Основные направления взаимодействия педагогического университета с учреждениями социального обслуживания населения
г. Шадринска
В статье рассматриваются вопросы качества подготовки бакалавров социальной работы на условиях взаимодействия вуза и учреждений социального обслуживания населения. Раскрывается значимость академического обмена студентов и преподавателей и создания базовой кафедры для эффективной подготовки специалистов социальной сферы.
Уровни взаимодействия, условия сотрудничества вузов, базовая кафедра, академический обмен.
O. V. Vakulenko, Shadrinsk
The main directions of interaction of pedagogical University and institutions of social service of the population Shadrinsk
The article discusses the issues of quality of preparation of bachelors of social work in terms of collaboration between the University and institutions of social service of the population. The significance of academic exchange of students and teachers and create a baseline of the Department for effective training of specialists of social sphere
Keywords: levels of engagement, terms of collaboration of universities chair, academic exchange.
В период активного экономического развития страны политика государства все больше ориентирована на качество подготовки кадров. Систематически на заседаниях Правительства РФ рассматриваются вопросы качества подготовки выпускников вузов, и отмечается, что уровень этой подготовки не в полной мере соответствует запросам современного рынка труда [3]. В частности, вопросы содержания образовательных программ подготовки кадров для сферы социальной защиты являются актуальной проблемой. В России в период кризиса можно выделить негативные тенденции в социальном и материальном положении значительной части граждан. К ним, прежде всего, относится: уменьшение доходов населения, ухудшение социального обеспечения граждан, рост безработицы, безнадзорности и сиротства. Специалисты социальной сферы не готовы к увеличению числа слабозащищенных категорий населения и возрастанию нагрузки на деятельность их учреждений. Необходимо отметить, что часто квалификация выпускника не соответствует требованиям работодателей по той или иной специальности, так как сфера труда и система образования развиваются самостоятельно, что иногда приводит к дисбалансу. Многие работодатели не участвуют в профессиональной ориентации студентов и формировании профессиональной мотивации, не предоставляют базы для прохождения практик и стажировок, недостаточно активно участвуют в научно-практической работе вузов и почти не осуществляют целевое финансирование обучающихся по важной для них квалификации. Если бы учреждения социальной защиты населения планировали подготовку кадров с учетом потребностей социальной сферы, то она развивалась бы динамичнее и эффективнее. Таким образом, чрезвычайно актуальной становится проблема профессиональной подготовки бакалавров социальной работы на условиях взаимодействия вузов с учреждениями социальной защиты.
Качественная подготовка бакалавров в области социальной работы невозможна без активного привлечения в образовательный процесс учреждений социальной сферы, способных создать условия для формирования профессиональных компетенций и подготовки к выполнению трудовых действий в рамках профессиональной деятельности. В связи с этим необходимым условием подготовки бакалавров на сегодняшний день выступает взаимодействие вуза с организациями-работодателями.
Преимущества взаимодействия вуза с учреждениями социального обслуживания населения в решении вопросов подготовки кадров можно представить на нескольких уровнях:
а) преимущества для вуза: обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; приведение в соответствие требований профессионального стандарта и реальных запросов учреждений социальной защиты с подходами в обучении, соответствие компетенций выпускника профессиональной образовательной программы ожиданиям работодателя; повышение уровня конкурентоспособности выпускника вуза как наиболее готового к выполнению профессиональных действий; привлечение к итоговой аттестации представителей работодателей; возможность привлечения в вуз наиболее мотивированных к овладению профессией выпускников за счет интенсивного взаимодействия с образовательными организациями.
б) для учреждений социальной защиты (как для потенциального работодателя): возможность приема на работу выпускников вуза, подготовленных к реалистичной практике профессиональной деятельности и решению профессиональных задач в вариативных условиях; повышение эффективности учебно-воспитательного процесса за счет применения современных образовательных технологий, внедрение которых становится возможным за счет тесного взаимодействия с вузами-партнерами; развитие системы экспертизы, консультаций, мониторинга развития инновационных процессов в учреждениях социальной защиты.
в) преимущества для выпускника вуза: накопление опыта выполнения профессиональных действий, развитие профессионального мышления, способности к принятию решения в типичных и нестандартных ситуациях; формирование профессионального мировоззрения, способности к собственному профессиональному развитию; получение в ходе обучения собственного опыта построения вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированной к условиям конкретного учреждения.
В целом взаимодействие позволяет переориентироваться в процессе подготовки специалистов в области социальной работы на субъект-субъектные отношения с партнерами, что может проявляться и в распределении ответственности за формирование компетенций между вузом и организациями соответствующего профиля (прежде всего, в рамках учебных и производственных практик студентов).
В нормативных документах выделяются обязательные условия сотрудничества вузов с учреждениями в целях улучшения качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров). Так, Министерством образования РФ разработан новый критерий итоговой государственной аттестации выпускников вузов: экзаменационные комиссии в высших учебных заведениях формируются из профессорско-преподавательского состава и
научных работников учебного заведения, а также представителей работодателей: специалистов учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля. В соответствии с новыми требованиями, вступившими в силу с 1 января 2016 года, состав государственной экзаменационной комиссии должен включать не менее 4 человек, из которых не менее 2 человек являются ведущими специалистами-представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности [4]. В 2016-17 учебном году кафедра социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» включила в состав комиссии работодателей, которые сами являются выпускниками этого вуза, по направлению «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Одним из критериев качественной подготовки является востребованность выпускников на рынке труда. Поэтому в качестве одного из показателей эффективности вуза за основу берется соотношение количества окончивших данное учебное заведение и трудоустроенных по своей специальности в течение 3 лет к числу выпускников текущего учебного года.
Министр образования и науки РФ обозначил приоритетную задачу - создание базовых кафедр. У многих российских вузов уже есть опыт такой работы. Для российских университетов главная задача заключается в совершенствовании учебного процесса и вовлечении в него работодателей, для того чтобы уровень образования выпускников максимально соответствовал современным потребностям общества. Многие учреждения и организации проявляют интерес к созданию базовых кафедр, для того чтобы принимать непосредственное участие в подготовке выпускников с определённым набором необходимых компетенций. И становится очевидным тот факт, что чем теснее взаимодействие вузов и работодателей при такой форме партнерства как базовая кафедра, тем выше результаты.
В марте 2017 года кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» была открыта базовая кафедра при ГБУ «Геронтологический Центр «Спутник». Целями работы кафедры являются: качественная реализация программы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы; привлечение к учебному процессу квалифицированных специалистов; проведение практик, организация научно-исследовательской работы студентов. Главное назначение базовой кафедры: практико-ориентированная подготовка бакалавров и их учебно-производственная адаптация к деятельности учреждения, формирование комплекса профессиональных, личностных и социальных компетенций, необходимых для работы. Опыт Шадринского государственного педагогического университета показывает, что базовые кафедры работают эффективно при условии тесного взаимодействия и заинтересованности сторон. В университете разработано положение о базовой кафедре социальной работы, которое определяет основные направления работы, и в первую очередь, в учебном процессе. Базовая кафедра является структурной единицей университета, но территориально находится в ГБУ «Геронтологический Центр «Спутник». Кафедра работает на принципах интеграции образования, науки и практической деятельности с целью повышения качества профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Сотрудники кафедры имеют учебную нагрузку, в которую включаются семинарские и лабораторные занятия, проводимые непосредственно
на базе Центра. Ведущий состав базовой кафедры организует научно-исследовательскую работу студентов, определяет тематику курсовых и выпускных квалификационных работ, проводит текущий контроль успеваемости и анализирует итоги работы. Планом работы кафедры предусматривается проведение вебинаров со специалистом по социальным вопросам Богачевой Л. г.Хайдельберг (Германия), семинаров-практикумов, научно-практических конференций, социальных акций для пожилых людей, участие в региональном форуме «Серебряный возраст».
Необходимо отметить и разработку студентами в рамках ВКР проектов, направленных на внедрение инновационных форм работы с пожилыми и престарелыми людьми, инвалидами (Проекты «Ретро-клуб «Винтаж», литературная гостиная, фотостудия для молодых инвалидов).
Деятельность базовой кафедры социальной работы способствует более тесному взаимодействию образовательного процесса и практики социальной работы, что, в свою очередь, является критерием качественной подготовки студентов, формирования профессиональных компетенций, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогический университет также взаимодействует и с другими социальными учреждениями, одним из которых является ГБУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения по г. Шадринску и Шадринскому району» (КЦСОН). Основными направлениями взаимодействия являются: организация практики студентов, проектная деятельность, волонтерство. Особенно значимой для формирования профессиональных компетенций социальной работы является волонтерская деятельность студентов. Ежегодно студентами-волонтерами проводятся акции: «В гости к юбиляру» визит к пожилым людям, состоящим на учете в ГБУ КЦСОН, акции к Международному Дню пожилых людей, концерты, посвященные Дню пожилого человека, 9 мая для ветеранов ВОВ.
Говоря о взаимодействии университета с учреждениями социальной защиты населения и вузами как условии качественной подготовки специалистов в области социальной работы, необходимо остановиться на академическом обмене студентов и преподавателей.
В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание академическому обмену студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Это вызвано тем, что академическая мобильность - это одно из важнейших направлений процесса интеграции российских вузов в международное образовательное пространство.
Академическая мобильность не является процессом миграции из одной страны в другую. Под индивидуальной академической мобильностью понимается временное перемещение студента или сотрудника на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [5].
Основная цель мобильности - предоставить студенту возможность получить образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где формируются ведущие научные школы, развить познания студента в различных областях культуры. Академический обмен позволяет:
• студентам выбрать индивидуальную образовательную траекторию, приобрести более качественные образовательные услуги;
• вузам сформировать новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия;
• ученым и преподавателям открывать перспективы плодотворного научного и учебного сотрудничества;
• рынку труда становиться международным, что впоследствии облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров.
ШГПУ с 2015 г. в рамках академического обмена осуществляет взаимодействие с университетом прикладных наук г.Людвигсхафен на Рейне (Германия). Студенты и преподаватели факультета социальной работы и здравоохранения немецкого университета в мае 2017 года побывали с визитом в нашем вузе. Эффективность нашего сотрудничества не вызывает сомнений: преподавателями прочитаны лекции для студентов ШГПУ по актуальным вопросам социальной работы. А немецкие студенты прошли практику в КЦСОН и ГБУ «Геронтологический центр «Спутник» г. Шадринска. Студенты Шадринского университета готовятся к ответному визиту немецких коллег.
В рамках совместной работы вуза и учреждений социальной сферы решается важная задача - формирование у студентов необходимой мотивационно-потребностной сферы к своей будущей профессии, мотивирование студентов возможностью приобретения нового и уникального опыта зарубежной социальной работы.
Таким образом, взаимодействие науки, образования и практики в подготовке бакалавров в области социальной работы может быть реализовано через конкретизацию требований ФГОС ВО по направлению «Социальная работа», содержанием Профессионального стандарта и осуществлением взаимодействия университета и учреждений системы социальной защиты населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова, В.Г. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта [Текст] / В.Г. Бочарова // Обучение социальной работе: состояние и перспективы : материалы Междунар. Конгрессов Школ соц. работы. - М., 1997. - С. 5-17.
2. Мухаметзянова, Ф.Ш. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда [Текст] / Ф.Ш. Мухаметзянова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.З. Гильманов // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 6 (101). - С. 9-16.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Российская Федерация. М-во образования и науки. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" [Электронный ресурс] : приказ от 29 июня 2015 г. № 636. - Доступ из информ-справ. системы «Гарант».
5. Чистохвалов, В.Н. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования [Текст] : учеб. пособие / В.Н. Чистохвалов, В.М. Филиппов. - М. : РУДН, 2008. - 162 с.