Научная статья на тему 'Вклад этнокультурных объединений в гармонизацию межнациональных отношений в России'

Вклад этнокультурных объединений в гармонизацию межнациональных отношений в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNO-CULTURAL ASSOCIATIONS / NATIONAL RELATIONS / HARMONIZATION OF INTERNATIONAL RELATIONS / SOCIAL PARTNERSHIP OF ETHNOCULTURAL ASSOCIATIONS / TECHNOLOGIES OF HARMONIZATION OF INTERNATIONAL RELATIONS / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / ТЕХНОЛОГИИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухина Т.К., Солодухин В.И.

В статье рассматриваются особенности деятельности этнокультурных центров по гармонизации межнациональных отношений в контексте реализации Стратегии государственной национальной политики. Показана миссия этнокультурных объединений (центров, клубов, ассоциаций, движений и т. д.) в формировании позитивных отношений между народами. Разработана специфика социального партнерства этнокультурных объединений с учреждениями культуры и образования, которое ориентировано на привлечение гражданского общества к социальному действию, основанному на этике межнациональных отношений, чувстве человеческой солидарности, ответственности за этнокультурное развитие регионов. На примере деятельности немецких этнокультурных центров Омского региона показаны технологии гармонизации межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF ETHNOCULTURAL ASSOCIATIONS TO HARMONIZATION OF INTERNATIONAL RELATIONS IN RUSSIA

In article features of activities of the ethnocultural centers for harmonization of the international relations in the context of realization of Strategy of the state national policy are considered. The mission of ethnocultural associations (the centers, clubs, associations, movements, etc.) in formation of the positive relations between the people is shown. The specifics of social partnership of ethnocultural associations with cultural institutions and educations which is focused on involvement of civil society to the social action based on ethics of the international relations, feeling of human solidarity, responsibility for ethnocultural development of regions are developed. On the example of activity of the German ethnocultural centers of the Omsk region technologies of harmonization of the international relations are shown.

Текст научной работы на тему «Вклад этнокультурных объединений в гармонизацию межнациональных отношений в России»

6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Санкт-Петербург, 1998.

7. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 2006.

References

1. Povalyaeva M.A. Delovoe obschenie. Rostov-na-Donu, 2006.

2. Zhurakovskij V., Prihod'ko V., Fedorov I. Vuzovskij prepodavatel' segodnya i zavtra. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000; 3.

3. Mihal'skaya A.K. Pedagogicheskaya ritorika. Moskva, 1998.

4. Vasil'eva A.N. Osnovy kul'turyrechi. Moskva, 1990.

5. Prihozhan A. Hochu. Chtob menya ponimali. Populyarnaya psihologiya. Hrestomatiya. Moskva, 1990.

6. Karnegi D. Kak zavoevyvat' druzej i okazyvat' vliyanie na lyudej. Sankt-Peterburg, 1998.

7. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly. Rostov-na-Donu, 2006.

Статья поступила в редакцию 26.12.18

УДК 374.7

Solodukhina T.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Regional Branch of St. Petersburg Humanities University of Labor Unions

(Moscow, Russia), E-mail: tsoloduhina@yandex.ru

Solodukhin V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Regional Branch of St. Petersburg Humanities University of Labor Unions (Moscow, Russia),

E-mail: s-v-i-1961@yandex.ru

CONTRIBUTION OF ETHNOCULTURAL ASSOCIATIONS TO HARMONIZATION OF INTERNATIONAL RELATIONS IN RUSSIA. In article features of activities of the ethnocultural centers for harmonization of the international relations in the context of realization of Strategy of the state national policy are considered. The mission of ethnocultural associations (the centers, clubs, associations, movements, etc.) in formation of the positive relations between the people is shown. The specifics of social partnership of ethnocultural associations with cultural institutions and educations which is focused on involvement of civil society to the social action based on ethics of the international relations, feeling of human solidarity, responsibility for ethnocultural development of regions are developed. On the example of activity of the German ethnocultural centers of the Omsk region technologies of harmonization of the international relations are shown.

Key words: ethnocultural associations, national relations, harmonization of international relations, social partnership of ethnocultural associations, technologies of harmonization of international relations.

Т.К. Солодухина, д-р пед. наук, проф., Московский областной филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,

г. Москва, Е-mail: tsoloduhina@yandex.ru

В.И. Солодухин, д-р пед. наук, проф., Московский областной филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,

г. Москва, Е-mail: s-v-i-1961@yandex.ru

ВКЛАД ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГАРМОНИЗАЦИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

В статье рассматриваются особенности деятельности этнокультурных центров по гармонизации межнациональных отношений в контексте реализации Стратегии государственной национальной политики. Показана миссия этнокультурных объединений (центров, клубов, ассоциаций, движений и т. д.) в формировании позитивных отношений между народами. Разработана специфика социального партнерства этнокультурных объединений с учреждениями культуры и образования, которое ориентировано на привлечение гражданского общества к социальному действию, основанному на этике межнациональных отношений, чувстве человеческой солидарности, ответственности за этнокультурное развитие регионов. На примере деятельности немецких этнокультурных центров Омского региона показаны технологии гармонизации межнациональных отношений.

Ключевые слова: этнокультурные объединения, национальные отношения, гармонизация межнациональных отношений, социальное партнерство этнокультурных объединений, технологии гармонизации межнациональных отношений.

Развитие системы межнациональных отношений в России, базируется на исторической идее единения народов и многовекового межэтнического взаимодействия. В Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», отмечается, что современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код. Он характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважению самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру [1]. Реализация заявленной Стратегии в 2012 году подтвердила необходимость продолжения работы по гармонизации национальных отношений в России и усиление деятельности национально-культурных объединений во внедрении идей государственного документа в новых экономических реалиях. На заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 26 октября 2018 года были отмечены положительные изменения в восприятии гражданами нашей страны таких важных особенностей как мно-гонациональность и поликонфессиональность. Социологические исследования подтвердили, что доля россиян, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, постоянно растёт и составила в 2017 году 78,4% , что превысило показатели 2016 года. Впервые за всю новейшую историю страны абсолютное большинство граждан (93%) подтвердили отсутствие к себе неприязни по национальному признаку. 96% опрошенного населения расценили взаимодействие между представителями разных вероисповедова-ний как нормальное и доброжелательное. Вместе с тем, эксперты отмечают специфику межэтнических отношений в России, «способность обычного, даже бытового конфликта с участием представителей разных национальностей мгновенно приобретать этническую окраску и в считанные часы эскалировать-ся вплоть до федерального уровня» [2].

Очевидно, что все заинтересованные организации должны постоянно работать над совершенствованием механизмов гармонизации межнациональных отношений, поскольку, сегодня еще сохраняются проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма в регионах. В.В. Путин подчеркнул особую роль этнокультурных организаций, отметив что «национально-культурные объединения должны быть активными участниками обсуждения всех ключевых вопросов, которые связаны с развитием городов и посёлков, регионов в целом» [2].

Этнокультурное объединение (центр, союз, землячества, объединение, движение, отряд, ассоциация и т.д.) - это добровольное, самоуправляемое объединение граждан как представителей этнической общности, проживающих в иноэтничном окружении. Они реализуют право народа на национально-культурное самоопределение, осуществляют серьезную работу по сохранению национально-культурной идентичности, развитию национального самосознания, языка, образования, сохранению традиционной культуры, обычаев и обрядов. При участии этнокультурных объединений формируются позитивные межнациональные отношения во всех направлениях жизни региона, который является единым исторически сложившимся пространством для совместного проживания и развития этносов [3].

Межнациональные отношения представляют собой сложное явление с границами от сотрудничества до конфликтов. Так, межнациональное сотрудничество представляет взаимодействие в экономических, политических и культурных отношениях между представителями разных этносов. Главным его принципом является уважение, понимание и взаимообмен культурными ценностями между представителями разных этносов. В основе культуры межнациональных отношений лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения. Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества. Поэтому национально-культурные

(этнокультурные) объединения должны способствовать гармонизации межнациональных отношений всеми видами и формами работы с этническим населением, формируя высокий уровень культуры межнационального взаимодействия.

Проблемы гармонизации межнациональных отношений исследовали представители различных наук - политологии, социологии, этнической психологии и педагогики. РП Абдулатипов, О.А. Богатова, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, ГУ. Солдатова, В.А. Тишков и др. отмечают, что межнациональные отношения всегда изучались с целью их гармонизации, предотвращения дискриминации и регулирования напряжений и конфликтов, для определения проблем межнациональных отношений и путей их решения. Все ученые сходятся во мнении, что задачи гармонизации межнациональных отношений - это совместная деятельность как государственных, так и общественных институтов и организаций и движений [4].

Для формирования культуры и гармонизации межнациональных отношений необходимо организовать постоянную, системную, согласованную работу органов власти и общественных объединений - социальное партнерство. В 1990 году OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) определило термин «partnership» как систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающими понимание, совместную работу и совместно принятые планы.

Партнерство внутри системы этнокультурных организаций, между этническими группами, этнокультурными объединениями определяется как:

- партнерство, в которое вступают руководители, специалисты и члены, этнокультурных центров в целях формирования внутренних гармоничных отношений, этнокультурной толерантности к поликультурной среде;

- партнерство, которое инициирует этнокультурный центр как особый социально-культурный институт, как особая сфера социально-культурной жизни этноса, вносящий вклад в становление гражданского общества, интегрируясь с представителями органов государственного управления, иными этнокультурными организация, учреждениями культуры и образования и т.д. Последнее понимание партнерства отмечается как наиболее значимое, позволяющее изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые межнациональные отношения [5]. Здесь можно выделить несколько ключевых подходов:

- социальных отношений основных субъектов партнерства: членов этнокультурных объединений, учреждений культуры и образования, государственных органов, условий, содержания и форм взаимовыгодного взаимодействия и сотрудничества;

- социальное действие, основанное на этике межнациональных отношений, чувстве человеческой солидарности, ответственности за общее дело.

Успех социального партнерства определяется многими условиями. Однако есть условия, без которых оно просто не работает. Важнейшим участником социального партнерства является институт гражданского общества: совокупность добровольных общественных объединений, профессиональных союзов, благотворительных и других организаций. Участие в добровольных объединениях -не только вопрос частных интересов, желания и возможности самореализации. Это вопрос отношений личности и государства. Пользуясь свободами и правами, граждане одновременно принимают на себя и ответственность, определенные обязательства по охране своих прав: на сохранение своей родной культуры, уникального психологического склада этноса, с одной стороны, и подготовку высококвалифицированных профессионалов, обеспечивающих процессы удовлетворения этнокультурных потребностей граждан, с другой. Участвуя в социальном партнерстве, граждане принимают ответственность за собственную (себя и других) гражданскую позицию, принимают обязательства быть терпимыми по отношению к другим точкам зрения. Это и есть феномен эффективного гражданского поведения - движущая сила социального партнерства.

Партнерство этнокультурных объединений с учреждениями культуры и образования осуществляется с привлечением ряда технологий, позволяющих оптимизировать межнациональные отношения. Среди них:

- осуществление постоянного мониторинга этнического состава учащихся школ с целью конкретизации учебно-воспитательной работы в многонациональных школах;

Библиографический список

- разработка и составление методических программ и курсов по культуре, традициям, обычаям народов, разработка новых технологий приобщения подрастающего поколения к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширения диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности;

- разработка и применение программ повышения квалификации для педагогов, нуждающихся в изучении дисциплин этнопедагогики, этнологии, языков народов, религиоведения и др.;

- организация конкурсов среди учителей на лучшие образовательные и воспитательные программы, разработанные с учетом этнокультурной специфики и многонационального состава учащихся;

- создание циклов передач, научно-познавательных и учебно-просветительских программ по истории, культуре, традициям народов с возможным их тиражированием и воспроизведением в соответствующих школах в учебно-воспитательных целях;

- проводить фестивали, дни интернациональной дружбы, включая встречи с известными людьми, представителями разных национальностей, творческими коллективами.

Примером, деятельности по гармонизации межнациональных отношений могут служить центры немецкой культуры (центры встреч) в Омской области, опыт работы которых более 20 лет Центры объединили людей разных возрастов, интересов и национальностей, определив круг основных направлений. Среди них: культура, образование, работа с молодежью и детьми; общественная и социальная работа; историко-краеведческая работа; участие в сельских, общегородских и региональных мероприятиях и др.

Основное направление деятельности центров - организации бесплатных курсов немецкого языка для детей и взрослых, которые помогают детям приобщаться к родному языку, а взрослым не забывать его и совершенствовать навыки разговорной речи. В рамках проекта «Брайтенарбайт» (1996) разработаны продуктивные направления языковой подготовки: языковые лингвистические лагеря и площадки в дни зимних и летних каникул для детей; семинары по повышению квалификации для педагогов регионов Сибири с использованием нетрадиционных и самых современных методов и подходов в преподавании немецкого языка; публикации учебно-методических материалов, пособий по языку и культуре. Центрами осуществляется сотрудничество с Германией по вопросам всесторонней методической помощи педагогам и специалистам культурных центров в плане сохранения и развития родного языка и культуры.

Интересным направлением работы Центров немецкой культуры является работа с молодежью. Так, в Азовском Центре немецкой культуры Омской области работает молодежный клуб «Duzfreund» - «Мы с тобой на ты». Ребята из клуба ведут большую работу по сохранению традиций, пропагандируют здоровый образ жизни, устраивают акции против наркотиков, организовали фитнес-клуб «Адели-на». В Полтавском центре немецкой культуры создана детская театральная студия, в которой дети играют в спектаклях на двух языках. Это сказки известных немецких писателей, небольшие миниатюры и фрагменты театрализации для различных мероприятий. Для молодежи организуются народные праздники, как «Ostern» (Пасха), «Weihnachten» (Рождество), «Erntedankfest» (Праздник урожая) и другие мероприятия.

Объединяющим направлением деятельности центров немецкой культуры является историко-краеведческая работа. Цель этой работы состоит в содействии изучению, сохранению и популяризации истории и культуры российских немцев. Центрами создаются музеи, краеведческие экспозиции, проводятся научные семинары и конференции, организуются экспедиции, посвященные истории российских немцев [6].

Результативность работы этнокультурных организаций в Омском регионе достаточно высока, большинство жителей региона отмечают, что межнациональные отношений благожелательные.

Обобщение теоретических разработок и опыта деятельности этнокультурных организаций способно обеспечить сотрудничество различных социальных институтов по гармонизации межнациональных отношений в полиэтнической среде.

1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Available at: //http://base.garant.ru/70284810/

2. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 26 октября 2018 года. Ханты-Мансийск. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/58922

3. Дружба народов - единство России: формирование общероссийской идентичности и укрепления духовной общности россиян: сборник методических материалов Ассамблеи народов России. Москва, 20l4: 134.

4. Богатова О.А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме. Диссертация ... доктора социологических наук. Саранск, 2004.

5. Солодухин В.И. Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008: 3 (24): 92 - 95.

6. Барбашина Э.Р Самоорганизация российских немцев как многофакторная проблема. Немцы России: исторический опыт и современные проблемы самоорганизации: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29 - 30 октября 2007. Москва: «МСНК-пресс», 2008.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». Available at: //http://base. garant.ru/70284810/

2. Stenograficheskij otchet o zasedanii Soveta pri Prezidente po mezhnacional'nym otnosheniyam 26 oktyabrya 2018 goda. Hanty-Mansijsk. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/58922

3. Druzhba narodov - edinstvo Rossii: formirovanie obscherossijskoj identichnosti i ukrepleniya duhovnoj obschnostirossiyan: sbornik metodicheskih materialov Assamblei narodov Rossii. Moskva, 2014: 134.

4. Bogatova O.A. Garmonizaciya mezh'etnicheskih otnoshenij v regional'nom sociume. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Saransk, 2004.

5. Soloduhin V.I. Mesto 'etnokul'turnyh ob'edinenij v sisteme social'no-kul'turnyh institutov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2008: 3 (24): 92 - 95.

6. Barbashina 'E.R. Samoorganizaciya rossijskih nemcev kak mnogofaktornaya problema. Nemcy Rossii: istoricheskij opyt i sovremennye problemy samoorganizacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 29 - 30 oktyabrya 2007. Moskva: «MSNK-press», 2008.

Статья поступила в редакцию 06.12.18

УДК 37

Avksenteva E.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of Software Engineering and Computer Engineering, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (St. Petersburg, Russia), E-mail: avksentievaelena@rambler.ru

Senterev Yu.A., lecturer, Faculty of Software Engineering and Computer Engineering, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (St. Petersburg, Russia), E-mail: avksentievaelena@rambler.ru

BUDGET HOSTING ON THE RASPBERRY PI PLATFORM FOR HOSTING ELECTRONIC COURSES FOR EDUCATIONAL PROGRAMS. The article describes the possibility of using "cloud" and "foggy" calculation methods to ensure the educational process in the implementation of educational programs based on e-learning courses (ECDS) with the aim of supporting or even replacing courses taught by faculty members by courses prepared using modern electronic technologies. The authors state that the use of "cloud" services and "nebulous nodes" when using ECUD in the educational process provides more opportunities for conveying educational content than with the traditional teaching method. A few solutions are proposed how to use the cloud and cloud computing in the educational process. The article demonstrates how you can implement a specific educational program in the context of a university meet the challenge of delivering high quality educational content in the most interesting and informative shell, cost much less existing.

Key words: educational process, cloud computing, fogging computing, cluster servers, private cloud, educational service, hybrid architecture.

Е.Ю. Авксентьева, канд. пед. наук, доц. факультета программной инженерии и компьютерной техники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург, E-mail: avksentievaelena@rambler.ru Ю.А. Сентерев, преп. факультета программной инженерии и компьютерной техники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург, E-mail: avksentievaelena@rambler.ru

БЮДЖЕТНЫЙ ХОСТИНГ НА ПЛАТФОРМЕ RASРBERRY PI

ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В статье изложены возможности применения «облачных» и «туманных» вычислений для обеспечения учебного процесса при реализации образовательных программ на основе использования Электронных курсов учебных дисциплин (ЭКУД), с целью поддержки или даже замены курсов, читаемых профессорско-преподавательским составом, курсами, подготовленными средствами современных электронных технологий. Приведены аргументы, что применение «облачных» сервисов и «туманных узлов» при использовании ЭКУД в учебном процессе дают более широкие возможности для донесения образовательного контента, чем при традиционном методе преподавания. Предложены решения, способные расширить применение подходов к использованию «облачных» и «туманных» вычислений в образовательном процессе.

Ключевые слова: учебный процесс, «облачные» вычисления, «туманные» вычисления, кластер серверов, «частное облако», образовательный сервис, гибридная архитектура.

Потребность в применении электронных курсов во многом связана с тем, что новые технологии расширяют возможности решения вопросов создания и предоставления персонифицированного контента образовательного содержания и формирования образовательных пакетов для студентов.

В образовательных учреждениях, начинается реализовываться концепция, известная как «1%-ное решение», т е. происходит замена курсов, читаемых профессорско-преподавательским составом с использованием учебных аудиторий, на электронные курсы, получаемые с помощью новых технологий по существенно более низкой стоимости. Как правило, электронные курсы в образовательной деятельности рассматриваются применительно к дистанционному онлайн образованию в асинхронном формате (электронные курсы в виде файлов, видеокурсы, видеоуроки и др.

С технической точки, зрения электронный курс это - веб-приложение, то есть клиент-серверное приложение, в котором клиент взаимодействует с сервером при помощи браузера, а за сервер отвечает веб-сервер.

Веб-приложение (набор файлов), которое создаётся при помощи специализированных программ, загружается на совместимую платформу (систему дистанционного обучения), и при прохождении пользователем обучения передает системе данные в стандартном формате (SCORM или хАР1), которые хранятся в базе данных и могут использоваться для построения отчетов.

В узком смысле, система дистанционного обучения (СДО) представляет собой некоторую программную платформу («облачную» или установленную на сервере образовательного учреждения), предназначение которой состоит в трансляции в определенном формате учебных материалов пользователям, обучающимся по определенной образовательной программе, проведения оценочных мероприятий и сбора данных о результатах прохождения обучения пользователями.

В настоящее время в мире представлено большое количество СДО, однако по настоящему универсальных, позволяющих эффективно решать вопросы

профессионального обучения - не более десятка. Формат SCORM дает возможность обеспечить совместимость компонентов и их многократного использования, так как учебный материал разбит на отдельные небольшие блоки, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться СДО независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

В России наиболее популярны следующие СДО с поддержкой SCORM: Ispring; Moodle; Webturor; Mirapolis LMS; Прометей. Перечисленные здесь СДО являются платными и, к тому же, при всех достоинствах этих СДО, руководителям учебных программ придется «подстраивать» их под существующие требования образовательного учреждения, а это бывает сделать не так-то просто.

«Гибридная» схема реализации образовательной программы представлена авторами в виде «гибридной» модели, показана на рисунке 1.

Представленное в данной статье решение, учитывает общие концептуальные подходы к созданию электронных курсов, но ориентировано на подготовку студентов по так называемой «гибридной» схеме, суть которой состоит в том, что предметы по общим дисциплинам могут изучаться в рамках дистанционной формы, а специальные дисциплины изучаются в рамках аудиторных занятий. Такой подход обусловлен спецификой обучения по направлению, в рамках которого разработана и реализуется образовательная программа. Модель отражает возможность применения обоих подходов (как в рамках дистанционной формы, так и аудиторных занятий) при обучении студентов. Как видно из рисунка 1, обучение в аудитории также осуществляется с применением электронных курсов. Такая форма проведения занятий позволяет обучающимся самим выбирать, с какой скоростью они будут изучать материал. А преподаватель превращается из «пересказчика» учебного материала в помощника, который, в случае необходимости, будет отвечать на вопросы студентов и помогать им. Изучая материал онлайн в собственном темпе, студенты могут обращаться к преподавателю в любое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.