Научная статья на тему 'Основные направления воспитания этнокультурной ответственности в национально-культурных центрах'

Основные направления воспитания этнокультурной ответственности в национально-культурных центрах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
850
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солодухина Татьяна Константиновна, Солодухин Владимир Иосифович

Актуализицация воспитания этнокультурной ответственности многонационального населения России определена современной национально-культурной политикой, ставящей целью обеспечения мира, согласия и этнокультурного развития народов страны. В статье дано определение дефиниции «этнокультурная ответственность» с точки зрения различных наук, определены современные проблемы, задачи и основные направления деятельности различных этнокультурных объединений по воспитанию этнокультурной ответственности. Подробно рассматривается организация внутренней среды национально-культурных центров, которая направлена на воспитание этнокультурной ответственности собственно членов этнокультурных объединений. Отмечается, что здесь особое значение имеют психологические концепции категории «ответственность», позволившие определить несколько уровней воспитания этнокультурной ответственности и составить программу воспитания данного качества. В статье даётся характеристика блоков воспитательной работы этнокультурного объединения. В качестве примера приведена работа Национально-культурной автономии «Московские лезгины».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Солодухина Татьяна Константиновна, Солодухин Владимир Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF EDUCATION OF ETHNOCULTURAL RESPONSIBILITY IN THE NATIONAL AND CULTURAL ASSOCIATIONS

Aktualizitsation of education of ethnocultural responsibility of the multinational population of Russia is defined by the modern national and cultural policy setting as the purpose providing the world, consent and ethnocultural development of the people of the country. In article definition of a definition "ethnocultural responsibility" from the point of view of various sciences is given, modern problems, tasks and the main activities of various ethnocultural associations are determined by education of ethnocultural responsibility. In detail the organization of the internal environment of the national cultural centers which is directed on education of ethnocultural responsibility actually of members of ethnocultural associations is considered. It is noted that here the psychological concepts of the category "responsibility" which allowed to determine some levels of education of ethnocultural responsibility and to make the program of education of this quality have special value. In article the characteristic of blocks of educational work of ethnocultural association is given. Work of the National and cultural autonomy "The Moscow Lezgians" is given as an example. Keywords: ethnocultural responsibility, national-cultural associations, system of educational activitities.

Текст научной работы на тему «Основные направления воспитания этнокультурной ответственности в национально-культурных центрах»

О

СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ

УДК 351.856

Т. К. Солодухина, В. И. Солодухин

Московский государственный институт культуры

Актуализицация воспитания этнокультурной ответственности многонационального населения России определена современной национально-культурной политикой, ставящей целью обеспечения мира, согласия и этнокультурного развития народов страны. В статье дано определение дефиниции «этнокультурная ответственность» с точки зрения различных наук, определены современные проблемы, задачи и основные направления деятельности различных этнокультурных объединений по воспитанию этнокультурной ответственности. Подробно рассматривается организация внутренней среды национально-культурных центров, которая направлена на воспитание этнокультурной ответственности собственно членов этнокультурных объединений. Отмечается, что здесь особое значение имеют психологические концепции категории «ответственность», позволившие определить несколько уровней воспитания этнокультурной ответственности и составить программу воспитания данного качества. В статье даётся характеристика блоков воспитательной работы этнокультурного объединения. В качестве примера приведена работа Национально-культурной автономии «Московские лезгины».

Ключевые слова: этнокультурная ответственность, национально-культурные объединения, система воспитательной деятельности.

T. K. Solodukhina, V. I. Solodukhin

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE MAIN DIRECTIONS OF EDUCATION

OF ETHNOCULTURAL RESPONSIBILITY

IN THE NATIONAL AND CULTURAL ASSOCIATIONS

Aktualizitsation of education of ethnocultural responsibility of the multinational population of Russia is defined by the modern national and cultural policy setting as the purpose providing the world, consent and ethnocultural development of the people of the country. In article definition of a definition "ethnocultural responsibility" from the point of view of various sciences is given, modern problems, tasks and the main activities of various ethnocultural associations are determined by education of ethnocultural responsibility. In detail the organization of the internal environment of the national cultural centers which is directed on education of ethnocultural responsibility actually of members of ethnocultural associations is considered. It is noted that here the psychological concepts of the category "responsibility" which allowed to determine some levels of education of ethnocultural responsibility and to make the program of education of this quality have special value. In article the characteristic of blocks of educational work of ethnocultural association is given. Work of the National and cultural autonomy "The Moscow Lezgians" is given as an example. Keywords: ethnocultural responsibility, national-cultural associations, system of educational activitities.

1 СОЛОДУХИНА ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

SOLODUKHINA TATYANA KONSTANTINOVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of theory and history of folk art and culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

2СОЛОДУХИН ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и

истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности 137

Московского государственного института культуры

SOLODUKHIN VLADIMIR IOSIFOVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of theory and history of folk art and culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: tsoloduhina@yandex.ru1, s-v-i-61@yandex.ru2 © Солодухина Т. К., Солодухин В. И., 2015

Происходящие в нашей стране социально-политические процессы актуализируют вопросы воспитания этнокультурной ответственности многонационального населения. Сегодня как никогда важно, чтобы люди осознавали и несли ответственность за некорректные высказывания о культуре народов, за совершение противоправных поступков в отношении соседних народов на бытовом уровне, за неоднозначное освещение в средствах массовой информации этнических конфликтов. Этнокультурная ответственность лежит в основе добрососедских межнациональных отношений и государственной безопасности. сегодня всем очевидно, что в основе большинства военных конфликтов лежат неразрешённые межнациональные отношения. В Распоряжении Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"» [4] указывается, что трудности в реализации государственной национальной политики и формировании государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации связаны с рядом проблем, возникших как в советский период (например, репрессии и депортации в отношении отдельных народов, неоднократные изменения административно-территориальных границ), так и в 90-е годы XX века (тенденции этнотерриториального обособления, рост несбалансированного регионального развития и межрегиональной дифференциации, рост ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничение в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения и др.). В документе чётко определены современные тенденции развития межнациональных (межэтнических) отношений, на которые негативно влияют такие факторы, как:

• размывание традиционных нравственных ценностей народов России;

• попытки политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний;

• недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

• недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

• влияние глобализации на локальные культуры, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм;

• нерешённость проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность и другие [4].

В государственном документе приводятся данные социологических исследований (Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2005—2012 годы) и данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, подтверждающие выявленные факторы [4]. Выход из сложившейся ситуации видится не только в необходимости системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера, предлагаемых концепцией федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», но и в воспитании этнокультурной ответственности полиэтнического населения в учреждениях культуры.

Уникальным социально-культурным институтом, способным проводить воспитательную работу с этническими группами, в том числе с эмигрантами, этническими меньшинствами, являются национально-культурные объединения. Этими организациями накоплен огромный опыт по воспитанию этнокультурной ответственности граждан.

Уточнение понятия «этнокультурная ответственность», анализ его в нескольких аспектах позволили выявить, что лингвистика определяет этнокультурную ответственность как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-

нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» [2]. Философское прочтение дефиниции указывает на то, что это «категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм» [6]. Социально-экономическое понимание ответственности выглядит следующим образом: это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития [1].

Таким образом, социальная ответственность включает такие виды ответственности, как экономическая, правовая, экологическая, этическая и др., которые, в итоге, формируют высокие общественные стандарты, повышают качество и уровень жизни в стране. к социальной ответственности можно отнести и этнокультурную ответственность, предполагающую активное участие национально-культурных объединений в жизни общества, направленное на реализацию национальной культурной политики, улучшение межнациональных отношений в обществе, которые многогранно согласуются с этническими интересами различных групп и сообществ. Применив к анализу этнокультурной ответственности концепцию социальной ответственности К. Дэвиса о совместимости экономических и социальных ценностей [8], мы отмечаем, что суть этнокультурной ответственности вытекает из понимания полиэтническими сообществами нравственно-этических последствий своих действий в той мере, в какой они могут воздействовать на социально-культурные интересы соседних народов. В этом плане этнокультурная ответственность — это осуществление этнокультурными объединениями своих действий с осознанием их ответственности перед обществом и государством.

Этнокультурная ответственность вклю-

чает в себя совокупность всех направлений деятельности не только во внешней среде национально-культурных объединений, но и во внутренней. Во внешней среде национально-культурные объединения ответственны перед местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями за решение общих этнонациональных проблем [5], среди которых слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации; сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворённость его этнокультурных потребностей; этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм; рост националистических настроений в среде различных этнических общностей; рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества; недостаточная координация, как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворённости в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав; усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации [4].

организация внутренней среды национально-культурных центров направлена на воспитание этнокультурной ответственности членов этнокультурных объединений. В этом контексте особое значение имеют психологические концепции категории «ответственность». В работах выдающихся психологов Ж. Пиаже, Л. Колберга, К. Хелкама, X. Хек-хаузен и других ответственность соотносится с моральным развитием личности. Исследователи отмечают, что как субъективная форма

ответственность формируется постепенно и характеризует высокий уровень развития личности. Согласно концепции Л. Колберга [9, р. 441], моральное сознание личности развивается не только в результате непосредственного присвоения социального опыта, но и в ходе активного творческого взаимодействия с социальной средой. В результате мы можем выделить несколько уровней этнокультурной ответственности членов национально-культурных объединений: объективный

— оценка ответственности на основе материального результата действия и отклонения от правил, независимо от намерений действующей личности; субъективный — самооценка, учитывающая намерения и мотивы личности; инструментальный — реализация мотивов личности как члена малой этнической группы в практической деятельности; моральный

— понимание ответственности как социальной обязанности, основанной на принципах морали, принятых в обществе.

конкретизируя содержание деятельности национально-культурных объединений по воспитанию этнокультурной ответственности своих членов, мы выделяем когнитивные (изучение, взаимодействие с окружающим миром) и моральные (нравственный выбор и регуляция своего поведения) аспекты. следовательно, этнокультурная ответственность проявляется как во внешних, так и во внутренних личностных инстанциях: в готовности и способности действовать по сохранению культурного многообразия России; в ответе перед самим собой, своей этнической общностью, обществом за последствия своих действий и поступков как представителя этноса; в готовности к участию в сохранении и развитии национально-культурного наследия и межкультурного сотрудничества народов и т.д.

Итак, этнокультурная ответственность включает внутреннюю ответственность личности перед своей совестью, а также внешнюю, которая осуществляется через оценку её деятельности национальной группой, обществом на основе этнических и общечеловеческих моральных норм.

Этнокультурная ответственность требует чётких мировоззренческих ориентаций, поскольку определяется нравственными и эстетическими позициями человека, знанием различных систем ценностей. Всякая ответственность, и этнокультурная в том числе, при должном осознании эмоционально окрашена. Именно поэтому последовательная её актуализация в процессе профессиональной подготовки может придать знаниям действенный характер.

Анализ деятельности этнокультурных объединений (центров, союзов, землячеств, ассоциаций и т.д.) как добровольных, самоуправляемых объединений граждан — представителей этнической общности (группы), проживающих в иноэтничном окружении, позволяет выделить несколько направлений деятельности этнокультурных объединений [3].

реализация государственной национальной культурной политики. Содержание данного направления включает такие виды деятельности национально-культурных объединений:

• развитие национально-культурного движения и системы поддержки национальных традиций, создание негосударственных (общественных) театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий, архивов и т.д. На них, как на фундаменте, держатся все социальные инициативы, направленные на этнокультурную идентификацию национальных сообществ в рамках региональной социально-культурной деятельности, на воспитание межэтнической толерантности;

• воссоздание историко-культурной самобытности этносов в едином культурном пространстве регионов: сохранение самобытности культурной среды региона, организация свободного доступа представителей этнических групп к национальным культурным ценностям, сохранение и обогащение исторического и культурного наследия; содействие организации национального краеведения, охране национальных памятников истории, культуры и др.

Примером такой деятельности может служить общественная организация «Федераль-

ная Еврейская Национально-Культурная Автономия» (ФЕНКА), которая своей целью считает сохранение еврейского народа в качестве национального и культурного целого, развитие еврейской общественной жизни, в том числе на основе исторического опыта жизни еврейских общин, сохранение и развитие еврейской культуры, содействие деятельности в сфере национального образования, языка, культуры, искусства, просвещения и самобытности еврейского народа, содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами.

Иаправление сохранения и развития национальных культур включает работу:

• по охране культурного наследия этнической группы в регионе — создание таких для этнической группы условий, которые позволили бы ей следовать своим национальным традициям и обычаям, проводить традиционные обряды и праздники и т.д.;

• по организации социально-культурного партнёрства и сотрудничества (в частности, формирование бытовой и деловой коммуникации с представителями разных этнических групп; организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления; установление и поддержание без какой-либо дискриминации гуманитарных контактов с общественными организациями и др.);

• по социально-культурной защите и поддержке культурных инициатив и проектов этнических групп.

образовательное направление включает:

• культурно-образовательную деятельность через создаваемые национальные средства массовой информации, издание литературы на национальном (родном) языке; образовательные и научные учреждения, учреждения национальной культуры, культурно-просветительскую деятельность центров;

• развитие народного творчества — организация творческих союзов, коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков по изучению национального культурного наследия, достижений нацио-

нальной культуры; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры: фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.

диагностическое направление включает сформированное этническое самосознание и идентичность личности, её этническую социализацию в результате усвоения этнических ценностей, верований, норм, правил, идеалов и участия в деятельности этнокультурных объединений, понимание основных направлений реализации национальной культурной политики России.

В качестве примера воспитания этнокультурной ответственности через развёрнутое содержание этнокультурной деятельности можно привести работу с этническим населением Национально-культурной автономии «Московские лезгины». Основными направлениями воспитательной работы автономии являются:

• культурно-образовательный центр, содержание работы которого связано с проведением лекториев по истории, языку, музыке, искусству, культуре и т.д.;

• благотворительная деятельность, включающая группы взаимной помощи, разработку и реализацию волонтёрских программ, проведение благотворительных выставок, концертов, оказание юридической, психологической, социальной помощи, в том числе и в получении образования и трудоустройстве;

• проектно-креативный центр, создающий и развивающий бизнес-проекты, поддерживающий инновационное развитие и осуществляющий экспертную оценку креативных технологий;

• работа с молодёжью, ориентированная на развитие психологической самостоятельности через дополнительные образовательные программы, культурное просвещение, поддержку социально незащищённых групп молодёжи, организацию культурно-досуговых, культурно-массовых мероприятий, организацию передачи опыта от старшего поколения молодёжи;

• клуб лезгинских интеллектуалов, которые

занимаются разработкой научных проектов, организацией научно-практических конференций и издательской деятельностью;

• центр адаптации и кризисного реагирования, включающий службу экстренной помощи в решении жизненных проблем, конфликтных ситуаций, программы межэтнической толерантности;

• этнокультурные психотехнологии: оказание психологической помощи, личностный коучинг, тренинги личностного роста и развития, работа с детьми, семейное консультиро-

вание, кризисная интервенция, психологическая мастерская, психологические тренинги, психологические лектории, индивидуальная психологическая помощь и др. [3].

Таким образом, в национально-культурных объединениях реализуются разнообразные направления деятельности по формированию этнокультурной ответственности полиэтнического населения. В клубах, центрах, кружках через разнообразные программы формируются все составляющие и уровни внутренней ответственности этнической личности.

Примечания

1. Доклад о социальных инвестициях в России — 2008 / Ю. Е. Благов [и др.]. Москва : Ассоциация Менеджеров, 2008. 92 с.

2. Муздыбаев К. Психология ответственности : монография. Ленинград : Наука, 1983. 240 с.

3. О деятельности некоммерческих организаций. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 01.03.2013)

4. Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"». URL: www.garant.ru/

5. Солодухин В. И. Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3 (24). С. 92—95.

6. Философский энциклопедический словарь / [ред.-сост. Е. Ф. Губский и др.]. Москва : ИНФРА-М, 1997. 575 с.

7. Хелкам К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе // Проблемы психологии личности : сборник статей. Москва : Наука, 1982. С. 148—154.

8. Davis K. Can business afford to ignore corporate social responsibilities? California Management Review. 1960. V. 2. Pp. 70—76.

9. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moralstudes and the idea of justice. San-Francisco, 1981. V. 1.

References

1. Blagov Yu. E., etc. Doklad o sotsial'nykh investitsiyakh v Rossii — 2008 [The report on social investments in Russia — 2008]. Moscow, 2008. 92 p.

2. Muzdybaev K. Psikhologiya otvetstvennosti [Psychology of responsibility]. Leningrad, Nauka Publ., 1983. 240 p.

3. About activity of non-profit organizations. Information portal of the Ministry of Justice of the Russian Federation. Available at: unro.minjust.ru/NKOs.aspx (accessed: 01.03.2013)

4. The order of the Government of the Russian Federation of July 22, 2013 N 1292-p: About the approval of the Concept of the federal target program "Strengthening of Unity of the Russian Nation and Ethnocultural Development of the People of Russia". Available at: www.garant.ru/

5. Solodukhin V. I. Mesto etnokul'turnykh ob"edineniy v sisteme sotsial'no-kul'turnykh institutov [Place of ethnic and cultural associations in the socio-cultural institutions]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, No. 3 (24), pp. 92—95.

6. Gubskiy E. F., ed. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, Infra-M Publ., 1997. 575 p.

7. Khelkam K. Razvitie atributsii otvetstvennosti v ontogeneze [Development of attribution of responsibility in ontogenesis]. Problemy psikhologii lichnosti [Problems of psychology of the personality]. Moscow, Nauka Publ., 1982. Pp. 148—154.

8. Davis K. Can business afford to ignore corporate social responsibilities? California Management Review. 1960. V. 2. Pp. 70—76.

9. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moralstudes and the idea of justice. San-Francisco, 1981. V. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.