РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ
В СМИ ГРУЗИИ И ТУРЦИИ.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Д.Б. Курманова, Н.П. Пархитько
Российский университет дружбы народов Москва, Россия
Аннотация. Религия давно стала не только объектом СМИ, но и их предметной основой: многие религиозные мероприятия и вопросы широко освещаются в медиа, каждое религиозное течение владеет собственным сайтом, телеканалом, радиостанцией или печатным изданием. Но при этом элемент религии часто остается без внимания исследователей, не рассматривающих его как составляющую медиапространства. Тем временем в религиозных странах этот факт является важным и влияет на функционирование медиасистем, ведь если религия выступает как явление институциональное, от него зависят принципы поведения и система представления мира среди населения. К числу таких стран можно отнести Грузию и Турцию. И если влияние религии на СМИ Турции еще изучается самими турецкими экспертами, то в Грузии масштабные исследования на эту тему не проводились. Между тем, вопрос исповедания играет значительную роль с точки зрения геополитики для этих государств, особенно в отношении Аджарского региона, где религия всегда имела особое значение. Авторы рассмотрели суть изучаемой проблематики, используя метод структурного анализа, системного анализа и ряд методов исторической науки.
Ключевые слова: Грузия, Турция, религия, конфликты, СМИ.
THEOLOGICAL MEDIACONTENT IN
OF GEORGIA AND TURKEY.
COMPARATIVE ANALYSIS
D.B. Kurmanova, N.P. Parkhitko
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. Religion has not just become the object of the media, but has also transformed into its substantive basis: many religious events and issues are widely covered in the media; each religious movement has
its own website, television channel, radio station or print edition. But at the same time, the element of religion is often ignored by researchers who do not consider it as a component of the media space. Meanwhile, in religious countries this fact is important and affects the functioning of media systems, because if religion is an institutional phenomenon, the principles of behavior and the system of representing the world among the population depend on it. These countries include Georgia and Turkey. And if the influence of religion on the Turkish media is still being studied by Turkish experts themselves, then large-scale studies on this topic still have not been conducted in Georgia. Meanwhile, the issue of confession plays a significant role from the point of view of geopolitics for these states, especially with regard to the Ajara region, where religion has always been of particular importance. The authors researched the essence of the studied issues using the method of structural analysis, systems analysis and a number of methods of historical science.
Key words: Georgia, Turkey, religion, conflicts, media
Аджарский регион граничит с Турцией, поэтому эта территория всегда была привлекательна для турецких правителей. В XVI-XVII вв. Аджария находилась во власти Турции, именно тогда в регионе началось распространение ислама среди грузин. В XIX в. после Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Россия получила Ба-тум, который в 1918 г. вновь заняли турки. От своих притязаний Турция отказалась лишь в 1921 г. после подписания Договора о дружбе и братстве между Турцией и РСФСР, когда была создана Аджарская АССР. Важно, что первоначально республика называлась Автономной Социалистической Советской Республикой Аджаристан и была она образована как автономия грузин-мусульман. В СССР, где атеизм являлся государственным догматом, это была единственная автономия, основанная по религиозному принципу, что доказывает важную роль ислама для Аджарии.
Статус автономной республики Аджария сохранила и после развала СССР,
когда председателем Верховного Совета Аджарии стал Аслан Абашидзе, выступавший против Звиада Гамсахурдия требовавший признать регион свободной экономической зоной. В результате в 2000 г. в Конституцию Грузии были внесены изменения - Аджария получила особый государственный статус. Однако если еще в начале 2000-х гг. 70% населения исповедовало ислам, на сегодняшний день соотношение христиан и мусульман в республике кардинально изменилось. 60% аджарцев являются христианами и только 30% - мусульманами.
Известно, что Грузинская православная церковь активно поддерживала массовую рехристианизацию в Аджарии, что подтверждает интервью владыки Батум-ского и Лазского Димитрия от 6 декабря 2012 г. журналу «Правмир», где он рассказывает, что в 1991 г. 5 тысяч мусульман приняли православие. «В настоящее время около 75% местных - православные. А тогда около 75% местных - это были мусульмане, - говорит отец Димитрий, приводя в пример следующую историю: - Мусульмане не создают нам проблем. Они к нам переходят. У одного батюшки была бабушка, убежденная мусульманка. Я ему предложил: «А ты скажи ей, что владыка благословил тебя стать христианкой». О связи катехизаци-онной деятельности Грузинской церкви с геополитикой говорят и другие его слова: «Сейчас мы заканчиваем строительство храма прямо на самой турецкой грани-це»1.
Впрочем, не одно только интервью владыки Димитрия свидетельствует о том, что опасность борьбы за Аджарский регион между Грузией и Турцией существует до сих пор. Политика Грузии долгое время была связана с православием -например, до 2011 г. Грузинская православная церковь имела преимущества перед другими конфессиями, представлен-
1 Правмир: Митрополит Батумский и Лазский Димитрий: Аджария вернулась к истокам [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://www.pravmir.ru/mitropolit-batumskij-i-lazskij -dimitrij -adzhariya-vernulas-k-istokam/ (дата обращения: 19.10.2018).
ными в стране, в силу конкордата о привилегиях. 90,6% населения страны исповедует христианство. До сих пор президент Грузии амнистирует заключенных на православные праздники, власти приветствуют строительство новых храмов и стремление молодежи принять христианство, что отражает официальное заявление на сайте правительства, например. 25 марта 2018 г. премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что «вернув церковь, Грузия восстановила историческую справедливость»2. Годом ранее Квирикашвили опубликовал на сайте правительства Грузии заявление, в котором отметил, что «государство и церковь делают друг друга сильнее». А в конце 2015 г. президент Грузии Георгий Маргвелашвили призвал народ молиться за здоровье грузинского патриарха. Все эти заявления в СМИ демонстрируют тесную связь между религией и политикой в стране.
Показательным является и отчет Республиканской партии Грузии, согласно которому за 2002-2016 гг. Грузинская церковь получила от государства около 100 млн. долл. и 565 земельных участков, составляющих 1 674 га в целом.
Примечательно, что примерно так же религиозный вопрос обстоит и в Турции. По статистике, 90,8% граждан страны являются мусульманами. Эксперты отмечают активное строительство мечетей по стране, увеличение числа религиозных школ и проверки на приверженность исламу на собеседованиях при приеме на государственную службу3. Так, Аль Джа-зира указывает, что в 2004 г. религиозных школ в Турции было меньше 100 тысяч, а в 2014 г. этот показатель превысил
2 Ньюс Джорджиа Пресс. Квирикашвили: вернув церковь, мы вернули историческую справедливость [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https ://www. newsgeorgia.ge/premer-gruzii-vernuv-nashu-tserkov-my-vosstanovili-istoricheskuyu-spravedlivost/ (дата обращения: 19.10.2018).
3 Форбс: Ислам и Эрдоган [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: http://www.forbes.ru/mneniya/mir/331267-islam-i-erdogan-kak-v-turtsii-navyazyvayut-konservativnye-tsennosti (дата обращения: 19.10.2018).
546 тысяч1. Более того, в 2015 г. президент Турции Эрдоган заявил газете «Хюрриет», что число учеников мусульманских школ перевалило за 1 600 000 чел2. Та же газета «Хюрриет» пишет, что с 2014 г. в турецких школах появился но-выи предмет - культура религии3.
Такая лояльность к исламу со стороны турецких властеи неудивительна, если учитывать биографию президента страны. Реджеп ТаИип Эрдоган вырос рели-гиознои семье, учился в мусульманском лицее имам-хатибов и начал свою карьеру в исламистской партии. Свою приверженность исламу Эрдоган показал в 1997 г., когда прочел поэму З. Гекальпа, приписав к ней собственные строки, в которых минареты мечети сранивались со штыками, а сама мечеть - с казармой. Тогда власти Турции обвинили Эрдогана в разжигании к религиозной ненависти4.
Известный турецкий психиатр и писатель Джемал Диндар считает, что для Эрдогана религия стала инструментом власти. В рамках подготовки данной статьи авторы специально взяли интервью у Диндара, поскольку он анализировал с помощью медиа психологический портрет Эрдогана и роль ислама в жизни турецкого общества, что вылилось в две книги - «Психобиография Эрдогана» и «Синдром новой Турции. От диагноза до лечения». Данные книги являются важ-
1 Отчет Аль Джазира по Турции [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: http://studies.aljazeera.net/en/reports/2016/03/160317 094912447.html (дата обращения: 19.10.2018).
2 Hurriyet Daily: Erdogan hails push for Imam Hatip High Schools. [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: http://www.hurriyetdailynews.com/turkeys-erdogan-hails-push-for-imam-hatip-high-schools-89088 (дата обращения: 19.10.2018).
3 Hurriyet Daily: Religion courses for primary schools on agenda of Turkish educational council [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: http://www.hurriyetdailynews.com/religion-courses-for-primary-schools-on-agenda-of-turkish-education-council-75225 (дата обращения: 19.10.2018).
4 Hurriyet: Erdogan goes to prison. Archive news, 1999 [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://web.archive.org/web/20170420104656/http://
www.hurriyetdailynews.com/erdogan-goes-to-prison.aspx?pageID=438&n=erdogan-goes-to-prison-1999-03-27 (дата обращения: 19.10.2018).
ными пособиями по психологии, психологии религии, социологии и журналистике в Турции, но на русский язык они не переведены. Между тем, для русскоязычных экспертов они оказались бы полезны. В интервью, подготовленном для данной статьи, Джемал Диндар рассуждает, что и Турция, и Грузия используют религию как элемент политики, поскольку «идентичность - это одна из основных потребностей человека, особенно она выступает как инструмент организации отношений между членами группы или различными группами».
«Религия обладает организующей функцией, - говорит Диндар. - И эта функция включает в себя не только обычные отношения, но и стандарты поведения во время чрезвычайных ситуаций и конфликтов. Поэтому религия может быть эффективной идеологической составляющей госаппарата. Что касается Турции, ислам тут доминирует, но проявляется это больше во внешней политике государства».
Убедиться в правоте слов Диндара можно, проанализировав газеты Турции. Самой популярной из них является оппозиционное издание Хюрриет, которое читают в среднем 542 тыс.чел. в день. Если проанализировать публикации в Хюрри-ет, становится ясно, что куда чаще религиозные мотивы возникают в материалах, посвященных внешней политике Турции, нежели в местных новостях. К примеру, Хюрриет рассматривает с точки зрения исламских ценностей решение США перенести свое посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, отметив, что на Востоке этот поступок вызвал реакцию, «схожую с землетрясением». Через призму ислама СМИ пытаются формировать и общественное мнение, как журналист Абдулкадир Селви, сомневающийся в демократии США, ведь «невинные дети были убиты химическим оружием в исламском мире»5. Анализируя президен-
5 Abdulkadir Selvi: Suriye krizinde yeni strategi uy-gulandi [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL:
http://www.hurriyet.com.tr/yazarlar/abdulkadir-
тов других стран, турецкие СМИ рассматривают их политические портреты, вновь исходя из мусульманских принципов. Например, отзываясь позитивно о Владимире Путине, СМИ Турции указывают, что он «лоялен к исламскому ми-ру»1. А рассказывая об участии Турции в гражданской войне в Сирии, турецкие издания цитируют слова Эрдогана, что он борется исключительно с террористами, подрывающими истинный образ ислама.
Реджеп Тайип Эрдоган вообще известен своими пантюркистскими взглядами. Он поддерживает идею возрождения Великой Турции, как во времена Османской Империи, что, безусловно, заставляет стран-соседей беспокоиться о своих территориях. В октябре 2016 г., выступая в университете города Ризе, Эрдоган сказал, что он «уважает физические границы страны», но они «отличаются от границ в нашем сердце». Далее Эрдоган добавил: «Можно ли отделить Ризе от Батуми?»2. В грузинских СМИ речь Эрдогана вызвала самую неоднозначную реакцию, чрезвычайному послу Турции в Грузии Зеки Левенту Гумрукчу даже пришлось сделать комментарий на Первом канале Грузии, в котором он подчеркнул, что у Турции нет вопросов в связи с границами3.
Однако историческое прошлое дает Грузии основания опасаться слов Эрдо-гана, тем более что турецкие инвестиции в Аджарию велики. Агентство статистики Грузии не представляет полных данных об объемах турецких вливаний хотя бы за
selvi/suriye-krizinde-yeni-strateji-uygulandi-40806042 (дата обращения: 19.10.2018).
1 Спутник Турция [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: Sputnik Turkey: Putin Islam dunyasi Rusya ortadogu: https://tr.sputniknews.com/columnists/201605271023 013316-putin-islam-dunyasi-rusya-ortadogu/ (дата обращения: 19.10.2018).
2 Речь Эрдогана в Ризе, полный текст [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://www.tccb.gov.tr/en/news/542/53641/pyd-ve-ypg-teror-orgutleri-pkknin-atigidir (дата обращения: 19.10.2018).
3 Заявление турецкого посла в Грузии, ИА Сак-
информ [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: http://ru.saqinform.ge/news/29503/tureckij-posol-batumi—Eto-gruziA-a-rize—turciA-tak-budet-
i-v-buduSem-.html (дата обращения: 19.10.2018).
5 лет, но известно, что в 2016 г. инвестиции Турции в Аджарию равнялись 135,6 млн. долл. за год, что составило 32% от общего объема4. В связи с этим Грузии важно увеличивать в Аджарии число верующих христиан, считают эксперты, ведь регион и так является автономным. А в просветительской работе церкви весьма эффективны каналы медиа. У Патриархии Грузии уже есть собственная радиостанция, сайт и телеканал «Иве-рия», в отношении которого грузинские депутаты обращались к руководству Общественного телевидения с просьбой выдать каналу одну из частот, чтобы Патриархии не приходилось арендовать частную частоту, поскольку канал некоммерческий, и доходов у него нет5.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно смело утверждать, что религия стала для Грузии и Турции элементом формирования медиапростран-ства. В случае этих двух государств можно рассматривать и артикуляцию религии (то есть, как религия использует СМИ в катехизаторских целях), и ее медиатизацию (напротив, как СМИ использует религию для построения медиареальности). Еще Зигмунд Фрейд в своей книге «Будущее одной иллюзии» в 1927 г. изучал религию как средство порождения иллюзий и способ сформировать новую реальность. Фромм же считал, что достижение данной цели невозможно без подчинения высшему авторитету, который, впрочем, и так есть в любом исповедании - это фигура Создателя. В современном мире обществу нужна еще и фигура реальная, которую они могут видеть и слышать весьма часто. «Когда вы можете молиться в одном храме вместе со своим лидером,
4 Travel in Georgia Analytics: Turkish Investments halved in Ajara [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: http://travelingeorgia.ge/en/news/turkish-investments-halved-in-ajara/ (дата обращения: 19.10.2018).
5 Грузинские парламентарии призвали телевизионщиков отдать частоту телеканала Патриархии [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://credo.press/91038/ Грузинские парламентарии призвали телевизионщиков отдать частоту телеканала Патриархии (дата обращения: 19.10.2018).
это вызывает чувство сопричастности, -говорит Джемал Диндар. - А особенно верить в могущественных лидеров свойственно молодежи. Поэтому ставку делают на молодежь».
Мнение Диндара подтверждают массовые явления, ставшие традиционными в Грузии, когда Патриархия объявляет регистрацию участников массового крещения. С 2008г. Католикос-Патриарх лично крестит третьих и последующих детей, чьи родители венчались в церкви. Как объяснила данную инициативу Патриархия, ее цель - способствовать улучшению демографической ситуации в Грузии. За десять лет крестниками Патриарха стало более 32 тыс. детей1. На протяжении трех лет функционирует и другой проект Патриархии - всеобщее венчание, где семьи так же благословляются Патриархом лично2.
Разумеется, все эти мероприятия активно транслируются в СМИ, что доказывает явление медиатизации религии. Например, речь экс-премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили формирует определенные установки, связанные с верой, для общества: «В Церкви была духовная пища грузин. На этих ценностях стоит наша нация и наша страна». Через СМИ Католикос-Патриарх. Всея Грузии Илия Второй обратился к этническим грузинам, проживающим в Турции (грузинские княжество Тао-Кларджети и область Лазика сейчас входят в состав Турции, и там до сих пор проживают этнические грузины). В своей речи Илия Второй называет лазов и тао-кларджийцев «любимыми детьми, оторванными от родины», что вновь дает нам повод говорить о
медиатизации веры. В речи, опубликованной грузинским новостным агентством Ньюс Джорджия, также говорится, что грузинская церковь любит их, считает своими и «всегда будет даст им свое покровительство». До этого телеканал «Рустави - 2» выпустил репортаж о том, что в доме Патриарха в 2016 г. проживали три гражданина Турции, которых Анкара обвиняла в терроризме. Об этом сообщил начальник охраны Патриарха Сосо Оханашвили3.
Очевидно, что религия стала для Грузии не только инструментом сплочения нации, но и идеологически важным механизмом для осуществления внешней и внутренней политики в стране. Влияет ли Грузинская церковь на процессы в ме-диапространстве государства? Безусловно, да, беря во внимание скандал с телекомпанией «Рустави-2», случившийся в мае 2018 г. Дело в том, что на ток-шоу «Арчевани» телеканала «Рустави-2» ведущий Георгий Габуния предложил обсудить свободу самовыражения, а именно предложение парламентариев Грузии ввести уголовное наказание за оскорбление чувств верующих. Габуния заявил, что данный закон может привести к возвращению цензуры в СМИ и привел в качестве примера картину грузинской художницы Лии Уклеба, где изображена Богоматерь, целящаяся себе пистолетом в висок, и выразил опасения, что перегибы с законом могут привести к преследованию художницы.
В ответ на это патриархия выпустила заявление, в котором призвала бойкотировать «Рустави-2». Священнослужителей попросили отныне не давать интервью телеканалу, более того, митрополит патриархии Иоб публично проклял журналиста 4. Данный скандал многие в Гру-
3 Ньюс Джорджиа Пресс. Илия Второй: Грузинская церковь всегда будет покровительствовать лазам [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://www.newsgeorgia. ge/iliya-vtoroj -gruzinskaya-tserkov-vsegda-budet-pokrovitelstvovat-lazam/ (дата обращения: 19.10.2018).
4 Ньюс Джорджиа Пресс. Священник проклял ведущего [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://www.newsgeorgia.ge/svyashhennik-proklyal-vedushhego-a-patriarhiya-gruzii-obyavila-
1 Спутник Грузия: крестники Патриарха. Как проходит массовое крещение детей в Грузии [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://sputnik-
georgia.ru/video/20170713/236627007/krestniki-patriarha-kak-prohodit-massovoe-kreshenie-detei-v-gruzii.html (дата обращения: 19.10.2018).
2 SPZH.NEWS.RU: Католикос-Патриарх благословит пары после всеобщего венчания [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL: https://spzh. news/ru/news/5 3314 -katolikos-patriarkh-gruzii-blagoslovit-pary-posle-vseobshhego-venchanija (дата обращения: 19.10.2018).
зии расценили не только как религиозный, но и политический, ведь «Рустави-2» является оппозиционным каналом и выступает против телеканала «Имеди», поддерживающего правящую партию «Грузинская мечта».
Данные суждения небезосновательны. Нами были изучены крупные публикации агентства Ньюс Джорджия, содержащие такие слова, как «церковь», «православие», «патриархия» и «патриарх» за 2016-2018 гг. Анализ материалов представлен в таблице ниже. Как видно из таблицы, за 2,5 года вышло 57 статей на тему религии, где во фреймах 16 раз было использовано слово «церковь» и 37 раз - «патриархия» или «патриарх», что тоже говорит об уровне медийности Илии Второго. Патриарха-Католикоса всея Грузии можно смело называть человеком медийным. Новостные агентства Грузии регулярно сообщают о состоянии здоровья, а 20 февраля 2017 г. после предложений в соцсетях и СМИ среди населения была организована акция по встрече Патриарха после операции за рубежом -верующие встречали его живой цепью по обе стороны дороги, ведущие из аэропорта в центр Тбилиси.
Ознакомившись с контентом грузинских и турецких СМИ по выборке «религия», можно прийти к выводу, что на сегодняшний день религия превратилась не только в выражение системы взглядов человека, но и в мощный институт, ставший активным актором в политике и медиа. Медиаконтент СМИ изучаемых стран наглядно демонстрируют связь религии и политики: патриархия выступает против производства конопли, не поддерживает народные акции протеста и призывает народ избегать противостояния. В 2016 г. церковь выступает с поддержкой НАТО и ЕС, заявив, что прежде имела «неправильное представление» об этих организациях. В 2017 г. государство выделило 11 тысяч долларов из госбюджета на рождественское шествие «Али-ло». Патриархия играет для Грузии и дипломатическую роль, например, отправив
ЬсукоМе1екотрапи-гш1ау1-2/ (дата обращения: 19.10.2018).
крест в подарок Мелании Трамп для укрепления дружеских отношений с США. Само собой разумеется, что ключевую роль в восприятии религии как духовно-общественного феномена ключевую роль играет личность самого патриарха. Но личность - это понятие оценочное, а оценку надо заслужить. Поэтому общество не может испытывать равнодушие по отношению к политическим лидерам - в восприятии политиков обычно нет баланса, их либо уважают и превозносят, либо ненавидят [Курманова. 2018: 595]. Тот же принцип применим и к оценке роли и лидеров духовных.
Очевидно и влияние грузинского православия на закон. Грузия представлена также армянской церковью, еврейской синагогой и мусульманской мечетью, однако ни одна из этих конфессий не призывала потворствовать наркополитике, после чего бы парламент начал работу над данной проблемой, как это было в январе 2018 г. после эпистолы Илия Второго.
Лишь небольшой процент изученных нами материалов носят нейтральный характер, сообщая о новостях культуры, связанных с церковью - например, открытие фотовыставки или репортаж с праздника. Основной же контент статей создает позитивный имидж церкви -например, рассказывая о том, что протестующий отказался от голодовки после встречи с Патриархом, грузинские солдаты построили церковь в Афганистане, экологическом проекте патриархии по защите колхидского самшита или отправке сладостей из патриархии пожарным в Боржомском ущелье. Лишь крайне незначительное количество статей отзываются о религии отрицательно.
Стоит упомянуть, что Турция сегодня также переживает период политической активности в Центрально-азиатском регионе и обладает идеологией так называемой «мягкой силы» внешнего влияния на государства региона. Историческая общность геополитических интересов поддерживает интерес Турции к близлежащим зонам, включая Кавказ [Джаку-пов. 2018: 437].
К чему же ведет данный процесс? Несмотря на громкие скандалы вроде дела о цианиде, когда секретаря Илии Второго пытались отравить, авторитет церкви растут. Согласно результатам опроса «Международная прозрачность», 61% населения страны считает, что церковь должна финансироваться из государственного бюджета1. Религия, политика и медиа Грузии становятся все более связанными друг с другом, поскольку такую же практику применяет и Турция, и в целях объединить население Аджарии с православным населением другим регионов катехизация с помощью медиа будет продолжаться.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Джакупов Т. Центральная Азия во внешнеполитической концепции Турции // Постсоветские исследования. 2018. Т.
1. № 5. С. 437-445.
2. Курманова Д.Б. Политический и психологический портрет Э.А. Шеварднадзе в СМИ // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 6. С. 593-599.
Сведения об авторах: Курманова Данара Бауржановна - аспирант филологического факультета, РУДН (e-mail: www.danaramay.ru@mail.ru); Пархитько Николай Петрович - к.и.н., доцент кафедры теории и истории журналистики, РУДН (e-mail: Scharnchorst@mail.ru).
REFERENCES
1. Dzhakupov T. Central'naya Aziya vo vneshnepoliticheskoj koncepcii Turcii // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. №
5. S. 437-445.
2. Kurmanova D.B. Politicheskij i psiholog-icheskij portret EH.A. SHevardnadze v SMI // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. №
6. S. 593-599.
About the authors: Kurmanova Danara B. Aspirant of Philological faculty, RUDN
University (e-mail:
www.danaramay.ru@mail.ru). Parkhitko Nikolay P. - Assistant Professor, Theory and History of Journalism Department, RUDN University (e-mail: Scharnchorst@mail.ru).
1 Ньюс Джорджиа Пресс: Большинство жителей Грузии считают, что церковь должна финансироваться из госбюджета [Электронный ресурс] / Интернет-сайт URL:
https://www.newsgeorgia. ge/bolshinstvo -zhitelej -gruzii-schitayut-chto-tserkov-dolzhna-finansirovatsya-iz-gosbyudzheta/ (дата обращения: 19.10.2018).