УДК 373.2
Ю.О. Галущинская, г. Шадринск
Взаимодействие вуза и учреждений социального обслуживания в процессе подготовки студентов к работе с лицами пожилого возраста
В статье описываются основные технологии, используемые в процессе подготовки бакалавров к работе с пожилыми людьми. Особое внимание уделяется значимости формирования у студентов ценностного отношения к людям пожилого возраста.
Пожилые люди, эйджизм, социальное обслуживание, технологии социального обслуживания, ценностное отношение.
Yu. GalushMmkaya, Shadrinsk
Interaction between the university and social service institutions in the process of preparing students for work with the elderly
The article describes the main technologies used in the process of preparing bachelors to work with older people. Particular attention is paid to the importance of forming the students' value attitude to the elderly.
Keywords:Elderly people, ageism, social services, social service technologies, value ratio
Проблема применения современных технологий в процессе подготовки бакалавров социальной работы с пожилыми и старыми людьми в настоящее время достаточно актуальна. Одна из причин состоит в изменении демографической ситуации в стране и вступления российского сообщества в период демографической старости и тех перспектив, которые он открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни. По мнению отечественных специалистов, социальную работу с людьми пожилого возраста в России необходимо строить на декларированных ООН Принципах в отношении пожилых людей («Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста»), которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году и объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство [3]. Реализовать эти принципы молодое поколение социальных работников может лишь в случае обладания компетенциями, определяющими самостоятельное, нестандартное решение возникающих проблем, интегрируя общечеловеческие и профессионально значимые ценности.
Тем не менее, к сожалению, необходимо признать, что в настоящее время в обществе сложился достаточно устойчивый негативный стереотип в отношении лиц пожилого возраста. По данным отечественных и зарубежных исследователей (М. Диксона, О.В. Красновой, М. Маршала, М.Р. Мингалиевой) негативное отношение к пожилым начинает отчетливо проявляться у подростков и достигает своей остроты в возрасте 19-25 лет, когда формируется стойкое неприятие старости и негативное отношение к старикам. Старость в данном случае оценивается как период, «когда все позади», «нет никаких интересов», а сами старики как «тугие на ухо», «ворчуны», «не представляющие для
общества социальной и личностной значимости» люди. Это подтверждено полученными в ходе исследования М.Р. Мингалиевой данными о том, что всего 10% опрошенных респондентов в возрасте 20-25 лет характеризовали пожилых людей положительно, а старость рассматривали как активный период жизнедеятельности[2].
Необходимо отметить, что подобный стереотип восприятия пожилых является достаточно распространенным среди специалистов социальной сферы, и, что особенно важно, среди студентов - бакалавров социальной работы. Исследования Т.В. Егоровой, М.М. Гладковой (филиал Саратовского государственного университета, г. Балашов) свидетельствуют, что большинство студентов, независимо от курса, предпочитают в будущем работать с семьей, молодежью, несовершеннолетними и другими группами (всего было предложено 8 категорий), стабильно оставляя категорию лиц пожилого возраста на 5 - 7 местах (около 70 % опрошенных). Причем данный показатель практически не меняется в зависимости от курса[ 1].
В связи с этим возникает необходимость преодоления и предупреждения эйджизма, унижающее достоинство старшего поколения, у молодых специалистов, которые в силу своей профессиональной деятельности если и не будут работать в стационарных геронтологических учреждениях, то, исходя из особенностей выбранной ими специальности, не смогут избежать профессиональных контактов с пожилыми людьми.
Также нельзя не остановиться на проблеме предупреждения профессионального выгорания. Проявлением некомпетентности социального работника может стать неумение защитить себя от эмоционального перенапряжения, экранироваться от негативных эмоций. Включение в свою практическую деятельность т.н. «манипулятивной компетентности», пренебрежения, агрессивности к пожилым, или наоборот, излишней опеки пожилого человека приводит к подавлению активности самих пожилых людей, их неспособности брать на себя ответственность за свою судьбу, возникновению у стариков постоянного ощущения жертвы обстоятельств и отношения окружающих людей.
Таким образом, готовность к работе с пожилыми людьми определяется не только уровнем знаний и квалификацией будущего специалиста, но и всей системой отношений к данной возрастной группе. Все это подтверждает актуальность организации работы вузов в сотрудничестве с геронтологическими учреждениями различного типа, направленной на формирование толерантного, ценностного отношения к лицам пожилого возраста и готовности к профессиональной деятельности с данной категорией лиц.
Взаимосвязь учебной и практической деятельности, осуществляемая с учетом личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов, предоставит возможность будущим специалистам по социальной работе соотнести полученные знания с имеющимся социальным опытом, развить эмоциональное отношение к социальной работе, сформировать базовые социальные ценности. Следовательно, самостоятельная деятельность студентов будет проходить как вид самореализации будущего специалиста.
Если студент склонен к данному виду деятельности, имеет к ней стремление, ценности социальной работы являются для него личностно значимыми и необходимыми, то ценностное отношение к людям пожилого и старческого возраста будет ровным, а соответственно будет мотивация к профессиональному развитию и самосовершенствованию.
Обучение на основе опыта предполагает формирование профессиональных компетенций у будущего специалиста по социальной работе, которая включает наличие определенных профессиональных умений и навыков, стиля профессионального общения и поведения.
Практика преподавания дисциплин «Социальная геронтология», «Технологии социальной работы с различными категориями населения», «Социально-психологическая работа с людьми пожилого возраста» и др. в Шадринском государственном педагогическом университете показала, что существующий образовательный стандарт по названным дисциплинам позволяет внедрять в структуру преподавания нетрадиционные формы работы, направленные на формирование ценностного отношения студентов к возрастному старости, гуманного отношения к представителям пожилого возраста, подготовку студентов к профессиональной деятельности с пожилыми людьми. Такого рода работа ориентирована на усиление практической направленности знаний студентов, содействие независимости и самостоятельности мышления, реализацию творческого подхода в осмыслении феномена старости.
Апробировать усвоенные методики и технологии социальной работы студенты могут в ходе разнообразных учебных и производственных практик, проводимых на базе Геронтологического Центра «Спутник» и Дома-интерната «Восток» г. Шадринска. Практическая составляющая учебной деятельности позволяет не только сформировать необходимые профессиональные компетенции студентов, но и оценить значение знаний по изучаемым дисциплинам для общения и взаимодействия с лицами преклонного возраста, пересмотреть собственные взгляды на «возраст потерь».
Кроме того, на базе названых геронтологических учреждений студенты получают возможность провести аналитическое курсовые и дипломные исследование с привлечением комплексного диагностического инструментария (психологические тесты, анкеты и гериатрические методики), выявить степень нуждаемости лиц пожилого возраста в социальных услугах, а также степень их удовлетворенности уже получаемым социальным обслуживанием. Самостоятельное обоснование студентами актуальности рассматриваемой проблемы, формулировка задач аналитического исследования способствуют изменению негативных, стереотипов по отношению к пожилому возрасту. Специалистами учреждений в сотрудничестве с научными руководителями большое внимание при этом уделяется обучению студентов умению разрабатывать рекомендации по социальной работе с конкретным пожилым человеком.
Одной из новых форм подготовки студентов к практической деятельности сотрудничества является их участие в волонтерском движении. Студенты-волонтеры оказывают социально-бытовые услуги пожилым гражданам, которые одиноки и находятся в трудной жизненной ситуации, проводят акции, посвященные ветеранам, в течение года. Участие в волонтерском движении представляет собой практику, которая играет существенную роль в формировании профессионализма и максимально приближает студента к условиям профессиональной деятельности, помогая вникнуть в ее содержание и овладеть операциональными моментами. В процессе участия в волонтерском движении не только происходит проверка теоретической и практической готовности студента к самостоятельной работе с пожилыми людьми, но и создаются широкие возможности развития личностного потенциала будущего специалиста. Здесь особой силой проявляются
элементы развивающего творческого обучения, возрастает объем самостоятельной работы студента.
Таким образом, следует отметить, что последовательно организованная работа во взаимодействии теоретической и практической подготовки позволяет проследить положительную динамику формирования у студентов более высокого уровня как готовности к гуманному, ценностному отношению к лицам пожилого возраста, так и готовности к профессиональной деятельности с ними. Готовность к работе с лицами пожилого возраста определяется не только уровнем знаний и квалификацией специалиста, но и всей системой отношений к данной группе, а также опытом взаимодействия с денной возрастной категорией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гладкова, М. М. Организационно-методические основы социальной работы с пожилыми людьми [Текст] : учеб. пособие / М. М. Гладкова, Т. В. Егорова, Т. А. Юмашева. - Саратов : Наука, 2009. -176 с.
2. Мингалиева, М.Р. Фазы и проблемы развития взрослой личности [Текст] / М.Р. Мингалиева // Психология зрелости и старения. - 2003. - № 3 (23). - С. 31-42.
3. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». Резолюция 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/oldprinc.shtml.
4. Психология старости и старения. Хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М. : Академия, 2003. - 416 с.
УДК 316.346.32
Arnd Götzelmann, Ludwigshafen am Rhein Deutschland
Demenz verstehen und sie psychosozial „behandeln"
Dementia for a long time has been set on the agenda of several scientific disciplines and political fields, of professionals and practitioners. The topic makes it possible to gain money and to improve scientific careers, because people get older and the challenges of dementia increase. This article wants to bunch some factual information on dementia, raise a critical view on the topic and provide an indication of psycho-social coping and non-medicamentous handling of this disease.
Dementia, dementia diagnostics, dementia research, social gerontology, Alzheimer's disease, non-drug treatment.
Арнд Гётцелъман, г. Людвигсхафен на Рейне Германия
Психосоциальные аспекты деменции