Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛОРУССИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛОРУССИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
234
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВТС / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОПК / ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курылев Константин Петрович, Пархитько Николай Петрович, Станис Дарья Владимировна

В статье представлен анализ и оценка военно-технического сотрудничества Белоруссии в постсоветский период. Рассматриваются ключевые тенденции во внешнеполитических приоритетах Республики в вопросах военно-технического сотрудничества; основные направления этого сотрудничества в контексте национальных интересов Белоруссии и складывающейся международной конъюнктуры на рынке вооружений. Предпринята попытка прогнозирования перспектив расширения военнотехнического сотрудничества Белоруссии и России в рамках постсоветского региона и за его пределами. Анализируется сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в военно-политической, военной и военно-технической сферах, осуществляемое в интересах обеспечения военной безопасности Союзного государства и направленное на поддержание необходимого военного потенциала. Авторы также исследуют фундаментальную подготовку вооруженных сил, планирование и организацию совместных мер по предотвращению военной угрозы и отражению агрессии на общем оборонном пространстве как на двусторонней основе в рамках Договора о создании Союзного государства, так и на многосторонней - в форматах Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств (ОДКБ и СНГ). Сотрудничество России и Белоруссии в военно-технической сфере предусматривает не просто взаимные поставки, но и совместные разработки и кооперацию. В статье проводится предметный анализ этого сложнейшего вектора сотрудничества на контентной основе Программы военнотехнического сотрудничества Беларуси и России до 2025 года. Она предусматривает реализацию ряда мероприятий, в том числе проведение совместных научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых и модернизации существующих образцов вооружения и военной техники, а также продукции двойного назначения. В рамках исследования использован широкий перечень методов: метод структурного экономического анализа, историко-аналитический метод, метод контент-анализа и метод политического прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Курылев Константин Петрович, Пархитько Николай Петрович, Станис Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRUCIAL DIRECTIONS OF MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND BELARUS AND ITS FEATURES

The article includes analysis and assessment of military and technical cooperation of Belarus in the post-Soviet period. The key trends in the Republic's foreign policy priorities in matters of military are technical cooperation are considered; key directions of this cooperation in the context of the national interests of Belarus and Russia emerging international situation on the arms market. An attempt has been made to predict the prospects for expanding military-technical cooperation of Belarus within the post-Soviet region and beyond. The article analyzes the cooperation between the Republic of Belarus and the Russian Federation in the military-political, military and military-technical spheres, carried out in the interests of ensuring the military security of the Union State and aimed at maintaining the necessary military potential. The authors also research the fundamental training of the armed forces, planning and organization of joint measures to prevent military threats and repel aggression in the common defense space both on a bilateral basis within the framework of the Treaty on the Establishment of the Union State, and on a multilateral basis - in the formats of the Collective Security Treaty Organization and the Commonwealth of Independent States (CSTO and CIS). Cooperation between Russia and Belarus in the military-technical sphere involves not just mutual supplies, but also joint developments and cooperation. The article provides a substantive analysis of this most complex vector of cooperation on the content basis of the Program of military-technical cooperation between Belarus and Russia until 2025. It provides for the implementation of a number of measures, including joint research and development work on the creation of new and modernization of existing models of weapons and military equipment, as well as dual-use products. The research uses a wide range of methods: the method of structural economic analysis, the historical-analytical method, the method of content analysis and the method of political forecasting.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛОРУССИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ»

Научная статья / Research article

Основные направления военно-технического сотрудничества Белоруссии и

его особенности

К. П. Курылев

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-30 75-915X; e-mail: kurylev-k@rudn.ru

Н.П. Пархитько

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-7678-5735; e-mail: scharnchorst@,mail.ru

Д. В. Станис

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9824-0365; e-mail: stanis-dv@rudn.ru

Аннотация. В статье представлен анализ и оценка военно-технического сотрудничества Белоруссии в постсоветский период. Рассматриваются ключевые тенденции во внешнеполитических приоритетах Республики в вопросах военно-технического сотрудничества; основные направления этого сотрудничества в контексте национальных интересов Белоруссии и складывающейся международной конъюнктуры на рынке вооружений. Предпринята попытка прогнозирования перспектив расширения военно-технического сотрудничества Белоруссии и России в рамках постсоветского региона и за его пределами. Анализируется сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в военно-политической, военной и военно-технической сферах, осуществляемое в интересах обеспечения военной безопасности Союзного государства и направленное на поддержание необходимого военного потенциала. Авторы также исследуют фундаментальную подготовку вооруженных сил, планирование и организацию совместных мер по предотвращению военной угрозы и отражению агрессии на общем оборонном пространстве как на двусторонней основе в рамках Договора о создании Союзного государства, так и на многосторонней - в форматах Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств (ОДКБ и СНГ). Сотрудничество России и Белоруссии в военно-технической сфере предусматривает не просто взаимные поставки, но и совместные разработки и кооперацию. В статье проводится предметный анализ этого сложнейшего вектора сотрудничества на контентной основе Программы военно-технического сотрудничества Беларуси и России до 2025 года. Она предусматривает реализацию ряда мероприятий, в том числе проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых и модернизации существующих образцов вооружения и военной техники, а также продукции двойного назначения. В рамках исследования использован широкий перечень методов: метод структурного экономического анализа, историко-аналитический метод, метод контент-анализа и метод политического прогнозирования.

Ключевые слова: Белоруссия, военно-техническое сотрудничество, ВТС, оборонно-промышленный комплекс, ОПК, вооружения и военная техника, торговля оружием.

Для цитирования: Курылев К. П., Пархитько Н.П., Станис Д. В. Основные направления военно-технического сотрудничества Белоруссии и его особенности // Постсоветские исследования. 2023; 2(6): 145-159.

CRUCIAL DIRECTIONS OF MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND BELARUS AND ITS FEATURES

Konstantin P. Kurylev

RUDN University, Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-30 75-915X; e-mail: kurylev-k@rudn.ru

Nickolay P. Parkhitko

RUDN University, Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-7678-5735; e-mail: scharnchorst@,mail.ru

Daria V. Stanis

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9824-0365; e-mail: stanis-dv@rudn.ru

Abstract. The article includes analysis and assessment of military and technical cooperation of Belarus in the post-Soviet period. The key trends in the Republic's foreign policy priorities in matters of military are technical cooperation are considered; key directions of this cooperation in the context of the national interests of Belarus and Russia emerging international situation on the arms market. An attempt has been made to predict the prospects for expanding military-technical cooperation of Belarus within the post-Soviet region and beyond. The article analyzes the cooperation between the Republic of Belarus and the Russian Federation in the military-political, military and militarytechnical spheres, carried out in the interests of ensuring the military security of the Union State and aimed at maintaining the necessary military potential.

The authors also research the fundamental training of the armed forces, planning and organization of joint measures to prevent military threats and repel aggression in the common defense space both on a bilateral basis within the framework of the Treaty on the Establishment of the Union State, and on a multilateral basis - in the formats of the Collective Security Treaty Organization and the Commonwealth of Independent States (CSTO and CIS). Cooperation between Russia and Belarus in the military-technical sphere involves not just mutual supplies, but also joint developments and cooperation. The article provides a substantive analysis of this most complex vector of cooperation on the content basis of the Program of military-technical cooperation between Belarus and Russia until 2025. It provides for the implementation of a number of measures, including joint research and development work on the creation of new and modernization of existing models of weapons and military equipment, as well as dual-use products. The research uses a wide range of methods: the method of structural economic analysis, the historical-analytical method, the method of content analysis and the method of political forecasting.

Keywords. Belarus, military-technical cooperation, military and technical cooperation, military and industrial complex, defense industry, weapons and military equipment, arms trade.

For citation: Konstantin P. Kurylev, Nickolay P. Parkhitko, Daria V. Stanis. Crucial directions of military and technical cooperation between Russia and Belarus and its features // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;2(6):135-159. (In Russ.).

Республика Беларусь была и по сей день остаётся главным и наиболее последовательным союзником Российской Федерации в военной сфере. Если говорить о Союзном государстве России и Белоруссии, то одним из реальных проявлений его существования является проведение единой оборонной политики двух стран. На всём постсоветском пространстве аналога двустороннему российско-белорусскому

военному сотрудничеству нет. Начиная с 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь подписано более 35 международно-правовых договоров в сфере военного сотрудничества. В настоящее время происходит реализация Военной доктрины Союзного государства России и Белоруссии, которая определяет основные направления взаимодействия двух стран в оборонной сфере.

В условиях развития событий на Украине в рамках специальной военной операции Российской Федерации, начатой в феврале 2022 г., и той роли, которую в данных событиях играет Республика Беларусь, являясь надежным форпостом России на западной границе представляется небезынтересным рассмотреть вопрос, связанный с развитием оборонно-технического сотрудничества страны.

Как известно, под международным военно-техническим сотрудничеством

понимают весьма обширный профильный сегмент международных отношений в части разработки, выпуска, поставки продукции (услуг) военного и/или двойного назначения, инвестирования в упомянутой сфере, когда одной из сторон в рамках перечисленных мероприятий выступает иностранное государство или специально

уполномоченные таковым структуры (органы, контрагенты) [Сильванович 2019: 37].

Именно системному анализу и моделированию процессов военно-технического сотрудничества, изучению его как неотъемлемого компонента обеспечения национальной и региональной безопасности, стратегическому анализу мирового рынка вооружений посвящены работы К.И. Плетнева, А.Л. Рыбаса, Н.А. Северцева, Т.В. Шутовой, Ю.В. Шишкова. Из научных работ белорусских авторов, помимо трудов ныне возглавляющего Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь Р.А. Головченко, особо выделим исследования С. Верхова, А.Н. Леоновича, С.И. Леонова, Е. Михайлевского, В. Михайлова, С. Чичилова, В. Ф. Фёдоровой, Н.Е. Леоновой, А.П. Шкадаревича, где рассматриваются отдельные компоненты международного военно-технического

сотрудничества с участием Беларуси. В трудах Азимовой М.Р., Астаховой С.В. Дегтерёвой Е.А., Чернышёвой А.М., Коновалова Н.М., Косов А.П., Мухаметова Р.С., Созыкина М.В., Сорокина А.Ю., Фёдоровой В.Ф., Фомина А.В., Чистякова А.И., Шутовой Т.В. рассматриваются различные аспекты военного и военно-технического сотрудничества Республики Беларусь как в рамках двусторонних контактов и связей, так и на основе многостороннего взаимодействия.

При подобной широте имеющихся наработок по теме исследования, как представляется, все еще наблюдается определенный дефицит работ, в которых военно-техническое сотрудничество

Республики Беларусь с партнерами рассматривалось бы с позиций количественного анализа

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключено около 35 договоров о военно-техническом

сотрудничестве (ВТС), в том числе в области ВВС и ПВО, кооперации в ВПК, контроля над вооружениями, совместного

использования военной инфраструктуры, обеспечения региональной безопасности, собственно формирования объединенных систем РГВ.

Соглашение о военно-техническом сотрудничестве (29 октября 1993 г.)1;

Соглашение о производственной и научно-технической кооперации

предприятий оборонных отраслей промышленности (20 мая 1994 г.)2;

Договор о военном сотрудничестве (19 декабря 1997 г.)3;

Договор о развитии военно-технического сотрудничества (10 декабря 2009 г.)4;

Военная доктрина Союзного

государства 2001-2018 (4 ноября 2021 г.)5.

1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о военно-техническом сотрудничестве // https://docs.cntd.ru/document/901775961

2 Соглашение между Правительством Российской

Федерации и Правительством Республики Беларусь о

производственной и научно-технической кооперации

предприятий оборонных отраслей промышленности (Минск, 20 мая 1994 г.) // https://base.garant.rU/1119278/1cafb24d049dcd1e7707a2 2d98e9858f/

3 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве (Минск, 19 декабря 1997 г.) (с изменениями и дополнениями) // https://base.garant.ru/2541575/

4 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества // https://docs.cntd.ru/document/902197024

5 Постановление от 4 ноября 2021 г. № 5 О Военной доктрине Союзного государства // https://посткомсг.рф/documentation/document/1899/

Благодаря многолетним интенсивным инвестициям СССР развернул крупнейшую в мире оборонно-промышленную базу с 30005000 предприятий и рабочей силой 7-10 млн. чел. В эту отрасль вошли 150 крупных сборочных предприятий, тысячи

предприятий по производству

комплектующих изделий и материалов, более 1500 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных центров6.

Как видно, в советское время в БССР работали 120 организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), из них -15 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Крупные производства, как правило, не размещались. После распада СССР ОПК Белорусии оказался разобщен по причине ведомственной принадлежности к различным отраслям промышленности: радиотехнической, электронной, оптико-механической, авиационной,

приборостроительной промышленности; авто и тракторостроения. Такая ситуация не способствовала развитию ОПК Республики. Поэтому для реализации единой политики в области обеспечения обороны, развития и усиления военно-технического

сотрудничества с другими странами в декабре 2003 г. по инициативе Президента А.Г. Лукашенко был создан Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.

Сегодня ОПК Белорусии представлен порядка 50 предприятий и организаций, среди которых Минский завод колесных тягачей, Минское производственное объединение вычислительной техники (МПОВТ) им. Г.К. Орджоникидзе, ОАО «Пеленг», ОАО «Конструкторское бюро „Дисплей"», Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО), БПО «Экран», РУП «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения», Особое техническое бюро (ОТБ) Научно-

исследовательского института средств автоматизации, НПО «АГАТ», НПО «Интеграл», Гомельское конструкторское бюро «Луч», Гомельский радиозавод, Многопрофильное научно-

производственное частное унитарное предприятие «Тетраэдр», Унитарное предприятие «Минотор-Сервис», Научно-технический центр «ДЭЛС» и др.[Азимова 2021: 69-83]. Эти предприятия осуществляют разработку, производство, модернизацию и ремонт продукции военного назначения для нужд силовых ведомств Республики Беларуси, Российской Федерации, других стран СНГ и государств дальнего зарубежья по целому ряду направлений вооружения и военной техники7.

Оружейный рынок бывшего СССР делится на три сектора: «Первичный» рынок оружия - закупка новых образцов вооружения и заказ техники; «распродажа кладовых» - популярная в девяностые годы, но постепенно исчезающая тенденция продажи оружейных запасов Советской Армии; модернизация систем вооружения -установка новых модулей и замена устаревших компонентов на боевой технике. После подписания Беловежских соглашений и распада СССР между бывшими Советскими республиками остро встал вопрос о разделе военного имущества и запасов армии. Именно на территории Украины и Белоруссии находились наиболее подготовленные и вооруженные лучшими образцами техники военные округа8. Это во многом предопределило расклад их военно-технического сотрудничества в

постсоветские годы.

В своем развитии военно-техническое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами выделяются три этапа, характеризующихся разным

содержательным наполнением и

приоритетными направлениями,

используемыми для реализации

соответствующих мероприятий

6 Калабеков И.Г. СССР и страны мира в цифрах, 2008 - 2022 // http://su90.ru/defind.html

7 Преимущество оборонной промышленности

Беларуси — в широте диапазона военных технологий

Адрес документа:

http://www.belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/2_2005/art1v 2.html

8 Курилкин А. «Круговорот оружия» на рынке СНГ // https://eurasia.expert/krugovorot-oruzhiya-na-rynke-sng/

организационно-управленческими формами, правовым инструментарием: 1) становление (1991-2003 гг.); 2) упорядочение и стабилизация (2003-2018 гг.); 3) инновационный прорыв (с 2018 г. по настоящее время) [Сильванович 2019: 39].

Рассмотрим структуру и динамику развития ВТС Белоруссии.

Выводы строятся на анализе базы данных Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ). База данных СИПРИ по поставкам оружия содержит информацию о поставках основных видов обычных вооружений государствам, международным

организациям и негосударственным вооруженным группировкам за период с 1950 до 2021 гг. Новые данные публикуются ежегодно, заменяя данные из прежних изданий Ежегодника СИПРИ или других публикаций СИПРИ. Определение СИПРИ «поставок» оружия охватывает продажи оружия, предоставление лицензий на его производство, безвозмездную помощь, дары и большую часть кредитов или лизинговых договоров. Поставленные изделия должны использоваться в военных целях: получателями оружия должны быть вооруженные силы, военизированные формирования или разведывательные службы другой страны, неправительственная вооруженная группировка или

международная организация.

База данных СИПРИ по поставкам оружия охватывает лишь «основные виды вооружений», определенные следующим образом: большая часть самолетов

(включая беспилотные); (Ь) большая часть бронированной техники; (^ артиллерия калибра 100 мм и более; (ф информационные средства (радары, сонары и многие пассивные электронные системы); зенитные ракетные системы и крупнокалиберные зенитные орудия; (1) управляемые ракеты, торпеды, бомбы и снаряды; (§) большая часть кораблей; (И) двигатели для самолетов, способных вести боевые действия, и других более тяжелых самолетов, для боевых кораблей и крупных вспомогательных кораблей и для бронетанковой техники; (1) большая часть орудий или оснащенных ракетами боевых

модулей для бронетанковой техники; (j) разведывательные спутники; (k) системы дозаправки топливом в полете; и (l) корабельная артиллерия, пусковые ракетные установки и противолодочное оружие.

Сразу отметим, что, во-первых, с учетом специфики отдельных стран мира, информация за ряд лет у СИПРИ отсутствует. А во-вторых, обратим внимание на то, как осуществляет свои подсчеты SIPRI. Известно, что они проводят свои исследования на основе анализа открытых источников информации по собственной методологии. Так, заявляя о претензиях на создание объективной картины мировой торговли вооружением и на обозначение основных трендов этой торговли, исследователи СИПРИ не пытаются произвести максимально всеобъемлющие подсчеты непосредственно трансфертов вооружений в глобальной системе мирового военно-технического сотрудничества.

Взамен этого в СИПРИ создан и используется собственный искусственный и относительно опосредованный

индикативный показатель для этой сферы, который получил обозначение СИПРИ Trend-Indicator Value (TIV). Согласно пояснениям самого института, TIV представляет собой систему оценки «себестоимости» основных известных видов вооружения и предназначен для выражения объема трансфертов «военных ресурсов», а не реальной финансовой стоимости поставляемого вооружения. По сути, игнорируются реальные экономические параметры производства и стоимости конкретных образцов вооружений. Для вооружения, уже бывшего в эксплуатации, вводится эквивалент 40% по отношению к новому вооружению того же типа, а для вооружения, прошедшего перед поставкой «значительный ремонт» или модернизацию, установлен эквивалент 66%. При этом реальная стоимость контрактов на поставку данного вооружения игнорируется. Особо подчеркивается тот факт, что «цифры TIV не представляют продажные цены для поставок оружия». Будем это иметь в виду анализируя позиции Белоруссии в рейтинге мировых экспортеров и импортеров вооружений.

Вначале выясним как по данным СИПРИ Белоруссия представлена в мировом рейтинге экспорта вооружений за период с 1992 по 2021 г.

Как видно из приведенных данных, которые носят достаточно разрозненный и не полный характер, в ТОП-10 стран, которые являлись крупнейшими получателями белорусской продукции оборонно-промышленного комплекса с 1992 по 2021 гг., входили: Перу, Азербайджан, Судан, Алжир, Ангола, Вьетнам, Йемен, Сирия, Марокко, Китай. Первая тройка партнеров Белоруссии по экспорту представлена Азербайджаном, Алжиром и Анголой. По общему объему поставок в указанный период Белоруссия входит в условную «Большую двадцатку» продавцов вооружений, занимая 17 позицию с показателем 3365 млрд. долл., уступая Канаде (5598 млрд. долл.), но опережая Турцию (3365 млрд. долл.)9.

Объективные данные, представленные в таблице 2, указывают на то, что ТОП-3 поставок продукции ВПК Республики Беларусь составляют самолеты,

бронетехника и системы ПВО. При чем абсолютный максимум данного показателя приходится на авиацию. Речь идет о поставках двух Су-24 (2 ед.) и МиГ-29С (25 ед.) в Алжир, Су-22 (7 ед.), Су-24 (1 ед.), Су-27С (2 ед.) и МиГ-23МЛ (7 ед.) - в Анголу, Су-25 (11 ед.) - в Азербайджан, Ил-76М (5 ед.) - в Китай, Су-25 (18 ед.) и МиГ-29С (18 ед.) - в Перу, Су-24 (4 ед.) и Су-25 (19 ед.) -в Судан, МиГ-23МС (33 ед.) - в Сирию10. Анализ базы данных СИПРИ свидетельствует о том, что в абсолютном большинстве случаев речь идет о подержанном вооружении (second hand).

Что касается бронетехники, то в исследуемый период она поставлялась Белоруссией в Анголу (БМП-1 - 21 ед., БМП-

2 - 62 ед., Т-55АМ-2 - 62 ед., T-72M1 - 22 ед.,); Азербайджан (Т-72М-1 - 153 ед.); Венгрию (Т-72М-1 - 100 ед.); Марокко (Т-72В - 100 ед.); Судан (Т-55 - 9 ед., Т-55АМ-2 - 60 ед., БМП-2 - 9 ед., БРДМ-2 - 39 ед., БТР-70 - 78 ед.); Йемен - Т-72В - 27 ед., Т-80 - 92 ед.)11. Как в случае с авиацией в абсолютном большинстве случаев речь идет о подержанном вооружении (second hand).

Системы ПВО, поставляемые Белоруссией в третьи страны представлены: Бук-М1 (Азербайджан, 2 ед.); С-125 Печора (Эритрея, 2 ед.), Мьянма (Куб-M, 2 ед.), С-125T Печора-2T (Вьетнам, 2 ед.). Ракетное вооружение в свою очередь представлено такими изделиями, как: управляемые ракеты А-200 для РСЗО В-200 «Полонез» (Азербайджан, 300 ед.), ракеты V-601 для С-125 Печора (Эритрея, 70 ед.), ракеты 3М9 для Куб-M (Мьянма, 100 ед.), управляемые противотанковые ракеты 9M119 для ПТРК «Рефлекс» (Пакистан, 1920 ед.), ракеты класса «воздух-воздух» Kh-25 (Перу, 100 ед.), К^29 (Перу, 100 ед.), Kh-58U (Перу, 25 ед.), R-27R/T (Перу, 70 ед.), R-60 (Перу, 373 ед.), переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла» (Сирия, 300 ед.)12. Поставляемая продукция также является second hand (подержанное вооружение).

Иными словами, как видно, одной из особенностей взаимодействия Белоруссии с внешними партнерами в рамках ВТС стал стратегический курс на утилизацию избыточного вооружения и военной техники посредством их продажи странам, относящихся к т.н. «Глобальному Югу» Азербайджан, Алжир, Венгрию, Вьетнам, Пакистан, Перу и др. При этом обращает на себя внимание и другая особенность - это относительно небольшие объемы поставок партий авиации, бронетехники, систем ПВО.

Обратимся теперь к анализу позиций Белоруссии в рейтинге импортеров

9 TIV of arms exports from the top 50 largest exporters, 1991-2021 // https ://armstrade. sipri. org/armstrade/html/export_toplist. php

10 Transfers of major weapons: Deals with deliveries or

orders made for 1991 to 2021 //

https://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register. php

11 Transfers of major weapons: Deals with deliveries or orders made for 1991 to 2021 // https://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register. php

12 Transfers of major weapons: Deals with deliveries or orders made for 1991 to 2021 // https://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register. php

вооружений. По данным SIPRI, в мировом рейтинге импорта вооружений за период с 1991 по 2021 г. включительно Белоруссия представлена следующим образом.

Как видно фактически монопольным поставщиком вооружений в Белоруссию за весь постсоветский период остается Россия с общим объемом поставок на 1389 млн долл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ТОП-4 поставок входят авиатехника, средство ПВО, ракетное вооружение, бронетехника. Среди поставленной Россией в Белоруссию продукции преобладает авиатехника: МиГ-29 - 4 ед., Су-30МК - 12 ед., Як-130 - 8 ед., Ми-8МТ - 12 ед., Ми-24П - 4 ед., Як-52 - 1 ед. Системы ПВО в поставках представлены: С-300ПС - 4 ед., С-300ПМЮ1 - 4 ед., ТорМ1 - 20 ед. Ракетное вооружение представлено зенитными управляемыми ракетами: 5В55 - 150 ед., 9M338 - 500 ед., 48Н6 - 150 ед. Место в поставках бронетехники из России: танки T-72Б3 - 25 ед., БТР-80 - 2 ед., БРТ-82А - 62 ед.13

Очевидно, что 30-летний опыт оборонно-промышленного сотрудничества Белоруссии учит, что с целью его дальнейшего прогрессивного поступательного развития необходима более активная переориентация Республики с реализации запасов вооружений советской эпохи к выпуску и поставке заказчикам качественно новой продукции. Это будет способствовать дальнейшему укреплению доверия между сторонами, взаимовыгодному и

долгосрочному взаимодействия. Не менее значимым является и другой опыт, суть которого заключается в придании дополнительного импульса экспорту сервисных, образовательных и научных услуг, что позволит гарантировать прорыв в международном военно-техническом

сотрудничестве, обозначенный Президентом Белоруссии [Сильванович 2019: 41].

Важность развития ВТС для любого государства определяется тем, что обеспечивает реализацию национальных интересов страны в политической, экономической и военно-экономической сферах, способствуя усилению

13 Transfers of major weapons: Deals with deliveries or orders made for 1991 to 2021 // https ://armstrade. sipri. org/armstrade/page/values.php

обороноспособности, укреплению позиции государства на международной арене, формированию партнерских отношений с зарубежными странами, выгодного регионального баланса сил, обеспечению развития экспортного потенциала, улучшению финансового положения и повышению научно-технического и технологического потенциала предприятий оборонного сектора экономики, получению валютных средств для нужд развития оборонного производства и государственных нужд [Леонов, Леонович 2018: 185-186].

Рассмотрим теперь военно-

политическую повестку и оперативно-тактическую обстановку, в рамках которых формируется военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь. С 2017 г. на восточном фланге Североатлантического альянса в Эстонии, Латвии, Литве и Польше были развернуты четыре

многонациональные боевые группы численностью около 1 тыс. военных каждая. В 2022 г. их количество было удвоено. Дополнительные части

формируются в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии.

В 2022 г. на летнем саммите Североатлантического альянса в Мадриде блок договорился расширить эти многонациональные боевые группы с батальонного до бригадного уровня, резко нарастив их численность не только за счет увеличения присутствия США, но и за счет европейских стран Североатлантического альянса.

США нарастили как сухопутный, так и воздушный и морской компоненты своего присутствия в Восточной Европе. В этом году в Польше дополнительно разместили 3,2 тыс. солдат 3-й бронетанковой бригадной боевой группы из состава 1 -й кавалерийской дивизии. Еще свыше 4 тыс. военных 2-й бригадной боевой группы 101 -й воздушно-десантной дивизии прибыли в Польшу, Румынию и Прибалтику. Их подразделения переброшены вместе с вертолетами, которые обеспечивают высадку десанта и огневую

поддержку. Усилена и артиллерийская составляющая, включая пусковые установки ракет HIMARS14

Правительство Польши заключило договоры на поставку 1,3 тыс. новых танков американского и южнокорейского производства. Кроме них страна приобретет сотни единиц самоходных и артиллерийских систем, а также высокоточную реактивную артиллерию. Поставки гаубиц из Южной Кореи в Польшу уже начались, но завершить амбициозный план перевооружения планируется только к 2035 г. В случае его исполнения страна станет обладателем крупнейшей танковой группировки среди всех европейских членов

Североатлантического альянса. По их количеству она превзойдет

Великобританию, Германию, Италию и Францию, вместе взятые. При этом, в отличие от потенциально временного размещения у российских границ американских и многонациональных сил, польская группировка будет находиться там постоянно.

Четыре боевые группы на Северо-Востоке (в Эстонии, Латвии, Литве и Польше) находятся под командованием Североатлантического альянса через штаб Многонационального корпуса «Северо-Восток» (Multinational Corps Northeast (MNC NE)) в Щецине (Польша). Обучение и подготовку боевых групп в Польше и Прибалтике координируют два дивизионных штаба. Для боевых групп в Польше и Литве это штаб многонациональной дивизии Североатлантического альянса «Северо-Восток» (Multinational Division North East (MND-NE)) в Эльблонге (Польша), для групп в Латвии и Эстонии - штаб многонациональной дивизии

Североатлантического альянса «Север» (Multinational Division North (MND N)).

Четыре новые боевые группы в Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии находятся в процессе интеграции в командную структуру Североатлантического альянса 15.

О создании совместной группировки было объявлено президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 10 октября 2022 г. на фоне обострения на западных границах Союзного государства России и Белорусии. Формирование такого соединения предусмотрено Союзным договором. В период с 15 октября по 2 ноября 2022 г. Сейчас в составе группировки около 9 тысяч российских военнослужащих, 170 танков, 200 БМП, 100 артиллерийских стволов. По опыту маневров «Союзная решимость -2022» известна вероятная динамика переброски российских войск в РБ (инфраструктурные возможности

базирования) - более 100 эшелонов (5200 вагонов и платформ) в неделю16.

В боевом строю белорусской армии - 47 тысяч действующих военнослужащих (290 тысяч - в резерве), более 190 самолетов и вертолетов, 600 танков (без учета находящихся на хранении) и почти 1900 единиц другой бронетехники, 710 артиллерийских и 238 ракетных установок (включая реактивную систему залпового огня «Полонез» большой дальности)17.

С 22 октября в Белоруссии начались совместные с Россией мероприятия боевого слаживания. будет отрабатываться задача по прикрытию одного из участков границы, который окажется потенциально опасным, где может состояться провокация и вторжение. Поэтому одна из боевых задач -быстрая передислокация ударной группировки на нужное направление. В слаживании участвует 11 тыс. человек из сухопутных войск Белоруссии и девять тысяч российского контингента. Вероятно, до конца ноября стороны завершат боевое

14 НАТО подкачалось: какие силы нарастил альянс у границ России и Белоруссии. С февраля этого года группировка блока в Восточной Европе увеличилась в 2,5 раза// https://iz.ru/1420717/anton-lavrov/nato-podkachalos-kakie-sily-narastil-alians-u-gramte-rossii-i-belorussii

15 Наращивание сил НАТО и США в Европе: риски и

последствия для России и Белоруссии //

https://eurasia.expert/narashchivanie-nato-v-evrope-riski-i-posledstviya-dlya-rossii-i-belorussii/

16 Около 170 танков и до 200 бронемашин перебросят в Беларусь из России // https://rg.ru/2022/10/17/okolo-170-tankov-i-do-200-bronemashin-pribudut-v-belarus-iz-rossii.html

17 Официальный сайт Министерства обороны Республики Беларусь // https://www.mil.by/ru/

слаживание, и тогда региональная группировка будет готова к реальным действиям по защите границ Союзного государства.

Белорусские части ВВС и ПВО совместно с российскими подразделениями ВКС и ПВО с сентября охраняют воздушные границы Союзного государства. На территории Республики Беларусь действуют два центра совместной боевой подготовки ВВС и войск ПВО. Российские стратегические ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160 летают в белорусском небе с боевой нагрузкой, истребители ВВС Беларуси прикрывают их в постоянной готовности к боевому применению. До недавнего времени основу истребительного парка Республики Беларусь составляли МиГ-29 с обновленными авионикой, системами РЭБ и вооружением (ракеты «воздух-воздух» Р-77 дальностью до 100 км)18.

На земле с помощью радиолокационного комплекса «Сопка-2» производства России белорусские расчеты ПВО видят отметки целей в небе над Украиной и Польшей. В республике развернуты также системы радиоэлектронной борьбы «Красуха-4» дальнего действия.

Республика Беларусь и Российская Федерация еще в 2016 г. создали Единую региональную систему ПВО (пять авиационных, десять зенитных ракетных, пять радиотехнических частей и одна -радиоэлектронной борьбы). Белоруссия получил (безвозмездно) четыре дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-300ПС,

которые размещены в Брестской, Витебской и Гродненской областях Республики Беларусь. Ранее Россия поставила четыре дивизиона С-300ПС в обмен на шасси МЗКТ-79221 для комплексов РВСН «Тополь-М».

Географическое положение Республики Беларусь позволяет ракетному оружию сухопутных войск контролировать оперативное пространство всей Западной Европы. Для гарантии боевого превосходства на территории Республики Беларусь могут быть размещены гиперзвуковые ракеты «Кинжал» (носители которых, тяжелые истребители Миг-31 замечены в небе над Белоруссией). Структура и состав группировки войск Союзного государства будет соответствовать уровню вероятной эскалации - без ограничений, включая тактическое ядерное оружие.

Пока что подобный конфликт представляется в большей степени гипотетическим. Все-таки любые агрессивные действия со стороны Польши и Литвы в отношении Республики Беларусь как главного союзника Российской Федерации будут означать прямое столкновение Североатлантического альянса с нашей страной со всеми вытекающими последствиями такого шага. Очевидно, на данный момент Североатлантический альянс к подобным действиям не готов и предпочитает оставаться в режиме прокси-войны, воюя с Россией руками украинских солдат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азимова М.Р. Состояние и перспективы военно-технического сотрудничества на постсоветском пространстве // Россия и современный мир, 2021. №1 (110). С. 69-83.

Астахова С.В. Военное сотрудничество Белоруссии и России // Россия и новые государства Евразии. 2013. № 3 (20). С. 50-56.

Астахова С.В. Белоруссия и Россия: сотрудничество в военной сфере // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 1 (38). С. 181-190.

Астахова С.В. Военно-техническое сотрудничество России и Белоруссии // Россия и новые государства Евразии. 2009. № 3 (4). С. 61-69.

Головченко Р. Интеграция, кооперация, модернизация: особенности военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами // ВПК. Беларусь, 2011. № 2. С. 2-9.

18 Официальный сайт Министерства обороны Республики Беларусь // https://www.mil.by/ru/

Гронский А.Д. Военно-техническое сотрудничество Белоруссии и Китая в ракетной области // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 3 (40). С. 135-146.

Дегтерёва Е.А., Чернышёва А.М. Совершенствование финансовых механизмов военно-технического сотрудничества стран - участниц ОДКБ на примере опыта ЕС // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 2 (383). С. 383-396.

Дубогрызова Д.Г. Основные направления сотрудничества КНР и Беларуси // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 8. С. 694-707.

Коновалов Н.М. Сотрудничество России и Белоруссии в сфере оборонной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 100-104.

Косов А.П. Роль и место постсоветского пространства во внешней политике Республики Беларусь: концептуальные основы // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 2. С. 155161.

Мухаметов Р.С. Военное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья: основные направления // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 23 (314). С. 13-18.

Семибратов Е.В. Проблемы российско-белорусского военного сотрудничества 1996-2015 гг. // В сборнике: Внешняя политика России на пространстве СНГ. Материалы Межвузовской научной конференции. М.: ИПК РУДН, 2016. С. 242-258.

Сильванович О.В. Международное военно-техническое сотрудничество Беларуси: современное состояние и перспективы // Журнал международного права и международных отношений. 2019. № 1-2 (88-89). С. 37-43.

Созыкин М.В. Исторический опыт российско-белорусского сотрудничества в сфере обороны (1991-2016 гг.) // Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Рос. ун-т дружбы народов. Москва, 2017.

Сорокин А.Ю. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией // В сборнике: Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние. сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Орел, 2016. С. 199-204.

Фёдорова В.Ф. Безопасность Союзного государства: проблемы и перспективы взаимных поставок продукции военного назначения / В. Ф. Фёдорова, Н. Е. Леонова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 13-14 апр. 2017 г. В 4 ч. Ч. 2. Минск: Воен. акад. Респ. Беларусь, 2018. С. 224-228.

Фомин А.В. Оборонно-промышленная кооперация государств-членов Организации Договора о Коллективной Безопасности // В сборнике: Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: проблемы и решения. Сборник материалов 3-й Международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 293-301.

Чистяков А.И. Военно-техническое сотрудничество России с Белоруссией, Арменией и Казахстаном в контексте формирования Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2015. Т. 6. № 1 (18). С. 229-235.

Шутова Т.В. Анализ принципов управления системой военно-технического сотрудничества в целях ее оптимизации // Вестник БелУПК, 2006. № 4. С. 87-93.

REFERENCES

Astahova S.V. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii i Belorussii // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. 2009. № 3 (4). S. 61-69.

Astahova S.V. Voennoe sotrudnichestvo Belorussii i Rossii // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. 2013. № 3 (20). S. 50-56.

Astahova S.V. Belorussiya i Rossiya: sotrudnichestvo v voennoj sfere // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. 2018. № 1 (38). S. 181-190.

Azimova M.R. Sostoyanie i perspektivy voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva na postsovetskom prostranstve // Rossiya i sovremennyj mir, 2021. №1 (110). S. 69-83.

Chistyakov A.I. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s Belorussiej, Armeniej i Kazahstanom v kontekste formirovaniya Evrazijskogo Ekonomicheskogo Soyuza (EAES) // Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS. 2015. T. 6. № 1 (18). S. 229-235.

Degteryova E.A., CHernyshyova A.M. Sovershenstvovanie finansovyh mekhanizmov voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva stran - uchastnic ODKB na primere opyta ES // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2020. T. 16. № 2 (383). S. 383-396.

Dubogryzova D.G. Osnovnye napravleniya sotrudnichestva KNR i Belarusi // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 8. S. 694-707.

Fomin A.V. Oboronno-promyshlennaya kooperaciya gosudarstv-chlenov Organizacii Dogovora o Kollektivnoj Bezopasnosti // V sbornike: Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v Rossijskoj Federacii: problemy i resheniya. Sbornik materialov 3-j Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 293-301.

Fyodorova V.F. Bezopasnost' Soyuznogo gosudarstva: problemy i perspektivy vzaimnyh postavok produkcii voennogo naznacheniya / V. F. Fyodorova, N. E. Leonova // Aktual'nye problemy social'no-gumanitarnogo znaniya v kontekste obespecheniya nacional'noj bezopasnosti: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 13-14 apr. 2017 g. V 4 ch. CH. 2. Minsk: Voen. akad. Resp. Belarus', 2018. S. 224-228.

Golovchenko R. Integraciya, kooperaciya, modernizaciya: osobennosti voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Respubliki Belarus' s inostrannymi gosudarstvami // VPK. Belarus', 2011. № 2. S. 2-9.

GronskijA.D. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Belorussii i Kitaya v raketnoj oblasti // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. 2018. № 3 (40). S. 135-146.

Konovalov N.M. Sotrudnichestvo Rossii i Belorussii v sfere oboronnoj politiki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. № 11 (139). S. 100-104.

Kosov A.P. Rol' i mesto postsovetskogo prostranstva vo vneshnej politike Respubliki Belarus': konceptual'nye osnovy // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 2. S. 155-161.

Muhametov R.S. Voennoe sotrudnichestvo Rossii so stranami blizhnego zarubezh'ya: osnovnye napravleniya // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 23 (314). S. 13-18.

Semibratov E.V. Problemy rossijsko-belorusskogo voennogo sotrudnichestva 1996-2015 gg. // V sbornike: Vneshnyaya politika Rossii na prostranstve SNG. Materialy Mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii. M.: IPK RUDN, 2016. S. 242-258.

SHutova T.V. Analiz principov upravleniya sistemoj voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v celyah ee optimizacii // Vestnik BelUPK, 2006. № 4. S. 87-93.

Sil'vanovich O.V. Mezhdunarodnoe voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Belarusi: sovremennoe sostoyanie i perspektivy // ZHurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij. 2019. № 1-2 (88-89). S. 37-43.

Sorokin A.YU. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo mezhdu Rossiej i Belorussiej // V sbornike: Rossiya i Zapad. Idei, politika, kul'tura. Konflikt - dialog - vzaimovliyanie. sbornik statej kafedry vseobshchej istorii i regionovedeniya, posvyashchennyj 450-letiyu goroda Orla i 25-letiyu kafedry. FGBOU VO «Orlovskij gosudarstvennyj universitet imeni I.S. Turgeneva». Orel, 2016. S. 199-204.

SozykinM.V. Istoricheskij opyt rossijsko-belorusskogo sotrudnichestva v sfere oborony (1991-2016 gg.) // Avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskih nauk / Ros. un-t druzhby narodov. Moskva, 2017.

ПРИЛОЖЕНИЕ/ЛРРЕШГХ

Таблица 1.

Основные мощности ВПК СССР19

Республика СССР Доля оборонных предприятий республики в ВПК СССР (%) Примерное количество оборонных предприятий и объектов НИОКР Примерное количество работников на предприятиях ВПК, млн.

РСФСР ~70 2000-4000 5-8

УССР ~15 ~700 1,5 (0,5 млн на предприятиях ВПК и ~ 1 млн. участвовали в выпуске оборонной продукции)

БССР ~5 ~120 0,3

КазССР ~3 ~50 н.д.

Таблица 2.

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 e e 2 2002 2003 2004 2005 2006 6 0 0 2 2008 2009 2010 2011 2012 2 E 2 2014 2015 2016 2017 2018 8 01 2 2020 2021 Всег

1 Азербайджан о <N m - LZ ON iri ON NO с с m m о m со со со

2 Алжир 00 <N <N 00 iri с c~. m <N CO CO

3 Ангола ОО iri 00 о NO <-< 272

4 Вьетна о NO о NO о m m <N m <N с m <N со <N m NO <N

5 Йемен NO 1Г1 m 00 <N 00 <N m <N

6 Сирия <N <N NO ON

7 Марокко с о <N

8 Китай с О

9 Перу а\ t m NO <N <N

1 0 я 05 е и 'Г, <N <N о <N m c •t iri NO no OO on m on m О - ОС m

\20

19 Калабеков И.Г. СССР и страны мира в цифрах, 2008-2022 // http://su90.ru/defind.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 TIV of arms exports from Belarus, 1991-2021 // https://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php

с - а. а о с В ОС O-CN t-t- C N0 £ N0 4- IT <N CT> Г- с С" о <N <N 0^ 0^ 0^ 0^ NO <N о ON О m ON m N0 m <N 00 ON 2639

Таблица 3. Крупнейшие страны-получатели вооружений из Белоруссии по видам продукции (млн. долл.)21

(N ON on 2 ON ON 1 3 ON ON 1 4 ON ON 1 5 ON ON 1 6 ON ON 1 7 ON ON 1 ON ON 1 2000 0 О О 2 1 О 2 s О 2 3 о О 2 4 о о 2 5 о о 2 2007 7 О О 2 о о 2 2010 0 О 2 <N О 2 2 О 2 3 о 2 4 о 2 5 о 2 2017 7 О 2 ON T— О 2 2020 0 <N С 2 Всего

1 Авиатехника О <N m <-< m О <N <-< m <N ON m ON <N m о <N 00 iri NO m <N 00 m NO <N NO 00 iri о <N

2 Бионетехник 00 ON О О <N 00 iri 00 <N о <N 00 о <N т f о m 00 <N ON m IT1 о m ON NO m ON m ON

3 ПВО т <N m m m ON о NO iri 00 <N

4 Ракеты ON <N m <N <N т NO NO о m 00

5 Датчики iri m <N m <N m <N m <N m <N 00 <N

6 в с о Ч с; В ЕС < - <N 00 1Т1 - О IT1 <N ON 00 ON

7 Двигатели 00

Всего 00 ON 00 ON m m NO <N m ON ON m NO ON т т NO 5 ON iri NO ON ON ON NO О <N <N О ON ON iri ON iri 00 ON iri NO m m

Крупнейшие страны-поставщики вооружений в Таблица 4. Белоруссию (млн. долл.)22

(N ON on 2 ON ON 1 3 ON ON 1 4 ON ON 1 5 ON ON 1 6 ON ON 1 7 ON ON 1 ON ON 1 2000 О о 2 1 О 2 s о 2 3 о о 2 4 О О 2 5 о о 2 2007 7 о о 2 о о 2 О О 2 0 о 2 1 о 2 2 о 2 3 о 2 4 О 2 5 О 2 2017 7 О 2 ON T— О 2 2020 <N С 2 Всего

1 Россия NO in NO NO ON 00 m m m m <N NO 0^ 00 m

2 Украина NO <N m о m

3 Китай <N - -

Всего 5 5 NO О m in NO NO ON ON NO 00 <N m m m m <N NO NO m

21 TIV of arms exports from Belarus, 1991-2021 // https://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php

22 Там же.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Курылев Константин Петрович — Konstantin P. Kurylev — Doctor of д.и.н., профессор кафедры теории и истории Historical Sciences, Professor of the международных отношений РУДН, Москва, Department of Theory and History of Россия. E-mail: kurylev-kp@rudn.ru International Relations of RUDN University.

Moscow, Russia. E-mail: kurylev-kp@rudn.ru

Таблица 5.

Крупнейшие страны-поставщики вооружений в Белоруссию по видам продукции .............(млн. долл.)23..............

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Всего

1 Авиатехника 5 NO <N to m 00 5 NO о m in

2 ПВО OO NO о in о о NO in ON о о m ON m

3 Ракеты 00 ■з- CO iri <N iri <N NO NO 1 fl <N

4 Бронетехник NO NO

5 Датчики m m NO <N NO <N со ON

6 Двигатели О О -

7 s с Ol Ч 4 5 S- о « <N

Всего 5 NO o CO 'Г, NO NO 00 ON <N со со со со NO 1435

Пархитько Николай Петрович —

кандидат исторических наук, доцент кафедры Теории и истории журналистики Филологического факультета РУДН. Москва, Россия E-mail: scharnchorst@mail.ru

Nickolay P. Parkhitko — PhD in History, Associate Professor of the Theory and History of Journalism Department, RUDN University. Moscow, Russia. E-mail: scharnchorst@mail.ru

23 TIV of arms exports from Belarus, 1991-2021 // https://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php

Станис Дарья Владимировна — к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов. Россия, Москва. E-mail: stanis-dv@rudn.ru

Darya V. Stanis — Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal administration of the RUDN University; Russia, Moscow. E-mail: stanis-dv@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.