Россией". 40 публикаций, связанных с Россией, в главном информационном агентстве Грузии "News Georgia" содержат слово "оккупация". В Национальном музее Грузии в Тбилиси есть даже специальный раздел, посвященный советской оккупации. Эта стратегия, несомненно, привела к тенденции сокращения русскоязычного населения в государстве5. Вот почему российское образование не очень популярно в Грузии, и ассоциации с российским образованием в основном следующие: - оккупация (40 публикаций из 50); - враг (10 публикаций из 50); - низкий уровень образования, особенно если сравнивать с европейскими университетами, по мнению грузинских журналистов без какой-либо статистики и реальные факты (5 публикаций из 50). Как видно, официальные СМИ, особенно телеканалы, которые все еще более популярны в Грузии, чем Интернет, такие как "Имеди" и "Рустави Ори", обсуждают Россию только в негативном ключе. Есть только одно издание, распространяющее позитивную информацию о России и образовании в России, - информационное агентство Sputnik Грузия. В нем публикуются отдельные статьи с подробным объяснением того, как грузинская молодежь может стать студентами российских университетов, и реальными перспективами этого образования: "Российский диплом принимается в 80 государствах" или "Россия

5 Буракова Л.А. Почему у Груза получилось? Изд. Юнайтед Пресс, 2011, 272 с.

предлагает грузинской молодежи 659 бесплатных программ"1.

"Sputnik Грузия" пытается найти неординарные способы рассказать о российском образовании - видео, интервью и инфографика, однако эта практика не совсем успешна, потому что эти программы ориентированы на молодое поколение, и Sputnik не находит ни одного близкого им лидера общественного мнения. Послом российского образования в Грузии является Н. Свентицкий, руководитель Русского драматического театра имени Грибоедова в Тбилиси, которого молодая аудитория, особенно из категории грузиноязычной молодежи, плохо знает. Также не хватает историй успеха молодых грузин, окончивших российские вузыЗ. Также важно обсудить проблему социальных сетей, потому что российские образовательные программы не имеют специального аккаунта для грузин, российские группы, такие как "Русский мир в Тбилиси", морально устарели, а антироссийский онлайн-журнал "Сова" только увеличивает свою популярность в Facebook и очень часто создает обманчиво негативный образ России, используя психологические манипуляции: "Россия -оккупант", "Россия оккупировала Грузию", "Свободная Европа", "Демократический западный мир" и т.д.2

В этом анализе необходимо сделать вывод о двух основных моментах. Первый касается структуры российских дискурсов о Грузии, которые далеки от того, чтобы быть унитарными или единообразными. Как было показано, некоторые из них дополняют друг друга и тяготеют друг к другу - таким образом, геополитически

секьюритизированный взгляд России на Грузию подкрепляется биополитическими

1 Parkhitko N. P., Kurmanova D. B. Russian educational programs for Armenia and Georgia. Promotion through Mass Media as an alternative factor of cooperation in the sphere of education // Постсоветские исследования. 2019. №7. P. 5.

2 The Russian Approach to Public Diplomacy and Humanitarian Cooperation // Marmara University URL: https://risingpowersproject.com/the-russian-approach-to-public-diplomacy-and-humanitarian-cooperation/ (дата обращения: 16.05.2022).

дискурсами, которые, в свою очередь, обычно сопровождаются и поддерживаются нормативно нагруженными религиозными нарративами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Kapanadze S. Russia's Soft Power in Georgia - A Carnivorous Plant in Action in Toms Rostoks and Andris Spruds. Riga: Latvian Institute of International Affairs, 2015. P. 7.

Nye J.S. The information revolution and soft power. Current History. 2014. P. 42.

Parkhitko N.P., Kurmanova D.B. Russian educational programs for Armenia and Georgia. Promotion through Mass Media as an alternative factor of cooperation in the sphere of education // Постсоветские исследования. 2019. №7. P. 5.

Tsygankov A. If not by tanks, then by banks? The role of soft power in Putin's foreign policy, Europe-Asia Studies, 58:7, 2016, 1079-1099.

Буракова Л.А. Почему у Груза получилось? Изд. Юнайтед Пресс, 2011, 272 с.

Путин В.В. Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности // Вестник МГИМО. 2012. №4. С. 42.

Чумакова Т.В., Моравчикова М. Изучение в России проблемы церковной автокефалии в социально-политическом контексте XIX — начала XX в // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2020. - Т. 36. - №. 3.

REFERENCES

Kapanadze S. Russia's Soft Power in Georgia - A Carnivorous Plant in Action in Toms Rostoks and Andris Spruds. Riga: Latvian Institute of International Affairs, 2015. P. 7.

Nye J.S. The information revolution and soft power. Current History. 2014. P. 42.

Parkhitko N.P., Kurmanova D.B. Russian educational programs for Armenia and Georgia. Promotion through Mass Media as an alternative factor of cooperation in the sphere of education // Postsovetskie issledovaniya. 2019. №7. P. 5.

Tsygankov A. If not by tanks, then by banks? The role of soft power in Putin's foreign policy, Europe-Asia Studies, 58:7, 2016, 1079-1099.

Burakova L.A. Pochemu u Gruza poluchilos'? Izd. YUnajted Press, 2011, 272 s.

Putin V.V. Rossiya v menyayushchemsya mire: preemstvennost' prioritetov i novye vozmozhnosti // Vestnik MGIMO. 2012. №4. S. 42.

Chumakova T.V., MoravchikovaM. Izuchenie v Rossii problemy cerkovnoj avtokefalii v social'no-politicheskom kontekste XIX — nachala XX v //Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya. - 2020. - T. 36. - №. 3..

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Саани Станислав Ваникович, магистр Stanislav V. Saani, Master of International в области «Международных отношений». Relations. Moscow, Russia. E-mail: Москва, Россия. E-mail: 1032180098@rudn.ru 1032180098@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.